от 1 июля 2013 года N 66/2013-ОЗ
Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области
(с изменениями на 29 июня 2022 года)
(редакция, действующая с 10 июля 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 30 января 2014 года N 6/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 30.01.2014);
Законом Московской области от 8 мая 2014 года N 49/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 13.05.2014);
Законом Московской области от 22 октября 2014 года N 133/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.10.2014);
Законом Московской области от 20 июня 2015 года N 94/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.06.2015);
Законом Московской области от 16 февраля 2017 года N 15/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.02.2017);
Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
Законом Московской области от 24 апреля 2017 года N 63/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.04.2017);
Законом Московской области от 30 ноября 2017 года N 203/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 01.12.2017);
Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 77/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 31.05.2018);
Законом Московской области от 4 февраля 2019 года N 7/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.02.2019);
Законом Московской области от 13 мая 2019 года N 83/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 15.05.2019);
Законом Московской области от 9 июля 2019 года N 151/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 12.07.2019);
Законом Московской области от 5 марта 2020 года N 24/2020-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 11.03.2020);
Законом Московской области от 28 декабря 2020 года N 311/2020-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 5000202012290010);
Законом Московской области от 26 января 2021 года N 1/2021-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.01.2021, N 5000202101260003);
Законом Московской области от 6 июля 2021 года N 134/2021-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.07.2021, N 5000202107090007);
Законом Московской области от 25 октября 2021 года N 180/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 27.10.2021);
Законом Московской области от 27 июня 2022 года N 99/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.06.2022);
Формирование фонда капитального ремонта
Законом Московской области от 29 июня 2022 года N 104/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.06.2022) (распространяются на правоотношения, возникшие с 15 июня 2022 года).
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 27 июня 2013 года N 9/57-П
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, обеспечивающего безопасные и благоприятные условия проживания граждан в таких многоквартирных домах в соответствии с нормативными требованиями, а также порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области (далее — региональная программа), и требования к этой программе, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
1) фонд капитального ремонта — взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также средства государственной и (или) муниципальной поддержки;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Законом Московской области от 15 июня 2016 года N 63/2016-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 4 марта 2017 года Законом Московской области от 16 февраля 2017 года N 15/2017-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2017 года Законом Московской области от 30 ноября 2017 года N 203/2017-ОЗ. — См. предыдущую редакцию)
2) специальный счет — счет, открытый в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, предназначенный для аккумулирования средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) владелец специального счета — товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах; осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 187/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2015 года Законом Московской области от 30 декабря 2014 года N 187/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Законом Московской области от 15 июня 2016 года N 63/2016-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2017 года Законом Московской области от 24 апреля 2017 года N 63/2017-ОЗ. — См. предыдущую редакцию)
4) региональный оператор специализированная — некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также иные функции, установленные настоящим Законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 марта 2017 года Законом Московской области от 16 февраля 2017 года N 15/2017-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2022 года Законом Московской области от 29 июня 2022 года N 104/2022-ОЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 15 июня 2022 года. — См. предыдущую редакцию)
5) Техническое обследование общего имущества в многоквартирном доме — комплекс мероприятий по определению и оценке технического состояния несущих конструкций, инженерных коммуникаций и иного общего имущества в многоквартирном доме.
6) краткосрочный план реализации региональной программы — план мероприятий по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который формируется сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, предусматривает конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточняет планируемые виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определяет виды и объем государственной и (или) муниципальной поддержки капитального ремонта.
Статья 3. Формирование фонда капитального ремонта
1. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
2. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
2_1. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации, должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, установленной частью 2_2 статьи 5 настоящего Закона.
3. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 2 и 2_1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 2 и 2_1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее — орган местного самоуправления Московской области) в течение месяца со дня получения от исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области (далее — орган государственного жилищного надзора) информации, предусмотренной частью 4 статьи 7 настоящего Закона, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — система).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 77/2018-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2021 года Законом Московской области от 25 октября 2021 года N 180/2021-ОЗ. — См. предыдущую редакцию)
О принятом решении орган местного самоуправления Московской области уведомляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — уполномоченный орган), орган государственного жилищного надзора и регионального оператора в течение двух рабочих дней со дня его принятия.
3.2. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу:
2) через четыре месяца со дня направления копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено это решение, региональному оператору при условии, если такое решение принято до включения многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы или капитальный ремонт в таком доме после утверждения региональной программы не проведен.
3.3. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
3_4. Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 3_2 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Часть 3_4 дополнительно включена с 11 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 77/2018-ОЗ)
3_5. Минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах, составляет пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта.
По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
(Часть 3_5 дополнительно включена с 11 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 77/2018-ОЗ)
4. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется лицо, уполномоченное на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относится принятие решений о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
5. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия Правительством Московской области или органом местного самоуправления Московской области решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.
6. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, предусматривающее снос или реконструкцию многоквартирных домов, отвечающих критериям, установленным в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, начиная с первого месяца года, в котором в соответствии с этим решением предполагается начать переселение указанных собственников, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Московской области.
Статья 3_1. Порядок передачи документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта
1. При изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Документы и информация подлежат передаче в электронном виде и на бумажном носителе.
2. Региональный оператор в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет обязан передать владельцу специального счета информацию, предусмотренную частью 2 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Владелец специального счета в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора обязан передать региональному оператору следующую информацию:
1) о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме;
Источник: docs.cntd.ru
Формирование фонда капитального строительства
Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.
2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.
3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) — 3) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
Фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в день вступления в силу Закона Нижегородской области от 24 декабря 2015 N 205-З). Согласно действующей редакции этой же нормы фонд капитального ремонта образуют также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
16. Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В дополнительных административных исковых заявлениях Вшивкова Г.А. и Милич Л.А. ссылались на то, что администрацией города Перми не исполнена закрепленная в пункте 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность проводить мониторинг технического состояния многоквартирных домов, собственниками квартир в которых они являются. В нарушение требований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 167, частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14 Закона Пермского края N 304-ПК, не был проведен осмотр домов в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, не было созвано общее собрание собственников помещений в указанных многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, не принят нормативный правовой акт, утверждающий порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс), закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п и опубликованной на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края, установили, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт товариществом в ОАО «Сбербанк России» 01.09.2014, тогда как следовало совершить все необходимые действия для реализации выбранного способа формирования названного фонда в срок до 10.08.2014.
При этом суд исходил из того, что часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает конечный срок для проведения общего собрания жильцов.
Собственники помещений в спорном доме в установленный законом срок приняли соответствующее решение (реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет), поручили уполномоченному лицу (председателю правления товарищества) совершить юридически значимые действия в связи с принятием решения. В свою очередь, уполномоченное лицо уведомило о принятом решении районную администрацию, обратилось в банк с заявлением об открытии специального счета, а после открытия счета представило в Госжилинспекцию необходимые документы.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) с учетом официального опубликования Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, установили, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса. Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт товариществом в ОАО «Сбербанк России» 17.10.2014, тогда как следовало совершить все необходимые действия для реализации выбранного способа формирования названного фонда в срок до 21.08.2014.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.П. Вибе, В.В. Кочин и Т.М. Петрова оспаривают конституционность примененной в деле с их участием части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой орган местного самоуправления наделяется полномочием принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома в случае, если собственники помещений в нем в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, либо в случае, когда капитальный ремонт общего имущества в таком доме не был проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта.
Как усматривается из судебных актов, оспариваемым решением от 30.09.2014 N 14-11389, служба строительного надзора отказала товариществу во внесении в реестр уведомления от 14.08.2014 N 26/08-14 о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете по мотивам нарушения условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс).
Суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что часть 5 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает конечный срок для проведения общего собрания жильцов, при этом законодательное ограничение для проведения такого собрания ранее установленного срока отсутствует.
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.
16. Постановлением от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации.
в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;
в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;
в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), — по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;
Источник: legalacts.ru
Формирование фонда капитального строительства
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 Жилищного кодекса РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
По вопросам капитального ремонта многоквартирных домов обращаться по тел. 5-67-53
Источник: gornsp-adm.ru
Формирование фонда капитального строительства
Выбрать способ формирования фонда капитального ремонта жители многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) должны были до 29 мая 2014 года. Дома, собственники помещений в которых не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, по распоряжению муниципальных образований сформировали фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора.
Собственники, дома которых включены в региональную программу капремонта после 29 мая 2014 года, должны выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в течении двух месяцев после официального опубликования региональной программы капремонта, в которую включен их дом.
![]() |
Шаг 1. Найти свой дом в региональной программе капитального ремонта. |
![]() |
Шаг 2. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. |
На повестку следует вынести вопрос о выборе одного из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома. Это может быть специальный счет ТСЖ или ЖСК, специальный счет регионального оператора либо счет регионального оператора. Если собственники помещений в многоквартирных домах хотят выбрать специальный счет, то в повестку следует включить еще ряд вопросов:
· о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному по Республике Саха (Якутия);
· о сроках проведения капитального ремонта (они должны быть не позднее указанных в региональной программе проведения капремонта);
· о перечне работ и услуг по капремонту (состав перечня таких работ и услуг должен быть не менее чем состав, предусмотренный региональной программой проведения капремонта);
· о владельце специального счета (владельцем счета может быть ЖСК или ТСЖ, если оно обслуживает один МКД или несколько, но с суммой квартир не более 30 и если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, владельцем счета для домов, которые обслуживает управляющая организация, и для домов, находящихся в непосредственном управлении, может стать управляющая организация или региональный оператор);
· о банке, в котором будет открыт специальный счет.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимается не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (1 голос равен 1 квадратному метру помещения). Если выбрано формирование фонда капремонта на специальном счете, владельцем которого будет региональный оператор или управляющая организация, то протокол необходимо заполнить в двух экземплярах: один комплект останется у председателя совета многоквартирного дома, второй передаётся региональному оператору или управляющей организации.
Шаг 3. Открыть счёт
Если владельцем счета выбрано ТСЖ или жилищный кооператив, то указанная организация должна обратиться в выбранную кредитную организацию для открытия на свое имя специального счета, предъявить оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений и другие документы, предусмотренные банковскими правилами.
Если владельцем счета выбран региональный оператор или управляющая организация, то собственники помещений в многоквартирных домах должны направить протокол общего собрания региональному оператору или управляющей организации. Региональный оператор или управляющая организация должны обратиться в банк, выбранный собственниками, для открытия на свое имя специального счета и предъявить оформленное протоколом решение общего собрания.
Шаг 4. Уведомить Управление госстройжилнадзора РС(Я).После открытия специального счета, его владелец — ТСЖ, региональный оператор или управляющая организация — в течение пяти дней должны представить в Управление госстройжилнадзора РС(Я) уведомление об открытии специального счета. К нему нужно приложить копию протокола общего собрания собственников помещений, справку банка об открытии специального счета.
Как перейти со специального счёта на общий счёт регионального оператора.
Собственники помещений в многоквартирных домах на общем собрании должны принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома со специального счета на счет регионального оператора.
![]() |
Шаг 1. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, вынести на повестку дня вопрос о смене способа формирования фонда капитального ремонта. |
![]() |
Шаг 2. В течение пяти рабочих дней после принятия решения направить протокол общего собрания владельцу специального счёта. |
![]() |
Шаг 3. В течение 10 дней после получения протокола владелец специального счёта подаёт в банк заявление о расторжении договора специального счёта и перечислении остатка денежных средств. |
![]() |
Шаг 4. Решение о прекращении формирования фонда капремонта на специальном счёте и формировании его на счёте регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления протокола владельцу специального счета. |
![]() |
Шаг 5. Банк перечисляет денежные средства на счёт регионального оператора. |
Как перейти с общего счёта регионального оператора на специальный счёт
Источник: upr-gszgn.sakha.gov.ru