Под качеством законченных строительных объектов понимается – совокупмность свойств обуславливающих их пригодность и удовлетвор определен потреб-ти,в соответ-ии с назначениями прод-ции при конкретных условиях эксплуатации.
Это определение характерезует потребительский уровень качествуа, который формируется на предпроектной стадии при проектировании, при изготовлении строительных материалов и конструукций, при проведении строительно-монтажных работ и поддерживается в процессе эксплуатации.
3 этапа формирования качества строительной продукции.
1 этап – нормативный уровень, он определяется требованиями строительных норм и правил, гостов, строительных норм, ту, и других нормативных документов.
2 этап – фактический уровень – это достигнутый уровень качества конечной продукции строительства на стадиях проектирования и осуществления проекта.
3 этап – эксплуатационный этап разрабатывается и поддерживается в процессе эксплуатации строительных объектов. – на этом этапе разрабатываются и реализуются мероприятия по сохранению фактического уровня качества при эксплуатации объектов в течении заданного периода, с учётом конкретных условий эксплуатации.
Формирование арматурного каркаса под фундамент I Строительство ПКТБ I Проект «Совэлмаш»
Источник: knigi.studio
Этапы управления качеством в строительстве
Управление качеством строительства всегда являлось неотъемлемой частью управления строительством. В исследовании и решении проблем качества строительства можно условно выделить четыре основных периода.
Первый период. Он охватывает первые годы советской власти до начала 1930-х гг. В это время впервые начали формироваться теоретические требования к качеству строительной продукции. Уже тогда подчеркивалась необходимость комплексного учета показателей качества при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Впервые попытка поставить вопросы о качестве объектов, комплексности ее показателей, стандартизации в строительстве была сделана в 1919 г. крупным специалистом, архитектором Л. А. Серком. За это время было сформулировано множество требований к планированию и качеству строительных работ, исследована взаимосвязь качества и количества труда, отрабатывались требования к приемке результатов работ. Вместе с огромным ростом в стране объемов работ, созданием на этой основе проектных и научно-исследовательских организаций и укреплением связей со строительной практикой наступил новый этап теоретической разработки и практического решения проблем повышения качества строительства.
Второй период. Он начался с 1930-х гг. и длился до середины 1960-х гг. Это был этап превращения строительства в одну из ведущих индустриальных отраслей народного хозяйства. В строительной индустрии стали широко применяться стандартизация, типизация, современные методы проектирования, механизация строительных работ, формировались постоянные строительные кадры. В этот период совершенствовались формы и методы контроля качества, приемки готовых объектов, вводилась дифференцированная оплата труда не только за объемы работ, но и за качество.
Контроль качества дорожно-строительных работ
Начало 1940-х гг. можно назвать временем практической разработки элементов стандартизации, типизации и унификации в отрасли и внедрения экономических стимулов за улучшение качества строительных работ. Стоимость материалов, конструкций и оборудования в прейскурантах тех лет была дифференцирована в зависимости от их качества; стимулирование инженерно-технических работников, бригад и рабочих производилось в зависимости от сроков выполнения строительной программы и от качества работ; шла широкая разработка стандартов на строительные конструкции, изделия и детали.
В 1950-е и последующие годы с появлением полносборного домостроения, развитием сборного железобетона, типового проектирования и строительства, с расширением влияния Госстроя СССР на решение вопросов технического нормирования и стандартизации в строительстве было положено начало формированию общегосударственных нормативов и требований к качеству выполняемых и принимаемых работ, а также к их экономическому стимулированию.
Что такое стандартизация и унификация продукции и почему эти показатели так важны для продукции, применяемой в строительстве?
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции унифицированными, стандартными и оригинальными составными частями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные изделия, унифицированные и оригинальные.
Стандартизация — это степень использования стандартных изделий, конструкций.
Унификация — это сведение многообразия продукции к технически улучшенному единообразию. Чем выше коэффициенты стандартизации и унификации, тем изделия лучше с точки зрения производства и эксплуатации.
Третий период. Третий период—середина 1960-х—начало 1990-хгг. Он стал плодотворным в решении проблемы качества строительства. В это время данной проблемой занимался целый ряд научно-исследовательских, изыскательских, проектных, подрядных, специализированных и других организаций различных министерств и ведомств.
Во многих организациях строительного комплекса разрабатывались и внедрялись КС УКП. На начало 1982 г. было зарегистрировано около 500 КС УКП, в основном в Ленинграде, Латвии и на Украине. А по результатам регистрации в 1987 г. КС УКП были внедрены в 25,5% всех строительно-монтажных организаций и в 70% предприятий промышленности.
Состояние внедрения КС УКП в строительной отрасли этого периода можно охарактеризовать следующим образом. Научно-исследовательские организации Госстроя СССР совместно с рядом министерств и ведомств разрабатывали и внедряли отдельные элементы и стандарты системы управления качеством на уровне предприятий, строительных подразделений, проектных организаций.
Но реальная эффективность КС УКП оказалась меньше ожидаемой. Объяснялось это тем, что к разработке систем качества подходили зачастую формально. Руководство предприятий не возглавляло эту работу и не оказывало существенной поддержки тем, кто ее проводил. Работники предприятий, которым поручалась организация разработки систем, не обладали достаточными знаниями и необходимыми полномочиями. Слабо применялись прогрессивные методы управления качеством: статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ.
Сущность управления качеством заключалась в определении и регламентации требований к уровню качества продукции, в контроле реализации этих требований. Такое управление было единственно возможным в условиях планово-распределительной системы управления народным хозяйством, основу которой составляли командно-административные методы.
Самая главная причина состояла в том, что все недостатки деятельности предприятий по внедрению КС УКП во многом явились следствием отсутствия у предприятий экономической заинтересованности в повышении качества продукции. В этот период проводился ряд попыток совершенствования государственной системы стандартизации и системы аттестации продукции, использовались различные хозрасчетные регуляторы, ужесточались контрольные функции органов, однако данные методы не смогли усилить заинтересованность производителей в повышении качества. Лишь командно-административное управление обеспечивало качество продукции более или менее приемлемое для государства и потребителей. Это обстоятельство и обусловило автократический характер распространения и внедрения КС УКП, что привело в основном к формальному подходу в создании систем.
Четвертый период. Четвертый период начался с конца 1980-х гг., с момента принятия стандартов ИСО серии 9000 в качестве государственных (ИСО 9000—1987, ИСО 9000—1994). Изменение общественно-политического строя в России привело к развитию рыночных отношений в экономике — организации начали работать в условиях конкуренции, ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Этот период характеризуется тем, что появились благоприятные условия для использования мирового опыта в обеспечении качества строительства. Более подробно вопрос о разработке систем менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО будет рассмотрен в следующих главах пособия.
Запомни понятия
Качество, требование, характеристика продукции, эталон качества, конкуренция, конкурентоспособность.
Источник: studme.org