Согласно статье 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Следить за этим обязаны органы государственной власти.
Чтобы обеспечить выполнение строительными организациями установленных норм, и проводится экологический контроль.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды экологического контроля:
- — государственный (осуществляется федеральными или региональными органами исполнительной власти). Перечень объектов, подлежащих федеральному контролю, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777;
- — производственный (проводят сами организации). Статьей 67 Закона № 7-ФЗ установлена обязанность хозяйствующих субъектов представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб, а также результаты контроля в уполномоченный орган;
- — общественный (осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами на основании норм законодательства).
На деятельность строительных компаний распространяются все перечисленные виды контроля. При этом государственный экологический контроль строительной деятельности имеет свои особенности.
Лекция 6. Экологическое управление_2021
Обратите внимание: в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта экологический контроль может осуществляться только в рамках государственного строительного надзора и только органами госстройнадзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ст. 65 Закона № 7-ФЗ). Для тех объектов, надзор за строительством которых не предусмотрен, государственный экологический контроль проводится федеральными или региональными органами исполнительной власти.
Напоминаем, что такой надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Пунктом 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлен запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве.
Отдельно (не в рамках госстройнадзора) государственный экологический контроль может проводиться только в отношении объектов, строительство которых осуществляется в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Обычно государственный строительной надзор ведут органы региональной исполнительной власти. К компетенции федеральных органов власти относится проверка ограниченного перечня объектов (военных, особо опасных, технически сложных, уникальных и т. п.). Процедура проведения одинакова для всех проверок в рамках госстройнадзора. Экологический контроль осуществляется в соответствии с разработанной для объекта строительства программой.
Государственный экологический надзор
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ вводится саморегулирование строительной деятельности. Новый порядок в полном объеме начнет действовать с 1 января 2010 года (выдача лицензий прекращается с 1 января 2009 года, при этом действие ранее выданных лицензий сохраняется до конца 2009 года).
Среди основных целей деятельности саморегулируемых организаций названо и предупреждение причинения вреда окружающей среде вследствие недостатков работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций (подп. 1 п. 1. ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, в пределах своих полномочий контролировать соблюдение законодательства об охране природы в отношении строительных организаций в будущем будут также и саморегулируемые организации.
Негативное воздействие на окружающую среду. Даже при соблюдении всех предусмотренных действующим природоохранным законодательством требований полностью избежать вредного воздействия на природу при осуществлении строительства не удается. В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ загрязнение природной среды является платным.[7]
Источник: studwood.net
Функции экологического надзора в строительстве
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Мы ответственны по своей природе
Сервисы и госуслуги
- График приема граждан и общественных объединений
- Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
- Обзор обращений
- Нормативно-правовая база
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
- Виды надзора
- Нормативно-правовые акты
- Поднадзорные объекты
- Планы проверок
- Проверочные листы
- Реестр аттестованных экспертов
- Результаты проверок
- Государственный доклад об эффективности государственного надзора
- Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
- Часто задаваемые вопросы
Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе следующих видов надзора:
федеральный государственный экологический контроль (надзор);
федеральный государственный геологический контроль (надзор);
федеральный государственный земельный контроль (надзор);
федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений;
федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями;
Источник: rpn.gov.ru