Функции муниципального органа управления капитальным строительством

Муниципальное управление строительством призвано обеспечить воспроизвод­ство и приращение основных фондов в жилищном фонде, городском хозяйстве и социальной сфере, реализовывать планы и программы социально-экономиче­ского развития муниципального образования.

В понятие «строительство» в дан­ном случае входит новое капитальное строительство, а также реконструкция и ин­женерно-техническое переоснащение (переоборудование) существующих жилых и нежилых зданий, сооружений, коммуникаций, зачастую совмещаемые с капи­тальным ремонтом.

Строительство — одна из важнейших отраслей городского хозяйства. Его структура и мощности зависят от типа и размера муниципального образования. Минимально необходимый местный строительный комплекс может включать в себя предприятия по добыче местных строительных материалов (песок, гравий, щебень), производство строительного бетона, кирпича, асфальта и т. п., а также предприятия механизации и транспорта и организации, осуществляющие строи­тельные, монтажные и иные работы. Многоотраслевой строительный комплекс существует лишь в крупных городских муниципальных образованиях.

Работа с геоданными и применение государственных систем управления градостроительной деятельностью

Строительство как технологический процесс сопровождается инвестицион­ным процессом поэтапного вложения денежных средств. Поэтому строительство

Часть из них непосредственно участвует в строительном процессе, другая — формирует обслуживающую инфраструктуру, напрямую или косвенно участву­ющую в создании строительной продукции.

Муниципальное образование является пользователем объектов строительной деятельности, а при осуществлении строи­тельства за счет бюджетных средств выступает также в роли инвестора и заказчика.

В роли подрядчиков (исполнителей) отдельных этапов строительной деятельно­сти выступают научно-исследовательские, проектно-изыскательские, строитель­ные, монтажные и иные организации, поставщики оборудования, строительных материалов и конструкций, пусконаладочные и другие организации, участвующие в строительном процессе. Из числа подрядных организаций заказчиком назна­чается генеральный подрядчик (генподрядчик), ответственный за организацию строительного процесса и сдачу в эксплуатацию законченного строительством объекта. Генподрядчик привлекает для выполнения отдельных видов строительных, монтажных и иных работ субподрядные организации. Подрядчики могут распо­лагаться как на территории муниципального образования, так и за его пределами, особенно субподрядные организации, специализированные на отдельных видах работ. Технологическое и иное сложное оборудование для строящегося объекта обычно заказывается и поставляется на строительную площадку непосредственно заказчиком строительства, однако он может поручить эту работу генподрядчику.

Учитывая особо важную роль проектной стадии в строительном процессе, про- ектно-изыскательские организации выделены на рис. 4.7.1 в качестве отдельного участника этого процесса. Из числа проектных организаций заказчиком назна­чается генеральный проектировщик, ответственный за разработку проекта в це­лом. Он привлекает для выполнения отдельных видов работ субподрядные спе­циализированные проектные и изыскательские организации.

Управление строительством. Организация строительства. Управление качеством. Часть 3 (3)

Подотрасли, этапы и нормативная база строительной деятельности

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских окру­гов организацию строительства муниципального жилищного фонда и создание условий для жилищного строительства. К компетенции муниципальных образо­ваний всех типов отнесено строительство автомобильных дорог и сооружений на них на соответствующих территориях. Фактически под контролем органов мест­ного самоуправления находятся не только жилищное и дорожное строительство, но и строительство промышленных объектов коммунального хозяйства, потреби­тельского рынка, социальной сферы, инженерных коммуникаций.

Подотрасль жилищного строительства в настоящее время представлена, с од­ной стороны, сохранившими свой производственный потенциал крупными ком­плексными подрядными строительными организациями, ведущими многоэтаж­ное строительство, с другой стороны, средними и малыми строительными фирмами, специализирующимися на малоэтажном индивидуальном строительстве.

Крупные строительные организации, как правило, существуют в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ и были созданы в результате при­ватизации бывших государственных строительных организаций. Они выполняют на условиях подряда весь комплекс строительно-монтажных и отделочных работ, имея в своем составе специализированные строительные и транспортные подразделе­ния, подразделения строительной техники и предприятия стройиндустрии.

Читайте также:  Кто подрядчик строительства школы 800

Средние и малые строительные фирмы, как правило, образовались в период экономических реформ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ог­раниченной ответственностью (ООО). Для обеспечения своей деятельности они в значительной степени используют подрядные отношения с крупными строи­тельными организациями.

Важной особенностью современного жилищного строительства является ис­пользование новых современных технологий и отделочных материалов.

Для предприятий стройиндустрии характерно использование зарубежных технологий и материалов, обеспечивающих требования современного рынка жилья к каче­ству и ассортименту строительных изделий и полуфабрикатов.

Основные технологические этапы строительной деятельности:

♦ проектный этап: проведение инженерных изысканий, разработка, согласо­вание, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации;

♦ собственно капитальное строительство;

♦ приемка законченных объектов в эксплуатацию.

В условиях перехода к рыночной экономике началось реформирование систе­мы проектирования и строительства муниципальных объектов и ее нормативной базы. Основные нормативные документы на строительство, утвержденные феде­ральными органами государственной власти:

♦ порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований ин­вестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений;

♦ инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и соору­жений;

♦ положение о порядке проведения государственной экспертизы и утвержде­нии градостроительной, проектной и предпроектной документации в РФ.

Проектная документация на строительство

Всякая строительная деятельность характеризуется наличием проекта — специ­альным образом разработанной и описанной ее модели. Проект характеризуется определенным жизненным циклом, под которым понимается период времени от замысла проекта до его закрытия (рис. 4.7.3).

Бизнес-проект — комплект документации, описывающий процесс строитель­ства и эксплуатации объекта. Он определяет окупаемость инвестиций и получе­ние дополнительной прибыли или иного (социального, бюджетного, экологи­ческого) эффекта. Бизнес-проект охватывает все три стадии жизненного цикла проекта и служит его основой.

Строительный проект — комплект документации, описывающей процесс строи­тельства объекта. Строительный проект разрабатывается и реализуется в течение двух первых стадий жизненного цикла проекта — предынвестиционной и инвестиционной.

Инвестиционный проект — комплект документации, описывающий процесс инвестирования (инвестиционный процесс) в строительство объекта. Инвести­ционный проект, как и бизнес-проект, реализуется на протяжении всего жиз­ненного цикла проекта. Важным параметром инвестиционного проекта является срок окупаемости, наступающий во второй стадии жизненного цикла проекта. Под сроком окупаемости инвестиционного проекта понимается период с начала его финансирования до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат становится положительной.

На строительство и реконструкцию сложных объектов предусматривается раз­работка предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация оформляется в форме документа, именуемого Обоснования инвестиций в строи­тельство или Технико-экономическое обоснование (ТЭО). При необходимости разработки предпроектной документации предынвестиционная стадия жизненно­го цикла строительного проекта включает следующие основные этапы:

♦ составление ходатайства (декларации) о намерениях и направление его в орган исполнительной власти муниципального образования, на территории кото­рого намечается строительство, и предварительное согласование места раз­мещения объекта строительства;

♦ составление задания на разработку Обоснований инвестиций в строительство;

♦ разработка Обоснований и получение заключения государственной экспертизы;

♦ утверждение Обоснований в органе исполнительной власти муниципально­го образования, на территории которого намечается строительство, и полу­чение акта выбора земельного участка для строительства.

Перечень вопросов, рассматриваемых при разработке Обоснований инвести­ций в строительство, приведен на рис.

В заключительном разделе Обоснований делаются общие выводы о хозяй­ственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономиче­ской и социальной целесообразности инвестиций в строительство объекта с уче­том его экологической и эксплуатационной безопасности. Приводятся основные технико-экономические и финансовые показатели объекта инвестиций, програм­ма проектирования и проведения необходимых исследований и изысканий, план- график осуществления инвестиционного проекта, а также рекомендации по порядку дальнейшего проектирования, строительства и эксплуатации объекта, обеспечива­ющих инвестору получение максимальной и стабильной во времени прибыли, до­стижение положительных социальных результатов и других целей. Для муници­пальных объектов чаще всего важен именно социальный, а также экологический результат проекта.

Читайте также:  Кс 14 что это в строительстве кто заполняет

Проектная документация включает в себя проект и рабочую документацию на строительство. Рабочая документация разрабатывается на отдельные части про­екта (виды работ) после экспертизы проекта и утверждения его заказчиком. Для несложных объектов проектная документация может разрабатываться в одну ста­дию в форме единого проекта.

Для объектов производственного назначения проект строительства состоит из следующих разделов:

♦ общая пояснительная записка;

♦ генеральный план и транспорт;

♦ организация и условия труда работников;

♦ управление производством и предприятием;

♦ инженерное оборудование, сети и системы;

♦ охрана окружающей среды;

♦ инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

♦ мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Для жилых зданий, объектов социального назначения и городского хозяйства и других несложных проектов отдельные разделы проекта могут отсутствовать.

Механизмы и органы муниципального управления строительством

Государство принимает меры по восстановлению и развитию строительного про­изводства на новых рыночных принципах. Они ориентированы на институцио­нальные преобразования как самого объекта строительной деятельности — земель­ного участка и сооружаемого объекта недвижимости, так и на стимулирование основного потребителя строительной продукции — частного инвестора и застрой­щика. Предполагаются адаптация действующих строительных норм и правил к требованиям прогрессивных форм и технологий жилищного строительства, упро­щение процедур получения разрешения на строительство и экспертизы проект­ной документации, завершение перехода к обязательной конкурсной системе от­бора поставщиков строительных материалов и строительных организаций для жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Осуществление названных мероприятий обеспечит развитие процессов проек­тирования и строительства на территории муниципальных образований на новой правовой, экономической и финансовой основе, что, в конечном счете, повысит эффективность программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Для регулирования процессов строительства на всех его этапах при местной администрации обычно создается муниципальный орган управления капиталь­ным строительством (ОКС, УКС). Он может иметь форму структурного под­разделения администрации или муниципального учреждения. В администраци­ях крупных муниципальных образований существует должность заместителя главы администрации по строительству. Основные функции муниципального органа управления капитальным строительством показаны на рис. 4.7.5.

Если строительство ведется без привлечения бюджетных средств, то на муници­пальный орган возлагаются в основном координирующие, согласовывающие и конт­рольные функции. Если же строительство осуществляется с полным или частичным бюджетным финансированием, муниципальный орган управления строительством выполняет роль заказчика строительств, и объем его функций существенно расши­ряется. На нем лежит ответственность за бесперебойное финансирование всех ста­дий строительного процесса, обеспечение его проектно-сметной документацией, оборудованием, осуществление авторского надзора за строительством и передачу объекта, законченного строительством и принятого государственной комиссией в эк­сплуатацию, той организации, которая будет эксплуатировать объект.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие задачи решает строительный комплекс муниципального образования и что входит в его состав?

2. Каковы основные технологические этапы и основные субъекты инвестици­онной деятельности.

3. Каков должен быть состав проектной документации на строительство?

4. Какие функции выполняет муниципальный орган управления строитель­ством?

Источник: all-sci.net

Муниципальное управление в строительстве

Строительная деятельность представляет собой сложный многоаспектный процесс, неотъемлемой частью которого является поэтапное привлечение инвестиционных ресурсов. В том случае, если в состав инвестиционных ресурсов строительства привлекается муниципальное финансирование, оно в обязательном порядке становится объектом муниципального управления.

Муниципальный строительный комплекс образуется различными субъектами, в состав которых входят:

  • архитектурные и градостроительные органы;
  • организации, занятые проектно-изыскательской деятельностью;
  • консалтинговые организации;
  • инжиниринговые организации;
  • риэлтерские агентства;
  • инвесторы;
  • подрядные организации;
  • страхованы организации;
  • заказчики;
  • инвестиционные фонды и кредитные организации;
  • пользователи результатов строительной деятельности и так далее.

В задачи органов муниципального управления в сфере строительства входит регулирование и координация инвестиционно-строительного процесса, для чего муниципалитет, выступающий в качестве инвестора и заказчика, создает управляющие компании.

Читайте также:  Что такое технология строительства velox

Процесс муниципального управления строительством

Систему взаимодействия муниципальных органов власти с другими субъектами строительной деятельности можно представить в виде ряда этапов, включающих в себя следующие:

  1. Муниципальные органы власти, в качестве заказчика-инвестора, создают управляющую компанию, на которую возлагают руководство конкретным проектом;
  2. Привлеченная проектно-изыскательская организация разрабатывает проект строительства объекта;
  3. Муниципальными органами власти и управляющей компанией для финансирования строительного проекта привлекаются соинвесторы в лице кредитных организаций, инвестиционных фондов и прочих;
  4. Инжиниринговая компания нанимается для руководства производственной частью проекта;
  5. На основе конкурсных торгов осуществляется выбор генерального подрядчика;
  6. Генеральный подрядчик взаимодействует с проектно-изыскательной организацией, инжиниринговой компанией, управляющей компанией, осуществляет найм субподрядчиков, ищет поставщиков производственных компонентов и заключает с ними договоры;
  7. Страховые организации осуществляют страховое сопровождение строительства;
  8. Генеральный подрядчик через субподрядчиков осуществляет строительство объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Компетенция муниципальных властей в сфере управления строительством включает в себя:

  • во-первых, организационные мероприятия, направленные на строительство муниципального фонда жилья;
  • во-вторых, формирование условий для осуществления строительства жилья, в том числе и немуниципального;
  • в-третьих, деятельность по строительству автомобильных дорог муниципального назначения;
  • в-четвертых, организация строительства сооружений на автомобильных договорах муниципального назначения.

В сферу контроля органов муниципального управления включается не только дорожное и жилищное строительство, но и промышленно-коммунальное, потребительское, социально и инженерно-коммуникационное строительство.

Современное жилищное строительство основывается на применении новейших современных строительных технологий и новаторских строительных материалов. Строительные предприятия оперативно воспринимают передовой зарубежный опыт строительства, осуществляют закупку импортных строительных материалов, стремясь к высокому качеству строительных работ и ускорению строительных процессов.

Основу муниципального управления строительной деятельностью составляют проекты, подразумевающие формирование документации, отражающей специально разработанную и описанную с технической точки зрения модель объекта строительства.

Проект строительства включается в себя работы на протяжении всего строительного процесса, включающего в себя ряд этапов:

  1. Прединвестиционный, на котором обосновывается целесообразность проекта и дает оценка его инвестиционной привлекательности;
  2. Проектный, на котором осуществляют разработку, согласование и утверждение проектно-изыскательской документации по объекту строительства;
  3. Строительный, на котором осуществляется практическая реализация проекта в форме создания объекта;
  4. Эксплуатационный, на котором осуществляется практическое использование результатов строительного процесса и окупаются инвестиции;
  5. Заключительный, на котором осуществляется закрытие проекта.

Российское государство ориентировано на осуществление рыночной деятельности в строительной сфере, следовательно, оно стремится к минимизации государственного и муниципального участия в строительном процессе, особенно в части его финансирования.

Основу организации строительной отрасли составляют институциональные преобразования, направленные на привлечение частных инвесторов и застройщиков. Эти же ориентиры устанавливаются и для муниципальных властей при формировании строительной политики муниципального образования.

В качестве планируемых мер совершенствования муниципального управления строительством предполагается:

  • установление прогрессивных строительных правил и норм, адаптированных к современным требованиям по строительству объектов;
  • снижение уровня бюрократизма при получении разрешений на строительство;
  • окончательный переход к конкурсному отбору не только генеральных подрядчиков, но и субподрядчиков и поставщиков строительных материалов при осуществлении строительства с привлечением муниципальных средств.

Указанные мероприятия позволят повысить эффективность муниципального управления строительством и ценность муниципального строительства.

В настоящее время практическая реализация муниципального управления в строительстве осуществляется с помощью специализированного органа муниципальной власти – управления капитальным строительством, который в случае строительства:

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
Загрузка ...