Оглавление диссертации кандидат юридических наук Захаров, Евгений Владимирович
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
§ 1. Понятие строительной деятельности как сферы административно-правового регулирования.
§ 2. Сущность и задачи государственного регулирования в области строительства.
§ 3. Понятие и соотношение государственного контроля и надзора в строительстве.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА.
§ 1. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.
§ 2. Выдача разрешения на строительство.
§ 3. Государственный строительный надзор.
§ 4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
§ 5. Административная ответственность за правонарушения в области строительства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Административное право, финансовое право, информационное право», 12.00.14 шифр ВАК
Административно-правовое регулирование деятельности коммерческих организаций-застройщиков в сфере жилищного строительства 2010 год, кандидат юридических наук Тенякова, Любовь Константиновна
Административная ответственность за правонарушения в сфере жилищного строительства 2011 год, кандидат юридических наук Нижанковская, Наталья Александровна
Управление градостроительным комплексом в Российской Федерации: административно-правовой аспект 2007 год, кандидат юридических наук Ерхов, Александр Владимирович
Административно-правовое регулирование в сфере строительства 2003 год, кандидат юридических наук Кузнецова, Светлана Александровна
Административный надзор в сфере электроэнергетики в Российской Федерации 2006 год, кандидат юридических наук Шафранов, Андрей Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Административный контроль и надзор в области строительства»
Прошло уже более двух десятилетий с начала осуществления политико-экономических реформ в России, однако состояние административной системы нашего государства по-прежнему можно характеризовать как переходное. В то же время, несомненно, что первый этап этих глобальных внутриобщественных трансформаций, можно считать оконченным. В экономике наиболее значимым результатом осуществленных преобразований является создание частного сектора в структуре материального производства. Государство, таким образом, сняло с себя основной объем функций по удовлетворению материальных потребностей общества.
Большой разбор приёмов Марии Захаровой
Второй этап реформирования сопряжен с решением двух основных задач: первая — ликвидация либо минимизация последствий первого этапа, характеризовавшегося хаотичностью и отсутствием системного подхода к решению взаимосвязанных проблем, вторая — настройка механизма государственного управления и регулирования новыми рыночными отношениями, с целью их планомерного развития. Многие аналитики отмечают, что система государственного регулирования экономики оказывается более инертной и зачастую не соответствует бурному развитию регулируемых им отраслей. В большей степени это проявляется в такой сфере, как строительство. Одной из важнейших тенденций развития механизма государственного регулирования экономики и, в частности, строительной отрасли является снижение роли распорядительной функции и, соответственно, усиление роли государственного контроля и надзора.
Технический надзор — Классика строительного контроля
Значимость происходящих процессов отражена в послании Президента РФ Федеральному Собранию 2008 года1. В данном документе Президент, в частности, указал на следующее: «Нам надо совершенствовать саму систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия. Обеспечивать конкуренцию и объективность при проведении
1 «Российская газета» от Об ноября 2008 г., № 230. конкурсов, заключении государственных или муниципальных контрактов. Устранять необоснованные запреты и ограничения в сфере экономической деятельности». Безусловно, все сказанное в полной мере относится и к системе регулирования строительной отрасли.
Строительство является одной из важнейших отраслей производства. Оно служит основой жизнедеятельности человека и базой для развития всех без исключения других сфер производства. В результате строительства формируется особая среда — среда обитания цивилизованного человека.
Современное бурное развитие данной отрасли предъявляет еще более жесткие требования к эффективности государственного регулирования. На сегодняшний день ситуация как в самом строительстве, так и во взаимосвязанных сферах, характеризуется большим количеством проблем, требующих целевого государственного вмешательства. Внешнее выражение это находит в следующем:
— низкое качество проектирования, строительства, а также продукции строительных материалов;
— монополизм на рынке и, как следствие, высокие цены на жилье;
— сложность и запутанность административных контрольно-надзорных процедур, что способствует становлению высокого уровня коррупции и, в конечном итоге, также сказывается на цене и доступности для потребителя готовых объектов, а также многие другие проблемы.
Бесспорным свидетельством актуальности темы нашего диссертационного исследования является тот факт, что в 2007 году послание Президента РФ Федеральному Собранию примерно на одну четверть было посвящено проблемам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В целом, в этом документе Президент охарактеризовал строительную отрасль как динамично развивающуюся, однако констатировал, что существующие объемы строительного производства не могут удовлетворить потребностей современного российского общества. В связи с этим была сформулирована задача к 2010 достичь уровня жилищного строительства, равного 1 кв. м. на человека ежегодно1. На самом деле, этот уровень превышает ныне существующий более чем в два раза, и уже сегодня можно констатировать, что заявленные два года назад показатели достигнуты не будут, т.к. по данным Росстата в 2008 г. в России введено в эксплуатацию 765,6 тыс. квартир общей площадью 63,8 млн. кв. метров, что составило
104.5 % к предыдущему году (в 2007 г. было введено 61,0 млн.кв.метров, О
120.6 % к 2006 г»). При этом, очевидно, что развитие должно осуществляться не только в направлении количества, но также качества и доступности возводимого жилья.
Указанные процессы ставят перед законодателем проблему эффективного юридического упорядочения общественных отношений в строительной сфере, и, в частности, переоценки роли государственного контроля и надзора. В русле данной тенденции за последние несколько лет было принято значительное число новых нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в области строительства. Первым и наиболее важным из них является Градостроительный кодекс РФ 2004 года (далее ГрК РФ), многие принципиальные нормы которого вступили в силу совсем недавно, а некоторые еще ожидают своего вступления.
Большое количество законодательных нововведений и правоприменительных проблем, многие из которых еще не успели стать предметом научного анализа, предопределяет направленность работы на изучение актуальных практических аспектов правоотношений в сфере строительства, и, главным образом, оценки эффективности существующего административно-правового инструментария, который используется в целях регулирования данной сферы.
Бесспорная значимость места, которое занимает строительство в структуре общественного производства, удельный вес затрагиваемых им
1 «Российская газета» — Федеральный выпуск №4353 от 27 апреля 2007 г.
3 СЗ РФ от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 16. общественных отношений, низкая степень разработанности вопроса о современной роли административного контроля и надзора в системе регулирования строительной отрасли, отсутствие в практике управления четкого представления и понимания природы существующих контрольно-надзорных институтов обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, специфику рассмотрения отдельных составляющих его вопросов.
Степень разработанности проблемы.
К сожалению, приходится констатировать, что в истории науки административного права тема государственного регулирования в области строительства редко выступала в качестве отдельного, специального объекта исследования.
Среди специализированных диссертационных исследований, в той или иной степени затрагивающих отдельные аспекты изучаемой проблемы, можно назвать работы С.А. Кузнецовой, Б.В. Муромцева, A.M. Абрамовича, Г.Д. Денисовой, А.В.
Ерхова и другие1.
1 См.: например, Абрамович A.M. Организационно-правовые проблемы государственного управления строительством в СССР. Дис. . докт. юрид. наук. Минск, 1985; Денисова Г.Д Административная ответственность за правонарушения в области строительства. Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2001; Кузнецова С.А. Административно-правовое регулирование в сфере строительства. Дис. . канд. юрид. наук.
М., 2003; Муромцев Б.В. Архитектурно-строительный надзор в Российской Федерации. Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2006; Ерхов А.В. Управление градостроительным комплексом в Российской федерации.
Дис. . канд. юрид. наук. Тольятти , 2007.
Кузнецовой освещены история развития и становление органов управления строительством в России, особенности системы органов исполнительной власти в сфере строительства, полномочия органов местного самоуправления, проблемы лицензирования и др.
Важно отметить, что автором затронут вопрос о месте и соотношении контроля и надзора в системе административно-правового регулирования в строительстве. Однако работа не содержит глубокого анализа указанной проблемы, и сделанные автором выводы представляются спорными. Также у автора отсутствует системность в подходе к рассмотрению вопроса о соотношении градостроительного и строительного законодательства (права). Помимо этого, на текущий момент многие аспекты данной работы утратили свою актуальность в связи с принятием нового ГрК от 2004 года, а также отменой лицензирования строительной деятельности.
Таким образом, даже существующие на сегодняшний день научные труды по рассматриваемой теме, ввиду последних изменений законодательства, уже не соответствуют современным правовым реалиям, и многие важнейшие аспекты исследования, по сути, будут в данной работе затронуты впервые.
В то же время необходимо отметить, что теоретической базой для изучения строительства как частной, особой сферы государственного регулирования послужили многочисленные труды ученых-правоведов, посвященные общим вопросам организации и функционирования государственного управления, а также отдельным его институтам и элементам.
Вопросам государственного управления и организации системы исполнительной власти посвящен целый ряд научных трудов отечественных ученых-административистов таких, как: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, М.И. Байтин, Д.Н. Бахрах, И.А. Василенко, Н.И. Глазунова, Ю.М.
Козлов, М.Н. Конин, A.M. Кононов, В.М. Манохин, Н.И. Побежимова, JI.JI. Попов, Б.В.
Россинский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Большой объем научно-практического анализа градостроительного законодательства содержится в работах С.А. Боголюбова, О.И Крассова, А.Н. Королева и других.
Объект исследования. Объектом данного исследования являются правовые отношения, складывающие между органами исполнительной власти, осуществляющими функции регулирования в области строительства, и субъектами строительного производства в процессе реализации последними своих прав и выполнения возложенных обязанностей.
Предметом исследования выступают правовые основы организации и функционирования государственной администрации, осуществляющей регулирование в изучаемой сфере, правовые механизмы реализации ими своих полномочий, а также судебная практика по рассмотрению споров в сфере строительной и градостроительной деятельности.
Цели и задачи исследования. Основная цель данной работы состоит в комплексном исследовании сущности и содержания системы административно-правового регулирования в области строительства на основе анализа теоретических положений правовой науки, изучения законодательства, регламентирующего процесс реализации контрольно-надзорного регулирующего воздействия, обобщения материалов юридической практики.
Содержание указанной цели определяет постановку следующих задач диссертационного исследования:
— рассмотреть и проанализировать строительство как сферу общественных отношений; определить специфику его общеправовой регламентации;
— определить функции и задачи государственного регулирования в данной сфере;
— выделить и изучить систему законодательства, регулирующего строительство как производственный процесс и как сферу государственного воздействия;
— определить сущность и соотношение категорий «государственный контроль» и «государственный надзор», оценить соответствие сложившихся по данному вопросу научно-правовых концепций действующему законодательству;
— выделить основные элементы системы государственного надзора в области строительства;
— рассмотреть специфику и проблематику отдельных контрольно-надзорных инструментов административно-правового регулирования строительной деятельности, провести их правовой анализ;
— проанализировать проблемы административной ответственности за правонарушения в данной сфере, в свете последних изменений законодательства;
— выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
Методологическая и теоретическая основы диссертации. В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы: основные принципы и категории диалектики; метод анализа и синтеза; логический метод, включая метод дедукции и индукции; метод моделирования; метод системно-структурного анализа; метод формально-юридического и грамматического толкования; метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу диссертации составляют: специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права, теории государственного управления, социологии, исследования в области административного, конституционного, гражданского права, других отраслевых юридических наук.
Нормативно-правовая и эмпирическая основы исследования. Изучение рассматриваемой проблемы осуществлялось на основе анализа обширной нормативной базы. При написании диссертации автор опирался на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законы и иные нормативные акты Саратовской области и других субъектов РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, другие правовые акты и судебную практику.
Научная новизна диссертации заключается в том, что соискателем проведено одно из первых в науке административного права комплексное монографическое исследование проблемы государственного контроля и надзора в системе административно-правового регулирования области строительства, предпринята попытка раскрытия сущности данного направления деятельности государственной администрации, ее содержания и значения в условиях современной экономической и политико-правовой системы.
Новизна работы находит непосредственное выражение в положениях, выносимых на защиту:
1. Отличительной особенностью строительства, выделяющей его из ряда других сфер материального производства, является то, что в качестве главного средства правового воздействия на отношения в данной сфере выступает административно-правовое регулирование. Исключительно высокая степень концентрации регулирующего административно-правового воздействия со стороны государства на данную сферу общественных отношений обусловлена следующими специфическими чертами объектов строительной деятельности: а) недвижимость; б) социальная значимость; в) потенциальная опасность.
2. В рамках предметной систематизации весь объем функций органов государственного управления в строительстве условно делится на три основных интегрированных блока: социально-экономические функции, функции по осуществлению контроля и надзора и функции технического регулирования.
3. Одним из обозначенных направлений проводимой в России административной реформы является организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. Это обусловливает необходимость принятия специального федерального закона, закрепляющего легальные дефиниции государственного контроля и надзора, систему общих организационных принципов, перечень приемов и способов осуществления этих функций, состав и статус субъектов этих правоотношений. В этом нормативном документе должны содержаться четкие определения категорий: предмет контроля и надзора, подконтрольный и поднадзорный субъект, подконтрольный и поднадзорный объект, и др.
4. В основе объективного разграничения контроля и надзора, как функций государственного управления, лежат различия охраняемых государством интересов. В рамках отношений по поводу осуществления контроля государство выступает в качестве непосредственно заинтересованного субъекта, являющегося участником контролируемых им отношений, что обусловливает наличие права проверять не только законность, но и целесообразность деятельности подконтрольного субъекта. В рамках надзорных правоотношений государство выступает в качестве незаинтересованного, т.е. не вовлеченного в проверяемые материальные отношения субъекта, осуществляющего проверку деятельности поднадзорного субъекта исключительно на предмет законности. Надзирающий орган, в отличие от контролирующего, не является участником проверяемых отношений. Контроль и надзор представляют собой принципиально разные функции, порождающие разные правоотношения, в рамках которых государство выступает в разной роли, и соответственно, применяет разные приемы и средства.
5. На основе проведенного анализа качества и структуры современных экономических отношений в РФ, характеризующихся преобладанием частной собственности и свободой хозяйственной деятельности, формулируется вывод о том, что в качестве основного средства обеспечения законности в области строительства должен выступать именно надзор. При этом государственный контроль в строительстве сохраняется, однако его применение носит ограниченный характер.
6. В качестве основных надзорных функций в сфере строительства автор выделяет следующие: а) государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; б) выдача разрешения на строительство; в) государственный строительный надзор; г) выдача разрешения ввод объектов в эксплуатацию.
7. Современное градостроительное законодательство характеризуется отсутствием четкого подхода к определению правовой природы отдельных контрольно-надзорных институтов, что является препятствием на пути дальнейшего упрощения и совершенствования механизма государственного регулирования в области строительства. В связи с этим представляется целесообразным принятие в Градостроительный Кодекс РФ ряда поправок: а) в ст.
49 ГрК РФ закрепить статус государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий как процедуры государственного административного надзора; отменить договорной способ оформления отношений между участниками данной процедуры; б) исключить из текста ч. 1 ст. 51 ГрК РФ положение о том, что разрешение на строительство представляет собой документ «дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт», поскольку данное положение противоречит общей концепции ГрК РФ 2004 года, а также нормам Гражданского кодекса Российской Федерации; в) ввести положение, согласно которому функции по проведению экспертизы проектной документации передаются органам, осуществляющим государственный строительный надзор. Объединение этих надзорных механизмов в рамках единой организационной структуры в целом позволит повысить эффективность надзорного воздействия государства в изучаемой сфере регулирования; г) расширить предмет государственного строительного надзора, дополнив ч. 2 ст. 54 ГрК РФ, положением о том, что в предмет государственного строительного надзора входит проверка наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, должно быть установлено соответствие между надзорными и юрисдикционными полномочиями органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Научная и практическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы, составляющей предмет диссертационного исследования, основывается на научной разработке вопросов реализации контрольно-надзорных функций в системе механизма государственного регулирования строительной сферы, оставленных, фактически, без внимания со стороны правовой науки.
Научная значимость работы заключается в выделении государственного регулирования в области строительства в качестве самостоятельной области научно-правового познания.
Обобщения и выводы о содержании государственного регулирующего воздействия, о реализации его основных механизмов могут найти приложение и дальнейшее развитие в научных исследованиях, связанных с изучением как сферы строительства, так и общих вопросов управления.
В диссертации разработаны предложения, выводы и рекомендации по совершенствованию функциональной структуры государственных органов управления и механизмов регулирующего воздействия на строительно-производственные процессы, что позволит, в целом, повысить эффективность и качество административно-правового регулирования данных отношений и, таким образом, будет содействовать укреплению законности и правопорядка.
Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе, при преподавании курса административного права.
Результаты исследования также могут найти свое применение в практической юридической работе, в том числе в правоприменительной деятельности органов государства.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы, диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре административного и финансового права Российского университета дружбы народов. Научные выводы автора обсуждались в Арбитражном суде Саратовской области. По проблемам государственного регулирования в области строительства опубликованы шесть научных статей.
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, подразделяемые на параграфы, заключение, список использованных источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Административное право, финансовое право, информационное право», 12.00.14 шифр ВАК
Организация работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов о праве граждан на доступное жилище 2010 год, кандидат юридических наук Сушина, Татьяна Евгеньевна
Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства 2010 год, кандидат юридических наук Бутаева, Елена Михайловна
Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка 2003 год, кандидат юридических наук Резина, Наталья Анатольевна
Организационно-правовые основы регламентации административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики 2010 год, доктор юридических наук Филатова, Анна Валериевна
Контроль и надзор министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата: административно-правовой аспект 2009 год, кандидат юридических наук Андреева, Юлия Александровна
Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Захаров, Евгений Владимирович
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития российского государства. Целями государственного управления в широком понимании являются формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, как на уровне комплекса, так и на уровне страны в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса, и в конечном итоге, укрепление внутренней и внешней безопасности страны. В социальной сфере, целями являются удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышения уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытовой принадлежности), что в итоге означает приведение российских городов в упорядоченное состояние, сохранение их исторического самобытного облика, гармонизация существующей городской среды, восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии окружающей природы.
Проведение данного исследования, преследовавшего в качестве основных целей комплексное изучение сущности и содержания системы государственного регулирования в области строительства, рассмотрение специфики и проблематики реализации его конкретных административно-правовых инструментов, во многом было обусловлено необходимостью системного анализа практических аспектов реализации большого количества принципиальных нововведений российского законодательства. На его основе представилось возможным сформулировать теоретические выводы и высказать конкретные предложения по совершенствованию данной сферы управления.
В качестве наиболее значимых выводов нашего исследования выделяются следующие.
Строительство является особой, уникальной сферой материального производства, это предопределяет необходимость ее четкой правовой регламентации и наличия действенных правоприменительных механизмов. Важность и незаменимость регулирующего административно-правового воздействия со стороны государства на данную сферу производства обусловлена социально-правовой природой объектов строительной деятельности.
Важнейшими отличительными чертами объектов строительной деятельности являются их: недвижимость, социальная важность, потенциальная опасность. Так, объекты строительства являются основой жизнедеятельности людей и всех иных сфер производства. Ввиду своей недвижимости возводимые объекты раз и навсегда связываются с конкретными земельными участками, вызывая тем самым целый комплекс, практически, необратимых правовых последствий. Потенциальная опасность заключается в том, что от качества и надежности того или иного сооружения зависят подчас жизнь и здоровье тысяч людей.
Правовые основы государственного управления в области строительства представляют собой предмет изучения науки административного права и включают, помимо иных, нормы градостроительного законодательства, которые регламентируют отношения по поводу осуществления органами исполнительной власти функций государственного управления в данной сфере.
Мы выяснили, что контрольно-надзорная деятельность государства, как способ обеспечения законности, является на сегодняшний день важнейшей функцией государственного управления в области строительства. Проведя глубокий правовой анализ, формулируется вывод, что контроль и надзор это две принципиально разные функции, порождающие разные правоотношения, в рамках которых государство выступает в разной роли, и соответственно, применяет разные приемы и средства.
В связи с этим обосновывается необходимость принятия специального федерального закона, закрепляющего легальные дефиниции государственного контроля и надзора, систему общих организационных принципов, перечень приемов и способов осуществления этих функций, состав и статус субъектов этих правоотношений. В этом нормативном документе должны содержаться четкие определение категорий: предмет контроля (надзора), подконтрольный (поднадзорный) субъект и подконтрольный (поднадзорный) объект и др.
Характеризуя в целом нынешнее состояние системы органов государственного управления и, в частности, органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, можно говорить, что она, как, впрочем, и иные сферы государственного управления, переживает период реформирования, причем это обусловлено в первую очередь пересмотром подхода к реализации некоторых внутриотраслевых государственных функций. Современной концепцией системы государственного управления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности возложены на федеральные службы.
Как ни странно, но в сфере строительства подобного специализированного контрольно-надзорного ведомства не создано. Учитывая важность и специфичность рассматриваемых отношений, а также общий объем государственных контрольно-надзорных полномочий, нам кажется создание такого федерального органа вполне целесообразным и соответствующим принципам административной реформы. В качестве одного из оптимальных, видится вариант создания соответствующего звена в структуре Ростехнадзора. К его компетенции могли бы относиться функции государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, строительной деятельности, рассмотрения дел об административных правонарушениях в данной сфере и иные функции.
Среди проблемных вопросов, касающихся процедуры государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, наиболее важным представляется отсутствие четкого подхода к определению правовой формы данной процедуры. Так, исходя из формы и характера взаимоотношений между органом, осуществляющим экспертизу и заявителем, государственная экспертиза является одним из видов государственных услуг, о чем свидетельствуют платность, а также договорной способ оформления отношений. Однако, оценивая характер норм ГрК РФ можно предположить, что государственная экспертиза, по сути, представляет собой административно-правовую контрольно-надзорную процедуру, результатом которой является акт государственного управления -заключение государственной экспертизы. Так или иначе, на данный момент можно констатировать смешанный характер данной процедуры, и акцентируем внимание на необходимости внесения изменений в действующее законодательство с целью разрешения указанной дилеммы.
Анализируя систему государственного надзора в области строительства, выделилась органическая взаимосвязь института государственной экспертизы проектной документации и РИИ и института государственного строительного надзора. На практике эти два звена образуют определенную подсистему, в основе которой лежит единство задач, а именно, обеспечение надежности и безопасности объектов строительства.
При этом если государственная экспертиза призвана решать эту задачу на стадии проектирования, то ГСН на стадии реализации строительного проекта. На основании этого, с учетом положительного опыта, реализуемого на уровне системы государственного управление города Санкт-Петербурга, обосновывается вывод о целесообразности организационной интеграции этих двух институтов. Наше предложение состоит в том, что функции по проведению экспертизы проектной документации и РИИ должны быть переданы органам, осуществляющим функции ГСН, т.е. Ростехнадзору и службам государственного строительного надзора в субъектах РФ соответственно.
Проанализировав институт разрешения на строительство, приходим к выводу, что нуждам административно-правого регулирования отношений по поводу обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в большей степени отвечает регистрационный порядок, нежели разрешительный. В частности, предлагается исключить из текста ч. 1 ст. 51 ГрК РФ положение о том, что разрешение на строительство представляет собой документ «дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт», поскольку данное положение противоречит общей концепции ГрК РФ 2004 года, а также нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Мы установили, что в качестве основной гарантии соблюдения установленных в строительной сфере норм и правил выступает административная ответственность. Административная ответственность, как вид юридической ответственности, выступает одним из методов государственного управления, связанного с применением от имени и по поручению государства четко определенных действующим законодательством принудительных мер, применяемых к виновному лицу за совершенное правонарушение, которые налагаются компетентными органами или их представителями, в рамках соответствующих полномочий1.
Также следует вывод, что доля административной ответственности в деле обеспечения законности и правопорядка при осуществлении
1 Административное право. Общая часть: Учебное пособие / Под общей редакцией Липатова Э.Г. и Чаянова С.Е. — М.: «Ось-89», 2006. С.273. строительства, по сравнению с другими юрисдикционными институтами, является преобладающей. Это обусловлено простотой и оперативностью данного средства реагирования государства на совершенное общественно вредное деяние. Это позволяет ограничить вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, а также минимизировать материальные затраты государства, связанные с соблюдением процессуальной формы.
Основная масса проблем в реализации института административной ответственности сопряжена с тем, что ввиду принятия ГрК РФ от 2004 нарушилось соответствие контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий государства в данной сфере, что наш взгляд может быть устранено только расширением предмета государственного строительного надзора, установленного ГрК РФ.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Захаров, Евгений Владимирович, 2009 год
1. Нормативно-правовые акты
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. №237
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 16.
6. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ от 11 мая 1998 г. № 19 ст. 2069.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, вторая и третья от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ 1994 г., №32. Ст. 3301; 1996 г, №5. Ст. 410; 2001 г., №49.
Ст. 4552;
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
10. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ от 20 ноября 1995 г., № 47, ст. 4471
11. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ от 3 февраля 1997 г., № 5, ст. 610
12. Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.
13. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ от 3 мая 1999 г. № 18 ст. 2207.
14. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Российская газета» Федеральный выпуск №4128 от 27 июля 2006 г.
15. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ от 14 января 2002 г. № 2 ст. 133.
16. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I) ст. 3430;
17. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ от 20 ноября 1995 г. № 47 ст. 4473;
18. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ от 30 декабря 2002 г. № 52 (часть I) ст. 514;
19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I) ст. 3436.
20. Закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета» от 18.2.1992 г., № 39.
21. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ от 5 апреля 1999 г., № 14, ст. 1650.
22. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 28 июля 2008 г. № 30 (часть I) ст. 3604
23. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ от 14 января 2002 г. № 2 ст. 133.
24. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I) ст. 3430.
25. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ от 28 сентября 1998 г., № 39, ст. 4857.
26. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // «Российская газета» № 89, 1991 г.
27. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г., № 48, ст. 4556.
28. Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. № 48, ст. 4552.
29. Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. №30, ст. 3588.
30. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ от 1 июля 2002 г. № 26 ст. 2519.
31. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3589.
32. Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462
33. Федеральный закон от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ от 4 декабря 1995 г., № 49, ст. 4694
34. Федеральный закон от 10.01.96 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» // СЗ РФ от 15 января 1996 г., № 3, ст. 142
35. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 августа 1998 г., №31, ст. 3833
36. Федеральный закон от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ от 21 декабря 1998 г., №51, ст. 6273
37. Федеральный закон от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ от 5 мая 1997 г. № 18, ст. 2105
38. Федеральным законом от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // СЗ РФ от 8 апреля 1996 г. № 15, ст. 1551.
39. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // «Российская газета» от 7 апреля 1992 г.
40. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ от 13 октября 1997 г., № 41, ст. 4673
41. Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 17
42. Федеральный закон от 18.12.2006 № 232-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации, 2006 г., № 52, ст. 5498
43. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3126
44. Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ от 26 декабря 1994 г., № 35, ст. 3649.
45. Федеральный закон от 14.05.93 № 4797-1 «О ветеринарии» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г., № 24, ст. 857.
46. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ от 28 июля 1997 г. № 30, ст. 3594.
47. Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ от 15 марта 2004 г. № 11 ст. 945.
48. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ от 12 июля 2004 г. № 28 ст. 2882.
49. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета» -Федеральный выпуск №4476 от 26 сентября 2007 г.
50. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 // СЗ РФ от 23 августа 2004 г. № 34 ст. 3540.
51. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // СЗ РФ от 23 августа 2004 г. № 34 ст. 3538.
52. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ от 18 октября 2004 г. № 42 ст. 4109.
53. Указ Президента РФ от 16.08.2004 № Ю82 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации // СЗ РФ от 24 апреля 2006 г. № 17 (часть II) ст. 1819.
54. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // СЗ РФ от 13 февраля 2006 г. № 7, ст. 774.
55. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ от 21 июня 2004 г. № 25 ст. 2566.
56. Постановление Правительства РФ’ от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» // СЗ РФ от 1 января 2001 г., № 1 (Часть II), ст. 135.
57. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3260.
58. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектнойдокументации и результатов инженерных изысканий» // СЗ РФ, № 11, 12.03.2007, ст. 1336
59. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 «О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» // СЗ РФ от 13 октября 1997 г., № 41, ст. 4673
60. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» // СЗ РФ от 11 декабря 2000 г., № 50, ст.4901.
61. Постановление Госстроя РФ от 19 апреля 2004 г. № 70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» // Журнал «Бюллетень строительной техники», 2004 г., № 6;
62. Приказ Минрегионарзвития РФ от 19 октября 2006 года № 120 «О порядке заполнения формы разрешения на строительство»;
63. Постановление Госстроя СССР от 02.09.1985 № 140СНиП 3.01.01-85 «О строительных нормах и правилах «Организация строительного производства» // Официальное издание, Минстрой России. М.: ГП ЦПП, 1996 год);
64. Постановление Госстроя России от 21.12.1993 № 18-54 «Об утверждении изменения № 1 ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету» // журнал «Бюллетень строительной техники» № 3, 1994 год;
65. Постановление Госстроя СССР от 19 марта 1981 г. № 41″0 Правилах учета степени ответственности зданий и сооружений припроектировании конструкций». (Текст постановления официально опубликован не был);
66. Приказ Госстроя РФ от 19 июня 2002 г. № 107 «О мерах по обеспечению контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий» // «Российская газета» от 13 августа 2002 г. № 149-150;
67. Приказ Госстроя РФ от 3 июня 2002 г. № 93 «Об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России» // «Строительная газета», от 13 сентября 2002 г., № 37;
68. Приказ Госстроя РФ от 25 июля 2003 г. № 272 «О внесении изменений и дополнений в приказ Госстроя России от 03.06.2002 № 93» // Информационный бюллетень «Нормирование в строительстве и ЖКХ» № 4-5, 2003;
69. Приказ Минсвязи РФ от 22 июля 2003 г. № 96 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации» // «Российская газета» от 13 августа 2003 г. № 160;
70. Приказ от 16 марта 2007 года № 64 «О государственном учреждении, уполномоченном на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, № 5, 2007 г.;
71. Постановление Госстроя РФ от 29 ноября 2001 г. № 122 «О принятии строительных норм и правил «Типовая проектная документация» // Информационный бюллетень «Нормирование в строительстве и ЖКХ», 2002 г., № 1;
72. Приказ Госатомнадзора РФ от 9 марта 1994 г. № 26 «Об утверждении Положения о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на строительство блоков атомных станций гражданского назначения» // «Российские вести» от 29 марта 1994 г.;
73. Закон Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 73-3CO «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» // газета «Неделя области» от 5 августа 2005 г. № 55 (173);
74. Постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 г. № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области» // «Неделя области» от 21 мая 2005 г. № 33 (151);
75. Постановление Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 г. № 166-П «Вопросы инспекции государственного строительного надзора Саратовской области» // «Неделя области» от 25 мая 2005 г. № 35 (153);
76. Распоряжение Мэра Москвы от 14 апреля 2004 г. № 95-РМ «О распределении обязанностей между членами Правительства Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 28; 07.05.2004;
77. Постановление Правительства города Москвы № 311-ПП от 02.05.2006 «Об утверждении Положения о Комитете государственногостроительного надзора города Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 32; 07.06.2006;
78. Судебная практика, ненормативные акты органов государственнойвласти
79. Решение Верховного Суда РФ от 30 августа 2005 г. № ГКПИ05-909 (текст решения размещен на официальном сайте Верховного Суда РФ: www.supcourt.ru);
80. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 468-0 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2006 г., № 2;
81. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2008 года // «Российская газета» от 06 ноября 2008 г., № 230.
82. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2007 года // «Российская газета» Федеральный выпуск №4353 от 27 апреля 2007 г.
83. Научная и учебная литература
84. Административное право. Общая часть: Учебное пособие / Под общей редакцией Липатова Э.Г. и Чаннова С.Е. М.: «Ось-89», 2006.
85. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. М.: «ТЕИС», 1995.
86. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2004.
87. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн.
М.: Омега-JI, 2004.
88. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.
89. Большой словарь русского языка. Т.П. М.: Русский язык, 1986.
90. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарики, 2006.
91. ЮЗ.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. -М.: Юриспруденция, 2000.
92. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М., 2002.
93. Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник для вузов. — М.: Муниципальный мир, 2004.
94. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.
95. Киллен К. Вопросы управления / Пер. с англ. М., 1981.
96. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
97. Козлов Ю.М., Попов JT.JI. Административное право. М.: «Юрист», 1999.
98. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова М.: Новая правовая культура, 2005.
99. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юристъ, 2002.
100. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — М.: Проспект, 2006.
101. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Под ред. А.Н. Ткач. -М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
102. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2008.
103. Административное право России: учебник / Под редакцией Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО, Саратовская государственная академия права», 2006.
104. Пб.Корнеев А.П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. Ч. 1 -М.: Щит-М, 1999.
105. Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.
106. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М., 2000.
107. Проблемы юридической ответственности / Под ред. P.JI. Хачаурова. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2003.
108. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов: СГАП, 2000.
109. Марченко М.Н. Общая теория права. Академический курс. М.: Зерцало, 1999.
110. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002.
111. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова J1.A. —М.: Издательство БЕК, 1994.
112. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
113. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
114. Сидорчук В.К. Строительное право. Минск, 2001.
115. Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы. М.: «Эдитфиал УРСС», 2000.
116. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов.
Энциклопедия, 1986.
117. Сосна С.А. Концессионные договоры с иностранными инвесторами. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М., 1995.
118. Старилов Ю.Н., Полянский В.В., Галлиган Д. Административное право. История развития и основные современные концепции. М., 2000.
119. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987.
120. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М. Юристь, 1997.
121. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.
2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
122. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001.
123. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
124. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
125. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления / Пер. с англ. М.: ВИПК ЭНЕРГО, 1992.
126. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
127. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: «Волтерс Клувер», 2007.
128. Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. М., 2002.1. Статьи
129. Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // «Журнал российского права». 2001. № 6.
130. Андриченко JI.B. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами // Журнал российского права. 2005. № 6.
131. НЗ.Бачило И.Л. Развитие законодательства в сфере управления экономикой // Право и политика. 2000. № 7.
132. Вахтинская И.С. Соотношение публично-правовых и частно-правовых начал в концессионном соглашении // Законодательство. 2007. № 8.
133. Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. 2004. № 8.
134. Кузнецова С.А. Основные задачи и перспективы государственного строительного надзора // СПС «Кодекс». 2007.
135. Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. №12.
136. Машаров И.М., Кононов П.И. О проблеме понимания административной ответственности по действующему законодательству Российской Федерации // Административная ответственность: вопросы теории и практики /отв. ред. Н.Ю. Хаманева.
М., 2004.
137. Николаева JI.A. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность: вопросы теории и практики /отв. ред. Н.Ю. Хаманева.
М., 2004.
138. Сорокин В.Н. Правовая и организационная основа деятельности Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга // СПС «Кодекс». 2007.
139. Сухорукова В.В. Правовое регулирование в строительстве // Закон. 2004. № 8.
140. Тарасов A.M. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. №10.
142. Тархов В.А. Понятие юридической ответственности // Правоведение. 1973. №2.
143. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4.
144. Черданцев А.Ф., Кожевников С.Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. 1976. № 5.
145. Диссертации и авторефераты диссертаций
146. Абрамович A.M. Организационно-правовые проблемы государственного управления строительством в СССР. Дис. . докт. юрид. наук. Минск, 1985.
147. Акопов Л.А. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы). Дис. . докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
148. Денисова Г.Д Административная ответственность за правонарушения в области строительства. Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2001.
149. Кузнецова С.А. Административно-правовое регулирование в сфере строительства. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
150. Морозов А.В. Контроль и надзор в системе исполнительной власти современной России. Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
151. Муромцев Б.В. Архитектурно-строительный надзор в Российской Федерации. Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2006.
152. Прокопович Г.П. Юридическая ответственность в российском праве: Теоретический аспект. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М. 2003.
153. Тарасов С. А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности. Автореф. дис. . кандидата юрид. наук. М., 2001.
154. Трофимова М.В. Функции юридической ответственности. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
155. Ерхов А.В. Управление градостроительным комплексом в Российской федерации. Дис. . канд. юрид. наук. Тольятти, 2007.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Digital Science https://www.dissercat.com/content/administrativnyi-kontrol-i-nadzor-v-oblasti-stroitelstva» target=»_blank»]www.dissercat.com[/mask_link]
3.3. Строительный контроль и надзор за осуществлением капитального ремонта и реконструкции
Строительный контроль проводится в процессе реконструкции, капитального ремонта объектов недвижимости в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте недвижимости.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта недвижимости и в соответствии с технологией реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
При выявлении по результатам проведения контроля недостатков работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
В случаях если выполнение других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта недвижимости и в соответствии с технологией реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.
Замечания застройщика или заказчика, привлекаемых застройщиком или заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при реконструкции, капитальном ремонте объекта недвижимости должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сегодняшний день таких актов нет.
Государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов недвижимости подлежит государственной экспертизе.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований законодательства о том, что работы по реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимости, которые оказывают влияние на безопасность объектов недвижимости, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимости могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Проверке подлежит соблюдение:
— при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
— при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при реконструкции, капитальном ремонте всех объектов.
Государственный строительный надзор при реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при реконструкции, капитальном ремонте объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных выше, объектов недвижимости, если при их реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты недвижимости, подпадающие под действие государственного строительного надзора.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного ГрК РФ, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Так было принято Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
Временные рекомендации по проведению проверок соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также по выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утверждены Письмом Ростехнадзора от 3 ноября 2006 г. N КЧ-48/1054.
На основании этих документов должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок наделены следующими полномочиями:
а) беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта недвижимости.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.
После завершения реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при реконструкции, капитальном ремонте объекта недвижимости не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при реконструкции, капитальном ремонте объекта недвижимости были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
После завершения реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при реконструкции, капитальном ремонте объекта недвижимости не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при реконструкции, капитальном ремонте объекта недвижимости были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.
Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.
Источник: lawbook.online