Спорные процессы, возникающие иногда между заказчиками и строительными фирмами, могут надолго испортить жизнь обеим сторонам. Для этого и существует служба заказчика. Это её прямая обязанность — обеспечить взаимовыгодное и грамотное сотрудничество.
Конкуренция рынка
Поиск заказчика на строительство или надёжной компании-подрядчика порой заставляет соискателей терять много времени, превращая всё в бег по замкнутому кругу. Отчего складывается такая ситуация? Подобное происходит из-за большой конкуренции в сфере строительства, которая изо дня в день становится ещё больше. Свои услуги рекламируют очень многие фирмы, но должного качества обеспечить в реальности могут не все.
Очень многие причины могут быть тому виною — от неудачно подобранного участка до неправильно подведённых коммуникаций. Служба заказчика – это такая организация, которая позволит избежать любых распрей между сторонами, проведя полную независимую проверку. Это гарантия, что дело не перерастёт в судебные иски, и все останутся довольны.
Инжиниринговые компетенции — базис эффективной службы заказчика
Чем занимается служба заказчика в строительстве
В первую очередь в функционал этого сервиса входит подбор надёжного и выгодного партнёра. После этого данная служба будет вести постоянную и продуктивную работу со всеми органами, осуществляющими государственный надзор, с подрядчиками и инвесторами. И конечно, с организациями, в обязанности которых входит составление проектно-сметной документации.
Что позволяет обеспечить качество сотрудничества
Как можно видеть, служба заказчика – это обеспечение полного сопровождающего контроля над процессом строительства, где права каждой стороны защищены. Такое выгодное и высокоэффективное сотрудничество осуществляется благодаря тому, что все условия изначально открыто оговариваются, а затем происходит контроль и выдвигаются жесткие требования к выполнению к обеспечению качества производимых работ.
Документация о допуске
Понятно, что работать в столь серьёзной организации могут только профессионалы. Ведь ведение технического надзора подразумевает полное владение необходимыми знаниями и наличие наработанного опыта. Таким образом, служба заказчика – это организация, сотрудники которой обладают такими характеристиками, как ответственность и наличие специализированного образования. Чтобы осуществлять строительный контроль, подобная структура должна иметь действующее свидетельство, выданное СРО о допуске к работам.
Что осуществляет и гарантирует организация
Специалисты компании обеспечивают контроль на всех этапах ведения работа — от разработки проектной документации до полной сдачи возведённого объекта в эксплуатацию. В функции службы заказчика входит:
1. Изучение земельного участка (предполагаемой строительной площадки).
Зак И.Б. Функции технического заказчика на этапе подготовки проектной документации
2. Определение возможности для получения главных разрешительных документов.
3. Проведение консультаций с инвестором, а также с прочими специалистами городских служб.
4. Ещё до начала проектирования подготовить ряд необходимых документов по исходным данным, список которых включает в себя:
- Инженерно-геологические, экологические исходные данные, сведения о техсостоянии существующих зданий.
- Строительный паспорт.
- Городской план земельного участка.
- Заказ и проведение топографических, гео- и экологических изысканий.
- Определение технических условий присоединения к горсетям.
- Основной документ-распоряжение на право проектирования и строительства.
5. Согласование пакета исходно-решающей документации для рассмотрения всех возможных вариантов, направленных на минимизацию затрат заказчика.
Кроме того, служба заказчика:
- Подготавливает и проводит тендер среди заявленных проектных компаний с целью определения генерального проектировщика, а также субподрядчиков проектирования.
- Несёт ответственность за подготовку договоров с проектными организациями.
- Готовит документацию по проведению выборов генерального подрядчика на строительные работы.
Для кого целесообразно обращение
Многим гражданам наверняка будет интересно, для кого создаются такие организации, кому доступно в них обращаться? В принципе, служба заказчика/застройщика рассматривает абсолютно все предложения. Ведь их основная задача — соблюсти интересы всех сторон. И воспользоваться ею могут не только клиенты-заказчики возведения зданий, домов и т. п., но и подрядчики, инвесторы, а также целые управления по капитальному градостроительству.
Выгода очевидна для всех. Например, заказчик избавлен от необходимости заниматься волокитой с исходной документацией, а также урегулированием своих вопросов с государственными структурами. Всё это обустроит, проведёт и проконтролирует правильность оформления нанятая служба.
Что касается строительных организаций, то им это также на руку, так как они получают интересный проект и серьёзного заказчика. К тому же выполнение работ в соответствии с заявленным качеством станет рекламным проектом, выделяющим фирму среди конкурентов. Можно сказать, тут все стороны остаются в выигрыше.
Стадия строительства объекта
На этапе возведения объекта служба технического заказчика осуществляет постоянные проверки качества выполняемых работ. И в обязательном порядке прием намеченных физических объемов выполненных этапов в ходе деятельности согласно актам. Кроме того, ведёт ревизию и приём монтажных ответственных элементов с проверкой качества монтажа. Контролирует их испытания и оформляет исполнительную документацию. А также занимается организацией и проведением (с собственным оценочным участием в работе) государственной приемочной комиссии касательно завершенного строительством объекта.
Если финансы не от Госбюджета
В итоге, если размер суммы указан изначально, то денежные средства будут перечислены застройщиком отдельно от капитального бюджета, выделенного на строительство. Например, в виде вознаграждения за выполненную работу.
Служба заказчика может финансироваться из включённых в инвентарную стоимость уже построенных объектов недвижимости, если средства возмещаются за счет сметных ассигнований и считаются капитальными затратами на строительство. В целях подобного учета расходов эта норма указана в п. 1.4 положения по бухучету долгосрочных инвестиций.
По договорённости
При составлении договора с представителями службы технического заказчика инвестор может возложить на них абсолютно любой объем обязанностей. Это касается и полноценного ведения всех стадий реализации инвестируемого проекта. К услугам может относиться всё — от сбора исходно-разрешительной документации перед началом разработки проекта и до самого оформления разрешений ввода в эксплуатацию. Если понадобится, то они займутся и другими делами, например, оформлением требующихся договоренностей с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями.
Самостоятельно или нет – дело выбора
Технический заказчик – это официальная служебная компания, которая в прямом смысле организовывает и контролирует весь проходящий процесс возведения объекта – от разработки проектной документации и до ввода его в эксплуатацию. Функции подобной организации застройщик может осуществлять и самостоятельно. Однако привлечение специализированных фирм очень быстро получило широкое распространение. Значит, дело того стоит.
Источник: autogear.ru
Всем заказчикам заказчик!
Но не приведёт ли централизация функций к увеличению сроков реализации проектов за счёт повышения бюрократической нагрузки на новую структуру?
Под конец лета главное строительное ведомство успело ещё раз удивить сообщество, объявив о создании единого государственного заказчика по строительству объектов инфраструктуры.
Чиновники полагают, что объединение в Минстрое России функций заказчика по объектам инфраструктуры позволит эффективнее управлять проектами, повысить их качество, снизить сроки их реализации, а также предотвратить появление незавершённого строительства в стране.
Впрочем, тех, кто следит за последними передвижениями в Минстрое, новость не слишком удивила. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об отнесении к ведению министерства шести федеральных казённых учреждений, которые выполняют функции государственных застройщиков. Среди них – дирекции по строительству и реконструкции, который раньше находились в ведении Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава. Распоряжение вступает в силу 1 октября 2020 года.
В общем, вместо лоскутного одеяла министерств и ведомств, у каждого из которых были свои нормативы, требования и обычаи делового оборота, появится один мега-заказчик. Заодно, надо полагать, туда же передадут полномочия от всех региональных заказчиков, о чём, кстати, давно уже поговаривали саморегуляторы. Притчей во языцех стали директора школ и заведующие детскими садами, которые вместо того, чтобы заниматься образовательными процессами, каждое лето вынуждены превращаться в сметчиков, экспертов и инженеров-проектировщиков, вступая в интеллектуальный поединок с подрядчиками, съевшими ни одну собаку на сдаче разной халтуры.
С другой стороны и строители не слишком рады тому, что у каждого деревенского минстроя свои хотелки, которые меняются даже не от региона к региону, а от кабинета к кабинету. Им тоже было бы интереснее получить единые правила игры, и возможность общаться с компетентными специалистами, чем подстраиваться под не всегда адекватные требования местных заказчиков. Так что сама по себе идея вполне разумна. На бумаге. А чего ждать в действительности?
На ТАСС уже успел засветиться (а точнее, пропиариться за свои же деньги) с комментариями Николай Алексеенко (или, как его называют в определённых кругах, Коля-во-все-бочки-затычка). По мнению счастливого обладателя РАСКа, решение это хорошее и нужное: «Сегодня практически все театры, школы, медучреждения и многие другие государственные структуры рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта, проведения самых различных строительных работ, однако у них зачастую не хватает компетенций в разработке профильных технических заданий, формировании адекватной первоначальный цены закупки, в проведении хороших квалификационных отборов поставщиков». И в качестве примера Николай Николаевич привёл всё ту же хрестоматийную заведующую детским садиком. Ведь в восьми из двенадцати национальных проектов на уровне целей и задач закладывается реализация тех или иных строительных проектов: школ, детских садов, объектов городской инфраструктуры и здравоохранения.
В РБК новость прокомментировал и директор по развитию ГК «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян. Он также отметил, что во многих регионах управление проектами как на этапе тендера, так и на этапе строительства откровенно низкое. В итоге появляется много недостроенных объектов. Региональные власти прекрасно осознают такую ситуацию и пытаются переложить эту головную боль на частный бизнес, в первую очередь на застройщиков.
При этом, по мнению эксперта, наличие такого заказчика позволит провести реформу в данной области как на уровне законодательства, так и на уровне управления, а также поможет стандартизировать процедуры по отбору подрядчиков, финансированию и управлению строительством. Если за этой инициативой последует законодательное закрепление порядка финансирования данных объектов, единые правила для регионов, то вообще отлично. Сейчас каждый регион изобретает свои правила финансирования строительства соцобъектов, в том числе пытаясь перекладывать затраты на СМР на застройщиков, что в большинстве регионов России делает проекты жилищного строительства нерентабельными.
Член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов также обеими руками за. И считает, что функциями государственного заказчика должно заниматься профильное министерство, которое обладает нужными компетенциями в вопросах формирования технических заданий, стоимости работ, выбора строительных компаний для реконструкции инфраструктурных объектов, в том числе в субъектах страны. Речь идёт об объектах, которые ранее находились в ведении Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава. То есть это и больницы, и школы, и досуговые объекты. В итоге изменения должны привести к совершенствованию процедур госзакупок и повышению качества выполняемых работ.
Впрочем, звучат и скептические голоса. Директор департамента девелопмента ГК «А101» Олег Гурьев к идее в целом отнёсся позитивно, но высказал опасение, что, централизация функций может привести к увеличению сроков реализации проектов за счёт повышения бюрократической нагрузки на новую структуру. По его мнению, это главная задача начального этапа работы единого техзаказчика, которую, как видится, нужно будет решить на самом старте.
Пока никак не прокомментировали новость Национальные объединения и саморегулируемые организации, что довольно странно, поскольку для них взаимоотношения заказчика и подрядчика вопрос ключевой. Как никак, а за косяки и срыв заказа отвечать придётся именно СРО. Что же, подождём, когда отдохнувший на ялтинских пляжах Экспертный совет НОСТРОЙ подумает, да и выскажет свою консолидированную позицию. Ну, а мы тем временем приглашаем к обсуждению Вас, уважаемые читатели, профессионалы строительного саморегулирования – как, по Вашему мнению, отразится создание единого заказчика на работе российского строительного комплекса? И каких подводных камней нужно остерегаться?
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Источник: zsrf.ru
СПЕЦИАЛИСТ ПО ГОСЗАКУПКАМ
На сегодняшний день, сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.
Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов.
Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье «Госзакупки – требования к сотруднику». Задача этой статьи — коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.
Кто такой контрактный управляющий.
Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?
Госзакупки — сложная область
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.
Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.
Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.
При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Функционал контрактного управляющего, тендерного специалиста по госзакупкам
Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.
Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:
Статья 38. Контрактная служба. Специалист по Госзакупкам
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.
С ледует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:
1. Планирование
2. Осуществление закупок.
3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.
Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.
Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику.
Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории — крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.
Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.
Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.
У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.
Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.
Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.
Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.
Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.
Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.
У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.
Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.
Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.
В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.
Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.
Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.
Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.
Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.
В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.
Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.
К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.
В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.
Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.
Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.
На это есть 2 причины:
1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;
2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.
Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.
Работа контрактного управляющего в крупной организации
Контрактный управляющий, работающий у крупного заказчика, попадает в другую ситуацию. При объеме закупок от 100 млн. руб. заказчик обязан создать контрактную службу. В этом случае заниматься закупками будет несколько человек, а значит, у каждого появляется возможность специализации. Тут возможны два основных варианта:
поделить деятельность сотрудников по функционалу госзакупок (один пишет ТЗ, другой ведет отчетность, третий взаимодействует с поставщиками и т. д.).
дать каждому сотруднику возможность делать полный цикл процедур закупки по ограниченному перечню тем.
Работа с госзакупками предполагает массу действий, которые могут повлечь за собой юридические последствия, поэтому крайне важно, чтобы у контрактной службы была возможность привлекать к работе квалифицированного юриста, либо постоянно, либо по мере необходимости.
Резюме: Специалист по госзакупкам
Работа в качестве контрактного управляющего в любом случае достаточно сложна, ответственна, требует большого объема специфических знаний, включает выполнение целого ряда рутинных действий.
Контрактный управляющий, работающий в небольшой организации по совместительству получает существенную нагрузку сверх своих основных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством, однако имеет сравнительно скромные возможности качественно делать свою работу. Работа при этом оплачивается, как правило, скупо по ряду причин.
Контрактный управляющий, работающий в организации-заказчике среднего масштаба, должен наладить продуктивное взаимодействие со своим руководством и конечными пользователями закупаемых товаров и услуг, иначе их качество и сроки поставки могут стать проблемой.
Работа в крупной организации позволяет обеспечить специализацию сотрудников внутри контрактной службы. Это дает возможность повысить призводительность и качество работы каждого сотрудника и службы в целом.
Для любой организации-заказчика важно обеспечить возможность консультаций с юристом, либо его участие в процессах закупки.
О ПРОФЕССИИ
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс.
Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Специалист по госзакупкам
Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию. Требование наличия практического опыта контрактации в интересах государства — основополагающее для продвижения по службе.
Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.
Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них — переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады.
И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда — более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения).
Специалист по госзакупкам
Третий аспект — образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках.
Замонас Р.С. — директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им. Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р.М. — и.о. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО «Т-Плюс», окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета.
В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.
Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок. Главное, чтобы образование давало багаж подлинных знаний, которые помогут быстро наработать закупочный опыт и квалификацию.
КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере. На что стоит обратить внимание при выборе образовательных программ и учебных заведений, предлагающих повышение квалификации по данному профилю? Как вы относитесь к набирающему популярность дистанционному обучению?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы.
Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное — получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Когда главное — формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены — по 2 тыс. рублей за одного слушателя. Согласно мнению данного руководителя, теперь во вверенном ему регионе работают высокопрофессиональные кадры контрактных управляющих. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2013 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК — 553/06) (далее — Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма). Может так получиться, что в аудиторию слушатель придет дважды: для подачи документов и оплаты обучения, а потом для получения диплома (сертификата).
Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.
А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200.4-200.5.
Обращаю внимание на статью 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч.
1 ст. 200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст.
200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170.2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб. и 9 000 000 руб. соответственно. В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо.
Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Перечислю статьи: 7.29; 7.29.3; 7.30; 7.31; 7.31.1; 7.32; 7.32.3; 7.32.5; 9.16; 19.5; 19.7.2; 19.7.2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.
По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2013 г., задолго до последних правовых новаций.
После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности.
Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики. А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы.
В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию.
Пускай речь идет о праве выпускника разово обратиться за методической помощью, это тоже важно. Если честно, таких преподавателей единицы.
Теперь о дистанционном обучении. Это современная форма, которой удобно пользоваться. Во всем мире ее применение расширяется.
Есть даже образное выражение, что эра краснокирпичных университетов проходит (здания престижных университетов Англии построены из красного кирпича). Но у дистанционного обучения есть и недостатки, ведь обучающийся не находится в аудитории, рискует потерять внимание, отвлечься на посторонние мысли и происшествия. Кроме того, у слушателя нет прямого контакта с преподавателем, он не обсуждает жизненные ситуации с другими студентами, не задает сам и не слышит вопросов однокурсников с мест. Для дистанционных форм обучения, на мой взгляд, нужна серьезная и строгая система тестов по принципу: прошел, только тогда можно перейти к следующей теме.
Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование — страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений.
Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция — информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина «правовые технологии»), создание умных контрактов и иное. О чем идет речь?
Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.
Перечислим их полностью:
— обработка и анализ информации о ценах на товары, работы;
— подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
— обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Все перечисленные трудовые действия могут быть в будущем переданы… роботам.
Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции — подготовка закупочной документации:
— подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;
— осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
— осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;
— осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.
Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века.
Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2016, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий. Но вот уже два года, как специалисты продолжают работать на своих метах и делать проводки, как и прежде. Однако тенденция есть тенденция, и производные явления будут расширяться и усиливаться.
Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):
— оценка степени достижения целей закупок;
— оценка обоснованности закупок;
— формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
— осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.
Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги.
Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.
КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок — одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2018 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа — вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид. Что вы посоветуете специалистам: чему им стоит уделить особое внимание для расширения своих компетенций и развития навыков в связи с изменениями?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам:
Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ — опыт и практика, на мой взгляд.
Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде. В их числе и демпинг, и выбор некомпетентных поставщиков, и контрактные риски. Но это вопросы о самой системе, ее нынешних пороках, а не об автоматизации и вызванных ею изменениях в профессии.
КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: Я фанат справочной правовой системы КонсультантПлюс. Мне нравится, как организован материал, ссылки, перекрестные сноски. Правовая информация, которую предоставляет система, всегда самая актуальная. Можно исследовать изменения в правовом документе в удобной и наглядной форме, сравнивать редакции.
К статьям подверстаны комментарии и консультации специалистов, что просто необходимо, нельзя быть знатоком во всех вопросах, постоянно нужно перепроверять себя. Очень часто уточняю в системе КонсультантПлюс позиции авторов, статьи которых размещены в разделах юридической литературы и в иных. Обратила бы внимание на богатую подборку книг.
Сама прочитала в КонсультантПлюс монографии М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, которые не смогла найти нигде, кроме как в этой справочной правовой системе. Богатая аналитическая литература — выгодное отличие КонсультантПлюс.
Считаю интересными и полезными новости. Обращу внимание на обзоры судебной практики. Этот блок очень важный, поскольку именно суды имеют право толковать законодательство. И конечно, слежу за законопроектной работой.
Что касается повышения квалификации, то скажу честно, читаю много, постоянно, участвую в различных профессиональных мероприятиях и все время ощущаю потребность в новых знаниях. В связи с тем, что работала в составе экспертов Фонда «Центр стратегических разработок» (далее — ЦСР) над стратегией развития Российской Федерации 2018-2024 и на период до 2035 г., больше внимания уделяла экономической литературе.
Нужно было анализировать макропропорции и генеральные закономерности в контрактной системе. А вот по итогам получения эмпирических результатов, вновь потребовалась юридическая информация и справки для разработки рекомендаций, с тем чтобы предложить стратегию развития контрактной системы.
По мнению нашего заказчика, с задачей мы справились. Напомню, что ЦСР работал над стратегией по заданию Президента Российской Федерации (поручение Президента России от 18.05.2016г. № Пр-971). Разработанные в рамках стратегии предложения отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а еще до этого в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое было оглашено 1 марта 2018 года. Теперь мы продолжаем реализацию стратегии, а также начали ряд новых проектов.
Источник: 44fzrf.ru