продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов , а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
часть 15 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года » 276-ФЗ)
продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений , а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
Уточнение понятий жилой дом, капитальный объект, некапитальное строение, самовольная постройка Помо
часть 15 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
территории, здания, сооружения, помещения организаций
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (утратила силу в части, касающейся опрелеления этого термина)
отдельно стоящие здания и сооружения
пункт 4.1 Свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (в редакции до 2020 года)
население, территория, имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, технические системы, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены или должны быть установлены требования в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Концепция единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденная приказом МЧС России от 29 декабря 2006 года № 804
здание, сооружение, помещение, процесс, технологическая установка, вещество, материал, транспортное средство, изделия, а также их элементы и совокупности. В состав объекта защиты входит и человек
Приложение 1 ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»
здания, сооружения, помещения организаций
пункт 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (утратил силу с 1-го января 2021 года)
территория, здания, сооружений организауий и другие объекты защиты
пункт 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2012 года № 1479 (вступают в силу с 1-го января 2021 года)
здания и сооружения, их территория и прилегающая акватория в отведенных границах, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество всех форм собственности, к которым установлены или должны быть установлены требования безопасности и состояние которых контролируется или подлежит контролю для защиты от угроз и/или для профилактики угроз на основе действующего законодательства.
пункт 3.2.3 ГОСТ Р 56936-2016 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования
Самым удачным определением следует считать определение из ГОСТ «Пожарная безопасность. Общие требования», так как остальные или ограничивают это понятие исключительно зданиями и сооружениями или не дают возможности собрать различные элементы (имущество, технологические установки) в единое целое.
Нельзя не отметить, что по Техрегламенту объект защиты это только то, в отношении чего установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности. На первый взгляд это правильно, но если вдуматься, то возникает вопрос: что, нет требований — нет защиты? И что значит «должны». Кто должен, кому и сколько? В качестве определения снова применяются неопределенные понятия.
Понятие «объект защиты» чрезвычайно важное именно с точки зрения организации пожарной профилактики. Пожарная профилактика это прежде всего «действия» человека, и поэтому очень важно понимать, кто должен в отношении того или иного здания, сооружения, помещения, продукции, имущества и всего, что может входить в «объект защиты» эти действия предпринимать.
Термин «объект защиты» таким образом получается очень тесно связан с понятиями: «ответственный за обеспечение пожарной безопасности», «руководитель организации», «требования пожарной безопасности», «ответсвенный за нарушение требований пожарной безопасности» «государственный пожарный надзор» так как все они так или иначе имеют то или иное отношение к «объекту защиты». Кто-то обеспечивает соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности, кто-то их нарушает, кто-то надзорает и привлекает к ответственности того, кто за этот объект «ответственный».
Очень интересно практическое использование этого термина. Так в Административном регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утвержден приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644) идет очень четкое противопоставление «объекта защиты» и «земельного участка», хотя и земельный участок, как следует из приведенных выше определений — тоже объект защиты (как имущество).
При этом, как мы видим, в ряде документов или напрямую указано или подразумевается, что «объект защиты» — это прежде всего здание, сооружение и помещение. Наверное, при этом подразумевается, что имущество, технологические установки и прочее находящееся в здании «автоматически» относится именно к этому «объекту защиты».
В этой связи можно провести определенную и условную типологию объектов защиты.
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
здания, сооружения и помещения в них, а также территория (земельные участки)
У данного типа объектов защиты есть некоторые характеристики, позволяющие провести его идентификацию для целей пожарного надзора. К таким характеристикам, в соответствии с пунктом 29 Административном регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утвержден приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644) относится:
— полное наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, которым присвоена категория риска;
— основной государственный регистрационный номер;
— идентификационный номер налогоплательщика;
— наименование объекта защиты;
— адрес места нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
— цифровое значение «кода вида объекта защиты»;
— реквизиты решения уполномоченного должностного лица о присвоении (изменении) категории риска;
— основания присвоения, повышения (понижения) категории риска.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ существенными признаками объекта защиты является:
— класс функциональной пожарной опасности,
— класс конструктивной пожарной опасности
— категория по взрывопожарной и пожарной опасности (для производственных объектов (добавлю, что и для складских, о чем забыли авторы Федерального закона)
При практической работе с данным типом объектов защиты важно выделить две характеристики: владельцев и адрес.
Именно владелец объекта защиты (а под владельцем понимается лицо уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться тем или иным имуществом) несет обязанность по выполнению на объекте защиты требований пожарной безопасности. Поэтому так важно определить кому именно принадлежит то или иное имущество, являющееся для пожарной охраны «объектом защиты».
В качестве практической рекомендации по определению границ конкретного объекта защиты возможно посоветовать использовать данные публичной кадастровой карты и иные информационные материалы Росреестра (ЕГРН и т.п.) а также органов, осуществляющих техническую инфентаризацию помещений (попросту — Бюро технической инвентаризации, БТИ). Именно там содержится информация о собственнике объекта защиты. Но помимо собственника, у недвижимого имущества может быть несколько арендаторов. В таком случае границы объекта защиты определяются по договору аренды — конкретные квадратные метры конкретного помещения, здания, сооружения или земельного участка. Обычно они указаны в приложениях к договору аренды в виде выкопировки из плана БТИ (рис 0.)
рис.0. Определение границ объекта по плану БТИ.
Очень важной характеристикой или признаком отдельного: объекта защиты является его адрес. Например: медицинское учреждение является вдалельцем нескольких зданий и земельного участка. И у зданий и у земельного участка разные адреса. Следовательно руководитель этого медицинского учреждения обеспечивает пожарную безопасность отдельно на нескольких «объектах защиты», каждый из колторых может стать предметом проверки надзорных органов.
Рис. 1. Объект защиты — земельный участок
Рис 2. Второй объект защиты — здание — характеристика — выделенный адрес
Рис 3. Третий объект защиты — здание — характеристика — выделенный адрес
При этом, если бы эти здания имели один адрес, то их можно было бы считать одним объектом защиты, так как здание само по себе не является безусловно отдельным объектом защиты, по соответствующему определению. Это следовало из пункта 2 приложения 2 к приказу МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91 (отменен в настоящее время), в котором было указано, что декларация пожарной безопаности может составляться как на «объект защиты» так и на отдельные здания, входящие в его состав.
Не знаю, насколько обоснован принцип «адресности» объекта защиты, но в практике встречались случаи, когда на каждое из зданий (или частей здания), расположенных буквально в ста метрах друг от друга и имеющих разные адреса, принадлежащими одному владельцу составлялись отдельные протоколы об административном правонарушении, а на несколько зданий с одним адресом составлялися один протокол на все объекты защиты.
В этой связи, вдалельцам объектов защиты конечно было «выгоднее» для снижения рисков претензий со стороны надзорных органов, оформить декларацию пожарной безопасности, на все принадлежащие ей здания как на один «объект защиты». При этом, в соответствии с формой декларации пожарной безопасности, в ней должен быть указан один адрес, на все здания.
Например, два отдельных дома, имеющих один адрес (рис 4) представляют собой один объект защиты
В настоящее время это вряд ли законно, так как (видимо исправляя эту ошибку) в совреемнном документе регулирующим раработку декларации пожарной безопасности очень четко указано, что она может разрабатываться только на ЗДАНИЕ, а не на группу зданий или часть здания (за исключением части здания класса функцональной пожарной опасности Ф 1.1).
Поэтому данный вопрос требует отдельного рассмотрения.
Итак, к первому типу объектов защиты — недвижимому имуществу я отношу отдельные здания, сооружения, помещения или их совокупность, имеющие следующие характеристики:
— данные владельца (собственника);
— класс функциональной пожарной опасности здания (помещения);
— класс конструктивной пожарной опасности; здания
— категорию по взрывопожарной и пожарной опасности (для производственных и складских зданий и помещений);
Хотя и остальные характеристики указанные в настоящей статье тоже существенны
ПРОДУКЦИЯ
имущество граждан или юридических лиц
Полагаю, что раз недвижимое имущество уже описано в первом типе «объектов защиты», то второй тип — это именно движимое имущество. Пожарную безопасность этот вид «объектов защиты» интересует МЧС и его надзорные органы только в части сертификации того имущества, которое требует подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности. Как правило такого рода требования проверяются МЧС в рамках надзорных мероприятий в составе «объекта защиты», относящегося к «недвижимому имуществу».
ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
к которым, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» относятся:
— объекты военного назначения,
— объекты переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов,
— объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания,
— наземные космические объектов и стартовые комплексов,
— объекты, расположенные в лесах.
В целом можно сделать вывод о том, что дефидент «объект защиты», употребляемый в столь разных значениях (и здание, и продукция, и транспортное средство, и горная выработка) крайне нуждается в новой дефиниции, определении исчерпывающих признаков, позволяющих оперировать им как в теории так и на практике и отдельной пожарно-технической классификации.
При этом несомненно, что в первую очередь объект защиты в практической работе — это здание и именно в отношении зданий и сооружений сформулирована большая часть требований пожарной безопасности тех условий при котором объект защиты будет защищен.
инженер пожарной безопасности
Размещено: 15 апреля 2020 года
Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru запрещены.
Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.
В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено
Источник: ptm01.ru
ОБЪЕКТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК НОВАЯ КАТЕГОРИЯ ПРАВА
Впервые определение такому понятию, как «объект капитального строительства (ОКС)» было дано в Градостроительном Кодексе (ГрК) Российской Федерации (РФ). С того момента данная категория широко используется не только в градостроительном законодательстве, но и во многих других отраслях права, а именно в земельном, лесном, гражданско-правовом и иных. Так как область применения ОКС постоянно растет, то возникает острая необходимость их исследования. Необходимо четко понимать и разделять близкие по содержанию понятия и иметь ясное представление о правовом регулировании исследуемого объекта.
Как гласит 10 пункт 1 статьи ГрК РФ, ОКС — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек [1]. Данное определение нельзя назвать полным, т.к. оно не раскрывает самой сущности данной категории, а всего лишь перечисляет объекты, которые относятся к ОКС.
Все эти вышеуказанные объекты можно так же отнести и к недвижимому имуществу, следовательно, они по определению несут в себе и все его признаки. К недвижимым вещам в соответствии с Гражданским Кодексом (ГК) РФ могут быть отнесены земельные участки, участки недр и все, что имеет отношение к земле, те объекты, перемещение которых невозможно, так же к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество [2]. Таким образом, данное определение выносит признаки присущие недвижимости: невозможное перемещение без их ущерба, тесная и неразрывная связь с землей, государственная регистрация в обязательном порядке. Помимо перечисленных признаков, есть и другие, например, отнесение к объектам недвижимости воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, данный факт говорит о значимости недвижимого имущества, как в социальной, так и в экономической сферах. Так же не вооруженным взглядом видна связь двух уже изученных определений ОКС и объектов недвижимости. Т.е. во вторую категорию входит первая.
На следующем этапе для более полной картины, рассмотрим еще одно немаловажное определение «капитальное строительство». В законодательстве РФ четко оно не прописано, хотя часто употребляется. Как гласит гражданское право, капитальным строительством признается деятельность органов государства, местного самоуправления, физических и юридических лиц, которая направлена на создание новых и изменение старых или имеющихся основных фондов, имеющих производственное и непроизводственное назначение. Это одна из важнейших отраслей материального производства, служащая незаменимым источником углубленного воспроизводства [3].
Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что объекты капитального строительства есть разновидность недвижимого имущества, и соответственно перенимают все его признаки.
Перейдем к распространенным проблемам, возникающим при исследовании ОКС. Во-первых, В законодательном регулировании не прописана четкая классификация ОКС по уровням: федеральный, региональный и местный. В статьях 10, 14, 19, 23 ГрК РФ перечислены соответствующие объекты, но это нельзя назвать классификацией как таковой из-за отсутствия должного основания для её формирования. Вместе с тем, все эти перечни являются открытыми, это подтверждает заключенная в них фраза: «. и иных объектов, размещение которых необходимо, для осуществления полномочий. » [1]. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данную классификацию надо серьезно дорабатывать.
Для начала, необходимо иметь четкое представление о сущности ОКС на каждом из уровней. Логично предположить, что объекты капитального строительства на федеральном, региональном и местном уровнях связаны с решением соответствующих проблем и вопросов. В соответствии со статьей 2 Федерального Закона (ФЗ) от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ (то есть ФЗ № 131-ФЗ) оосуществ- ляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно [4].
Если обратиться к лексическому значению, то к вопросам местного значения относятся вопросы, которые непосредственно занимаются обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, решение их исполняется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
Определения вопросов федерального и регионального значения выводятся по аналогии. Четкого их определения в законодательстве нет.
Как же связать эти категории с ОКС? Ответ прост: ОКС могут выступать в качестве одного из вспомогательных средств или способов решения вопроса, относящегося к тому или иному уровню.
Отсюда следует, что ОКС федерального значения — это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, определенные в качестве выполнения вспомогательной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению РФ, а значит служащие целям реализации полномочий федеральных органов власти и/или подконтрольные им; ОКС регионального значения — это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, определенные в качестве выполнения вспомогательной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению субъектов РФ, то есть служащие целям реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и/или подконтрольные им; ОКС местного значения — это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, определенные в качестве выполнения вспомогательной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению органов местного самоуправления РФ, то есть служащие целям реализации полномочий ОМС и/или подконтрольные им.
Следующим проблемным вопросом является взаимосвязь и возможность взаимосвязи классификации ОКС по участкам управления и права собственности субъектов на ОКС. Формируя классификацию, в данном случае, за основание следует принять сферы ведения РФ, отдельных субъектов РФ и объектов местного самоуправления соответственно.
Однако, такая классификация подразумевает так же и учет формы собственности на тот или иной ОКС и зачастую воспринимается как классификация по формам собственности, поэтому имеется некое смешение данных понятий. Поэтому справедливо заметить, что данный подход является не совсем верным. Это объясняется тем, что сейчас более широкое распространение имеет частная собственность, которая включает в себя имущество физических и юридических лиц. При этом если за основание классификации применять только формы собственности, то основная часть ОКС не будет в неё включена. Вместе с тем право собственности и значение ОКС могут не совпадать друг с другом.
В итоге можно заключить следующее, сфера ведения того ли иного органа власти в отношении какого-либо ОКС означает не наличие у этого органа правомочий собственника на ОКС, а наличие у него полномочий по контролю за владением, пользованием и распоряжением ОКС, полномочий по созданию необходимой базы для должного осуществления собственником своих прав, учитывая при этом значимость и возможную общественную ценность данного объекта. Поэтому смешение понятий «сфера ведения» и «форма собственности» лишает практической значимости классификации ОКС.
В ходе исследования был выявлен еще один спорный момент. Статья 14 ГрК РФ гласит, что схемы территориального планирования субъектов РФ содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения [1]. Отсюда получается, что ОКС федерального значения обозначать нет необходимости.
На самом же деле документы территориального планирования субъектов содержат не только карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения, но и ОКС федерального значения; документы территориального планирования поселений кроме карт (схем) размещения ОКС местного значения содержат и информацию о размещение ОКС федерального и регионального значения. Логически это верно.
В документах, которые отражают территориальное планирование должна содержаться полная и адекватная информация о нем. Данная информация не может быть до конца полной без обозначения в ней данных об ОКС федерального и регионального значения на документах территориального планирования субъектов РФ и МО соответственно. Например, если на территории какого-либо города находится лечебно-профилактическое учреждение регионального значения, это не значит, что данный объект капитального строительства не нужно обозначать в генеральном плане поселения, без этой информации данный план будет неполным. Следовательно, можно утверждать, что такие отступления от положений ГрК РФ вполне разумны и имеют место быть.
Источник: bstudy.net
Что такое вид объекта?
Тип объекта определяет, какую функцию данный типовой объект должен выполнять, например Потребитель – потребителем газа. К типовым объектам может привязываться семантическая база данных. . Например, тип объекта — задвижка , режимы работы – открыта и закрыта .
Что значит Вид объекта недвижимости?
Объекты недвижимости в силу природы очень явно делятся на два вида: естественная недвижимость, что возникло само, в первую очередь земельные участки и рукотворная недвижимость: здания, сооружения, которые устанавливаются на участке, либо сооружаются под участком, это искусственная недвижимость.
Что означает тип объекта 01?
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред.
Какие объекты относятся к объектам капитального строительства?
Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых (не) завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету?
- Земельные участки.
- Здания.
- Помещения.
- Сооружения.
- Объекты незавершенного строительства.
- Машино-места.
- Единые недвижимые комплексы.
- Предприятие как имущественный комплекс.
Что относится к капитальным строениям?
Объект капитального строительства (определение из Градостроительного Кодекса ст. . 10) – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено; исключением являются некапитальные строения, временные сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Какие работы относятся к капитальному строительству?
- Строительство нового объекта (новостройка). .
- Реставрация. .
- Реконструкция. .
- Расширение объекта — значительное увеличение площади, путём пристройки отдельного объекта, с выводом нового типа помещения или здания на отдельную балансовую стоимость.
Что относится к основным сведениям об объекте недвижимости?
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ .
Где посмотреть кадастровый номер объекта недвижимости?
Узнать кадастровый номер по условному можно только через отделения Росреестра. Сегодня проще всего узнать кадастровый номер по адресу. Сделать это можно бесплатно в режиме онлайн на сайте ЕГРН. Реестр.
Что такое единый недвижимый комплекс?
Под ЕНК понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре .
Для чего присваиваются кадастровые номера объектам недвижимости?
Законодательством Российской Федерации предусмотрено присвоение уникального цифрового кода всем зарегистрированным объектам недвижимости – кадастрового номера, который позволяет идентифицировать все объекты. . Такой номер не изменяется и не повторяется во времени и на территории Российской Федерации.
Что относится к Некапитальным объектам?
объекты, не являющиеся ОКС (некапитальными объектами) – объекты, для размещения которых: не требуется оформление разрешения на строительство выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения
Что означают цифры на публичной кадастровой карте?
Первые две цифры определяют кадастровый округ (к примеру, 78 — Санкт-Петербург). Вторые две цифры означают, в каком кадастровом районе находится объект (например, 36 — Выборгский). Следующие семь цифр говорят о кадастровом квартале, а последние — о номере самого объекта.
Какие данные отображает Публичная кадастровая карта?
Публичная кадастровая карта отображает учтенные земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Сведения государственного кадастра недвижимости являются, согласно существующему законодательству, общедоступными, но получить доступ к таким сведениям было зачастую непросто.
Источник: kamin159.ru
Понятие и особенности землепользования в РФ
Земельные отношения регламентирует законодательство Российской Федерации. Они возникают между государством, муниципальными образованиями, субъектами РФ, юридическими лицами и гражданами. В результате субъекты получают возможность использовать наделы для удовлетворения определенных потребностей. Так возникают правоотношения, одним из видов которого является землепользование.
Что такое земельные правоотношения
Под земельными правоотношениями подразумевают общественные связи между государственными органами, юридическими и физическими лицами в сфере использования, распределения или охраны земли. Определение этому понятию дает ст. 3 ЗК РФ .
Владение и распоряжение наделами, а также землепользование и совершение сделок с участками земли регулирует Гражданский кодекс РФ , если иное не предусмотрено:
- законодательством об охране окружающей среды, о недрах;
- нормами, регулирующими порядок использования земельных, лесных и водных ресурсов;
- специальными федеральными законами.
Элементами земельных правоотношений являются:
Субъекты этих отношений могут быть:
- владельцами наделов земли;
- землепользователями, эксплуатирующими участки на основании бессрочного (постоянного), безвозмездного срочного права пользования;
- землевладельцами, использующими наделы на основании права пожизненного наследуемого владения;
- арендаторами, получившими определенные права по договору аренды (субаренды);
- обладателями сервитута.
Владение земельным участком представляет собой право фактического обладания им в соответствии с нормами законодательства. В соответствии со ст. 266 ГК РФ, субъекты, наделенные таким правом, могут возводить на участке сооружения и приобретать на нее право собственности.
Что касается землепользования, то права субъекта более ограничены, чем у землевладельца. Вести хозяйственную деятельность на предоставленных ему участках он может только в пределах указанного целевого назначения земли.
Более подробно о правах и обязанностей землевладельцев и землепользователей можно узнать в статье «Земельные правоотношения».
Что такое распоряжение земельным наделом
Вступая в любые земельные правоотношения, граждане должны знать, какими правами и обязанностями они будут наделены, и за какие деяния их могут привлечь к ответственности.
Между полномочиями собственника и пользователя есть существенная разница. На возникновение субъективных прав и обязанностей влияет категория земель и множество других факторов.
В соответствии с нормами земельного законодательства, распоряжение земельным участком – это право, позволяющее владельцу пользоваться наделом, извлекать из него полезные свойства, управлять им как имущественным объектом.
Распоряжаясь землей, собственник может заключать сделки:
- продавать;
- дарить;
- менять;
- передавать в наследство;
- использовать в качестве залога;
- сдавать в аренду.
Землевладелец земельного участка – это лицо, уполномоченное заключать любые имущественные сделки и распоряжаться территорией участка по своему усмотрению. Этим землевладение отличается от землепользования. Последний институт имеет не менее важное значение, поэтому мы детально рассмотрим его в следующем разделе.
Правом свободно распоряжаться угодьями закон наделяет только владельцев – субъектов права собственности. Незаконное владение земельным участком является правонарушением, за совершение которого законодательством предусмотрено привлечение к ответственности.
Землепользование: понятие и особенности
Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.
Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.
Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.
В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.
Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.
Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.
В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:
- участок передается субъекту на длительный срок;
- создаются условия для развития его деятельности;
- гарантируется защита его интересов;
- закон ограничивает срок реализации права использования земли.
Понятия устойчивости землепользования и землевладения
Принцип устойчивости землепользования может реализоваться в разных формах. Согласно Земельному кодексу РФ, существуют такие виды пользования земли:
- бессрочное или постоянное (ст. 39.9 ЗК РФ);
- на определенный период, предусмотренный договором аренды (ст. 22 ЗК РФ).
Длительные сроки землепользования повышают заинтересованность субъектов в рациональном использовании наделов и соблюдении требований относительно охраны важного природного ресурса.
Бессрочные права заставляют пользователей задуматься о необходимости улучшения состояния земли, ведь от этого зависят показатели их деятельности, рост которых ведет к повышению доходов.
Принцип устойчивости не менее важен при реализации права собственности. Специалисты в области земельного права отмечают, что он является обязательным условием рационального использования участков. Только уверенный в стабильности своего права на землю субъект будет заботиться о повышении плодородности и о сохранности угодий.
Право на землю защищено Конституцией РФ . Ее нормы гарантируют гражданам право на получение земельных наделов. Отказ в их предоставлении можно обжаловать в судебном порядке.
Закон гарантирует свободу хозяйственной деятельности, определяет перечень прав и обязанностей, связанных с эксплуатацией угодий. Полномочия субъектов землевладения и землепользования надежно защищены государством.
Отличие между землепользованием и землевладением
Тем, кто планирует приобрести или арендовать участок земли, следует уяснить, чем отличается владение от пользования.
Право собственности подразумевает наличие у владельца таких полномочий:
- владение (фактическое обладание), подтвержденное соответствующим свидетельством;
- пользование;
- распоряжение.
Их наличие позволяет отчуждать имущество. Выше упоминалось, что владелец может продать участок, сдать его в аренду, использовать в качестве залога и так далее.
Землепользователи могут реализовать свои потребности только в соответствии с профильным законодательством и условиями договора, на основании которого они используют надел.
Нельзя также забывать о таком понятии, как региональные особенности землепользования, ведь особенности некоторых местностей позволяют использовать землю только в определенных целях. Распоряжаться по своему усмотрению участком пользователи не имеют права.
Итак, главное отличие землевладения от землепользования заключается в том, что последнее является составляющей первого.
Законодательное регулирование использования земель
Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.
Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:
- Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
- Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.
Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.
Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:
- общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
- отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.
Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.
Что считается объектом и субъектом землепользования
В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.
Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.
Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.
Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:
- землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
- землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
- физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
- пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
- лица, получившие сервитут.
Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.
Правовая база
В основе любых правоотношений лежат законы и подзаконные акты. Правовые основы землепользования в Российской Федерации состоят из следующих законодательных актов:
- Конституции РФ;
- Земельного кодекса РФ;
- федеральных законов;
- законодательных актов субъектов РФ;
- указов Президента России;
- постановлений Правительства РФ;
- ведомственных подзаконных актов;
- нормативных актов субъектов РФ и органов самоуправления.
Правовые акты разъясняют те или иные понятия, определяют права и обязанности участников отношений и определяют меры наказания для нарушителей установленных норм.
Землепользователь по Земельному кодексу РФ имеет четко определенные обязательства, которые обязан соблюдать в процессе эксплуатации природного ресурса.
Предлагаем подробнее рассмотреть формы и виды землепользования, а также установленные законом правила.
Основные формы землепользования
Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.
К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:
- Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
- Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
- Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
- Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
- Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.
Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.
Виды землепользования
В отличие от владельцев земельных угодий, землепользователи могут пользоваться наделами исключительно в рамках полномочий, предоставленных им собственником.
Законодательство РФ выделяет следующие виды землепользования:
- постоянное. Представляет собой не только право пользования, но и владения наделом, находящимся в государственной (коммунальной) собственности;
- арендное. Осуществляется на основе соглашения, которым предусмотрена передача угодий во временное платное пользование для ведения предпринимательской или другой деятельности;
- концессионное. Является договорным, срочным и платным пользованием/владением участком с целью создания, улучшения или эксплуатации объекта соглашения.
Последний вид землепользования подразумевает обязательные инвестиции для удовлетворения потребностей общества. Концессию предоставляют исключительно государственные органы или органы местного самоуправления, в собственности которых находятся угодья. В качестве концессионера в таких соглашениях выступают субъекты предпринимательской деятельности.
Современные виды землепользования существенно отличаются от тех, которые применялись несколько веков назад. В исторических документах упоминаются поместная, сеньориальная система землепользования. Нередко имел место и самовольный захват земли.
Как показывает практика, в большинстве случаев земля используется для ведения хозяйственной деятельности. Такой тип землепользования делится на:
- земледельческое,
- пастбищное,
- смешанное.
Последний вид подразумевает использование пахотных земель, организацию плантаций, эксплуатацию лугов и пастбищ. Такой тип напоминает ранее применяемое в России поместное землепользование, когда в рамках одного поместья земля использовалась для выращивания культур и разведения различных пород скота.
Эксплуатация земельных наделов производится при соблюдении требований относительно охраны окружающей среды.
Природное землепользование не должно нанести вред этому важному ресурсу. Важно, чтобы угодья использовались рационально и согласно их назначению.
Правила использования и застройки участков
Правилам землепользования и застройки посвящена ст. 30 Градостроительного кодекса РФ . ПЗЗ можно назвать документом градостроительного зонирования.
Правила утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти субъектов РФ.
Законом предусмотрены требования к подготовке правил землепользования и застройки. Основным из них является обязательное проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ до момента их утверждения. Это – новый институт, появившийся в российском законодательстве в 1998 году. Необходимость его введения обусловлена появлением частной собственности на землю, развитием рыночной экономики и проведением экономических реформ в стране.
Структура правил землепользования и застройки ПЗЗ включает:
- порядок применения и внесения изменений в документ;
- карту градостроительного зонирования;
- регламенты градостроения.
ПЗЗ разрабатываются с тем, чтобы создать условия для развития муниципальных образований. Особое внимание при подготовке документа уделяется охране окружающей среды и объектов культурного наследия.
Применение правил позволяет обеспечить соблюдение прав и интересов граждан и юридических лиц, включая тех, которые являются правообладателями наделов и объектов капитального строительства.
Понятие единого землепользования
На юридических форумах часто обсуждается вопрос, что такое единое землепользование. Поскольку это понятие встречается в специальной литературе, стоит ознакомиться с ним более детально.
Под единым землепользованием следует понимать земельный участок с определенным кадастровым номером, состоящим из 2 и более наделов, имеющих обособленные собственные контуры и кадастровые номера.
Такой порядок учета угодий существовал до 1 марта 2008 года, когда в силу вступил Федеральный закон от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ .
Преобразование единого землепользования
Некоторые лица, в чьей собственности находится составной земельный участок, хотели бы его преобразовать. Порядок образования новых наделов из единых землепользований описан в письме Минэкономразвития от 22.12.2009 «О многоконтурных земельных участках» № 22409ИМ/Д23 . Согласно этому документу, чтобы преобразовать единое землепользование, следует:
- объединить его со смежными наделами;
- перераспределить его между единым землепользованием и обычным участком;
- выделить надел из землепользования.
В результате будет образован обычный или многоконтурный участок земли.
Выделение участка
Раздел единого землепользования путем выделения из него участка производится на основании соответствующего заявления в кадастровую палату. В нем следует указать причину принятия такого решения. Заявитель должен собрать пакет документов, подтверждающий право собственности на надел.
После проведения процедуры участок регистрируется как самостоятельная территория.
Таким образом надел зарегистрируют как обособленный земельный участок, а остальные территории – как многоконтурный надел.
Как оформляется перераспределение
Перераспределение единого землепользования требует переоформления документов. Для выполнения этой задачи сотрудникам кадастровой палаты придется провести анализ и сравнение данных, указанных в документации, с фактическими характеристиками участка.
Владельцы угодий, кроме заявления, должны предъявить:
- свидетельство о праве собственности;
- удостоверение личности;
- кадастровый паспорт участка;
- межевую схему.
После проведения процедуры сотрудники органа оформляют новый кадастровый паспорт на участок и вносят соответствующие изменения в другую документацию.
Процедура прекращения единого землепользования
На сегодняшний день статус единого землепользования был приостановлен вступлением в законную силу ФЗ №221.
Что касается его прекращения, то оно осуществляется путем преобразования единого землепользования, в результате которого собственник получает отдельные участки или многоконтурные наделы.
Последнее понятие, введенное ФЗ №221, пришло на замену единому землепользованию.
Понятие многоконтурного участка
Понятие “многоконтурный участок” появилось в земельном законодательстве после вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ. Оно было введено для того, чтобы осуществлять учет угодий, состоящих из нескольких участков.
Согласно законодательству, многоконтурный участок – это надел, состоящий из 2 и более замкнутых контуров.
Такие угодья могут состоять из разделенных между собой контуров или наделов с вкраплениями. Их также называют участками с «дырами» внутри.
Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка
Поскольку выделенные единые землепользования, которые не были преобразованы, продолжают существовать, важно знать, чем они отличаются от многоконтурных участков.
Главное отличие заключается в том, что землепользования объединяют несколько наделов, каждый из которых имеет свой кадастровый номер. Что касается многоконтурных участков, то у его составляющих нет собственного идентификатора.
Кадастровый номер присваивают только самому многоконтурному угодью.
Процедура регистрации землевладений и землепользований
Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.
Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.
Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.
Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:
- принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
- документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.
О том, как происходит регистрация и какие документы необходимо предоставить для ее проведения, можно узнать в статье «Единый государственный реестр недвижимости».
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.
Заключение
Землепользование в РФ регламентируется профильным законодательством. Оно наделяет владельцев и пользователей рядом прав и обязанностей, определяет допустимые способы использования угодий.
Чтобы не нанести вред окружающей среде, граждане должны знать, как правильно использовать свои участки.
4 thoughts on “Понятие и особенности землепользования в РФ”
Хотя право собственности на земля и подтверждается свидетельством. Абсолютно распоряжаться землёй по своему усмотрению гражданин не в состоянии. Не редки случаи, когда участки находящиеся в собственности отчуждаются или владельца принуждают к продаже за смешные деньги.
Если земля нужна как объект хозяйственной деятельности. То такая форма владения намного выгодней.
Штука в том что обычному, рядовому гражданину получить участок земли в России, в хорошем месте, задача не из лёгких, только в глухих сёлах и т.д., но даже если она и есть, то пользоваться ею можно только в рамках закона, а не как вздумается.
Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об “описании местоположения границ земельного участка”, что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН).
В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка 101 , о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст.
38 Закона N 221-ФЗ). Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются “границы”. Все остальные элементы, которые включают в понятие “земельный участок” отечественные ученые, – конкретизация его технических и юридических свойств. ——————————– 101 См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее – Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).
Источник: pravovdom.ru