Функции строительства как отрасли

Строительная отрасль наряду с другими отраслями (промышленность и сельское хозяйство) – важнейшая отрасль, которая оказывает влияние на экономику страны. Основная миссия – создание и обновление независимо от форм собственности, основных фондов страны, необходимых для функционирования и развития производства. Капитальное строительство может осуществляться в виде нового строительства, расширения существующих производств, их реконструкции, модернизации и технического перевооружения.

Новое строительство – строение зданий сооружений на новой площадке. Расширение – это строительство дополнительных сооружений либо расширение существующего производства в рамках существующего предприятия. Реконструкция – это перестройка существующего здания. Техническое перевооружение – это замена существующего оборудования на предприятии.

В зависимости от того, каким видом занимается организация, она решает следующие задачи:

Если новым строительством — решает ряд задач с подготовкой нового строительства, временных зданий, дорог, подъездов, обеспечение энергией и т.д. Если расширением, то задачи эффективности производства.

Линейная функция, квадратичная функция и обратно-пропорциональная функция | Математика | TutorOnline

Строительство, как отрасль материального производства в сравнении с промышленными отраслями имеет ряд черт, которые оказывают влияние на организацию и проведение строительства.

1. Неподвижный характер строительного производства Продукция строительного производства территориально создаётся на одном месте и в качестве товара приобретается и используется на том же месте. Продукция строительной отрасли является предметом длительного использования.

2. Характерна большая длительность производства продукции. В промышленности этот цикл меньше, это создаёт ей возможность быстрого оборота средств и получения дохода. В строительстве вложенные средства окупаются через длительное время. В строительстве рассчитывается сметная стоимость и получается потом фактическая.

3. Большая материалоёмкость строительства. Строительство является одной из наиболее материалоёмких отраслей.

4. Разнообразие строительной продукции. Различные технологии и специалисты. Возникает много организаций, деятельность которых нужно скоординировать.

5. Влияние климатических условий.

6. Местные условия. Большой объём работ в подготовительный период.

5. Значение и роль функций в процессе управления

Функция управления отвечает на вопрос – что необходимо делать в подсистеме управления, чтобы процесс управления мог протекать наиболее эффективно? Таким образом, функция – это еще не сама деятельность, а лишь потенциальные возможности деятельности. Процесс реализации функции и будет функционированием.

6. Тактическое управление в строительстве (управление на уровне недели, месяца, мастера, прораба)

Стратегические и тактические планы определяют задачи, которые ставятся перед всеми участниками строительства. Однако каждое подразделение строительной организации должно иметь конкретные плановые показатели, которые она должна выполнить за тот или иной промежуток времени. Для этого разрабатываются текущие и оперативные планы на различные плановые периоды: год, месяц, неделя, сутки.

Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnline

Тактический план или месячный план СО

Годовой план содержит показатели, который СО должна выполнить в течение года – довольно длительный срок, все меняется (внешняя среда и т. д.)

Поэтому существует также оперативные планы (месячный/недельный/суточный), которые призваны обеспечить выполнение установленных в годовых планах показателей по своевременному вводу объекта в эксплуатацию, по повышении производительности труда и т. д.

Месячный план разрабатывается на уровне объекта, участка, строительного управления и треста.

Исходными данными для составления месячный планов являются:

Годовой план СО

Календарный план на годовую программу СО

Календарный план на строительство объектов

Данные о выполнение оперативных планов за период

Данные о наличии рабочих, строительных машин, материалов, изделий, оборудования и т. д.

Первый уровень – оперативный план на уровне объекта. В зависимости и величины и сложности этого объекта. (Прораб или мастер).

1. Месячный план прораба или мастера по строительству объекта включает следующие показатели:

Ввод объекта в эксплуатацию, если он предусмотрен годовым планом в планируемом месяце.

Объем СМР, которые должны быть выполнены на объекте в предстоящем месяце собственными силами в натуральных измерителях или стоимостном выражении.

Плановая себестоимость планируемых работ.

Явочная численность рабочих.

Выработка на одного рабочего в денежном выражении.

Фонд заработной платы.

Потребность с строительных материалах, изделиях и конструкциях.

Потребность в строительных машинах и время их работы на объектах.

Объемы работ указываются , которые выполняются только собственными силами.

2. Месячный план строительного участка – путем суммирования всех объектов, входящих в состав участка. Он состоит из тех же показателей, которые определяются для каждого объекта, которые рассчитываются в суммарных центрах. При этом дополнительно включаются показатели прибыли.

2. Объем работ на уровне участка планируется дифференциально, в т. ч. указывается объем собственными силами и силами субподрядными организации.

3. Месячный оперативный план включает сумму предыдущий и:

1. Срока ввода пусковых объектов

2. Объемы и СМР на пусковых объектах

3. Объемы СМР, подлежащих выполнению собственными силами по субподряду и в целом по генподряду, субподрядные работы планируются отдельно по каждому субподрядчику.

4. Плановая себестоимость СМР

5.Численность рабочих, в т .ч. работников

6. Общий фонд заработной платы работников, в т. ч. рабочих

10. Потребность строительного управления на предстоящийледующий месяц.

На основании месячных планов строит. управлениия составляется сводный месячный план СО, кот. содержит сумму.

Источник: studfile.net

Сущность, функции и задачи отрасли капитального строительства

Отрасли непроизводственной сферы и материального производства входят в сферу национальной экономики. К непроизводственной сфере относятся здравоохранение, просвещение, культура, отрасли, в которых материальные блага не создаются. Сфера материального производства охватывает промышленность, строительство, энергетику, транспорт и другие отрасли, создающие материальные блага. Продукцией строительства являются законченные строительством и сданные в эксплуатацию промышленные здания и сооружения, жилые здания и другие объекты, образующие основные фонды экономики страны.

Капитальное строительство как отрасль материального производства включает в себя элементы:

· строительные и монтажныеорганизации,

· предприятиястройиндустрии и стройматериалов,

· транспорт и средствамеханизации.

В сфере капитального строительства также участвуют другие отрасли, обеспечивающие строительство необходимыми ресурсами: металлом, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, топливом.

Перестройка и разгосударствление крупных государственных строительно-монтажных организаций привело к резкому увеличению числа малых строительно-монтажных предприятий разных форм собственности и хозяйствования. Более 70 тыс. предприятий занимаются непосредственно строительством. По объему производимой продукции и количеству занятых трудоспособных людских ресурсов на отрасль капитального строительства приходится около 10% всей экономики страны.

В процессе создания основных фондов, то есть при формировании строительной продукции, участвуют рабочие кадры, средства труда (механизмы) и предметы труда (материалы). Взаимодействуя между собой, указанные элементы создают конечную продукцию (здания и сооружения).

Строительный процесс включает в себя три этапа:

3) реализацию строительной продукции (сдачу в эксплуатацию).

Подготовка строительства осуществляется по следующим направлениям:

· технико-экономические исследования целесообразности строительства объекта;

При проведении технико-экономических исследований рассматриваются альтернативы проектных решений, определяются основные технико-экономические показатели объекта, оцениваются экономическая целесообразность и эффективность строительства, выявляются и закрепляются инвесторы.

В процессе проектирования разрабатываются архитектурно-планировочные и конструктивные решения объекта, методы организации его строительства и технологии производства работ, определяется сметная стоимость строительства. После этого осуществляется инженерно-техническая подготовка строительства: выносится опорная геодезическая сеть, проводятся работы по подготовке строительной площадки, устраиваются инженерные сети коммуникаций.

Строительная продукция на этапе непосредственно строительства выпускается на основе осуществления совмещенной технологии комплексных процессов. Здесь происходит расходование ресурсов, формируются материально-вещественные элементы зданий, их качество и архитектурная выразительность, обеспечиваются издержки производства. На этапе реализации строительной продукции осуществляются ввод законченных объектов в эксплуатацию с последующей передачей заказчику основных фондов. Обеспечиваются гарантии качества строительной продукции, гарантийные требования эксплуатации объектов.

Воспроизводство основных фондов отражает кругооборот капитальных вложений: инвестирование – строительное производство – реализация строительного производства в основные фонды – выпуск продукции на предприятиях с образованием и накоплением денежных фондов для последующих капитальных вложений. Необходимы взаимодействие элементов указанного цикла и тщательный мониторинг движения финансовых потоков.

Строительное производство – это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, осуществляемых на стройплощадке, в результате чего создается строительная продукция.

Экономическая сущность строительных процессов заключается в осуществлении затрат строительной организации в пределах сметной стоимости. Выделяюттриосновныхтипазатрат:

· единовременные (привлечение основных фондов и капитальные вложения в них),

· текущие затраты (издержки строительной организации, т.е. прямые и косвенные затраты, связанные с созданием объекта: заработная плата, по приобретению материалов, амортизационные отчисления и прочие затраты).

Общая сумма текущих затрат составляет себестоимость СМР. Экономическая эффективность проекта обеспечивается в процессе строительного производства, а реализуется в период эксплуатации объектов строительства и выпуска продукции (или оказания услуг).

Источник: megaobuchalka.ru

Особенности строительства как отрасли

3. Рассредоточенность объектов по значительной территории предполагает вынужденную автономность руководящих подразделений ограничивающую возможность возможность взаимосвязи и управления. Сравнительно с производством промышленного предприятия в условиях стационара являются неподвижными орудия и средства.

4. Зависимость от природных воздействий окружающей . Продукция непосредственно связана с землёй которая связана с основанием здания/сооружения. Климатические воздействия которые невозможно не учитывать на стадии разработке проекта.

5. Большаяматериалоёмкость. Транспорт связывающий поставщика. Проблема материалоёмкости и веса здания решается внедрением технической оснащенности к объемно-планировочным конструкционных решений. Большая материалоемкость строительства затрудняет создание гарантийных запасов подобно тому, как мы можем гарантировать в промышленном производстве.

Тенденции переноса производственного процесса со стройплощадки в условиях стационарного складского производства.

Основное направление развития строительного производства является совершенствование индустриальных процессов при которых строительство становится монтажно-сборочной площадкой. Туда должны поступать от поставщика укрупненые сборочные элементы max готовности

Индустриализация – процесс предполагающий создание и совершенствование отрасли строительной индустрии (заводы ЖБК) которые одновременно способны создавать специфические и единые по своей конечной продукции оказывающиеся рассредоточенными в различных отраслях народного хозяйства (промышленность транспорт строй-площадка.

6. Руководство процессом осуществляется из 3-х разных центров: промышленность транспорт, строй-площадка. Синхронизация 3-х основных процессов одна из основных сложнейших функций строительного производства.

Читайте также:  Тендер на строительство и ремонт что это такое

Прямые длительные хозяйственные связи.

Централизация планирования обеспечивает

* Потребность данного предприятия

7. Длительность строительного цикла и высокая стоимость строительной продукции. Стоимость объекта строительства безусловно выше.

Значительное время занимает подготовительный цикл, в течении которого происходят изыскания, проектирование и все работы подготовительного периода.

8. Бригадные формы организации труда. Характерно исключительно для отечественного строительства.

Особенность бригадной организации труда

Одной из основных причин использования различных по форме больших бригад (комплексов) являются систематические перебои в снабжении в Производственного Техническом Назначении – скрытые простои, явные простои.

Выход – совмещаемые профессии. Даёт возможность вынужденным оставшимся без работы переквалифицироваться в другую.

Укрупнённые бригады позволили получить весь комплекс общестроительных работ:

Снижение потери времени

Указанные формы характерны для объединённых рабочих низкой квалификации на массовых не квалифицированных работах.

9. Особая форма специализации с отчуждением основных орудий труда от исполнителей. Только в строительстве управляют основными машинами рабочие 1 организации, а бригада строителей, работа которой целиком зависит от работы машины находится в подчинении другой организации.

10. Специфические формы кооперации. В строительном производстве применяются только ему присущая форма кооперации. В промышленной кооперации ограничиваются в основном взаимоотношениям завод и поставщик (заказчик и потребитель). Со исполнитель производства какой-либо машины не зависит технологией и организацией выпуска своей продукции и выступает только в роди поставщика (детали/узла).

В строительстве соисполнителей (подрядная субподрядная организация), которая выполняет свою часть работ по сооружению объекта работают на той же территории что и основной создатель продукции(ген-подрядчик). Использует те же средства механизации, фонды (временные зд. И сооружения). При этом субподрядческая организация имеет свои экономические показатели, которые не всегда совпадают с показателями производства.

2. Специализация и концентрация строительного производства.

Специализация производства, являясь одной из форм общественного разделения труда и рациональной его организации, находит свое выражение в объективном процессе увеличения числа особых самостоятельных отраслей и подотраслей.

Главным отличительным признаком специализации служит однородность выпускаемой продукции. В рамках каждой отрасли специализация проявляется в упорядочении номенклатуры продукции, повышении технологической однородности производства, его стандартизации.

Специализация как форма общественной организации производства имеет три основных вида: отраслевую, подетальную и технологическую.

Каждой отрасли экономики в связи с их спецификой производства присущи все или лишь некоторые из указанных видов специализации.

В строительстве различают две формы специализации:

отраслевую, или объектную, которая выражается в создании хозяйственно самостоятельных специализированных организаций, выполняющих строительство предприятий и объектов для отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, транспорта, сельского хозяйства — или для отдельных отраслей промышленности — металлургии, химии, нефтяной и т.п.;

технологическую, или стадийную, которая заключается в создании хозяйственно самостоятельных строительных организаций, специализирующихся на выполнении однородных видов или комплексов строительных и монтажных работ, например, таких как санитарно-технические, электромонтажные, монтаж оборудования.

Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях).

Концентрация неразрывно связана со специализацией производства и комбинированием. Развитие специализированного производства выступает как прогрессивная форма концентрации однородного производства. Комбинирование производства, осуществляемое на крупных предприятиях, позволяет организовать производство на более высоком научно-техническом уровне.

В строительстве концентрация имеет свои особенности. Они вызваны спецификой строительного производства, заключающейся в неподвижности продукции строительства. Поэтому концентрация в строительстве развивается в двух направлениях: за счет укрупнения строительных организаций и за счет укрупнения объектов строительства или увеличения объемов строительно-монтажных работ, выполняемых на одной площадке.

Наиболее распространен первый вид концентрации — укрупнение строительных организаций. Второй вид концентрации — территориальный — полнее всего проявляется при строительстве предприятий и объектов крупными сосредоточенными узлами (промышленные узлы, крупные жилые массивы и т.п.). Во всех случаях основным показателем для оценки уровня концентрации в строительстве являются годовые объемы строительно-монтажных работ.

3.Нормативно-техническая база в строительстве.

Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями организациями.

Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».

В неё включены все нормативно-технические документы: регламенты, национальные стандарты, сборники технических норм по строительству и другие.

Нормативно-технические документы в строительстве

* документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

* национальные стандарты (ГОСТ Р);

* стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;

* в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;

* стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;

* стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции.

3. Основы саморегулирования в строительной отрасли.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы

понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности.

В соответствие со статьёй 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

В законе также сказано, что саморегулируемая организация наряду с вышеперечисленными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.

Источник: cyberpedia.su

Логистические процессы в строительной отрасли

Автор(ы): Ложкин Антон Ростиславович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015» (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 11306
Показать PDF версию Логистические процессы в строительной отрасли

Ложкин А.Р.

Шаламова О.В., к.э.н., доцент, (научный руководитель)

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск

Аннотация

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные положения логистических процессов в строительной отрасли. В статье дано понятие логистическая система, дана характеристика строительной отрасли. Также в статье представлены основные задачи подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций, раскрыта суть внедрения логистических концепций по отдельным этапам процесса строительства. Показано влияние эффективного управления логистикой на финансовом состоянии предприятия.

Ключевые слова: Логистическая система, логистические процессы, управление логистикой, строительная отрасль, эффективное управление логистикой.

Логистическая система — это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования.

Другими словами, это система, позволяющая обеспечивать выполнение логистических операций с товаром или продукцией с оптимальными затратами на их перемещение по всей цепочке поставок в процессе достижения целей и планов бизнеса.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часто препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Многие основополагающие изменения в управлении логистикой требуют стратегических финансовых решений, которые в компании финансовый директор может провести лучше всех. Многие организации испытывают недостаток централизованной системы управления процессами логистики, что в результате дает фрагментированные управленческие решения и контроль, а также неэффективное планирование продаж и операционных процессов. Позиция и аналитические способности финансового директора могут быть основой для проведения перекрестного управления функциями планирования продаж и операционных процессов.

Стоит отметить, что, с точки зрения базовых принципов построения системы внутреннего контроля, вовлекать финансового директора в процесс управления службой логистики — правильная идея. Ведь многие системы внутреннего контроля требуют именно от финансовых директоров осуществлять жесткий контроль процессов системы логистики и анализировать ее эффективность. Таким образом, подобные предъявляемые требования к финансистам предоставляют уникальную возможность внедрить лучшую мировую практику в область планирования логистических цепочек и управления рисками, интегрированных в систему корпоративного управления. Требования идентифицировать и информировать о существенных изменениях в экономических показателях компании приводит к острой необходимости понимать финансовое состояние системы управления построением логистических цепочек, включая своевременное изучение изменений в стоимости запасов и прочих обязательств и контрактов.

Читайте также:  Какой материал для дома теплее строительства

Рассматривая логистические процессы в строительной отрасли отметим, что строительная отрасль характеризуется:

— общими свойствами, относящимися ко всем сегментам капитального строительства, например прикрепление к земельному участку, долгосрочный период проведения строительных работ, крупные первоначальные расходы и иные аналогичные факторы;

— отличием строительства от других сегментов рынка. Строительно-монтажные организации, осуществляющие строительные работы в жилищно-гражданской сфере, чаще всего работают на местных рынках, тогда как организации, ведущие деятельность в рамках производственных строительных работ, принадлежат к региональным рынкам, поскольку они обслуживают субъекты Российской Федерации. Если рассматривать рынок промышленности строительных конструкций и технических средств, то можно сделать вывод, что этот рынок имеет межрегиональную сферу влияния.

Современная экономика требует полного пересмотра сотрудничества участников строительного процесса. В большей степени это касается материального обеспечения строительной деятельности. Ситуация, сложившаяся в строительной сфере, потребовала от изготовителей строительных материалов увеличения уровня организации сбыта готовых изделий, а от клиентов — минимизации расходов на их покупку и доставку до пункта назначения.

Основными задачами подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций являются:

— своевременное обеспечение процесса строительства требуемым сырьевым материалом надлежащего качества и нужного объема;

— создание благоприятной обстановки для эффективного применения материальных средств, которая заключается:

— в увеличении кадровых ресурсов путем прироста производительности труда;

— в изменении показателя фондоотдачи и оборачиваемости оборотных активов;

— в контроле за равномерной и бесперебойной работой;

— в лучшем применении вторичных материалов при последующих строительных работах;

— в увеличении эффективности инвестиционных средств и другие аналогичные мероприятия;

— анализ производственно-технологической стороны строительного процесса, а также качества строительно-монтажных работ (услуг) не только оцениваемой строительной организации, но и ее конкурентов в данной сфере деятельности, что позволяет формулировать предложения по увеличению конкурентных свойств изделий строительства.

Для выполнения поставленных задач в строительстве должно быть предусмотрено:

— осуществление маркетинговых исследований функционирования строительного рынка, проводимое по каждому отдельному субъекту строительства;

— четкое следование установленным нормам и нормативам в строительной деятельности;

— проведение мероприятий, направленных на улучшение нормирования потребности в определенных производственно-сырьевых материалах, ресурсах и уменьшение норм расхода;

— отбор возможных конфигураций оптимизации материально-производственного обеспечения процесса строительства и совершенствования проектировочных методов;

— своевременное оснащение материальным сырьем всех подсистем, включаемых в данную сферу деятельности;

— регулирование и надзор за применением производственно-сырьевых материалов;

— проведение мероприятий по обработке отходов, возникших в результате проведения строительных работ;

— оценка результативности применения как отдельных сырьевых материалов, так и строительного процесса в целом, и внедрение действий, поощряющих их рациональное употребление.

Задачей логистики является осуществление управленческих мероприятий по регулированию объемов расходов, связанных с поступлением товарного потока от исходного материального источника в виде сырьевых ресурсов, его последующей переработкой и получением клиентом готовой продукции. В то же время эффективное управление уровнем издержек возможно только в случае, если данные величины подлежат достоверной количественной оценке.

Строительную отрасль как самостоятельную единицу хозяйственной деятельности можно рассматривать через материально-техническое обеспечение стройки, поскольку для возведения строительных объектов необходимы материальные запасы, машины и механизмы, материально-техническое оснащение, предусмотренные строительным расчетом на строительно-монтажные работы в требуемом объеме.

Как известно, процедура строительного производства предполагает снабжение стройки материальными резервами в нужном размере, в обозначенные промежутки времени и надлежащего качества.

Любой процесс строительства можно подразделить на отдельные звенья, каждое из которых объединяет различные виды потоков, взаимозависимые между собой. Иными словами, любая составляющая строительного процесса включает одни и те же виды потоков, как то: материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие виды.

На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что логистика — это система, состоящая из различных подсистем, к которым относят логистику распределения, снабжения, производственную, сбытовую, транспортную, финансовую логистику и иные виды логистики. Поэтому логистика в строительстве может подразделяться на несколько направлений. Так, финансовая логистика в строительной сфере регулирует перемещение денежных средств, предназначенных для решения задач, связанных с приобретением, изготовлением и продажей строительных изделий, тогда как информационная логистическая служба позволяет осуществлять передачу и распространение информационных сведений в строительной сфере.

Поэтому можно утверждать, что логистическая структура формирует перемещение ресурс потоков в строительной отрасли и охватывает процессы от поступления материалов до сдачи строительных объектов, таких как здания и сооружения.

В этой связи перед логистикой ставится ряд задач, к которым, например, относятся планирование и прогнозирование потребности в строительных ресурсах, контроллинг за наличием товарно-материальных ценностей, подготовка и переработка заказов, установление порядка протекания товарного потока в пределах логистической системы и ряд других аналогичных задач.

Разграничение методологии логистики по отдельным этапам процесса строительства допускает внедрение следующих логистических концепций:

— логистика закупок, определяющая траекторию перемещения материальных потоков на стадии проведения закупочной деятельности, например производственно-технологической комплектации построек, и сопутствующие им финансовые и информационные потоковые процессы;

— производственная логистика, задачей которой является рациональное распределение потоковых процессов строительных организаций, например в период изготовления строительных устройств и механизмов, а также иных материально-производственных ценностей, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

— сбытовая логистика, создающая систему движения материальных потоков в строительной организации, а также выполняемых работ и услуг, оказываемых клиентам, направляя сопутствующие им финансовые, информационные и иные потоки в нужное русло;

— транспортная логистика, определяющая пути перемещения строительных материалов в виде потоковых процессов;

— складская логистика, специализирующаяся на перемещении и распределении товарно-материальных запасов в пределах складского комплекса. Объем сырьевых ресурсов должен соответствовать решаемым задачам.

Негативно повлиять на процесс строительства могут две ситуации:

1) когда не достает в нужном объеме строительных материалов;

2) когда строительных материалов в избытке.

Последняя ситуация особенно нежелательна в случае, если строительство осуществляется один раз.

В связи с этим главная задача логистической системы в сфере строительства состоит в систематическом руководстве всеми видами товарных потоков в хозяйственных системах.

Таким образом, свойства логистического строительного комплекса можно различать и по иным параметрам, таким как периоды инвестиционного развития, фазы жизненного цикла строительных изделий.

При этом важно знать, что количество хозяйственно независимых сторон, входящих в логистическую систему, влияет на этапы создания логистических структур, усложняя их, что обуславливает трудность применения макрологистических систем, координирующих значительные величины хозяйственных связей, по сравнению с микрологистическими структурами.

Эффективное управление логистикой положительно отражается на финансовом состоянии предприятия. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

Рисунок 1 — Эффективное управление логистикой

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

2. Понижение бизнес-рисков компании. Эффективная оптимизация общих понесенных затрат на логистику, несмотря на некоторую неопределенность логистических процессов в глобальных масштабах, помогает управлять и предотвращать вымывание корпоративного бюджета и валовой прибыли. Зачастую компании при выборе поставщика ищут только наиболее низкую цену за единицу поставляемого сырья, но забывают принимать во внимание риски, присущие мировой системе логистических цепочек поставок. На итоговые понесенные затраты влияет несколько факторов, среди них:

— повышенные транспортные расходы, возникающие из-за увеличения цен на бензин, или необходимости привлечения дополнительных экспедиторов, которые должны понижать задержки в поставках по причине низкоэффективной работы транспортных компаний на аутсорсинге;

— возрастающее время выполнения заказа, которое требует большего уровня минимального запаса сырья на складе и в пути, вследствие чего понижается способность быстро реагировать на изменения;

— потери бизнес-выгод по причине задержек в процессе длительных процедур при таможенном оформлении;

— повышение затрат на хранение запасов из-за необходимости поддерживать больший уровень минимального резерва.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Таким образом, наблюдается прекрасная позиция для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Программа эффективного управления службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала — на основе эффективных программ управления запасами со стороны поставщиков, многозвеньевых техник оптимизации запасов, основанных на системах повышения эффективности, например, таких, как 6-сигма. Это программы предлагают пути высвобождения денежных потоков и понижения уровня оборотных активов, связанных с производственным процессом.

Существуют взаимосвязи между прогнозируемыми финансовыми показателями, такими как возврат на активы, возврат на вложенный капитал, а также производственные показатели, на которые влияет качество управления системой поставок и службой логистики компании. Поэтому проактивное инвестирование и необходимые решения, позволяют достичь показателей, заложенных в бизнес-плане, используя прекрасный стратегический инструмент — службу логистики.

Читайте также:  Судебная практика возмещение ущерба при строительстве

За последние несколько лет логистике в большинстве компаний стали уделять значительно больше времени, нежели раньше. И это неудивительно, ведь от стабильности поставок, оптимальности маршрутов зависит прибыль бизнеса. Все чаще за логистику стали отвечать финансовые директора — именно они обладают способностями, которые помогут бизнесу обрести в сфере логистики конкурентное преимущество. При этом планирование становится более понятным и позволяет предприятию оставаться в выигрыше за счет ускоренной оборачиваемости товара, снижения таможенных издержек и оперативного реагирования на запросы потребителей.

Конкуренция во всех ведущих отраслях в наши дни достигает глобальных масштабов, и потому менеджмент организаций стремится вперед, превращая простые логистические цепочки поставок из обычных обслуживающих инструментов в стратегические активы бизнеса. Такая функциональная часть компании позитивно влияет на конечный результат, в том числе на ее капитализацию. Пока не стало общепринятым фактом, что гибкость и быстрота реакции службы логистики является сегодня ключевым фактором успеха. При этом небольшое число компаний, оптимизировав службу логистики, осознали, что стратегический актив (конкурентное преимущество на рынке) был у них практически под носом.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса. Менеджменту необходимо четко понять разницу между созданием ложного имиджа «важности» службы логистики и необходимостью реального управления ресурсами и компетенциями, дабы оптимизировать логистические процессы службы и повысить их эффективность.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часть препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Многим читателям может показаться, что вероятность найти на рынке нужного профессионала, который обладал бы всеми необходимыми компетенциями в организации службы логистики, очень близка или равна нулю. И, вероятно, для вас будет сюрпризом, что такой человек уже является членом команды вашей компании и занимает кабинет финансового директора. Все больше и больше организаций признают, что набор компетенций финансистов может считаться конкурентным активом в силу специфики их деятельности и прекрасно подходит, чтобы привести службу логистики и организованные ею цепочки поставок к стратегическому уменьшению затрат и увеличению прибыли. У многих известных, крупных западных компаний, например, таких, как Home Depot, Sun Microsystems и Delta Airlines, службы логистики подчинены финансовому директору компании.

Профессиональные финансовые директора осознают, что находятся в уникальном положении, управляя службой логистики. Они являются беспристрастным лицом без эмоциональной привязанности к существующему набору логистических процессов, и кроме того, их главная ответственность — финансовый успех бизнеса. Компетентность и опыт в финансах дают солидные аналитические способности, при помощи которых можно легко оценить системные изменения в компании на глубинном уровне.

Многие основополагающие изменения в управлении логистикой требуют стратегических финансовых решений, которые в компании финансовый директор может провести лучше всех. Многие организации испытывают недостаток централизованной системы управления процессами логистики, что в результате дает фрагментированные управленческие решения и контроль, а также неэффективное планирование продаж и операционных процессов. Позиция и аналитические способности финансового директора могут быть основой для проведения перекрестного управления функциями планирования продаж и операционных процессов.

Стоит отметить, что, с точки зрения базовых принципов построения системы внутреннего контроля, вовлекать финансового директора в процесс управления службой логистики — правильная идея. Ведь многие системы внутреннего контроля требуют именно от финансовых директоров осуществлять жесткий контроль процессов системы логистики и анализировать ее эффективность. Таким образом, подобные предъявляемые требования к финансистам предоставляют уникальную возможность внедрить лучшую мировую практику в область планирования логистических цепочек и управления рисками, интегрированных в систему корпоративного управления. Требования идентифицировать и информировать о существенных изменениях в экономических показателях компании приводит к острой необходимости понимать финансовое состояние системы управления построением логистических цепочек, включая своевременное изучение изменений в стоимости запасов и прочих обязательств и контрактов.

Финансовое планирование в управлении логистикой

Резко растущие части бизнеса требуют жесткой связи между финансовыми и логистическими управленческими решениями. Короткий жизненный цикл продукта и изменения в потребительском спросе практически означают, что такие компании не могут синхронизировать управление логистическими цепочками поставок и финансовое планирование, вследствие чего, с большой долей вероятности, не достигают своих плановых показателей.

Рассмотрим пример. Компания-производитель недавно внедрила решение для интегрированного планирования продаж и операционной деятельности, окружая таким образом цепочку поставок финансовым менеджментом. Такие организации имеют централизованное управление логистическими процессами, их команды управления логистикой отличаются своей финансовой грамотностью, сотрудники участвуют в постоянных совещаниях с финансовым директором и финансовыми контролерами. Члены таких команд готовы принимать управленческие решения на основе перспективного анализа спроса и предложения, соотнесенного с прогнозом основных финансовых коэффициентов.

Таким образом, на практике команда, управляющая процессами логистики, к примеру, принимает решение понизить объем производства на одном из высокопроизводительных заводов после того, как предновогодние поставки выполнены. Система планирования продаж и операционных процессов показывает, что дополнительные поставки приведут к затариванию складов дистрибуторов и поставщиков, что в будущем может привести к вынужденному понижению цен и списанию запасов с баланса. Прежде они не могли принять такого своевременного решения, потому что менеджмент завода дал распоряжение повысить выпуск и использовать имеющиеся мощности для максимизации установленных ключевых показателей эффективности, и руководитель службы логистики не склонен рисковать, понижая уровень поставок в новогодний пик продаж. Интегрированный финансовый и логистический менеджмент дал им возможность определить уровень рисков и позитивно повлиял на конечный финансовый результат.

Примечание. Многие СВК требуют от финансовых директоров контролировать процессы логистики и анализировать их эффективность.

Роль финансового директора

Рассмотрим, как эффективное управление логистикой может помочь финансовому директору. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету.

Примечание. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

2. Понижение бизнес-рисков компании. Эффективная оптимизация общих понесенных затрат на логистику, несмотря на некоторую неопределенность логистических процессов в глобальных масштабах, помогает управлять и предотвращать вымывание корпоративного бюджета и валовой прибыли. Зачастую компании при выборе поставщика ищут только наиболее низкую цену за единицу поставляемого сырья, но забывают принимать во внимание риски, присущие мировой системе логистических цепочек поставок. На итоговые понесенные затраты влияет несколько факторов, среди них:

— повышенные транспортные расходы, возникающие из-за увеличения цен на бензин, или необходимости привлечения дополнительных экспедиторов, которые должны понижать задержки в поставках по причине низкоэффективной работы транспортных компаний на аутсорсинге;

— возрастающее время выполнения заказа, которое требует большего уровня минимального запаса сырья на складе и в пути, вследствие чего понижается способность быстро реагировать на изменения;

— потери бизнес-выгод по причине задержек в процессе длительных процедур при таможенном оформлении;

— повышение затрат на хранение запасов из-за необходимости поддерживать больший уровень минимального резерва.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние финансового директора на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Финансовый директор находится в прекрасной позиции для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима финансовому директору, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность финансового директора контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Программа эффективного управления службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала — на основе эффективных программ управления запасами со стороны поставщиков, многозвеньевых техник оптимизации запасов, основанных на системах повышения эффективности, например, таких, как 6-сигма. Это программы предлагают пути высвобождения денежных потоков и понижения уровня оборотных активов, связанных с производственным процессом.

Адамов Н.А., Войко А.В., Соколов П.А. Учет, анализ и аудит в строительстве. — М.: Финансы и статистика, 2012.

Бродецкая Н., Бродецкий Г. Эталонное представление денежных потоков для анализа инвестиционных проектов логистических систем (часть 2) // Логистика сегодня. — 2013. — № 6.

Витрянский В.В. Договор строительного подряда и иные договоры в сфере строительства. Приложение к журналу «Хозяйство и право». — 2015. — № 7.

Войко А.В., Слуцкер А.И. Анализ финансового состояния строительной организации // Бухучет в строительных организациях. — 2014. — № 4.

Елина Л.А. Застройщик, генподрядчик и инвестор — три в одном // Главная книга. — 2014. — № 16.

Кеменев А.В. Особенности формирования и управления денежными потоками в строительстве // Бухучет в строительных организациях. — 2013. — № 5

Источник: journalpro.ru

Рейтинг
Загрузка ...