Функции управления строительно монтажными работами

3. Функции управления, организационные структуры управления, структуры аппарата управления трестом, сму.

Управление, будучи особой функцией общества,- само состоит из ряда функций.

Под функциями управления производством следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воздействия на управляемые объекты. Сбор, обработка, анализ и хранение информации — первая функция управления.

Всякое управление вытекает из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия формируются на основе информации, содержащейся в командах управления. Источником всякой информации является наблюдение, пассивный или активный эксперимент. Поэтому управление всегда связано с использованием наблюдений, информации об управляемой системе, о внешней среде, с которой она взаимодействует, о результатах реализации управляющих воздействий.

Прогнозирование — предвидение качественных и объективных изменений каких-либо процессов или явлений в перспективе на основе изучения тенденции их развития. В эпоху научно-технической революции прогнозирование приобретает все более важное значение и должно служить научной основой для выполнения другой функции управления — планирования.

Магеррамов Вагиф: «Организация работы по управлению и контролю строительства на объекте»

Планирование- это определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов; составление плана действия на определённый ограниченный отрезок времени.

Организация, рассматриваемая как функция управления, имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать — это значит определить общую структуру, взаимное расположение в этой структуры и их взаимосвязь.

Регулирование направлено на сохранение и держание состояния упорядоченности какого-либо процесса или системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в процессе функционирования управляемого объекта.

Руководство является функцией направления деятельности управляемого объекта. Цель руководителя — добиться, чтобы подчиненные сделали то, что он считает необходимым.

Координация — функция согласования действий различных внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей, т. е. увязка действия данного предприятия с его поставщиками, субподрядчиками и другими органами, от которых зависит его деятельность.

Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия действительного подхода и развития процесса производства разработанному плану. I

Учет — получение и фиксирование информации в количественной форме о результатах выполнения плана или этапов его осуществления.

Под структурой аппарата управления треста (и других строительных организации) следует понимать состав ступеней и звеньев управления, их взаимосвязь и подчиненность.

Структура аппарата управления строительно-монтажными организациями

Управление деятельностью строительно-монтажных организаций осуществляют руководители организаций и аппарат управления, состоящий линейного и функционального персонала.

Управление строительными проектами

Линейный персонал — старшие прорабы, прорабы, мастера, диспетчеры, геодезисты, участковые механики и др.

Функциональный персонал- работники аппарата треста и управлений, выполняющие специали­зированные функции в подготовке и управлении производством.

Управление трестом осуществляется управляющим и подчиненным ему аппаратом — администрацией треста.

Управляющий трестом — назначается вышестоящей инстанцией и является доверенным лицом государства, уполномоченным на основе принципа единоначалия организовать всю работу предприятия, без доверенности действовать от имени треста, представлять трест во всех, организациях и учреждениях, распоряжаться в соответствии с планом в пределах, установленных законом, его имуществом и средствами, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке расчетные и трутне счета предприятия.

Управляющий имеет право утверждать и изменять оклады заработной платы ИТР и служащим в соответствии со штатным расписанием в пределах фонда заработной паты. В компетенцию управляющего входит право приема на работу и увольнения сочиненных ему работников, которое он реализует в соответствии с трудовым законодательством. Управляющий непосредственно руководит плановым и сметно-договорным отделами, бухгалтерией и отделом кадров. Руководство остальными отделами и службами он осуществляет через своих заместителей, которые по его указанию и на основе действующих правил возглавляют определенные участки управленческой работы и несут за эту работу полную ответственность, один из заместителей, обычно главный инженер, является первым заместителем управляющего.

Главный инженер ответствен за осуществление технической политики в организациях треста. В его обязанности входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, борьба за высокие качественные показатели. Он же руководит производственным и техническим отделами, отделами главного механика и энергетика, технолога, отделом труда и зара­ботной платы, лабораторией, направляет работу по охране труда, рационализации и изобретательству.

Заместитель управляющего организует материально-техническое снабжение, транспорт, хозяйственное обслуживание производства, а также коммунально-бытовое являются отделы, службы и другие управлениями и обслуживание коллектива треста. Ему подчинены управления комплектации (или контора снабжения), .транспортное подразделение, жилищно-коммунальная контора (ЖКК) и пожарно-сторожевая охрана (ПСО) В крупных трестах эти функции распределяются между двумя-тремя заместителями управляющего.

Заместитель управляющего по экономической работе главный экономист руководит планово-экономической работой треста, организует хозяйственную и финансовую деятельность, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия по улучшению технико-экономических показателей работы треста. Эта должность введена в последние годы в больших трестах В порядке перераспределения обязанностей между руководством заместителю по экономической работ и могут поручить отделы планово-экономический, сметно-договорный, труда и заработной платы.

В ряде трестов под его началом созданы лаборатории экономического анализа. Его работа должна проводиться в тесном контакте со службой главного бухгалтера, который по действующему праву может быт подчинен непосредственно только управляющему. Составными структурными частями треста являются отделы, службы и другие подразделения. Они действуют на основе положении, утвержденных управляющим, который назначает руководителей этих подразделений и контролирует их деятельность.

Плановый отдел составляет проекты перспективных, годовых и оперативных планов подрядных и субподрядных работ, планы деятельности предприятий и хозяйств строительной организации; доводит плановые задания до исполнителей, организует учет их выполнения и составляет отчет, согласовывает с заказчиками внутри-построечные титульные списки; осуществляет экономический анализ. Производственно-хозяйственной деятельности и разрабатывает предложения по повышению эффективности работы строительной организации; составляет сметы фондов экономического стимулирования; участвует в организации экономического обучения кадров.

Читайте также:  Сро шеф монтажные работы

Производственный отдел ведет подготовку производства (совместно с главным технологом); направляет, систематически контролирует и регулирует производственную деятельность строительно-монтажных управлений и участков, своевременный ввод в действие мощностей и объектов; в соответствии с технологической последовательностью увязывает сроки выполнения работ строительными управлениями и субподрядными организациями; составляет графики строительства и обеспечения его материально-техническими ресурсами. Технический отдел принимает от заказчика проектно-сметную документацию, контролируя ее своевременное поступление, комплектность и качество; обеспечивает технической документацией строительно-монтажные управления и субподрядные организации; разрабатывает с участием других подразделений треста планы техни­ческого развития и организационно-хозяйственные мероприятия; проводит мероприятия по применению прогрессивных конструкции эффективных материалов; осуществляет техническую информацию, пропагандирует и внедряет индустриальные методы производства работ; совместно с другими отделами внедряет счетно-вычислительную технику; руководит рационализаторской и изобретательской работой в тресте.

Главный технолог треста является заместителем главного инженера, руководит отделом (группой) проектирования производства, работ и отвечает за подготовка производства и соблюдение технологической дисциплины. Основной обязанностью главного технолога является внедрение передовой технологии и организации работ путем разработки соответствующей проектно-технологической документации, учет хозяйственной деятельности, контроль за правильным расходованием материальных ценностей и денежных средств. В зависимости от местных условий в пределах штатного расписания и фонда зарплаты возможны изменения в составе должностных лиц и структуре треста и приравниваемых к нему организаций.

Отдел производственных предприятий треста организует эксплуатацию бетонно-растворных установок, полигонов для изготовления бетонных и железобетонных конструкций, деревообделочных цехов и мастерских и т. д.; разрабатывает для них плановые задания, контролирует их производственно-хозяйственную деятельность и распределяет продукцию. Структура аппарата строительно-монтажного управления (СМУ, СУ) и приравненных к нему организаций — монтажного управления (МУ), управления начальника работ (УНР), передвижной механизированной колонны (ПМК), постоянно действующего строительно-монтажного поезда (ПДСМП), мостостроительного поезда и Т. П.- В основном аналогична структуре треста. Производственными подразделениями СУ являются участки, во главе которых стоят старите производители работ или производители работ. В подчинении старших прорабов находятся прорабы и строительные мастера, штат которых зависит от объема, сменности и сложности строящихся объектов. Кроме того, на участке могут быть предусмотрены нормировщик, табельщик, кладовщик.

Производитель работ является непосредственным руководителем и организатором производства. Как единоначальник на порученном ему участке он несет ответственность за все стороны производственной деятельности. К основным обязанностям прораба относятся: выполнение утвержденных показателей плана работ, обеспечение должного качества работ, рациональное использование трудовых и материальных ресурсов.

Для выполнения этих обязанностей прораб должен, детально изучить проектно-сметную и технологическую (ПОС, ппр) докумен­тацию, своевременно составить или принять участие в составлении заявок на материалы, механизмы, оснастку и др.; совместно с пла­новым отделом подготовить месячные задания мастерам, обеспечить подготовку фронта работ, составление мастерами нарядов и приемку работ; журналы работ и необходимую исполнительную документа­цию (акты на скрытые работы, акты приемки работ и др.); осуществлять необходимые мероприятия по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности на своем объекте; организовывать рационализаторскую работу и содействовать подчиненным в расчетах и оформлении предложений; организовывать совместное с профсоюзной организацией социалистическое соревнование в руководимом им коллективе. Прораб имеет право перестановки подчиненных на участке, утверждать наряды, представлять к поощрению и взысканию подчиненных рабочих, игр и МОП, а также вносить предложения об изменении местных норм и расценок.

Строительный мастер является младшим командиром на производстве, в задачу которого входит техническое и организационное обеспечение работы подчиненного ему коллектива (бригады, смены и т. д.). Мастер должен изучить РД и ППР; подготовить фронт работ и необходимый инвентарь и приспособления; рассчитать и выдать заранее наряд на предстоящую работу, провести необходимый инструктаж по охране труда; в период работы ..давать необходимые отметки, производить другие инструментальные замеры и обеспечивать своевременное поступление материальных ресурсов, а по окончании работы принять ее по количеству и качеству и закрыть наряд. Мастер подчиняется производителю работ. Мастерами, как правило, назначаются техники или молодые специалисты с высшим образованием, для которых эта работа является первой ступенью в качестве организатора производства.

Бригадир — непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более на общестроительных работах и начиная с 6 человек — на специальных работах. Коллективы меньшего состава называются звеньями.

Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены. Определенную часть трудового дня он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные и энергичные рабочие, обладающие организаторскими способностями и пользующиеся авторитетом. Бригадир принимает от мастера наряды, проверяет готовность фронта работ, распределяет работу между членами бригады и обеспечивает качественное выполнение заданий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Функциональная структура предусматривает разделение работ по функциям. В линейно-функциональной, или линейно-штабной структуре за основу берется линейная структура, но при каждом звене руководства создается штаб, состоящий из отделов, специализированных по отдельным функциям.

Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения, которые передаются подчиненным линейным руководителям. В матричных структурах управления основанных на принципах программно-целевого управления, предусмотрены связи, обеспечивающие увязку функциональных и линейных подразделений в рамках выполняемой задачи. Эту увязку осуществляет специально создаваемый орган или должностное лицо. Так, в проектных организациях главные архитекторы проекта (ГАП) и главные инже­неры проекта (ГИП) руководят и отвечают за реализацию проекта, координируя работу различных отделов института по порученному им объекту. Такое управление не изменяет сложившейся системы, но в структуре управления появляется дополнительное звено управления, координирующее по горизонтали вертикальные связи между звеньями.

Читайте также:  Как выполняются монтажные работы в монтажных организациях
Источник

§ 1. Основные принципы управления, строительно-монтажными организациями

Управление строительно-монтажными организациями построено на основе общих задач и принципов, которые вытекают из особенностей социалистических производственных отношений и общественной собственности на средства производства. Принципы-управления социалистическим производством разработаны В. И. Лениным и творчески развиваются Коммунистической партией Советского Союза.

Основными принципами организации и управления являются:

1. Единство политического и хозяйственного руководства. Этот принцип вытекает из руководящей роли Коммунистической партии в строительстве коммунизма, из ее авангардной роли.

Вся деятельность строительных организаций, их партийных и профсоюзных органов постоянно направляется на решение задач, поставленных партией в области строительства: повышение эффективности капиталовложений, сокращение сроков строительства, ввод в действие мощностей и основных фондов, улучшение качества и снижение стоимости строительства.

Принцип единства политического и хозяйственного руководства требует правильного сочетания текущей хозяйственной работы с политической работой в коллективах.

Рост трудовой активности масс, повышение их коммунистической сознательности, успехи в выполнении производственных планов и заданий как в строительно-монтажных организациях, так и в масштабе всей страны во многом зависят от размаха партийно-политической работы, которая должна быть органически связана с жизнью, с решением конкретных хозяйственных задач.

Партийные органы призваны повседневно руководить строительным Производством через хозяйственные органы, но в то же время не подменять их, т. е. не брать их функции на себя.

2. Демократический централизм. Принцип демократического централизма, определяющий организационное строение органов управления социалистическим производством и требования к их работе, означает правильное сочетание централизованного государственного руководства хозяйством с максимальным развитием инициативы на местах, с творческой активностью широких масс трудящихся.

Органическое единство централизма и социалистического демократизма основывается на общественной собственности на средства производства и на непосредственной заинтересованности всего народа, объединяемого общими целями и задачами построения коммунистического общества.

Дальнейшее развитие ленинского принципа демократического централизма в народном хозяйстве и его творческое применение в современных условиях находит свое отражение в решениях Пленумов ЦК КПСС и съездов КПСС. Согласно решениям XXII и XXIII съездов КПСС в нашей стране значительно расширены и расширяются права местных хозяйственных органов, хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций, широко развертывается инициатива трудящихся с одновременным укреплением централизованного планового руководства в масштабе всей страны.

Таким образом, получают практическое воплощение указания Коммунистической партии Советского Союза о том, что «Коммунистическое строительство предполагает всемерное развитие демократических основ управления при укреплении и совершенствовании централизованного государственного руководства на-. родным хозяйством. В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий»1.

3. Отраслевое территориальное управление. Управление строительством осуществляется с учетом его специализации и территориального размещения. Принцип отраслевого управления заключается в том, что крупные специализированные строительные и монтажные организации сосредоточены в ведении специализированных министерств. Общестроительные организации, как правило, объединяются территориальными главными управлениями по строительству в административных районах и строительными министерствами в республиках.

Отраслевое построение управления строительством, сложившееся.в настоящее время, см. в § 2 данной главы.

4. Единоначалие в сочетании с активным участием широких масс трудящихся в управлении производством. Единоначалие означает подчинение коллектива работников данного предприятия или строительной организации- одному лицу — руководителю, который наделен необходимыми правами для. управления

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Госполитиздат 1961, стр. 86 — 87.

предприятием или его частью и полностью отвечает за порученное дело, за результаты хозяйственной деятельности на: своем участке работы. Единоначалие исключает безответственность и обезличку. В наших советских условиях единоначалие сочетается с самым широким участием рабочих и служащих в коллективном обсуждении важнейших вопросов хозяйственной деятельности и управления производством.

Формы участия трудящихся в управлении производством многообразны: социалистическое соревнование за успешное выполнение поставленных задач, за получение почетных званий ударника бригады, участка, коллектива коммунистического труда; переход на отстающие участки с целью доведения их до. уровня передовых; постоянно действующие производственные совещания и хозяйственные активы, на которых работники предприятий и строительных организаций выявляют имеющиеся в работе недостатки и намечают способы их устранения; производственно-технические советы; заключение коллективных договоров; органы народного контроля партийных, профсоюзных и комсомольских организаций; различные общественные комиссии по экономии строительных материалов и деталей, по лучшему использованию строительных машин и механизмов и т. д.

5. Правильный подбор и расстановка кадров, постоянный контроль за выполнением принятых решений. Эти важнейшие ленинские принципы требуют при подборе кадров исходить из политических и деловых качеств назначаемых руководителей.

Современные условия и задачи развития народного хозяйства предъявляют новые требования к руководящим кадрам, обязывают их овладевать методами экономического руководства, вести борьбу против формального администрирования, использовать достижения науки управления и современную вычислительную технику, добиваться сокращения управленческого аппарата. Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед хозяйственными кадрами, является умение в конкретной обстановке с максимальной эффективностью использовать материальные ресурсы.

Но правильно подобрать и расставить кадры, как указывал В. И. Ленин, еще недостаточно для успешного ведения и развития социалистического хозяйства. Необходим повседневный контроль за их деятельностью.

«Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики»1.

Ленинские мысли о том, что контроль — не чрезвычайная мера, что он должен быть постоянным, опираться на трудящихся и служить верным орудием партии и государства в совершенствовании всего механизма управления, приобретают особое значение в период бурного развития народного хозяйства и производительных сил нашей страны.

Читайте также:  Расчет строительно монтажных работ пример

6. Материальная и моральная заинтересованность в развитии производства. Одним из основных условий успешного управления народным хозяйством является принцип материальной заинтересованности каждого работника и коллектива в целом в развитии производства. Строить коммунистическое общество надо, писал В. И. Ленин, «не на энтузиазме, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете. Иначе вы не подойдете к коммунизму, иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму»1.

Формы материального стимулирования развиваются у нас в таком направлении, когда каждый работник заинтересован не только в том, чтобы достигнуть хороших результатов на своем участке, но и в улучшении общих результатов производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, организации.

Решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда КПСС внесли много нового в практическое осуществление ленинского принципа материальной заинтересованности работников. При сохранении централизованного порядка повышения тарифных ставок, расценок и окладов, выплачиваемых из фонда заработной платы, на производственных предприятиях строительства, находящихся на промышленном балансе, были созданы собственные источники средств, расходуемых для поощрения работников за индивидуальные достижения и за высокие показатели работы предприятия. Этот фонд материального поощрения, создаваемый за счет отчислений от прибыли, позволяет не только выплачивать премии в течение года, но и выдавать единовременные вознаграждения работникам в конце года.

Значительное усиление материальной заинтересованности работников строительно-монтажных организаций предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28/V 1969 г. № 389 «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования’ строительного производства».

Согласно этому постановлению, в строительно-монтажных организациях, переходящих на новую систему планирования и экономического стимулирования и работающих рентабельно, создаются три фонда: а) материального стимулирования; б) социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; в) развития производства. Заработная плата при этом формируется из двух источников: фонда заработной платы (оплата по тарифным ставкам и окладам, включая оплату за перевыполнение норм рабочими-сдельщиками), которая гарантируется государством, и из фонда материального поощрения (премии и некоторые другие виды вознаграждения), который создается из доходов строительной организации.

Фонд материального стимулирования образуется за счет прибыли (путем прямых отчислений от нее) и средств заказчиков, предусмотренных в сметах на премирование за ввод объектов в действие. Размер этих средств увеличивается вдвое — 2,2% объема строительно-монтажных работ вместо 1,1 % в настоящее время. Кроме того, к этому фонду относятся и средства заказчиков, предназначенные для расходов, связанных с премированием рабочих по сдельно-премиальной системе.

В основу материального стимулирования рабочих, ИТР и служащих строительно-монтажных организаций положено премирование за ввод объектов в эксплуатацию. Доля средств, выделяемых для премирования, сейчас возрастает до 50% общей суммы средств на премирование за ввод. При этом устанавливается новый порядок премирования за сокращение продолжительности строительства объектов: при снижении продолжительности строительства против нормативной не менее чем на 30% премии будут повышаться на 50%, при сокращении продолжительности строительства на 20% — на 25%, а при сокращении ее на 10% повышение составит также 10%.

В числе основных форм расчета с рабочими строительно-монтажных организаций остается сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих за выполнение аккордных заданий. Размеры доплат за каждый процент сокращения нормативного времени увеличиваются с 0,5 — 1 до 0,5 — 3% заработка бригады (звена).

В строительно-монтажных организациях, переводимых на новый порядок планирования и экономического стимулирования в условиях рентабельной работы, фонд материального стимулирования позволит ввести кроме названных выше двух премиальных систем еще и другие — по усмотрению руководителей строек. Основные принципы этих систем будут определены Типовым положением, как это сделано в промышленности. В Положении будет регламентирован порядок: выплаты премий, введения и.отмены систем премирования и другие условия.

Наряду с фондом материального стимулирования в строительстве останется премирование за внедрение новой техники и экономию строительных материалов. Это объясняется тем, что создание и внедрение новой техники осуществляется в рамках единой системы премирования научно-исследовательских, проектных и конструкторских учреждений в стране.

По предварительным расчетам после перевода строительно-монтажных организаций на новую систему планирования и экономического стимулирования общий размер всех премиальных доплат составит примерно 12,5% к фонду заработной платы,

т. е. возрастет почти, вдвое против размеров, принятых в настоящее время (6,5 — 7%)».

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства является разновидностью фонда общественного потребления (выплата в виде пособий, предоставление различных культурных и бытовых благ).

Фонд развития производства предназначается- для воспроизводства основных фондов. Этот фонд позволит: сократить применение ручного труда, улучшить условия работы, внедрить более совершенные средства управления производством и т. д. и тем самым оказать непосредственное влияние на благосостояние трудящихся.

Фонд развития производства и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могут быть с согласия, строительно-монтажных организаций частично или полностью централизованы строительно-монтажными трестами или приравненными к ним организациями.

Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятые в мае 1969 г., создают прочную основу для дальнейшего развития строительного производства с помощью активно действующих экономических рычагов.

Все большее значение приобретают и моральные стимулы. Формы морального стимулирования в строительстве многообразны-; присвоение почетных званий, занесение на Доски ив Книги почета, популяризация опыта новаторов в печати, по радио и телевидению, присуждение коллективам переходящих Красных знамен за победу в соревновании, награждение Почетными грамотами, правительственными орденами и медалями.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...