Эффективность управления проектом во многом зависит от принятой организационной структуры проекта.
Организационной структурой управления проектом (Project Organization) называется совокупность элементов организации (отдельных лиц, подразделений и предприятий) и связей между ними. При этом выделяют вертикальные (административно-функциональные) связи, которые обеспечивают реализацию административных процессов принятия решений и управляющих воздействий, и горизонтальные (технологические) связи, обеспечивающие коммуникации организационных элементов одного уровня иерархии.
Основным принципом формирования организационных структур управления проектами является обеспечение соответствия полученной организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта, содержанию проекта и требованиям внешнего окружения.
Организационным проектированием (Organizational Design) является процесс выработки проектных решений и мероприятий по организации и совершенствованию функционирования системы управления проектом.
Показательная функция. 11 класс.
Организационным планированием (Organizational Planning) называется определение, документирование и распределение ролей и обязанностей в проекте, а также ответственности и отношений подотчетности между различными организационными элементами, вовлеченными в проект.
Многие проекты инициируются внутри компаний и требуют для своей реализации привлечения внешних предприятий и организаций. В большинстве случаев для обеспечения эффективного достижения целей проекта появляется необходимость в создании временной организационной структуры, объединяющей усилия участников проекта.
Родительская (Parents Organization) или постоянная (Permanent Organization) организация – это организация, внутри которой возник проект и в интересах которой он осуществляется.
Родительская организация проекта представляет собой постоянную структуру, которая во многих случаях является владельцем проекта.
Владелец проекта – это организация, которая инициировала проект и намеревается владеть или использовать результаты проекта. Такая организация определяет требования к проекту и условия его выполнения, обеспечивает финансирование проекта, извлекает выгоду из его результатов. Целью владельца, как правило, является получение оптимального продукта за приемлемую цену.
В ходе проекта владелец проекта вступает во взаимодействия с подрядчиками.
Подрядчики (Contractor) проекта – это физические или юридические лица, которые непосредственно привлечены заказчиком или владельцем проекта к исполнению работ по проекту. Они получают вознаграждение за участие в работах проекта. Если подрядчики не являются владельцами или пользователями результатов проекта, то, выполнив свои работы, они выходят из проекта.
Исполняющей организацией (Performing Organization) проекта принято называть организацию, чьи сотрудники непосредственно вовлечены в выполнение работ по проекту.
Организационные структуры проекта являются временными, т.к. действуют только в пределах жизненного цикла проекта.
Проект дома. ТОП 15 ОШИБОК! Как выбрать проект дома для строительства
Все предприятия и организации можно разделить на проектно-ориентированные и на неориентированные на проекты. Проектно-ориентированными организациями, в свою очередь, могут называться:
организации, получающие прибыль за счет выполнения проектов в интересах заказчика (например: консалтинговые, архитектурные, строительные фирмы и т.д.);
организации, в которых внедрено управление через проекты.
Проектно-ориентированные организации, как правило, обладают управленческими системами, адаптированными к использованию методологии управления проектами, например, система управления финансами таких предприятий позволяет отслеживать затраты, вести учет и составлять отчетность в разрезе нескольких выполняющихся проектов.
Отсутствие управленческих систем, способных эффективно осуществлять поддержку проектов, в организациях, не ориентированных на проекты, обычно затрудняет процессы управления проектами. Однако в некоторых случаях такие предприятия могут иметь подразделения, функционирующие как проектно-ориентированные организации и имеющие соответствующие системы.
Построенная в ходе реализации проекта организационная система поддерживается родительской организацией. Участвуя в работе команды проекта, сотрудники родительской организации представляют интересы владельца проекта.
Существуют различные варианты формирования организационной структуры проекта, которые согласуются со структурами управления одной или нескольких родительских организаций:
1. «Выделенная» («адхократическая», от лат. ad hoc – «по случаю») организационная структура формируется в тех случаях, когда проект является разовым для родительской организации. В этом случае организационная структура проекта выносится за рамки организационной структуры родительской организации, а, после завершения проекта – ликвидируется. Основными ресурсами для такой структуры являются ресурсы родительской организации, выделяемые на время осуществления проекта и возвращаемые в родительскую организацию после его завершения. Степень выделения может быть разной – от отдельного юридического лица до внутреннего структурного подразделения или группы.
2. «Управление по проектам» – такая организационная структура формируется внутри тех предприятий, которые регулярно осуществляют различные проекты. Она обеспечивает более глубокую интеграцию структуры управления проектом и организационной структуры управления родительской организацией. Выделенная организационная структура превращается во внутреннюю, постоянно действующую структуру.
3. «Всеобщее управление проектами» формируется в тех случаях, когда деятельность родительской организации полностью состоит из деятельности по управлению проектами. При этом организационные структуры управления проектом и управления родительской организацией составляют единое целое. Ресурсы для осуществления проекта и для прочей деятельности предприятия являются общими и используются совместно.
4. «Двойственная» (dual) организационная структура формируется, если в проекте участвуют две равнозначные родительские организации. В данном случае могут быть созданы объединенный комитет по управлению проектом; специально учрежденное юридическое лицо, в органах управления которым обеспечено равноценное участие представителей обоих родительских организаций; а также предусмотрено выделение от обеих организаций двух управляющих проектом, обладающих полномочиями по совместному принятию решений.
5. «Сложные» организационные структуры формируются в случае участия в проекте более двух различных организаций, имеющих разные функции в проекте. Выделяются три разновидности сложных организационных структур: функции управления проектом осуществляет заказчик; функции управления проектом осуществляет генеральный подрядчик; функции управления проектом осуществляет специализированная управляющая фирма.
Источник: studfile.net
Пособие о составе и содержании основных функций физических и юридических лиц, которые осуществляют подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — Пособие) подготовлено Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве» (ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»).
Настоящее Пособие входит в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при разработке и реализации инвестиционных проектов.
В Пособии приведены основные функции подрядчика по архитектурно-строительному проектированию при разработке и реализации инвестиционных проектов, установленные законодательными и нормативными правовыми актами, иными нормативно-техническими и организационно-методическими документами в области обеспечения правовых основ проектирования капитального строительства, заключения государственных контрактов, договоров подряда на выполнение проектных (проектно—изыскательских) работ, а также осуществляемые в процессе подготовки проектной документации, строительного контроля (авторского надзора) за строительством и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. В отдельный раздел выделены функции генерального проектировщика.
Пособие предназначено для специалистов принимающих участие в инвестиционно-строительной деятельности.
Введение
Положением пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. При этом пунктом 6 этой статьи установлено: «Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключенным между ними».
Указанные законодательные положения послужили основой для подготовки настоящего Пособия, содержащего, как правило, законодательно обоснованные основные функции подрядчика по проектированию.
Материалы Пособия носят справочный характер и ставят своей целью сократить трудоемкость изучения законодательных и нормативных правовых актов лицами, которые осуществляют строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на основе целевых (адресных) ссылок на положения этих актов, определяющих основные функциональные обязанности специалистов подрядчиков по проектированию и, тем самым, способствующих обеспечению их деятельности в правовом поле.
1 Область применения
1.1 Настоящее Пособие содержит установленные законодательными и нормативными правовыми актами основные функции физических или юридических лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительный контроль (авторский надзор) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта и при вводе объекта в эксплуатацию.
1.2 Пособие предназначено для применения и физическими или юридическими лицами, осуществляющими подготовку проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Материалы Пособия могут быть полезны для всех субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (государственных заказчиков, инвесторов, застройщиков, строительных подрядчиков и др.) принимающих участие в разработке и реализации инвестиционных проектов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Пособии использованы ссылки на следующие национальные стандарты.
ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету.
ГОСТ 21.101-97 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.
ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения.
ГОСТ 15.012-84 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр.
ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, а также иных нормативно-технических документов, на которые сделаны ссылки в Пособии, приведен в приложении.
3 Термины и определения
В настоящем Пособии применены следующие термины с соответствующими определениями:
государственный заказчик — государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом распоряжаться такими ресурсами (статья 764 [1]);
застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 [2]);
заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (статья 4 [4]);
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (статья 1 [4]);
исходно-разрешительная документация — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами (пункт 3 [14]);
проектная документация — документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая принципиальные архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические и иные решения, позволяющие дать оценку и принять решение о возможности строительства запроектированного объекта;
рабочая документация — совокупность комплектов рабочих чертежей, текстовых документов, сметной и другой документации, разработанных на основании технических решений, принятых в утвержденной в установленном порядке проектной документации, в объеме и составе, определенными национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС) и уточненными при заключении договора подряда и (или) государственного контракта и предназначенными для выполнения строительно-монтажных работ и (или) изготовления строительных изделий;
подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (статья 4 [4]);
разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов (части 1 и 2 статьи 51 [2]);
строительный контроль — деятельность лиц, установленная частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подрядчика по строительству, заказчика, подрядчика по проектированию), осуществляемая в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (модифицированное положение части 1 статьи 53 [2]).
Примечание : Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (производственный контроль). В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (технический надзор). Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор) (часть 2 статьи 53 [2]);
производственный контроль — контроль, осуществляемый подрядчиком по строительству, качества строительно-монтажных работ включающий входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ (пункт 7.3 [18]);
технический надзор — контроль, осуществляемый заказчиком, за соблюдением сроков строительства, качества выполняемых подрядчиком строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на конкретном объекте и соответствия их проектным решениям и сметам;
авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте (пункт 3.1 [20]).
4 Основные функции подрядчика по проектированию при разработке и реализации инвестиционных проектов
4.1 В области обеспечения правовых основ проектирования капитального строительства
4.1.1 Обеспечивает получение лицензии на проектирование зданий и сооружений за исключением сооружений сезонного вспомогательного характера (статья 17 [5]).
1. Указанное законодательное положение действует до 1 января 2007 года (статья 17.1 [5]).
2. До указанного срока предусматривается введение в действие Федерального закона «Об обязательном страховании лиц, ответственных за инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство».
4.1.2 Обеспечивает использование запатентованных изобретений, моделей, промышленных образов только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора (пункт 1 статьи 13 [6]).
4.1.3 Обеспечивает использование информационных систем, технологий и средств их обеспечения при соблюдении исключительных прав их разработчиков и на условиях, определенных собственником этой продукции (статья 17 [7]).
4.1.4 Обеспечивает использование программ для ЭВМ или баз данных на основе договора с правообладателем, заключаемым в письменной форме (статья 14 [8]).
4.1.5 Обеспечивает хранение и учет управленческих документов, а также документации, образующейся в результате научно-исследовательской, проектной, изыскательской и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (статьи 17 и 22 [9]).
4.1.6 Обеспечивает защиту информации, составляющей служебную и коммерческую тайну способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами (статьи 139, 727, 771 [1]; [10]; [11]).
4.2 В области заключения государственных контрактов, договоров подряда на выполнение проектных (проектно-изыскательских) работ
4.2.1 Подготавливает и направляет заявку на участие в конкурсе (аукционе) на выполнение проектных (проектно-изыскательских) работ в порядке и на условиях, устанавливаемых конкурсной документацией ([16]; [17]; [19]).
4.2.2 Заключает с государственными заказчиками государственные контракты (статья 763 [1]) по результатам конкурсов или с застройщиками (заказчиками) — договоров подряда на выполнение проектных (проектно-изыскательских) работ (статья 758 [1]).
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (статья 706 [1]).
4.2.3 Получает от государственного заказчика, застройщика или заказчика (часть 6 статьи 48 [2]):
— градостроительный план земельного участка (до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка (часть 5 статьи 44 [2]) получает оформленный в установленном порядке кадастровый план земельного участка, при этом подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочного задания (подпункт 1 пункта 1 статьи 4 [12]);
— результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют договором или иным документом должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
— технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения)
Примечания : Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий (часть 5 статьи 48 [2]).
4.2.4 Получает от государственного заказчика, застройщика или заказчика:
— задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектной документации. (Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком) (статья 759 [1]);
— задание на выполнение инженерных изысканий (часть 5 статьи 47; часть 5 статьи 48 [2]).
4.2.5 Дает согласие на заключение заказчиком договоров на выполнение отдельных работ другими лицами. (В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком) (пункт 4 статьи 706 [1 ]).
4.3 В области подготовки проектной документации
4.3.1 Обеспечивает подготовку проектной документации на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 [2]).
4.3.2 Выполняет работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование (пункт 1 статьи 760 [1]).
4.3.3 Осуществляет проверку проектных решений на патентную чистоту по ГОСТ 15.011. По результатам проверки составляет патентный формуляр по ГОСТ 15.012.
4.3.4 Подготавливает на основе положений ГОСТ 15.001 и передает заказчику исходные требования на разработку отдельных машин, механизмов, комплексных технологических линий, технологического оборудования, для дальнейшей их передачи разработчикам технологической и конструкторской документации.
4.3.5 Согласовывает готовую техническую (проектную) документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 760 [1]).
4.3.6 Передает заказчику готовую техническую (проектную) документацию и результаты изыскательских работ (подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика) (пункт 1 статьи 760 [1 ]).
4.4 В области осуществления строительного контроля (авторского надзора)
4.4.1 Осуществляет строительный контроль (авторский надзор) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в случае привлечения государственным заказчиком, застройщиком или заказчиком подрядчика по проектированию для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 [2]).
4.4.2 Обеспечивает осуществление авторского надзора в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, когда необходимость его осуществления установлена законодательно (пункт 3 статьи 8 [13]).
4.4.3 Принимает участие, в порядке выборочного контроля, в проверке качества работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта и в соответствии с технологией строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (части 4 и 5 статьи 53 [2]).
4.4.4 Принимает участие в составлении и подписании актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (акт промежуточной приемки ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; актов освидетельствования скрытых работ) (части 4 и 5 статьи 53 [2]; пункты 7.6, 7.7, 7.8, приложения 6 и 7 [18 ]).
4.4.5 Обеспечивает, по дополнительному договору (соглашению) с застройщиком или заказчиком проведение комплекса работ, связанных с консервацией объекта капитального строительства (проверка полноты и достаточности исполнительной документации, проведение технического обследования объекта, разработка рабочей, а при необходимости, проектной документации, а также сметы затрат) (часть 4 статьи 52 [2]; статья 752 [1]).
4.4.6 Оформляет в письменной форме замечания о выявленных недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, осуществляющим авторский надзор и предъявившим замечания о недостатках, и лицом, осуществляющим строительство (часть 7 статьи 53 [2]).
4.4.7 Осуществляет внесение изменений в рабочую документацию, необходимость в которых возникла в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в порядке, установленном ГОСТ 21.101. Обеспечивает по заданию заказчика внесение изменений в проектную документацию с последующим ее переутверждением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 52 [2 ]).
4.4.8 Принимает участие в работе приемочных комиссий и подписании акта о приемке в эксплуатацию объекта. Оказывает помощь в освоении проектной мощности [пункты 3, 5, 7, 8 (15)].
4.4.9 Лицо, выполнявшее инженерные изыскания, обеспечивает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате получения ошибочных или недостоверных результатов инженерных изысканий в полном объеме.
В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несет Российская Федерация (часть 1 статьи 60 [2]).
4.4.10 Лицо, осуществлявшее подготовку проектной документации, обеспечивает возмещение вреда причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов, материалам инженерных изысканий в полном объеме.
В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации или негосударственной экспертизы проектной документации, не соответствующих требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут соответственно Российская Федерация и организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации (часть 2 статьи 60 [2]).
5 Основные функции генерального проектировщика
5.1 В случае привлечения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, других лиц (субподрядчиков), он выступает в роли генерального подрядчика (генерального проектировщика) и попадает под действие пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: «Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда».
5.2 Исходя из обычаев делового оборота (статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации) генеральный проектировщик выполняет следующие дополнительные функции:
5.2.1 Определяет объемы и состав работ, передаваемый по договору субподрядной организации; подготавливает и выдает задания на выполнение инженерных изысканий, обмеров существующих зданий и сооружений, подземных, наземных и надземных коммуникаций на участке строительства, исследование фактической несущей способности конструкций и основания, заданий на подготовку соответствующих разделов проектной документации и/или комплектов рабочих чертежей.
5.2.2 Подготавливает совместно с субподрядными организациями графики исполнения отдельных видов и этапов работ, имея в виду обеспечение выполнения календарного плана работ по генеральному договору подряда.
5.2.3 Обеспечивает координацию работ субподрядных организаций и увязку технических решений всех частей и разделов проекта.
5.2.4 Обеспечивает согласование принципиальных технических решений, принимаемых субподрядными организациями. Генеральный подрядчик имеет возможность согласовать эти решения с заказчиком, если генеральным договором подряда предусмотрено оказание содействия в выполнении работ и оговорены случаи, объем и порядок оказания услуг такого рода (статьи 718 [1]).
5.2.5 Обеспечивает соответствие технических решений проекта заданию на проектирование, а рабочих чертежей — утвержденной проектной документации.
5.2.6 Обеспечивает приемку готовой технической и проектной документации, материалов инженерных изысканий от субподрядных организаций, осуществляет комплектацию проекта по разделам (частям) и передает документацию заказчику, имея в виду, что субподрядные организации несут ответственность за качество подготовленных ими материалов и документации и гарантируют отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работы или ограничить их выполнение на основе подготовленной субподрядчиком технической документации (пункт 2 статьи 760 [1]).
5.2.7 Привлекает субподрядчиков к осуществлению авторского надзора за строительством, когда необходимость его проведения установлена законодательно (статья 8 [13]).
5.2.8 Привлекает субподрядчиков к корректировке технической документации и проведению дополнительных изыскательских работ при обнаружении недостатков в подготовленной ими технической (проектной) документации (статья 761 [1]).
5.2.9 Привлекает субподрядчиков к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной ими технической документации или выполненных изыскательских работ (статья 762 [1]).
5.2.10 Принимает участие в работе приемочных комиссий. Оказывает помощь в освоении проектной мощности (пункты 3,5, 7,8 [15]).
Приложение
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, а также иных нормативно-технических документов, на которые сделаны ссылки в Пособии
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая — Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; часть вторая — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; часть третья — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4552).
2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 16).
3 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть I ), ст. 14).
4 Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции Федерального закона от 2.01.2000 № 22-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1096; 2000, № 2, ст. 143).
5 Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции Федерального закона от 2.07.2005 № 80-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (Часть I ), ст. 3430; 2005, № 27 ст. 2719).
6 Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3517-1, в редакции Федерального закона от 7.02.2003 № 22-ФЗ (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2319; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 6, ст. 505).
7 Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст.609).
8 Закон Российской Федерации от 23.09.92 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2325).
9 Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №43, ст. 4169).
10 Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3283).
11 Указ Президента Российской Федерации от 6.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1127).
12 Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, №1 (часть I ), ст. 17).
13 Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588).
14 Правила особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г. Санкт-Петербурге, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 361 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 23, ст. 2169).
15 Постановление Совета Министров СССР от 23.01.81 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (Собрание постановлений Правительства СССР, 1981, № 7, ст. 43)
16 Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утв. Госстроем России 6.05.97 № БЕ-18-9 и согласованы с Министерством экономики Российской Федерации от 6.05. 97 № АС-158)
17 Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утв. распоряжением Госкомимущества России и Госстроем России от 13.04.93 № 660-р/18-7 по согласованию с Минэкономики России (Зарегистрировано Минюстом России 30.04.93, регистрационный № 244).
18 СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», утв. постановлением Госстроя СССР от 2.09.85 № 140; Изменение № 1 к СНиП 3.01.01-85, утв. постановлением Госстроя СССР от 11.12.86 №48.
19 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заявок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, (часть I ) ст. 3105).
20 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» одобрен, введен в действие и рекомендован к применению постановлением Госстроя России от 10.06.99 № 44.
Источник: stroydoctor.ru
19. Управление программными проектами. Этапы проекта. Роли проекта. Временные сущности проекта. Диаграмма Гантта.
В различных источниках можно найти различные определения понятия «управление»:
· элемент, функция организованных систем различной природы (биологических,социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определеннойструктуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ ицелей. (СЭС);
· руководство, направление чей-либо деятельности. (www.mega.km.ru);
· изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижениюпоставленной цели (словарь по кибернетике).С точки зрения последнего (наиболее приемлемого для нас) определения,существенным является:
· наличие измеряемой цели управления (функции цели);
· наличие (возможность) управления (управляющего воздействия, влияющего наизменение функции цели);
· наличие измерений состояния объекта или процесса;
Что такое проект?
Слово «проект» происходит от латинского projectus, что означает «брошенный вперед».В последнее время слово «проект» употребляется достаточно часто (и часто всуе): проектозеленения улиц города, проект повышения квалификации сотрудников, проектреорганизации деятельности фирмы и т.д. Известны несколько определений проекта [2]:
Проект – это произвольный ряд действий или задач, имеющий определенную цель,которая будет достигнута в рамках выполнения некоторых заданий, характеризующимисяопределенными датами начала и окончания, пределами финансирования и ресурсами (Г.Керцнер).
Проект – одноразовая работа, которая имеет определенные даты начала и окончания,ясно определенные цели, возможности и, как правило, бюджет (Д. Льюис).
Проект – временное усилие, применяемое для того, чтобы создать уникальный продуктили услугу с определенной датой начала и окончания действия, отличающегося отпродолжающихся, повторных действий и требующего прогрессивного совершенствованияхарактеристик (PMI).
Управление проектами
Известны несколько определений управления проектами:
Набор проверенных принципов, методов и методик, применяемых для эффективного планирования, составления графика, управления и отслеживания результатов работы (PMIÒ)
Планирование, организация, контроль и управление ресурсами компании, выделенными в рамках определенного проекта. (Керцнер – Kerzner)
Специализация общего менеджмента, определяющего применение стандартных руководящих навыков планирования, организации, комплектования персоналом, продвижения, а также управления и контроля для достижения определенных целей проекта (Фатрелл).
Наиболее полным можно считать определение, сформулированное PMIв Своде знаний по управлению проектами (PMBOK): «Управление проектом (Project Management — PM) – это наука и искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта».
Управление проектом основано на двух китах (принципах):
Умение – знание принципов и методов управления проектом (планирования, организация, составление графиков, контроль, управление и отслеживание).
Навыки – опыт в области управления – применение умения для достижения целей в конкретных условиях
Функции управления являются центральным понятием: они выполняются на всех уровнях управления проектами, в каждой его реализации проекта, для всех процессов и управляемых объектов (элементов) проекта. Последовательность управленческих действий образует цикл управления:
Анализ (оценка состояния проекта)
планирование ( постановка целей и определение конкретных задач по их достижению)
организация (инициализация выполнения работ)
контроль (сравнение плановых заданий с фактическим состоянием дел)
регулирование (определение необходимости перепланирования выполнения оставшихся работ).
Регулирование представляет собой нижний уровень осуществляемого цикла управления и одновременно начинает следующий виток управления (его новый цикл). И далее циклы управления повторяются вплоть до завершения проекта. Выделение и обособление деятельности по регулированию от общей функции контроля отражает специфику методологии управления проектами, заключающуюся в разработке специальных инструментов и методов регулирования при осуществлении проектов, с одной стороны, и широкого арсенала средств и методов контроля деятельности по их реализации — с другой.
Анализ состояния, в котором находится проект, производится всегда, когда изменяются условия осуществления проекта или появляется необходимость вмешаться в ход выполнения работ. Деятельность по анализу в процессе управления проектами обособлена от функции планирования в силу ее важности, обязательности, специфики применяемых методов и средств.
Планирование включает разработку и сбалансированную оценку комплексов работ и ресурсов, направляемых на достижение целей проекта. В том числе функция планирования охватывает и само определение (уточнение) целей проекта в процессе его разработки.
Базой для планирования является разделение всего комплекса работ по осуществлению проекта на фазы, стадии и этапы работ, выполняемые в процессе его жизненного цикла. Конкретизация отдельных работ при этом проводится с учетом специфики конкретного проекта (вида, типа и его целей). Инженерное проектирование в концепции управления проектами рассматривается как продолжение детального планирования деятельности по осуществлению проекта. Для каждой фазы, этапа и вида работ по проекту определяются стоимость, рассчитываются календарные планы (графики) выполнения работ, которыми регламентируются сроки их проведения и затраты ресурсов.
Функция организации предусматривает выбор формы организации работ по осуществлению проекта, в способствующей обеспечению реализации целей проекта, и создание организационной структуры управления всем комплексом работ по проекту. Основными задачами организационной деятельности при управлении проектом является создание коллективов для работ по реализации проекта, четкая координация работы всех участников, выбор рациональной организационной структуры управления проектом и обеспечение эффективного труда исполнителей.
Функция контроля является важным элементом обеспечения выполнения проекта и достижения желаемого результата. Объектами контроля служат: получение, распределение и утверждение документации проекта, сроки, затраты, качество и изменения, вносимые по мере продвижения работ, или проекта в целом. Результаты выполнения функции контроля используются для оценки (анализа) отклонений фактического хода процессов выполнения проекта по всем планируемым показателям. В свою очередь, данные этого анализа становятся исходными для начала работ по регулированию процесса реализации проекта, с которого начинается новый управленческий цикл.
Этапы управления проектом – группы процессов управления проектом, соответствующие основным элементам стандартного управленческого цикла (инициация, планирование, организация выполнения, контроль и регулирования, закрытие)
1) Функции управления проектом(области знаний).(см выше)
Функциональная модель управления проектом включает в себя следующие процессы:
— Управление проектами по временным параметрам – разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; определение последовательности выполнения, продолжительности и расписания работ – календарного плана проекта; контроль и изменений и выполнения календарного плана проекта.
— Управление проектом по стоимостным параметрам – определение видов и количества ресурсов (люди, оборудования, материалы); определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменения бюджета.
— Управление отклонениями в проекте – включает управление рисками, проблемами и изменениями. Эти три взаимосвязанных процесса представляют собой механизмы мониторинга и противодействия событиям, которые могут нанести ущерб и препятствовать достижению целей и результатов проекта.
— Управление качеством – определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятия по обеспечению качества процессов управления проектом и качество продуктов проекта; контроль качества.
— Управление персоналом — распределение ролей, и отношений координации и субординации персонала проекта; построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор человеческих ресурсов; создание и совершенствование команды проекта.
— Управление коммуникациями в проекте – обеспечение своевременного и корректного формирования, сбора, распределения, хранения и окончательного архивирования информации по проекту.
— Управление контрактами и поставками в проекте – определение потребности в товарах и услугах , проведение маркетинговых исследований для определения возможных поставщиков и исполнителей, проведение конкурсов и выбор претендентов, заключение контрактов и контроль исполнения. Еще есть области знаний, весьма важные для строительной отрасли: охрана труда и промышленная безопасность, охрана окружающей среды, финансирование проекта, работа с претензиями.
2)Этапы процесса управления проектами: Для каждой фазы ЖЦ проекта и для каждой функции процесса управления в общем случае содержаться стандартные стадии управленческого цикла. Под стадией управления проектом понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение одного из след. результатов:
1. Инициация – санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла. • Анализ проблемы и определение стратегии ее решения
• Определение содержания и границ проекта как основы для принятия решений
• Анализ состояния и возможностей эксплуатирующей организации
• Декомпозиция проблемы на взаимосвязанные задачи, отражающие структуру самого проекта
• Определение заинтересованных лиц проекта
• Определение внешних и внутренних ограничений и требований
• Формирование критериев оценки успешности завершения проекта
• Выбор основных исполнителей и поставщиков
• Заключение основных контрактов.
2. Планирование – определение наилучшего способа действий для достижения целей фазы жизненного цикла проекта с учетом складывающейся обстановки:
• Определение объема и основных этапов работы
• Разработка графика работ
• Формирование организационной структуры проекта, распределение функциональных обязанностей и ответственности
• Выбор исполнителей отдельных работ и поставщиков, услуг, материалов и оборудования
• Определение исходных рисков
• Адаптация проектных процедур операционного стандарта или разработка дополнительных проектных процедур
• Планирование структуры и формы отчетности.
3. Организация выполнения – реализация плана фазы жизненного цикла проекта (от выдачи задания до получения результата).
• Заключение контрактов с исполнителями и поставщиками
• Организация выполнения запланированных работ
• Распределение информации (информирование заинтересованных сторон, ведение архивов)
• Мониторинг текущих рисков проекта, решение возникающих проблем, реализация необходимых изменений в планах, бюджете и/или содержании проекта.
4. Контроль и регулирование – выявление фактов отклонения фактического выполнения фазы жизненного цикла проекта от запланированного и принятие корректирующих.
• Регулярная отчетность о ходе выполнения проекта
• Контроль сроков и объемов выполнения работ
• Контроль затрат, сметы и бюджета проекта
• Контроль мероприятий по снижению рисков
5. Закрытие – завершение и закрытие проекта или фазы жизненного цикла проекта. Предусматривает закрытие контрактов, административное завершение проекта, рассмотрение и анализ результатов.
• Заключительный анализ результатов проекта и формирование сводного отчета о его реализации.
Участники проектов
Участники проекта – физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:
— основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;
— расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;
— заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.
Как правило, основными участниками проекта являются:
Заказчик — сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.
В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.
Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.
Спонсор (куратор) проекта — сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.
Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.
Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.
Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).
Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:
Инвестор — сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.
Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.
Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.
Поставщики — субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.
Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.
Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Команда проекта и команда управления проектом
Для достижения целей проекта менеджер создает специальные организационные структуры: команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.
Команда проекта – временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение.
Команда проекта создается целевым образом на период осуществления проекта. Она может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Существуют разные подходы к формированию команды проекта (например, матричные структуры), отличающиеся по формам привлечения исполнителей и реализации власти менеджера проекта.
Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие управленческих решений. От умения менеджера проекта определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.
Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельного выделенного результата (документа, решения) до завершенного подпроекта). Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах, менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду (структурированную по пакетам работ или по подпроектам).
Необходимо, чтобы каждый сотрудник, работающий на проекте, имел четко определенные:
— роль и линию отчетности перед менеджером проекта при работе над проектом (он/она может придерживаться обычных линий отчетности по другим видам работ);
Проектный офис
В крупных проектах могут выделяться администратор и офис проекта, оказывающие поддержку менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.
Проектный офис — это специализированная (физическая или виртуальная) организационная структура, предназначенная для поддержки осуществления проектов на разных уровнях управления в организации.
«Проектный офис может оперировать в широком диапазоне задач, начиная от поддержки менеджеров проектов в форме тренингов, программного обеспечения, шаблонов, и вплоть до несения ответственности за результаты проекта» (PMBoK).
В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельных крупных подразделений.
Офисы поддержки отдельных проектов или программ довольно часто создаются для масштабных, сложных проектов и программ с целью централизации и оптимизации процессов управления проектом и подпроектами. Подобные проектные офисы (штабы проектов) являются частью систем управления конкретными проектами и их необходимость, как правило, не вызывает сомнений. Функции офиса могут включать интеграцию календарных и финансовых планов подпроектов, обеспечение контроля и координации деятельности менеджеров подпроектов, поддержку коммуникаций, документооборота, управление изменениями и контроль качества.
Проектные офисы на уровне отдельных подразделений организации также встречаются довольно часто. Проектные офисы такого типа распространены в крупных корпорациях и государственных организациях на уровне подразделений, выполняющих значительное количество собственных проектов или значительные объемы работ в корпоративных проектах (например, Департамент информационных технологий, Департамент капитального строительства) с целью обеспечения многопроектного планирования, оптимизации распределения и координации собственных ресурсов, участвующих в различных проектах.
Опыт показывает, что наиболее сложным, с точки зрения создания и внедрения, является корпоративный проектный офис (КПО). В то же время, именно создание корпоративного проектного офиса позволяет в полной мере реализовать преимущества применения проектных подходов управления на корпоративном уровне.
Корпоративный проектный офис может обеспечивать реализацию как функций поддержки и развития корпоративной системы управления проектами:
так и непосредственно реализовывать управленческие функции, включая:
— Административную поддержку менеджеров проектов и выполнение отдельных процессов управления на уровне проектов;
Управление проектом по временным параметрам, т.е. срокам выполнения отдельных работ и проекта в целом заключается в согласование работы всех участников проекта на основе календарных планов (или расписаний работ).
Календарными планами называются проектно-технологические документы, которые устанавливают полный перечень работ проекта, их последовательность и взаимосвязи, сроки выполнения проекта и продолжительности отдельных работ, а также исполнителей и необходимые ресурсы.
Процесс планирования временных параметров проекта включает в себя следующие этапы работ:
определение перечня работ проекта;
определение последовательности и взаимосвязей работ проекта;
определение продолжительности работ проекта;
разработка расписания проекта (т.е. календарного плана).
Задача по определению перечня работ проекта вплотную связана со структурой разбиения работ и выполняется на ее основе. Кроме СРР в качестве исходной информации для определения перечня работ могут быть использованы ранее выполненные проекты-аналоги. Также необходимо учитывать требования к уровню детализации работ, которые определяются назначением календарного плана (т.е. стратегический, тактический или оперативный).
В зависимости от уровня и задач планирования, используя метод структурной декомпозиции, можно получить полный перечень работ с различным уровнем их детализации. Это производится с помощью построения на СРР сечений с заданными свойствами. Нахождение полного перечня работ равносильно задаче построения на данном графе сечения с заданной степенью детализации. И, наоборот, построенное сечение определяет перечень работ проекта.
Таким образом, результатом выполнения данного этапа является перечень работ по проекту с заданной степенью детализации, которая зависит от потребностей решаемых задач планирования или контроля. При этом также указываются объемно — ресурсные характеристики работ проекта и их исполнители.
Выполнение следующего этапа под названием определение последовательности и взаимосвязей работ проекта является задачей построения организационно-технологических моделей осуществления проекта (ОТМ).
ОТМ должна отражать результаты проекта, (т.е. ключевые этапы, вехи), перечень работ проекта, последовательность их выполнения и взаимосвязи между ними, а также временные и технологические ограничения. При этом ОТМ должна быть построена таким образом, чтобы в необходимой и достаточной степени быть адекватной моделируемому процессу. Требования адекватности модели заключаются в том, чтобы ее исходные данные по уровню своей точности и детализации соответствовали заданной точности получаемых результатов. Кроме этого ОТМ должна обладать такими качествами, как наглядность, простота использования, удобство анализа, минимальная трудоемкость при построении и корректировке.
Для построения ОТМ необходима следующая исходная информация:
перечень работ проекта и их характеристики;
технологическая последовательность выполнения работ;
ограничения на условия выполнения работ;
внешние ограничения и взаимосвязи.
Перечень работ зависит от принятой детализации в зависимости от потребностей задач планирования.
Технологическая последовательность выполнения работ определяется нормативными документами (СНиП) или экспертным путем (для новых видов работ). Например, при строительстве промышленного здания типовая (или нормальная) технология выполнения работ включает: земляные работы, нулевой цикл (т.е. фундаменты, подвалы, вводы коммуникаций), несущие и ограждающие конструкции, кровельные работы, монтаж оборудования, инженерные сети и коммуникации, отделочные работы (внутренняя и внешняя отделка) и благоустройство территории.
Взаимосвязи работ бывают технологические и организационные.
Технологические взаимосвязи (как было показано выше) определяются принятой технологией выполнения работ.Организационные взаимосвязи между работами определяются очередностью работ, обеспеченностью их ресурсами и другими организационными условиями производства (например, методами организации работ: последовательный, параллельный, поточный).
Технология и организация производства накладывает определенные ограничения на условия выполнения работ.
При определении последовательности и взаимосвязей работ используются следующие методы и средства:
методы построения диаграммы Ганта;
методы сетевого моделирования.
Диаграмма Ганта – это горизонтальная линейная диаграмма (в обиходе она называется – календарный план), на которой работы изображаются протяженными во времени взаимосвязанными отрезками, имеющими даты начала и окончания. Недостатком линейной диаграммы Ганта является то, что она не позволяет установить всю совокупность взаимосвязей между работами. Этот недостаток устраняется при использовании методов сетевого моделирования.
Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Ганттом в 1910 году.
По сути, диаграмма Гантта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы — моменты начала и завершения работы, её протяженность — длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Сегодня» и др.
Ключевым понятием диаграммы Гантта является «Веха» — метка значимого момента в ходе выполнения работ, общая граница двух или более задач. Вехи позволяют наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ. Вехи, как и другие границы на диаграмме, не являются календарными датами. Сдвиг вехи приводит к сдвигу всего проекта.
Поэтому диаграмма Гантта не является, строго говоря, графиком работ. И это один из основных её недостатков. Кроме того, диаграмма Гантта не отображает значимости или ресурсоемкости работ, не отображает сущности работ (области действия). Для крупных проектов диаграмма Гантта становится чрезмерно тяжеловесной и теряет всякую наглядность.
Указанные выше недостатки и ограничения серьёзно ограничивают область применения диаграммы. Тем не менее, в настоящее время диаграмма Гантта является стандартом де-факто в теории и практике управления проектами, по крайней мере, для отображения Структуры перечня работ по проекту.
В современных программных продуктах управления проектами преимущественно используются сети предшествования, так их программная реализация более проста. В качестве примера можно привести один из видов сетей предшествования — диаграмму Ганта, применяемую во многих программных средствах и изображенную на Рис. 10.
Источник: skarlupka.ru
Проектный офис: создание и развитие
При построении проектно-ориентированной системы управления в компании важным становится вопрос создания Проектного офиса (Project Management Office, PMO, Офис управления проектами).
Проектный офис – подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в организации, планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по программам/проектам.
Функции Проектного офиса
Существуют разные классификации Проектных офисов по типам выполняемых функций, но ни одна из них не является идеальной. Более правильно разделять функции PMO на базовые и расширенные. Базовые функции используются всеми Проектными офисами, расширенные подбираются в зависимости от поставленных задач перед PMO.
Базовые функции:
- разработка и внедрение методологии управления проектами и контроль соблюдения методологии управления проектами
- формирование реестра проектов и сводной отчетности по проектам
- помощь в планировании и контроль реализации отдельных проектов по запросу или на постоянной основе
Расширенные функции:
- обеспечение работы Проектного комитета (если создан в организации/подразделении)
- централизованное выделение руководителей или администраторов проектов (если решено их содержать не в функциональных подразделениях, а в PMO)
- выбор, внедрение, поддержка и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов (если нужна ИС)
- внедрение и поддержка системы стимулирования участников проектной деятельности (если за задачу отвечает не подразделение по персоналу)
- организация обучения проектному управлению или непосредственно обучение (если за задачу отвечает не подразделение по персоналу)
- аудит проектов (может проводиться также службой внутреннего аудита)
- управление знаниями в области управления проектами (сбор, анализ, обобщение и распространение знаний между участниками проектной деятельности)
- портфельное управление (контроль соответствия проектов стратегии организации/подразделения, обеспечение формирования портфеля проектов, его балансировка и мониторинг)
Уровни Проектных офисов в организации
Помимо разделения функций на базовые и расширенные, PMO отличаются по уровням управления в организации. Можно выделить 3 уровня PMO:
- Уровень организации (Центральный Проектный офис)
- Уровень подразделения (Функциональный Проектный офис)
- Уровень программы/проекта (Проектный офис программы/проекта)
Уровень организации. На уровне организации создается Центральный Проектный офис (ЦПО) – подразделение, организующее планирование и контроль проектной деятельности, методологическую и административную поддержку, развитие проектно-ориентированной системы управления в организации, портфельное управление, управление отдельными кросс-функциональными проектами и программами.
Уровень подразделения. На уровне подразделения создается Функциональный Проектный офис (ФПО) — подразделение, отвечающее за функции, перечисленные выше для ЦПО, только в части конкретного функционального подразделения. ФПО создаются достаточно часто в ИТ-блоке и блоке капитальных проектов, реже в других подразделениях. В случае, если существует ЦПО, то из функций ФПО исключаются общие методологические задачи, хотя могут оставаться методологические задачи, связанные со спецификой проектов ФПО (например, ИТ-проекты и строительные проекты имеют свой жизненный цикл и документы).
Уровень программы/проекта. На уровне крупных программ/проектов также создаются свои Проектные офисы. Их функционал обычно еще более узкий, чем для ФПО и нацелен в специфику программы/проекта.
Состав Проектного офиса
В организационной структуре компании позиция руководителя Проектного офиса определяется обычно на уровне заместителя руководителя или директора департамента.
Состав PMO может включать следующие роли (зависит от выполняемых задач):
- руководитель
- методолог
- менеджер по планированию
- менеджер по отчетности
- администратор Проектного комитета
- руководитель проектов
- администратор/координатор/куратор проектов
- функциональный администратор информационной системы управления проектами
- администратор системы стимулирования участников проектной деятельности
- менеджер по обучению
- тренер
- аудитор
- специалист по портфельному управлению
- специалист по распределению ресурсов (между проектами в портфеле)
При создании Проектного офиса обычно формируется команда из 2-3 человек: руководитель, методолог, специалист по планированию и отчетности. Дальнейшее развитие PMO зависит от целей и задач.
Источник: www.pmservices.ru