Газораспределительная сеть это объект капитального строительства

Осуществление газификации объекта капитального строительства через соседний участок

Был возведен объект (реконструкция жилого дома под магазин). Подана заявка в регионгаз на подключение к сети газоснабжения. Выданы техусловия на подключение к существующему газопроводу (разрешение от владельца газопровода получено).

Но далее местные газовики отказываются заниматься проектом и прокладкой трубы поскольку прокладывать ее надо через соседний участок, а владелец соседнего участка (не владелец трубы) требует несоразмерную стоимость и договориться с ним не представляется возможным, соответственно разрешения он не дает. Что нужно делать в этой ситуации чтобы осуществить газификацию объекта? По техусловиям труба должна пройти вдоль межи соседа и третьего соседа, т.е. технически никому мешать не будет, опорных стоек устанавливать на территории соседа не планируется.

Здравствуйте, Виктор. Вам необходимо обратиться с исковым заявлением к соседу (соседям) об установлении сервитута в целях прокладки и эксплуатации газовой трубы. Согласно ч.1 ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

21 Доклад В.В. Потылицына

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. (ч.3 ст.274 ГК РФ). Согласно ч.5 ст.274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Ключевое слово здесь — соразмерная плата. Судом будет исследоваться вопрос о том, какая плата за пользование участком при указанных обстоятельствах будет соразмерной.

Сосед как собственник земельного участка имеет право не разрешать проводить по его участку газопровод, данная проблема должна решиться установлением сервитута, для этого вы должны прежде всего придти к соглашению о сервитуте с соседом, напишите ему письменно предложение, если он откажется, то уже нужно обращаться в суд

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)
5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Как подключить газ от чужого газопровода

Примерная форма искового заявления об установлении сервитута

Тем не менее до обращения в суд, вы должны доказать, что не смогли достичь соглашения о сервитуте с соседом, для этого письменно напишите ему предложение о сервитуте установив срок, по истечении которого пишите исковое заявление.

Виктор, добрый день!

Согласно п.п. «л» п. 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314

К существенным условиям договора техприсоединения к газовым сетям относится

обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства.

Поэтому это не ваша проблема а исполнителя по договору. Для урегулирования данного вопроса законодательством предусмотрена возможность наложения на участок сервитута в целях прокладки трубы, но этот вопрос также должны решать не вы а исполнитель по договору.

Положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и указанными Правилами также, согласно п. 83, является существенным условием договора техприсоединения. Предельные сроки определены п. 85 Правил. В случае если исполнитель в следствие своего бездействия по неурегулированию описанной проблемы с третьим лицом эти сроки нарушит — он будет нести отвественность за их нарушение.

Андрей спасибо за ответ, но нужно уточнение. Как раз газовики и отказываются вмешиваться в это дело, они уже сделали проект по факту а мне сказали что проект они сделать не смогут — заказывай его в другой организации. У меня на руках технические условия для присоединения, вы пишите обязанность исполнителя выполнить условия договора-какого договора вы имеете ввиду — техусловий? Поэтому я и не понимаю куда мне идти — принуждать газовиков (возникает вопрос как) или устанавливать сервитут с соседом?

Андрей спасибо за ответ, но нужно уточнение. Как раз газовики и отказываются вмешиваться в это дело, они уже сделали проект по факту а мне сказали что проект они сделать не смогут — заказывай его в другой организации. У меня на руках технические условия для присоединения, вы пишите обязанность исполнителя выполнить условия договора-какого договора вы имеете ввиду — техусловий?
Виктор

Виктор, в указанных правилах все моменты урегулированы, в т.ч. и по выдаче технических условий

37. Технические условия, направляемые заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются следующей информацией:
а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
в) о диаметре и материале труб;
г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;
д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.
38. При получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II настоящих Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI настоящих Правил, проект договора о подключении.

Проект договора о техприсоединении Вам уже направлялся? Если договор на техприсоединение подписан просто требуйте от газоснабжающей организации его исполнения. Если плата была установлена в индивидуальном порядке, вопрос с третьим лицом можете урегулировать самостоятельно, но в этом случае требуйте снижения платы за техприсоединение на основании п. 112 Правил

В случае если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения), в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Плата за подключение устанавливается либо на основании ставок платы за подключаемую нагрузку, утвержденных www.donland.ru/Default.aspx?pageid=75805, либо в индивидуальном порядке т.е. конкретно по вашему случаю, но также исключительно указанным гос.органом

По техусловиям труба должна пройти вдоль межи соседа и третьего соседа, т.е. технически никому мешать не будет,

Закажите в отделе архитектуры вашего города топосъемку для газификаций строений, потом закажите грамотный грамотный проект газоснабжения. если есть возможность проложить трубу между участков между соседом и третьей стороной.

Читайте также:  Акт ввода в эксплуатацию объекта строительства кс 11

ГрК РФ определяет термин «строительство» как (п.13 ст.1): «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)» Вопрос — как определяется термин «возведение»? Который упоминается только в контексте ст. 55.32 в отношении самовольных построек и исключается из терминов «строительство» и «создание».

Источник

Ростехнадзор разъясняет: Идентификация и надзор за сетями газораспределения с 1 сентября 2016г.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с вступлением в силу 1 сентября 2016 г. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ) разъясняет.

Федеральный закон N 170-ФЗ уточняет критерии идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов. Согласно внесенным изменениям к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

При этом сети газораспределения и сети газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно как опасные производственные объекты не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа.

При идентификации объектов в качестве сети газораспределения и сети газопотребления необходимо учитывать, что каждая из указанных сетей является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.

Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с » Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Согласно » разделу 11 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. N 168, в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.

То есть сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический объект.

Таким образом, объект «Сеть газопотребления» попадает под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе опасного производственного объекта есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже. При этом в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отражаются все характеристики объекта, в том числе участки газопроводов и оборудование низкого давления. Разделение объекта «Сеть газопотребления» на регистрируемые и не регистрируемые в реестре опасных производственных объектов мелкие участки, технологически связанные и эксплуатируемые в рамках одного предприятия, необоснованно.

Начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов на основании заявления эксплуатирующей организации по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.

В целях недопущения ошибок при идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления территориальным органам Ростехнадзора необходимо обеспечить особый контроль, в том числе при проведении поверок, за правильностью идентификации объектов с учетом ее подтверждения проектной документацией, техническими условиями, актами разграничения балансовой принадлежности и актами вводов в эксплуатацию.

В настоящее время в соответствии с поручением Ростехнадзора от 14 января 2016 г. N ПЧ-1 «Об усилении контроля за исполнением технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870», территориальными органами Ростехнадзора организована регистрация поступивших заявлений об участии должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора в работе приемочных комиссий по приемке сетей газораспределения и сетей газопотребления.

Читайте также:  Объект некапитального строительства документы

В целях оптимизации учета поднадзорных объектов на территориальные органы Ростехнадзора возлагается ответственность за ведение реестра сетей газораспределения и сетей газопотребления, работающих под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

Также следует отметить, что в соответствии с » пунктом 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты «Сеть газораспределения» и «Сеть газопотребления», должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.

С.Г.РАДИОНОВА

Вопрос от 27.03.2018:

Ответ: Объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газораспределения, если транспортирует природный газ:

  • а) по территориям населенных пунктов — с давлением, не превышающим 1,2 к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, — с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля.
  • б) к газотурбинным и парогазовым установкам — с давлением, не превышающим 2,5 мегапаскаля.
  • в) между населенными пунктами — с давлением, превышающим 0,005 мегапаскаля.

Вопрос от 01.03.2018:

Технический регламент, общие положения, термин «сеть газопотребления»: При регистрации ОПО что определяет слово «производственная площадка», если до производственной площадки от места подключения газопровода собственника еще 3,5 км. до территории предприятия, а по территории предприятия 1,2 км до объектов газопотребления. Куда отнести при регистрации ОПО наружные сети до территории предприятия (Сеть газораспределения или газопотребления)?

Ответ: Сеть газопотребления является единым технологическим комплексом и идентифицируется, прежде всего, по технологическому предназначению (использование газа в качестве топлива) и составу. При этом протяженность газопроводов от места подключения к сети газораспределения значения не имеет. Выражение «находящийся на одной производственной площадке» следует понимать как «использующийся для газоснабжения одной организации». Подводящий газопровод, транспортирующий газ к конкретному предприятию, по технологическому назначению не может быть идентифицирован как «сеть газораспределения».

Вопрос от 01.03.2018:

Понятие «Газопровод-ввод» в Техническом Регламенте отсутствует, а в ГОСТ Р 56865-2010 понятие «Газопровод-ввод» есть. Чем руководствоваться?

Ответ: «Газопровод-ввод» является частью газопровода, входящего в состав сети газопотребления. Никаких отдельных требований к эксплуатации сети газопотребления, связанных с существованием термина «газопровод-ввод», не установлено, и необходимости чем-либо руководствоваться в связи с этим не возникает.

Вопрос от 01.03.2018:

В соответствии с пунктом 11.5. «Сеть газопотребления» » » Приложения №1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» от 25.11.2016 № 495 дано определение «Сеть газопотребления», с идентификацией по признакам 2.1. и 2.2. В частности, в нем указывается различное оборудование с давлением природного газа свыше 1,2 Мпа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 Мпа.

В связи с эти возникает вопрос: к какому ОПО отнести наружные (межцеховые) газопроводы СУГ, в том числе газоиспользующее оборудование с давлением 0,3 Мпа, а также межцеховые газопроводы природного газа с давлением 0,3 Мпа?

Ответ: В примечании к п. 11.5. давление природного газа свыше 1,2 Мпа или сжиженного углеводородного газа свыше 1,6 Мпа. указано как признак сетей газопотребления II класса опасности.

В том же примечании выше указываются признаки сетей газопотребления III класса опасности: «с давлением природного газа до 1,2 Мпа». Очевидно, что в данном случае упущено упоминание о сетях СУГ. В то же время, в соответствии с п. 4 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ сети газопотребления СУГ с давлением газа свыше 0,005 Мпа и до 1,6 Мпа включительно являются ОПО III класса опасности.

Таким образом, указанные вами газопроводы и газоиспользующее оборудование должны входить в состав ОПО ««Сеть газопотребления» III класса опасности.

Вопрос от 01.03.2018:

В информационном письме Ростехнадзора «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 18.07.2016 № 00-06-06/1413 (см.выше) дается разъяснение по регистрации ОПО, связанных с потреблением СУГ и природного газа. При этом по тексту письма имеются ссылки на отмененные нормативные документы. Например, » «Требования к ведению государственного реестра», утвержденные приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 и др.

В связи с этим вопрос: актуальны ли на сегодняшний момент настоящие разъяснения и в какой степени ими можно руководствоваться при регистрации (перерегистрации, снятии с государственного регистрационного учета) объектов, использующих СУГ.

Ответ: В указанном вами письме Ростехнадзора даются разъяснения, связанные идентификацией ОПО «сеть газораспределения» и «сеть газопотребления» с учетом вступления в силу изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ о том, что не относятся к ОПО сети низкого давления (до 0,005 Мпа). Разъяснения по этому вопросу полностью актуальны. Приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 утверждал только лишь типовые наименования ОПО.

Источник

Газораспределительная сеть это объект капитального строительства

Правовые последствия подключения к сетям газораспределения в отсутствие согласия основного абонента

Насветников М.А., эксперт и основатель Telegram-канала Lex Energética

Правовые последствия для газораспределительных организаций и собственников газораспределительных сетей при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения в отсутствие согласия основного абонента

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

Так, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется в следующем порядке (пункт 3 Правил № 1314):

Подключение к сетям газораспределения

Нередко на практике возникают ситуации, при которых заявитель в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства направляет заявку исполнителю без предварительно полученного согласия основного абонента (прим. – собственника существующих сетей газораспределения и (или) газопотребления).

Важно! В силу требования некоторых положений Правил № 1314 такое согласие должно быть получено до обращения в газораспределительную организацию и приложено к соответствующему запросу исполнителю о предоставлении технических условий (пп. «е» пункта 8, пункт 34 Правил №1314).

Получение указанного согласия зачастую связано с компенсацией собственнику газораспределительной сети (прим. – основному абоненту) расходов, понесенных при строительстве газопровода.

Вместе с тем, в целях минимизации антимонопольных рисков газораспределительные организации нередко выдают технические условия в отсутствие согласия основного абонента, возложив на него неблагоприятные последствия, выраженные в последующих спорах с заявителем: как о выдаче указанного согласия, так и о компенсации расходов основного абонента (например, апелляционное определение Омского областного суда по делу № 33-3475/2020).

При этом, у собственника сетей газораспределения и (или) газопотребления возникают правовые основания для предъявления требований о взыскании с газораспределительной организации убытков, в состав которых могут быть включены как расходы на строительство газопровода (в размере присоединения одного объекта капительного строительства), так и финансовых потерь, понесенных при рассмотрении судебного спора с потребителем (например, о возложении на основного абонента обязанности по выдаче согласия на подключение объекта капитального строительства).

В настоящем материале будет рассмотрен правовой механизм предъявления требования к газораспределительной организации о взыскании понесенных затрат основного абонента в случае допущенного со стороны газораспределительной организацией нарушения порядка выдачи технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капительного строительства к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления.

Правовые основания для взыскания убытков с газораспределительной организации

Как уже отмечалось ранее, в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, в составе заявки на получение технических условий необходимо предоставить согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к его сетям газораспределения и (или) газопотребления (пп. «е» пункта 8, пункт 34 Правил № 1314).

Читайте также:  Документация по проектированию объекта капитального строительства

Получение согласия предполагает оценку и создание технической возможности для заявителя (прим. – будущего потребителя) с одновременной оценкой резервной мощности, альтернативных вариантов подключения объектов капительного строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

Обоснование вывода (в части необходимости выполнения мероприятий для создания технической возможности)

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила определения и предоставления технических условий).
Так, пунктом 12 Правил определения и предоставления технических условий предусмотрено, что в случае обращения правообладателя земельного участка (прим. – будущего потребителя), который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

  • на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов … и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения — совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
  • с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
  • с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Указанный подход (в части обязательного наличия согласия основного абонента) подтвержден судебной практикой

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2019 № 306-АД18-24910 по делу № А65-38705/2017:

— По смыслу вышеприведенных норм права (прим. – пп. «е» пункта 8, пункт 34 Правил № 1314), в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, в составе заявки на получение технических условий необходимо предоставлять согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к его сетям газораспределения и (или) газопотребления.

В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются … действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Так, выдача технических условий в отсутствие согласования условий технической возможности создает на стороне основного абонента финансовые потери, выраженные в (1) обязанности на безвозмездной основе провести анализ резерва мощности, а также (2) проведении оценки альтернативных вариантов подключения объектов капительного строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 ГК РФ).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судебная практика (в части взыскания убытков)

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2018 по делу № А46-20387/2017

— Довод общества о том, что восстановление технических условий потребует значительных затрат, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не лишает его права обратиться в суд с требованиями о взыскании убытков

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2018 по делу № А70-9504/2017:

— … поскольку фактически объект подключен, в связи с чем пришел к выводу о правомерности требований по первоначальному иску в части взыскания … платы за подключение объекта к сетям

Какие доказательства необходимо приложить к исковому требованию в споре с газораспределительной организацией:

  • Доказательства права собственности на земельный участок или участок газопровода куда осуществляется врезка
  • Калькуляция расходов на согласование технической возможности
  • План мероприятий, которые выполняет основной абонент в составе согласования технической возможности
  • Документ подтверждающий, что расходы на согласование технической возможности являются одним из источников доходов (окупаемости) проекта по строительству поселка (например, инвестиционная программа)

Тарифные риски для газораспределительной организации

Приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/2018 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методические указания).

Так, для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту газораспределительная организация (далее – ГРО) представляет регулирующему органу следующие материалы (пункт 16 Методических указаний):

  • копии документов, подтверждающих владение ГРО на праве собственности или на ином законном основании существующей газораспределительной сетью, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства Заявителя или согласие основного абонента (подпункт «к» пункта 16 Методических указаний).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2020 по делу № А60-42557/2019 1 :

— В связи с этим судами верно указано, что у комиссии отсутствовали основания для установления размера платы за подключение газоиспользующего оборудования общества … к газораспределительным сетям общества … по индивидуальному проекту, поскольку не были представлены материалы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 16 Методических указаний № 1151/18.

Вывод

На газораспределительную организацию возложены обязанности по проверке и оценке полноты поступившего обращения (заявления, запроса) о предоставлении технических условий (пункт 13 Правил № 1314).

Нарушение указанной обязанности приводит к возникновению на стороне основного абонента убытков, вызванных необоснованной выдачей технической условий в отсутствие полученного согласия основного абонента.

Таким образом, выдача технических условий в отсутствие согласия основного абонента (в случае наличия обязанности получения такого согласия) может повлечь для газораспределительной организации неблагоприятные финансовые последствия, которые выражаются в:

  • компенсации убытков, причиненных основному абоненту, вследствие нарушения порядка выдачи технических условий для подключения (технологического присоединения) объектов капительного строительства к существующим сетям газораспределения;
  • недополучении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

1 Аналогичная практика – см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу № А60-41510/2019.

Сonsultant.zhane — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...