Какую тайну скрывает «Дама с единорогом»? Как связан Чарльз Диккенс с гобеленом из Байё? И почему в конце XIX века прерафаэлит Уильям Моррис решил изучать традиции средневекового ткачества? Рассказываем о том, что такое шпалеры и как их понимать
Ковер, шпалера, гобелен — чем отличаются эти понятия? Ковер — любое тканое изделие, которое вешают на стену или стелют на пол или на стол. Шпалера — безворсовый ковер, который висит на стене. Гобелен — шпалера, произведенная на так называемой мануфактуре Гобеленов, основанной в 1443 году Жаном и Филибером Гобеленами.
Таким образом, любой гобелен — ковер, но не всякий ковер — гобелен. Шелковые или шерстяные настенные ковры, очень дорогие и сложные в производстве, начиная с древних времен подчеркивали богатство и высокий статус своего владельца — будь то церковная или государственная власть, вельможа или купец. Кроме того, настенные панно украшали стены соборов, дворцов, замков, ратушей и просто домов, радуя глаз и делая помещение теплее. Рассказываем о пяти выдающихся шпалерах разных эпох и советуем отправиться на выставку «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде In Artibus.
Технология создания гобелена
1 Ковер Гестии
Ковер Гестии. VI век Dumbarton Oaks Research Library and Collection
Ручное ткачество было известно уже в VII тысячелетии до нашей эры. Самым древним из известных нам ворсовых ковров считается найденный на Алтае Пазырыкский ковер: он датируется V веком до нашей эры. По сравнению с ним ковер Гестии, созданный в VI веке в Египте, кажется довольно новым.
В это время в Египте жили греки, а также евреи, сирийцы, копты и другие народы, находившиеся под влиянием греческой культуры и знавшие греческий: неслучайно все надписи на шерстяном панно выполнены на этом языке. В центре изображена богиня домашнего очага: под изображением видна подпись «Гестия, подательница благословений». В руках у богини гранат — символ этих благословений. Ее головной убор и серьги тоже в форме граната. Рядом с Гестией — две служанки и шесть ангелов, которые держат в руках диски со словами «радость», «много вкусной еды и питья», «процветание», «богатство», «благословение», «добродетель».
К моменту создания ковра христианство уже давно было официальной религией Византийской империи, однако старых богов никто не забыл. Видимо, ковер Гестии был подарком, который первые владельцы повесили на стену в своем доме наподобие иконы. Такие тканые иконы были и у христиан — например, ковры Богоматери и двенадцати апостолов, созданные в том же VI веке в Египте.
2 Байенский гобелен
Шоурум гобеленов в Париже. Какие бывают виды гобеленов. Выставка Deco off 2019 в Париже
На самом деле эта вышивка на льняном полотне, которую иногда называют Байенским гобеленом, не является ни ковром, ни шпалерой, ни тем более гобеленом. Тем не менее традиционно она называется именно так и используется в качестве настенного украшения. Вышивка эта необычайно длинная — почти 70 метров в длину (а в ширину чуть больше 50 см). На протяженном тканом фризе разворачивается рассказ о завоевании норманнами Англии в годах. Всего на панно изображено 70 сцен, в которых участвуют 623 человека, причем если в центральной части полотна происходят серьезные военные события, то наверху и внизу гобелен из Байё украшен фигурками животных, птиц и забавных человечков.
Очевидно, что такое монументальное произведение могло быть создано только по заказу богатого и владетельного патрона, однако его имя до сих пор неизвестно исследователям. По одной версии, это королева Матильда (ок. 1031 — 1083) — жена Вильгельма I Завоевателя, по другой — епископ Байё Одо (ок. 1036 — 1097), сподвижник Вильгельма. Неясно и то, где было выполнено панно — в Англии или во Франции — и для какого помещения оно предназначалось.
В 1729 году бенедиктинский ученый Бернар де Монфокон опубликовал в своем многотомном труде «Памятники французской монархии, составляющие историю Франции» первое научное описание вышивки, ежегодно выставлявшейся в местном соборе.
В начале XIX века панно конфисковали французы: в качестве пропаганды наполеоновского плана по вторжению в Англию гобелен решили повесить в Лувре. Но плану так и не суждено было сбыться. Панно вернулось в Байё и было вывешено в городской ратуше, где в 1867 году его могли видеть многие туристы, в том числе и Чарльз Диккенс.
Впрочем, знаменитый английский писатель не был впечатлен и назвал вышивку любительской и очень слабой работой. Сегодня гобелен демонстрируется в специально созданном для него Музее гобелена Байё и считается одним из главных образцов норманнского романского искусства. Вышивка сохранилась практически целиком, и это, безусловно, чудо.
3 «Дама с единорогом»
В эпоху позднего Средневековья шпалерное искусство расцвело. В конце XV — XVI веке центром производства стала Фландрия. Именно там по картонам Картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. французских художников был создан этот цикл из шести шпалер с однотонным фоном, усеянным цветами. Такой вид ковров с изображением множества цветов и фигурок людей, зверей и птиц на синем или темно-розовом фоне называется мильфлеры — от французского mille-fleurs («тысяча цветов»).
Пять шпалер цикла посвящены пяти чувствам: зрению, слуху, осязанию, вкусу и запаху. На шестой — загадочная надпись «À mon seul désir», то есть «По моему единственному желанию». На каждой шпалере присутствует дама, по обе стороны от нее — лев и единорог.
Благодаря гербам, изображенным на шпалере, удалось установить, что заказчиком цикла был Антуан II Ле Вист, вельможа, служивший трем французским королям — Карлу VIII, Людовику XII и Франциску I. Что происходило со шпалерами между XVI и XIX веком, мы не знаем, но известно, что в 1841 году главный инспектор исторических памятников Франции и по совместительству известный писатель Проспер Мериме обнаружил их в замке Буссак в довольно плачевном состоянии. Однако ни ему, ни Жорж Санд, описавшей эти шпалеры в романе «Жанна», не удалось ничего сделать для спасения таписсерии, которая продолжала покрываться плесенью на влажных стенах старого замка. Только в 1863 году удалось перевезти цикл в Париж и начать реставрацию.
Изящные шпалеры обыгрывают известный на протяжении всего Средневековья сюжет о том, что дикого единорога может укротить только девственница, к которой он приходит сам и послушно кладет голову на колени. И единорог, и лев предстают здесь почти домашними, прирученными животными.
Так и человек должен приручить свои страсти и победить в себе животное начало. «Дама с единорогом» — ярчайшее произведение искусства XV века. Его адресатами были не клирики и не широкая публика, но придворные, погруженные в светскую жизнь, полную загадок, головоломок и намеков. Неслучайно исследователи до сих пор не могут разгадать смысл шестого панно со странной надписью. Возможно, имелось в виду шестое чувство понимания, о котором говорил в своих проповедях богослов Жан Жерсон , или отрицание страстей, к которым приводят все чувства на пяти других панелях. Кроме того, неясно, снимает дама ожерелье или надевает его, отдается страстям или отвергает их, а ведь от этого зависит символическое значение панно.
4 «Жизнь Людовика XIV»
Шарль Лебрён. Коронация Людовика XIV. Гобелен из серии «История короля». 1671 год Collection du Mobilier national
Шарль Лебрён. Людовик XIV посещает мануфактуру Гобеленов. Гобелен из серии «История короля». 1673 год Place d’Armes Château de Versailles
Шарль Лебрён. Строительство Дома инвалидов. Гобелен из серии «История короля». 1674 год Grand Palais Château de Versailles
Шарль Лебрён. Поражение испанской армии у канала Брюгге. Гобелен из серии «История короля». 1675 год Galerie Deroyan
Шарль Лебрён. Взятие города Лилля. Гобелен из серии «История короля». 1676 год Collection du Mobilier national
В XVII веке центр производства шпалер переместился из Фландрии во Францию. В 1662 году была основана мануфактура гобеленов в Париже: одним из основных заказчиков был сам король Людовик XIV. Особенно популярные были ковры, изображающие мифологические, аллегорические и исторические сцены, пышные и яркие. Они отвечали как общему направлению искусства барокко, так и настроениям, царившим при французском дворе того времени.
В момент министр финансов Кольбер, среди прочего известный благодаря роману Александра Дюма «Виконт де Бражелон», и художник Шарль Лебрён, также бывший директором мануфактуры Гобеленов, решили запечатлеть на шпалерах события из жизни не Константина или Карла Великого, а ныне здравствующего монарха. Так появился цикл из 14 шпалер, известный под общим названием «История короля». Цикл начинается «Коронацией Людовика XIV», а заканчивается осадой города Доль. Впрочем, на панно изображены на только военные и дипломатические события: одна из шпалер запечатлела посещение Людовиком мануфактуры Гобеленов в Париже 15 октября 1667 года.
Дата визита выбрана не случайно: именно в 1667 году мануфактура братьев Гобелен была преобразована Кольбером в Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. Там производились не только шпалеры, но и самые разные предметы роскоши, которые поставлялись ко двору и были недоступны рядовым французам. Включив в цикл сюжет с посещением королем мануфактуры, авторы сделали производство шпалер частью истории Франции.
На шпалерах этого цикла главные сцены помещены в пышные цветочные бордюры, похожие на рамы у картин. В эпоху классицизма среди живописных жанров и видов искусства выстраивается определенная иерархия: историческая живопись выше натюрморта, а архитектура важнее, чем декоративно-прикладное искусство. Поэтому шпалеры все больше напоминают картины — более ценные, чем образцы декоративно-прикладного искусства.
5 Уильям Моррис. «Поклонение волхвов»
Шпалера «Поклонение волхвов» фирмы William Morris Co.
В 1886 году Джон Лайтфут, ректор Эксетер-колледжа в Оксфорде, предложил своим бывшим студентам Уильяму Моррису и Эдварду Бёрну-Джонсу создать эскизы для шпалеры, которая украсит капеллу колледжа. Те с радостью согласились, и в 1887 году Бёрн-Джонс написал акварельный эскиз под названием «Вифлеемская звезда». По эскизу был сделан картон в натуральную величину. Моррис и Джон Дирл изменили некоторые цветовые сочетания и пририсовали цветы и детали фона, после чего к работе приступили три ткача. В 1890 году шпалера была окончена, но Лайтфут к тому моменту уже умер.
Моррис восхищался средневековыми шпалерами, и его «Поклонение волхвов» стало декларацией возрождения средневекового ремесла, утраченного в процессе технической революции. После первого заказа для Эксетер-колледжа в мастерской Морриса было выткано девять повторений шпалеры. Среди заказчиков были английский поэт Уилфрид Блант, Университет Манчестера, Итон-колледж, Музей искусства и ремесла Гамбурга. Шпалера, которую сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже, была заказана в 1902 году коллекционером Сергеем Щукиным и до 1917 года находилась в его московском особняке. В годах, после закрытия Музея нового западного искусства, она поступила в Эрмитаж.
Сюжет поклонения волхвов часто встречается в позднеготическом шпалерном ткачестве. Как и шпалеры, созданные в период позднего Средневековья, работа Морриса и Бёрна-Джонса полна символов. Мы видим Иосифа, который встречает волхвов. У его ног лежит топор — символ его профессии, профессии плотника.
Рядом Дева Мария с младенцем и архангел Гавриил в одежде, вытканной золотыми и серебряными нитями. Эта ткань очень похожа на европейские ткани XIV века, изображающие крылатых сфинксов в сиянии распростертых крыльев.
Вот волхвы. Каспар в просторных одеждах, намекающих на его восточное происхождение. Рыцарь Мельхиор — европеец среднего возраста, чей образ напоминает о Крестовых походах. Африканец Бальтазар в капюшоне, край которого украшен вышивкой с изображением срубленной ветви, пустившей ростки (символ успения и воскрешения). Вокруг фигур — множество других символических изображений.
Розовый куст за спиной Иосифа и щеглы на ветвях символизируют Деву Марию. Под ногами у героев ковер из цветов: анемоны означают страдание, красные капельки на них — кровь Христа и мучеников, пострадавших за веру. Календула — афродизиак, тюльпаны — бренность земной красоты, голубой нарцисс — чистота и величие Девы Марии, фиалка и ирис — также символы Богоматери, красная гвоздика — кровь Христа и символ отваги. В центре у ног архангела мы видим корону в окружении цветов: это предсказание и намек на то, что в будущем Мария вознесется на небо и будет коронована.
Arzamas благодарит Татьяну Лехович за помощь в подготовке материала.
Источник: arzamas.academy
Гобелен — изысканный ковер ручной работы с древнейшей историей
Гобелен — это разновидность декоративного текстильного искусства в виде одностороннего безворсового ковра с художественной композицией на лицевой стороне. Гобелен изготавливают вручную путем перекрестного переплетения разноцветных нитей. Художественной основой для создания такого ковра служат цветные картины на бумаге (картоны), изготовленные в натуральную величину.
Гобелен — наиболее распространенное в русском языке название художественных тканых ковров. Оно произошло от фамилии фламандских ткачей Гобеленов (Gobelin), которые в середине XV века в Париже основали Королевскую мануфактуру меблировки. Для обозначения всевозможной продукции декоративного ткачества также используются термины «шпалера» и «аррас».
Виды гобеленов
Гобелены, изготовленные умелыми древними или современными мастерами, представляют собой настоящие произведения искусства. Создание декоративного ковра требует значительных затрат времени и сил, а готовое произведение искусства стоит немалых денег. Поэтому покупателями гобеленов всегда были наиболее состоятельные люди: короли, богатые вельможи, представители высшего духовенства.
Художественные шпалеры могут сильно отличаться между собой по следующим параметрам:
- Материалу нитей основы и утка (из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей, синтетических и искусственных волокон).
- Размерам (больших, средних и малых габаритов).
- Назначению (для стен, занавеси, пологи и наволочки для подушек).
- Жанру (религиозные, героические, портретные, пейзажные, бытовые, мифологические, батальные).
- Типу композиции (сюжетные или орнаментные).
- Сложности композиции (одиночные или серийные).
- Плотности плетения нитей (количеству утков на дюйм нитей основы).
- Колористике (количеству используемых цветовых пигментов).
- Художественному стилю (ренессанс, барокко, рококо, маньеризм).
Над созданием масштабных художественных гобеленов на мануфактурах в течение нескольких лет часто трудилось сразу несколько профессиональных ткачей. Это позволяло значительно ускорить процесс изготовления большого ковра. Объемное изображение картона разделяли на несколько частей, каждую из которых отдавали в работу отдельному мастеру. На финальном этапе производства готовые части с изнаночной стороны сшивали тонкими шелковыми нитями в единое полотно.
История гобеленов
История гобеленов, по самым скромным подсчетам специалистов, насчитывает более 4500 лет. Самые древние произведения этого искусства обнаружены в Южной Америке, на территории современного Перу. Найденные археологами образцы художественного ткачества древних инков были созданы около 2500 года до нашей эры. Им присущи характерные особенности: абстрактность композиции и минимальное количество используемых цветов.
Искусство изготовления декоративных ковров также было распространено в Древнем Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы и литературные произведения тех времен. К сожалению, до наших дней сохранилось всего несколько образцов античного художественного ткачества.
В Китае первые гобелены появились около 200 года до нашей эры. Здесь для изготовления текстильных товаров использовались тончайшие шелковые нити. Китайские мастера научились делать не только сложные пейзажные и растительные декоративные миниатюры, но и элементы праздничной одежды для знати. Из Китая искусство ткачества распространилось в Японию и Корею.
На Ближнем Востоке технологии ручного производства декоративных ковров были хорошо развиты у арабов и персов. Коран запрещает верующим создавать изображения людей, поэтому мусульманские мастера ткали разноцветные ковры с изящными орнаментами.
В Западной Европе первые шпалеры появились благодаря крестовым походам в конце XI века. В отличие от правителей Византии и Османской Империи, европейские властители по достоинству оценили роль ковров в качестве монументального украшения стен больших зданий: соборов, замков и дворцов.
Уже в XIV веке во Франции, Англии, Германии, Италии начали массово открываться цеха по производству шпалер. Помимо крупных мануфактур, гобелены вручную делали монахи в монастырях и слуги при домах знатных вельмож.
Картоны на религиозную и прочую тематику, которые служили основой для изготовления гобеленов писали выдающиеся мастера европейской живописи:
-
(Raffaello Santi); (Pieter Paul Rubens); (Antoon van Dyck); (François Boucher); (Francisco Goya).
Шпалеры оставались популярным видом прикладного искусства вплоть до середины XIX века. Но бурное развитие машинного производства ковровых изделий и кардинальное изменение художественных запросов общества в течение нескольких десятилетий в корне изменили ситуацию.
С началом ХХ века гобелены окончательно утратили важную функцию декоративного оформления обстановки. В результате немногие сохранившиеся мануфактуры значительно свернули объемы производства. А изготовлением шпалер в наши дни занимаются лишь профессиональные художники. Они экспериментируют с новыми материалами и техниками, создают оригинальные произведения искусства, которые экспонируются на специализированных выставках.
Современные технологии машинного производства текстиля позволяют в больших количествах изготавливать картины из жаккардовой ткани. Для привлечения покупателей хитрые продавцы называют их гобеленами. Но эти изделия имеют очень мало общего с созданными вручную шедеврами древних мастеров.
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим возможность принять участие в тематических аукционах в режиме онлайн. На сайте также можно недорого купить гобелены, серебро, картины и мебель у современных художников и дизайнеров.
Источник: veryimportantlot.com