Государственная экологическая экспертиза строительства морских портов

Содержание

Нормативные требования безопасности ГТС морских портов

Безопасность гидротехнических сооружений морских портов регламентируется следующими документами:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2022)
  • Федеральный закон N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г;
  • Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации…» от 08.11.2007 N 261-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1080 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Своды правил (СП) по проектированию, строительству и технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
  • Иные федеральные законы и своды правил, имеющие отношение к капитальному строительству гидротехнических сооружений и инфраструктуре морского порта.

Комплекс производственной безопасности ГТС морских портов

К наиболее серьезным природным и техногенным факторам, способным инициировать аварии на гидротехнических сооружениях, относятся:

Что такое государственная экологическая экспертиза и проект ОВОС?

  • изменение свойств материалов гидротехнических сооружений и их оснований;
  • статические и динамические нагрузки на конструкции сооружения и их основания,
  • переменные температурные воздействия;
  • суффозионные процессы, приводящие к проседанию грунта, деформациям и т. п.;
  • человеческий фактор (ошибки изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации конкретного ГТС, неправильные действия или бездействие управляющего и обслуживающего персонала в аварийных ситуациях и т. д.).

Надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляет Ростехнадзор, однако судоходные и портовые гидротехнические сооружения составляют исключение. В соответствии с «Градостроительным кодексом Российской Федерации», статья 48.1, портовые гидротехнические сооружения (ГТС), являющиеся объектами инфраструктуры морского порта, за исключением объектов, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, относятся к особо опасным и технически сложным.

Градостроительный кодекс РФ о безопасности гидротехнических сооружений и морских портов - обзор специалистов СМИС-Эксперт

Обеспечение безопасности ГТС морских портов, согласно Федеральному законодательству, — обязанность владельцев объектов и эксплуатирующих организаций, которые должны создавать условия для безопасной технической эксплуатации ГТС, строго соблюдая комплекс производственной безопасности, который включает в себя нижеследующие требования.

Требования конструкционной безопасности ГТС морского порта

    , режима их эксплуатации и соблюдения требований технических регламентов;
  • геодезические наблюдения за планово-высотным положением, смещением и деформацией конструкций гидротехнических сооружений;
  • измерение, расчет и контроль уровня постоянных, а также временных, кратковременных и особых нагрузок и воздействий на морские причальные сооружения;
  • измерение, расчет и контроль экстремальных природных и техногенных нагрузок и воздействий на объекты инфраструктуры морского порта (сейсмических нагрузок, динамических нагрузок от взрывов, гидродинамических и взвешивающих воздействий, обусловленных цунами и тайфунами);
  • мониторинг уровня воздействия неравномерных деформаций основания гидротехнических сооружений, сопровождающихся изменением структуры и свойств грунта;
  • контроль колебания уровня воды и контроль дна в морском порту;
  • наблюдения за регламентированным использованием средств механизации и транспорта в порту;
  • контроль проведения технических осмотров и комплексных обследований на объектах инфраструктуры морского транспорта;
  • контроль проведения необходимого объема и качества ремонтно-восстановительных мероприятий, текущего и капитального ремонта портовых гидротехнических сооружений.

Требования пожарной безопасности ГТС морского порта

  • мониторинг и анализ данных о пожарах, авариях, взрывах в портовых ГТС;
  • прогнозирование на базе полученных данных чрезвычайных ситуаций с определением частоты событий, инициирующих аварийные ситуации на объектах инфраструктуры морских портов;
  • контроль проведения и качества мероприятий по повышению уровня защиты объектов, спасению людей во время пожаров и ликвидации аварий на ГТС;
  • контроль проведения обучения по ликвидации аварий, пожаров, а также необходимой профессиональной и психологической подготовки обслуживающего персонала на объектах инфраструктуры морского транспорта;
  • обеспечение и контроль взаимодействий персонала порта с пожарными подразделениями во время ликвидации пожаров на ГТС.

Требования экологической безопасности ГТС морского порта

  • мониторинг технического состояния и режима эксплуатации инженерных систем канализации причалов и очистных сооружений, необходимых для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, в том числе дренажных систем, отстойников, системы оборотного водоснабжения и ввода флокулянтов для осаждения мелких фракций и других систем;
  • мониторинг соответствия объектов инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • измерение и контроль дополнительного фильтрационного давления воды при нарушении нормальной работы противофильтрационных и дренажных устройств;
  • контроль наличия и предоставления разрешительной экологической документации, обосновывающей процессы по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы.

Безопасность гидротехнических сооружений морских портов, мониторинг ГТС - обзор специалистов СМИС-Эксперт

Государственная экологическая экспертиза на новую технологию (ГЭЭ). Закон 174-ФЗ. Какие требования

Обеспечение безопасности ГТС морского порта в процессе их эксплуатации

Исполнение нормативных требований промышленной (конструкционной) безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требований технических регламентов объектов инфраструктуры морского порта должно обеспечиваться владельцами и эксплуатирующими организациями в процессе технической эксплуатации данных портовых гидротехнических сооружений, включая:

  • установление и надзор за соблюдением режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;
  • организация эксплуатационного контроля, ведение мониторинга технического состояния (технического надзора) за объектами инфраструктуры морского транспорта, включая регулярные и периодические технические осмотры;
  • организация непрерывного мониторинга объектов инфраструктуры морского порта, включая комплексные обследования;
  • оценка технического состояния, выявление снижения эксплуатационных характеристик и принятие оперативных мер по устранению причин и усилению гидротехнического сооружения, своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий, текущих и капитальных ремонтов;
  • проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту объектов инфраструктуры, систем и оборудования, машин и механизмов ГТС;
  • разработка и ведение документации, предусмотренной законодательством.

Прогнозирование и оценка риска аварий на ГТС морского порта

В целях организации мониторинга безопасности гидротехнических сооружений морского порта, необходимо:
— провести идентификацию опасностей аварий на ГТС, выявить все возможные опасные факторы, явления, процессы и события, способные инициировать аварийные ситуации на территории гидротехнических объектов порта;

— произвести предварительный анализ опасностей ЧС для каждого типа ГТС в инфраструктуре морского порта;
— выработать предварительную экспертную оценку вероятности (среднегодовой частоты) и последствий аварий для владельцев, эксплуатирующих организаций, окружающей среды;

— сформировать максимально полный перечень сценариев аварий, возможных на каждом из типов ГТС морского порта и провести их ранжирование по уровню риска для основных реципиентов, персонала объекта, населения и окружающей природной среды;
— выполнить детальный анализ рисков с оценкой частоты, вероятности и последствий ЧС

Индивидуальный проект мониторинга безопасности ГТС морского порта

Значительная экспертиза в предпроектных инженерных изысканиях, проектировании и создании систем мониторинга с использованием широкого спектра современных датчиков, а также опыт разработки специального программного обеспечения, позволяет компании «СМИС Эксперт» разрабатывать оптимальные индивидуальные решения (системы) для обеспечения производственной безопасности гидротехнических объектов морских портов.

Созданные нами информационные системы используются нашими заказчиками в процессе строительства и эксплуатации ГТС морских портов для автоматизированного мониторинга, эксплуатационного контроля, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, регламентации, управления периодическими работами по обслуживанию гидротехнических хозяйственных объектов с учетом их назначения, класса безопасности ГТС, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Предписанные законом геодезические наблюдения, осмотры и обследования заказчики проводят самостоятельно (при наличии специалистов соответствующей квалификации) или с привлечением подрядчиков, аттестованных на данные виды услуг.

Мы проведем все необходимые предпроектные инженерные изыскания, разработаем проектно-сметную документацию, методику автоматизированного мониторинга безопасности ГТС, техническое задание на создание системы и программу производства работ по ее внедрению.

Визитная карточка компании «СМИС Эксперт» – это высокое качество и ответственный подход к каждому этапу работы. Лучшее тому доказательство — успешно реализованные проекты безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов.

Сделать заявку, задать вопрос и получить дополнительную информацию

Мы предоставим вам всю необходимую информацию, подберем оптимальное решение для Вашего объекта, сделаем предварительную оценку бюджета.

Источник: smis-expert.com

Минтранс внес в правительство России законопроект об отмене экологической экспертизы при работах в устьевых портах

Минтранс внес в правительство России законопроект об отмене экологической экспертизы при работах в устьевых портах. Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом сообщил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин, выступая на заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) в Москве. Он отметил, что в 2009 году портам Ростов-на-Дону и Азов, расположенным на реке Дон, был присвоен статус морских портов путем изменения границ внутренних водных путей Российской Федерации, установления границ морских портов и их открытия для оказания услуг. Указанные изменения были необходимы для установления единообразных требований по организации деятельности и обеспечению безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним.

При этом фактически акватории указанных морских портов являются участками рек, где в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации осуществляется деятельность по торговому мореплаванию. Вместе с тем по вопросу отнесения вод морских портов, расположенных на реках, к внутренним морским водам сложилась неоднозначная судебная практика, а также различное толкование федеральными органами исполнительной власти и организациями положений законодательства Российской Федерации.

В соответствии с указанной практикой, в отдельных случаях для осуществления строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, проведения дноуглубительных работ в акваториях таких портов контрольные органы требуют проведения государственной экологической экспертизы. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза проводится только в отношении документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Соответственно требование о проведении государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную деятельность в морских портах, расположенных на реках, излишне.

Подробнее о состоянии нормативной базы в сфере дноуглубительных и гидротехнических работ будут говорить 20-21 февраля 2019 года в Москве участники Второго конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление». Подробная информация в разделе анонсы >>>>

Другие новости по темам: дноуглубление, законодательство, Минтранс

Источник: portnews.ru

Об обеспечении экологической безопасности реализуемого проекта Балтийской трубопроводной системы с учетом требований международных организаций

Строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.06.97 № 554 «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.10.97 № 1325 «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы в 1999 году», от 30.04.1999 № 476 «О финансировании строительства Балтийской трубопроводной системы в 1999 году» и от 14.07.2000 № 522 «Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы».

Читайте также:  Строительство сибирской железной дороги когда

В рамках реализации проекта БТС ведутся работы по строительству новых портовых терминалов в порту Санкт-Петербурга и в новых портах в Лужской губе, в бухте Батарейной и в районе г. Приморска.

Проект БТС является одним из наиболее перспективных в рамках российской экономики, поскольку ориентирован на создание нового экспортного направления для транспортировки российских нефтей Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефтей стран СНГ и, в первую очередь, из Казахстана, а также на строительство нового российского терминала по перевалке сырой нефти в районе г. Приморска, что в полной мере отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, экономическим и стратегическим интересам России, так как после распада СССР в России остался только один глубоководный порт в г.Новороссийске.

Транспортировка нефти по системе БТС позволит отказаться от дорогостоящих услуг транзитных государств, а федеральный и региональные бюджеты пополнятся налоговыми отчислениями.

Реализация проекта позволит переориентировать основную часть отечественного экспорта углеводородного сырья на российские порты, что исключит возрастающую зависимость российской внешней торговли от услуг Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. По прогнозу Комиссии ЕС, в 2010 году в морских портах Балтийского бассейна будет переработано порядка 400 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Генеральной схемой развития нефтеналивного порта в районе г.Приморска предусмотрено достижение к этому сроку, при полном развитии, грузооборота в 39 млн. тонн, или менее 10 % общего грузооборота по этому виду груза портов бассейна.

Ввиду того, что реализация планов портового строительства влияет на изменение экологической ситуации в Финском заливе, который по терминологии Международной морской организации (ИМО) является «Зоной приоритетной защиты», в ходе проектирования и строительства новых перегрузочных комплексов предпринимаются меры по уменьшению воздействия на окружающую среду до возможного минимума и обеспечения требований экологической безопасности как в ходе строительства, так и при последующей эксплуатации портовых и иных объектов БТС. Поскольку проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей, это обстоятельство определило необходимость учёта экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различил и проблему выбора соответствующих стандартов.

В разработке проекта, наряду с российскими специалистами, активное участие принимали западные фирмы из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании, при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским союзом через программу ТАСИС. При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жёсткие экологические нормативы, будь то российские, европейские или международные. Такой подход является достаточно простым и понятным, в принципе разрешающим правовую проблему соответствия различных экологических стандартов и обеспечивающий наиболее полное удовлетворение запросов общества в области охраны окружающей среды.

В тоже время, приоритет был отдан российским нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет как правило, более жёсткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и Европейского Союза.

Вместе с тем при разработке проекта и его реализации использованы также основные международные документы и соглашения:

Конвенция по предотвращению загрязнения судов 1973 г.,(MARPOL 73/78), измененная протоколами 1997 и 1998 г.г.

Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, («Балтийская» или «Хельсинская»), Хельсинки 1974 г.

Конвенция о защите морской окружающей среды Балтийского моря (Хелком). 1992 г.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.

Конвенция об трансграничном воздействии промышленных аварий. 1992г.

Оперативная директива 4.01 Всемирного Банка. Экологическая оценка. 1991 г.

«Экологические процедуры», Документ ЕБРР (BDS96-23, Rev.3). 1996г.

Конвенция но борьбе с нефтяными загрязнениями и сотрудничеству 1990 г, изменённая Протоколом 1999 г.

С целью определения общественного мнения и обеспечения его учёта в проектных решениях, информирования общественности о реализации проекта, обеспечения его гласности и открытости на всех стадиях проводимых работ, использовались различные механизмы консультаций, включая:

технические совещания с экспертами

встречи с общественностью в регионах прохождения трассы нефтепровода

согласование с землепользователями, землевладельцами и арендаторами.

широкое освещение целей и способов реализации проекта в печати и других средствах массовой информация, как российских, так и зарубежных.

В результате был разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий и уменьшение их последствий для окружающей среды и социальной сферы, в частности:

В период, предшествующий строительству нефтепровода, в соответствии с российским законодательством и СНиП 11-01-95 была разработана «Декларация о намерениях создания Балтийской трубопроводной системы», которая согласована с администрациями Тверской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей. На стадии разработки «Декларации о намерениях» было рассмотрено 11 вариантов маршрутов, включая альтернативный вариант перевалки нефти через порт Вентспилс. При этом были выявлены и установлены основные экологические ограничения, а также предварительно оценены возможные последствия реализации проекта для окружающей среды.

В 1997 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза предпроектных материалов «Декларации о намерениях создания Балтийской трубопроводной системы». Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, проанализировав представленные на экспертизу материалы, отметила обоснованность экологической допустимости намечаемой деятельности и пришла к выводу, что рассмотренные предпроектные материалы по своему составу, структуре и определению возможных воздействий на окружающую среду в основном соответствуют рекомендациям СП 11-101-95 (приложение Г) по разработке Декларации о намерениях. В материалах в достаточной степени отражены природоохранные мероприятия и, что при дальнейшей разработке предпроектной документации должны быть учтены рекомендации и предложения, высказанные экспертной комиссией в своем заключении. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено приказом Госкомэкологии России от 13.10.97 № 438.

На следующей стадии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» в период с 1997 по 1999 года были организованы и проведены государственные экологические экспертизы по предпроектным и проектным материалам строительства БТС.

В 1998 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза материалов обоснования инвестиций в строительство Балтийской трубопроводной системы.

На стадии «Обоснования инвестиций», процедура «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) была выполнена дважды — как по российским, так и по международным стандартам под эгидой МБРР. Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы рассматривалось два альтернативных варианта прохождения трассы БТС на участках нового строительства (участок Кириши-Приморск) в Ленинградской области – северный и южный. При северном варианте трасса БТС пересекает Неву, при южном варианте трасса БТС должна была пересекать Финский залив и подходить к г. Приморску с юго-востока, то есть нефтепровод прокладывался бы по дну Финского залива. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, учитывая весь комплекс проблем прокладки трассы БТС по северному и южному варианту, сочла, что северный вариант по комплексу показателей оказался предпочтительней. Заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиций в строительстве Балтийской трубопроводной системы утверждено приказом Госкомэкологии России от 30.12.98 № 782.

В 1999 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС).

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812. В указанном Заключении государственной экологической экспертизы приведен целый комплекс рекомендаций, направленных на обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации БТС. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы в своем заключении отметила общую направленность основных положений технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой Балтийской трубопроводной системы на соблюдение природоохранных требований и обеспечение экологической безопасности и пришла к выводу, что предусмотренное в проекте воздействие на окружающую природную среду в процессе строительства и эксплуатации 1-ой очереди строительства БТС является допустимым и что материалы проекта с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в заключении, могут служить основой для разработки рабочей документации в целом по проекту, а также для подготовки обосновывающих материалов по переводу лесных земель в нелесные.

В то же время, учитывая природные условия и особую сложность нефтепроводной системы БТС, в соответствии с положениями пункта 2.5. СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу, что одновременно с разработкой рабочей документацией, необходимо дополнительно детально проработать проектные решения по основным объектам портового сооружения, а также по подводным переходам через реки Волга, Молога, Нева, Волхов, Которосль, Улейма и согласовать их в государственных природоохранных органах.

Кроме того, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы принимала во внимание, что создание Балтийской трубопроводной системы имеет большое экономическое и геополитическое значение для Российской Федерации. В соответствии со статьями 24 и 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон допускается в исключительных случаях для государственных и общественных нужд, в том числе, для прокладки магистральных трубопроводов.

В рамках реализации в проектных решениях жестких природоохранных требований, а также замечаний и предложений, содержащихся в Заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы разработаны природоохранные мероприятия технического и организационного характера, которые минимизируют риск возникновения чрезвычайных ситуаций при строительстве и эксплуатации новых российских портовых терминалов в Финском заливе и негативного экологического влияния на окружающую природную среду.

В соответствии с рекомендациями фирмы Pipeline Engenering GmbH (Германия) подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполняются в защитном кожухе («труба в трубе») методом наклонно-направленного бурения, что позволяет исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. Помимо этого на всём 130 км участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу реки Невы и Ладожского озера применены трубы повышенной прочности стали с увеличенной толщиной стенки, имеющие заводскую изоляцию.

На подводном переходе через р.Нева будет сооружен туннель под дном реки на глубине не менее 7 метров, в котором будет помещен рабочий трубопровод диаметром 720 мм в защитном, равнопрочном основному трубопроводу, кожухе. Подобное решение и принятая в проекте толщина стенки рабочего трубопровода, в 2 раза превышающая расчетную толщину, практически полностью исключают возможность попадания нефти в р.Неву в случае возникновения аварийных ситуаций на подводном переходе, а при нормальной эксплуатации попадание нефти в Неву исключено полностью, что и отмечено в заключении государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) строительства 1-ой очереди БТС, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812. Кроме того, разработаны мероприятия по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти, в случаях их возникновения, до того, как загрязнение достигнет водозаборов г.Санкт-Петербург

В настоящее время на территории будущих нефтебаз строящегося терминала проводятся первоочередные работы нулевого цикла, подготовка строительства под 50-тонные нефтяные резервуары. Параллельно строятся очистные сооружения, которые к моменту ввода терминала в эксплуатацию будут опробованы и выведены на проектную мощность. Степень очистки, предусмотренная проектом, вдвое превышает полагающуюся по мировым стандартам.

Читайте также:  Какой лучше кирпич для строительства своего дома

Вся территория, по которой прокладывается нефтепровод, а также территория, примыкающая к терминалу, нефтеперерабатывающим станциям, резервуарам будет находиться под постоянным контролем специалистов .

Проектом БТС предусмотрено, что б олее 80% протяженности нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволяет существенно снизить ущерб земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), водоохранных зон и населенных пунктов.

В соответствии с рекомендациями фирмы Pipeline Engenering GmbH (Германия) на 20 км от ранее намеченной площадки перенесено размещение НПС «Кириши» на противоположный берег реки Волхов. Это привело к удорожанию на 25% стоимости строительства НПС, однако позволило обеспечить нормативный уровень качества атмосферного воздуха в районе НПС, снизить давление на подводном переходе через реку Волхов .

С целью уменьшения ущерба почвенному и растительному покрову предусмотрены рекультивация нарушенных земель и лесовосстановительные мероприятия.

По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолётные площадки, через каждые 20 км. устанавливаются электрифицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки .

На объектах проектируемых и строящихся портовых комплексов планируется осуществить мероприятия экологической защиты — персонала, населения и окружающей среды: обеспечение пожаровзрывобезопасности, пожаротушения, очистки нефтесодержащих и хозбытовых вод, ликвидации твердых и жидких отходов с судов, специальные системы защиты режимной территории, сигнализации и связи.

Принятые технические решения основаны на современных достижениях науки и техники и обеспечивают при эксплуатации перегрузочных комплексов соблюдение норм и требований международных природоохранных конвенций, в том числе подписанной Российской Федерацией в 1992 году Хельсинской Конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Технико-экономические обоснования (проекты) новых транспортно-технологических перегрузочных комплексов рассмотрены Государственной экологической экспертизой и получили положительное заключение.

Возможную потенциальную опасность для морских вод и прибрежных территорий России и Финляндии представляют морские аварии танкеров в Финском заливе от возможной посадки на мель в районе подходов к проливу Бьеркёзунд и рейдам портов в Финском заливе.

Учитывая, что восточная часть Финского залива является районом, трудным для освоения, так как имеют малые глубины, многочисленные балки, отмели и острова, отличается штормами и частыми периодами с пониженной видимостью, особое внимание уделено обеспечению безопасности мореплавания, снижению риска аварий судов и предотвращению их последствий.

В соответствии с принятым ИМО «Международным кодексом по управлению безопасностью» в России разработана и реализуется региональная система управления безопасностью Финского залива, которая предусматривает создание в восточной (российской) части залива:

новых и обустройство существующих фарватеров и якорных стоянок с учетом строительства новых транспортно-технологических перегрузочных комплексов;

службы дифференциальной подсистемы спутниковых авиационных систем ПАВСТАР/ГЛОНАС для непрерывного высокоточного определения места судна в любых условиях видимости;

региональной системы управления движением судов, обеспечивающей непрерывный контроль за положением судов соблюдением ими правил плавания на всей акватории региона»;

службы передачи на суда навигационной и гидрометеорологической информации по региону “НАВТЕСК”;

системы автоматической ультракоротковолновой связи региона, отвечающей требованиям Глобальной Морской Системы Связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ);

морспецформирований по ликвидации аварийных разливов нефти.

В основу определения этапов строительства объектов положен принцип первоочередности обеспечения безопасности мореплавания на фарватерах с наибольшим судопотоком и в местах схождения путей с дальнейшим развитием на подходных путях к новым портам по мере их строительства.

Часть намеченных мероприятий уже выполнена. Создана и работает система управления движением судов в порту Санкт-Петербург» введены в эксплуатацию районы Д-1 ГМССБ н станции «НАВТЕСК» в портах Санкт- Петербург, Выборг и Высоцк.

В настоящее время ведется проектирование и подготовительные работы по объектам первой очереди. РСУДС, предусматривающей строительство 70- метровых навигационных башен для размещения радионавигационного оборудования и средств связи на острове Котлин, в Петродворце, в районе маяков Шепелевский и Горки, а также систем управления безопасностью новых портов в Лужской губе, в районе г. Приморск и бухте Батарейной. Завершение работ планируется к вводу в эксплуатацию пусковых комплексов новых портов, что позволит организовать их безопасную эксплуатацию.

С целью исключения аварийных ситуаций при следовании танкеров дедвейтом 90 тыс. тонн, 120 тыс. тонн и 150 тыс. тонн в грузу и порожнем разработан проект нового фарватера, на котором проходят суда всех типов и назначений по раздельной схеме с навигационными знаками по оси фарватера. На период подхода танкера к порту Приморск и выходу из порта движение других судов будет исключено, что обеспечит оценку теоретического числа аварийных случаев с танкерами, имеющими двойное дно и двойной корпус, с вероятностью (частотой) 3*10 6 аварии в год или практически невероятный отказ. Однако, для этих маловероятных случаев, с целью оценки возможных аварий в проекте выполнены расчеты размеров пятен нефти, вылившейся из танков в количестве от 1 000 до 10 000 тыс. т, направления движения разлитой нефти, выполнены теоретические расчеты и построены карты-схемы распространения нефти в Финском заливе и проливе Бьеркезунд для различных гидрометеорологических и гидрологических условий. Эти карты позволят принимать соответствующие меры по локализации и ликвидации крупных аварийных разливов силами и средствами морспецподразделений портов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, проектируемого порта Приморск и, в случае необходимости, силами и средствами соседних государств.

Планируется также принятие комплекса мер по уменьшению вредного влияния грузовых работ в новых портах на окружающую среду. Наиболее полно этот вопрос проработан для нефтеналивного терминала в районе г. Приморска, строительство которого ведется.

Анализ видов и последствий аварийных разливов нефти в воду, которые могут произойти при движении на территории терминала показывает, что они характеризуется частотой 1*10 -7 аварий в год, что практически невероятно. Разливы нефти в процессе погрузки танкеров, в случае разрушения стендеров при обрыве швартовых и отходе судна от причала под действием внезапного, кратковременного, шквального ветра (в особенности в начале погрузки, когда танкер имеет наибольшую площадь надводного борта), возможны с частотой не более, чем 1*10 -4 аварий в год, что классифицируется как редкий отказ.

Для предотвращения таких аварийных ситуаций предусматриваются специальные защиты: система дрейфовой безопасности, средства сигнализации, быстродействующие отсечные н предохранительные клапаны, которые сводят к минимуму возможные разливы нефти. Для ликвидации таких разливов нефти в порту Приморск проектом предусмотрено создание базы ликвидации аварийных разливов нефти (база ЛРН).

В состав базы ЛPH включены: здание базы ЛРН и портового флота, 2 скоростных бонопоставщика «Хардинг-2000» с бонами «Эспанди-4300» на «Рото-Пакс 43 25», боны «Ро-бум», боны «Валсорб» — для берегозащиты, навесное нефтесборное оборудование типа «Ламор Ойл Пак» — 2 комплекта, нефтеперекачивающая система «Фрамо-2», нефтемусоросборщик, скиммеры различных типов, установки для мойки бонов, комплекты не стандартизованного оборудования и подъемно-транспортная техника. Систему «Ламор Ойл Пак» планируется использовать на буксирах-кантовщиках с перекачкой нефти и сборщик льяльных вод. Предусмотренные в проекте технические средства и штатный состав опытных специалистов базы ЛРН (20 чел.) с привлечением судов портового флота Приморск позволяет локализовать и собрать при аварийном разрушении стендеров, за 4-6 часов от момента начала аварийного разлива, вне зависимости от погодных условий. Кроме того, предусматривается участие авиаразведки и космического мониторинга.

Учитывая значительные величины подачи сырой нефти в танкеры 12-15 тыс. м 3 в час, существует опасность трансграничного загрязнения атмосферного воздуха вредными составляющими нефтяных абгазов.

В соответствии с требованиями Правил МОПОГ предусматривается создание двухступенчатой системы улавливания абгазов (СУА), в основном, по НОУ-ХАУ российского производства, способной выполнить очистку газовых выбросов из танков на 95% летучих углеводородов. Проект разрабатывается Российским научным центом «Прикладная химия».

Кроме технических мероприятий, запланирован и реализуется комплекс мер организационного характера, направленных на предотвращение аварий, связанных с угрозой разливов нефти из-за действия субъективных факторов.

Разрабатываются «Правила плавания танкеров с осадкой 15 метров от государственной границы до портовых вод нефтеналивного терминала в г.Приморске». Режимы плавания крупнотоннажных танкеров в порт г.Приморска будут отработаны на тренажере с отработкой взаимодействия обеспечивающих систем в натуре, в ходе экспериментальных рейсов.

Организован подбор специалистов для лоцманской службы порта в г. Приморске. Планируется их стажировка в специализированных тренажерных центрах с масштабными моделями крупнотоннажных судов.

Предусмотрено обучение персонала нефтеналивного терминала, портовых служб и морспецподразделения правилам технической эксплуатации оборудования, условиям и способам предотвращения аварийных разливов нефти, приемам и методам ликвидации их последствий.

Относительно задаваемых международными организациями вопросов о требованиях к транспортировке нефти морским транспортом, необходимо отметить, что указанная транспортировка должна осуществляться в соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву, рекомендациями Международной морской организации ( IMO ) и нормами Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря. Предъявление международными организациями каких-либо специальных условий по оборудованию танкеров, которые будут осуществлять транспортировку нефти от строящегося порта в г. Приморске Ленинградской области не правомерно, так как танкеры строятся и эксплуатируются под надзором Российского морского регистра судоходства в соответствии с международными и национальными правилами и нормами.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности осуществляется специально уполномоченными природоохранными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812 поручено Государственным комитетам по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новгородской, Тверской, Ярославской области установить контроль за соответствием выполняемых работ проектным решениям, а также рекомендациям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии при реализации ТЭО (проекта) строительства 1-й очереди БТС.

Ход строительства БТС, а также выполнение работ по реализации предложении и рекомендаций заключения Государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) находится на постоянном контроле всех подразделений Министерства природных ресурсов.

В соответствии с разработанным графиком контроля за ходом строительства за указанный период проводились проверки отделом Государственного контроля Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, Бассейнового водного управления, Спецморинспекцией, органами санэпиднадзора, Севзапрыбводом.

В Выборгском р-не за указанный период отделом Государственного контроля СЗ ДПР осуществлено 2 проверки субподрядных организации, одна из которых совместно с Севзапрыбводом, Бассейновым водным управлением и районной администрацией, а также совместная проверка с налоговой инспекцией. В ходе проверок выявлены отдельные незначительные нарушения, которые по выданным предписаниям были устранены.

В апреле 2001 г. Комитетом по лесу осуществлена проверка расчистки и проведенной рубки трасс, выданы предписания и замечания, которые устраняются в рабочем порядке Рубки леса производились только после получения лесорубочных билетов под контролем Комитета по лесу.

В июне 2001 г. отделом Государственного контроля Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону была произведена проверка соответствия хода строительства требованиям экологической экспертизы, в результате чего установлено, что строительство осуществляется в соответствии с выданными предписаниями. Из природоохранных объектов в настоящее время осуществляется строительство очистных сооружений биологической очистки.

По требованию органов госконтроля разработана программа комплексного экологического мониторинга окружающей среды.

С целью обеспечения проектных решений на этапе строительства проводится мониторинг окружающей природной среды в соответствии с «Программой экологического мониторинга при строительстве БТС”, согласованной с контролирующими органами регионов. Объём проводимых работ включает:

Читайте также:  Геологические изыскания для строительства нормы

Оценку современного фонового состояния различных компонентов окружающей природной среды., техногенное воздействие на которые может оказать строительство и эксплуатация нефтепроводной системы,

Определение соответствия фактического уровня воздействия на окружающую среду допустимому а проектных и нормативных документах,

Подготовку рекомендаций для организации контроля окружающей среды при эксплуатации объектов БТС,

Получение исходной информации для расчётов платежей за природопользование.

Для проведения экологического мониторинга окружающей природной среды на стадии эксплуатации приобретены и монтируются на промышленных объектах терминала Приморска и Киришей современные лаборатории экологического контроля, которые будут аккредитованы Госстандартом России для осуществления контроля за загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных водоёмов, качества питьевой воды в декабре текущего года. Компанией ведётся закупка природоохранного оборудования (катера-бонопостановщики, сборщик льяльных вод, мусоросборщик, скиммеры, боны и др.), которое будет поставлено к началу эксплуатации нефтеналивного терминала.

Комплексный экологический мониторинг окружающей среды в районе строительства объектов гидротехнических сооружении и портовой инфраструктуры нефтеналивного терминала в г.Приморске осуществлялся с июня по октябрь 2000 г. в соответствии с программой, согласованной заказчиком — ОАО «Балтийская трубопроводная система». По рекомендации территориального органа МПР России (ранее — Ленкомзкология) программа работ была разделена на две составляющие — Программу экологического мониторинга в районе дноуглубительных работ и подводного отвала в Финском заливе и Программу экологического мониторинга в период строительства (морская акватория и береговая зона).

Первая программа предназначалась для оценки локального влияния дноуглубительных работ и складирования донного грунта на состояние морской акватории, Поскольку работы по дноуглублению планировалось завершить за 1-2 летних месяца, продолжительность этой части исследования определялась до конца 2000 года с возможным, при необходимости, контролем параметров водной среды на некоторых станциях в следующем году.

Вторая программа предусматривала как морские наблюдения на примыкающей к строящемуся порту акватории пролива Кьерксзунд с изучением сезонной изменчивости .экологических характеристик, так и наземные исследования в береговой зоне, на которую может быть оказано воздействие в процессе строительства и/или эксплуатации терминала.

Комплексный экологический мониторинг выполнен силами специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии и сертификаты под общим руководством и при непосредственном участии ОАО «Ленморниипроект».

В результате мониторинга установлено, что гидрохимические наблюдения н районе дноуглубления и дампинга не выявили значимого загрязнения водной среды проведенными гидротехническими работами. Состояние перерабатываемых донных отложений по содержанию тяжелых металлов и органических токсикантон соответствует чистым, слабо зафязненным и умеренно загрязненным грунтам, которые допустимо складировать на подводном овале в Финском заливе. Антропогенных факторов, оказывающих воздействие при портостроительстое па фито- и зоопланктон не выявлено. Негативных естественных процессов (эвтрофикация, заморы бентоса) не обнаружено.

Запланированные мероприятия на 2001 г. осуществляются согласно «Предложений по организации экологического мониторинга в 2001 г.».

На контроле и СЗ ДПР находится проведение двух съемок в июле и сентябре в районе акватории строящегося порта по согласованной программе с использованием специализированного судна «Экопатруль-1», а также разработка дистанционных методов обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов.

В июне 2001 года произведен облет объекта по всей трассе строительства комиссией в составе представителей Государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России, природоохранных служб администрации Санкт-Петербурга По результатам облета вышеуказанной комиссией соблюдение природоохранительного законодательства в ходе строительства признано удовлетворительным.

В настоящий момент можно констатировать, что комплекс природоохранных мероприятий, реализуемый при строительстве 1 очереди Балтийской трубопроводной системы, в полной мере обеспечивает экологическую безопасность строительно-монтажных работ и закладывает основу дальнейшей эксплуатации промышленных объектов с минимальным уровнем воздействия на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов
Российской Федерации

Источник: mintrans.gov.ru

Безопасность гидротехнических сооружений морских портов

— «Градостроительным кодексом Российской Федерации»;- Федеральным законом N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г;- Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации…» от 08.11.2007 N 261-ФЗ;- Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»;- Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1080 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений»;- Сводами правил (СП) по проектированию, строительству и технической эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;- Иными федеральными законами и сводами правил, имеющими отношение к капитальному строительству гидротехнических сооружений и инфраструктуре морского порта.

К наиболее серьезным природным и техногенным факторам, способным инициировать аварии на гидротехнических сооружениях, относятся:- изменение свойств материалов гидротехнических сооружений и их оснований;- статические и динамические нагрузки на конструкции сооружения и их основания,- переменные температурные воздействия;- суффозионные процессы, приводящие к проседанию грунта, деформациям и т. п.; — человеческий фактор (ошибки изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации конкретного ГТС, неправильные действия или бездействие управляющего и обслуживающего персонала в аварийных ситуациях и т. д.).

В соответствии с «Градостроительным кодексом Российской Федерации», статья 48.1, портовые гидротехнические сооружения (ГТС), являющиеся объектами инфраструктуры морского порта, за исключением объектов, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, относятся к особо опасным и технически сложным.

Обеспечение безопасности ГТС морских портов, согласно Федеральному законодательству, — обязанность владельцев объектов и эксплуатирующих организаций, которые должны создавать условия для безопасной технической эксплуатации ГТС, строго соблюдая комплекс производственной безопасности, который включает в себя нижеследующие требования.

— мониторинг и оценка технического состояния конструкций портовых ГТС, режима их эксплуатации и соблюдения требований технических регламентов;- геодезические наблюдения за планово-высотным положением, смещением и деформацией конструкций гидротехнических сооружений;- измерение, расчет и контроль уровня постоянных, а также временных, кратковременных и особых нагрузок и воздействий на морские причальные сооружения;

— измерение, расчет и контроль экстремальных природных и техногенных нагрузок и воздействий на объекты инфраструктуры морского порта (сейсмических нагрузок, динамических нагрузок от взрывов, гидродинамических и взвешивающих воздействий, обусловленных цунами и тайфунами);- мониторинг уровня воздействия неравномерных деформаций основания гидротехнических сооружений, сопровождающихся изменением структуры и свойств грунта;

— контроль колебания уровня воды и контроль дна в морском порту;- наблюдения за регламентированным использованием средств механизации и транспорта в порту;- контроль проведения технических осмотров и комплексных обследований на объектах инфраструктуры морского транспорта;- контроль проведения необходимого объема и качества ремонтно-восстановительных мероприятий, текущего и капитального ремонта портовых гидротехнических сооружений.

— мониторинг и анализ данных о пожарах, авариях, взрывах в портовых ГТС;- прогнозирование на базе полученных данных чрезвычайных ситуаций с определением частоты событий, инициирующих аварийные ситуации на объектах инфраструктуры морских портов;

— контроль проведения и качества мероприятий по повышению уровня защиты объектов, спасению людей во время пожаров и ликвидации аварий на ГТС;- контроль проведения обучения по ликвидации аварий, пожаров, а также необходимой профессиональной и психологической подготовки обслуживающего персонала на объектах инфраструктуры морского транспорта;- обеспечение и контроль взаимодействий персонала порта с пожарными подразделениями во время ликвидации пожаров на ГТС.

— мониторинг технического состояния и режима эксплуатации инженерных систем канализации причалов и очистных сооружений, необходимых для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, в том числе дренажных систем, отстойников, системы оборотного водоснабжения и ввода флокулянтов для осаждения мелких фракций и других систем;

— мониторинг соответствия объектов инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;- измерение и контроль дополнительного фильтрационного давления воды при нарушении нормальной работы противофильтрационных и дренажных устройств;

— контроль наличия и предоставления разрешительной экологической документации, обосновывающей процессы по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы.

Исполнение нормативных требований промышленной (конструкционной) безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требований технических регламентов объектов инфраструктуры морского порта должно обеспечиваться владельцами и эксплуатирующими организациями в процессе технической эксплуатации данных портовых гидротехнических сооружений, включая:

— установление и надзор за соблюдением режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения; — организация эксплуатационного контроля, ведение мониторинга технического состояния (технического надзора) за объектами инфраструктуры морского транспорта, включая регулярные и периодические технические осмотры;

— организация непрерывного мониторинга объектов инфраструктуры морского порта, включая комплексные обследования;- оценка технического состояния, выявление снижения эксплуатационных характеристик и принятие оперативных мер по устранению причин и усилению гидротехнического сооружения, своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий, текущих и капитальных ремонтов;

— проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту объектов инфраструктуры, систем и оборудования, машин и механизмов ГТС;- разработка и ведение документации, предусмотренной законодательством.

В целях организации мониторинга безопасности гидротехнических сооружений морского порта, необходимо: — провести идентификацию опасностей аварий на ГТС, выявить все возможные опасные факторы, явления, процессы и события, способные инициировать аварийные ситуации на территории гидротехнических объектов порта;

— произвести предварительный анализ опасностей ЧС для каждого типа ГТС в инфраструктуре морского порта;- выработать предварительную экспертную оценку вероятности (среднегодовой частоты) и последствий аварий для владельцев, эксплуатирующих организаций, окружающей среды;

— сформировать максимально полный перечень сценариев аварий, возможных на каждом из типов ГТС морского порта и провести их ранжирование по уровню риска для основных реципиентов, персонала объекта, населения и окружающей природной среды; — выполнить детальный анализ рисков с оценкой частоты, вероятности и последствий ЧС

Значительная экспертиза в предпроектных инженерных изысканиях, проектировании и создании систем мониторинга с использованием широкого спектра современных датчиков, а также опыт разработки специального программного обеспечения, позволяет компании «СМИС Эксперт» разрабатывать оптимальные индивидуальные решения (системы) для обеспечения производственной безопасности гидротехнических объектов морских портов.

Созданные нами информационные системы используются нашими заказчиками в процессе строительства и эксплуатации ГТС морских портов для автоматизированного мониторинга, эксплуатационного контроля, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, регламентации, управления периодическими работами по обслуживанию гидротехнических хозяйственных объектов с учетом их назначения, класса, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Предписанные законом геодезические наблюдения, осмотры и обследования заказчики проводят самостоятельно (при наличии специалистов соответствующей квалификации) или с привлечением подрядчиков, аттестованных на данные виды услуг.

Мы проведем все необходимые предпроектные инженерные изыскания, разработаем проектно-сметную документацию, методику автоматизированного мониторинга безопасности ГТС, техническое задание на создание системы и программу производства работ по ее внедрению.

Визитная карточка компании «СМИС Эксперт» – это высокое качество и ответственный подход к каждому этапу работы. Лучшее тому доказательство — успешно реализованные проекты безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов.

Для получения бесплатной консультации, уточнения условий предоставления услуги, пожалуйста, обратитесь по телефону +7 (495) 532-52-62, по e-mail: [email protected] , закажите звонок или оставьте заявку на одной из контактных форм обратной связи на странице сайта.

Мы предоставим вам всю необходимую информацию, подберем оптимальное решение для Вашего объекта, сделаем предварительную оценку бюджета.

Источник: vc.ru

Рейтинг
Загрузка ...