Государственная экспертиза строительства это

Весь комплекс вопросов, связанных с территориальным развитием, т. е. отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки и благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения» 1 , входит в сферу градостроительной деятельности.

Градостроительная деятельность (градостроительство) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов.

Конечная цель градостроительной деятельности, регулирующей территориальное развитие — обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и ее безопасность.

Вебинар: BIM- Экспертиза и Госзаказ

Градостроительная деятельность является функцией органов исполнительной власти различного уровня, от федерального до местного самоуправления Петропавлов И.А. Развитие региональных и муниципальных социально-экономических сетей. М., МАКС Пресс, 2004. — С.42-43.

Многие объекты градостроительной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, природопользование, разграничение государственной собственности, охрана памятников истории и культуры, режим пограничных зон и др.), а также в ведении органов местного самоуправления. Поэтому, для градостроительного обеспечения этих процессов, необходимо развитие и совершенствование федерального градостроительного законодательства.

На стадии проектирования основной формой государственного контроля соответствия проектных решений установленным требованиям является государственная экспертиза. Проведение экспертизы градостроительной и проектной документации является формой превентивного контроля безопасности создаваемой строительной продукции, обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности населения Барышников А.Ф., Гавриков В.М., Предтеченская Н.Н. Анализ интенсификации управленческого труда в строительстве (системный подход). — М., МИУ, 1999. — C.182.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.04.07. № 145 государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта, за исключением случаев, указанных в пунктах 6 — 8 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Госэкспертиза проводится комплексно. Для этого в ФГУ «Главгосэкспертиза России» образован комплексный отдел для подготовки единых заключений, сформированных из заключений по разделам: инженерных изысканий, генплана, общей строительной части, промышленной безопасности, экологии, пожарной безопасности и т.д.

Актуальное интервью. Государственная экспертиза в сфере строительства

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Государственная экспертиза проектной документации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением. В настоящее время это Главгосэкспергиза России при Росстрое РФ.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий Мехнецова Е.И. Понятие эффективности взаимоотношений участников реализации ИСП и методика ее оценки // Актуальные проблемы управления экономикой региона: Материалы III Научн.-практ. конф. 21 апр. 2006г. / Редкол.: Е.Б. Смирнов (отв. ред.) и др. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005. -0,18 п.л..

Экспертиза — это установление соответствия проекта неким требованиям. Требования эти отражены в исходных данных и в обязательных нормативных документах. В связи с принятием Закона РФ «О техническом регулировании» в области нормирования в строительстве возник правовой вакуум. Технических регламентов по безопасности еще нет, значительное количество СНиПов Госстрой РФ (ныне Росстрой РФ) отменил, а выпущенные им взамен нормативы Минюст РФ не зарегистрировал.

Область применения строительной экспертизы:

· проект реконструкции, проводится техническое обследование реконструируемого здания для обеспечения подрядчиков реконструкции наиболее полной информацией (по результатам экспертизы можно будет сделать выводы о целесообразности реконструкции здания);

· перепланировка объектов (зданий, помещений, квартир, офисов, цехов), то до начала проектирования перепланировки также жизненно необходимы работы по технической экспертизе объекта (при перепланировке может измениться расположение перегородок, нагрузка), проект серьезной перепланировки наряду с техническим заключением по результатам обследования рассматривается на Межведомственной комиссии;

· капитальный ремонт помещения, указать текущие эксплуатационные характеристики объекта и возможные причины возникших дефектов, для того чтобы во время проведения капитального ремонта устранить причины дефектов, а затем и сами дефекты;

· техническая экспертиза объектов, получивших повреждения от аварий, катастроф, пожаров, землетрясений и т.п. (цель такой экспертизы — установить возможна ли дальнейшая эксплуатация объекта и выработать мероприятия по усилению сооружений);

· деформации здания (обычно, это появление трещин в стенах) провести техническую экспертизу здания и узнать насколько опасны последствия деформации, и возможна ли дальнейшая эксплуатация объекта;

· возобновление незавершенного строительства необходимо выяснить текущее техническое состояние «недостроя» (бывает, что продолжать незавершенное строительство экономически невыгодно);

· при разработке исполнительной документации на «самострой » (к исполнительной документации, то есть к проекту, требуется еще и описание текущего технического состояния объекта), при необходимости проведения обмерных мероприятий для составления нужных чертежей Богданов П.Е. Проблемы подготовки конкурсов на строительство объектов // Проблемы эффективного функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса в условиях экономической стабильности: Сб. науч. труд., / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 0,2 п.л.;.

· техническая экспертиза сооружений с целью контроля их состояния в процессе плановых и внеочередных осмотров;

Проведение строительной экспертизы — необходимое условие в случаях, когда требуется:

· возобновление незавершенного строительства;

· перепланировка, капремонт или реконструкции объекта;

· определение причин образования дефектов, возникающих в ходе строительства или по окончании его;

· разрешение споров между субъектами строительства;

· оценка состояния объекта, пострадавшего в результате залива или пожара и др.

Оценка качества проектных решений осуществляется с помощью экспертизы, выполняемой по РДС 11-201-95. «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», утвержденной в редакции изменений №1 Постановлением Госстроя РФ от 29.01.98 №18-10.

Область применения инструкции — общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации; также предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу объектов строительства, органами государственного управления и надзора,

заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится:

· с целью предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил;

· если создание и использование объектов наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства;

· в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.

При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями Софриков А.В. Методика подготовки организационной диагностики систем управления в строительных организациях. — //«Экономика строительства», №5, 2003; Теория сложных систем и методы их моделирования. Вып. 1.-М., 1998..

Главгосэкспертиза России проводит экспертизу проектов строительства:

· объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, государственного кредита;

· объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии РФ;

· объектов, осуществляющих свою деятельность совместно с другими государствами или с привлечением инофирм;

· экспериментальных и базовых проектов;

· потенциально опасных и технически сложных объектов по перечню, установленному Минстроем и МЧС России.

Во всех случаях Главгосэкспертиза РФ дает сводное экспертное заключение с участием государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда с учетом их заключений.

Кроме того, Главгосэкспертиза осуществляет выборочный контроль за

качеством проектов строительства.

Существуют организации государственной вневедомственной экспертизы, которые проводят экспертизу проектов, осуществляемых за счет бюджета краев, областей, республик и т.д., а также проводят экспертизу проектов, осуществляемых на их территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности; выборочный контроль качества проектов Типовые нормы времени на разработку технологической документации. — М.: Экономика, 1998.; Тихомирова А.В. Оценка эффективности управления производством. — М., Экономика, 1994. — С.144.

Проекты строительства предоставляются заказчиком в государственный экспертный орган. Комплектность документов, их соответствие по составу проверяются экспертным органом в пятидневный срок, а сама экспертиза осуществляется в течение не более 45 дней.

Основные вопросы (уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства), подлежащие проверке при экспертизе:

· соответствие принятых решений обоснованию инвестиций;

· наличие согласований проекта с заинтересованными организациями;

· хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности и конкурентоспособности продукции по проекту;

· обоснование мощности предприятия исходя из принятых проектных решении обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами и исходя из потребности в выпускаемой по проекту продукции;

· достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды и по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

· обеспечение безопасности эксплуатации зданий, сооружений и в целом предприятий, соблюдение правил взрывпожарной и пожарной безопасности;

· соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям.

Перечень вопросов дополнен, так как внесены изменения к РДС 11-201-95 в № 1 от 29.01.98 г.:

· достаточность и эффективность технологических решений по энергосбережению;

· необходимость оснащения инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

· учет дополнительных требований по теплозащите ограждающих конструкций;

· оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;

· наличие безотходного (малоотходного) производства;

· достоверность определения стоимости строительства;

· оценка эффективности инвестиций Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Байдюк И.Ф. Основы теории менеджмента: Учеб, пособие. — М.: Изд-во МАИ, 1993. — С.161.

По экспертизе проектов строительства дается сводное комплексное заключение, в котором указываются:

· краткая характеристика исходных данных;

· условия строительства и основные проектные решения, а также ТЭП строительства;

· конкретные замечания и предложения или изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;

· общие выводы о целесообразности инвестиций;

· рекомендации по утверждению.

Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.

Соблюдение проекта находится под контролем ГИПа или главного

В настоящее время прорабатывается пакет документов относительно нового порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации

В строительстве различают экспертизы инженерно-технические и технико-экономические Костюченко С.О., Максимчук И.В. Повышение эффективности корпоративного управления предприятиями строительного комплекса на основе минимизации производственных и финансовых рисков. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно — аналитический журнал № 3/4 (19/20) СПб, 2006. — 0,3 п.л. / 0,15 п.л..

К инженерно-техническим экспертизам относятся:

1. Экспертиза качества проведенных работ — одна из наиболее часто встречающихся видов экспертиз. Ее целью является установление фактического уровня качества строительно-монтажных и ремонтно-отделочных работ, а также сопоставление этого уровня с требованиями государственных и отраслевых стандартов, проектно-сметной документации и заказчика.

Как и любой другой вид экспертиз, экспертиза качества может быть проведена по желанию любой из сторон строительного проекта или по решению компетентного государственного органа: суда, следователя, прокуратуры. Все стороны, являющиеся участником спорных правоотношений имеют право поставить на разрешение эксперта свои вопросы.

В случае назначения эксперта судом, последний самостоятельно формирует перечень вопросов в окончательной форме. Эксперт имеет право сформулировать дополнительные вопросы, если они, по его мнению, позволят получить более точный результат. Производство подобного рада экспертиз сопровождается применением специальных измерительных инструментов, без которых невозможно получить точные данные Мехнецова Е. И. К вопросу о статусе участников реализации инвестиционно-строительного проекта // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, Вып. 2 (11) — СПб: СПбГИЭУ, 2006. — 0,22 п.л.

2. Фиксация объёма работ. Данный вид экспертизы применяется при возникновении спора о реальных объемах выполненных работ. По заказу одной из сторон независимая экспертная организация проводит визуальный осмотр и детальные обмеры объекта, в необходимых случаях составляется калькуляция объемов работ, которые затем сравниваются с проектно-сметной и исполнительной документацией. В результате заказчик может быть уверен, что его средства не пропали даром. Необходимо отметить, что данный вид экспертизы тесно переплетается с экспертизой качества произведенных работ, так как работы, выполненные с отступлением от требуемых норм, оплате не подлежат.

3. Участие в приёмке как законченных, так и в связи со сменой заказчика. Данный вид экспертизы востребован, как правило, инвесторами и управляющими компаниями. Определение качества и объема выполненных работ может потребоваться как при подготовке объекта к сдаче, так и на промежуточных этапах, особенно если речь идет о смене подрядчика. Только зафиксировав реальные объемы на момент смены подрядчика можно быть уверенным в том, что в дальнейшем не возникнет споров как со старым исполнителем работ, так и с новым. Однако установить истину, спустя некоторое время, будет практически невозможно.

4. Обследование зданий, строений и сооружений — это комплекс мероприятий по мониторингу технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей. Обследование зданий и сооружений проводится с целью оценки эксплуатационного состояния объекта и принятия решения о необходимости текущего, капитального ремонта, реконструкции или модернизации здания.

С помощью методов неразрушающего контроля специалисты нашей компании выявляют строительные дефекты, проводят оценку технического состояния строительных конструкций, определяют прочность материалов, их влажность, износ инженерных коммуникаций, качество сварных швов и многие другие параметры. Методы неразрушающего контроля, применяемые при проведении обследования зданий: ультразвуковой, радиационный, тепловой, визуальный и др.

По результатам обследования здания составляется техническое заключение о состоянии объекта, с указанием рекомендаций, разработанных нашими инженерами. При необходимости разрабатываются проектные решения по усилению конструкций, их замене и реконструкции. Обследования проводятся в строгом соответствии с нормативной базой.

Основные нормативно-правовые акты в области обследований — это СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ВСН 57-88 (р) «Положение по техническому обследованию жилых зданий» и многие другие. Мехнецова Е. И. Классификация договоров, применяемых при реализации инвестицонно-строительных проектов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, Вып. 2 (11) — СПб: СПбГИЭУ, 2006. — 0,22 п.л.

Итогом работ при обследованиях является подготовка технического заключения о состоянии объекта, в котором содержатся полученные данные и рекомендации, выработанные инженерами. На основе данных рекомендаций могут быть разработаны проектные решения по усилению конструкций, их замене или реконструкции.

Данная услуга особенно востребована собственниками недвижимости, которые желают произвести реконструкцию или модернизацию своего имущества, изменение его функционального назначения; инвестиционными компаниями, нуждающимися в объективной информации о состоянии строительных конструкций для разработки инвестиционных проектов; заказчиками и генеральными подрядчиками для разработки проектных и технологических решений и многими другими Мехнецова Е.И. Взаимоотношения участников строительного рынка России: особенности и проблемы // Проблемы эффективного функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса в условиях экономической стабильности: Сб. науч. тр. / Редкол.: В.В.Бузырев (отв. редактор) и др. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 0,21 п.л..

Читайте также:  Наведение это в строительстве

5. Термографическую съемку вряд ли можно назвать самостоятельным видом экспертизы, скорее это вспомогательный вид инструментального исследования, который позволяет с высокой точностью определить наличие строительных дефектов. Метод основан на фиксации теплового излучения специальной камерой — тепловизором.

При этом участки обследуемой поверхности имеют разный нагрев, а соответственно разную интенсивность излучения. На снимке разнонагретые участки отображаются разными цветами, что позволяет определить места протечек, повышенной влажности, термические мостики, зоны аномального перегрева и иные дефекты. Интерпретация снимков позволяет локализовать дефекты для последующего детального обследования и установления причин. Высокая разрешающая способность камеры позволяет охватить большой объем здания за один снимок.

6. Неразрушающий контроль — это один из видов исследований, который часто бывает необходимым при производстве той или иной экспертизы. С помощью разных методов неразрушающего контроля (визуальный, тепловой, акустический) выявляют строительные дефекты, проводят оценку технического состояния строительных конструкций, определяют прочность материалов, их влажность, износ инженерных коммуникаций, качество сварных швов и многие другие параметры, влияющие на безопасность и надежность строительных конструкций Мехнецова Е.И. Преддоговорные отношения и снижение риска недобросовестного поведения сторон // Социально-экономические проблемы регионального развития: Сб. науч. тр. / Редкол.: С.Н. Максимов (отв. редактор) и др.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.- 0,29 п.л..

7. Судебно-техническая экспертиза — это собирательное понятие для многих видов экспертиз, связанных с необходимостью наличия специальных познаний в технической сфере. В своей практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда судебные органы в своих определениях называют экспертизу совершенно разными терминами. Название экспертизы не меняет ее сути, которая направлена на установление объективных фактов, интерпретация которых требует специальных познаний. Экспертиза, назначенная по определению суда или иного государственного органа, отличается от простой экспертизы необходимостью четко следовать процессуальным нормам.

8. Инженерно-строительная экспертиза на досудебной стадии может быть необходима с целью фиксации доказательств, например когда есть вероятность, что в дальнейшем следы, по которым можно установить фактические данные по делу, будут утрачены. Также досудебная экспертиза может понадобиться для обращения в суд в тех случаях, когда основание для предъявления претензий неочевидно и требует специальных познаний. Необходимо отметить, что при заказе экспертизы на досудебной стадии есть вероятность назначения в дальнейшем повторной экспертизы по определению суда, так как в досудебной экспертизе могут быть затронуты не все вопросы, которые потребую разрешения.

9. Экспертная оценка заключений независимых технических экспертиз. Весьма специфический тип экспертиз, который заключается в оценке фактов и выводов, содержащихся в готовом экспертном заключении. Данный вид может быть использован для предъявления контраргументов в суде при оценке доказательств.

Следует отметить, что данный вид экспертиз тесно связан с понятием профессиональной этики эксперта. Критическая оценка чужих выводов — тонкая материя, которая не должна использоваться во вред или из корыстных побуждений. Вопрос о возможности экспертной оценки чужой экспертизы рассматривается каждый раз в индивидуальном порядке.

Технико-экономические экспертизы включают:

1. Анализ проектно-сметной документации. Экспертные исследования тесно связаны с финансовым аспектом строительства и рассчитаны, в основном, на профессиональных участников строительного рынка.

Анализ ПСД состоит в определении полноты документации, исходя из целей ее назначения, соответствия принятых проектных решений сметным расчетам, выборочной или сплошной проверке сметных расчетов. Данный вид экспертизы позволяет инвестору и/или заказчику избежать завышения сметной стоимости строительства.

Может применяться также в части исполнительной документации, когда возможны злоупотребления при закрытии этапов работ Богданов П.Е. Открытая цена и способы стимулирования участников строительства // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции. Межвузовский Сб. науч. труд., вып. 2 / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. — СПб.: СПбГУЭФ, 2005. — 0,25 п.л;.

2. Определение обоснованности проектных решений заказчика, в том числе в финансовой сфере. Данный вид экспертиз применяется в целях установления соответствия проектных решений требованиям заказчика. Может применятся в различных объемах, то есть в части применения тех или иных материалов в проекте, в части производства работ определенным способом (например прокладка коммуникаций через преграду может быть осуществлена открытым способом, или закрытым (бестраншейным), что сильно удорожает СМР), в части необходимости осуществления тех или иных мероприятий, предусмотренных проектом. В данном случае анализ проекта рассчитан на экономию заказчика и соответствие поставленным при проектировании целям.

3. Обследование объектов недвижимости, фиксация состояния с целью открытия инвестиций, ипотеки или страхования. Обследование объектов недвижимости востребовано страховыми и кредитными учреждениями, инвестиционными компаниями, которые вкладывают значительные средства в недвижимое имущество или под залог последнего.

4. Своевременно проведенное обследование технического состояния здания или помещения на стадии подготовки к сделке ипотеки поможет избежать заказчику дополнительных технических рисков, убедится в надежности и безопасности закладываемого имущества. Для страховых компаний точные данные о техническом состоянии здания помогут точнее рассчитать страховой тариф, снизив риски Беляев М.К., Костюченко С.О. Управленческий учёт и бюджетирование как системы эффективного корпоративного управления в строительных компаниях. // Современное состояние и перспективы развития экономики России: IV Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник статей — Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2006. — 0,25 п.л. / 0,13 п.л..

5. Экспертная оценка документации по управлению строительством. Данный вид экспертизы носит больше документальный характер и заключается в установлении полноты документации по управлению строительным проектом и анализу содержания этой документации. Подобное мероприятие поможет заказчику снизить затраты на сдачу объекта в эксплуатацию, так как исходно-разрешительная документация будет в полном порядке.

Основные проблемы государственной экспертизы в строительстве:

1. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются строительные эксперты, это противоречивость нормативных документов. Каждый эксперт, как специалист, сам выбирает объем проводимых им исследований и необходимых документов. Отработанные методики есть только в области промышленной безопасности, во всем остальном эксперты вынуждены ссылаться на достаточно старые документы, которые давным-давно уже не носят обязательный характер.

2. Квалификации и компетентность самих экспертов.

В государственной экспертизе преимущественно работают те специалисты, которые имеют большой опыт проектной работы. Однако со временем многие специалисты ушли работать в частные негосударственные экспертные компании. Нормы и критерии оценки самих экспертов все еще не установлены.

3. Проблема параллельного существования государственной и негосударственной экспертизы. В настоящее время насчитывается более 80 региональных органов экспертизы.

Однако есть и негосударственная экспертиза в строительстве, и в процессе ее развития, возникает немало вопросов. Если ранее экспертные органы считали главной своей задачей определить целесообразность строительства и экономическую обоснованность, то сегодня на первый план выходят вопросы безопасности человека как внутри объекта, так и снаружи. К сожалению, полноценных органов экспертизы, в которых были бы сосредоточены специалисты целого ряда направлений экспертов пока нет. Любой орган экспертизы сам находит путь, как провести экспертизу, по каким направлениям. В градостроительном кодексе РФ четко сказано, что целый ряд объектов, особенно малоэтажного жилищного строительства и объектов промышленности, площадь которых составляет не более 1500 кв.м., и высотой до двух этажей, не подлежат государственной экспертизе.

4. Необходимо единообразие и методологическое единство проведения экспертизы, независимо от географии ее проведения. Сегодня у нас отсутствует орган, который бы полноценно отвечал за методологическое руководство. Государственная экспертиза сосредоточена только на особо опасных, особо важных, уникальных объектах. И поэтому запрос из области по поводу методологии просто не рассматривает. Однако чем быстрее мы получим методологическое руководство, тем быстрее мы встанем на рельсы ответственности за экспертизу.

5. Проблема аттестации государственной экспертизы. С 1-го января 2009 года право подписи под экспертным заключением будет иметь только аттестованный государственный эксперт. Но все еще не решен первый, основополагающий вопрос, что есть государственный эксперт сегодня?

Будут ли эксперты проходить аттестацию по каждой специальности отдельно, или же аттестация будет общей для всех? Необходимо в этом вопросе Рострою и Министерству регионального развития выработать общее методологическое руководство. Богданов П.Е. Настоящее и будущее конкурса в России // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции: Межвузовский Сб. науч. труд., вып. 6 / Ред. кол.: Бузырев В.В. (отв. ред.) и др. — СПб.: СПбГУЭФ, 2006. — 0,2 п.л;.

Источник: studbooks.net

Государственная экспертиза строительства это

Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области

Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза»

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

Когда экспертиза не требуется

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Часто задаваемые вопросы

Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации.

На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России».С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации.

Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные — в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство.

Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области — «Мособлгосэкспертиза».

Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы.

Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению.

Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации. В ведении Главгосэкспертизы — объекты, которые намечено строить на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, объекты обороны и безопасности, культурного наследия федерального значения, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Определения последних даны в статье 48.1 Гражданского кодекса РФ (обращаем внимание на изменения, которые внесены в эту статью федеральным законом от 4.12.07 № 324-Ф3). К особо опасным и технически сложным относятся: объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической и железнодорожной инфраструктур; аэропорты; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; опасные производственные объекты. К уникальным относятся те объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Последняя позиция этого перечня требует разъяснений, так Главгосэкспертиза России предлагает относить к уникальным объектам, запроектированным с использованием конструкций или конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств или разработки специальных методов расчета, следующее: резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб. м; каплевидные и шарообразные резервуары, газгольдеры; здания и сооружения сложной непрямолинейной конфигурации; имеющие покрытия в виде ребристых и ребристо-кольцевых куполов, сетчатых куполов оболочек, оболочек двоякой кривизны, вантовые, мембранные покрытия, покрытия из клееных деревянных элементов, в том числе рам, арок, ригелей, висячие покрытия и т.п.; здания и сооружения с большой площадью покрытия с неравномерной нагрузкой; объекты, конструкции и инженерное оснащение которых носит экспериментальный характер.

Проектная документация и результаты инженерных изысканий по всем объектам, не вошедшим в вышеуказанный перечень, подлежит экспертизе в соответствующем органе субъекта федерации.

Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность проведения государственной экспертизы на федеральном уровне другими федеральными органами исполнительной власти, если на это будет решение президента РФ. Пока такими полномочиями наделено только Министерство обороны России в отношении объектов военной инфраструктуры. Согласно Постановлению правительства РФ от 10.03.2000 г. № 221 «объекты военной инфраструктуры» — специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружений, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Читайте также:  Возведение в строительстве что это

Когда экспертиза не требуется

Как известно, с 2007 г. была отменена обязательная государственная экспертиза проектной документации для некоторых объектов. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» на многочисленные запросы разъясняет, что установить, подлежит ли та или иная документация экспертизе, можно руководствуясь п.п. 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ и части 17 статьи 51 ГрК РФ. Только в случае полного совпадения признаков, указанных в одном из пунктов частей 2 и 3 статьи 49 и части 17 статьи 51, с параметрами того или иного объекта обязательная государственная экспертиза не проводится. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» не имеет права давать какие-либо собственные токования ГрК РФ.

Например, в п. 1 части 2 статьи 49 указано, что экспертиза не требуется в обязательном порядке, если вы строите индивидуальный жилой дом высотой не более трех этажей. Обращаем внимание заказчиков-застройщиков, что в градостроительном кодексе указывается на количество этажей, а не на этажность зданий. Например, 2-х этажный жилой дом с мансардой и подвалом высотой более 1,8 м — это здание с количеством этажей — 4, т.е. экспертиза требуется.

Аналогично, 2-х этажное здание АБК с мансардным этажом — это отдельно стоящий объект капитального строительства с количеством этажей 3, т.е. «подвести» такой объект под п. 4 части 2 статьи 49 невозможно. В данном случае государственная экспертиза требуется и в том случае, если общая площадь этого здания менее 1500 кв.м.

Кроме этого, государственная экспертиза не проводится для типовой проектной документации и ее модификации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности.

Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются (далее по тексту Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 9.07.07 № 62):

— положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 7 (семи) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;

— заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам;

— документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанный осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;

— наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).

Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются:

— наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше;

— заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации.

При отнесении проектной документации к типовой проектной документации или к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в Положении, утвержденном Минрегионом РФ.

Если все критерии для отнесения проектной документации к типовой проектной документации или к ее модификации имеются, то на экспертизу должны быть представлены результаты инженерных изысканий, проектные решения по фундаментам, генеральному плану и инженерному обеспечению, как это указано в п. 15 «Положения об организации и проведении экспертизы проектной документации», иначе говоря «привязка» типового проекта.

Экспертиза может быть проведена и в отношении объектов, которые согласно ГрК РФ обязательной государственной экспертизе не подлежат, по просьбе заинтересованной в этом стороны. Как правило, это объекты бюджетного финансирования и по просьбе государственного инвестора мы проводим экспертизу проектно-сметной документации для подтверждения экономической целесообразности принятых проектом решений и соответствия сметной документации действующим нормам и правилам в области ценообразования.

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Состав документов, которые представляются на экспертизу, утвержден в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). С учетом изменений этого документа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 970, застройщику необходимо предъявить заявление о проведении государственной экспертизы, проектную документацию, копии заданий на проектирование и инженерные изыскания, результаты инженерных изысканий. Состав разделов проектной документации указан в п. 12 статьи 48 ГрК РФ.

В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда Правительством РФ еще не утверждены новые требования к составу и содержанию проектной документации. До выхода соответствующего решения Правительства РФ следует руководствоваться ГрК РФ и указаниями СНиП 11-01-95 в части, не противоречащей кодексу.

В декабре 2007 г. внесены поправки в закон «О введении в действие Градостроительного Кодекса». Согласно новым изменением отложено до 1.01.2010 г. введение части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 52, относящихся к полному переходу к работе только при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

Таким образом, до 2010 г. может иметь место для территорий, на которые не утверждены в установленном порядке документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, ранее действовавший порядок, при котором застройщик получал не градостроительный план земельного участка, а АПЗ и выполнял градостроительную проработку, или градостроительное обоснование, или проект планировки, исходя из конкретной ситуации по требованию органов архитектуры. В связи с этим и требования экспертизы к составу исходно-разрешительной документации сохраняются в прежнем виде. А требовать в обязательном порядке Градостроительный план земельного участка мы не будем до 2010 года.

Следует отметить, что рабочая документация экспертизе не подлежит, хотя при проверке проекта органы экспертизы могут запросить все, что связано с оценкой конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью объекта. Таким образом, экспертиза имеет право затребовать, а застройщик и проектная организация обязаны представить по этому требованию и рабочую документацию, и результаты расчетов конструктивных элементов и др. материалы.

Стоимость экспертизы

Методика определения стоимости экспертизы указана в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). Особый порядок определения стоимости работ по экспертизе установлен для результатов инженерных изысканий и проектов жилых домов. Для этих объектов стоимость экспертизы не зависит от того, сколько заказчик-застройщик заплатил проектной организации за проектирование и изыскания, потому что базируется на двух параметрах жилого здания: площади застройки и общей площади.

По всем объектам, кроме жилых, стоимость устанавливается в процентном отношении от стоимости проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий. Максимально — 33,75% (ранее было 20%).

Для определения стоимости экспертизы этих объектов необходимо знать стоимость проектно-изыскательских работ, поэтому застройщику следует предоставить в экспертный орган сметы, составленные проектной и изыскательской организациями. Для разработки этих смет должны быть использованы Справочники базовой стоимости проектных и изыскательских работ для строительства, рекомендованные к применению Росстроем (ранее Госстроем). На основании этих данных определяется стоимость экспертизы. Чем выше стоимость проектно-изыскательских работ, тем ниже процент за экспертизу.

В случае с типовым проектом оплате подлежит экспертиза результатов инженерных изысканий и изменяемой части проекта, что по привычке мы еще называем «привязкой» типового проекта.

Сроки экспертизы

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать трех месяцев. Кроме этого, в течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам; в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Часто задаваемые вопросы

Проводится ли экспертиза проекта планировки и проекта межевания?

Требований об обязательной экспертизе этих документов в ГрК РФ нет. Однако, что касается проектов планировки, то Администрации городов и районов, на которые возложены полномочия по утверждению этих документов, имеют право привлечь экспертизу для проведения их всестороннего анализа, т.к. на этом этапе решаются принципиальные вопросы социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Уже сейчас вызывает обеспокоенность откровенно коммерческий поход к застройке новых кварталов и микрорайонов, уплотнению существующей сложившейся застройки, размещение массивов многоэтажных жилых домов в сельской местности. Инвестор ставит перед собой задачу получить как можно больше квадратных метров жилья на продажу.

Его не волнует вовсе, а как будет обеспечена надежное функционирование инженерной инфраструктуры, справится ли с возросшими транспортными потоками дорожная сеть, куда будущие жители поведут своих детей в школу или в детский сад, где им окажут медицинскую помощь. Экспертиза в данной ситуации могла бы выступить на защиту интересов граждан, но представление документации на экспертизу на этом этапе практически прекратилось за редким исключением. Стоит напомнить, что, если утверждение произведено без экспертизы, то вся полнота ответственности за возможные негативные последствия ложится на орган, утвердивший документацию градостроительного планирования. Для проектов планировки — это муниципальные власти.

Мы приветствуем те Администрации, которые, проявляя разумную осторожность, направляют проекты планировки на экспертизу.

Каким должен быть проект планировки, чтобы он прошел «безболезненное» согласование в Вашем Учреждении?

ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует реководствоваться СНиП 11-04-03 «Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации».

Проект планировки по составу и содержанию должен быть ближе к ранее Действующему понятию «проект застройки» (в новом ГрК РФ этого понятия нет), т.к. только в этом случае этот документ может стать полноценной основой для дальнейшей разработки проектов строительства. В пояснительной записке следует приводить обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории.

Графические материалы разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры.

Такой проект планировки можно представить нам на экспертизу, мы его рассмотрим.

Нужно отметить, что Администрация муниципального образования имеет право принять решение об утверждении проекта планировки далее в том случае, если результатом экспертизы будет отрицательное заключение, т.е. окончательное решение принимается местными властями.

На сегодняшний день проект планировки рассматривает Главархитектура и выдает документ, достаточно ли его?

Это согласование, а не экспертиза.

Дайте определение вспомогательным сооружениям, по которым не требуется проведение экспертизы? Какова практика, сложившаяся в Вашем Учреждении, относительно объектов вспомогательного использования?

Мы не имеем право устанавливать эти критерии. Они устанавливаются только на федеральном уровне. Не надо отделять от основного, например, жилого объекта объекты инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ВНС, КНС). Да, для жилого дома это вспомогательные объекты, но дать оценку качеству проекта жилого дома невозможно без рассмотрения решений по этим вспомогательным объектам. От них зависит, будет ли в каждой квартире вода, тепло, свет, смогут ли пожарные потушить пожар, если, не дай Бог, он случится.

Заказчик должен представить на экспертизу проект комплексно. Порой по объектам вспомогательного назначения вопросов больше, чем по основному. По мнению государственной экспертизы Московской области необходимо проводить экспертизу объекта вместе с инженерной инфраструктурой.

Каким нужно руководствоваться СНиПом сейчас, по отношению к тем проектам, которые были спроектированы по старым СНиПам и в договоре именно они указаны?

Госстрой по этому поводу рекомендовал пользоваться более новыми документами. Проектная документация может получить положительное заключение экспертизы, если полностью соответствует действующим нормам на момент проведения экспертизы.

Подлежит ли рабочая документация экспертизе?

Рабочая документация должна разрабатываться в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы.

Рабочая документация экспертизе не подлежит. Тем не менее, при рассмотрении проекта экспертиза может у вас запросить все, что связано с конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью, тогда вы обязаны предоставить затребованное.

Какие документы и в каком объеме сейчас требуются для экологической экспертизы?

Сейчас не существует как таковой экологической экспертизы проектной документации. Напоминаю, что в настоящее время существует единая государственная экспертиза, действующая с 1 января 2007 года. Проведение любых других экспертиз с этого времени запрещено.

В составе нашего Учреждения создан отдел, который занимается проверкой проектной документации на соответствие экологическим требованиям. Обращаю ваше внимание на то, что заказчик не сдает отдельно документацию на экологическую экспертизу. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» должно провести всестороннюю экспертизу вашего проекта максимум за 90 дней, а по жилым домам за 45 дней.

Можно ли градостроительный план чем-то заменить?

Конечно же, мы из-за его отсутствия работу не прекращаем. При этом, вам необходимо предоставить нам полный комплект исходно-разрешительной документации. Кроме того, в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного Кодекса» внесены изменения (от 4.12.07 № 324-Ф3), согласно которым переходный период, связанный с объективными трудностями по разработке документов территориального планирования, правил планировки и застройки, продлен до 2010 г.

Каковы критерии оценки проектной документации и результатов инженерных изысканий при экспертизе?

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. Но нет у нас еще этих самых регламентов. Ждать их появления не надо, а надо руководствоваться при проектировании теми нормативами, которые действуют сегодня.

Строительные, санитарные, экологические, противопожарные и др. нормы и правила, ранее разработанные и действовавшие в области строительства, сконцентрировали в себе богатейший опыт и знания в области проектирования. Обязательный характер остается за этими документами в той части требований, которые соответствуют целям Закона «О техническом регулировании»: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Соблюдение этих норм будет, как и прежде, контролироваться и при проведении экспертизы проектной документации, и в ходе строительства, и при вводе объектов в эксплуатацию.

Конечно, информация, приведенная в данной статье, не может ответить на все вопросы, которые возникают у заказчиков-застройщиков при подготовке материалов для представления в экспертизу и при проведении экспертизы. Предлагаю всем, кто ознакомился с этой статьей, принять участие в обсуждении проблем государственной экспертизы, высказать свои замечания и предложения, задать вопросы.

Читайте также:  Какой коэффициент запаса прочности в строительстве

Информационный вестник «Мособлэкспертиза». Выпуск № 1 (20), январь-март 2008 г.

Источник: stroydoctor.ru

Государственная строительно техническая экспертиза

Порядок проведения государственной строительно-технической экспертизы определен «Постановлением правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы…»».

Она выполняется специализированной организацией, которая имеет соответствующие полномочия. Задача, стоящая перед экспертами – это недопущение возведения зданий и сооружений, использование которых может привести к нарушению прав граждан или организаций. Также, проведение такой экспертизы должно не допустить строительство объектов различного назначения, которые не соответствуют требованиям, содержащимся в нормативной документации федерального уровня – ГОСТ, СНиП. Кроме того, экспертиза направлена на выявление соответствия проекта исходным данным, на основании которых его разрабатывали, а также требованиям, которые определены в технических условиях и требованиях, предъявляемых к проектированию и строительству органами государственного строительного надзора.

Государственная экспертиза выполняется органами федеральной власти, которая имеет право на выполнение таких работ. Кроме вышеназванных целей, государственная экспертиза дает ответы на вопросы об эффективности финансовых вложений в строительство бюджетами разных уровней – от федерального и до муниципального. Она не проводится в отношении тех объектов, для возведения которых нет необходимости в получении разрешения на строительство.

Порядок проведения

Эксперты и экспертные организации, должны руководствоваться в своей работе требованиями ФЗ №73, ФЗ №135. Кроме этого, вопросы, связанные с проведением экспертиз различного типа и назначения, так или иначе, отражены в процессуальном законодательстве – АПК, ГПК и пр.

Государственная экспертиза, также как и не государственная, проводится стандартно в три этапа. На первом происходит изучение всей документации и сопутствующих материалов, представленных в распоряжение экспертов. На втором проводят натурное обследование строительного объекта. На завершающем этапе эксперты составляют итоговое заключение. В должны быть указаны:

  • дата выполнения экспертных работ;
  • основание для проведения экспертизы;
  • описаны объекты, в отношении которых проводилась экспертиза;
  • данные об организации ее проводившую и подписи экспертов;
  • результаты экспертизы, выводы и рекомендации;
  • дополнительные приложения.

В заключении должны быть даны ответы на поставленные вопросы, которые должны быть подтверждены нормативными документами и результатами натурного осмотра и инструментального контроля.

Источник: sklerometr.ru

Государственная экспертиза в строительстве

Государственная экспертиза — это очень важный этап в инвестиционном процессе строительства. Её проводят для того, чтобы предотвратить возможность появления малейших нарушений в различных объектах.

По сути, государственная экспертиза проекта строительства предназначается для обеспечения безопасности использования здания, которое будет возведено. Так как муниципальные органы не занимаются контролем на всех стадиях строительного процесса (для этого есть частные экспертные группы), они оценивают будущий объект по его проекту, который подаётся в органы перед началом застройки.

Любое здание не должно наносить ущерб гражданам, которые будут его использовать, не должно нарушать экологические нормы безопасности, и не должно противоречить как социально-экономической, таки природоохранной деятельности и политике государства и муниципальных властей.

Кроме того, здание должно:

• Соответствовать государственным нормативам, определённым для данной отрасли строительства и данной категории зданий.
• Отвечать замечаниям различных норм и правил (должны использоваться сертифицированные материалы, и т.д.).
• Отвечать законодательным актам, которые устанавливают правила строительства в данном регионе.

Когда проводится государственная экспертиза, необходимо придерживаться всех нормативов, которые определены государством, а также особой инструкцией, разработанной для органов исследования и регулировки. Кроме того, берутся во внимание все муниципальные документы, регулирующие тем или иным образом инвестиционные процессы в строительстве на различных объектах.

Какие проекты попадают под госконтроль?

Подвергаться государственной экспертизе должны все без исключения проекты, независимо от того, кто их финансирует.

Обычно источниками финансирования выступают:

• Частные лица и компании.
• Зарубежные инвесторы.
• Муниципальные предприятия.

В любом случае, если объект принадлежит к капитальной стройке, для которой законом определены экспертизы, то его проект должен быть изучен и оценен государственной комиссией.

Также, не играет роли форма собственности и количество собственников по проекту. Форма собственности объекта может быть любая, начиная частной и заканчивая государственной.

Не освобождается от проверок объект даже в том случае, если подрядчиками выступают муниципальные компании, либо заинтересованными лицами являются любые другие компании или физические лица.

Проекты, освобождаемые от проведения контролей

На самом деле, далеко не все объекты должны подвергаться государственным экспертизам. В данную категорию, как вам уже известно, входят основательные объекты, для которых обязательно согласование и прочие формальности.

Есть также целый ряд объектов, для которых функция контроля не нужна:

• Отдельные частные дома жилищного фонда, имеющие менее трёх этажей и предназначающиеся для частного использования и только для одной семьи. Данные объекты относятся к индивидуальной стройке и не должны проверяться со стороны государства.
• Большие жилые здания, в которых не более трёх этажей и всего не более десяти отдельных квартирных блоков, предназначающихся для жизни людей. Каждый такой блок должен быть рассчитан всего на одну семью, должен иметь как минимум одну общую стену с другими жилыми блоками, но в этих стенах не допускаются проёмы и арки. Такой дом обязательно должен располагаться на отдельном участке земли, должен иметь территорию, предназначенную для общего пользования и должен иметь выход на дороги и улицы.
• Жилые большие (до 3х этажей) дома, в которых всего до четырёх отделённых частей, в каждой из которых есть жилые блоки. Количество отделённых частей не должно быть более четырёх, и при этом каждая из них должна иметь свой подъезд и выход к общей территории.
• Отдельные основательные здания, у которых не предусмотрено более двух этажей. При этом размер всех этажей не должен превышать значения 1500 квадратов. Такие помещения не должны предназначаться для жилищного фонда, а также в них не может осуществляться никакая производственная деятельность.
• Отдельные основательные здания, у которых до двух этажей, с общей площадью по всем этажам не более 1500 квадратов, которые используются в производственной деятельности предпринимателей и организаций, но для которых не требуется по закону какое-либо санитарно-защитное ограждение или зонирование, что находятся на территории наделов, в пределах которых нет нужды устанавливать охранные зоны.

Государственная экспертиза объектов строительства также не должна проводиться в рамках конструкций, которые ремонтируются, реконструируются, строятся, если для проведения таких работ не предусмотрено получение разрешения от государственных органов. Кроме того, есть типовые проекты, которые ранее уже проходили государственную проверку объектной всех бумаг, нарушений не выявлялось, объект был успешно построен и эксплуатируется.

По таким же типовым документам может возводиться и другой объект (или объекты), и для них уже не будут применяться нормы по государственной проверке. Объектные документы автоматически получают визу, как те, что уже были проверены государством, не нуждаются в повторных проверках на соответствие нормативам.

Также, допускается не проводить проверку, если типовая документация, проходившая ранее проверку и успешно её завершившая, имеет некоторые дополнения, которые не затрагивают основных характеристик здания, не влияют на прочность, безопасность, на строение конструкции, на надёжность и экологичность использования объекта.

Предмет и объект государственной экспертизы

Объект исследований — это объектные документы, которые составляются на этапе инвестирования в сооружение, и составляются до того, как начнутся любые работы на стройплощадке по воплощению проекта в реальность. Такие документы обычно включают все технические и технологические нормы, регламенты, а также правила, которыми будут руководствоваться строители при проведении работ.

Проектная документация отражает все аспекты процесса строительства:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• Место и планировка.
• Используемые строительные материалы.
• Смета на сооружение.
• Количество и номенклатура работ, которые будут проводиться на объекте.
• Схемы и чертежи коммуникаций и конструкций.
• Схемы расположения оборудования (при необходимости).
• Технический и технологический регламент работ по стройке.
• Прочие нормативы и определяющие документы.

Предметом же оценки муниципальными отделениями выступают немного другие аспекты, которые проверяются в отношении объекта исследования:

• Оценка соответствия или противоречия определённым нормативам и замечаниям власти.
• Соответствие всех бумаг техническим порядкам, предусмотренным для данного типа основательного строительства.
• Проверка на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и стандартам, особенно по используемым материалам и проводимым коммуникациям.
• Оценка того, насколько объект соответствует замечаниям по охране государственного историко-культурного наследия, не нарушает ли он каких-либо регламентов по охране данных объектов, не будут ли они повреждены или разрушены.
• Оценка соответствия нормативам радиологического контроля (все материалы должны иметь радиационные сертификаты, а сам объект в случае использования радиационных веществ должен иметь необходимые степени защиты).
• Проверка того, соответствует ли объект правилам противопожарной безопасности. Материалы, которые легко воспламеняются, должны иметь специальную пропитку. Само здание должно иметь удобную конфигурацию для возможной эвакуации находящихся внутри людей, а также запасные выходы.
• Кроме того, проверяется соответствие инженерным замечаниям, которые составляются отдельно под каждый тип проекта.

Учитывая, что проектный контроль производится ещё до начала строительства, это может занять определённое время, и заказчикам строительства, как и подрядчикам, можно будет приступать к работам только после полного согласования.

Это сделано для того, чтобы пресечь возможные нарушения, которые будет сложно исправить. На этапе исследования могут обнаружиться нарушения, которые приведут к опасности в случае их воплощения в жизнь. Поэтому сначала осуществляется полная проверка всех бумаг, и лишь потом после получения всех согласований и подписей под проектом от государственных органов можно приступать непосредственно к самому стройке.

Учитывая специфику проведения различных работ, и замечания к ожиданию окончания экспертизы, государство установило в инструкциях граничный период, который может отводиться на проведение исследования документов. Этот период составляет три месяца.

Однако он может быть даже в другом виде, в зависимости от множества факторов:

• Сложности будущего здания.
• Специфики будущего использования объекта.
• Объёмов объектной всех бумаг по будущей постройке.
• Замечаний к наличию у экспертов особых знаний в узких областях для оценки всех бумаг по будущей постройке.
• Загруженности государственных экспертов, занимающихся рассмотрением документов.
• Выявленных нарушений, которые нужно исправлять.
• И т.д.

Зачастую, период существенно короче, так как большая часть объектов не подразумевают сложных технологических решений, опасного производства и прочих усложнений, которые могут затянуть периоды рассмотрения всех бумаг муниципальными служащими.

Результаты экспертизы интересное на портале

Тест «На сколько вы активны»
Тест «Подходит ли Вам ваше место работы»
Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни»
Тест «Есть ли у вас задатки лидера»
Тест «Способны ли Вы решать проблемы»
Тест «Для начинающего миллионера»
Тест который вас удивит
Семейный тест «Какие вы родители»
Тест «Определяем свой творческий потенциал»
Психологический тест «Вы терпеливый человек?»

Как и при любой экспертизе, проводимой любыми (муниципальными или независимыми) экспертами, строительный контроль всех бумаг включает в себя результат, который подаётся заинтересованному лицу в виде экспертного резюме.

Резюме государственных экспертов касательно объектной всех бумаг будущего здания бывают двух типов:

Однако, в любом случае, независимо от результатов исследования, вывод обязано выдаваться.

В случае с положительным результатом, вывод выдаётся по следованию проектных документов тем нормативам, которыми руководствовались эксперты при проверке, и которые были определены как основные для данной категории объектов. Кроме того, в положительном заключении указаны и дополнительные пункты.

Дополнительно указывается соответствие всех бумаг инженерным замечаниям, определённым перед началом экспертизы. Инженерные изыскания являются обязательной частью любой экспертизы, так как они подтверждают, что здание будет надёжным и не будет иметь возможность причинения вреда или ущерба кому-либо из людей.

Также обязательно объектные документы проходят проверку на соответствие техническим и технологическим порядкам, которые определены законодательными нормативами для каждого из типов проектных документов. При положительном исходе в заключении указывается полное соответствие всем порядкам.

При несогласии заказчика исследования с отрицательным результатом установлены периоды, в которые заказчик вправе оспорить данное вывод в суде. В данном случае суд может назначить дополнительные исследования для данного пакета документов, чтобы удостовериться в отрицательном или положительном результате исследования.

В отрицательном заключении указываются также:

• Нарушения, которые касаются оформления всех бумаг со ссылками на законодательные нормы, определяющие состав и оформление данных документов.
• Нарушения, касающиеся нормативов и правил по содержанию проектных документов.
• Обнаруженные несоответствия инженерным изысканиям, которые проводились для данного объекта.
• Другие нарушения, которые являются критическими, и могут повлиять на результат экспертизы.

Отрицательный вывод со всеми указанными выше пунктами передаётся заказчику, который должен отреагировать на замечания, указанные экспертами относительно проектных документов.

После получения резюме, заказчик имеет право внести изменения в документацию и подать её на повторное исследование.

Кто проводит муниципальные исследования документов?

Проверкой проектов на соответствие всем нормативам и стандартам занимаются федеральные органы, уполномоченные проводить экспертизы, и имеющие в штате соответствующих специалистов. Кроме того, данный орган исполнительной власти должен иметь полномочия для проведения данного вида работ.

Кроме того, исследование могут проводить и подконтрольные отделения исполнительной власти ведомства, которым переданы соответствующие полномочия.

Все органы, проводящие экспертизы, обязаны следовать таким установленным правительством нормам:

• Инструкциям по проведению исследований на различных объектах.
• Порядку и регламенту проведения работ по оценке объектной всех бумаг будущего сооружения.
• Установленным правительством размерам пошлин и оплат за проведение государственной деятельности.
• Правилам взимания с заказчика в пользу муниципального органа (проверяющего) оплаты за проведённые работы.
• Правилам оформления экспертного резюме.
• И прочим нормативам.

Существуют установленные правительством положения о порядке проведения проверок и предоставления градостроительной государственной всех бумаг. Данные положения распространяются на все без исключения экспертизы, проводимые относительно различных проектов.

Кроме того, в НПА есть и часть кодекса, которая также регламентирует порядок действий.

В выдаче заключений должны участвовать такие органы:

• Органы экологической экспертизы.
• Органы по землеустройству, а также поземельным отношениям.
• Уполномоченные охранные органы, которые занимаются охраной памятников архитектуры.
• Федеральный орган по недрам в виде управления.
• Горный технический контроль.
• Санитарная и эпидемиологическая служба.
• Различные органы по охране недр.
• И прочие органы, которые имеют отношение к данному проекту и его специфике в таком большом городе, как Москва.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Источник: center-yf.ru

Рейтинг
Загрузка ...