Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
4) право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) представленные (поступившие) документы являются подложными, что установлено судом, или информация о чем содержится в поступившем в орган регистрации прав от правоохранительного органа, судебного пристава-исполнителя, имеющих в производстве дела, связанные с объектом недвижимого имущества и (или) их правообладателем, органа, осуществляющего в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», документе, или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
8) представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;
9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;
11) ранее представлены документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято (за исключением случая, если государственная указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным;
26) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета);
27) границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости;
28) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом;
29) земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
30) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;
31) изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ;
32) в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона);
32.1) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ и площади земельного участка на основании карты-плана территории такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет меньше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
33) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом;
33.1) в заявлении правообладателя земельного участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания, сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования, либо в соответствии с законом такой правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении;
34) жилое помещение не изолировано и не обособлено или нежилое помещение не обособлено от других помещений в здании или сооружении;
35) объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
36) существует судебный спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество (для случая осуществления государственной регистрации ипотеки);
37) в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
37.1) в орган регистрации прав поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о включении лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, либо судебный акт о приостановлении операций с имуществом, принятый на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
38) на государственную регистрацию прав представлен другой договор участия в долевом строительстве в отношении того же объекта долевого строительства;
39) лицом, которому земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации (далее — земельный участок единого института развития в жилищной сфере), или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», заключен договор участия в долевом строительстве стандартного жилья, договор купли-продажи стандартного жилья с лицом, не имеющим права на заключение этих договоров, либо с нарушением иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом;
39.1) лицом, которому земельный участок единого института развития в жилищной сфере или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в аренду по договору для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», заключен договор, условия которого предусматривают передачу иному лицу помещений, которые в соответствии с пунктами 3 и 5 части 4 статьи 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» подлежат передаче единому институту развития в жилищной сфере;
39.2) лицом, которому земельный участок единого института развития в жилищной сфере или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и которым единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, передан в аренду по договору для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», заключены договор участия в долевом строительстве, договор купли-продажи жилых и (или) нежилых помещений и не осуществлена государственная помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней);
51) на дату подачи заявления в отношении земельного участка истек срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решения об утверждении проектной документации лесного участка при условии, что образование земельного участка, в отношении которого представлено заявление, осуществляется на основании этой схемы или этой проектной документации;
52) границы машино-места, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадают с границами другого помещения или другого машино-места (за исключением случаев, если другое помещение или другое машино-место является преобразуемым объектом недвижимости);
53) размеры образуемого машино-места или машино-места, которое в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будут соответствовать установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально допустимым размерам машино-места;
54) в орган регистрации прав поступило уведомление уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (далее — контролирующий орган), об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан — участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
55) в орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на соответствующий запрос;
56) в орган регистрации прав поступило уведомление от публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о несоответствии застройщика обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
57) в орган регистрации прав поступило уведомление контролирующего органа и (или) публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о нарушении застройщиком более чем на шесть месяцев сроков завершения строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве в соответствии с указанным договором объекта долевого строительства, который входит в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и в отношении которого представлен договор участия в долевом строительстве на государственную регистрацию;
58) в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
59) уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство;
60) на государственную регистрацию прав представлен договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, заключенному в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства в порядке, предусмотренном статьями 201.8-1 и 201.8-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», до получения разрешения на ввод таких объектов строительства в эксплуатацию;
61) в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство;
61.1) в результате строительства или реконструкции протяженность линейного объекта (при условии, что основной характеристикой такого объекта является протяженность), указанная в разрешении на ввод в эксплуатацию, техническом плане, отличается от протяженности, указанной в разрешении на строительство, более чем на пять процентов от протяженности, указанной в разрешении на строительство;
62) указанное в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию количество этажей, помещений (при наличии) и (или) машино-мест (при наличии) в здании, сооружении не соответствует аналогичным сведениям, указанным в техническом плане данных здания, сооружения;
63) количество указанных в техническом плане помещений, образованных (измененных) в результате перепланировки помещений в многоквартирном доме, не соответствует количеству помещений, указанному в акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение такой перепланировки.
2. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
3. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.
4. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с объектом недвижимости и (или) перехода, ограничения (обременения) права на объект недвижимости по ранее принятым документам.
5. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 36 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до разрешения спора судом.
6. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства, а также предоставления в орган регистрации прав передаточного акта федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» либо выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и копии свидетельства об удостоверении факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности в соответствии со статьей 84.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1. Одновременно с государственной регистрацией прав акционерного общества «Почта России» на объекты недвижимости, указанные в настоящей части, осуществляется государственная в пространстве.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ЖИЛОЙ ДОМ по всем нормам и параметрам// Бизнес Кадастр
КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ И ЧТО ЭТО?
Как правило, изменение технических данных требует участия специалиста – кадастрового инженера, который фиксирует изменения в специальных документах. Но заявление в Росреестр все равно подает владелец.
Когда требуется государственная регистрация
Регистрация недвижимости или прав требуется при любых изменениях, связанных с правовым статусом этого объекта. Чаще всего она необходима при:
- заключении ДКП, ДДУ, ипотечного договора на жилье, гаражи;
- приватизации;
- заключении долгосрочного договора аренды или найма (1 год и больше);
- завершении строительства и вводе недвижимости в эксплуатацию;
- изменении границ земельных участков;
- разрушении недвижимости.
Процедура в каждом случае примерно одинаковая – правообладатель подает заявление и подтверждающие документы. Разница в самом пакете документов и госпошлине.
Внимание! Учет и изменение прав, описания недвижимости проводится не автоматически, а по заявлению правообладателя или заинтересованного лица. Например, граждане обязаны подать заявление в Росреестр, если права на квартиру переданы следующему собственнику по ДКП. Ответственность за нарушение этого правила установлена ст. 19.21 КоАП РФ.
Регистрация прав и кадастровый учет
После объединения реестров в ЕГРН регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости можно сделать одновременно.
Вид регистрации | Когда необходима |
Только регистрация прав | Если недвижимость уже стоит на учете и у нее есть кадастровый номер. Применяется, например, при регистрации ДКП, ипотеки |
Только кадастровый учет | Изменились характеристики недвижимости – поменялись границы, изменилась площадь, уточнили адрес; а также если объект уничтожен (например, сгорел). Правообладатель остается прежним |
Регистрация прав + кадастровый учет | Если сведений об объекте недвижимости еще нет в ЕГРН, например, завершено строительство дома или из одного участка путем построения новых границ создано несколько |
Регистрация недвижимости в Росреестре
Где происходит регистрация
Ведение ЕГРН это обязанность Росреестра, именно его регистраторы вносят необходимые записи в карточки недвижимости. Сегодня самый распространенный способ сдать документы на регистрацию – лично через любой офис МФЦ («Мои документы»). Если это по каким-то причинам невозможно, есть вариант отправить бумаги почтой или через электронные ресурсы.
Подача документов лично
Документы на государственную регистрацию недвижимости принимают все отделы МФЦ по стране. Подойти можно в порядке живой очереди или взять талон заранее. Как правило, удобнее записаться на прием, выбрав день, удобный всем сторонам сделки. С собой нужно взять только подтверждающие документы, а заявление на регистрацию заполнит принимающий специалист МФЦ.
Росреестр в ряде регионов полностью закрыл прием, а в некоторых субъектах принимает документы напрямую, но в порядке предварительной записи и только по территориальному принципу.
Предварительная запись в Москве осуществляется по телефону +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.
Отправка документов почтой
Отправить документы на регистрацию можно почтой России. Заявление нужно заполнить самостоятельно, а подпись засвидетельствовать у нотариуса. Стоимость свидетельствования подписи различается у разных нотариусов, но составит не выше 1000 рублей.
Документы следует отправить на адрес местного офиса Росреестра в своем регионе. Безопаснее использовать опись вложения и уведомление о вручении. В Москве бумаги примут в центральном офисе: 101000, Москва, Чистопрудный бул., 6/19.
Электронная регистрация недвижимости
Обладатели УКЭП могут подать на регистрацию недвижимости онлайн через портал Росреестра по следующим ссылкам:
Без подписи сформировать запрос не получится. Обратите внимание, оформлять подпись только для обращения за регистрацией невыгодно – стоимость УКЭП составит от 6 000 рублей. Дешевле обратиться в МФЦ.
Важно! Для ипотечных клиентов Сбербанк предлагает свой собственный Сервис электронной регистрации с выпуском УКЭП и подготовкой всех необходимых запросов через менеджера. Однако стоимость такой услуги достаточно высокая – от 8 до 11 тысяч рублей.
Нотариус
Если сделку удостоверяет нотариус – например, при продаже долей или имущества ребенка – он может отправить документы на регистрацию через собственные электронные сервисы. Услуга бесплатная, а срок регистрации в этом случае сокращается до 3 рабочих дней.
Вызвать специалиста на дом
Росреестр предлагает выездную регистрацию недвижимости для определенных категорий граждан:
- ветераны ВОВ;
- инвалиды 1 и 2 группы.
Специалист приедет на дом, оформит заявление и заберет необходимые документы, а результат процедуры домой привезет курьер. Услуга бесплатная. Записаться на выездную регистрацию можно по единому справочному номеру 8 (800) 100-34-34 или по телефону регионального отдела Росреестра.
Остальным лицам такая возможность пока недоступна.
Необходимые документы и госпошлина
Список документов для регистрации недвижимости зависит от индивидуальной ситуации.
Общий пакет следующий – обязательно предоставляются:
- паспорт правообладателя;
- заявление на регистрацию;
- подтверждающие документы;
- квитанция о госпошлине.
Например, для регистрации продажи квартиры на вторичном рынке понадобятся:
- паспорта участников договора;
- заявления от сторон сделки – для каждого свое;
- ДКП в 3 экземплярах;
- передаточный акт на квартиру;
- согласие супруги продавца на продажу;
- квитанция об оплате пошлины 2000 рублей.
Если, например, речь идет о кадастровом учете раздела земельного участка, понадобятся:
- паспорт собственника;
- заявление о кадастровом учете и регистрации права на новые участки;
- межевой план участка;
- квитанция об оплате пошлины, сумма зависит от категории земли.
Внимание! «Стандартная» госпошлина за регистрацию недвижимости – 2000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для юридических. Однако ее размер зависит от конкретной процедуры.
Ознакомиться со списками документов и размерами госпошлины в зависимости от конкретной ситуации можно по ссылкам ниже (откроются текстовые файлы для загрузки в формате DOC):
-
и требований;
- документы для регистрации права на нежилые помещения; ; на государственную регистрацию недвижимости; .
Сформировать перечень документов для своей ситуации стало намного проще со специальным электронным сервисом Росреестра – по этой ссылке.
Порядок регистрации недвижимости
Вся регистрация недвижимости состоит из нескольких последовательных этапов:
Зависит от конкретных обстоятельств сделки или события – стороны ДКП подписывают и оформляют куплю-продажу, собственник земли заказывает межевой план, владелец строения заполняет декларацию, супруг выдает согласие на сделку и так далее. Документы должны быть готовы к моменту подачи заявления.
Чаще всего делается через МФЦ – специалист заполняет и дает подписать необходимую форму заявления, принимает документы и выдает расписку о получении бумаг. В расписке указывается, когда закончится регистрация и можно будет получить результат.
Этот этап осуществляет регистратор Росреестра. На основании собственной базы данных и представленных документов специалист выявляет, нет ли препятствий, и если нет – производит необходимые записи. Если сделка удостоверялась нотариусом, этот этап фактически пропускается, поскольку подпись нотариуса гарантирует законность документов.
По итогам регистрации заявители получают документы о регистрации – выписку из ЕГРН (всегда), договор со штампом о регистрационной записи (для сделок купли-продажи, ДДУ, аренды и так далее).
Срок регистрации сегодня в среднем составляет 7-9 рабочих дней. Через нотариуса и электронные базы быстрее – до 3 рабочих дней. Если есть затруднения, регистрацию могут приостановить до 3 месяцев.
Возможные проблемы
Регистрация недвижимости вполне может быть приостановлена, если в представленных документах найдутся недочеты:
- Документы не соответствуют требованиям закона. Например, если продается доля в квартире, а договор не удостоверен нотариусом.
- Отсутствует необходимый документ. Например, если одна из сторон сделки поменяла фамилию, нужно приложить свидетельство о браке.
- На недвижимости числится залог или арест. К примеру, приставы арестовали квартиру за долги – продавать ее нельзя, в регистрации будет отказано.
- Регистратор не получил необходимую информацию у иных ведомств. Эта проблема не связана с заявителем, а вытекает из сроков ответа на межведомственные запросы. Например, если квартира была приобретена продавцом до 1998 года и сведений о ней в ЕГРН еще нет, регистратор запросит их в БТИ. Нужно просто дождаться ответа.
- Если сведения в представленных документах и базе ЕГРН не совпадают. Например, регистрацию приостановят если выяснится наложение границ соседних земельных участков.
Важно! Отсутствие нотариального согласия супруга на сделку – не повод для приостановления или отказа в регистрации. В этом случае в ЕГРН делается пометка, что предусмотренное законом согласие третьего лица не представлено. Все риски в связи с этим несут сами стороны сделки.
Если регистрацию приостановили, нужно связаться со своим регистратором, ведущим дело, и выяснить причину. Как правило, нужно представить дополнительные документы или сведения, чтобы процедура завершилась успешно.
Официальные документы на недвижимость
По итогам регистрации выдается основной документ, подтверждающий наличие определенных сведений в ЕГРН – выписка из Реестра недвижимости. На сегодняшний день это единственный документ о правах на квартиру, землю, дом и другие объекты.
Образец выписки ЕГРН
(перснальные данные изменены)
Внимание! Старые свидетельства на собственность свою юридическую силу не потеряли, они также подтверждают права на недвижимость.
В заключение
Регистрация недвижимости обязательна при сделках, изменениях правового статуса, перемене собственника. Уточнить список документов для своей ситуации можно в территориальном отделе Росреестра или ближайшем офисе МФЦ. Процедура приема документов по одному объекту не превышает 30 минут. Редакция портала Реновар.ру рекомендует записываться на подачу документов заранее – так проще и быстрее.
Источник: renovar.ru