Государственно-частное партнерство является молодым институтом в современном мире, ведь он впервые появился в 2000-ых годах в России. Несмотря на свое раннее появление, государственно-частное партнерство является неотъемлемой частью развитию инфраструктуры, что может способствовать улучшению не только жизни населения в целом, но и различные экономические показатели страны.
В настоящее время существует огромное количество инновационных проектов по улучшению жизни населения, но на все эти проекты необходимы средства, которых у регионов недостаточно. Выходом является объединения с кем-то, и тут сможет помочь государственно-частное партнерство, которое разделяет все полномочия и затраты между государством и частным предпринимателем.
Каждая из сторон от такого взаимодействия получает свою выгоду, что является огромным плюсом. В данной статье рассмотрен такой институт как государственно-частное партнерство, причины появления в России, причины выбора в настоящее время, положительные результаты государственно-частного партнерства. В статье представлен рейтинг регионов по уровню развития сферы государственно-частного партнерства, приведены примеры различных механизмов управления. Помимо перечисленного в данной статье происходит разбор самых крупных проектов России за 2016-2019 год с ожидаемыми результатами для обеих сторон.
25.08.2022. Сессия 4: Государственно-частное партнерство при строительстве спортивных объектов
1. Балашов С. Опыт функционирования ГЧП в развитых странах // Государственно-частное партнерство в условиях кризиса: материалы научо-практическая конференция. 2009. (С.-281-282).
2. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры. М.: Юрайт, 2015 г. (С-344).
3. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. 2002-2009 г. (С-93).
5. Государственно частное партнерство. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственно-частное_партнёрство (дата обращения: 30.03.2020).
7. Рейтинг регионов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/project/rating (дата обращения: 31.03.2020).
8. Приоритетные отрясли для развития государственного партнерства. [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/176507/menedzhment/prioritetnye_otrasli_razvitiya_gosudarstvenno_chastnogo_partnerstva (дата обращения: 31.03.2020).
9. Выгоды ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/735643/ekonomika/vygody (дата обращения: 01.04.2020).
10. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 01.04.2020).
11. Перспективы применения механизмов ГЧП для решения проблемы инфраструктурного дефицита в РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/news/perspektivy-primenenia-mehanizmov-gcp-dla-resenia-problemy-infrastrukturnogo-deficita-v-rf (дата обращения: 02.04.2020).
Лекция А. Русиновой «Государственно-частное партнерство в России: теория и практика» (Часть 1)
12. Власти впервые раскрыли объемы соглашений в рамках ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/02/2020/5e4fcdf89a7947decf57ae33 (дата обращения: 03.04.2020).
В современном мире существует множество проблем связанных с развитием инфраструктуры, грамотным распределением ресурсов, кризисами и многим другим. Эффективным решение перечисленных трудностей является государственно-частное партнерство (ГЧП). Так как именно оно способствует вовлечению ресурсов частного сектора в производство различных отраслей и фирм, данное объединение формирует дополнительные конкурентные преимущества на рынке, и является одним из механизмов смешанного рынка [3, с. 2].
Выявить приоритетные области развития Российской инфраструктуры в настоящее время, понять насколько качественно выполняются проекты, заключенные между частным предпринимателем и государством. Также необходимо проанализировать опыт других стран в области ГЧП и выявить приоритетные области развития других стран с целью взаимодействия их в будущем.
Материал и методы исследования
В данной статье использовались следующие материалы: федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», различные инновационные проекты России и многое другое.
В статье используются следующие методы исследования: теоретический (моделирование), количественный и социологический метод.
Результаты исследования и их обсуждение
ГЧП в современном мире имеет множество трактовок, выделим самые базовые из них. Государственно-частное партнерство – это один из способов развития общественной инфраструктуры основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в финансировании, но и в последующей эксплуатации и техническом обслуживании [2]. В других источниках ГЧП принято делить на две категории. В первой, его понимают как систему отношения государства и бизнеса, которое широко используется в качестве инструмента регионального, национального, городского, муниципального экономического и социального развития. Второй, как конкретные проекты, которые они реализуют совместно на объектах государственной и муниципальной собственности [3 с. 3].
Представленное партнерство является совсем молодым институтом, ведь в России первые модели появились в начала 2000-ых годов. Первыми исследователями ГЧП стали В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, М.А. Дерябина, Н.Д. Холодная, А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С.
Шилова, С.В. Шишкина, М.Я. Миркина и др. в своих работах термин они трактовали следующим образом: «Государственно-частное партнерство представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности» [2, с. 15-16].
Из сказанного можно сделать вывод, что при взаимодействии обе стороны получают свою собственную выгоду. Для государства выгодой является интенсивное развитие инфраструктуры, что позволит ускорить темпы обновления основных фондов, также расширенный доступ к рынкам частного капитала, повышается качество строительства и эксплуатации за счет инноваций, происходит снижение бюджетной нагрузки, так как все траты делятся между собой и многое другое. Для частного сектора выделен ряд преимуществ – это защита инвестируемых денег, получение государственных активов, заказов и соглашений, также гарантированная рентабельность (государство дает согласие на возмещение вложенных инвестиций), частник может принимать различные решения сам из-за относительной автономности [5].
Все перечисленные преимущества позволяют повысить работоспособность обеих сторон, что позволит качественно и ответственно отнестись к поставленным целям и задачам по реализации каких-либо проектов.
В законе РФ ГЧП впервые было закреплено 25 декабря 2006 года в законодательстве Санкт-Петербурга, позже вступил в силу в 69 субъектах. Первые поправки были внесены 1 июля 2015 года, выделим некоторые из них: исключение из перечня развития сельскохозяйственную инфраструктуру, внесены изменения в полномочия частника, теперь их стало больше, у него появляется возможность больше руководить, государство стало иметь больше прав, например приватизация и многое другое [6].
ГЧП развивает многие сферы, но какие имеет преимущество? В настоящее время стоит острая проблема развития социальной инфраструктуру, ведь именно данная область дает людям образование, здравоохранение, социальное обеспечение и многое другое. Обществу всегда были необходимы образованные и здоровые люди, ведь именно они являются двигателем развития, прогресса.
На втором месте стоит транспортная инфраструктура, которая предполагает все возможные железные дороги, аэропорты и автомобильные дороги, которые позволят взаимодействовать различным регионам между собой.
Развитие инженерной инфраструктуры также важно, ведь это газоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение и многое дроге. Список сфер, которые необходимо развивать очень большой, но для каждого региона он будет свой. Например, есть регионы, в которых большой туристический спрос, следовательно, необходимо развивать данную сферу, которая в будущем будет приносить большой доход [4].
В Российской Федерации имеется 85 субъектов, в которых происходит реализация необходимых им проектов, способствующие улучшению жизни населения. Но для реализации проекта необходим частный предприниматель, который захочет вложить свои деньги в него, следовательно, в каждом регионе будет свое число проектов.
В таблице представлен рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП за 2018 год, в котором выделено 22 лидирующие позиции, созданием таблицы занималась РОСИНФРА [3].
Источник: vaael.ru
Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании.
Понятие государственно-частного партнёрства
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[2]
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Формы государственно-частного партнёрства
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
финансовую аренду (лизинг);
соглашения о разделе продукции (СРП);
Области применения государственно-частного партнёрства
Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.
Государственно-частное партнёрство в России
Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.
Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 45 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2011 года). В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..
Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:
другие государственные корпорации;
особые экономические зоны;
Российская венчурная компания;
Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов.
По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:
Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».
В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»
Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»».
Источник: studopedia.ru
Государственно частное партнерство в строительстве это
Необходимость развития государственно-частного партнерства и применения его механизмов в рамках региональной политики в настоящее время в России утверждена на высшем государственном уровне. Что касается развития государственно-частного партнерства «снизу», потребностей и возможностей – готовности регионов осуществлять проекты ГЧП, то получаемые от участия в региональных и муниципальных проектах ГЧП преимущества способствуют тому, что регионы, муниципальные образования, районы самостоятельно развивают рынок местных проектов ГЧП, разрабатывая нормативно-правовую базу и привлекая частный бизнес к совместным проектам. Неоспоримость этих двух заявлений способствует тому, что необходимо определиться с подходом к изучению и использованию термина «государственно-частное партнерство» и классифицировать проекты государственно-частного партнерства, особенно те, где оно выступает инструментом регионального развития. В статье осуществлен анализ существующих в научной литературе подходов к термину «государственно-частное партнерство» и выбрана классификация, удовлетворяющая современным запросам реального сектора.
1. Государственно-частное партнерство: теория и практика // В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.hse.ru/news/17990346.html (дата обращения – 09.12.2013).
2. Нижегородцев Р.М., Никитенко С.М., Ковригина С.В. [и др.] Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / под науч. ред. Р.М. Нижегородцева, С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен. – Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2012. – 482 с.
3. Сычева И.В., Найденов И.А. Исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства в мировой и отечественной практике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2010. – № 2–2. – С. 23–33.
4. Федоров Е.А. Государственно-частное партнерство – важнейший и универсальный механизм развития экономики // Национальные проекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://eafedorov.ru/node608.html (дата обращения – 09.12.2013).
5. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. – М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет., 2006. – С. 14.
Современное российское государство нацелено на модернизацию, переход на инновационный путь развития, поиск новых центров экономического роста в регионах, новое государственное управление. В ближайшие годы одним из ответов России на современные вызовы должна стать динамичная экономическая модель, способная обеспечивать высокий уровень жизни граждан в регионах страны. Одним из инструментов реализации проектного подхода в государственном управлении, повышения финансового, технологического, инновационного потенциала различных отраслей экономики России, социально-экономического развития регионов является государственно-частное партнерство (ГЧП). В настоящее время за рубежом и в России проекты ГЧП не только успешно реализуются в различных сферах, традиционно принадлежавших государству, но используются как инструмент стратегического развития экономики, региональной политики, в том числе инновационной.
Многообразие существующих форм общественно значимых проектов, реализуемых на основе взаимодействия власти и бизнеса, нуждается в твердом определении и классификации, поэтому целью данной статьи является выявление и классификация подходов к определению государственно-частного партнерства, позволяющему изучать его как инструмент региональной политики.
Среди всего многообразия зарубежных и отечественных определений можно выделить основные подходы к понятию ГЧП. Оно рассматривается как особый тип управления – «новый государственный менеджмент» (New Public Management) или способ государственной организации –
организации «хорошего государственного управления» (Good Governance); как установленная форма соглашений, заключаемых между бизнесом и властью относительно финансовых отношений и средств (институциональный, юридический подход); как стратегия или инструмент развития и модернизации экономики, а также как «игра слов», используемая в политических целях для сокрытия за понятием ГЧП различных, ранее уже существовавших, форм взаимодействия с бизнесом, где термин «ГЧП» призван придать им вид новых инструментов развития. Совокупности признаков ГЧП, освещаемые в рамках того или иного подхода, представлены в табл. 1.
Понятие ГЧП: подходы и признаки в рамках зарубежных и отечественных исследований [2]
Ключевые признаки ГЧП
Новый государственный менеджмент
Организационно-экономические аспекты (организационные формы: концессии и лизинг):
– организационные схемы, отражающие распределение прибыли, разделение рисков и затрат;
– экономический подход к оценке эффективности проектов
Институциональный (юридический) подход
1. Организационно-правовая структура соглашений:
– организационные формы сотрудничества (все проектные формы соглашений бизнеса и государства: от контрактов до совместных предприятий);
– распределение выгод и рисков.
2. Финансовые «последствия соглашений»:
– общественные и частные выгоды;
Стратегия и инструмент развития
1. Организационно-экономические аспекты (все формы проектного сотрудничества бизнеса и государства: от контрактов до совместных предприятий).
2. Анализ социальных целей и функций ГЧП:
– определение разделяемых целей;
– анализ социальных функций ГЧП;
– социальный аудит проектов
Подход к понятию ГЧП в широком смысле (включая не только экономические, но и социальные, и политические отношения)
Проведенный анализ многих определений, выдвигаемых зарубежными и отечественными авторами, международными финансовыми институтами, институтами развития и другими специализированными организациями показал, что большинство из них следует относить не к одному (по основному признаку), а к двум (реже – трем) подходам (табл. 2).
Понятие ГЧП: совокупности подходов зарубежных и отечественных авторов [1, 4, 5]
Стратегия и инструмент развития
Германия: Т.А. Борзел, Т. Рисс
Швеция: С. Линдер
Дания: К. Грив, Х. Ван Хам, Дж. Коппеньян
Италия: Б. Раганелли, Дж. Фидон
Сингапур: Министерство финансов
Беларусь: И. Точицкая
Россия (здесь и далее): В.Г. Варнавский
Е.А. Махортов, А.С. Семченков
Таким образом, в табл. 2 видим, что авторы и авторские коллективы из развитых стран придерживаются в основном подходов к определению ГЧП, связанных с использованием его как инструмента управления и «языковой игры» (Швеция, Нидерланды, Австралия и др.), некоторые из авторов отмечают и финансовый аспект (США, Австралия, Италия и др.).
Максимально институциональный подход раскрыт в определениях международных финансовых институтов и институтов развития (Европа, США и др.). Далее следуют определения ГЧП российских, белорусских авторов, в которых отчетливо видна приверженность подходу, связанному с развитием. Так, отечественный экономист В.Г. Варнавский определяет ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР [1]. Большинство других отечественных авторов солидарны с Варнавским, они дополняют, модифицируют и совершенствуют его определение, но совокупность подходов, в рамках которых оно существует, неизменна.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что страны, стремящиеся к достижению рыночных характеристик, к которым относятся Россия, Украина, Беларусь и другие государства, накладывают на ГЧП дополнительные функции, связанные с развитием социально-экономической сферы. Данный факт подтверждают российские ученые и поэтому отдают предпочтение стратегическому подходу, его же придерживается, например, и Сингапур.
Такой подход, связанный с использованием ГЧП как инструмента развития, условно можно обозначить как широкий, в котором его функциями выступают:
● в стратегическом аспекте – социально-экономическое, инновационное, развитие и модернизация страны и ее регионов, комплексное развитие территорий, реализация общественно значимых проектов;
● в институциональном аспекте – создание условий для формирования рынков и институтов, определение форм взаимодействия государства и бизнеса и др.
В то время как узкий «европейский» подход, понимающий под ГЧП косвенную приватизацию и контрактные отношения, инкриминирует партнерству функции компенсации «провалов рынка», оптимизации общественного сектора и финансов государственного бюджета, перераспределения полномочий по производству общественных благ от государственных структур к частным.
Исходя из цели исследования, с учетом современных российских реалий, связанных в том числе с уровнем развития ГЧП (развитие ГЧП в России началось в 2000-х,
в то время как в развитых зарубежных странах – с 1980-х гг.), и в согласии с отечественными авторами-экономистами не-
обходимо придерживаться широкого, стратегического подхода к понятию и, соответственно, определению и функциям ГЧП. За основу определения взят подход В.Г. Варнавского, под термином «государственно-частное партнерство» будет пониматься институциональный альянс, подкрепленный политической волей, между государством и частным бизнесом в целях повышения эффективности государственного управления, использования государственного имущества, реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР за счет передачи бизнесу ответственности за предоставление традиционных государственных услуг или выполнение
функций [2].
В соответствии с выбранным стратегическим подходом классификация видов ГЧП, основанная на классификации И.В. Сычевой и И.А. Найденова [3], выглядит следующим образом (табл. 3).
Поскольку в России ГЧП и его нормативно-правовое обеспечение только формируются, в особенности в регионах и муниципалитетах, четкие признаки проектов ГЧП пока не полностью установлены и приняты, в связи с этим часто региональные и муниципальные общественно значимые проекты реализуются в форме почти-ГЧП-проектов, или квази-ГЧП (обычно в форме чистого ГЧП реализуются крупные дорогостоящие проекты федерального значения). Поэтому первостепенным признаком классификации видов ГЧП как инструмента развития выступает «Степень зрелости и формализации отношений в проектах». Для российских регионов, обладающих скромным набором инструментов социально-экономического развития, обусловленным сильнейшей региональной дифференциацией, в условиях невозможности использования чистого ГЧП, квази-ГЧП – один из лучших инструментов региональной политики.
С представленным выше признаком неразрывно связан признак «Соотношение ролей государства и бизнеса», согласно которому выделяются ГЧП с ведущей ролью государства, ГЧП с ведущей ролью бизнеса, ГЧП с паритетным участием государства и бизнеса. Для развитого ГЧП характерны либо паритетное участие бизнеса и государства, либо ведущая роль бизнеса в проектах (например, PFI-проекты (частная финансовая инициатива) в Великобритании), для большинства российских ГЧП и особенно квази-ГЧП характерны проекты ГЧП с ведущей ролью государства. Это связано с тем, что функции социально-экономического развития страны и регионов возложены в первую очередь на государство, и именно оно выступает инициатором общественно значимых ГЧП, в то время как бизнес пока отличается низкой активностью. В то же время с развитием ГЧП в России увеличивается доля проектов с паритетным участием государства и бизнеса, особенно это характерно для дорогостоящих и прибыльных проектов в сферах промышленности и жилого строительства, проектов комплексного развития территорий.
Классификация видов ГЧП как инструмента развития страны, регионов и муниципальных образований
Наименование проектов, где ГЧП выступает инструментом развития
Степень зрелости и формализации отношений в проектах
Проекты, отвечающие всем основным признакам ГЧП
Проекты квази-ГЧП – не отвечающие признакам ГЧП, но выполняющие часть его функций
Соотношение ролей государства и бизнеса
ГЧП с ведущей ролью государства
ГЧП с ведущей ролью бизнеса
ГЧП с паритетным участием государства и бизнеса
Отрасль экономики или социальной сферы
ГЧП в социальной сфере
Инфраструктурные проекты ГЧП
ГЧП в сфере жилого строительства
ГЧП в сфере промышленности
Межотраслевые проекты ГЧП (проекты комплексного развития территорий, создания кластеров и т.д.)
Характер государственного партнера
ГЧП федерального значения
ГЧП регионального значения
Смешанные ГЧП (межгосударственные, межрегиональные, межмуниципальные, разноуровневые)
Масштаб проектов ГЧП
Крупнейшие и крупные
Сроки реализации проектов
ГЧП со строго установленным сроком
ГЧП с плавающим сроком (до достижения некоторых экономически или социально значимых задач)
Условно бессрочные проекты
Партнерство, нацеленное на достижение инновационного эффекта
Партнерство, вызывающее вторичный инновационный эффект
Традиционное неинновационное партнерство
Источник: составлено автором.
Согласно признаку «Отрасль экономики или социальной сферы», помимо вышеназванных, выделяют также ГЧП в социальной сфере и инфраструктурные проекты ГЧП. Во всех этих проектах ГЧП выступает инструментом развития, поскольку они являются общественно значимыми.
С данным признаком тесно связан признак «Характер государственного партнера» (ГЧП федерального значения, ГЧП регионального значения, муниципально-частное партнерство, смешанные ГЧП (межгосударственные, межрегиональные, межмуниципальные, разноуровневые)). Комплексные общественно значимые проекты – обычно крупные дорогостоящие проекты федерального значения, инфраструктурные – могут быть межрегиональными (строительство автодорог, мостов и т.д.).
С вышеназванным признаком связаны признаки «Масштаб проектов ГЧП» и «Сроки реализации проектов». Проекты регионального значения – обычно средние проекты, муниципального – мелкие (часто квази-ГЧП). Что касается сроков, то для квази-ГЧП-проектов часто характерны проекты без строго установ-
ленных сроков.
Отдельным признаком выступает «Инновационная составляющая» проектов ГЧП. Партнерства, нацеленные на достижение инновационного эффекта, играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии и характерны для инновационно активных российских регионов. В то же время положительной тенденцией является образование на основе ГЧП в российских регионах технопарков, технополисов, особых экономических зон, кластеров в целях инновационного развития.
Таким образом, проектный подход к ГЧП задает классификацию форм ГЧП, определяющих типы его контрактов. Такая классификация распространена за рубежом и необходима и в российских условиях, поскольку в рамках нового государственного менеджмента имеет целью совершенствование государственной политики в части использования ГЧП как инструмента развития страны и ее регионов. Стратегический подход к ГЧП требует иной классификации – классификации видов ГЧП, которая позволяет объединять в одном проекте определенные совокупности различных видов ГЧП, создавая множество индивидуальных структур проектов для достижения единственной цели – максимально эффективного социально-экономического развития государства и его регионов. Иными словами, данная классификация позволяет не только сформировать характеристику системы ГЧП в стране и регионах и выявить применяемые в стране виды проектов, но и на основе анализа выбрать те из них, которые способны качественно развивать регионы и государство в целом. В совокупности эти классификации дополняют друг друга и формируют, в особенности вторая, представление об индивидуальной системе ГЧП в каждом конкретном государстве.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 13-12-42009 «Квази-ГЧП проекты как фактор становления и развития института государственно-частного партнерства в России».
Рецензенты:
Кудряшова И.А., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, зам. директора по научной и инновационной работе, Кемеровский институт (филиал), ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Кемерово;
Никитенко С.М., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, Кемеровский институт (филиал), ФГБОУ ВПО «РЭУ
им. Г.В. Плеханова», директор ООО «ИНЦП «Иннотех», г. Кемерово.
Источник: fundamental-research.ru