Государственное строительство и местное самоуправления это

Особенностью науки государственного строительства и местного самоуправления является то, что она имеет комплексный, межотраслевой характер. Систему органов публичной власти изучает целый ряд общественных наук — история государства и права, теория государства и права, политология, наука конституционного права, наука административного права и др.

Однако, для всех этих наук изучение системы органов публичной власти не является единственным объектом исследования; они рассматривают эти органы, исследуя лишь определенный срез общественных отношений относительно своего предмета, то есть фрагментарно. Так, философия изучает государство в контексте исследования общих закономерностей физического, социального и духовного мира, бытия и мышления и т.д. Общая история изучает государства в их конкретно-исторических проявлениях и значениях, прежде всего как особые исторические явления, как исторические факты, объективный эмпирический материал и содержательную характеристику социальной истории данного народа на определенном этапе его жизни. Наука же государственного строительства изучает организацию и деятельность органов публичной власти как свой основной объект из политических, экономических, правовых, организационных, социологических сторон в их единстве, что является чрезвычайно полезным для практических работников.

САМОУПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЕ 68йОбществозн9KL

Сфера государственного строительства и местного самоуправления имеет тесные связи со многими общественными науками. В частности, наука государственного управления вооружает науки государственного строительства знанием принципов организации государственного управления, теоретическими разработками вопросов принятия управленческих решений, проблем прогнозирования, планирования, координации, контроля, являющиеся общими методами работы органов публичной власти. Связи накуи государственного строительства с социологией оказываются как на теоретико-методологическом уровне (социология организаций, социология труда, другие многочисленные отраслевые и специальные социологические теории), так и на уровне емпірічних исследований (социометрия). Соціометричні методы исследования являются важным инструментом получения достоверной информации о работе органов публичной власти, помогают исследовать реальное представительство социальных слоев и групп населения в этих органах. Социальная психология помогает исследовать мотивацию поведения различных групп должностных лиц, проследить их связь с населением.

Не менее существенные связи объединяют науку государственного строительства и местного самоуправления с юридическими науками. В частности, история государства и права дает возможность рассматривать существующую систему органов государственной власти в общем контексте эволюции государственно-правовых явлений, а теория государства и права раскрывает основные закономерности возникновения, развития функционирования государства и органов местного самоуправления, выявляет сущностные признаки органов публичной власти и формы их деятельности. Однако наиболее тесно наука государственного строительства связана с отраслевыми науками, в первую очередь — с конституционным, административным и финансовым правом.

Как устроено местное самоуправление

Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, закрепляющие систему, организацию и формы деятельности органов публичной власти, их компетенцию, и таким образом служат правовым фундаментом для науки государственного строительства, которая, в свою очередь, углубленно изучает именно организацию работы, обращая особое внимание на практику деятельности органов публичной власти. Наука административного права имеет дело с правовыми нормами, определяющими организацию и формы деятельности исполнительных органов, статус и функции руководителей и сотрудников аппарата в органах публичной власти, и таким образом предоставляет науке государственного строительства знания относительно оптимального нормирование управленческих отношений. Наука финансового права изучает регламентацию порядка подготовки и принятия бюджетов, бюджетную и налоговую системы, а науку государственного строительства эти вопросы интересуют в аспекте исследования материально-финансовой основы организации и деятельности органов публичной власти.

Наука государственного строительства и местного самоуправления использует знания других наук не прямо и непосредственно, а только в преломлении под специфическим понятийно-правовым углом зрения своего предмета и методов, превращая их в свои составные части. Таким образом, развитие междисциплинарных связей государственного строительства с другими науками на современном уровне — это не простое заимствование в смежных наук готовых знаний и их непосредственное использование в своих исследованиях, а творческий процесс усовершенствования и углубления специфического юридического знания об организации работы органов публичной власти с учетом познавательного опыта и достижений других наук.

Читайте также:  Турция строительство атомной станции отзывы

Наука государственного строительства имеет свои функции, которые определяются, прежде всего, ее предметом. Как справедливо замечает по этому поводу Ю.н.тодыка, в функциях науки раскрываются ее сущность, назначение, роль для правотворческого и правоприменительного процессов, повышение политико-правовой культуры населения, специалистов-юристов, для учебного процесса. Среди функций науки государственного строительства и местного самоуправления на сегодня можно выделить следующие:

1. Гносеологическая — познание процессов организации и деятельности органов публичной власти.

2. Эвристическая — открытие общих закономерностей развития системы органов публичной власти, обоснование оптимальных моделей их организации и деятельности.

3. Прикладная — предоставление необходимых знаний практическим работникам для их применения в повседневной деятельности, при реализации должностными лицами своих полномочий, для оптимальной организации труда.

4. Прогностическая — выявление перспектив развития системы органов публичной власти, выдвижение прогнозов о следующие изменения элементов организации их деятельности (функций, компетенции, форм и методов работы и др.).

5. Воспитательная — привитие демократических принципов развития, уважения к закону.

Государственное строительство и местное самоуправление — наука относительно молодая, но ее значение для успешного воплощения в жизнь декларируемых Конституцией принципов суверенного, демократического, правового, социального государства постоянно увеличивается. Она интенсивно развивается, и можно с уверенностью сказать, что в Украине на сегодня формируется собственная научная школа государственного строительства и местного самоуправления.

Источник: lybs.ru

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

1.1. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом .

  1. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом .
  2. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом .
  1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
  2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству .
  3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории .

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Источник: pfr.gov.ru

Рейтинг
Загрузка ...