Государственный контракт на выполнение подрядных работ в строительстве

В соответствии с п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Закон о размещении заказов определяет государственный контракт как договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд (ч. 1 ст. 9).

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Типовые договора подряда на выполнение кадастровых работ

Представляется, что государственный контракт является особым видом соглашения.

Как указывалось в предыдущем параграфе настоящей главы, как правило, размещение заказа в сфере строительства осуществляется путем проведения аукциона, запроса котировок и у единственного подрядчика.

Стороны государственного контракта наиболее свободны в формировании условий при размещении заказа у единственного подрядчика, правда, в отдельных случаях, например, если осуществляется выполнение одноименных строительных работ для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. по одной сделке в течение квартала.

Что касается заключения государственного контракта на выполнение работ в сфере строительства по результатам аукциона или запроса котировок цен, то здесь воля сторон, и прежде всего участника размещения заказа (подрядчика), при определении условий государственного контракта существенно ограничена. Например, участник размещения заказа (будущий подрядчик), подавая заявку, фактически соглашается с условиями государственного контракта, так как Закон не допускает возможность заключения государственного контракта по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на работы с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ определяются в соответствии с положениями ст. 527 и ст. 528 ГК РФ, регулирующими поставку товаров для государственных нужд.

Представляется, что порядок заключения контракта, предусмотренный ГК РФ, применим лишь к отдельным случаям заключения государственного контракта на выполнение строительных работ при размещении заказа у единственного подрядчика, например, как ранее указывалось, когда осуществляется выполнение одноименных работ в сфере строительства для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в течение квартала. В этом случае государственный заказчик, руководствуясь ст. 528 ГК РФ, разрабатывает проект государственного контракта и направляет его подрядчику. В свою очередь, подрядчик, получивший проект контракта, не позднее тридцати дней подписывает контракт и возвращает один экземпляр заказчику, либо в случае несогласия с условиями контракта составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом заказчику, либо уведомляет заказчика об отказе от заключения государственного контракта.

6.4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

Государственный заказчик, получивший контракт с протоколом разногласий, должен в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с подрядчиком и известить его о принятии контракта в его редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Порядок же заключения государственного контракта по результатам проведения аукциона или запроса котировок цен регламентируется специальными нормами, предусмотренными Законом о размещении заказов, который существенно отличается от описанного выше порядка, предусмотренного ГК РФ.

Во-первых, государственный контракт на выполнение различного рода строительных работ, заключаемый по результатам проведения аукциона, может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона — со дня подписания протокола аукциона (ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов).

Предельный срок заключения контракта предусмотрен ГК РФ — не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

В отличие от аукциона, государственный контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола (ч. 7.1 ст. 47 Закона о размещении заказов).

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ч. 1.2 ст. 7.32), а именно наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб.

Во-вторых, участник размещения заказа (подрядчик) ограничен в формировании условий государственного контракта.

Если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен, условия такого контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок и предложением победителя.

Проект государственного контракта на выполнение работ в сфере строительства прилагается к документации об аукционе (в случае проведения аукциона по нескольким лотам прилагается проект контракта в отношении каждого лота) и является ее неотъемлемой частью. Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона, т.е. предложении государственного заказчика принять участие в аукционе, и документации об аукционе, а поскольку проект контракта является частью аукционной документации, следовательно, и менять его условия нельзя.

Пример. В проекте государственного контракта, размещенного заказчиком, предусматривалась предоплата подрядчику за выполнение работ в размере 30% от цены контракта. Следовательно, при заключении контракта недопустимо изменять данное условие, предусмотрев, скажем, что оплата производится по факту выполнения работ.

Государственный контракт на выполнение различного рода строительных работ заключается по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

Пример. Государственный заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту столовой. Начальная цена аукциона 850 тыс. руб. К участию в аукционе были допущены пять участников. Победителем аукциона был признан участник «А», предложивший цену 650 тыс. руб.

Предпоследнее предложение было сделано участником «В» и составило 700 тыс. руб. В этом случае государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту столовой будет заключен с участником «А» по цене 650 тыс. руб. В случае, скажем, уклонения «А» от заключения контракта контракт заключается с «В» по цене 700 тыс. руб.

Часть 7 ст. 37 Закона о размещении заказов предусматривает, что заказчик или уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

Аналогичные положения предусмотрены и в отношении запроса котировок. Например, ч. 8 ст. 47 Закона о размещении заказов предусматривает, что государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20 августа 2008 г. N 10541/08 обратил внимание, что заключение контракта на иных условиях, чем предусмотрено в документации, противоречит положениям Закона о размещении заказов. Аналогичные выводы Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации изложены в Определениях от 20 августа 2008 г. N 10552/08, от 20 августа 2008 г. N 10554/08.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение условий государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Например, ч. 1 ст.

7.32 КоАП предусматривает ответственность за заключение должностным лицом государственного заказчика государственного контракта по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на работы с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен. Указанное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Учитывая то, что государственный контракт является частью документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок, изменение условий ранее размещенного проекта контракта подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП. Пример.

В проекте государственного контракта, размещенного заказчиком, предусматривалась предоплата подрядчику за выполнение работ в размере 30% от цены контракта. Допустим, при заключении контракта заказчик изменил указанное условие, предусмотрев, что оплата производится по факту выполнения работ. В этом случае действия заказчика подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП.

Часть 1.1 ст. 7.32 КоАП предусматривает ответственность за аналогичное правонарушение, но для привлечения к ответственности по этой части указанной статьи необходимо наступление последствий в виде дополнительного расходования средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшения объема выполняемых работ для государственных нужд.

Таким образом, изменение проекта государственного контракта, являющегося приложением к документации об аукционе или к извещению о проведении запроса котировок, влечет за собой административную ответственность в отношении должностных лиц государственного заказчика. В связи с чем государственный контракт на выполнение работ в сфере строительства заключается на условиях, указанных в проекте контракта. Участник размещения заказа, подавая заявку, фактически соглашается с его условиями. Следовательно, с определенной долей условности государственный контракт можно назвать соглашением сторон.

По этим же основаниям невозможно заключение государственного контракта с протоколом разногласий ввиду несогласия с условиями контракта, за исключением отдельных случаев (например, когда осуществляется выполнение одноименных строительных работ для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в течение квартала).

В то же время Закон устанавливает требования к содержанию государственного контракта, которые носят как общий, так и специальный (т.е. имеют отношение только к контракту на выполнение работ в сфере строительства) характер.

К числу общих относятся условия о предмете, а также об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Размер неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 11 ст. 9). Министерство экономического развития и торговли РФ в своем письме от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам» обратило внимание на необходимость установления в контрактах обязательной ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств в виде неустойки.

В числе специальных требований ГК РФ (п. 1 ст. 766) указывает условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (к ним, в частности, относятся неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и т.д.).

При этом обращается внимание, что в случае, если государственный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (п. 2 ст.

766 ГК РФ). Следует учитывать, что, поскольку в качестве государственного заказчика выступает бюджетная организация, размер аванса (в случае его установления в государственном контракте на выполнение подрядных работ) не может превышать 30% (п. 6 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»). При этом необходимо обратить внимание, что установление авансовых платежей является правом, а не обязанностью заказчика, уполномоченного органа. В связи с чем, на наш взгляд, целесообразно в государственный контракт на выполнение подрядных работ включать условие об оплате работ (этапа работ) после их выполнения, дабы обезопасить себя со стороны недобросовестных подрядчиков.

В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, что также является специальным требованием. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). На данное обстоятельство обращается внимание и в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2008 г. N Ф04-4072/2008(7599-А75-23).

В государственный контракт включается также обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов), что способствует эффективному и своевременному исполнению государственных контрактов. Минэкономразвития России в указанном письме от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 рекомендовало государственным заказчикам устанавливать в контрактах поэтапную приемку результатов работ, что позволит заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны подрядчиков, поддерживать необходимый уровень контроля за действиями подрядчиков, в полном объеме использовать механизмы ответственности подрядчиков за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов.

Представляется, все названные условия отнесены законодателем в разряд существенных.

Отсутствие в контракте условий о предмете, об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ означает, что контракт не заключен.

Более того, согласно ч. 9 ст. 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» государственный контракт на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, должен предусматривать следующие существенные условия:

  • — стороной государственного контракта является застройщик, который осуществляет строительство многоквартирных домов;
  • — цена государственного контракта формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений, на приобретение которых субъектами Российской Федерации размещается заказ. Такая цена одного квадратного метра не должна превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, с учетом средней стоимости строительства многоквартирных домов для каждого субъекта Российской Федерации;
  • — обязательства застройщика осуществить завершение строительства многоквартирных домов и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на жилые помещения не позднее чем в течение шести месяцев с даты заключения государственного контракта. Устанавливая такие сроки, законодатель стремился защитить права граждан, так как зачастую строительство жилья затягивается на долгие годы;
  • — полная оплата государственного контракта осуществляется после государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на жилые помещения.

Наряду с этим согласно ч. 10 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» государственный контракт может содержать иные существенные условия, в том числе:

  • — возможность выплаты аванса в размере не более чем 30% цены государственного контракта;
  • — размер обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если в извещении о проведении запроса котировок субъектом Российской Федерации установлено требование обеспечения исполнения государственного контракта;
  • — возможность частичной оплаты государственного контракта после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта на выполнение строительных работ заказчики направляют в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган исполнительной власти следующие сведения:

  • — наименование заказчика;
  • — источник финансирования (например, бюджетные или внебюджетные средства);
  • — способ размещения заказа (например, путем проведения торгов в форме аукциона или без проведения торгов путем запроса котировок цен);
  • — дата проведения аукциона или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
  • — дата заключения контракта;
  • — предмет, цена контракта и срок его исполнения;
  • — наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) подрядчика.
Читайте также:  Виды кладки кирпича при строительстве

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2006 г. N 117 с 1 января 2007 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, является Федеральное казначейство.

В ряде случаев на практике заключаются трехсторонние государственные контракты. Наряду с привычной конструкцией «заказчик — подрядчик», появляется третья сторона — плательщик. Такие контракты возможны, когда работы выполняются, например, для нужд филиала заказчика. В этом случае юридическое лицо выступает в роли заказчика, а плательщиком является филиал.

Указанная конструкция договора соответствует ст. 421 ГК РФ, в соответствии с п. 2 которой стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Соответствует данная конструкция и п. 2 ст. 763 ГК РФ, согласно которой заказчик обязуется оплатить выполненные работы или обеспечить их оплату.

В данном случае заказчик фактически обеспечивает оплату выполненных работ. Кроме того, в случае неисполнения плательщиком обязательств по оплате, такие требования могут быть предъявлены заказчику — юридическому лицу, так как ответственность за действия своих филиалов несет юридическое лицо. Ответчиком в суде также будет являться юридическое лицо, в связи с чем подрядчикам не стоит опасаться тройственной конструкции.

После определения победителя как заказчик, так и участник размещения заказа не могут отказаться от заключения контракта. В противном случае каждая из сторон может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению контракта, а также о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от его заключения. Данные последствия предусмотрены п. 4 ст. 445, п. 5 ст. 528 ГК РФ.

Между тем на практике определенные сложности вызывает доказывание убытков.

Пример. Отказывая строительной компании в удовлетворении требований к заказчику о взыскании убытков в виде упущенной выгоды, вызванных уклонением от подписания контракта с победителем электронных торгов, суд указал, что сам факт незаключения договора не может свидетельствовать о причинении истцу убытков в виде упущенной выгоды. Согласно п. 1 ст.

782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, т.е. данным положением ограничено право исполнителя на полное возмещение убытков (п. 1 ст. 400 Гражданского кодекса РФ).

Какие-либо специальные правила на этот счет в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Бюджетном кодексе РФ отсутствуют. Поэтому несовершение со строительной компанией сделки по оказанию услуг не может привести к возникновению убытков в размере большем, чем если бы заказчик отказался от исполнения контракта после его заключения, но до начала исполнения его условий исполнителем (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2007 г. по делу N Ф08-7216/2006).

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона о размещении заказов в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании в понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Аналогичные положения предусмотрены и в отношении победителя аукциона, уклонившегося от заключения государственного контракта (ч. 2 ст. 38, ч. 13 ст. 41 Закона о размещении заказов).

Наряду с этим уклонившийся подрядчик рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что в последующем может служить основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, конкурсе или запросе котировок цен. На данное обстоятельство обращает свое внимание и Министерство экономического развития и торговли РФ в письме от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам».

Если участник размещения заказа не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если такое требование было установлено, он признается уклонившимся от заключения государственного контракта.

Кроме того, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, то в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются (ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37 Закона о размещении заказов).

Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 11 августа 2005 г. N С4-7/УЗ-938 «О Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» См.: ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005.

N 12. обратил внимание на то, что заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт в случае, если победитель аукциона уклоняется от его заключения, и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются. Заказчик также вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также возместить убытки в случае его уклонения от заключения такого контракта.

В то же время ч. 2 ст. 528 ГК РФ предусматривает право подрядчика отказаться от заключения государственного контракта. В свете вышеизложенного представляется, что данная норма в какой-то степени применима при размещении заказа у единственного подрядчика.

Закон о размещении заказов предусматривает случаи, когда заказчик после определения победителя аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного контракта, в том числе на выполнение работ в области строительства, обязан отказаться от его заключения с победителем аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт. Это установление следующих фактов:

  • 1) проведения ликвидации участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
  • 2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • 3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в заявке на участие в аукционе;
  • 4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
  • 5) наличия у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример. Участник размещения заказа «А», выигравший аукцион, при подаче заявки на участие в аукционе представил справку, что не находится в процессе ликвидации. Государственный заказчик обратился с запросом в арбитражный суд, от которого получил ответ, что победитель аукциона «А» находится в процессе ликвидации. В этом случае заказчик обязан отказаться от заключения государственного контракта с победителем аукциона.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 19 июля 2006 г. N С1-7/ОКУ-788 См.: ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2007. N 2., Закон устанавливает условия допуска организаций и граждан к участию в торгах.

Одним из условий допуска является представление конкурсной или аукционной комиссии определенных сведений, в том числе о наличии или отсутствии процедуры банкротства или ликвидации в отношении конкретного участника размещения заказа. Такими данными располагает только арбитражный суд, следовательно, суд и должен предоставить необходимые сведения в форме справки за подписью председателя суда или его заместителя.

Сведения о приостановлении деятельности участника размещения заказа заявитель может получить в службе судебных приставов (ст. 32.12 КоАП РФ), сведения о наличии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам — в налоговом органе.

Кроме того, следует иметь в виду, что запросить от арбитражного суда указанные сведения вправе государственный заказчик (уполномоченный орган), но не участники торгов.

Представляется, что данные разъяснения распространяются и на получение информации при проведении запроса котировок.

В случае установления указанных выше фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта заказчиком, составляется протокол об отказе от заключения контракта в срок не позднее следующего рабочего дня после дня установления изложенных фактов. Протокол подписывается заказчиком в день его составления и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым отказывается заключить контракт.

Законом существенно ограничена и возможность изменения условий государственного контракта.

Так, п. 1 ст. 767 ГК РФ предусматривает, что при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.

В данном случае подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ, что представляется не совсем справедливым, так как изменение срока выполнения работ вызвано уменьшением финансирования подрядных работ и вины заказчика в этом нет.

Следует отметить, что судебная практика идет по пути признания того, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от ответственности за выполнение договорных обязательств.

Пример. Судом был обоснованно отклонен довод заявителя об отсутствии финансирования со ссылкой на то, что данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения принятых на себя по договору обязательств (подробнее см. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 16630/06).

Пример. Отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения гражданско-правовых обязательств, взятых на себя путем подписания договора (подробнее см. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 2008 г. N 764/08).

Пример. Доводы управления о недостаточном финансировании из федерального бюджета в 2006 — 2007 гг. и в связи с этим об отсутствии вины в неисполнении обязательства и неправомерном взыскании с него неустойки судом не принимаются. Разрешая спор, суд не установил оснований для освобождения управления от ответственности в соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ (подробнее см. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 3864/08).

Пример. Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций правомерно исходили из положений ст. ст. 309, 310, 702 Гражданского кодекса РФ, указав, что отсутствие надлежащего финансирования департамента не освобождает его от выполнения принятых по договору обязательств по оплате работ (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2006 г. N А55-37243/05).

Учитывая вышеизложенное, а также то, что норма п. 1 ст. 767 ГК РФ является императивной, представляется целесообразным дополнить п. 1 ст. 767 ГК РФ после слов «причиненных изменением сроков выполнения работ» словами «если иное не предусмотрено государственным контрактом», отдав тем самым это на усмотрение сторон.

Изменение условий государственного контракта, не связанных с указанными в п. 1 ст. 767 ГК РФ обстоятельствами, как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

Так, до 1 января 2009 г. в случае, если это было предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.

Нарушение данного положения влечет за собой недействительность в этой части контракта (дополнительного соглашения). На данное обстоятельство обратил свое внимание и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 30 июня 2008 г. N 7551/08.

Как указывалось выше, данное положение действовало до 1 января 2009 г. После указанной даты такого права не предусмотрено. Позиция законодателя представляется нам не совсем правильной. Дело в том, что в процессе производства работ часто возникает необходимость в выполнении дополнительного объема работ, не предусмотренных техническим заданием, проектно-сметной документацией, в использовании большего количества материалов, возможно существенное возрастание стоимости материалов, энергоресурсов, работ, сокращение финансирования подрядных работ и т.д., что с неизбежностью влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в государственный контракт.

Пример. По результатам проведения аукциона был заключен государственный контракт на право выполнения работ по текущему ремонту спортзала. Цена контракта составляет 750 тыс. руб. Срок выполнения работ — 8 месяцев.

Спустя 3 месяца после заключения контракта стоимость строительных материалов выросла на 30%, в связи с чем возникает необходимость внести изменения в ранее заключенный государственный контракт в части увеличения цены. Между тем заказчик никогда не пойдет на изменение цены, так как это чревато наложением административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

В свете вышеизложенного представляется целесообразным предоставить сторонам право в случае необходимости вносить изменения в условия ранее заключенного между ними государственного контракта (например, в части увеличения или уменьшения объема работ, цены и т.д.).

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ ст. 65 Закона о размещении заказов дополнена ч. 9.1, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации устанавливает случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. включительно цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена, а также порядок и размер такого снижения цены контракта. При этом возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не осуществляется.

Цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Например, возможно на основании решения Правительства Российской Федерации изменение цены государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, если она составляет 10 млрд. руб. и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Также может быть изменена на основании закона субъекта Российской Федерации цена государственного контракта на выполнение работ для нужд субъекта Российской Федерации, заключенного на срок не менее чем три года, если она составляет 1 млрд. руб. и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ.

Оплата выполненных работ осуществляется по цене, установленной государственным контрактом. По соглашению сторон цена может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий исполнения контракта.

Кроме того, в случае расторжения государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств (например, в связи с невыполнением работ в установленный контрактом срок) по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом о размещении заказов заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Если до расторжения государственного контракта подрядчиком частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового государственного контракта объем выполняемых работ должен быть уменьшен с учетом объема выполненных работ по контракту, ранее заключенному с победителем аукциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально объему выполненных работ.

Читайте также:  Ошибки в проектно сметной документации в строительстве

Пример. По результатам проведения аукциона был заключен государственный контракт на выполнение капитального ремонта столовой между государственным заказчиком «А» и победителем аукциона «Б». В связи с существенным нарушением сроков сдачи работ контракт был расторгнут. В этом случае заказчик «А» вправе заключить государственный контракт с лицом, сделавшим предпоследнее предложение, — «В». Однако, учитывая, что частично работы «Б» были выполнены, государственный контракт с «В» заключается на невыполненный объем работ.

По общему правилу цена государственного контракта на выполнение подрядных работ является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением указанных выше случаев. В соответствии с ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

При исполнении государственного контракта на выполнение строительных работ не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, например, если юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму или происходит слияние двух юридических лиц, а ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свое существование.

В случае перемены государственного заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

Представляется, что российскому законодателю следует предусмотреть возможность и условия внесения изменений в государственный контракт, так как в настоящее время такая возможность не учитывает реалии общественной жизни и фактически сводится к нулю.

В соответствии с Законом о размещении заказов в случае внесения изменений в условия государственного контракта заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в уполномоченные на ведение реестров контрактов органы сведения, предусмотренные Законом (например, источник финансирования, предмет, цена контракта, срок его исполнения и т.д., т.е. все те сведения, о которых сообщалось после заключения контракта) и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта.

Расторжение государственного контракта в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. То есть в данном случае подлежат применению нормы ст. ст. 450 — 453 ГК РФ. В частности, контракт может быть расторгнут судом в связи с существенным изменением обстоятельств, существенным нарушением договора другой стороной и т.д.

Пример. Суд на основании комиссионного акта установил, что в 2007 г. подрядной организацией выполнен весь объем подрядных работ, представлена исполнительная документация. Замечания и претензии заказчика в комиссионном акте не отражены. Истец не представил в суд документальных доказательств того, что продолжение договорных отношений на измененных условиях повлекло для него невозможность достижения цели контракта либо причинило ущерб, в результате которого он лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2008 г. N Ф08-3275/2008).

Пример. Суд кассационной инстанции признал правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заключенные договоры расторгнуты. Возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке ввиду неисполнения заказа заявителем стороны предусмотрели при их заключении, что не противоречит требованиям закона (подробнее см. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 10363/08).

При этом следует учитывать, что в случае расторжения государственного контракта по требованию заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств подрядчик рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример. Между государственным заказчиком «А» и подрядчиком «Б» был заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству газовой котельной заказчика. Получив предоплату по контракту и выполнив лишь часть работ, недобросовестный подрядчик скрылся, тем самым сорвав сроки ввода в эксплуатацию газовой котельной заказчика.

Заказчик обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении государственного контракта и взыскании убытков. Кроме того, сведения о подрядчике были занесены ФАС России по представлению Управления ФАС субъекта РФ в реестр недобросовестных поставщиков. В связи с чем подрядчик в течение двух лет не сможет участвовать в торгах и в запросах котировок на территории Российской Федерации.

Заказчики в течение трех рабочих дней со дня расторжения государственного контракта должны направить в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган сведения об исполнении контракта. Аналогичная обязанность предусмотрена и в случае исполнения государственного контракта.

Источник: vuzlit.com

Государственный контракт на выполнение подрядных работ в строительстве

Государственный контракт на выполнение подрядных
строительных работ для государственных нужд № ____

«____» ______________ 200__ г.

(наименование организации — заказчика)

именуемый(-ое) в дальнейшем «Заказчик», действующий(-ее) в соответствии с распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 11 января 2006 года № 3-р «О передаче полномочий государственного заказчика на размещение заказов» и на основании __________________________ , в лице

(должность, Фамилия, Имя, Отчество)

имеющий(-ее) лицензию на осуществление функций заказчика–застройщика __________________ ,

с одной стороны, и _____________________________________________

(наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество физического лица)

именуемый(-ое) в дальнейшем «Генеральный подрядчик», имеющий(-ее) лицензию на производство строительной деятельности и строительно-монтажных работ _____________________________,

в лице ________________________________________________________ ,

(должность, Фамилия, Имя, Отчество)

действующего на основании _____________________________________ ,

(устава, положения, доверенности)

с другой стороны, заключили настоящий государственный контракт (далее — Контракт) о нижеследующем:

1. Предмет Контракта

1.1. Заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя генеральный подряд по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) ___________________________________________________________

(наименование объекта строительства)

(местонахождение объекта строительства)

1.2. Генеральный подрядчик обязуется выполнить все работы по настоящему Контракту (собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией с учетом возможных изменений объема работ в соответствии с условиями настоящего контракта.

1.3. Заказчик обязуется создать Генеральному подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему контракту, организовать приемку их результата и оплатить обусловленную договором стоимость строительства.

1.4. Основанием заключения настоящего Контракта для Сторон являются условия конкурса и решение Конкурсной комиссии Минстроя УР (протокол от «___» _______________ № ______ ).

2. Стоимость работ

2.1.* Стоимость работ по настоящему Контракту устанавливается:

Вариант I. — по условиям конкурса и составляет ______________________ ( _______________________________________________________ ) руб.,

(сумма цифрами и прописью)

Вариант II. — согласно условий конкурса стоимость работ определяется по проценту снижения затрат на строительство объекта.

Стоимость определяется с применением сметной базы 2001 года и соответствующих индексов изменения стоимости строительства по структуре затрат и конструктивным элементам, утвержденным Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Правительстве УР.

Накладные расходы и сметная прибыль определяется в процентном выражении по видам СМР от фонда оплаты труда согласно МДС 81-33.2004 г., МДС 81-25.2001г.

Понижающий коэффициент к индексу накладных расходов _______%.
Понижающий коэффициент к индексу сметной прибыли ________%.
Временные здания и сооружения по ГСН 81-05-01-2001 г. _______%.

Зимнее удорожание по ГСН 81-05-02-2001 г. _______%.

Коэффициент учитывающий дополнительные затраты, связанные с воздействием ветров ________ (при наличии справки местных органов гидрометеорологической службы).

Стоимость ресурсов отечественного несерийного производства, импортных материалов, допускается применять по решению Заказчика, а их стоимость определяется по предварительному согласованию с государственным заказчиком.

2.3. Источником финансирования являются средства _________________ _________________________________________________________________.

(бюджет Удмуртской Республики, федеральный бюджет, внебюджетные средства)

2.4. В случаях, когда срок завершения строительства Объекта в соответствии с графиком производства работ переходит на следующий год, цена Контракта корректируется с применением инфляционных индексов пересчета, утвержденных Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Правительстве УР, в пределах установленных законодательством Российской Федерации.

2.5.** В случаях, когда период строительства объекта превышает один календарный год, стоимость работ, поручаемых Генеральному подрядчику в текущем году, определяется по текущим ценам и составляет __________________________________________________________ рублей,

(сумма цифрами и прописью)

на следующий год цена оговаривается в дополнительном соглашении к настоящему Контракту.

* — Указывается один из вариантов, предусмотренных в условиях конкурса.

** — Если срок строительства не превышает текущего года, то пункт 2.5. не включается в условия настоящего Контракта. При переходе срока строительства на следующий год — в пункте 2.5. указывается стоимость работ на текущий год, объем финансирования на следующий год устанавливается дополнительным соглашением к настоящему Контракту.

3. Сроки выполнения работы

3.1. Работы по настоящему Контракту должны быть начаты и завершены Генеральным подрядчиком в соответствии с графиком производства работ, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение № ____ ), срок начала выполнения работ устанавливается с даты передачи по акту Генеральному подрядчику строительной площадки.

3.2. Продолжительность строительства составляет ___________________.

3.3. Начало строительства ________________________________.

(точная дата – день, месяц, год)

3.4. Окончание строительства _____________________________

(точная дата – день, месяц, год)

(в зависимости от годовых лимитов капитальных вложений).

3.5. На момент подписания настоящего Контракта дата окончания строительства является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства.

3.6. Условия и порядок внесения изменений оговорены в разделе 12 настоящего Контракта.

4. Порядок расчетов за выполненные работы

4.1. Расчеты между сторонами производятся в порядке казначейского исполнения обязательств перечислением денежных средств на расчетный счет Генерального подрядчика.

4.2. Согласно условий конкурса, оплата за выполненный объем работ по форме КС-3 производится Заказчиком с учетом удешевления на ________%.

4.3. Оплата производится по мере предоставления Генеральным подрядчиком актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 с исполнительной документацией до 26 числа текущего месяца в пределах утвержденного годового лимита финансирования. В случае предоставления актов Генеральным подрядчиком после 26 числа или без исполнительной документации, работы к оплате не принимаются.

4.4. Работы, выполненные с изменением или отклонением от проекта, не оформленные в установленном порядке, оплате не подлежат.

4.5.** Заказчик имеет право выплатить Генеральному подрядчику аванс в размере до 30 процентов от годового лимита финансирования, т.е. ___________________ (_____________________) рублей.

4.5. Сумма премии за своевременный ввод объекта в эксплуатацию устанавливается расчетом, согласованным сторонами, выплачивается в пределах стоимости строительства, установленной настоящим Контрактом.

4.6. Окончательный расчет за выполненные работы по Объекту производится Заказчиком после полного завершения строительства, включая устранение выявленных дефектов, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и предъявленного Подрядчиком счета-фактуры в течение 5 дней.

4.7. Заказчик, в пределах утвержденного сводного сметного расчета стоимости строительства, компенсирует Генеральному подрядчику (при необходимости) затраты, связанные с получением временных разрешений на провоз грузов при проезде по автомобильным дорогам в весенний период времени, для бесперебойного обеспечения строительства материальными ресурсами на основании подтверждающих документов. Генеральный подрядчик обеспечивает непрерывность работ на время закрытия движения по дорогам.

** — При выплате аванса, в Контракте должны быть установлены способы обеспечения исполнения обязательств Генерального подрядчика, предусмотренные главой 23 Гражданского Кодекса РФ.

5. Обязанности Генерального подрядчика

По настоящему Контракту Генеральный подрядчик обязан:

5.1. Принять по акту строительную площадку, выполнить все работы по строительству в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему, и сдать объект Заказчику в установленный срок в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию.

— производство работ в полном соответствии с проектами, сметами, рабочими чертежами и строительными нормами и правилами;

— качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами и техническими условиями;

— своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;

— бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока.

5.3. Нести ответственность за правильную и надлежащую разметку объекта по отношению к первичным точкам, линиям и уровням, правильность положения уровней, размеров и соотнесенности.

5.4. Возвести собственными силами за счет средств, предусмотренных на эти цели в сводном сметном расчете в соответствии с утвержденным проектом организации строительства, все временные сооружения.

5.5. Осуществить временные подсоединения коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке и подсоединения вновь построенных коммуникаций в точках подключения в соответствии с утвержденным проектом организации строительства.

5.6. Поставить на строительную площадку необходимые материалы, изделия, конструкции, строительную технику, оборудование, а также осуществить приемку, разгрузку и складирование всего оборудования и материалов, в том числе поставляемых Заказчиком согласно разграничительной ведомости поставок.

5.7. Генеральный подрядчик обязан принимать оборудование в монтаж с документацией предприятия — изготовителя, необходимой для монтажа. Вскрытие оборудования должно производиться в присутствии Заказчика.

5.8. В случае выявления некомплектности поставленного Заказчиком оборудования при приемке его для монтажа, либо обнаружении дефектов в оборудовании в процессе монтажа или испытаний Генеральный подрядчик обязан поставить в известность об этом Заказчика и принять участие в составлении соответствующего акта. Составление, акта в этом случае, и предъявление претензий к заводу-изготовителю или поставщику оборудования являются обязанностью Заказчика.

5.9. Информировать Заказчика о заключении договоров с субподрядчиками по мере их заключения. В информации должен излагаться предмет договора, наименование субподрядчика и его адрес.

5.10. При проведении проверок по целевому использованию бюджетных средств предоставлять Заказчику все необходимые документы и информацию по строительству объекта.

5.11. Не реже двух раз в год проводить с Заказчиком сверку взаимных расчетов.

5.12. Обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также установить освещение.

5.13. Согласовать с органами государственного надзора порядок ведения работ на объекте и обеспечить соблюдение его на строительной площадке.

5.15. Вывезти в двухнедельный срок со дня подписания акта о приемке завершенного строительством объекта за пределы строительной площадки принадлежащие Генеральному подрядчику или его субподрядчикам строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы, временные сооружения и другое имущество и строительный мусор.

5.16. Известить Заказчика за 5 дней до начала приемки о готовности ответственных конструкций и скрытых работ. Генеральный подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом, по требованию Заказчика Генеральный подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет.

В случае неявки представителя Заказчика в указанный Генеральным подрядчиком срок Генеральный подрядчик составляет односторонний акт. Вскрытие работ в этом случае по требованию Заказчика производится за счет Заказчика.

5.17. При готовности объекта Генеральный подрядчик в 3-х дневный срок должен известить об этом Заказчика.

5.18. Произвести индивидуальное испытание смонтированного оборудования и принять участие в комплексном его опробовании в присутствии представителя Заказчика.

5.19. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

— непригодности или недоброкачественности представленных Заказчиком материалов, оборудования, проектной документации;

— возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

Читайте также:  Ремонт или строительство аэродрома

— иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

5.20. Нести ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками.

5.21. Участвовать в процессе получения Заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Своевременно представлять необходимые документы.

5.22. Передать по окончании строительства Заказчику схемы расположения и каталоги координат и высот геодезических знаков, устанавливаемых при геодезических разбивочных работах в период строительства и сохраняемых до его окончания, и исполнительную документацию о выполненных строительных и монтажных работах.

5.23. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта.

6. Обязанности Заказчика

Для реализации настоящего Контракта Заказчик обязан:

6.1. Передать Генеральному подрядчику в 10-ти-дневный срок со дня подписания настоящего Контракта:

-по акту, подписанному Генеральным подрядчиком и Заказчиком, строительную площадку, пригодную для производства работ. Одновременно с этим Заказчик передает Генеральному подрядчику документы об отводе мест для складирования лишнего грунта и строительного мусора и карьеров для добычи инертного грунта, а также разбивку осей объекта и акт на право пользования землей;

— разрешение на строительство;

— порубочный билет, заключения по результатам лабораторных исследований грунта и другие документы, необходимые для получения ордера на производство подготовительных, земляных и строительных работ;

— технические условия на временное присоединение к сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации, а также места подключения временных источников электроснабжения для выполнения специальных работ.

6.2. Передать Генеральному подрядчику проектно — сметную документацию в объеме, в сроки и в составе, обеспечивающих выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с графиком производства работ, в 3-х экземплярах. Передаваемая документация должна быть составлена в соответствии с требованиями строительных норм и правил и согласована в установленном порядке.

6.3. В течение 5 дней после утверждения внутрипостроечного титульного списка представить его Генеральному подрядчику.

6.4. Произвести приемку и оплату работ, выполненных Генеральным подрядчиком, в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.

6.5. В случае необходимости привлечь для выполнения работ, связанных с вскрытием подземных коммуникаций, эксплуатационную организацию, а при выполнении этих работ Генеральным подрядчиком с его согласия — получить разрешение эксплуатационной организации и обеспечить ее надзор за выполнением указанных работ.

6.6. В случае необходимости обеспечить отключение и демонтаж необходимого оборудования и строений в зоне строительства, а также допуск в строения, через которые проходят проектные инженерные коммуникации.

6.7. До начала производства работ на объекте составить совместно с Генеральным подрядчиком ведомость разграничения поставки материалов и оборудования (при необходимости) в соответствии с графиком производства работ.

6.8. Обеспечить строительство Объекта материалами и оборудованием (поставка Заказчика), имеющими сертификаты соответствия.

6.9. В случае обнаружения некомплектности поставленного оборудования Заказчик обязан доукомплектовать оборудование в 20-дневный срок с момента составления акта, если иной срок не будет установлен в процессе строительства соглашением Сторон. Выявленные дефекты оборудования Заказчик обязан в срок, согласованный с Генеральным подрядчиком, устранить или заменить оборудование. По соглашению Сторон эти работы за отдельную плату могут выполняться Генеральным подрядчиком.

6.10. Заключать договоры на шеф — монтаж оборудования и вызывать персонал для шеф — монтажа.

6.11. Осуществлять технический надзор за строительством Объекта в соответствии с проектной документацией, условиями настоящего Контракта, требованиями нормативных документов в области строительства.

6.12. Обеспечить ведение авторского надзора за строительством.

6.13. В случае, когда Заказчик вносит изменения в переданную Генеральному подрядчику документацию, он обязан не позднее, чем за 30 дней до начала производства работ по измененной документации передать ее Генеральному подрядчику.

6.14. В случае прекращения строительства Объекта в 30-дневный срок принять решение о его консервации, оплатить выполненные работы, принять незавершенный строительством Объект под свою охрану. Порядок, сроки и стоимость консервации Стороны оформляют дополнительным соглашением.

6.15. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта.

7.1. Генеральный подрядчик осуществляет охрану строящегося объекта, а также охрану материалов, оборудования, строительной техники и другого имущества на территории огражденной строительной площадки от начала работ до завершения строительства объекта и приемки его Заказчиком.

7.2. После выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, части объекта или этапа работ Заказчик принимает объект или часть объекта под свою охрану и несет риск возможного его разрушения или повреждения или, соответственно, разрушения или повреждения принятой части.

7.3. До сдачи объекта Генеральный подрядчик несет ответственность за риск случайного его уничтожения и повреждения, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.

7.4. Генеральный подрядчик по согласованию с Заказчиком при необходимости заключает договор с охранной организацией, обеспечивающей усиленную охрану объекта и строительной площадки. Заказчик оплачивает Генеральному подрядчику затраты по охране на основании подтверждающих документов в пределах утвержденного сводного сметного расчета стоимости строительства.

8. Сдача и приемка работ

8.1. Заказчик назначает своего представителя на строительстве, который от его имени совместно с Генеральным подрядчиком осуществляет приемку выполненных работ по акту сдачи-приемки.

8.2. Генеральный подрядчик предоставляет Заказчику акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по формам КС-2 и КС-3 (в текущих и базовых ценах) с исполнительной документацией до 26 числа текущего месяца.

8.3. Заказчик в течение 3-х дней со дня получения акта сдачи-приемки работы и отчетных документов (материалов) обязан направить Генеральному подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.

8.4. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию или утвержденному проекту, сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение 7 дней после получения акта сдачи-приемки работ. Генеральный подрядчик обязан произвести необходимые исправления в течение _______ дней.

8.5. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, в соответствие с установленным порядком, действовавшим на дату его подписания.

8.6. Генеральный подрядчик передает Заказчику до начала приемки законченного строительством объекта два экземпляра исполнительной документации согласно перечню, переданному Заказчиком Генеральному подрядчику в соответствии с обязательством Заказчика в п. 6.2 настоящего договора, с письменным подтверждением соответствия переданной документации фактически выполненным работам.

8.7. Не позднее 15 дней после подписания акта сдачи-приемки законченного строительством объекта Генеральный подрядчик предъявляет Заказчику акт приемки выполненных работ и затрат о 100% готовности объекта и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 о завершении всего объема работ.

9. Гарантии качества по сданным работам

9.1. Гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные Генеральным подрядчиком по Контракту.

9.2. Генеральный подрядчик гарантирует достижение указанных в проектной документации показателей мощности объекта и возможность эксплуатации его на протяжении гарантийного срока, и несет ответственность за отступление от них.

9.3. Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается 24 месяца начиная с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

9.4. Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты (возникшие по вине Генподрядчика), препятствующие нормальной его эксплуатации, то Генеральный подрядчик обязан их устранить за свой счет и в установленные Заказчиком сроки. Для участия в составлен Генеральный подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 2-х дней со дня получения письменного извещения Заказчика. Гарантийный срок в этом случае устанавливается с момента устранения дефектов.

9.5. Указанные гарантии не распространяются на случаи преднамеренного повреждения объекта со стороны третьих лиц.

10. Контроль Заказчика за реализацией Контракта

10.1. Заказчик вправе осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством применяемых материалов.

10.2. Заказчик в целях осуществления контроля за строительством вправе заключать договор об оказании услуг по контролю за ходом и качеством выполняемых работ с соответствующей специализированной организацией или физическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Специализированная организация имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время в течение всего периода строительства.

10.3. Генеральный подрядчик ведет журнал производства работ, в котором отражается весь ход фактического производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Генерального подрядчика.

Заказчик ежемесячно, а при необходимости еженедельно проверяет и своей подписью подтверждает записи в журнале. Если он не удовлетворен ходом и качеством работ, то излагает свое мнение в журнале.

10.4. Генеральный подрядчик письменно за пять дней до начала приемки извещает Заказчика о готовности отдельных ответственных конструкции и скрытых работ.

10.5. Осуществляя контроль ведения работ, Заказчик не вмешивается в оперативно — хозяйственную деятельность Генерального подрядчика.

10.6. Превышения Генеральным подрядчиком проектных объемов и стоимости работ, не подтвержденные соответствующим дополнительным соглашением сторон, происшедшие по его вине, Генеральному подрядчику не оплачиваются.

10.7. При предоставлении аванса Генеральный подрядчик ежемесячно представляет отчет об использовании полученных в виде авансов средств — копии платежных документов, договора на размещение заказа.

11. Ответственность сторон

11.1. Генеральный подрядчик при нарушении договорных обязательств уплачивает Заказчику:

— за окончание строительства объекта после установленного срока по вине Генподрядчика — пеня в размере 0,01 % от цены Контракта за каждый день просрочки.

— за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества — пеня в размере 0,1 % от цены Контракта за каждый день просрочки;

— за нарушение сроков выполнения отдельных видов работ (срыв графика работ) — штраф в размере до 2 % стоимости данного вида работ. В случае обеспечения Генеральным подрядчиком своевременной сдачи объекта взысканные с него денежные средства подлежат возврату;

— за невыполнение обязательств по исправлению некачественно выполненных работ в сроки, установленные актом Сторон, зафиксировавшим дефекты, а в случае неявки Генерального подрядчика — односторонним актом, — неустойку в размере 3000 рублей за каждый день просрочки, но не более чем за 15 дней.

11.2. При несвоевременном устранении Генеральным подрядчиком выявленных дефектов, Заказчик вправе устранить дефекты своими силами за счет средств Генерального подрядчика.

11.3. В случае повреждения зеленых насаждений по своей вине при выполнении работ, предусмотренных Контрактом, Генеральный подрядчик обязан восстановить их за свой счет.

11.4. Уплата пеней не освобождает стороны от исполнения своих обязательств по настоящему Контракту и от возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств.

11.5. Уплата неустоек, а также возмещение убытков не освобождает стороны от исполнения своих обязательств в натуре.

11.6. Во всем остальном стороны несут ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение принятых на себя по настоящему Контракту обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Внесение изменений в Контракт

12.1. Заказчик вправе вносить изменения в объем работ, которые, по его мнению, необходимы, но не изменяют проект, по которому ведется строительство. В случае необходимости внесения изменений, по мнению Заказчика, он обязан направить письменное распоряжение, обязательное к выполнению для Генерального подрядчика, с указанием:

— увеличить или сократить объем некоторой указанной работы, включенной в настоящий Контракт;

— исключить некоторую указанную работу;

— изменить характер, качество или вид некоторой указанной работы;

— выполнить определенную дополнительную работу, необходимую для завершения строительства.

Если такие изменения повлияют на стоимость или срок завершения строительства, то Генеральный подрядчик приступает к их выполнению только после подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения, становящегося с момента его подписания неотъемлемой частью настоящего договора.

12.2. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию и в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 5% от стоимости строительства и не меняют характера работ, предусмотренных в настоящем договоре до момента внесения таких изменений. При этом договорная цена, определенная договором, корректируется.

12.3. Изменения графика производства работ, сроков поставки материалов и оборудования Заказчиком, если они могут повлиять на продолжительность строительства и его стоимость, производятся на основании дополнительного соглашения сторон, уточняющего стоимость и сроки строительства и становящегося с момента его подписания неотъемлемой частью настоящего договора.

13. Разрешение споров между сторонами

13.1. Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего Контракта, разрешаются сторонами путем переговоров, и возникшие договоренности в обязательном порядке фиксируются дополнительным соглашением сторон (или протоколом), становящимся с момента его подписания неотъемлемой частью настоящего Контракта.

13.2. При возникновении спора между Заказчиком и Генеральным подрядчиком по поводу недостатков выполненной работы или их причин и невозможности урегулирования этого спора переговорами по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет Генеральный подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Генеральным подрядчиком Контракта или причинной связи между действиями Генерального подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами — обе стороны поровну.

13.3. При отказе Генерального подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов Заказчик составляет односторонний акт на основе квалифицированной экспертизы, привлекаемой им за свой счет.

13.4. Если, по мнению одной из сторон, не имеется возможности разрешить возникший между сторонами спор переговорами, то он разрешается Арбитражным судом УР в установленном порядке.

13.5. До передачи спора в Арбитражный суд Удмуртской Республики Стороны примут меры по его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть рассмотрена, а по ней дан ответ в течение 15 дней с момента получения.

14. Срок действия и прекращение Контракта

14.1. Настоящий Контракт вступает в силу после подписания обеими Сторонами.

14.2. Заказчик вправе расторгнуть договор в случаях:

— задержки Генеральным подрядчиком начала строительства более чем на 20 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;

— систематического нарушения Генеральным подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ, влекущего увеличение срока окончания строительства более чем на 20 дней;

— несоблюдения Генеральным подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку строительства более чем на 20 дней;

— аннулирования лицензий на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках законодательства, лишающих Генерального подрядчика права на производство работ.

14.3. Расторжение государственного контракта оформляется письменным соглашением Сторон или вынесенным в установленном порядке решением судебного органа.

14.4. При расторжении государственного контракта:

— принять работы, фактически выполненные Генеральным подрядчиком с надлежащим качеством на момент расторжения настоящего контракта;

— в течение трех дней после получения от Генерального подрядчика подписать акты приемки выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 или дать мотивированный отказ;

— в течение пяти дней с момента получения средств, оплатить фактически выполненные работы Генеральному подрядчику.

14.5. Государственный контракт считается расторгнутым только при условии урегулирования Сторонами материальных и финансовых претензий по выполненным до момента расторжения контракта обязательствам.

15. Особые условия

15.1. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате строительства объекта по вине Генерального подрядчика или Заказчика, компенсируется виновной стороной. Ущерб, нанесенный этому лицу по непредвиденным причинам, возмещается сторонами на паритетных началах.

15.2. Стороны обязуются не разглашать, не передавать и не делать каким-либо еще способом доступными третьим организациям и лицам сведения, содержащиеся в документах.

15.3. Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные настоящим Контрактом, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения или протокола.

15.4. При выполнении настоящего Контракта стороны руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики.

15.5. Все изменения и дополнения к настоящему контракту или его приложениям действительны, если они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями сторон.

Настоящий Контракт составлен в 3-х экземплярах — по одному для каждой стороны, третий — для органа федерального казначейства.

Источник: files.stroyinf.ru

Рейтинг
Загрузка ...