Государственный проект по строительству

В минувшем пандемийном году нашей стране пришлось не только преодолевать санкционные и карантинные препятствия, но и участвовать в реализации совместных международных экономических проектов в условиях всемирной стагнации и политического давления на своих союзников. Это привело к некоторой коррекции планов и переключению усилий с традиционного сырьевого экспорта на проекты в сфере высоких технологий.

Труба с уменьшенным диаметром. В последние годы наиболее знаковым международным проектом России являлось масштабное строительство наземных и морских трубопроводов. Часть из них была реализована еще до разгула пандемии. В начале января 2020 года президенты России Владимир Путин и Турции Реджеп Эрдоган запустили долгожданный газопровод «Турецкий поток» мощностью 31,5 млрд кубометров в год, к участию в котором уже подключились главы Сербии и Болгарии. В ближайшие годы в бюджет этого проекта могут войти инвестиции Италии, Венгрии и Словакии, также заинтересованных в поставках российского голубого топлива по южному маршруту.

САМЫЕ ПРОВАЛЬНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ В МИРЕ

За месяц до запуска «Турецкого потока» российский «Газпром» и китайская CNPC открыли перевалку по другому знаковому газопроводу — «Сила Сибири» (38 млрд кубометров в год) от Чаяндинского месторождения Якутии до северных провинций КНР. В нынешнем году по нему в Поднебесную планируется перевалить 10 млрд кубометров, в следующем — 15 млрд. На паспортную мощность трубопровод должен выйти к 2025 году. Оценочная стоимость проекта — 1,1 трлн рублей, но, вероятнее всего, она будет выше из-за роста экономики Китая и повышения цен на металл.

Третий знаковый международный трубопровод, который должен был войти в строй еще в прошлом году, — «Северный поток-2». Однако камнем преткновения на пути реализации этого проекта стали политические баталии в США, где на фоне президентских выборов усилилось давление на Россию с введением санкций, касающихся наиболее ее чувствительных экономических перспектив. Главной из них стал как раз балтийский трубопровод, иностранные партнеры которого тут же угодили в санкционные списки Белого дома и вынуждены были выходить из проекта. В итоге России пришлось перебрасывать необходимую трубоукладочную технику аж с Дальнего Востока и достраивать газопровод своими силами. А запуск его в эксплуатацию отложен как минимум на год.

Впрочем, задержка с запуском пришлась на период мировой ковидной рецессии и падения цен на углеводородное топливо. Впервые за последние два десятка лет экспорт энергоносителей составил меньше половины общего российского экспорта (49,6%). Поставки за рубеж российской сырой нефти в 2020 году упали на 11% в натуральном выражении и на 41% в стоимостном (до 72,4 млрд долларов), поставки трубопроводного газа — на 10% в натуральном выражении и на 40% (до 25,2 млрд долларов).

Здесь как раз-таки в 2020 году наблюдалось почти отчаяние — весной падение цены за «бочку» доходило до 18 долларов при верстке федерального бюджета из расчета 40 долларов за баррель. Достижение Россией договоренности со странами ОПЕК+ позволило сначала стабилизировать мировые цены на нефть, а затем и практически восстановить их на докризисном уровне (сегодня цена уверенно подбирается к 70 долларам).

8. Проект организации строительства в рабочей документации. Мое мнение

«Если наличие противоковидной вакцины поможет обуздать пандемию и оживит экономику еврозоны наравне с китайской, это позволит российскому ТЭКу активизировать международное сотрудничество в данной сфере, — считает аналитик Oil Consulting Борис Рычков. — Пока же отечественной экономике приходится искать другие пути к международному сотрудничеству. Прежде всего в перспективной сфере высоких технологий».

Все выше, и выше, и выше. Собственно, нельзя сказать, что Россия — новичок в этой области. За последнее десятилетие отечественные ученые, ведущие НИИ и промышленные предприятия периодически подключались к различным высокотехнологичным международным проектам.

К примеру, уже несколько лет Россия сотрудничает с семью мировыми державами в реализации проекта строительства на юге Франции международного экспериментального термоядерного реактора ITER. От нашей страны в проекте участвуют такие крупные игроки, как госкорпорация «Росатом», Курчатовский институт, НИИ ЭФА имени Ефремова, Институт прикладной физики РАН, ФТИ имени Иоффе, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований ТРИНИТИ и др. На их долю приходится создание одной из сложнейших и дорогостоящих частей реактора — коммутационной аппаратуры, шинопроводов и энергопоглощающих резисторов для электропитания и защиты сверхпроводящей магнитной системы реактора ITER. Сегодня Россия производит сверхпроводники для реактора, причем для этого даже пришлось построить новый цех по промышленному производству сверхпроводников мощностью 30 тонн в год на заводе «Росатома» в городе Глазове. У нас также производятся большие сверхпроводниковые магниты для проекта, гиротроны для нагрева плазмы и другое оборудование.

Другой известный мировой проект с участием России — CERN — европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, расположенная на границе Швейцарии и Франции, вблизи города Женевы. В данный момент основным проектом этой организации является Большой адронный коллайдер (БАК). Сверхмощные магниты, которые лежат в основе ускорителя частиц, по большей части изготовлены в России. Над созданием БАК трудились и трудятся более 700 российских специалистов. Кроме этого, другие отечественные предприятия выполнили заказов для ЦЕРН на общую сумму 120 млн долларов.

Читайте также:  Процесс управления договорами в строительстве

В 2002 году Россия в числе 12 государств вошла в капитал (27%) проекта XFEL — международный проект по созданию самого крупного в мире лазера на свободных электронах, предназначенного для наблюдения за ходом химических реакций. Гигантская лазерная установка (длина — 3,4 км) запущена в 2017 году на территории Германии от 6 до 38 метров под землей близ Гамбурга.

Ее создание реализовано на принципах, открытых еще советскими учеными. Их российские правопреемники осуществляли для этого проекта поставки криогенных и вакуумных систем XFEL и другого оборудования.

Важной научной кооперацией отечественной науки стало участие в проекте создания FAIR — европейского центра по исследованию ионов и антипротонов. Россия — основной поставщик оборудования и его совладелец с долей 20%. Помимо этого, Россия участвует в различных космических исследованиях вроде российско-европейского проекта по изучению Марса ExoMars (с 2016 года); «Спектр-РГ» — совместного с Германией проекта космической обсерватории, изучающей Вселенную в рентгеновском диапазоне из точки Лагранжа L2; проекта NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) — строительства ускорительного комплекса на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне с целью изучения свойств плотной барионной материи.

Пандемия внесла коррективы и в эти проекты, затруднив общение научных специалистов. Но сами задумки по-прежнему актуальны и продолжают реализовываться в нынешнем году.

Пути с дорогами. Вероятно, наиболее активными международными проектами, не подвергшимися политическому давлению извне, стали проекты в области атомной энергетики и транспорта. «Росатом» в последние годы является абсолютным лидером на мировом рынке, работая в 12 странах и строя сразу 36 энергоблоков. Россия вышла на такие ключевые рынки, как КНР, Индия, Турция, Финляндия, Венгрия, Иран, Бангладеш, Вьетнам. Подписаны соглашения о сотрудничестве с ЮАР, Иорданией, Индонезией, Казахстаном и другими. Уже в марте 2021 года начато строительство 2-го энергоблока АЭС Аккую в Турции.

«Сотрудничество в атомной сфере отнюдь не ограничивается строительством энергоблоков, — уверен эксперт Фонда энергетической безопасности Владимир Мальцев. — Заход «Росатома» на местные рынки означает поставки сырья, запчастей, обслуживание и ремонт оборудования, утилизацию отработанного ядерного топлива. Это международные проекты, рассчитанные на десятилетия».

Но еще более перспективные проекты с участием зарубежных партнеров у России сегодня в сфере транспорта. В первую очередь железнодорожного. В число долгосрочных соглашений о сотрудничестве в этой области входит создание трансграничной железнодорожной высокоскоростной магистрали «Евразия» по маршруту Берлин — Урумчи (почти 9,5 тыс. км), затрагивающей интересы более чем десятка стран (с ответвлениями). Магистраль станет частью современной транспортной системы «Новый шелковый путь» и создаст альтернативу морскому пути с Дальнего Востока в Европу.

Как рассказали в Межправительствен-ной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, нынешнее взаимодействие двух стран в значительной мере способствует ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и достижению установленных лидерами государств целевых ориентиров по наращиванию взаимного оборота товаров и услуг до 200 млрд долларов к 2024 году. Сегодня существует целых 70 значимых проектов с общей суммой заявленных инвестиций 112 млрд долларов, реализуемых в неэнергетической сфере. В России реализуется 65 проектов на 106,2 млрд долларов, в Китае — 5 проектов на 5,8 млрд долларов. Их география имеет широкий региональный охват и отраслевую направленность.

В комиссии уточнили, что с 2014 года 17 инвестпроектов, включенных в перечень значимых, уже сданы в эксплуатацию. Среди них — проекты «Освоение Быстринского месторождения в Забайкальском крае» и «Создание Российско-Китайского агрохолдинга на Дальнем Востоке с АО «Легендагро Холдинг». К 2020 году первая партия медного концентрата Быстринского горно-обогатительного комбината была экспортирована в Китай, а АО «Легендагро Приморье» совершило первую экспортную поставку нескольких тысяч тонн кукурузы. Завершены работы по строительству пограничного мостового перехода через реку Амур (Хэйлунцзян) Благовещенск — Хэйхэ. Российская и китайская стороны намерены предпринять все необходимые меры для скорейшего запуска движения по новому мостовому переходу.

Одним из транспортных ответвлений «Евразии» должна стать и реализация проекта «Победа» — модернизация железнодорожной инфраструктуры из России в КНДР до станции Пхеньян — Восточный общей стоимостью 25 млрд долларов.

Кроме того, РЖД принимает участие в электрификации 495-километрового участка железной дороги в Иране, а также на Кубе и в Сербии. В этой балканской стране планируется начать работы по созданию Единого диспетчерского центра управления движением поездов, реконструкции, модернизации и строительству двухпутной железной дороги Белград — Стара Пазова — Нови Сад — Суботица — Государственная граница, по реконструкции и модернизации железнодорожной линии Вальево — Врбница — Государственная граница с Черногорией протяженностью 210 км.

Источник: eurasianmagazine.ru

Курируемая Минпросвещения России масштабная программа по созданию новых школ объединила ВЭБ.РФ, «Сбер» и Группу компаний «Просвещение»

На сессии «Большая перемена: инвестируем в будущее» в рамках Петербургского международного экономического форума, в которой принял участие Министр просвещения Сергей Кравцов, состоялось торжественное подписание первых соглашений с десятью российскими регионами о намерении участвовать в проекте создания новых школ. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» также объявила о формировании новой структуры под названием «ПроШкола» для координации проекта. Это очередной шаг в рамках самой масштабной в стране программы государственно-частного партнёрства по созданию новых школ, оснащённых передовым оборудованием и лучшими инфраструктурными решениями. Данная программа – одна из ключевых составляющих национального проекта «Образование». Её курирует Минпросвещения России.

Читайте также:  Бизнес в строительстве с минимальными вложениями

Компания «ПроШкола» – это утверждённый Правительством Российской Федерации концессионер, с которым субъекты и муниципальные образования могут заключать концессионные соглашения без конкурса для создания новых школ в рамках государственной программы по развитию образования. Вхождение ВЭБ.РФ в капитал «ПроШколы» осуществляется в соответствии с развиваемой совместно «Сбер» и ВЭБ.РФ повесткой государственно-частного партнёрства в сфере образовательной инфраструктуры. «Сбер» планирует выступить в качестве ключевого финансового партнёра ООО «ПроШкола» при реализации проектов по строительству школ с использованием механизма концессии.

«По итогам пилотных отборов проектов в рамках программы мы видим заинтересованность субъектов в реализации концессионных соглашений, а появление системного федерального игрока с ускоренной процедурой подготовки и реализации проектов обеспечит возможность исполнения поставленной Президентом задачи», – прокомментировал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Партнёры планируют реализовывать проекты в более чем 50 регионах Российской Федерации. Благодаря решению Правительства сроки реализации проектов будут сокращены, что является критически важным для обеспечения ввода школ к 2024 году, когда ожидается максимальная, пиковая нагрузка из-за увеличения количества учащихся.

«Новая стратегия ВЭБ.РФ направлена на создание партнёрств. Уверены, что амбициозная и социально важная задача по созданию школ может быть реализована только в рамках такой модели. Правление ВЭБ.РФ приняло решение поддержать вхождение государственной корпорации в капитал «ПроШколы» во исполнение поручений Президента. Ключевой нашей задачей видим методологическую и организационную поддержку субъектов Российской Федерации в целях получения мер государственной поддержки по проектам, которые планируется реализовать при участии «ПроШколы». Планируем содействовать разработке схем организации финансирования проектов и участвовать в финансировании проектов, реализуемых «ПроШколой» с участием банков-партнёров», – отметил Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

В рамках реализации проекта по строительству новых школ в регионах во время сессии Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов подписал соглашения с главами десяти регионов:

  • Владимирская область,
  • Иркутская область,
  • Красноярский край,
  • Московская область,
  • Омская область,
  • Республика Бурятия,
  • Республика Саха (Якутия),
  • Самарская область,
  • Ханты-Мансийский автономный округ,
  • Новгородская область.

«Реализация проектов на базе ООО «ПроШкола» – разумное применение наработанных нами компетенций в проектах государственно-частного партнёрства, опыта в школьных концессиях и своевременный ответ на запрос Министерства просвещения Российской Федерации и различных субъектов по созданию новых, отвечающих современным требованиям образовательных объектов через концессионный механизм. Мы планируем выступать в таких проектах не только основным финансовым партнёром, но и оказать организационную и методологическую поддержку», – прокомментировал заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк» Анатолий Попов.

«Обеспечить возможность масштабирования деятельности «ПроШколы» во всех субъектах России можно только в партнёрстве с сильными финансирующими организациями. Мы рады объявить о партнёрстве со «Сбером» и ВЭБ.РФ в рамках развития «ПроШколы». Группа компаний «Просвещение» видит своей задачей не только содействие концессионеру в организации технологического оснащения объектов в образовании современными средствами обучения и воспитания, но и содействие органам исполнительной власти в создании и наполнении кадрами подготовленных педагогических и административных работников будущих государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также в трансфере лучших практик в сегменте дополнительного образования для будущих учащихся школ», – сказал Президент Группы компаний «Просвещение» Владимир Узун.

При участии учеников, учителей и директоров школ на сессии «Большая перемена: инвестируем в будущее» обсудили подходы к решению задачи создания более 1300 новых школ, поставленной Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации и корпорацией развития «ВЭБ.РФ». В рамках новой программы Минпросвещения России и ВЭБ.РФ предполагается реализовать за счёт привлечения внебюджетных источников более 500 новых объектов. Программа строительства школ потребует 235 млрд рублей из федерального бюджета и 295 млрд рублей из внебюджетных источников. ВЭБ.РФ готов выступить как софинансирующая организация, способствующая привлечению средств от банков-партнёров в концессионные соглашения. Участие государственной корпорации – не более 30% от совокупного объёма требующихся внебюджетных средств в рамках программы (около 90 млрд рублей).

Правила финансирования строительства школ при поддержке ВЭБ.РФ, в том числе на принципах государственно-частного партнёрства, зафиксированы в постановлении Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования». Программа позволит создать в стране свыше 647 тыс. новых современных школьных мест. Её реализация является одним из важных элементов достижения ключевой цели нацпроекта «Образование» – вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2030 году.

Справочно

Петербургский международный экономический форум – уникальное событие в мире экономики и бизнеса. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации.

Форум является ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом.

Читайте также:  Оценка эффективности строительства дорог

В 2021 году ПМЭФ проходит со 2 по 5 июня. Основная тема форума – «Снова вместе. Экономика новой реальности».

Источник: edu.gov.ru

ТОП-5 масштабных строек России 2020 года. Проекты стоимостью более 100 млрд рублей

Центральный пункт сбора нефти на Тортасинском месторождении в ХМАО

Источник фото: avk-group.pro

Объём инвестиций: 760 млрд рублей
Стадия реализации проекта: одобрена проектная документация
Планируемые сроки ввода в эксплуатацию: 2028 год

В середине августа Омским филиалом Главгосэкспертизы РФ была одобрена проектная документация (в том числе результаты инженерных изысканий) на строительство центрального пункта сбора нефти. В качестве генерального проектировщика выступает компания «Тюменский нефтяной научный центр».

На возведённых объектах добываемое углеводородное сырьё будет разделяться на попутный нефтяной газ, товарную нефть и пластовую воду. Мощность пункта сбора рассчитана на годовое производство 3,5 млн тонн нефти, 565,2 млн куб. м газа и 1,37 млн тонн пластовой воды.

Строительство ЦПС будет осуществляться в 7 этапов. В рамках проекта предусмотрено возведение химико-аналитической лаборатории, площадок электросетевого, технологического и контрольно-измерительного оборудования, а также стальных резервуаров, дренажных ёмкостей и иных сооружений и объектов для подготовки углеводородного сырья.

Газохимический комплекс в Усть-Луге

Источник фото: gazprom.ru

Объём инвестиций: 700 млрд рублей
Стадия реализации проекта: подписано кредитное соглашение на строительство комплекса
Планируемые сроки ввода в эксплуатацию: 2024 год

В ноябре 2020 года между ООО «Балтийский химический комплекс» и госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ» было подписано соглашение о выдаче кредита в размере 111 млрд руб. для финансирования начального этапа реализации проекта по возведению в районе морского порта Усть-Луга газохимического комплекса.

Объект станет самым мощным предприятием по объёмам переработки газа в России и крупнейшим производителем СПГ на территории Северо-Западной Европы. Производительность комплекса составит 45 млрд куб. м переработанного газа в год, выработка — 2,2 млн тонн СУГ (сжиженных углеводородных газов), 13,3 млн тонн СПГ (сжиженного природного газа), 3,6 млн тонн этана и 19 млрд куб. м сухого газа. При этом оставшийся после переработки природный газ (около 19 млрд куб. м) будет подаваться в газотранспортную систему «Газпрома».

По словам председателя правления и заместителя председателя совета директоров ПАО «Газпром» Алексея Миллера, для реализации данного проекта необходимо инвестировать более 700 млрд руб.

Находкинский завод минеральных удобрений

Источник фото: nzmu.ru

Объём инвестиций: 200 млрд рублей
Стадия реализации проекта: разработка проекта (геологические изыскания)
Планируемые сроки ввода в эксплуатацию: 2023 год

В начале 2020 года ВЭБ.РФ, Банк ВТБ и Фонд развития Дальнего Востока и Арктики открыли финансирование строительства завода минеральных удобрений вблизи крупного порта Находка. Мощность предприятия рассчитана на производство 2 млн тонн метанола, 2,2 млн тонн аммиака и 2 млн тонн карбамида ежегодно. Строительство завода ведётся в рамках EPC-контракта «под ключ», в качестве подрядчика выступает международная компания по возведению газохимических заводов — China Chengda Engineering Co., Ltd.

В декабре текущего года был закончен первый этап изыскательских работ на площадке будущего предприятия. Это целый комплекс исследований, от которых зависят качество проекта и безопасность будущего завода. Надо сказать, что данный проект обеспечит 1 505 дополнительных рабочих мест в Находкинском городском округе.

Электрометаллургический комплекс в Выксе

Источник фото: gge.ru

Объём инвестиций: 150 млрд рублей
Стадия реализации проекта: инженерные изыскания получили положительное заключение, также подписан контракт на поставку оборудования для завода
Планируемые сроки ввода в эксплуатацию: 2024 год

Проект строительства будущего завода в Нижегородской области (Выкса) реализует проектная компания «Эколант», аффилированная с Объединённой металлургической компанией (АО «ОМК»). Осенью 2020 года был подписан договор о сотрудничестве с итальянской компанией Danieli на поставку оборудования для будущего производства общей стоимостью €400 млн. Данный проект является пилотным для российской металлургии. В нём предусмотрены решения, благодаря которым выбросы углекислого газа снизятся на 70% по сравнению с конвертерной технологией изготовления стали.

На новом комплексе будет производиться широкая линейка стальной продукции для колёсопрокатного и трубного производств. Выпущенная сталь будет иметь три основных формата разливки: круглая трубная и колёсная заготовки, а также толстый сляб. Продукция будет отгружаться на предприятия Объединённой металлургической компании и другим потребителям. Новый завод обеспечит 2 000 дополнительных рабочих мест.

Хабаровская ТЭЦ-4

Источник фото: rushydro.ru

Объём инвестиций: 100 млрд рублей
Стадия реализации проекта: одобрена техническая часть проекта строительства
Планируемые сроки ввода в эксплуатацию: 2025 год

В ноябре 2020 года стало известно, что техническая часть проекта строительства Хабаровской ТЭЦ-4 получила положительное заключение от Главгосэкспертизы.

Предусмотренная в проекте электрическая мощность комплекса составит 328 МВт, тепловая — 1 374 Гкал/ч. В среднем за год будет вырабатываться порядка 1,6 млрд кВт*ч электроэнергии. Главный корпус ТЭЦ-4 будет включать в себя котельное и турбинное отделения, а также электротехнические и другие производственные помещения. На территории станции будут размещены насосные станции, дизель-генераторная установка, комплекс теплофикационной установки и прочие сооружения. Новая ТЭЦ будет работать на природном газе, который является самым экологичным видом ископаемого топлива.

Стоит отметить, что ТЭЦ-4 будет возведена на территории ныне действующей ТЭЦ-1, которая эксплуатируется с 1954 года. Планируется, что строительство новой станции ПАО «РусГидро» начнёт в 2021 году.

Источник: exkavator.ru

Рейтинг
Загрузка ...