Гпзу это такое в строительстве

Содержание

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ в ГрадК РФ (а также в иные правовые акты) внесены изменения. Указанные изменения затрагивают в том числе и регулирование процедур, связанных с градостроительным планом земельного участка (далее – ГПЗУ). Применительно к ГПЗУ изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ).

Я думаю, что вполне уместен анализ соответствующих изменений, как и взгляд на вопросы, связанные с действующим регулированием, практикой.

Отмечу, конечно, что де-факто в нашей стране многие объекты капитального строительства (далее – ОКС) возводятся и в отсутствие разрешения на строительство, и без привлечения лиц, действительно компетентных в вопросах строительства. Чего уж говорить о пренебрежении к «какому-то» ГПЗУ.

Но де-юре ГПЗУ является весьма важным документом в сфере строительства: ГПЗУ необходим не только для получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 и п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ), но и для подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ, пп. «б» и пп. «т» п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв.

Что такое градостроительный план земельного участка. Как получить ГПЗУ? Разрешение на строительство.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87). А на месте рядового гражданина, желающего приобрести земельный участок для целей строительства, я бы предпочел сначала взглянуть в том числе и на ГПЗУ, и только потом уже ставил бы подпись в договоре купли-продажи земельного участка.

1. ГПЗУ и его назначение

Еще в 2013 г. Президиум ВАС РФ весьма корректно и лаконично раскрыл понятие «градостроительный план земельного участка»:

«градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок» (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст.

41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст.

57.3.

Ст. 57.3 ГрадК РФ предусмотрены уже более близкие к реалиям положения:

– ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка (ч. 1);

– источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ГКН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2).

На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

2. Информация, содержащаяся в ГПЗУ

Отмечу лишь то, что, судя по изменениям (особенно, если взглянуть на ч. 7 и ч. 8 ст. 57.3 ГрадК РФ), органы местного самоуправления начнут более серьезно подходить к обязанности указывать в ГПЗУ информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям ИТО.

Новая форма ГПЗУ была утверждена еще в 2016 г. – Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». Главным ее элементом (как и применительно к старой форме) для большинства субъектов градостроительной деятельности является чертеж ГПЗУ (п. 1 формы), который выглядит примерно так. Особое внимание уделяется месту допустимого размещения ОКС, т.н. «пятну застройки».

Зачастую ограничения, связанные с конкретным земельным участком, влекут выполнение чертежа ГПЗУ с таким «пятном застройки», который весьма неприятно удивляет правообладателя земельного участка (если, конечно, о соответствующих ограничениях он не знал ранее). А не знать о каком-либо ограничении (коих тьма) или иметь о каком-либо ограничении не вполне корректное представление – далеко не редкость в наших реалиях. Однако это уже другой вопрос (немного о нем здесь).

3. Получение ГПЗУ

Ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ в действующей редакции, регулирующая процедуру выдачи ГПЗУ, отличается своей лаконичностью: «Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Это влекло (и влечет до сих пор) огромное количество споров, в том числе и не доходящих до судов, относительно перечня документов, которые необходимо представить для подготовки и утверждения ГПЗУ, и перечня лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением.

С одной стороны, ВС РФ прямо указал, что: «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица» (определение ВС РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11).

Да и многие административные регламенты такой позиции не противоречат. Примером может служить п. 14 раздела II административного регламента предоставления администрацией МО г. Краснодар муниципальной услуги «Выдача ГПЗУ», утв. постановлением администрации МО г. Краснодар от 6 июля 2012 г. N 5635: «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту (далее — заявление);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица — доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);

3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) ».

С другой стороны, как показывает практика, чем дальше населенный пункт находится от административного центра субъекта РФ, тем всё более странными тонкостями обрастает получение ГПЗУ – заявителю могут сообщить о необходимости представить топографическую съемку территории земельного участка, об иных сомнительных необходимостях. В некоторых субъектах РФ разъяснят, что существует плата за выдачу ГПЗУ.

ГрадК РФ в будущей редакции относительно вопроса получения ГПЗУ всё так же лаконичен. Следует лишь отметить, что в редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2017 г., срок выдачи ГПЗУ составляет 20 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрадК РФ), в действующей редакции – 30 дней (ч. 17 ст.

46 ГрадК РФ).

Новая редакция ГрадК РФ предусматривает также положение о том, что если в соответствии с ГрадК РФ размещение ОКС не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (ч. 4 ст.

57.3 ГрадК РФ). Примером этому, полагаю, может служить комплексное освоение территорий – ч. 1 ст. 46.4 ГрадК РФ. По существу, речь идет о масштабных строительных проектах.

Смутило указание в ч. 5 ст. 57.3 ГрадК РФ именно на правообладателя земельного участка. Почему законодатель решил прямо исключить из перечня заявителей иных заинтересованных лиц – вопрос. Особенно, если рассматривать интересы потенциальных приобретателей земельных участков.

Таким лицам, на мой взгляд, больше нужны превенции (механизмы ex ante ), а не право бегать ex post по нашим судам с разнообразными исками, узнав только впоследствии, что на земельном участке даже хозблок метр на метр нельзя возвести. Да и такие «забеги с исками» будут иметь смысл, по сути, только при наличии соответствующих заверений, условий об ответственности в договоре об отчуждении земельного участка.

4. Срок действия ГПЗУ

Ранее в судебной практике можно было встретить нечто подобное: «представленный обществом градостроительный план земельного участка соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 «О форме градостроительного плана земельного участка». Ссылка заинтересованного лица на истечение срока действия данного документа неправомерна» (постановление ФАС СКО от 30 ноября 2011 г. по делу N А32-8038/2011).

Читайте также:  Проект планировки и проект межевания для строительства дороги

Однако с 1 июля 2017 г. применительно ко всем выдаваемым ГПЗУ устанавливается срок действия такого документа – 3 года со дня выдачи, ч. 10 ст. 57.3 ГрадК РФ: «информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается».

При этом прямо в законе не указано как быть в ситуации, если после выдачи ГПЗУ произойдут релевантные изменения. К примеру, изменятся правила землепользования и застройки (ПЗЗ на территории МО г. Краснодар так-то четыре раза изменялись за 2016 г.), и действующее регулирование станет в корне отличаться от информации, содержащейся в ГПЗУ. Будет ли возможность получить разрешение на строительство, представив ГПЗУ, выданный до изменений?

В судебной практике существуют примеры, которые свидетельствуют о положительном ответе на данный вопрос: «Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что представленный предпринимателем в администрацию градостроительный план от 20.02.2007, соответствующий положениям постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, недействительным не является. Из решения Волгодонской городской Думы от 19.12.2008, утвердившего Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Волгодонск», не следует, что составленные до принятии указанного решения градостроительные планы являются недействительными. Довод подателя кассационной жалобы о том, что предприниматель виновен в неосвоении земельного участка, при отсутствии не выданного администрацией надлежащего разрешения на строительство, подлежит отклонению. Доказательства изъятия земельного участка у предпринимателя, основания лишения застройщика права пользования земельным участком в дело не предоставлены» (постановление ФАС СКО от 5 марта 2012 г. по делу N А53-23840/2010).

5. Если в ГПЗУ что-то забыли указать

Иногда специально, а иногда случайно, иногда это потом обнаруживается, а иногда нет – речь идет о забывчивости должностных лиц органов местного самоуправления при выдаче ГПЗУ, которые могут что-либо не указать в данном документе. Например, забудут про обязательный минимальный отступ от границ земельного участка, который составляет 5 метров (абстрактный пример), выдадут ГПЗУ с чертежом, который такие ограничения не содержит. А застройщик с учетом информации, содержащейся в ГПЗУ, ОКС и возведет, нарушив фактически правило о соответствующем отступе.

Главный нюанс заключается в том, что 1 сентября 2015 г. «с существенным нарушением» в п. 1 ст. 222 ГК РФ лишилось слова «существенным», а это, простите за тавтологию, весьма существенно. То есть строго по закону спорный ОКС будет являться самовольной постройкой даже в том случае, если при допустимом отступе в 5 метров это правило будет нарушено всего лишь на 1 метр (фактический отступ составит 4 метра). Не говоря уже о более серьезных нарушениях.

Далее, исходя из сегодняшних реалий, выделю следующие нюансы:

– запись о праве в ЕГРН о легитимности ОКС не свидетельствует;

– дело «Митино спорт сити» (определение ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820) иллюстрирует, что отмена ранее выданного ГПЗУ – «это норма» по мнению высшей судебной инстанции;

– разрешение на строительство могут признать недействительным и после окончания строительства объекта, а могут и перепроверить ( sic !) разрешение на строительство в ходе строительства объекта;

– дело «Ижевское раздолье» хорошо показало, что если речь идет о безопасности, сноса постройки точно не избежать.

В общем, спорный ОКС будет являться самовольной постройкой. Ладно еще, если выдача незаконного ГПЗУ это часть некой «схемы», тогда может и нет проблемы в том, что недобросовестный застройщик пострадает.

Другой вопрос, если постройка является «несамовольно-самовольной» – должностные лица органа местного самоуправления действительно могут случайно забыть про какие-то ограничения, а лицо, которое возвело постройку, действительно может не знать о таких ограничениях. Судя по вышеуказанным нюансам, защитить себя т.н. «бумажками» (разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выпиской из ЕГРН, etc .), скорее всего, не удастся. А последствием самовольного строительства является простая и печальная обязанность – снести постройку. Потенциальный максимум возможной гибкости в этом вопросе – не снести, а привести постройку в состояние, соответствующее всем обязательным требованиям, что в большинстве случаев будет не так-то и просто сделать в отношении оконченной строительством постройки.

Это, конечно, не означает «горе, всё снесут»: у органов местного самоуправления и без того дел хватает, как им выявлять и признавать свои ошибки при выдаче ГПЗУ и обращаться потом в суд с иском о сносе. Учитывая этот факт, многие, наверное, отметят, что мой пример оторван от жизни (в плане потенциального сноса).

Частично соглашусь. Но отмечу, что всего лишь несколько лет назад «ночь длинных ковшей» тоже могла показаться фантастикой. Да и можно обидеть (даже нехотя) какого-нибудь высоко сидящего гражданина, как сразу все нарушения станут явью.

Разумеется, никто не лишит права ссылаться на принцип estoppel , заявлять об истечении сроков исковой давности, но поможет ли?

Получается, что ГПЗУ – это интересная такая выписка. Очень важна, очень нужна, но лучше ее после получения все-таки сразу перепроверить (по возможности). Так как пусть это будет и 1 случай из 500, когда что-то важное в ГПЗУ не будет отражено, но последствия для соответствующего лица могут быть весьма неприятные в дальнейшем.

Источник: zakon.ru

Для чего нужен градостроительный план (ГПЗУ) и где его взять

Участок, выбранный вами для строительства дома, располагается не в безлюдной пустыне, а среди других таких же участков, на которых уже возведены или вскоре будут построены жилые дома. Поэтому при планировании строительства учитывайте и особенности соседних участков, и требования местных властей. Для этого сверьте свои замыслы с градостроительным планом земельного участка (сокращённо – ГПЗУ). Если этого не сделать, то высока вероятность серьезных сложностей: например, окажется, что часть дома возведена в зоне запрещённой застройки, или дом возведен в три этажа, а в этом районе разрешены лишь двухэтажные строения.

Градостроительный план — первый и главный ключ к законности вашего строительства и безошибочному выбору проекта.

ГПЗУ как руководство для застройщика

Откройте 44-ю статью Градостроительного кодекса, регламентирующую составление градостроительных планов. Согласно её содержанию, из ГПЗУ вы узнаете:

  • можно ли использовать участок для возведения дома;
  • с какой целью вообще разрешено использовать ваш земельный надел;
  • в каком месте следует возводить капитальные постройки, а в каком – нет;
  • сколько этажей может насчитывать дом и какова может быть его наибольшая высота;
  • какую долю территории участка можно застроить (в процентах);
  • где нельзя строить вообще ничего (лесная зона, проложены магистрали и т.д.);
  • есть ли ограничения по использованию земли (публичные сервитуты);
  • есть ли у административных структур планы по использованию части надела для строительства дороги, инженерных сетей и др.;
  • каковы технические условия подсоединения будущего дома и хозпостроек к инженерным сетям.

Кроме того, в градостроительном плане может быть указано, допустим ли раздел усадьбы, если понадобится дать отдельный надел каждому из детей или продать часть земли.

Зачем это нужно именно вам

Оформление градостроительного плана застройки не будет стоить владельцу земли ни копейки, а процедура предельно проста. Документ будет нужен с начального этапа строительства дома и до окончания работ.

1. При проектировании. Сведения о размещении дома на участке, его допустимых размерах и этажности архитектор получает из градостроительного плана. Исключите ошибки проектирования и препятствия для застройки, получив ГПЗУ еще до выбора проекта дома, чтобы недешёвые проектные работы не пришлось делать заново.

2. При подаче уведомления о начале строительства. Перед началом работ следует сообщить администрации населённого пункта о предстоящем строительстве. Сегодня получать разрешение от властей не нужно, вполне достаточно отправить уведомление, приложив к нему ГПЗУ и некоторые другие бумаги, перечень которых вы найдёте в администрации района или на их сайте.

3. При разработке СПОЗУ. Специальная схема планировочной организации для участка покажет, как будет располагаться дом относительно магистральных инженерных сетей (водопровода, газопровода, электросети, канализации). СПОЗУ понадобится при подаче уведомления о строительстве, и для его разработки обязательно потребуется ГПЗУ.

4. При вводе дома в эксплуатацию. Без документа о введении в эксплуатацию дом будет считаться незаконно возведенной постройкой со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями в виде штрафов и угрозы сноса. ГПЗУ входит в пакет обязательных для этой процедуры документов.

5. При благоустройстве участка. Без градостроительного плана невозможна работа ландшафтных дизайнеров, которые помогут распланировать схему зелёных насаждений и декоративных построек, разработать схему освещения и прокладки труб для полива. Если нельзя подключить дом к центральной канализации, то потребуется выбрать место для септика и т.д.

Планировка участка должна соответствовать СНиПам, в которых подробно указаны минимально допустимые расстояния между домом и деревьями, инженерными магистралями, другими постройками и заборами. Ограничения СНиП необходимы, чтобы обеспечить безопасность – вашу и ваших соседей.

Выбирая на участке место для возведения дома, архитектор руководствуется градостроительным планом, чтобы:

  • удобно расположить здание по отношению к домам на соседних участках;
  • не создавать опасных ситуаций во время пожара: оставить проходы и проезды для пожарной техники, снизить опасность распространения огня на другие здания;
  • обезопасить себя от действия природных явлений (наводнений, осыпей грунта, разрастания оврагов) и техногенных факторов (воздействия ЛЭП, станций мобильной связи, магистральных газопроводов);
  • выбрать место в соответствии с общим проектом планировки района, утверждённым местными властями;
  • не нарушить общегосударственные правила, касающиеся застройки участков;
  • соответствовать местным нормативам высотности зданий.
Читайте также:  Установка опалубка для монолитного строительства

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что ГПЗУ – важный документ, к получению и использованию которого нельзя относиться легкомысленно.

Можно ли строиться без ГПЗУ

Чтобы возвести стены и крышу, градостроительный план не требуется. Однако без него вы не получите от местной администрации разрешения на эксплуатацию дома. Как следствие – не зарегистрируете своё право собственности и впоследствии не сможете продать, подарить или оставить дом в наследство детям.

Для владельцев так называемого самостроя в Налоговом кодексе прописаны жёсткие штрафные санкции, размер которых зависит от давности приобретения участка:

  • меньше трёх лет назад – придётся заплатить налог за период владения объектом плюс 20% оценочной стоимости дома в качестве штрафа;
  • меньше десяти лет назад – нужно заплатить налог, начисленный за три последних года до регистрации дома и 40% стоимости в качестве штрафа;
  • больше десяти лет назад – придётся заплатить налог по двойной ставке за годы, в течение которых вы являетесь владельцем участка.

Если не урегулировать правовую проблему, суд может принять решение о безжалостном сносе новенького уютного дома.

Где и как получить ГПЗУ

Оформлением и выдачей градостроительных планов на отдельные участки занимаются местные власти. Обратитесь в городской либо районный отдел, контролирующий строительство и архитектурные вопросы в вашем административном районе. Проще всего это сделать через МФЦ или сайт госуслуг, некоторые пользуются электронной или обычной почтой.

Документы для получения ГПЗУ

Перечень документов, которые нужно приложить к своему заявлению, определяют власти территориального образования. В некоторых регионах для этого достаточно документа, идентифицирующего вашу личность (внутренний паспорт), в других понадобится добавить:

  • правоустанавливающий документ на владение участком;
  • выписку из Земельного кадастра (нужно получить в местной Кадастровой палате);
  • технический паспорт строений (если на участке уже есть одна или несколько капитальных построек, независимо от их состояния);
  • топографический план участка с отмеченными на нём коммуникациями (даже если этого пункта нет в списке документов, лучше его приложить, чтобы ускорить процесс).

Вместо владельца участка запрос на получение градостроительного плана может подать член семьи, родственник или другое лицо, но на него необходимо оформить у нотариуса и приложить соответствующую доверенность. Некоторые учреждения дополнительно просят подписать согласие на обработку персональных данных.

Единой формы для написания заявления нет, однако вам предложат воспользоваться принятым в регионе образцом или выдадут готовый бланк для заполнения. Обычно в заявлении просят указать:

  • данные владельца или человека, который будет получать документ (ФИО, адрес прописки, номер телефона);
  • адрес и площадь участка;
  • кадастровый номер участка, включающий цифры, знаки и символы, указанные в документе кадастрового учёта;
  • основные сведения о постройках, имеющихся на участке, в том числе временных и лёгких строениях;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны и другие сведения, если региональные власти решили, что без них никак невозможно обойтись.

Оплата госуслуги

Платить за изготовление и выдачу ГПЗУ не нужно, эта услуга предоставляется государством бесплатно.

Срок подготовки ГПЗУ

Со второй половины 2017 года вам придётся ожидать всего 20 дней с момента подачи заявления и документов, которые требуется к нему приложить. В течение этого времени уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и изготовить градостроительный план вашего участка.
Возможен ли отказ в выдаче ГПЗУ

Федеральное законодательство не упоминает о причинах, по которым местные власти могли бы отказать собственнику в выдаче градостроительного плана на участок. Однако на местном уровне чиновники могут отыскать формальные поводы, по которым отказ становится возможным. Как правило, в оформлении ГПЗУ отказывают, если:

  • поданные бумаги содержат фрагменты, которые невозможно прочесть;
  • при заполнении бланка или написании заявления от руки было допущено несколько ошибок, замедляющих обработку поданных сведений;
  • один из документов просрочен или утратил силу.

Чтобы избежать отказа в выдаче ГПЗУ, следует заполнять графы заявления внимательно и разборчиво, не допуская помарок и исправлений, а также тщательно следить за сроками действия прилагаемых справок.

Срок действия градостроительного плана

ГПЗУ действует в течение трёх лет с момента получения. После того как этот срок истекает, план считается утратившим актуальность. Использовать информацию, которую он содержит, больше нельзя, так как сведения могут оказаться устаревшими. Если за три года подрядчики не смогли закончить строительство, придётся повторить процедуру получения ГПЗУ.

Вывод

Исходя из вышесказанного, вывод — очевиден: лучше потратить немного времени на получение ГПЗУ, чем пренебречь этой возможностью и впоследствии обзавестись множеством проблем с разработкой проекта, оформлением уже построенного дома.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
И УЗНАВАЙТЕ НОВОСТИ ПЕРВЫМИ

Источник: z500proekty.ru

Для чего нужен градостроительный план земельного участка

Перед началом строительства любого объекта, независимо от его предназначения, необходимо проведение особых изыскательных мероприятий. На их основании производится проектирование и ведутся работы по строительству капитальных объектов. Ведь для постройки по-настоящему надежного и безопасного сооружения, которое будет эксплуатироваться продолжительный период времени, необходимо учесть целый ряд важнейших нюансов. А чтобы строение строго соответствовало всевозможным правилам, применяемым в архитектуре, стандартам безопасности и отличалось эстетическим видом составляется градостроительный план земельного участка.

Процесс формирования ГП отличается сложностью и предполагает значительные временные затраты. Люди, занимающиеся созданием плана, должны иметь соответственное образование и практический опыт. В данном материале мы расскажем в деталях, для чего нужен ГПЗУ, что это такое, как получить ГПЗУ, кто выдает ГПЗУ и остановимся на остальных важных моментах.

Назначение градостроительного плана земельного участка

ГПЗУ расшифровка в строительстве и его определение выглядит следующим образом:

Градплан земельного участка – это межевой проект, учитывающий ключевые характеристики конкретного земельного надела, где предполагает строительство жилого сооружения.

Формирование подобного документа необходимо на начальном этапе строительства некоторого объекта, а также при проведении мероприятий по реконструкции здания.

Градплан земельного участка

Градостроительный план земельного участка необходимо получить перед началом строительства капитального объекта

Главным назначением ГПЗУ является предоставление определенных сведений:

  • наличие иных объектов относительно рассматриваемой территории и их расположение;
  • запланированные строительные работы в непосредственной близости к территории;
  • наличие всех подведенных к территории коммуникаций.

Основываясь на сведениях, которые содержатся в ГПЗУ, можно свести к минимуму риски необоснованных, опасных и ненужных действий в процессе проведения строительных работ и реконструкции здания. Но главное, появляется возможность эффективного и рационального распоряжения территорий.

Возведение здания, независимо от его предназначения, без составления ГПЗУ является нарушением законодательных норм.

Формирование ГПЗУ обязательно для следующих видов земельных наделов:

  • участки, которые учтены кадастром;
  • территории, к которым применимы нормативы землепользования/строительства;
  • участки, у которых имеется проект планировки;
  • территории, имеющие межевой проект.

Документ согласовывается и утверждается на уровне местных административных органов.

Важно! Градплан не применяется по отношению к дачным участкам (при их межевании).

Принимая решение по строительству любого капитального объекта, принимаются во внимание сведения, собранные в градплане. Нередко случается, что на основании именно этих сведений, строительные компании и обычные граждане вообще отказываются от строительства.

В документе присутствуют действующие нормативы, на их основании регламентируется строительство капитальных объектов. Сюда включаются всевозможные нормативы, которые обязательны для компаний-застройщиков и рядовых собственников при возведении объектов.

ГПЗУ

Без означенного документа нельзя возвести новое здание и провести реконструкцию уже эксплуатируемого строения. Он необходим при проведении различных мероприятий:

  • составление проектной документации;
  • создание проекта, определяющего границы некоторой территории;
  • получение разрешительных документов на начало и проведение строительных работ;
  • осуществление контроля за соответствием производимых работ действующими стандартами;
  • введение в эксплуатацию готовых объектов.

Необходимость формирования ГПЗУ возникает у собственников земли по разным причинам и в различные периоды времени.

Обзор законодательства

Что это такое в строительстве ГПЗУ мы разобрались, а сейчас обратимся к законодательным актам, регулирующим порядок формирования градостроительного плана.

Главный документ, где содержатся правила формирования ГПЗУ – это Гражданский кодекс, а точнее, статья 57 пункт 3.

Периодически документ претерпевает некоторые корректировки, например, последние изменения внес ФЗ № 373 в 2016 г. К важнейшим сведениям, которые необходимы каждому владельцу земли, можно отнести следующие моменты:

  1. Град план зем участка не является непременным документом при планировке территорий.
  2. ГП является документом исключительно информационного характера.
  3. В документе содержится информация относительно территориальных границ, объектов, используемых по особенным правилам, а также о наделах, являющихся предметом публичных аукционов.
  4. В ГПЗУ существует особый раздел, где указаны основные характеристики территории — границы, предназначение, сведения об имеющихся на ней строениях, их площади и этажности. В целом в документе собраны все необходимые данные, по которым устанавливается целевое использование земель и осуществляется контроль за появлением на территории самостроя.

Самая важная информация в означенном документе — это данные о коммуникациях, особенностях инфраструктуры и остальные характеристики, являющиеся важными для любого человека.

Что содержит ГПЗУ

Выдача градостроительного плана возлагается на местные административные органы. Каждый градплан, вне зависимо от статуса обратившегося и масштаба предполагаемых работ, должен содержать:

  • преамбулу — информация о заявителе, номер по кадастру и номером означенного документа;
  • чертеж ГП;
  • разрешение на застройку территории;
  • указание границ территории;
  • сведения о публичных торгах, располагающихся смежно с конкретным участком;
  • рекомендации о том, где и что именно можно построить во дворе;
  • сведения о подключении инженерных коммуникаций.

Получается, что означенный документ объединяет всю остальную «мелкую» документацию (план межевания, ТУ и другие).

Градплан земельного участка

Форма и образец плана

Формирование означенного документа выполняется по утвержденным на уровне законодательства правилам, которые не подлежат изменениям. Иначе план не будет иметь юридической значимости.

Здесь мы предложим читателям:

Получение градостроительного плана

Далее подробно опишем порядок получения и все, что сопровождает формирование означенной документацией.

Чтобы получить градплан землевладельцу нужно обратиться с соответствующим заявление, типовую форму которого вы можете посмотреть здесь, в уполномоченные инстанции. К заявлению надо приложить остальные подготовленные документы. Следующие семь дней сотрудниками органа власти направляются запросы в различные ресурсоснабжающие компании и госучреждения, что предполагает получение актуальных сведений о территории. В последующем на их основании составляется ГП. В него дополнительно вносится информация о существующих возможностях подключения строений к коммуникациям или о правилах выполнения реконструкции некоторого здания.

Читайте также:  Чем хороша ель в строительстве

Составленный соответственно с действующими нормативами план сохраняет свою актуальность 36 месяцев. Однако, время действительности прекращается раньше указанного срока, если владелец территории намеревается получить разрешительную документацию на постройку нового объекта в пределах рассматриваемого надела.

По окончании срока действительности документа не допускается использование информации, содержащейся в нем, для других целей. Поэтому у застройщика имеется 3 года на создание проекта и постройку объекта.

Где получать

Если вы спросите, где получить градостроительный план земельного участка, то об этом мы кратко упомянули выше. Частный собственник или организация должны обратиться с соответственным заявлением в администрацию по месту расположения конкретной территории. Допустимо использование услуг посредников и обращение в ближайший МФЦ.

С заявлением на формирование документа вправе обратиться лица, обладающие законными правами на эксплуатацию участка – владелец объекта, арендатор, имеющий на руках оформленное арендное соглашение, а также их законный представитель правообладателя, который действует на основании соответствующей доверенности.

Гар план территории

Составитель ГПЗУ при его формировании использует сведения из различных источников, в их числе:

  • документация по территориальному планированию;
  • нормативно-законодательная документация;
  • документация градостроительного зонирования;
  • кадастровые сведения и данные из иных информационных баз;
  • техдокументация на соседние территории.

Сколько стоит

Если же говорить о финансовых затратах на формирование градплана, то здесь заявителя ждет приятная неожиданность. Документация будет подготовлена совершенно бесплатно!

Это станет отличной компенсацией затраченных сил на сбор всех необходимых для оформления ГП документов. А список документов, которые потребуется предоставить, выглядит достаточно внушительно.

Срок формирования ГПЗУ составляет один календарный месяц с момента подачи соответствующего заявления. Иногда заявитель может получить документ раньше, но превышение установленного срока не допустимо!

Необходимые документы

Мы уже говорили, что означенный документ объединяет в себе требования к ведению застройки, межевой план, планировку территории, поэтому он рассматривается, как документ, требуемый заявителям, а также администрации муниципалитета, где планируется строительство.

ГП является действительно очень значимым документом, которым регламентируются действия в отношение конкретной территории. Для запуска процесса формирования ГП в департамент архитектуры и строительства местной администрации надо собрать достаточно объемный пакет документов.

Документы для получения:

  1. Написанное заявление (2 экз.).
  2. Документы, удостоверяющие личность получателя плана.
  3. Правоустанавливающая документация на землю.
  4. Топографическая схема территории:
    • до 1Га — масштаб 1:500;
    • до 10Га –1:2000;
    • более 10Га –1:5000.
    • Кадастровый план (предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде).
    • Тех. документы на все капитальные объекты, уже существующие на территории.
    • Договора с организациями, эксплуатирующими инженерные коммуникации, подведенные к территории.

    Все документы, кроме заявления, предоставляются в виде ксерокопий, которые подлежат обязательному заверению у нотариуса. Помимо этого, следует снабдить подготовленные документы описью и прошить их.

    Формирование градплана

    Причины отказа в выдаче градплана

    Лицу, обратившемуся за формированием градплана, может быть отказано в выдаче градплана по ряду объективных причин:

    1. Предоставлен неполный комплект документации или в процессе проверки обнаружены несоответствия предоставленных сведениях. При отказе по этой причине заявитель получает Карточку-уведомления об этом.
    2. Обнаружение несоответствия предъявленных документов требованиям законодательства.
    3. Выявление ранее неизвестных обстоятельств, предположим, обнаружены различия в нотариально заверенной копии кадастровых документов и их электронной версией.
    4. Предъявлены утратившие юридическую силу документы.

    Отказ в формировании ГП оформляется в письменной форме и должен содержать соответствующие разъяснения причин. Отказ вместе с предоставленными ранее документами направляется в адрес заявителя.

    Если имеется возможность доработать документацию, то подготовка ГП приостанавливается до исправления недочетов. Об этом заявитель тоже уведомляется соответственным письмом.

    Формирование градостроительного плана

    Строительство капитальных объектов различного назначения без формирования градплана ведет к серьезным проблемам

    Заключение

    ГПЗУ — важнейший документ. На него опираются при разработке проекта на возведение (реконструкцию) объекта в пределах конкретной территории.

    При начале работ по возведению объекта без градплана застройщик рискует столкнуться с серьезными проблемами. Не исключено, что строение будет признано самостроем, а права на него предстоит отстаивать через суд.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник: yurispros.ru

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — что это такое и как его получить?

    Что такое ГПЗУ и какова его роль в процессе осуществления работ, связанных с капитальным строительством или реконструкцией строительных объектов, знают многие. Особенно знакомы с этим вопросом те, кто производит сооружение жилья, в том числе и для себя.

    градостроительный план земельного участка

    Общие сведения

    Градостроительный план земельного участка, образец которого оформлен в соответствии с установленными законом требованиями, представляет собой набор документов, которые связаны с планированием конкретной территории. Разработка документации осуществляется на наделах, которые обладают особым целевым назначением. В частности, они относятся к категории наделов, предназначенных для возведения или реконструкции присутствующих объектов капстроительства. По своему функциональному назначению градостроительный план земельного участка относится к типу информационных документов. Такая документация содержит строительные характеристики и существующие ограничения, касающиеся надела, предназначенного для застройки.

    Законодательная база

    Для упорядочения работы с документами и их распределения в соответствии с выполняемыми информационными функциями Кодексом РФ, принятым в 2004-м году ФЗ №190, было введено определение. Согласно Кодексу, градостроительный план земельного участка — это документ в виде выписки. Он содержит информацию о конкретном наделе.

    Источниками для создания выписки являются Правила по застройке и пользованию землей, проекты планировки и межевания территории. В данном документе указывается информация, которая характеризует конкретный надел, указывает на существующие строительные ограничения и позволяет идентифицировать ее в условиях реальности на основе физических показателей. Градостроительный план земельного участка — это документ, который не предоставляет права собственности и не определяет никаких прав и обязанностей. Он лишь накапливает информацию и обеспечивает ее многократное использование в течение длительного времени различными пользователями.

    что такое гпзу

    Целевое назначение

    Задачи данного акта достаточно многообразны. В частности, он является основой для разработки проектных документов для имеющихся объектов капстроительства, а также сооружений, которые нуждаются в реконструкции. Градостроительный план участка числится в перечне бумаг, необходимых для получения разрешений на возведение здания и его ввода в эксплуатацию (исключение составляют объекты жилищного строительства, не введенные в эксплуатацию до 31.12.2014).

    гпзу получить

    Градостроительный план земельного участка. Структура документа

    Градостроительный план, образец которого утвердило Министерство регионального развития РФ, оформляется на специальном бланке. К документу разработана соответствующая инструкция, которая дает разъяснения относительно заполнения всех его строк. В структуре содержатся пункты, которые содержат информацию:

    1. Обо всех существующих границах данного участка земли.
    2. Об имеющихся зонах публичных сервитутов.
    3. О размере минимальных отступов существующих границ по всему земельному участку. Такие параметры указываются с целью определения территории, доступной для строительства объектов (жилых домов, сооружений, подсобных помещений).
    4. О регламенте города (этот пункт указывается, когда участок включен в перечень территорий, на которые распространяется городской регламент). Здесь указывается список всех видов возможного целевого использования данной территории. Категории указаны в градостроительном регламенте. Исключение составляют наделы, которые предоставлены для удовлетворения нужд государственного или муниципального характера.

    градостроительный план образец

    градостроительный план участка

    Регламент

    Составной частью ГПЗУ является градостроительный регламент. Он представляет собой публично утвержденные нормативы, устанавливающие целевое назначение надела и основные параметры объектов недвижимости, которые будут находиться на нем. Регламент территории необходим для проведения государственной экспертизы, получения разрешения на осуществление строительных работ и получения акта ввода в эксплуатацию объекта недвижимости.

    получить градостроительный план земельного участка

    Разработка ГПЗУ

    Получить документ можно в двух видах. Это может быть отдельная бумага либо элемент проекта межевания. Его выдача осуществляется уполномоченным органом на основании заявления собственника земельного участка, временного пользователя или заинтересованного лица. При выдаче уполномоченный орган должен взять у заявителя только документ, который позволит его идентифицировать. Разглашение информации о цели истребования плана или указание ее в любых документах законом не предусмотрено.

    Выдача документации муниципальными органами

    Физическое или юридическое лицо может обратиться с соответствующим заявлением на получение градостроительного плана земельного участка в муниципальные органы самоуправления. При этом процедура проведения публичных слушаний не требуется. На основе поданного заявления орган местной власти приступает к подготовке документа, утверждает его и в срок, не превышающий тридцати дней, выдает заявителю. При этом получить градостроительный план земельного участка можно бесплатно, поскольку плата за процедуру законом не установлена.

    Выдача документа другими органами

    Чтобы хозяин конкретного надела смог получить ГПЗУ, он должен обратиться с установленным законом перечнем документов в компетентный Комитет. Что входит в список бумаг? В перечень входит документация, которая относится к категории правоустанавливающих документов. Обязательно следует предоставить и выписку из кадастра на надел.

    При наличии на территории объектов капитального строительства необходимо приложить документы, которые подтверждают право на собственность, и их паспорта, выданные кадастровым отделом. Градостроительный план земельного участка должен быть согласован с законодательным регламентом. Именно в согласовании, как правило, заключается вся сложность получения документа. Данный проект должна рассмотреть и одобрить компетентная комиссия или ее рабочая группа.

    градостроительный план земельного участка образец

    Почему могут отказать в выдаче разрешения?

    Градостроительным кодексом РФ от 2004-го года (ФЗ №190) предусмотрены ситуации, в которых заявителю может быть отказано в выдаче разрешений на строительство и введение объекта в эксплуатацию. Это, в частности, несоответствие оформленной проектной документации. В данном случае проект может не пройти государственную экспертизу.

    При этом соответствующая комиссия вправе написать отрицательное заключение и отказать в выдаче разрешения на строительство. Кроме этого, градостроительному плану по земельному участку может не соответствовать созданный объект капитального строительства или проведенная реконструкция. Установив несоответствие, комиссия запрещает вводить объект в эксплуатацию и отказывает в выдаче разрешения.

    Источник: fb.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...