Градостроительный кодекс 1998 года разрешение на строительство

Содержание

1. Разрешение на строительство — документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

2. Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.

Разрешения на строительство объектов недвижимости федерального значения и значения субъектов Российской Федерации выдаются с соблюдением условий, предусмотренных статьями 21 и 22 настоящего Кодекса.

Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство.

3. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Градостроительное законодательство

4. Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.

5. Информация о наличии разрешения на строительство предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями, установленными органами архитектуры и градостроительства, к визуальной информации данного вида. Заказчик обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.

6. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:

несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

7. Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.

8. Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года.

Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

9. Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.

10. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительный перечень объектов недвижимости, для строительства и реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Градостроительный кодекс РФ. Разрешение на строительство 2019. Построй Себе Дом.

11. При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.

12. Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

Источник: zakonbase.ru

Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.)

Статья 9. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Статья 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил

Статья 11. Обеспечение размещения предприятий, учреждений, организаций и имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов

Статья 12. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий

Статья 13. Обеспечение соблюдения градостроительных требований при размещении объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения

Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий

Статья 15. Создание условий доступности мест работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания

Статья 16. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к использованию гражданами и юридическими лицами земельных участков

Статья 17. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Статья 18. Участие граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности

Статья 19. Профессионально-творческие организации (объединения) в области градостроительства

Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности

Глава III. Полномочия органов государственной власти и предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в области градостроительства

Статья 22. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительства

Статья 23. Предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства

Глава IV. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности и их полномочия

Статья 24. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности

Статья 25. Полномочия федерального органа архитектуры и градостроительства

Статья 26. Полномочия органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации

Статья 27. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях

Глава V. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке

Статья 28. Назначение и виды градостроительной документации

Статья 29. Государственная экспертиза градостроительной документации

Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально-экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований

Глава VI. Градостроительное планирование развития территории Российской Федерации и территорий субъектов Российской Федерации

Статья 31. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации

Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного планирования

Статья 33. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации

Глава VII. Градостроительное планирование развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований

Статья 34. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)

Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений

Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований

Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности

Глава VIII. Регулирование использования территорий городских и сельских поселений при осуществлении градостроительной деятельности

Статья 38. Территории городских и сельских поселений

Статья 39. Правила застройки

Статья 40. Виды территориальных зон

Статья 41. Жилые зоны

Статья 42. Общественно-деловые зоны

Статья 43. Производственные зоны

Статья 44. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур

Статья 45. Рекреационные зоны

Статья 46. Зоны сельскохозяйственного использования

Статья 47. Зоны специального назначения

Статья 48. Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий

Глава IX. Регулирование использования территорий пригородных зон городов при осуществлении градостроительной деятельности

Статья 49. Территории пригородных зон городов

Статья 50. Регулирование использования территорий пригородных зон городов

Глава X. Государственные градостроительные нормативы и правила

Статья 51. Государственные градостроительные нормативы и правила

Статья 52. Градостроительные нормативы и правила федерального уровня

Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации

Глава XI. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности

Статья 54. Назначение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности

Статья 55. Порядок ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности

Глава XII. Регулирование застройки территорий городских и сельских поселений

Статья 56. Градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях

Статья 57. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений

Статья 58. Проекты планировки

Статья 59. Проекты межевания территорий

Статья 60. Проекты застройки

Статья 61. Проектная документация

Статья 62. Разрешение на строительство

Статья 63. Специальные разрешения

Статья 64. Сервитуты в области градостроительства

Глава XIII. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

Статья 65. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

Статья 67. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве

Глава XIV. Экономическая основа градостроительной деятельности

Статья 68. Источники финансирования градостроительной деятельности

Статья 69. Использование средств федерального бюджета на осуществление градостроительной деятельности

Статья 70. Компенсация в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой существенное изменение среды жизнедеятельности

Глава XV. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности

Статья 71. Международное сотрудничество в области градостроительной деятельности

Глава XVI. Заключительные положения

Статья 72. О введении в действие настоящего Кодекса

Статья 73. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

Настоящий Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Настоящий Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе:

градостроительная деятельность (далее также — градостроительство) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;

градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

зонирование — деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование;

объекты недвижимости в градостроительстве (далее — объекты недвижимости) — объекты, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность и которые определены в абзаце первом пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации;

инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий;

межселенные территории — территории за пределами границ поселений;

устойчивое развитие поселений и межселенных территорий — развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;

государственные градостроительные нормативы и правила — нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов;

Читайте также:  Уведомительный порядок строительства домов

градостроительный устав (кодекс) — закон субъекта Российской Федерации, определяющий порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории;

правовое зонирование — деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований;

правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) (далее — правила застройки) — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов;

градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны;

разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве — использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты;

красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях;

линии регулирования застройки — границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве

1. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительства устанавливают градостроительные требования к планированию развития территории Российской Федерации; условиям и порядку использования земель для градостроительной деятельности; разработке и реализации основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; размещению федеральных энергетических систем, объектов ядерной энергетики, федерального транспорта, объектов связи, связанных с космической деятельностью объектов, объектов обороны и безопасности; разработке стандартов в области градостроительного планирования и застройки территорий и поселений; применению в градостроительстве данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также требования к определению объектов градостроительной деятельности, на которые требуется выделение средств из федерального бюджета и федеральных фондов регионального развития.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в области природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области градостроительной деятельности являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности

1. Государственные интересы в области градостроительной деятельности — интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обеспечении условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий, функционирования государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур, сохранения природных ресурсов, охраны государственных объектов историко-культурного и природного наследия, территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. В случае, если градостроительная деятельность противоречит государственным интересам, такая деятельность может быть прекращена.

2. Общественные интересы в области градостроительной деятельности — интересы населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований в обеспечении благоприятных условий проживания, ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшения экологической обстановки, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия. В случае, если градостроительная деятельность противоречит общественным интересам, такая деятельность может быть прекращена.

3. Частные интересы в области градостроительной деятельности — интересы граждан и юридических лиц в связи с осуществлением градостроительной деятельности на принадлежащих им земельных участках. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена в случае, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости.

4. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности обеспечиваются посредством выполнения требований нормативных правовых актов, государственных градостроительных нормативов и правил; реализации градостроительной и проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий проживания, а также посредством осуществления контроля за их выполнением.

Согласование государственных и общественных интересов в области градостроительной деятельности обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления.

5. Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судом в пределах их компетенции.

6. Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.

Статья 4. Объекты градостроительной деятельности

1. Объектами градостроительной деятельности являются территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация.

2. Градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Типы поселений Российской Федерации

1. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно-производственная специализация указанных поселений, а также значение поселений в системе расселения населения (далее — система расселения) и административно-территориальном устройстве Российской Федерации.

2. Поселения Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения.

3. В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек);

крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);

большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

4. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома находятся в ведении муниципальных образований, с которыми указанные поселения связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

6. Градостроительные требования к условиям и порядку пользования землями поселений устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 6. Особое регулирование градостроительной деятельности

1. Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.

Объекты градостроительной деятельности, подлежащие особому регулированию (далее — объекты градостроительной деятельности особого регулирования), могут быть федерального значения, значения субъектов Российской Федерации и местного значения. Отнесение указанных объектов к объектам федерального значения, значения субъектов Российской Федерации и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил;

введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;

выдачи специальных разрешений на строительство (статья 63 настоящего Кодекса).

3. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут относиться территории объектов историко-культурного наследия; особо охраняемые природные территории; территории традиционного проживания коренных малочисленных народов; территории свободных экономических зон; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия; территории депрессивных районов и иные территории.

4. К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены:

город Москва — столица Российской Федерации;

города — центры субъектов Российской Федерации;

исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;

городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и тому подобное);

городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Границы объектов градостроительной деятельности особого регулирования могут не совпадать с границами административно-территориальных образований и определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава II. Обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности

Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности.

2. Осуществление такого права гражданина предусматривает:

градостроительное планирование развития территорий и поселений;

участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности;

государственное нормирование градостроительной деятельности;

лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов;

сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства;

государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;

возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Статья 8. Обеспечение прав граждан на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности

1. При осуществлении градостроительной деятельности должны обеспечиваться необходимые условия для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на выбор места жительства и благоприятную среду жизнедеятельности в пределах территории Российской Федерации в соответствии с государственной политикой в области градостроительства.

2. На территориях городских и сельских поселений градостроительная деятельность осуществляется в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, государственными градостроительными нормативами и правилами, экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

Статья 9. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Требования безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативно-техническими документами федеральных органов архитектуры и градостроительства, федеральных органов по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому надзору, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, земельным ресурсам и землеустройству, охране недр, вод, атмосферного воздуха, почв, нормативно-техническими документами других федеральных органов государственного контроля и надзора, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. В градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

4. Для территорий и поселений, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываются специальные схемы и проекты защиты территорий и поселений от указанных воздействий в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи.

5. Запрещаются разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации, разработанной без учета материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий.

6. На территориях и в поселениях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ведется мониторинг состояния среды жизнедеятельности. Сведения об указанных ситуациях вносятся в государственный градостроительный кадастр.

Статья 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил

1. Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.

При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроительной документации.

Читайте также:  Технология в подземном строительстве

2. В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве.

Для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия территорий субъектов Российской Федерации, территориально-производственных комплексов, городов — крупных промышленных центров и отдельных промышленных комплексов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.

3. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.

4. Территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней, в случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здоровью человека, подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное назначение.

5. В случаях, если государственные или общественные интересы требуют осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией (статья 6 настоящего Кодекса).

Статья 11. Обеспечение размещения предприятий, учреждений, организаций и имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов

1. Размещение предприятий, учреждений, организаций должно отвечать государственным градостроительным нормативам и правилам, требованиям зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения.

2. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться благоприятные природно-климатические, лечебные, санитарно-гигиенические и иные благоприятные условия территорий и поселений в целях обеспечения прав граждан на отдых.

3. В местах постоянного проживания населения выделяются территории для обеспечения размещения имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов в соответствии с градостроительной документацией, государственными градостроительными нормативами и правилами.

4. Размещение предприятий, учреждений, организаций и имеющих рекреационное и оздоровительное значение объектов обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компет

Источник: mooml.com

Об основах градостроительства в Российской Федерации (с изменениями на 19 июля 1995 года) (утратил силу с 14 мая 1998 года на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ)

Об основах градостроительства в Российской Федерации (с изменениями на 19 июля 1995 года) (утратил силу с 14 мая 1998 года на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ)

Вид документа:
Закон РФ

Принявший орган: Верховный Совет РФ

Тип документа: Нормативный правовой акт
Дата начала действия: 25 августа 1992 г.
Опубликован:

  • Последняя редакция документа (не действует) с изменениями на 19.07.1995
    Приказ Минприроды России (Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ) Кодекс РФ Комментарий, разъяснение, статья Закон РФ Приказ Госкомэкологии России Письмо ФГУ «Главгосэкспертиза России»
    Приказ Минприроды России (Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ) Комментарий, разъяснение, статья Закон РФ Кодекс РФ Кодекс РФ Федеральный закон Федеральный закон Федеральный закон Приказ Госкомэкологии России Письмо ФГУ «Главгосэкспертиза России» Приказ Минатома России МДС СП (Свод правил) Консультация

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об основах градостроительства в Российской Федерации

Настоящий Закон устанавливает основы федеральной градостроительной политики и наряду с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации формирует базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия.

Закон направлен на создание здоровой и безопасной среды обитания населения, равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства на всей территории Российской Федерации независимо от форм собственности и гражданства.

I. Общие положения

Статья 1. Градостроительство в Российской Федерации

1. Градостроительство в Российской Федерации — деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

2. Градостроительство в Российской Федерации, национально-государственных, административно-территориальных образованиях, свободных экономических зонах осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, национально-этнических, историко-культурных особенностей, экологических, природно-климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии.

3. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно-гигиеническими требованиями.

4. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

градостроительная политика — целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей;

градостроительный прогноз — результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения;

градостроительные программы — текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия;

градостроительная документация — система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций;

система поселений — пространственная организация взаимосвязанных городов и других поселений, обеспечивающих удовлетворение производственно-хозяйственных, социальных, трудовых и духовных потребностей человека, а также осуществление эффективных мероприятий по охране окружающей среды;

недвижимость в градостроительстве — земли городов, других поселений и иных функциональных территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства;зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих землях;

опорный план территории, поселения — картографическое отображение сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности;

территориальный кадастр — совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую (визуальную, статистическую и текстовую) информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров.

Статья 2. Основные направления градостроительной деятельности

Основными направлениями градостроительной деятельности являются:

территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Статья 3. Объекты градостроительной деятельности

В соответствии с основными направлениями градостроительной деятельности в Российской Федерации ее объектами являются:

территория Российской Федерации;

территории крупных географических регионов, национально-государственных, административно-территориальных образований, территориально-производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов;

рекреационные и особо охраняемые территории;

города, другие поселения всех категорий и типов;

жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки;

градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры;

системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций.

Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством.

Статья 4. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной
деятельности

Субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются:

граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;

органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.

Статья 5. Градостроительные нормативы

1. Градостроительные нормативы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности, содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализируют положения законодательства по учету в градостроительстве демографических, природно-климатических, геологических, гидрогеологических и экологических условий, нужд инвалидов, пожилых людей, потребностей детей и молодежи, санитарногигиенических, противопожарных и иных обязательных требований (пункт дополнен с 26 июля 1995 года Федеральным законом от 19 июля 1995 года N 112-ФЗ).

2. Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.

С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.

3. Правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.

Статья 6. Градостроительная документация

1. Градостроительная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, предусматривающей обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основой для составления проектов объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.

2. Основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:

генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил в Российской Федерации;

схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований;

схемы и проекты районной планировки, административно-территориальных образований;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных сельским (районным) Советам, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающие мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.

4. Генеральный план городов, другого поселения, территории, подведомственной сельскому (районному) Совету, является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территорий, сохранение историко-культурного и природного наследия.

5. Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение изменений в градостроительную документацию осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.

6. Градостроительная документация разрабатывается, как правило, на конкурсной основе, является собственностью заказчика и передается в распоряжение соответствующих органов архитектуры и градостроительства.

II. Осуществление градостроительной деятельности

Статья 7. Права заказчика в градостроительной деятельности

1. Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с настоящим Законом имеют права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности.

2. Заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.

3. Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации.

4. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

5. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.

Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами.

Статья 8. Права граждан и иных пользователей объектов
градостроительной деятельности

Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица.

Пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на:

отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;

достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;

обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;

Читайте также:  Что за строительство в белокаменке

строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов застройки, отвечающих действующим нормативам,правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;

участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;

независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.

Статья 9. Права разработчика градостроительной документации

Разработчик градостроительной документации имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензионного свидетельства, договора (контракта) с заказчиком разработку градостроительной документации, получать от заказчика информацию, необходимую для разработки проектов, осуществлять на основе договора (контракта) с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Авторское право в разработке градостроительной документации определяется и охраняется законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Обязанности субъектов градостроительной
деятельности

1. Субъекты градостроительной деятельности обязаны:

соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов, других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию;

выполнять требования государственных органов контроля и надзора и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;

обеспечивать соблюдение решений местных органов власти и управления в области планировки, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;

беречь и улучшать среду обитания;

сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт;

пользоваться земельными участками, иной недвижимостью и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, правилами застройки, землевладения и землепользования.

2. Субъекты градостроительной деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий (сертификатов, свидетельств) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Отношения между субъектами градостроительной
деятельности

Градостроительные отношения — согласованные действия субъектов (участников, партнеров) градостроительной деятельности по созданию, развитию, реконструкции и сохранению объектов градостроительной деятельности.

1. Основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов градостроительной деятельности, являются договор (контракт) между ними, решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно-изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение договора (контракта), выбор партнеров, определение обязательств либо других условий взаимоотношений участников градостроительной деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству республик в составе Российской Федерации, являются исключительной компетенцией субъектов градостроительной деятельности. В осуществлении договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

2. Участники градостроительных отношений при осуществлении своих прав и обязанностей должны исходить из необходимости соблюдения интересов всех субъектов градостроительной деятельности.

Условия договора (контракта), заключенного между субъектами градостроительной деятельности, сохраняют свою юридическую силу на весь срок его действия. В случаях, если после заключения договора (контракта) законодательством, действующим на территории Российской Федерации, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договор (контракт) может быть изменен или расторгнут только по взаимному соглашению сторон.

Статья 12. Источники финансирования градостроительной
деятельности

Градостроительная деятельность осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов и средств заказчика (инвестора, застройщика), централизованных средств объединений, учреждений, предприятий, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, соответствующих внебюджетных фондов, а также иностранных инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Компетенция органов государственной власти и
управления Российской Федерации, республик в
составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и
органов местного самоуправления

Взаимодействие органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности осуществляется путем совместной разработки и реализации федеральной градостроительной политики, соответствующих республиканских и межрегиональных градостроительных программ и прогнозов, проектов и нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия проживания населения, а также создания банков данных о состоянии территорий, поселений и ведения территориального кадастра.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализации градостроительной документации, а также согласовывают вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия и окружающей среды.

Органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают ее реализацию в установленные сроки, соблюдение градостроительных нормативов, а также ведение опорного плана территории поселения.

Статья 14. Государственное регулирование градостроительной
деятельности

Государственное регулирование градостроительной деятельности, проведение градостроительной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие общества, осуществляются органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и государственными программами и обеспечиваются:

управлением государственными капитальными вложениями в создание и развитие социальной и производственной инфраструктур;

регулированием налоговой политики;

предоставлением дотаций, субсидий, субвенций, других бюджетных и внебюджетных видов финансовой и материальной помощи на развитие объектов градостроительной деятельности;

контролем за соблюдением градостроительных нормативов и стандартов;

осуществлением антимонопольных мер, приватизации объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

проведением экспертизы, в том числе технической и экологической, градостроительной документации.

Статья 15. Государственное регулирование градостроительной
деятельности в особых условиях

Порядок осуществления градостроительной деятельности в особых условиях (предотвращение бедствий и катастроф, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий на территории Российской Федерации) определяется органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Финансирование этой деятельности осуществляется за счет целевых и резервных бюджетных фондов.

Статья 16. Стимулирование градостроительной деятельности

Стимулирование градостроительной деятельности осуществляется органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органами местного самоуправления следующими мерами:

установлением порядка предоставления и изъятия земельных участков, иной недвижимости и ресурсов, а также установлением налоговых ставок и коэффициентов с учетом градостроительной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации;

объявлением зон отчуждения земельных участков, имущества и иной недвижимости в интересах общества;

созданием необходимого резерва земельных участков, подготовленных для застройки;

обеспечением своевременного строительства систем инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений;

содействием страхованию селитебных территорий от риска причинения экологического ущерба деятельностью промышленных, транспортных, энергетических, высокочастотных и иных объектов;

контролем за соблюдением сроков действия разрешений на строительство.

Статья 17. Органы, осуществляющие контроль за
градостроительной деятельностью

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами архитектуры и градостроительства, входящими в структуру органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.

Органы архитектуры и градостроительства действуют в районах, городах, районах городов и других поселениях в соответствии с примерными положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

В соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами органы архитектуры и градостроительства по согласованию с органами местного самоуправления осуществляют установление административной черты городов, других поселений и выделение земельных участков на основе утвержденной градостроительной документации, контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации, выдачу архитектурно-планировочных заданий на проектирование и участвуют в лицензировании разработчиков градостроительных проектов и исполнителей работ (подрядчиков), а также оказывают иные услуги гражданам, учреждениям и предприятиям, другим субъектам градостроительной деятельности.

III. Государственные гарантии прав субъектов градостроительной
деятельности. Ответственность за нарушение
градостроительного законодательства Российской Федерации

Статья 18. Государственные гарантии прав субъектов
градостроительной деятельности

Государство гарантирует в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации всем субъектам градостроительной деятельности независимо от форм собственности и гражданства обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении градостроительной деятельности, гласность в обсуждении градостроительной документации, а также право обжалования в судебном порядке любых неправомерных действий.

Статья 19. Ответственность за нарушение градостроительного
законодательства

1. За нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации применяется дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных законом, уголовная ответственность.

2. Применение указанных видов ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба.

3. Нарушение настоящего Закона должностными лицами влечет наложение штрафа в сумме:

за нарушение установленного порядка утверждения градостроительной документации, а равно внесение в нее изменений без разрешения утвердившего ее органа — от 15- до 20-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (далее — минимальный размер оплаты труда);

за осуществление градостроительной деятельности без лицензионного свидетельства — от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;

за нарушение прав граждан на участие в обсуждении, разработку альтернативных проектов и проведение независимой экспертизы градостроительных проектов — от 12- до 17-кратного минимального размера оплаты труда;

за воспрепятствование контролю органами архитектуры и градостроительства за реализацией градостроительной документации от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;

за превышение своей компетенции и вмешательство в договорные отношения субъектов градостроительной деятельности — от 12- до 15-кратного минимального размера оплаты труда.

4. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Дела о правонарушениях рассматриваются судьей единолично по заявлениям субъектов градостроительной деятельности, народных депутатов Советов всех уровней либо по инициативе прокурора.

Статья 20. Разрешение споров по вопросам градостроительной
деятельности

1. Споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются местными Советами народных депутатов, местной администрацией, судом, арбитражным судом и третейским судом в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Споры между субъектами градостроительной деятельности, находящимися на территориях разных республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, рассматриваются комиссиями (третейским судом), образованными на паритетных началах из представителей территорий.

В случае, если комиссия (третейский суд) не пришла к согласованному решению, споры решаются Верховным Советом Российской Федерации.

3. Споры между субъектами градостроительной деятельности о предоставлении, изъятии и выкупе земельных участков и другой недвижимости, сносе строений, а также жалобы на решения органов местного самоуправления по вопросам градостроительства разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Споры по вопросам градостроительной деятельности между предприятиями, учреждениями и организациями рассматривают арбитражные суды Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

5. По результатам рассмотрения споров между субъектами градостроительной деятельности соответствующими органами государственной власти и управления и местного самоуправления в месячный срок принимаются решения, в которых предусматривается порядок их исполнения и меры по восстановлению нарушенных прав.

V. Международные договоры о градостроительной
деятельности*

Статья 21. Международные договоры о градостроительной
деятельности

Международные договоры о градостроительной деятельности, заключенные органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, должны осуществляться в соответствии в настоящим Законом и нормами международного права.

* В оригинале документа очевидно допущена ошибка в нумерации разделов

Статья 22. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц Российской
Федерации на территориях иностранных государств и иностранных физических
и юридических лиц на территории Российской Федерации

1. Граждане и юридические лица Российской Федерации осуществляют градостроительную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательными актами иностранных государств и международными соглашениями.

Если международным правом установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Закона, то действуют нормы международного права.

2. Градостроительная деятельность иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц и международных организаций на территории Российской Федерации регулируется настоящим Законом и иными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, при наличии лицензионного свидетельства, выдаваемого в порядке, установленном настоящим Законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3295-1

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие Закона Российской Федерации
«Об основах градостроительства в Российской Федерации»

Верховный Совет Российской Федерации

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» с момента опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации»;

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации»;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации их нормативных актов, противоречащих Закону Российской Федерации» Об основах градостроительства в Российской Федерации»;

разработать в срок до 1 ноября 1992 года проект Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Опубликовать Закон Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации» в республиканской и местной печати.

4. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству обеспечить контроль за исполнением настоящего Постановления.

Председатель
Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3296-1

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Источник: library.fsetan.ru

Рейтинг
Загрузка ...