В соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Генеральный план муниципального образования городского округа «Город Ростов-на-Дону» утвержден Актуальная редакция (21.12.2021)
- Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2021 №218 об утверждении изменений в Генеральный план городского округа «Город Ростов-на-Дону».
- Положение о территориальном планировании. . (скачать XML)
-
, входящего в состав городского округа «Город Ростов-на-Дону»
Карта функциональных зон города Ростова-на-Дону (часть 1) (часть 2)
Карты планируемого размещения объектов местного значения Ростова-на-Дону:
Материалы по обоснованию проекта внесения изменений в генеральный план:
Предыдущая редакция (14.08.2018)
О последних изменениях, внесенных в генеральный план города Ростова-на-Дону
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.08.2018 №544 утверждены изменения в Генеральный план городского округа «Город Ростов-на-Дону».
Введение в специальность «Градостроительство»
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 03.04.2018 №492 утверждено изменение границы населенного пункта, входящего в состав городского округа «Город Ростов-на-Дону»
Изменения в данный документ внесены решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 19.04.2016 № 123. Изменения в Генеральный план города коснулись всей территории муниципального образования в границах, установленных Областным законом Ростовской области от 27 ноября 2004 года № 238-ЗС (ред. от 28.11.2008) «Об установлении границы и наделении статусом городского округа муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» и были выполнены в целях актуализации действующего документа территориального планирования с учетом:
– ряда изменений в законодательстве и разработки новых стратегических документов федерального, регионального и местного уровней;
– изменений в текущем градостроительном развитии города: подготовки
к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году; выноса крупных производственно-коммунальных площадок за границы города; активного жилищного строительства; размещения крупных объектов делового, общественного, рекреационного и производственного назначения;
– необходимости функционального перепрофилирования ряда территорий;
– изменения в развитии транспортного каркаса и инженерных систем;
Внесение изменений в Генеральный план обеспечит территориальную реализацию основной цели социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года: создание условий для устойчивого развития города, формирование благоприятной и отвечающей современным стандартам качества городской среды, территориальное обеспечение развития всех сфер экономики города Ростова-на-Дону.
Основные направления градостроительного развития территории города Ростов-на-Дону
Основные направления градостроительного развития определяются следующим перспективным функциональным профилем города Ростова-на-Дону:
Курс для градостроителей. Урок 1.Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)
– Ростов-на-Дону – столица Ростовской области и Южного федерального округа Российской Федерации;
– Ростов-на-Дону – важнейший межрегиональный и международный многофункциональный центр Юга России;
– Ростов-на-Дону – центр инновационного развития, современный научно-производственный, образовательный и культурный центр;
– Ростов-на-Дону – ядро территориально-пространственного образования «Ростовская агломерация», включающего в себя несколько муниципальных образований или их частей, связанных единой системой, объединенных интенсивными хозяйственно-экономическими, трудовыми и культурно-бытовыми связями, а также зона опережающего развития Ростовской области;
– Ростов-на-Дону – многопрофильный центр торговли и обслуживания, важный центр российского и международного туризма;
– Ростов-на-Дону – крупнейший транспортно-логистический комплекс федерального и международного значения.
В Генеральном плане предусмотрены следующие основные направления градостроительного развития территории города Ростова-на-Дону:
1. Освоение территорий комплексной жилой застройки:
жилой район «Суворовский»;
жилой район «Левенцовский»;
жилой район «Платовский» («Декоративные культуры»).
2. Модернизация сложившихся жилых районов, повышение эффективности использования внутренних территориальных резервов, обновление и благоустройство сложившейся жилой среды (во всех планировочных районах города).
3. Преобразование сложившейся градостроительной среды центра города путем формирования градоформирующих комплексов (комплексная реконструкция вместо «точечной» застройки).
4. Доработка и утверждение Проектов зон охраны объектов культурного наследия исторической части города (в первую очередь – объединенных зон охраны объектов культурного наследия, которые позволят утвердить градостроительные регламенты в единой зоне регулирования застройки).
5. Создание градостроительных ансамблей в качестве современных элементов планировочной структуры в интеграции с исторически сложившейся застройкой центральной части города: Темерницкий въезд; Буденовский, Ворошиловский, Богатяновский, Театральный и Нахичеванский спуски, сквер Седова («Парамоновские склады»), а также перепрофилирование промышленной зоны первого грузового порта, в том числе территорий заводов «Красный Дон», «Красный флот» и «Красный Аксай», в общественно-деловую и общественно-жилую зону, с доминантными объектами, формирующими речной фасад города.
6. Пространственная организация территориально-пространственного образования – «Ростовская агломерация» и его центральной части – «Большой Ростов», в том числе формирование нового многофункционального рекреационно-спортивного и обслуживающе-делового центра в левобережной части города: строительство «Ростов-Арена» для проведения игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году; реконструкция территории Гребного канала и формирование на его базе спортивного кластера, строительство комплексов выставочного, торгового, административного назначения и других обслуживающих и деловых объектов, включая жилую застройку; строительство морского универсального порта; устройство набережной вдоль левого берега реки Дон, формирование туристско-рекреационного кластера на базе городских лесов и особо-охраняемых территорий.
7. Реновация промышленных территорий и территорий специального назначения (функциональное перепрофилирование производственных территорий под объекты жилищного строительства, обслуживания, рекреации, создание экологически безопасных мест приложения труда): территория гражданского аэропорта Ростова-на-Дону, завода «Электроаппарат», испытательного аэродрома завода «Роствертол», территория первого грузового порта и прилегающих к нему производственных предприятий, завода «Пролетарский молот», мясокомбината, территория военных городков, переданных в муниципальную собственность, Кумженские пруды и другие территории.
8. Приоритетное развитие транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону в интеграции с перспективным развитием транспортного каркаса, прилегающих к городскому округу территорий, формирующих единое территориально-пространственное образование – «Ростовскую агломерацию». Развитие систем общественного транспорта (в том, числе Метрополитена и легкого рельсового транспорта), инженерных систем, инфраструктуры пешеходного и велосипедного движения, устройство современной системы парковочных пространств, организация системы перехватывающих автостоянок в районах транспортно-пересадочных узлов, формирование многофункциональных градостроительных объектов в узлах транспортного каркаса.
9. Развитие системы озеленения. Развитие природно-экологического каркаса города, как части единого зеленого фонда совокупности муниципальных образований («Большой Ростов»), формирующих центральную часть единого территориально-пространственного образования «Ростовская агломерация». Формирование линейных парковых зон вдоль русел рек Темерник, Кизитеринка, ручья Безымянный с полным инженерным оборудованием и благоустройством прибрежных территорий; устройство пешеходной и велосипедной инфраструктур. Продолжение формирования правобережной набережной в восточном направлении до Театрального спуска (первый этап) и до Кизитериновского диаметра на последующих этапах.
10. Проведение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и оптимизации условий проживания.
Более подробная информация, в т.ч. параметры функциональных зон, содержится в материалах генерального плана, ссылки, на которые даны выше. Кроме основных карт (схем) генерального плана и Положения о территориальном планировании города Ростова-на-Дону представлены материалы по обоснованию генерального плана (графический и текстовый материал).
Источник: rostov-gorod.ru
Планировка населённых мест
Планировка населённых мест — размещение на определенной территории предприятий, жилищ, культурно-бытовых учреждений, транспорта и других функционально связанных между собой элементов народного хозяйства.
Основными гигиеническими принципами планировки населённых мест в являются: выбор наиболее здоровой территории для населенного пункта, использование в оздоровительных целях местных природных факторов, оздоровление территорий, правильное размещение основных объектов строительства, соблюдение нормальной плотности заселения, озеленение и осуществление всех видов благоустройства, обеспечивающих наиболее благоприятные условия жизни, труда и отдыха населения.
В настоящее время в промышленно развитых странах имеет место урбанизация, т. е. сосредоточение в крупных городах промышленности и населения. Это вызывает чрезмерную концентрацию застройки, укрупнение городов за счет строительства больших по объему зданий, следствием чего является переуплотнение населения и трудность соблюдения гигиенических требований. Наряду с проектами реконструкции существующих городов возникли идеи создания городов-спутников, в которых будут размещены промышленные предприятия, расселены обслуживающие их рабочие и служащие, и городов-садов — обильно озелененных населенных пунктов, куда выедет часть населения из крупных городов.
Основным принципом планировки населённых мест в является функциональное зонирование, т. е. территория города подразделяется на зоны: жилой застройки , промышленную, коммунально-складскую и транспортную. Под жилую зону отводят наиболее здоровые и удобные участки территории, около 20% которых занимают зеленые насаждения. Основным элементом планировки этой зоны является жилой квартал, где размещаются жилые дома, детские, культурно-бытовые и торговые учреждения, зеленые насаждения, площадки для игр и т. п., ограниченный со всех сторон городскими проездами.
При застройке отдельно стоящими небольшими зданиями площадь жилого квартала составляет 2-4 га, а при многоэтажной застройке — 6-12 га. В практику современной планировки населённых мест вошло расчленение жилой зоны крупных городов на микрорайоны — группы жилых кварталов, расположенных между магистралями внутригородского движения и включающих в себя все необходимые учреждения для обслуживания населения. Центральным пунктом жилой зоны является административный центр.
Промышленная зона располагается с учетом господствующего направления движения воздуха в данной местности, в подветренной стороне населенного пункта, ниже по течению реки и отделяется от жилой зоны озелененной санитарно-защитной зоной, ширина которой определяется санитарными нормами. Коммунально-складская и транспортная зоны, в которых размещаются продовольственные и топливные склады, автобусные парки, железнодорожные станции, порты, аэродромы и т. п., располагаются на периферии города и также отделяются от жилой зоны санитарно-защитной зоной.
Планировка колхозного села на 100 дворов: А — жилая зона; Б — хозяйственно-производственная зона: 1 — теплично-парниковое хозяйство; 2 — животноводческая ферма; 3 — складской двор; 4 — бригадный конный двор; 5 — ремонтно-хозяйственный двор.
В основу современной планировки сельских населенных мест также закладывается четкое деление на зоны: жилую, хозяйственно-производственную и общественный центр.
Между хозяйственно-производственной и жилой зоной предусматривается озелененная санитарно-защитная зона, ширина которой определяется характером хозяйственно-производственного сектора и его мощностью. Четкое деление на 2 зоны предусматривается и в планировке полевых станов: жилая зона и хозяйственно-производственная.
Основным принципом планировки курортов также является зонирование.
Предусматривается создание 4 зон: санаторно-курортной, где располагаются все санаторные, лечебно-профилактические и культурно-бытовые учреждения, зоны поселения обслуживающего персонала, зоны хозяйственно-коммунальных и транспортных сооружений и зоны предприятий, обслуживающих курорт. Особое внимание в планировке курортов уделяют использованию местных природных ресурсов и озеленению. В окружении курортов организуют зоны санитарной охраны. См. также Водоснабжение, Жилище, Законодательство по здравоохранению, Канализация, Почва, Санитарная охрана атмосферного воздуха.
Планировка населённых мест — целесообразное решение социально-экономических, архитектурно-строительных и санитарно-гигиенических вопросов при строительстве городов и селений, обеспечивающее наиболее благоприятные условия жизни, труда и отдыха населения.
В результате увеличения численности городского населения, особенно в текущем столетии, в промышленно развитых странах наблюдается процесс урбанизации — сосредоточение в крупных городах промышленности и населения. В условиях капитализма рост промышленных и административных центров вызывал бесплановую хаотичную застройку городов — с благоустроенными районами для буржуазии и трущобами для пролетариата, с тяжелыми условиями для дальнейшего развития в них промышленности и жилищного строительства.
Наряду с проектами реконструкции городов возникла идея создания городов-спутников, предназначенных для промышленности, выводимой за пределы города, и расселения рабочих и служащих, занятых на этих предприятиях. Примером такого города-спутника является Зеленоград.
Строительство новых и реконструкция существующих населенных мест определяется планом развития народного хозяйства страны. Это позволяет при застройке городов осуществлять основной принцип советского градостроительства — рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурно-бытовых учреждений, транспорта, инженерного оборудования и благоустройства, обеспечивающую наилучшие условия для труда и отдыха населения. Строительство регламентируется правительственными постановлениями, предусматривающими для всех населенных мест составление проектов планировки.
Важнейшими условиями планировки населенных мест являются: соблюдение гигиенических нормативов и рекомендаций при выборе территории для строительства, при функциональном зонировании территории городов и селений, при размещении основных объектов промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства; соблюдение оптимальных показателей плотности расселения; озеленение и осуществление всех современных видов благоустройства населенных мест.
Гигиенические нормативы и рекомендации разрабатываются на основании исследований, обобщения опыта санитарного надзора за планировкой и застройкой населенных мест и направлены на решение вопросов, обеспечивающих создание здоровых и удобных условий жизни, труда и отдыха населения. В проектах планировки населенных мест должен соблюдаться принцип подразделения территории на функциональные зоны: промышленную, транспортную, коммунально-складскую, жилую и зону отдыха (рис. 1).
Рис. 1. Схема функционального членения территории города: 1 — селитебная (жилая) территория; 2 — участок больницы; 3 — участок высшего учебного заведения; 4 — промышленная территория; 5 — полоса отвода железной дороги; в — территория речного порта; 7 — территория аэропорта; 8 — территория городского парка; 9 — территория лесопарка; 10 — защитная зеленая зона; 11 — территория складов; 12 — источник водоснабжения; 13 — очистные сооружения канализации; 14 — поля компостирования; 15 — питомник; 16 — кладбище.
Основной структурной единицей жилого района является микрорайон, состоящий из группы жилых зданий, с необходимыми учреждениями для повседневного обслуживания населения, сада для отдыха, спортивных площадок и др. Жилая зона и зона отдыха в целях защиты от газов, дыма и пыли, обусловленных работой промышленных предприятий и транспорта, отделяются от других зон озелененными санитарно-защитными разрывами в соответствии с санитарными нормами.
При выборе территории для населенного пункта особое внимание уделяют санитарно-гигиенической оценке климатических, почвенно-гидрологических условий, состоянию зеленых насаждений, условиям водопользования и пр. Непригодными под застройку считают участки с высоким стоянием грунтовых вод, заболоченные, подверженные затоплению, оползням и т. п.
В отдельных случаях допускают использование таких участков, но только после проведения необходимых мер по их оздоровлению.
При планировке населенных мест и их застройке должны быть использованы благоприятные климатические факторы и смягчено нежелательное влияние, например, сильных зимних ветров, недостаточности ультрафиолетовой радиации, избыточной инсоляции и перегрева и пр.
Особенно важно учитывать климатические факторы при застройке микрорайонов. Так, для населенных мест Крайнего Севера с его сильными ветрами и крайне низкой температурой воздуха, неблагоприятно сказывающимися на условиях жизни населения, предусматривают специальные приемы застройки микрорайонов и отдельных жилых комплексов (рис. 2) с укрытыми улицами-галереями, связывающими жилые здания с учреждениями обслуживания.
В районах с жарким климатом необходимо предусматривать защиту населения от перегрева — максимальное затенение пешеходных дорожек и тротуаров, хорошее проветривание территории микрорайонов и обращение их в сторону озелененных площадей и водных поверхностей, озеленение свободной территории в сочетании с увлажнением покрытий и т. д.
Жилые помещения и помещения детских и лечебных учреждений в районах с жарким климатом нельзя ориентировать на юго-запад и запад; следует широко применять солнцезащитные устройства. В районах, где защита от перегрева не является обязательным требованием, при определении величины разрывов между зданиями и ориентации зданий руководствуются «Санитарными нормами и правилами обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и жилой застройки населенных мест».
Рис. 2. Примеры ветрозащитной застройки микрорайонов населенных мест Крайнего Севера: А — микрорайон на 4400 жителей; Б — микрорайон на 2100 жителей.
Гигиеническим критерием для установления этих норм является необходимость обеспечить помещения жилых и общественных зданий и территории жилой застройки ежедневно прямым солнечным облучением не менее 3 часов на период с 22 марта по 22 сентября.
Борьба с городским шумом — важная гигиеническая задача при планировке населенных мест. Действуют «Санитарные нормы допустимого шума в жилых домах и на территории жилой застройки». Установлены следующие предельно допустимые суммарные уровни звука: для жилых комнат — 30 96 А (измерение по шкале А шумомера), для площадок отдыха и территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, — 40 дБ А. В измеренные или рассчитанные суммарные уровни звука вносят поправки в зависимости от характера шума, времени суток, расположения объекта и пр.
Защита территории микрорайонов и жилых помещений от внешнего шума обеспечивается комплексом инженерно-технических и планировочных мероприятий, включая рациональную систему улиц города с выделением общегородских, районных магистралей и жилых улиц, соответствующую застройку прилегающих к улицам жилых микрорайонов. Большое значение в снижении интенсивности шума имеет правильная организация территории микрорайона: выделение участков для игр детей и занятий физкультурой, размещение обслуживающих учреждений в отдельно стоящих зданиях, озеленение свободной территории микрорайона (не менее 40-50%).
Гигиенические рекомендации по организации культурно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания населения городов и селений при планировке населенных мест касаются сети этих учреждений в микрорайоне, жилом районе и городе, пропускной способности их и размещения на территории с учетом оптимальных радиусов обслуживания, удобства пользования и возможного влияния на условия жизни населения (шум, вибрация и пр.).
Система обслуживания населения соответствует планировочной структуре жилого района и города.
Особую группу учреждений обслуживания составляют санатории, дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, предназначенные для кратковременного и длительного отдыха и лечения, размещаемые в пригородной зоне.
Организация ежедневного отдыха населения должна также соответствовать структуре жилого района. На придомовых участках для группы жилых зданий необходимо проектировать площадки для игр детей младшего возраста и участки для отдыха лиц преклонного возраста и больных.
В пределах микрорайона предусматривают сад с площадками для тихого отдыха и занятий спортом. Жилой район должен иметь более крупные спортивные сооружения (стадион, плавательный бассейн и пр.), сад и зрелищные учреждения в радиусе 10 мин. ходьбы.
Важнейшим принципом планировки селений является создание наиболее благоприятных гигиенических условий жизни для сельского населения, для постепенного превращения колхозной деревни и поселков совхозов в укрупненные населенные пункты городского типа с благоустроенными жилыми домами, коммунальным обслуживанием, бытовыми предприятиями и медицинскими учреждениями.
В сельской местности зона индивидуальной одноэтажной застройки проектируется в виде кварталов площадью 2-4 га, с приусадебными участками и надворными постройками для скота и инвентаря. Размеры приусадебных участков устанавливаются в соответствии с уставом колхоза. При строительстве двухэтажных блокированных домов каждая семья занимает отдельную квартиру, имеющую выход на участок, размеры которого позволяют не только заложить сад или огород, но и держать в личном пользовании скот и птицу.
Зона государственных или колхозных секционных домов проектируется как компактная застройка без усадебных участков с повышенным уровнем благоустройства. В зоне располагается также общественный центр селения (сельский совет, правление колхоза, культурно-просветительные учреждения). Школы, детские сады и ясли располагают между жилыми кварталами на участках, удаленных от проезжих улиц.
Больницу с амбулаторией располагают на наиболее благоприятном участке, по возможности вблизи зеленых насаждений. В проектах застройки сельских населенных мест обязательно должно найти отражение функциональное деление территории на жилую и производственную зоны, величина разрыва между которыми зависит от санитарных и зооветеринарных требований. В эти проекты включают мероприятия по дальнейшему повышению санитарного благоустройства.
Наиболее целесообразное решение санитарно-гигиенических и градостроительных вопросов при застройке населенных мест возможно при условии районной планировки экономических, промышленных, сельскохозяйственных и курортных мест. Районная планировка позволяет решать вопросы размещения промышленности населенных мест, организации мест отдыха, комплексных планов благоустройства (водоснабжение, канализация, тепло- и энергоснабжение), организации транспорта и т. п., обеспечивая наиболее благоприятные условия жизни, труда и отдыха населения.
Источник: studopedia.ru
Градостроительство районы усадебного жилищного строительства нормы планировки
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.01-116-2008 (02250)
УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Нормы планировки и застройки
горадабудаЎнIцтва.
НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ
Нормы планiроўкi i забудовы
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь
УДК [711.4+711.62] (083.74) МКС 91.040.01 КП 02
Ключевые слова: градостроительство, населенные пункты, планировка, застройка, зонирование, документация градостроительная, классификация, каркас планировочный, регулирование, реконструкция, территории жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, ценности недвижимые историко-культурные, инфраструктуры транспортная и инженерная, среда окружающая
Предисловие
Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
1 РАЗРАБОТАН научно-проектным республиканским
унитарным предприятием «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»
(УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»)
ВНЕСЕН главным управлением проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439
В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.01 «Градостроительство»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой СНБ 3.01.04-02)
Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Издан на русском языке
технический кодекс установившейся практики
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Нормы планировки и застройки
горадабудаЎнIцтва. НАСЕЛЕНЫЯ ПУНКТЫ
Нормы планiроўкi i забудовы
Urban planning . S ettlemеnts
Norms of planning and development
Дата введения 2009-07-01
1 Область применения
Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) устанавливает нормы по планировке и застройке населенных пунктов (поселений), обязательные для всех физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности.
Настоящий технический кодекс также устанавливает нормы и правила формирования ландшафтно-рекреационных территорий пригородных зон.
Для более полного учета региональных особенностей могут разрабатываться технические нормативные правовые акты (далее — ТНПА), устанавливающие правила и нормы планировки и застройки отдельных населенных пунктов, их групп, пригородных зон. Настоящий технический кодекс разработан с учетом особенностей градостроительного развития г. Минска.
2 Нормативные ссылки
В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на ТНПА в области технического нормирования и стандартизации: 1
ТКП 45-3.01-117-2008 (02250) Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки
ТКП 45-3.01-118-2008 (02250) Градостроительство. Схема комплексной территориальной организации региона (области, района, группы районов). Правила проектирования
ТКП 45-3.02-25-2005 (02250) Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования
ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) Автомобильные дороги. Нормы проектирования
ТКП 45-3.03-115-2008 (02250) Метрополитены. Строительные нормы проектирования
ТКП 112-2007 (02300) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
СТБ 1154-99 Жилище. Основные положения
СТБ 1756-2007 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора
ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 17.1.5.02-80 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов
ГОСТ 17.4.3.06-86 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв и влиянию на них химических загрязняющих веществ
ГОСТ 17.5.1.02-85 Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации
ГОСТ 17.5.3.01-78 Охрана природы земли. Состав и размер зеленых зон городов
ГОСТ 17.5.3.03-80 Охрана природы. Земли. Общие требования к гидролесомелиорации
ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
ГОСТ 22.3.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
ГОСТ 22.6.01-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
СНБ 2.02.04-03 Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий
СНБ 2.03.01-98 Геофизика опасных природных воздействий
СНБ 2.04.02-2000 Строительная климатология
СНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение
СНБ 3.01.01-96 Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов
СНБ 3.02.01-98 Склады нефти и нефтепродуктов
СНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов
СНБ 3.03.03-97 Аэродромы
СНБ 4.01.01-03 Водоснабжение питьевое. Общие положения и требования
СНБ 4.01.02-03 Противопожарное водоснабжение
СНБ 4.03.01-98 Газоснабжение
СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах
СНиП 2.01.15-90 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования
СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию
СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения
СНиП 2.04.07-86 Тепловые сети
СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии
СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов
СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территорий от затопления и подтопления
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства
СНиП II-12-77 Защита от шума
СНиП II-89-80 Генеральные планы промышленных предприятий
СНиП II-97-76 Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий
П1-99 к СНБ 3.03.02-97 Сеть улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов
П2-99 к СНБ 3.03.02-97 Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог
П3-01 к СНБ 3.03.02-97 Проектирование сетей городского пассажирского транспорта
П4-03 к СНиП 2.08.02-89 Проектирование зданий и помещений учреждений отдыха и туризма.
Примечание — При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем техническом кодексе применяют термины, установленные в действующих нормативных правовых актах Республики Беларусь, в том числе в [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.
3.2 автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с [2], «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.
3.3 агрогородок: Благоустроенный населенный пункт, относящийся к категории сельских населенных пунктов, в котором созданы производственная, социальная и инженерно-транспортная инфраструктуры для обеспечения государственных социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий.
3.4 безопасность среды жизнедеятельности: Состояние среды жизнедеятельности, при котором значения всех рисков, связанных с возможностью нанесения вреда здоровью и жизни населения, не превышают допустимых уровней и обеспечено соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны, безопасности территорий и их защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
3.5 градостроительная ценность территории: Качественные и количественные параметры территории, определяемые на основе оценки социально-экономических, планировочных, инженерно-технических и экологических факторов, а также эффективности ее функционального использования для различных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
3.6 инженерная инфраструктура: Совокупность инженерных коммуникаций (сетей, объектов и сооружений), обеспечивающих подачу (отвод) ресурсов, необходимых для жизнедеятельности населения (энергия, вода, информация) и совершенствования экологических характеристик окружающей среды.
3.7 комплексная градостроительная реконструкция: Преобразование территории населенного пункта или его части, ведущее к коренному изменению функциональной и архитектурно-планировочной их организации и направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на всей территории населенного пункта или его отдельных структурно-планировочных элементов.
3.8 населенный пункт (поселение): Компактно-целостное размещение населения на территории со всеми необходимыми условиями для организации жизнедеятельности, материальная среда которой формируется жилой, общественной, производственной, ландшафтно-рекреационной территориями и инженерно-транспортной инфраструктурой.
3.9 планировочный каркас населенного пункта: Система линейных и узловых планировочных элементов материальной среды, выполняющая основные коммуникационные и регулирующие функции при организации планировочной структуры населенных пунктов, которая, как правило, формируется урбанизированными и природными осями.
3.10 планировочная структура населенного пункта: Строение и внутренняя взаимосвязь планировочных элементов (линейных, узловых, зональных), определяющие пространственную реализацию основных функций жизнедеятельности населения на территории населенных пунктов и пригородных зон.
3.11 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
3.12 пригородная зона: Территория, предназначенная для перспективного развития города, размещения объектов хозяйственного назначения, рекреации и улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды на основе совместного рационального использования городом и административным районом имеющихся природных и инженерно-технических ресурсов.
3.13 санитарно-защитная зона (далее — СЗЗ): Часть территории вокруг любого источника химического, биологического и физического влияния на среду обитания человека, устанавливаемая с целью минимизации риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека [3].
3.14 система озелененных территорий: Озелененные территории общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения (зеленая зона города), обладающие территориальной и функциональной взаимосвязью и единством планировочной организации.
3.15 социально-гарантированное обслуживание: Набор услуг и объектов, характеризуемый составом, вместимостью и доступностью и обеспечивающий необходимую на определенном этапе развития поселений систему государственных социальных стандартов обслуживания населения.
3.16 структурно-планировочный элемент (модуль): Часть территории населенного пункта (квартал, микрорайон, район), архитектурный ансамбль или комплекс, ограниченный улицами, техногенными или природными преградами (овраги, реки, железные дороги) и отличающийся единством планировочной структуры.
3.17 транспортная инфраструктура: Совокупность системы коммуникаций и сооружений внешнего, городского и пригородного транспорта, узлов их взаимодействия, необходимая для обеспечения перемещения пассажиров и доставки грузов по территории населенного пункта и пригородной зоне.
3.18 функциональная зона: Совокупность участков территории населенного пункта, в пределах которой на основе оценки существующего состояния и прогнозов перспективного развития устанавливаются требования и ограничения преимущественного либо целевого функционального использования.
4 Общие положения
4.1 Градостроительные условия
4.1.1 Планировку и застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе [4], [5], других государственных и региональных программ градостроительного развития, а также проектов общего, детального и специального градостроительного планирования, с учетом требований [1] и действующих ТНПА.
4.1.2 Следует учитывать типологические характеристики поселений, величину, их роль в системе расселения и административно-территориальном устройстве республики, а также социально-экономические, природные и исторические особенности. Населенные пункты республики в соответствии с законодательными актами подразделяются на города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (в том числе агрогородки).
Города и поселки городского типа в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на
крупнейшие (г. Минск) — св. 500 000;
крупные — от 250 000 до 500 000 включ.;
большие — “ 100 000 “ 250 000 “ ;
I категории — св. 50 000 до 100 000 включ.;
II категории — “ 20 000 “ 50 000 “ ;
малые города и поселки городского типа
(малые городские поселения):
I категории — св. 10 000 до 20 000 включ.;
II категории — “ 5000 “ 10 000 “ ;
III категории — “ 5000 “.
Сельские населенные пункты (в том числе агрогородки) в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на следующие типы:
крупные — св. 1000;
большие — “ 500 до 1000 включ.
I категории — св. 200 до 500 включ.;
II категории — “ 100 “ 200 “ ;
I категории — св. 50 до 100 включ.;
II категории — “ 50 “.
4.1.3 Перспективную численность населения поселений всех типов следует прогнозировать на основе демографических данных, естественного и механического прироста (сокращения) населения, учета тенденций маятниковых миграций, а также оценки социально-экономических, территориальных и ресурсных перспектив развития.
4.1.4 Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, административный статус и особые экологические условия.
4.1.5 В планировочной структуре населенных пунктов следует выделять следующие структурно-планировочные элементы жилой, общественной, смешанной и производственно-деловой застройки:
— квартал (группа кварталов);
— микрорайон (группа микрорайонов);
— район (формируемый преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах);
— архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы.
В составе ландшафтно-рекреационных территорий следует выделять планировочные элементы в соответствии с требованиями раздела 9.
Характер функционального использования, количество структурно-планировочных элементов, их параметры и границы следует определять в задании на проектирование.
4.1.6 В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории. В соответствии со статьей 50 [1] территории населенных пунктов следует подразделять на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного и специального назначения и др.
4.1.7 Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов — район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс — территорий предполагаемой инвестиционной деятельности.
4.1.8 Использование территорий населенных пунктов следует осуществлять на основе социально-экономической, экологической и градостроительной оценки эффективности их использования с учетом системы налогообложения. Система налогообложения действительна для всех форм распорядительства недвижимостью (установление ограничений, смена землепользователей, купля-продажа, сдача в аренду, приватизация) на основе требований СНБ 3.01.02.
4.2 Безопасность среды жизнедеятельности
4.2.1 При планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов.
4.2.2 Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями:
— фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения;
— объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения;
— уровень благосостояния населения;
— уровень и доступность образования;
— обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания.
4.2.3 При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.3.03 и в соответствии с требованиями СНБ 4.01.02. При соблюдении требований в области обеспечения экологической безопасности следует учитывать как безопасность самого человека, так и состояние природных ресурсов: атмосферный воздух, земля (включая недра и почву), воды (поверхностные и подземные), растительность и животный мир, климат.
4.2.4 Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях. Режим использования указанных территорий определяется нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми
актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны.
4.2.5 Территория поселения должна рассматриваться как объект экологических опасных воздействий инфраструктуры (транспорта, промышленности, теплоэнергетики, коммунального хозяйства и пр.) на человека, а также как источник негативных воздействий на прилегающие территории и природные комплексы.
Градостроительные требования по функциональному использованию территории поселения и пригородной зоны, а также размещение отдельных структурно-планировочных элементов и отдельных объектов должны учитывать:
— степень возможного воздействия на окружающую среду;
— соответствие планируемой деятельности требованиям [6];
— достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприятий по охране окружающей среды.
4.2.6 Экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия, принятые в градостроительном проекте, должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.
4.2.7 Все виды архитектурной и градостроительной деятельности на территориях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (в том числе и зонами радиоактивного загрязнения), осуществляются в соответствии с действующим законодательством и действующими ТНПА.
4.2.8 Разработка проектной документации всех уровней градостроительного проектирования для поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должна осуществляться с учетом обязательного экологического обоснования и оценки необходимости проведения мероприятий по снижению дозовых нагрузок облучения населения до нормативно допустимого уровня.
4.2.9 При формировании безопасной среды жизнедеятельности в населенных пунктах всех типов должны предусматриваться мероприятия по организации благоприятной безбарьерной среды и доступности основных объектов жилого, общественного и рекреационного назначения для граждан с ограниченными физическими возможностями с учетом требований разделов 6 – 9.
5 Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов
5.1 Преобразование планировочной структуры
5.1.1 Преобразование сложившейся планировочной структуры населенных пунктов следует осуществлять, в первую очередь, за счет застройки неэффективно используемых земель, уплотнения существующей застройки территорий, а также за счет градостроительной реконструкции функциональных зон с наибольшим удельным весом морально и физически устаревших жилых, общественных и производственных зданий и сооружений.
Источник: mognovse.ru