градостроительство
градостроительство — теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство также определяется как область архитектуры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономические, демографические, строительнотехнические, санитарно-гигиенические) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи.
Википедия
градостроительство
ср.Теория и практика планировки и застройки городов.
Большой современный толковый словарь русского языка
градостроительство
ср. Теория и практика планировки и застройки городов.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
градостроительство
градостро`ительство, -а
Словарь русского языка Лопатина
градостроительство
городское строительство
Словарь русского языка Ожегова
градостроительство
теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем.
Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учет местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т. д. Первые опыты упорядочения городов и поселений относятся к сер. 3-го — нач. 2-го тыс. до н. э. В Др.
Египте и Двуречье применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. В Др. Греции и Риме приемы регулярной планировки сложились в стройную систему (т. н. Гипподамова система). Средневековые города, опоясанные мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади.
Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Бурный рост городов с сер. 19 в., затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов). Основные задачи современного градостроительства — создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик, решение городских экологических проблем, преодоление монотонности типовой застройки, сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров, бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями. Современный толковый словарь, БСЭ
градостроительство
градостроительство ср. Теория и практика планировки и застройки городов.
Введение в специальность «Градостроительство»
Толковый словарь Ефремовой
Специальность градостроительство
градостроительство
В РФ деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.
Словарь экономических терминов
градостроительство
теория и практика планировки и застройки городов (см. Город ) Г. определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия и национальные особенности страны.
Г. охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Общим для Г. досоциалистических формаций является большее или меньшее влияние на него частной собственности на землю и недвижимое имущество.
Имущественное неравенство населения отражалось на приёмах планировки, застройки и на благоустройстве городской территории; созданные на основе лучших достижений Г. своего времени районы, населённые представителями господствующего класса, резко отличались от переуплотнённых, лишенных необходимого благоустройства районов сосредоточения трудового населения. Ныне два социальных строя, существующих в мире, — капитализм и социализм — определяют два пути развития Г. При капитализме интересы землевладельцев, промышленников и финансистов обычно обусловливают стихийность застройки населённых пунктов, вступая в противоречие с задачами Г. При социализме государственное планирование народного хозяйства создаёт все условия для планомерного, научно обоснованного развития городов, наиболее удобных для труда, быта и отдыха всего населения.
Первые попытки внести определенный порядок в застройку и планировку поселений относятся к середине 3-го — началу 2-го тыс. до н. э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500-1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Древнем Египте, Двуречье и других районах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имущественному признаку (город Кахун в Древнем Египте, начало 2-го тыс. до н. э.), выделялась главная улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7-6 вв. до н. э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации.
В книге ‘Чжоу ли’ (3 в. до н. э.) есть сведения о Г. Китая 11-3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы, а в центре города находился дворец правителя. В Г. Древней Греции в планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и подчёркивалось значение агоры и акрополя (мест сосредоточения политической и религиозной жизни) как композиционных центров городов; возникшие, вероятно, на Востоке приёмы регулярной планировки городов сложились в стройную градостроительную систему (т. н. ‘гипподамова’, см.
Греция Древняя ), которая получила широкое распространение в эпоху эллинизма, лишившись, однако, своей демократической направленности. В Г. Древнего Рима регулярная планировка стала господствующей (города Помпеи, Тимгад, Остия и др.). Римляне создавали крупные системы водоснабжения и канализации, мостили и озеленяли улицы.
Зарождается теория Г.: в трудах Витрувия (1 в. до н. э.) были сформулированы отдельные вопросы греко-эллинистической и римской теории Г. и архитектуры. По определённому плану создавались культурные центры в древних индейских государствах доколумбовой Америки (архитектурный комплекс Теотнуакан в Мексике, 2 в. до н. э. -9 в. н. э.).
Примерно в 5-12 вв. н. э. в Индии был создан трактат ‘Шилпашастра’, служивший руководством и при строительстве городов. Уже в государствах древнего мира выдающиеся по архитектурно-художественным качествам ансамбли символизировали незыблемость господства правящих классов.
В средневековых западноевропейских городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торговой площади. Жилые районы, выросшие за пределами городских стен, окружались новым поясом укреплений.
Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра к воротам городских укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Большинство средневековых городов Европы первоначально было лишено всякого благоустройства.
Ограниченность территории, защищенной городскими укреплениями, приводила к высокой плотности застройки города многоэтажными жилыми и общественными зданиями. В русских городах большое градоформирующее значение имели кремли (‘детинцы’). В отличие от западно-европейских замков — укрепленных жилищ феодалов, русские кремли, гораздо более обширные (например, наиболее древний новгородский кремль занимает площадь 10,5 га ,в то время как Тауэр в Лондоне — около 4 га , замок Сфорца в Милане — около 2 га ),были административно-политическими и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались главные соборы, приказы, склады оружия и продовольствия. Строительство кремлей (а также монастырских комплексов, игравших важную роль в структуре древнерусских городов) получило в России особенно широкий размах в 15-17 вв., в период становления централизованного государства; кремли, имея большое оборонительное значение, кроме того, определили планировочную основу центров многих рус. городов (Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и др.). В Китае в средневековый период в застройке многих городов применялась регулярная планировка; регулярный план имели крупные дворцовые комплексы (ансамбль т. н. пекинской оси в Пекине, 15-16 вв.). В др. странах Востока в средневековый период наряду со свободной планировкой (например, Фатихпур-Сикри в Индии, создан между 1569-
84) также использовалась регулярная планировка (например, Джайпур в Индии, основан в
1728). В Западной Европе в эпоху Возрождения новые экономия, требования и условия общественной жизни привели к попыткам упорядочения застройки городов. Архитекторы Возрождения разрабатывали новые приёмы построения ансамблей площадей (ансамбль площади Капитолия в Риме, с 1546, архитектор Микеланджело).
Развивалась теория архитектуры и Г. (трактаты Л. Б. Альберти, Палладио), разрабатывались проекты т. н. идеальных городов (В. Скамоцци и др.), в которых учитывались не только задачи обороны, ремесла и торговли, но и повседневные удобства жизни горожан. На практике было сделано сравнительно мало.
В Центральной и Южной Америке после испанского завоевания города, возникавшие в колониях — Мексике, Перу и др., — застраивались согласно ‘Законам для Индий’, установленным испанским императором в 1523 (прямоугольная сеть улиц, в центре города — главная площадь с собором и административными зданиями). Сосредоточение политической власти и крупных материальных ресурсов в руках абсолютных монархов в ряде стран Европы в 17-18 вв., а также превращение папского Рима в столицу абсолютистского государства (см.
Папская область )и центр европейской феодально-католической культуры позволили развернуть большие по масштабам градостроительные работы, создать крупные архитектурные ансамбли, призванные олицетворять силу и величие власти королей и католической церкви. В Г. получают распространение парадные приёмы планировки и застройки [ансамбль площади св.
Петра (Пьяцца Сан-Пьетро) в Риме, 1657-63, архитектор Л. Бернини]: в планировке городских и дворцовых ансамблей применяется лучевое расположение улиц ( Версаль ; Пьяцца дель Пополо в Риме). В Г. 18-1-й трети 19 вв. сложились новые приёмы построения городских ансамблей, основанные на идее красоты больших архитектурно организованных пространств, в которых органично сочетаются городская застройка и элементы природы. В отличие от замкнутых парадных площадей 17 в., площадь приобретает ‘открытый’ характер, получает пространственное сочетание с улицей, набережной (площадь Людовика XV, ныне площадь Согласия, в Париже, 1753-75, архитектор Ж. А. Габриель). В США и ряде др. неевропейских стран большинство городов застраивалось на основе однообразной прямоугольной сетки улиц, образующей мелкие близкие по размерам кварталы. После реформ Петра I большой размах получило русских Г. Началось строительство Петербурга (основан в
1703); были построены Петрозаводск, Нижний Тагил, позднее — Одесса, Екатеринбург (ныне Свердловск), Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Севастополь и др. Быстро развивались Архангельск, Воронеж, Тула. Новые города строились по регулярным планам.
На протяжении 2-й половины 18 — 1-й половины 19 вв. на основе специально разработанных генеральных планов были перестроены Тверь, Ярославль, Кострома, Псков, Калуга, Полтава и многие др. города. Русские Г. отличалось многообразием приёмов регулярной планировки городов, пространственной взаимосвязью и художественным единством архитектурных ансамблей, в которых обычно старая застройка гармонично сочеталась с новой.
В Петербурге, Ярославле и др. городах применялась лучевая система улиц, которые являлись основой всей планировочной композиции и были направлены к центральному ядру города. Но наряду с парадными центрами росли и убогие, неблагоустроенные городские окраины, где ютилась городская беднота.
Наиболее выдающийся пример русского Г. — Петербург, где к 1830-м гг. была создана стройная система обширных пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей центра. В развитии русского Г. большую роль сыграло творчество выдающихся русских зодчих М. Г. Земцова, И. К. Коробова, П. М. Еропкина, А. И. Квасова, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси, О. И. Бове, В. П. Стасова и др.
Новое развитие систем пространств, построения архитектурных ансамблей, громадные масштабы перепланировки и застройки рус. городов имеют мало аналогий в предшествующей истории мирового Г. Промышленный переворот в конце 18- 19 вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во многих странах мира. Но прогресс строительной техники и городского благоустройства сопровождался упадком Г. В условиях интенсивного роста городов частная собственность на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки и массовую спекуляцию земельными участками. Это усугубило стихийность застройки и привело к хаотическому размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки и почву заводов, фабрик, ж.-д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт, заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих застройку, отдельные градостроительные работы (например, реконструкция центра Парижа по плану префекта Ж. Османа в 1853-
96) не могли изменить общего стихийного характера застройки капиталистических городов. Кризис капиталистического Г. стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы расселения. К концу 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретические направления Г., как дезурбанизм (связанный с конца 19 в. с идеей города-сада ) и урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления архитектора Ле Корбюзье). Под влиянием борьбы рабочего класса за свои права буржуазия вынуждена была решать отдельные вопросы Г. С конца 19 в. и особенно с начала 1920-х гг., главным образом в Европе, строились рабочие посёлки и жилые комплексы ‘дешёвых’ жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий трудящихся. В этом строительстве вырабатывались прогрессивные приёмы Г.: функциональная планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий, устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое строительство некоторых общественных зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939-
45. Учитывая опыт и прогрессивные идеи сов. Г., передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроительные проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947-56, проект архитектора О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (
1944). В целях ограничения роста населения английской столицы в послевоенные годы началось строительство 8 городов-спутников. Однако строительство спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы строительства не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона.
В результате это градостроительное мероприятие не достигло цели. Опыт современного Г. используется при строительстве многих новых городов в развивающихся странах Азии и Латинской Америки (Чандигарх в Индии, 1951-56, архитектор Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, архитектор Л. Коста).
Различный уровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имущественное неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для многих категорий трудящихся. В начале 1920-х гг. возникает новая область Г. — территориальное планирование, или районная планировка (например, проект планировки угольного района вокруг г. Донкастера в Англии, 1921-22, архитектор Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон).
Однако в капиталистических государствах проекты районной планировки могут иметь лишь некоторое регулирующее значение. К середине 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Г. капиталистических стран.
Поиски преодоления этого кризиса привели к созданию новых теорий т. н. динамического Г., авторы которых видят причины кризиса не в социально-экономической природе капитализма, а в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремительного роста населённых мест. В 1950-60-х гг. появилась теория ‘экистики’ (греческий архитектор К. А. Доксиадис и др.).
Авторы этой теории пытаются обосновать неограниченный рост городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей территории земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на восточном побережье США и в районе Великих озёр положительным прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение японские теории метаболизма (архитектор К. Тангэ и др.) и европейские — мобильного строительства и пространственного (трёхмерного) развития городов (французский архитектор Э. Альбер, И. Фридман и многие др.).
Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этого направления объединяет стремление покончить с традиционной распластанностью городов на земной поверхности и перенести Г. в пространство путём создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отдельных градостроительных мероприятий не меняет сущности капиталистического Г. в целом и имеет ограниченный и непоследовательный характер. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап развития Г. В первые годы Советской власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и общественных зданий.
Уже в середине 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных промышленных центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических) районов и неблагоустроенных пролетарских окраин. Так, например, была реконструирована бывшая Нарвская застава (ныне в Кировском районе) в Ленинграде (1925-27, архитекторы А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.).
Застроенная до Октябрьской революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистического города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные детские учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др.
Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость строительства новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и многие др.). Развитие Г. в свою очередь вызвало подъём теоретической мысли. Н. А. Ладовский в конце 1920-х гг. разработал принципиально новую схему ‘развивающегося’ города: парабола с растущим по её оси общественным центром, который последовательно огибают жилая, промышленная и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (
1930) о параллельном развитии промышленных и жилых городских зон (т. н. поточно-функциональная схема), которое было использовано, в частности, при строительстве района Харьковского тракторного завода. Была закончена разработка и началось успешное осуществление генерального плана реконструкции Москвы (утвержден в 1935; архитекторы В. Н. Семенов, С. Е. Чернышев и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. Г., положенные в основу переустройства др. советских городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и многих др. городов. Историческим трудовым подвигом советского народа стали восстановление и реконструкция сотен городов и посёлков и десятков тыс. сельских населённых мест, разрушенных немецкими фашистами в период Великой Отечественной войны 1941-
45. Это был творческий процесс, в результате которого города стали более совершенными в функциональном и архитектурно-художественном отношении. В результате осуществления генерального плана восстановления Волгограда (архитекторы К. С. Алабян, Н. Х. Поляков, В. Н. Симбирцев и др.) город получил архитектурно оформленный выход к берегу Волги; в Минске по новым проектам были сооружены архитектурные ансамбли центра (архитекторы М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко, Г. В. Заборский и др.); в Киеве проведена радикальная перестройка главной улицы — Крещатика (архитектор А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.); в Ленинграде в соответствии с генеральным планом восстановления и дальнейшего развития города (1945-48, архитектор Н. В. Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.) были созданы новые архитектурные ансамбли (площадь Ленина, площадь Революции), перестроены районы Инженерного замка и площади Искусств, созданы Приморский и Московский парки Победы и началось развитие центра города вверх и вниз по Неве.
В Новгороде наряду с восстановлением кремля и др. памятников архитектуры был создан ансамбль новой главной площади (архитектор А. В. Щусев). В послевоенные годы построены десятки новых городов (Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский Научный городок, Зеленоград, Мончегорск, Навои, Рустави, Сумгаит, Темиртау, Шевченко и др.).
В 1950-60-х гг. большого размаха достигла реконструкция старых городов. В Москве продолжалось коренное преобразование центральных районов города, были возведены высотные здания, определившие новый силуэт столицы, созданы архитектурные ансамбли проспекта Калинина (1964-69, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.), Кутузовского (1957, архитекторы В. Г. Гельфрейх) и др. проспектов, района Зарядья (архитекторы Д. Н. Чечулин и др.).
В 1971 утвержден новый генеральный план развития Москвы до 2000 (архитекторы М. В. Посохин, Н. Н. Улласи др.). План предусматривает большое развитие исторического центра города, создание системы архитектурных ансамблей вдоль набережных р. Москвы, вдоль ряда основных магистралей (на Новокировском проспекте, на ул. Димитрова и др.).
Создание новых жилых районов, крупные работы по благоустройству городских территорий, дальнейшее развитие транспорта, культурно-бытового и медицинского обслуживания населения значительно улучшат жизненные условия москвичей. В Ленинграде построены новые жилые районы — Автово (въездная площадь, 1954, архитектор В. .А. Каменский) и Дачное (с 1960, архитектор В. А. Каменский и др.).
Создаётся система ансамблей приморской части Васильевского острова, благодаря которым город широким фронтом выходит к берегу Финского залива. В Ульяновске в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина перестроен центр города и создан мемориальный комплекс, посвященный основателю Советского государства (проект застройки — архитектор Б. С. Мезенцев и др.).
Ликвидированы последствия землетрясения 1966 и сооружен новый общегородской центр в Ташкенте. Крупные архитектурные комплексы создаются в Алма-Ате, Архангельске, Баку, Владивостоке, Горьком, Донецке, Душанбе, Ереване, Киеве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Свердловске, Харькове и др. городах.
За 50 лет существования Советского государства создано заново и образовано около 900 городов, накоплен громадный опыт Г. и разработаны его теоретические основы. Теория и практика Г. решает две задачи: задачу реконструкции и развития старых городов и задачу строительства новых городов. Быстрый рост производительных сил страны увеличивает размах сов.
Г. В конце 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало около 20 новых городов и 50 посёлков городского типа, быстро растут многие старые города. Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование городских территорий.
Градостроительные решения разрабатываются с учётом создания промышленных и жилых районов (а также зон отдыха и др.) и выполнения санитарно-технических требований (см. Водоснабжение , Воздушный бассейн , Инсоляция , Очистка населённых мест , Санитарно-защитная зона , Шумозащита ); они предусматривают инженерную подготовку и благоустройство городских территорий (см.
Благоустройство населённых мест ), формирование продуманной системы городских дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы и отдыха), а также организацию разветвленной сети культурно-бытового, медицинского и др. обслуживания населения. Вопросы бытового обслуживания, воспитания школьников и дошкольников, организации городского движения решаются созданием жилых районов, которые делятся на микрорайоны . В районах размещаются кинотеатры, клубы, парки, поликлиники, родильные дома, торговые центры и др. пункты обслуживания населения.
Для осуществления общегородских общественно-политических, административно-хозяйственных, культурно-просветительских функций создаются городские общественные центры. Важнейшей частью городов являются промышленные районы: здесь работает значительная часть населения, от планировки и застройки этих районов во многом зависят условия труда.
При застройке промышленных районов учитывается возможность совместного использования несколькими заводами подъездных ж.-д. линий и сортировочных станций, а также сетей инженерного оборудования и элементов благоустройства территорий. Такое кооперирование даёт экономические и технические преимущества и осуществляется на основе проектов планировки и застройки промышленных районов и узлов.
Составную часть единого с городом планировочного комплекса образует пригородная зона . Она является резервом последующего развития города, местом кратковременного и длительного отдыха больших масс городского населения (дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря, водные станции, пляжи и др.), зоной размещения многих жизненно важных коммунальных (водоприёмники, очистные станции и др.) и транспортных (аэродромы, товарные ж.-д. станции, склады) объектов. Чтобы обеспечить успешную планировку и застройку пригородных зон, генеральные планы развития городов и проекты планировки пригородных зон разрабатываются одновременно, и регулирование застройки в этих зонах осуществляется городскими архитектурно-планировочными органами или по согласованию с ними.
Современные принципы и приёмы планировки и застройки широко осуществляются при строительстве новых городов на свободных территориях. Требования современного Г. в старых или уже сложившихся городах постепенно выполняются путём их реконструкции.
При реконструкции предусматриваются: оздоровление городской территории методом постепенного улучшения инсоляции и проветривания зданий, уменьшения плотности застройки; расширение старых улиц и пробивка новых магистралей для улучшения транспортных связей между различными районами города; обеспечение безопасности городского движения посредством перестройки магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (строительство транспортных развязок, транспортных туннелей, переходов и др.). В городах с богатым архитектурным наследием при реконструкции решается задача сохранения их исторического художественного облика и органического сочетания новой застройки с памятниками архитектуры.
Реконструкция сопровождается повышением комфортабельности жилых и общественных зданий (водопровод, канализация, теплофикация, газификация и др.) и расширением сети предприятий торговли, культурно-бытового и медицинского обслуживания населения. Повышение архитектурно-художественных качеств застройки достигается сохранением и завершением старых и формированием новых архитектурных ансамблей, созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульптурных монументов и памятников архитектуры (снос малоценных зданий, перепланировка окружающей территории), гармоническим сочетанием новой и старой застройки.
Архитектурная среда, облик населённых мест влияют на сознание людей на протяжении всей их жизни. Красивые и удобные города способствуют жизнедеятельности населения, формированию его оптимистического мироощущения и повышению культурного уровня, укрепляют чувство любви к Родине.
Рациональные и эстетически совершенные планировка и застройка городов создаются путём формирования систем пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного учёта местных природно-климатических условий. Целостный архитектурный облик малого населённого пункта может быть определён одним архитектурным ансамблем, а единство архитектурного облика крупного города создаётся системой архитектурных ансамблей, пространств, сочетанием различных групп ансамблей.
Основными приёмами построения архитектурных ансамблей, широко применяемыми и в современной градостроительной практике, являются: центрический (например, Кремль и Смоленская площадь в Москве, где в первом случае живописная, а во втором симметричная пространственная композиции подчинены вертикалям — колокольне Ивана Великого и административному высотному зданию); анфиладный (пространственная композиция Дворцовой площади и площади Декабристов в Ленинграде, мемориального центра, сквера Н. М. Карамзина и площади им. В. И. Ленина в Ульяновске); осевой (сочетание взаимосвязанных ансамблей площади Ломоносова, ул.
Зодчего Росси и площади Островского в Ленинграде, ансамблей Московского университета на Ленинских горах и Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках в Москве); магистральный (система ансамблей Невского проспекта в Ленинграде); панорамно-групповой (сочетание группы трёх ансамблей — Петропавловской крепости, стрелки Васильевского острова и Дворцовой набережной в Ленинграде). Для успешного формирования архитектурных ансамблей, яркого выражения их идейно-художественного содержания большое значение имеет синтез искусств . Большую роль в Г. играют сады и парки.
Они имеют оздоровительное значение (см. Озеленение населённых мест ) и являются активным средством формирования архитектурных ансамблей. Планировка и застройка городов, их архитектурно-художественный облик складываются постепенно, в результате длительного коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей.
Поэтому планомерное Г. требует творческой преемственности и градостроительной дисциплины в осуществлении общих целей, общих архитектурных и инженерных замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отдельных городских районов. Ведущая роль в Г. принадлежит главным архитекторам городов, которые осуществляют творческое и организационно-техническое руководство их планировкой и застройкой.
Перед современным Г. стоит ряд сложных проблем. Рост населения земного шара, быстрое развитие производительных сил в ряде стран, громадные достижения науки и техники вызвали небывалый рост городского населения.
Особенно быстро растут крупнейшие города мира, достигшие гигантских размеров и огромной численности населения (например, Большой Нью-Йорк — свыше 16 млн. чел., Большой Токио — свыше 11 млн. чел.), превратившись в невиданные ранее города-районы. Вследствие этого процесса рациональное расселение и разумное регулирование роста городов стали очень актуальной проблемой.
Промышленность, энергетика, транспорт, наука являются главными градообразующими факторами. Поэтому расселение, местоположение, размеры и дальнейший рост городов и посёлков городского типа в основном зависят от размещения и развития существующих и строительства новых промышленных предприятий, научных центров, электростанций, ж.-д. узлов, морских и речных портов.
В капиталистических странах стихийность развития городов делает невозможным решение этих важнейших вопросов современного Г. При социализме, в условиях планового хозяйства, возможно рациональное размещение градообразующих объектов, важным средством обоснования которого являются проекты районной планировки, Народно-хозяйственное значение этих проектов доказал опыт Г. многих социалистических стран (застройка Московской обл., Донбасса, Иркутско-Черемховского и др. крупнейших районов СССР, Остравского района в ЧССР, Катовицкого промышленного района в ПНР). Основой планировки и застройки населённых мест является генеральный план.
Главные положения проектов районной планировки и генеральных планов развития городов (размещение, профиль и размеры градообразующих объектов, очерёдность и размеры капитальных вложений) определяются народно-хозяйственными планами. Перспективные народно-хозяйственные планы, проекты районной планировки и генеральные планы развития городов, являющиеся надёжной основой сов.
Г., обеспечивают правильное размещение новых промышленных, энергетических, транспортных, научных и учебных объектов. Это — главное средство планомерного, регулируемого роста малых и средних городов.
Практика Г. показывает, что в крупных городах с численностью населения свыше 1 млн. чел. для обеспечения удобства передвижения и создания необходимого инженерного оборудования требуется постройка сложных, дорогостоящих транспортных сооружений (метро, скоростные дороги), крупных систем водоснабжения и канализации, энергоснабжения и др. Кроме того, высокая концентрация транспорта и промышленности значительно ухудшает санитарно-гигиенические условия жизни населения.
В СССР и в др. социалистических странах проводится планомерное регулирование роста крупных городов, которое осуществляется главным образом путём ограничения или запрещения строительства на их территориях новых градообразующих объектов, а также путём размещения этих объектов в малых и средних городах, входящих в состав данного экономического района. При регулировании роста городов существенное значение имеет понятие оптимального размера города.
Оно предполагает такую численность населения и такую планировку и застройку, при которых сочетаются лучшие качества крупных (широкая сеть культурно-бытового и др. видов обслуживания) и малых (чистота воздушного бассейна, близость к месту работы, к природе) населённых мест и при которых для сооружения городов требуется относительно меньшее (в расчёте на одного жителя) количество материальных ресурсов и денежных средств. Регулирование роста малых и средних городов в пределах оптимальных размеров имеет существенное народно-хозяйственное значение.
Понятие оптимального размера относится и к группе функционально взаимосвязанных городов и посёлков. Оптимальный размер города не является постоянной величиной и зависит от технического прогресса и уровня развития производительных сил (в т. ч. от скорости движения городского транспорта).
Одним из средств ограничения роста крупных городов является размещение градообразующих объектов (в производственном отношении связанных с объектами, расположенными в крупном городе) на территории окружающего промышленного района. Одновременно с разработкой генерального плана крупного города разрабатывается и проект районной планировки промышленного района, центром которого является данный город (например, одновременно с генеральным планом развития Москвы была разработана схема районной планировки Московской области; с разработкой генерального плана развития Минска составлена схема планировки Минского промышленного района).
Метод размещения производительных сил на территории района является более результативным для регулирования роста крупных городов по сравнению с методом создания городов-спутников. В Японии, где чрезвычайно возросла концентрация промышленности, в районах Токио и Йокохамы для размещения работающих на новых предприятиях строятся города-спальни с численностью населения 150-200 тыс. жителей на расстоянии 40-70 км от предприятий.
Эти города неудобны для населения, т. к. основная масса жителей должна ежедневно затрачивать средства и время на дальние поездки от места жительства к месту работы и обратно. В СССР созданы города-спутники Москвы (Дубна, Жуковский, Зеленоград и др.), Баку (Сумгаит) и т.д. В этих городах большая часть населения работает на местных предприятиях или в научных учреждениях.
Работа по месту жительства радикально сокращает затраты времени на поездки и уменьшает пригородные пассажирские потоки. Проблема расселения неразрывно связана с проблемой городского движения. Появление автомобиля сделало повседневно доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту городов.
В современном Г. все большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов и целых групп населённых мест определяются, в частности, разветвленностью сети и скоростью движения городского транспорта.
Протяжённость пути от места жительства к месту работы или к месту отдыха зависит от размещения промышленности, научно-исследовательских и проектных институтов, учебных заведений, административно-хозяйственных, торговых, зрелищных и др. объектов. Поэтому важно правильное взаимное размещение производства, научных, административных и общественных центров и жилищ.
Возникновение проблемы городского движения и транспорта, достигшей особой остроты в крупнейших городах США и Западной Европы, является следствием стихийного развития населённых мест и средств транспорта, недооценки в начале 20 в. влияния автомобиля на планировку и застройку городов. В США миллионы частных автомашин заполнили городские улицы.
Города перестали быть безопасными для пешеходов и транспорта. Современные виды транспорта и требования к городскому движению не совместимы с исторически сложившейся сетью улиц и площадей.
Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного городского движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся городские магистрали непрерывного движения, специальные скоростные дороги, изолирующие потоки транспорта от пешеходов, главные улицы и площади освобождаются от транспортного движения. Однако неразрешимой частью проблемы городского движения и транспорта, особенно в крупных американских и европейских городах, является проблема создания в непосредственной близости от места работы временных стоянок автомобилей.
Быстрый рост количества автомобилей в СССР вызывает необходимость своевременного проведения мероприятий по реконструкции старых и прокладке новых транспортных магистралей, по строительству дорог непрерывного движения и резервированию территорий для крупных наземных и подземных стоянок автомобилей (рассчитанных на несколько тысяч одновременно стоящих машин) возле заводов и фабрик, больших зрелищных предприятий, вокзалов, стадионов, пляжей и других зданий и сооружений, привлекающих большие массы посетителей. Материальный фонд городов, здания, инженерные сооружения рассчитываются на срок технической амортизации около 80-100 лет, однако часто эти здания и сооружения существуют более длительные сроки.
Магистральная сеть города, рассчитываемая только на современные потоки городского транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры городской территории и мощность инженерных сооружений могут оказаться недостаточными для долговременного развития города.
Поэтому особо важной проблемой современного Г. стала разработка научно обоснованных долговременных прогнозов развития как отдельных городов, так и всего Г. в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и научно-технического прогресса.
Долговременные прогнозы развития городов разрабатываются в СССР по общей программе многими научно-исследовательскими учреждениями и институтами Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госплана СССР, министерства здравоохранения СССР, АН СССР. Их исследования основаны на научных прогнозах социального прогресса, перспектив развития культуры, здравоохранения, науки и техники в области промышленности, транспорта, строительных материалов и строительной индустрии, оказывающих влияние на Г. Планировка сельских населённых мест обладает рядом специфических особенностей, однако в будущем все населённые пункты, в том числе и сельские, достигнут городского уровня благоустройства и культурно-бытового обслуживания.
Поэтому решение сов. градостроителями стоящих перед ними проблем, касающихся большинства населения страны, приобретает универсальное народнохозяйственное значение. Большие изменения произошли в Г. стран, вступивших на путь социалистического развития.
Общественная собственность на землю, средства и орудия производства создали возможность проведения крупных градостроительных мероприятий. С развитием плановых начал в народном хозяйстве практическое значение получили проекты районной планировки (например, реконструкция Верхнесилезского каменноугольного бассейна в ПНР, развитие района Усти-Мост и др. промышленных районов ЧССР, ряда промышленных районов ГДР, ВНР, СРР и НРБ). В послевоенный период одновременно с восстановлением исторических городов проводилась их реконструкция на основе социалистического Г.: зонирование, разуплотнение застройки, упорядочение транспортной сети, ликвидация различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового обслуживания центральных и окраинных районов, строительство новых жилищ для трудящихся и др. (например, осуществление генерального плана восстановления и развития Варшавы, 1946, архитекторы Р. Петровский, З. Скибневский, М. Новицкий, Я. Захватович и др.). Большое внимание уделяется сохранению и использованию с учётом современных требований архититектурного наследия (например, в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР), созданию новых и преобразованию старых общественных центров (переустройство центра Софии, конец 1940 — начало 1950-х гг., архитекторы Г. Овчаров, Д. Цолов и др.; реконструкция центра Берлина, 1964-69, архитекторы И. Нетер, Р. Корн и др.). Строятся города-спутники (например, Гавиржов в Остравско-Карвинском бассейне в ЧССР, с 1952, Нове-Тыхы близ г. Катовице в ПНР, с
1952), в которых создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация вызвала строительство новых городов (Эйзенхюттенштадт в ГДР, с 1950; Димитровград в НРБ, с 1947; Дунауйварош в ВНР, с
1950). В строительстве многочисленных новых жилых районов и особенно новых городов наиболее полно раскрылись преимущества социалистического Г. Наряду с его общими принципами, характерными для всех стран социалистического лагеря, в Г. отдельных социалистических стран есть свои различия, которые определяются особенностями исторического и экономического развития, местными природными условиями, а также развитием национальной градостроительной науки.
Актуальные вопросы современного Г. занимают большое место в деятельности Союза советских архитекторов и Международного союза архитекторов (см. Архитектурные конгрессы МСА ).Лит.: Говард Э., Города будущего, СПБ, 1911: Зитте К., Городское строительство с точки зрения его художественных принципов, пер. с нем., М..
1925; ‘Строительство Москвы’, 1930, | 1 [дискуссия о принципах планировки социалистических городов]; Милютин Н., Соцгород, М. — Л., 1930; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1, М., 1953 (библ.); Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII века, Л. — М., 1953; Шкварцков В. А., Очерк истории планировки и застройки русских городов, М., 1954; его же. Строительство городов в социалистических странах, М. 1959; Гибберд Ф., Градостроительство, пер. с англ., М., 1959; Всесоюзное совещание по градостроительству.
Сокр. стенографический отчет, М., 1960; Транспорт и планировка городов. [Сб.], пер. с нем., М., 1960; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Шквариков В. А., Основные задачи планировки и застройки городов, М., 1961; Баранов Н. В., Современное градостроительство. Главные проблемы, М., 1962; Хауке М. О., Градостроительство и районная планировка.
Состояние и перспективы развития, М., 1962; Опыт районной планировки и градостроительства за рубежом. [Сб.], М., 1962; Швидковский О. А., Градостроительная культура социалистической Чехословакии, М., 1963: Гршука Э., Развитие градостроительства, Братислава, 1963; Кибл Г., Городская и районная планировка. Принципы и практика планировки городов Великобритании, [пер. с англ.], М., 1965; Основы советского градостроительства, т. 1-4, М., 1966-69; Градостроительство СССР, М., 1967; Рагон М., Города будущего, пер. с франц., М., 1969; Всесоюзное совещание по перспективам развития городов, М., 1970; Garnier Т., Une cite industrielle, P., 1918; Le Corbusier Ch. E., Urbanisme. P., 1924; его же. La ville radieuse, Boulogne, P., 1964; Lavedan P., Histoire de l’urbanisme. v. 1-2, P., 1926-41; Wright F. L., The disappearing city, N. Y., 1932; Saarinen E., The city, its growth, its decay, its future, N. Y., 1943; Abercrombie P., Town and country planning, 2 ed., L., 1944; Totwinski Т., Urbanistyka. t. 1-2, 3 wyd., Warsz., 1947-48; Stein С., Towards new towns for America, N. Y., 1957; Hruza J., Budoucnost mest, Praha, 1962; его же, Theorie inesta, Praha, 1965; Astengo G., Town planning, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 14, L., 1967, р. 172-264 (есть библиография по по вопросам градостроительства); Бунин А. В., Саваренская Т. Ф., Градостроительство XX века в странах капиталистического мира, т. 2, [М., 1971]; Берюшев К. Г., Гигиена планировки населённых мест, в кн.: Руководство по коммунальной гигиене, т. 1, М.,
1961. Н. В. Баранов.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
градостроительство
градостроительство, -а
Полный орфографический словарь русского языка
градостроительство
теория и практика планировки и застройки городов, деятельность градостроителей
Викисловарь
Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai
Архитектура и градостроительство
Градостроительство — комплексная многогранная деятельность общества, направленная на создание материально-пространственной среды жизнедеятельности человека в поселениях и районах расселения.
Градостроительная деятельность охватывает исследования, проектирования и управления процессами реализации мероприятий, определяющих формирование и развитие функциональной и архитектурно-планировочной структуры населенных мест и районов согласно демографическим, социальным, экономическим требованиям и природно-экологическими условиями; развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, сохранение и обогащение окружающей среды. Средствами решения градостроительных задач является рациональная планировочная организация территории и согласовано взаиморасположение жилых районов, производственных комплексов, рекреационных зон, общественных центров и т.д..
Как отрасль архитектурной деятельности градостроительства направлено на создание городских ансамблей, сочетающие сооружения с природным окружением. Масштаб и характер объектов определяют особенности архитектурного творчества в градостроительстве, которая основана на принципах исторической преемственности, что отражает объективные условия непрерывного процесса развития населенных мест.
Задача градостроительства
Главными направлениями градостроительной деятельности являются:
- разработка и реализация градостроительной документации ;
- определение территорий, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд;
- размещение строительства жилищно-гражданских, производственных и других объектов, формирование градостроительных ансамблей и ландшафтных комплексов, зон отдыха и оздоровления населения;
- создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий и населенных пунктов ;
- защита жизненной и природной среды от вредного воздействия техногенных и социально-бытовых факторов, опасных природных явлений;
- сохранение памятников архитектуры и градостроительства, исторической среды, природного ландшафта;
- развитие национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве;
- обеспечение высоких архитектурно-планировочных, функциональных и конструктивных качеств объектов градостроительства;
- разработка правовых актов, государственных стандартов, норм и правил, связанных с градостроительством;
- контроль за соблюдением градостроительного законодательства;
- подготовка кадров для градостроительства, повышения их квалификации.
Проблемы : безпланова, скученная застройка, неудовлетворительное санитарное обеспечение, шум, загрязнение воздуха.
Решение проблем : рациональное планирование застройки, ограничение роста очень крупных городов, зато малых, правильный выбор территории, ее деление на зоны (жилая, промышленная, коммунально-складская, внешнего транспорта, пригородная).
Учитывая все виды благоустройства для жилой зоны лучшая застройка — микрорайоны — лучше организовывать водопровод, канализацию, сеть заведений медицинского, бытового, физкультурного обслуживания населения. Надо учитывать расстояния до места работы, жительства, пути передвижения.
Объекты градостроительства
Объектами градостроительства являются:
- территория Украины и территории ее административно-территориальных единиц;
- функциональны территории (зоны) административно-территориальных единиц (селитебные, производственные, рекреационные, коммунальные, охраны недвижимого культурного и природного наследия и другие);
- дома и сооружения, их комплексы;
- коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры.
Изучение и исследование градостроительства
- История градостроительства
- Теория градостроительства
специализации
- Ландшафтная архитектура
Практическое внедрение
Зеленые насаждения оказывают положительное влияние на настроение, психику, состояние здоровья, улучшают микроклимат (задерживают пыль и солнечные лучи ).Озеленение проводится вдоль улиц, создаются скверы, районные сады, городские парки, лесопарковые зоны, 50% жилой территории должны занимать зеленые насаждения, на 1 жителя города должно приходиться не менее 30 — 50 м2 насаждений.
Источник: studopedia.ru
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО — теория и практика строительства городов, определения их архитектурно-планировочной структуры, характера застройки и уровня благоустройства. Г. охватывает комплекс архитектурных, инженерно-строительных, сан.-гиг. и социально-экономических вопросов, необходимых для обеспечения благоприятных условий труда, быта и отдыха населения.
На протяжении истории Г. прослеживается классовый подход к принципам планировки и застройки городов. Уже в 3 тысячелетии до н. э. в Месопотамии, Египте, Малой Азии, Индии, Китае существуют элементарные правила планировки населенных мест. Высокого искусства достигает Г. в государствах античной Греции и в Древнем Риме, где впервые утверждается прямоугольный план города, создаются совершенные архитектурные сооружения, предусматривается благоустройство, обращается внимание на значение природных факторов для здоровья жителей.
Города эпохи феодализма складывались вокруг замков, в России — вокруг кремлей, жилые кварталы располагались вдоль расходящихся от центра улиц (радиально-кольцевая планировка городов). Создание абсолютистских государств в 17—18 вв. способствовало появлению крупных архитектурных ансамблей, олицетворяющих власть королей и церкви. Наряду с парадными центрами городов росли тесные, неблагоустроенные городские окраины.
В России застройка городов по геометрически правильным планам начинается с 18 в. Промышленный переворот конца 18 — начала 19 в. вызвал значительный рост городов, резко увеличил различия между городом и деревней. В городских районах, заселенных привилегированными классами, обеспечивается достаточно полный комфорт. Развиваются инженерное оборудование и городской транспорт. Быстро растущие промышленные предприятия размещаются хаотично, в непосредственной близости от жилья трудящихся масс. В рабочих районах возникают анти-сан. условия жизни и растет эпид, заболеваемость.
Научно-технический прогресс и прогресс урбанизации (см.) выдвинули перед Г. проблемы расселения, регулирования роста городов, транспорта и оздоровления городской среды (см. Города-спутники). Расселение предполагает размещение населения на территории страны, района или населенного места. Важнейшее значение имеет обеспечение равномерности расселения.
Взаимосвязанное развитие группы городов и поселков образует системы группового расселения: рассредоточенную (в районах добывающей промышленности), с развитым центром ( в освоенных областях), очаговую (на Крайнем Севере), крупнейших городов (в ее состав входят города-спутники, жилые пригороды, дачные и курортные поселки). Наряду с проблемой расселения возникли сложные проблемы борьбы с загрязнением воздушной среды и водоемов (см. Санитарная охрана атмосферного воздуха, Санитарная охрана водоемов), обострилось противоречие между развитием автотранспорта и сложившейся планировочной структурой крупнейших городов.
В конце 19—начале 20 в. возникают градостроительные теории, порожденные кризисом капиталистического Г. Сторонники урбанизма разрабатывают концепции создания компактного многоэтажного большого города из бетона и стекла. Теоретики дезурбанизма выступают против развития крупных городов. В 20 в. процесс урбанизации охватил все экономически развитые страны. За период после второй мировой войны он привел к резко выраженной концентрации населения в крупнейших промышленных центрах.
Практика советского и мирового Г. показывает, что оптимальные размеры новых городов, позволяющие обеспечить наилучшие условия организации производства и жизни людей при наименьших затратах, определяются численностью городов от 20 тыс. до 300 тыс. человек. Регулирование роста городов предполагает ограничение роста крупнейших городов и развитие средних и малых городов на основе систем группового расселения.
Решение транспортной проблемы связано с максимальным сокращением времени передвижения от жилья к местам трудовой занятости с обеспечением движения, с мероприятиями по защите населения от выхлопных газов (см.) и шума (см.). Проблема оздоровления городской среды связана с рациональным размещением промышленных предприятий и соблюдением сан.-гиг. требований.
Решение градостроительных проблем зависит от социального строя общества. Для Г. современного капитализма (при частной собственности на землю и средства производства) характерен стихийный и неуправляемый рост городов. Классовое неравенство отражается на приемах планировки, застройки и благоустройства.
Великая Октябрьская социалистическая революция создала новую эпоху в развитии градостроительства, подчинив его интересам народа. Социалистическая реконструкция промышленности вызвала рост старых и появление множества новых городов. Большое влияние на развитие отечественного Г. оказало постановление ЦК ВКП(б) СНК СССР от 10 июля 1935 г. о первом генеральном плане реконструкции Москвы, в к-ром излагались принципы советского Г. Эти принципы были положены в основу переустройства советских городов. После Великой Отечественной войны была проделана огромная работа по восстановлению, реконструкции и строительству новых городов, к-рая осуществлялась на основе созданной мощной индустриальной строительной базы.
Современное советское Г. базируется на положениях Программы партии, направленных на решение равномерной системы расселения, регулирование роста городов, дальнейшее развитие и совершенствование жилищного и культурно-бытового строительства, оздоровление городской среды (см. Благоустройство населенных мест), удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Г. социалистических стран развивается на общих с советским градостроительством принципах. Промышленные районы и крупные города социалистических стран строятся в соответствии с проектами районных планировок и генеральными планами в направлении рационального расселения, расширения городских площадей, разуплотнения старой застройки, обеспечения городов современным инженерным оборудованием. Общие принципы не исключают особенностей, свойственных градостроительству каждой страны.
Современное Г. решает две задачи: строительство новых, реконструкцию и развитие существующих городов. Новые города при их размещении на свободных территориях позволяют наиболее полно отразить современные принципы планировки (см. Планировка населенных мест) и застройки. Реконструкция городов преследует цель упорядочения расселения с рациональным использованием городских земель, с учетом сохранения и реставраций исторических архитектурных памятников, повышения экономической эффективности строительства, улучшения защиты жилых районов от вредных воздействий промышленности и транспорта (см. Охрана окружающей среды).
В создании здоровых условий жизни в городах ведущую роль играют сан.-гиг. аспекты Г. В нашей стране государственный санитарный надзор за соблюдением сан.-гиг. и сан.-противоэпидемических правил и норм осуществляется при предоставлении земельных участков под строительство, при планировке и застройке населенных пунктов, перспективном планировании размещения промышленности, при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий и изменении профиля и технологии производства, а также при вводе в эксплуатацию жилых домов, промышленных и других предприятий и сооружений.
Принцип рациональной планировочной организации городских территорий — выделение функциональных зон. Функциональное зонирование города предполагает использование его отдельных частей по определенному, четко выраженному назначению. Размеры городов, природно-климатические условия, характер промышленности конкретно определяют особенности зонирования городских территорий.
В производственной зоне основными структурными элементами являются промышленные предприятия, которые размещаются в обособленных (промышленных) районах с общими обслуживающими сооружениями, инженерными системами, с энергетическим и складским хозяйством, с подъездными путями. Размещение и планировка промышленных территорий базируется на разделении предприятий в зависимости от возможных вредных влияний их на состояние окружающей среды (размещение в удалении от города, на обособленных площадках или рядом с жилой застройкой).
Санитарно-защитные зоны вокруг промышленных предприятий, ослабляющие влияние производственных вредностей (см. Санитарно-защитная зона), предусмотрены только в практике Г. социалистических стран. Их создание основывается на классификации производств по степени выделяемых вредностей.
Для защиты окружающей среды от промышленных загрязнений проводится комплекс планировочных и технол. мероприятий, направленных на ликвидацию выбросов или их резкое уменьшение, на повышение эффективности очистных сооружений и др. При организации контроля за чистотой воздушной и водной сред регулирующую роль выполняют включенные в сан. нормы предельно допустимые концентрации вредных веществ (см. Предельно допустимые концентрации).
Для селитебной (жилой) зоны обеспечиваются оптимальные по отношению к другим функциональным зонам условия размещения на территории города (с учетом направления господствующих ветров, уклонов местности, течения открытых водоемов). Первичной структурной единицей селитебной части города является жилой микрорайон, включающий жилые здания, учреждения повседневного обслуживания населения, зеленые насаждения, связанные с придомовой территорией.
Численность населения, плотность и тип застройки микрорайонов зависят от климатических условий, рельефа, этажности зданий. В жилой район входят группы микрорайонов, зеленые массивы, общественный центр. В пределах городской селитебной территории размещаются городские общественные центры, а также формируются специализированные центры — лечебные, спортивные, учебные, научно-исследовательские, выставочные. Структурное построение селитебной территории объединяет жилища с общественным обслуживанием (культурно-бытовым, медицинским и др.) разной периодичности пользования. Качественный и количественный состав учреждений обслуживания определяется численностью проживающего населения.
В городах принята четырехступенчатая система общественного обслуживания, связанная с планировочной структурой города:
1-я ступень — обслуживающие учреждения повседневного пользования (детские сады-ясли, школы, продовольственные магазины, столовые, ателье бытового обслуживания и др.), размещенные в микрорайонах с минимальным радиусом обслуживания, т. е. в пределах пешеходной доступности;
2-я ступень — периодически посещаемые учреждения (аптеки, поликлиники, районные больницы, торговые и спортивные центры, библиотеки и др.), размещенные в жилом районе с соблюдением радиуса обслуживания в пределах 1,5—2 км;
3-ю ступень составляют учреждения общегородского значения (административные, культурные и спортивные городские центры, специализированные больницы, специальные учебные заведения и др.);
4-ю ступень составляют обслуживающие учреждения массового отдыха, расположенные в пригородных зонах. Обеспечение населения городов детскими, медицинскими, культурно-бытовыми и другими обслуживающими учреждениями в СССР регламентируется строительными нормами и правилами.
В коммунально-складских и транспортных зонах города размещаются городские склады, коммунальные предприятия, автохозяйства, вокруг которых выделяются необходимые разрывы от жилой застройки.
Дорожная сеть города обеспечивает удобство передвижения от жилья к местам трудовой деятельности, объединяет различные функциональные зоны. Ее организация способствует максимальному сокращению времени передвижения по городу. Одной из проблем современного города является проблема борьбы с транспортным шумом.
Имеющиеся в СССР достижения в деле нормализации шумового режима городов связаны с внедрением в градостроительную практику сан. норм допустимого уровня шума. Основой при разработке научно обоснованных конкретных мероприятий по снижению шума служат шумовые карты города. Для снижения шума применяют экранирующие устройства, зеленые насаждения (см. Озеленение), сан. разрывы, используют специальную шумозащитную планировочную организацию примагистральных территорий, функциональную классификацию улиц и магистралей (с недопущением движения городского транспорта в жилых микрорайонах, созданием пешеходных улиц, городских и районных магистралей), выносят транзитные транспортные потоки за пределы городов (устройство объездных дорог), совершенствуют дорожные покрытия. Снижение шума достигается также техническим совершенствованием, выбором транспортных средств и организационными мероприятиями.
Пригородная зона (радиусом 20— 40 км) — обязательный элемент городов, важный в гиг. отношении как резервуар чистого воздуха. Наиболее эффективно и благоприятно воздействуют на климат зеленые массивы, очищая загрязненную воздушную среду и защищая от шума.
Для этих целей в городе и пригороде создается система зеленых насаждений, лесопарковый защитный пояс (шириной 5—10 км) и лесные массивы, вклинивающиеся в жилую застройку. В пригородной зоне размещаются водозаборы централизованного водоснабжения (см. Водозабор), места отдыха. При выделении обособленных зон кратковременного и длительного отдыха используют лучшие в природном отношении территории, организуют лесопарки, строят пансионаты (см.), кемпинги, спортивные и туристские базы, пионерские лагеря (см.) и дачи, дома отдыха и другие учреждения отдыха с обеспечением благоустройства и удобных транспортных связей.
Важнейшим элементом благоустройства городов являются инженерные коммуникации и сооружения — водопровод (см.), канализация (см.), электро-, тепло- и газоснабжение. Система сан. очистки включает мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию мусора (см. Очистка населенных мест).
С целью улучшения планировки основных функциональных зон в крупнейших городах используется подземное пространство, где размещают транспортные сооружения, вспомогательные службы промышленности, транспорта и коммунального хозяйства, некоторые обслуживающие учреждения.
Прогнозирование в области Г. связано с изучением развития производительных сил города с учетом экол, подхода к его развитию и гиг. прогнозирования в области планировки, застройки и благоустройства. Оно базируется на научном предвидении специальных сдвигов.
Ожидается, что уже в ближайшем будущем объектом прогнозирования повсеместно станет система населенных мест, подчиненная схеме расселения в масштабе нескольких экономических районов или даже целых стран. Частнокапиталистический характер экономики развитых стран Западной Европы, Америки и Азии затрудняет проведение в жизнь градостроительных прогнозов, особенно в направлении сдерживания роста крупнейших городских агломераций и обеспечения равномерного расселения.
Градостроительные прогнозы в социалистических странах опираются на плановое развитие экономики, что является гарантией их осуществления. В отдаленной перспективе решение важнейшей социально-экономической проблемы —ликвидации существенных различий между городом и деревней — приведет к преобразованию всех населенных мест в социалистических странах в города или поселки городского типа. Будущее Г. в создании городов гармоничного архитектурного облика, безупречных в сан.-гиг. отношении. В их социальной гармонии отразится богатство духовной жизни людей и изобилие материальных благ коммунистического общества.
Библиография: Груза И. Теория города пер. с чешек., М., 1972; Ле Корбюзье Ш. Э. Планировка города, пер. с франц., М., 1933; Михайлов Е.Д. США, проблема больших городов, М., 1973, библиогр.; Посохин М. В. Новый генеральный план развития Москвы, Архитектура СССР, № 10, с. 5, 1971; он же Город для человека, М., 1973, библиогр.; Рагон М. Города будущего, пер. с франц., М., 1969; Pодин Ю. М. Планирование и проектирование городов, М., 1972; Смоляр И. М, Новые города, М., 1972; Хауке М. О. Функциональная организация территории города, М., 1965; Хлебникова H. Е. Тенденции градостроительства на примерах новых городов Великобритании и Франции, М., 1973, библиогр.; Ward S. A. Urban planning and architecture,, L., 1971, bibliogr.
Источник: xn--90aw5c.xn--c1avg
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство как наука — это основа планирования застройки города; представляет собой раздел архитектуры, решающая несколько архитектурных, функциональных и эстетических задач в комплексе. Основной задачей подразумевает организацию комфортных условий для проживания людей и функционирования ряда объектов социального значения, жилых и промышленных зданий, а также создание эстетически продуманной и экологически чистой городской среды.
Среди объектов градостроительного проектирования, которыми мы занимаемся можно выделить следующие:
- Проект планировки жилого района / микрорайона
- Проект планировки городского поселения / сельского поселения
- Проект городской площади
- Проект парковой территории / парк развлечений / парк отдыха
- Проект благоустройства сквера / аллеи / пешеходной улицы
- Проект благоустройства дворовой территории / детской (спортивной) площадки / зоны отдыха
- Проект зоны отдыха
- Проектирование набережной / прибрежной зоны
- Проектирование коттеджного посёлка
Город — это глобальный пространственный объект архитектурного и технологического проектирования, представляющий сложную, развивающуюся и неизменно меняющуюся систему. Градостроительство является составляющей архитектурной деятельности. Сегодня градостроительство определяется как система действий, куда АрхитектурА входит главной частью наравне с рядом других направлений. Градостроительная наука — это огромный раздел знаний. Вместе с основными архитектурными направлениями (дизайн городской среды, ландшафтная архитектура, благоустройство и озеленение, планировка жилых территорий, планировка районов и пр.) в её состав входит ряд отраслевых (сооружение инженерных систем и сетей городского пространства, организация транспортных потоков и т.п.).
Архитектура городов и крупных территорий складывается со временем, как результат долгой совместной работы многих специалистов таких как архитекторы, инженеры, строители. Потому длительный градостроительный процесс нуждается в созидательной преемственности и дисциплине при реализации общих замыслов, как архитектурных так и инженерных. Всё это предусматривается в генплане развития города и в проекте застройки городских районов. Решение основных задач и ответственность при градостроительном проектировании возлагается на архитектора.
В реалиях нашего времени градостроительство как наука должна решить две исключающие друг друга задачи — системное преображение города и оставление в начальном историческом виде. Это не ограничивается обновлением и реставрацией жилых домов, инженерных сетей, но и возведение новых объектов в существующей городской застройке, включающие многоуровневые паркинги, транспортные развязки, благоустройство парков, территорий и т.д. Главными маяками развития благоустройства городских территорий считаются процент озеленения, степень городского транспортного устройства, процент освещения улиц, экологическая составляющая, развитые сети инженерных коммуникаций и пр. Благоустройство жилой территории включает в себя создание зон отдыха, организация спортивных и детских площадок, парковочных мест, устройство рекреационных зон, парков, аллей.
Очень важно предусмотреть в структуре городской или районной застройки сочетание комплекса главных улиц, дорог и архитектурно-планировочной системы. С целью организации быстрого и комфортного движения в городе строят новые и обновляют существующие улицы, возводят скоростные магистрали беспрерывного движения, организовывают одностороннее движение, ограничивают парковку автомобилей и вводятся платные парковки в центре города (как яркий пример Москва, Санкт-Петербург).
Дорожная сеть города, которая рассчитывается на транспортные потоки сегодня, может быть уже не актуальна для транспортных потоков города через несколько лет, потому как будут значительно его превышать. То же самое касается мощности и пропускной способности проектируемых и строящихся на сегодняшний день инженерных сетей, которые могут оказаться несостоятельными в перспективе развития города в будущем. Потому так важно сегодня при проектировании учитывать перспективу дальнейшего развития города и городских территорий.
При создании проекта развития городской территории и сельских поселений, проекта парковой зоны, центральной городской площади, проекта развития набережной зоны, проекта планировки микрорайона и пр. мы руководствуемся официально принятыми градостроительными нормами и правилами (СНиП).
Источник: arh1.ru