Безопасная эксплуатация производственных зданий и сооружений определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений.
Обеспечение договечности и надежности зданий и сооружений
Долговечность и эксплуатационная надежность производственных зданий и сооружений зависит от качества их проектирования, строительства и эксплуатации.
Соответствие проектной документации зданий и сооружений действующим нормативам и правилам подтверждается проектной организацией.
Руководитель предприятия несет ответственность за безопасную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт зданий и сооружений.
Обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться на специальную службу по надзору и ремонту производственных зданий (главного архитектора), на строительные отделы, строительные группы или на главного механика.
Каждое из производственных зданий и сооружений или их часть (пролет, этаж) приказом руководителя предприятия закрепляется за одним из подразделений предприятия, занимающим указанные площади. Руководители этих подразделений (цех, отдел и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий, сооружений или отдельных помещений.
Формирование графика ППР оборудования
Наблюдение за зданиями и сооружениями и их осмотры
Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов.
Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам.
Осмотры могут быть:
При общем осмотре обследуют все здания или сооружения в целом, в том числе инженерное оборудование.
При частичном осмотре обследованию подвергаются отдельные здания или сооружения, отдельные конструкции или виды оборудования.
Результаты осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения.
На основании актов, норм и правил составляется график планово-предупредительного ремонта, где устанавливаются:
- виды ремонтов зданий и сооружений;
- сроки их проведения;
- источники финансирования;
- ответственные лица.
Очередные технические осмотры
Как правило, очередные общие технические осмотры зданий и сооружений проводятся два раза в год – весной и осенью.
Весной осмотр производится после таяния снега. Этот осмотр должен иметь своей целью освидетельствование состояния здания или сооружения после дождей или таяния снега.
Осенний осмотр проводится с целью проверки подготовленности зданий и сооружений к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по текущему ремонту.
Результаты таких осмотров оформляются актами, в которых отмечаются:
- обнаруженные дефекты;
- меры для их устранения.
Подготовка к проведению капитального ремонта зданий и сооружений
Основанием для остановки на капитальный ремонт производства (цеха), отдельных единиц оборудования является приказ (распоряжение) по предприятию с указанием непосредственного руководителя работ от подрядчика, а также лиц, ответственных за подготовку оборудования или объекта в целом к указанным работам.
Что такое ППР
Приказ доводится до сведения персонала цеха за месяц до остановки с отметкой об этом в журнале рапортов начальника смены (мастера) и до руководителя подрядной организации.
Проекты производства работ (ППР) должны быть согласованы с администрацией цеха, а при необходимости – с главным механиком, главным энергетиком, службой по надзору и ремонту производственных зданий (главным архитектором) заказчика.
Непосредственный руководитель работ обязан ознакомить с проектом производства работ всех исполнителей под подпись в журнале специального инструктажа подрядчика.
Действия заказчика и подрядчика до начала работ
- утвержденный руководителем предприятия титульный список объектов ремонта;
- чертежи, схемы на ремонтируемые объекты;
- перечень оборудования, трубопроводов, к которым предъявляются повышенные требования при эксплуатации;
- сметную стоимость работ;
- календарные сроки ремонтов;
- потребность в основных материалах, строительных изделиях, транспорте, средствах механизации и рабочих;
до начала ремонтных работ обязан:
- составить план подготовительных работ;
- организовать изготовление необходимых узлов и деталей для замены;
- приобрести необходимые оборудование, арматуру, запасные части, трубы, материалы и т. п.
- проекты производства работ (ППР) в соответствии с требованиями СНиП и ОСТ;
- сетевой график для наиболее сложных и трудоемких ремонтов
Порядок оформления и выдачи наряда-допуска
Для проведения ремонтных работ необходим наряд-допуск, который является письменным разрешением на производство работ в отведенной ремонтной зоне.
Порядок сдачи в ремонт и передачи подрядчику оборудования, зданий и сооружений
Перед сдачей в ремонт оборудование должно быть освобождено от продукта, очищено от грязи, промыто и отключено от коммуникаций, а также обесточено.
Оборудование готовит к ремонту эксплуатационный персонал заказчика под руководством начальника смены (мастера).
Перед сдачей в ремонт зданий и сооружений все поверхности конструктивных элементов (фермы, полы, стены, балки) должны быть персоналом заказчика обеспылены, очищены от грязи, ржавчины, отставшего (разрушенного) слоя бетона, штукатурки и нейтрализованы так, чтобы была исключена возможность производственного травматизма и воздействия вредных производственных факторов на ремонтный персонал.
После передачи подрядчику оборудования в ремонт по акту и выдачи наряда-допуска на производство ремонтных работ персоналу заказчика запрещается производить какие-либо работы на этом оборудовании.
Персоналу подрядчика запрещается производить какие-либо работы на оборудовании до получения наряда-допуска.
Передача оборудования в ремонт подрядчику производится по акту.
Комиссия для организации ремонтных работи принятия отремонтированных объектов
Для организации подготовительных ремонтных работ и принятия отремонтированных объектов в эксплуатацию приказом по предприятию создается комиссия, в которую включаются:
- от заказчика – главный инженер, главный механик, главный энергетик, начальник производства (цеха), начальник отдела техники безопасности предприятия (цеха), начальник службы технадзора, начальники цехов: ремонтно-механического, ремонтно-строительного, электроцеха;
- от подрядчика – главный инженер, начальник производственного отдела, начальник участка, непосредственный руководитель работ, работник техники безопасности.
Приемка выполненных работ
Приемка выполненных работ производится комиссией и оформляется актом приемки.
Испытания вновь смонтированного или отремонтированного оборудования производятся под руководством непосредственного руководителя работ подрядчика с участием уполномоченных на это работников заказчика. Испытания проводятся в соответствии с действующими инструкциями и правилами Ростехнадзора. При этом подрядчик обязан предоставить заказчику всю необходимую техническую документацию.
Все работы по подключению нового или отремонтированного оборудования к действующим сетям и агрегатам, комплексному опробованию и переводу на рабочий режим в соответствии с регламентами и инструкциями предприятия производятся заказчиком под руководством начальника смены в присутствии непосредственного руководителя работ подрядчика.
Техническая документация по выполненным работам и акты приемки отремонтированных зданий и сооружений хранятся на предприятии наравне с документацией по строительству объектов.
Требования безопасности при производстве ремонтных работ
- Администрация цеха обязана ознакомить персонал с приказом (распоряжением) об остановке объекта на ремонт, предупредив о времени и месте проведения работ.
- Администрация цеха имеет право приостановить работы при нарушении персоналом подрядчика правил, определенных цеховыми инструкциями по технике безопасности, отстранить от работы нарушителя или всю бригаду.
- Все рабочие и инженерно-технические работники подрядчика, выполняющие ремонтные работы, проходят вводный инструктаж.
- Инструктаж проводится заказчиком.
- Организация обучения и проведение инструктажа по безопасному ведению ремонтных работ возлагаются на подрядчика в установленном порядке.
- Результаты инструктажа с подписями инструктирующего и инструктируемого записываются в журнал регистрации специального инструктажа по технике безопасности, который хранится у заказчика.
- В зоне работ заказчиком должны быть созданы нормальные санитарно-гигиенические условия, исключающие возможность появления вредных и взрывоопасных веществ.
- В местах, представляющих опасность при проведении ремонтных работ, подрядчиком должны быть вывешены предупреждающие плакаты и сделаны ограждения.
- Производство ремонтно-строительно-монтажных работ, связанных с применением грузоподъемных кранов и грузозахватных приспособлений, должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Ответственные за безопасное проведение ремонтных работ
Ответственными за безопасное проведение ремонтных работ являются:
Лицо отвечает
- за квалификацию лиц, назначенных ответственными за подготовку и сдачу оборудования, объекта в ремонт;
- за разработку и выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность ведения ремонтных работ;
- за организацию и проведение инструктажа рабочих, руководителей и специалистов, занятых на ремонтных работах;
- за материально-техническое обеспечение ремонта.
- за подготовку объекта к ремонту;
- за полноту и правильность выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
- за своевременность ежедневного допуска к работе ремонтного персонала и ежедневную готовность объекта к проведению ремонтных работ;
- за приемку объекта по окончании работ, вывод ремонтного персонала подрядчика с записью в наряде-допуске.
- за соблюдение ремонтным персоналом действующих на предприятии правил внутреннего распорядка, безопасного ведения ремонтных работ и пожарной безопасности;
- за соблюдение ремонтным персоналом правил и норм по технике безопасности;
- за состав бригады и достаточность квалификации лиц, допущенных к выполнению работ;
- за соблюдение исполнителями указанных в наряде-допуске мер безопасности;
- за полноту и качество текущего инструктажа;
- за полноту и качество выполненного ремонта
За подготовку к ремонту и сдачу подрядчику оборудования в ремонт, подготовку проходов и проездов к ремонтируемым объектам перед началом работы ответственность несет заказчик.
Источник: socpartner24.ru
График ППР: настоящее и будущее. Часть 1
Говоря о графике ППР, не обойтись без чисто символического экскурса в историю. Первые упоминания о ППР встречаются еще в середине 30-х годов прошлого века. С тех самых пор и до начала 90-х годов, в советскую эпоху, был сформирован обширный объем технической документации, не обходимой для регламентного ремонта и обслуживания самого разнообразного оборудования.
График ППР, как один из основных документов технической службы, выполнял не только организационную и техническую функцию, но и служил основой для расчета финансовых средств, необходимых для обеспечения материальными и трудовыми ресурсами всей годовой и месячной программы ТОиР.
А что происходит сейчас? Как показывает наш опыт и многочисленные встречи с техническим персоналом различных предприятий, в большинстве случаев график ППР утратил свое первоначальное назначение. Процесс подготовки годового графика ППР во многих случаях приобрел больше символический, ритуальный характер. Причин сложившегося положения несколько, как объективных, так и субъективных, но все они главным образом связаны с тем, что за последние 10-15 лет ситуация как внутри, так и за пределами предприятий радикально изменилась. Попробуем разобраться с некоторыми из причин сложившегося положения и предложить свое видение того, как изменить ситуацию в лучшую сторону.
Для начала опишем типовую схему подготовки графика ППР: как она выглядит на многих предприятиях. К концу года финансовое подразделение предприятия готовит проект бюджета предприятия на следующий год и согласует его с другими службами.
Техническая служба должна подготовить свою часть бюджета, а именно: суммы расходов на материалы, комплектующие, оплату труда ремонтного персонала и услуг сторонних подрядных организаций. В качестве основы для подготовки бюджета ТОиР на следующий год должен выступать рассчитанный на год график ППР.
Однако при подготовке годового графика ППР на следующий год он фактически без изменений формируется на основе графика ППР текущего года, т. е. список оборудования, виды и перечень регламентных работ, а также их периодичность остаются без каких-либо изменений. В свою очередь, график ППР на текущий год был получен аналогичным способом — на основе прошлогоднего.
Мы встречались с ситуацией, когда такое копирование производилось в течение многих лет, и персонал предприятия не мог вспомнить происхождение первоисточника. Конечно, некоторые поправки в бюджет все-таки вносятся, но не на основе будущего графика ППР, а на основе бюджета текущего года. Как правило, все изменения исчерпываются корректировкой сумм бюджета на инфляционную составляющую стоимости материалов и работ. Что же касается собственно плановых сроков, перечня и объема ППР, то эти данные практически не корректируются, оставаясь неизменным из года в год, и они никак не учитывают ни реальное техническое состояние оборудования, ни остаточный ресурс и наработку, ни историю поломок оборудования и многое другое. Таким образом, график ППР, как документ, выполняет формальную бюрократическую функцию и не является продуктом инженерного расчета.
Следующий этап – согласование бюджета расходов – является следствием того, как этот график сформирован. А именно, на предприятии все службы, смежные с технической, знают и понимают, что график ППР составлен «в общем» и «укрупненно». Поэтому, составленный на его основе бюджет можно смело урезать: процентов на 10-15%, что, собственно, финансовая служба и делает.
Техническая служба, как правило, вынуждена согласиться. Почему? Во- первых, обосновать представленные цифры реальной статистикой техническая служба не может: данных, которым можно было бы доверять, просто нет. Во-вторых, в прошлом году финансовый отдел урезал бюджет так же, и получал нужный результат: деньги сэкономили и вроде все нормально.
«Нормально» чаще всего обозначает, что оборудование ломалось, как обычно. В-третьих, в «скопированном» графике ППР всегда можно будет найти резерв: что-то из ППР не будет выполняться или будет выполнено в сокращенном объеме, ведь график составлен формально, а на местах специалисты знают, что именно можно выполнить, а что — необязательно. Повторим еще раз, никакой связи такой «скопированный» график ППР с реально необходимым объемом и сроками технических мероприятий не имеет. В-четвертых, если что-то внезапно сломается и производство остановится, то деньги на очередную срочную закупку все равно выделят, даже если они сверх лимита. Кто же позволит простаивать производству?
Получается, что подготовка графика ППР и бюджета расходов на ТОиР больше похожа на формальный процесс, ориентированный исключительно для обоснования бюджета расходов на следующий год. Основным потребителем этого документа является финансовая служба, а не технический персонал.
И даже в течение года техническая служба обращается к годовому графику ППР преимущественно для того, чтобы отчитаться о расходах по выделенным лимитам. Является ли описанная выше ситуация чьим-либо злым умыслом? Вряд ли. Приведу обзор некоторых причин, которые привели к описанному положению вещей.
Нормативная документация на отечественное оборудование, оставшееся на предприятиях с советских времен, устарела. Многие из экземпляров оборудования выработали свой ресурс, и предусмотренные для них нормативы не учитывали такой «сверхизнос». А для нового отечественного оборудования справочники того времени не учитывают, что сейчас в оборудовании используются другие комплектующие, нередко импортного производства, с другими характеристиками.
Значительную часть парка оборудования на предприятиях составляет импортная техника, на которую отсутствует документация. В Европе очень высок уровень развития сервисных услуг, и львиная доля европейских предприятий для обслуживания своего оборудования пользуется услугами сторонних организаций: как правило, производителей оборудования. У нас практика сложилась таким образом, что ТОиР традиционно выполнялось силами технических специалистов самого предприятия. Поэтому, отечественные специалисты, привыкшие получать необходимую документацию вместе с оборудованием, оказались в непростой ситуации: документации нет, а использовать недешевый сервис западного производителя они не готовы.
Еще один фактор, оказавший серьезное влияние на деградацию методики ППР, связан с тем, что в советское время в условиях массового серийного производства товаров народного и промышленного назначения, производители обеспечивались серийно выпускаемым оборудованием. Поэтому создавать и обновлять нормативы для массово выпускаемого оборудования в условиях централизованного планирования технически и организационно было намного проще, нежели в настоящее время. Этим занимались отраслевые институты, многих из которых сейчас уже нет.
Следующая причина состоит в том, что производственные мощности отечественных предприятий предполагали постоянную и равномерную нагрузку оборудования. Под такое производство разрабатывались и нормативы на техническое обслуживание.
А именно, ритмично работающий станок или линия гарантированно наработают через четко установленный календарный период свои мото-часы, необходимые для проведения очередного ТО, ТО-1 и т.д. Сейчас совершенно иная ситуация: оборудование загружено неравномерно. Поэтому при календарном подходе ППР очень часто проводятся либо заведомо раньше нормативной наработки, либо с серьезным «перепробегом». В первом случае растут затраты, а во втором – снижается надежность оборудования.
Также следует отметить, что нормативы, разработанные в 60-80-хх годах, были избыточны и включали серьезный страховой запас. Такая страховка была связана с самой методикой разработки нормативов — это во-первых, а во-вторых, в то время средства диагностики были не столь развиты и доступны, как в настоящее время. Поэтому одним из немногих критериев для планирования регламентных работ был календарный период.
Источник: p3s.ru
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА (ППР)
В целях обеспечения надежной работы оборудования и предупреждения неисправностей и износа на предприятиях периодически проводят планово-предупредительный ремонт оборудования (ППР). Он позволяет провести ряд работ, направленных на восстановление оборудования, замену деталей, что обеспечивает экономичную и непрерывную работу оборудования.
Чередование и периодичность планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, габаритами и условиями эксплуатации.
Оборудование останавливают для планово-предупредительного ремонта, когда оно еще находится в рабочем состоянии. Этот (плановый) принцип вывода оборудования в ремонт позволяет произвести необходимую подготовку к остановке оборудования — как со стороны специалистов сервисного центра, так и со стороны производственного персонала заказчика. Подготовка к планово-предупредительному ремонту оборудования заключается в уточнении дефектов оборудования, подборе и заказе запасных частей и деталей, которые следует сменить при ремонте.
Такая подготовка позволяет осуществлять полный объем ремонтных работ без нарушения нормальной работы предприятия.
Грамотное проведение ППР предполагает:
- · планирование планово-предупредительного ремонта оборудования;
- · подготовка оборудования для планово-предупредительного ремонта;
- · проведение планово-предупредительного ремонта оборудования;
- · проведение мероприятий, связанных с планово-предупредительным ремонтом и техническим обслуживанием оборудования.
Плановый ремонт оборудования включает в себя следующие этапы:
1. Mежремонтный этап обслуживания.
Межремонтный этап обслуживания оборудования осуществляется в основном без прекращения работы самого оборудования.
Межремонтный этап обслуживания оборудования состоит из:
- · систематической очистки оборудования;
- · систематической смазки оборудования;
- · систематического осмотра оборудования;
- · систематической регулировки работы оборудования;
- · смены деталей с малым сроком эксплуатации;
- · ликвидации малых неисправностей и дефектов.
Межремонтный этап обслуживания — это профилактика другими словами. Межремонтный этап обслуживания заключает в себя каждодневный осмотр и уход за оборудованием и должен быть подобающе организован для того, чтобы:
- · кардинально продлить период работы оборудования;
- · сохранить отличное качество работы;
- · сократить и ускорить затраты, связанные с плановым ремонтом.
Межремонтный этап обслуживания заключается в:
- · отслеживании, в каком состоянии находится оборудование;
- · проведении рабочими правил подобающей эксплуатации;
- · каждодневной чистке и смазке;
- · своевременной ликвидации мелких поломок и регулировании механизмов.
Межремонтный этап обслуживания осуществляется без остановки процесса производства. Данный этап обслуживания проводят в период перерывов в работе оборудования.
2. Текущий этап планово-предупредительных ремонтов.
Текущий этап планово-предупредительного ремонта зачастую осуществляют, не вскрывая оборудование, на время останавливая работу оборудования. Текущий этап планово-предупредительного ремонта заключается в ликвидации поломок, появляющихся во время работы и состоит из осмотра, смазки деталей, чистки оборудования.
Текущий этап планово-предупредительного ремонта предшествует капитальному. На текущем этапе планово-предупредительного ремонта проводят важные испытания и измерения, ведущие к выявлению изъянов оборудования на раннем этапе их появления. Собрав оборудование на текущем этапе планово-предупредительного ремонта, его налаживают и испытывают.
Постановление о годности оборудования к дальнейшей работе выносится ремонтниками, основывающихся на сравнении итогов испытаний при текущем этапе планово-предупредительного ремонта с существующими нормами, итогами прошлых испытаний. Испытания оборудования, которое нет возможности транспортировать, проводят при помощи электротехнических мобильных лабораторий.
Помимо планово-предупредительного ремонта для ликвидации любых изъянов в работе оборудования осуществляют работы вне плана. Эти работы проводят после исчерпывания всего рабочего ресурса оборудования. Также для устранения последствий аварий проводится аварийно-восстановительный ремонт, который требует незамедлительного прекращения работы оборудования.
3. Средний этап планово-предупредительных ремонтов
Средний этап планово-предупредительного ремонта предназначен для частичного или полного восстановления отработавшего оборудования.
Средний этап планово-предупредительного ремонта заключается в том, чтобы разобрать узлы оборудования для просмотра, очистки деталей и ликвидации выявленных изъянов, смены деталей и узлов, которые быстро изнашиваются, и которые не обеспечивают подобающего использования оборудования до следующего капитального ремонта. Средний этап планово-предупредительного ремонта осуществляют не более одного раза в год.
Средний этап планово-предупредительного ремонта включает в себя ремонт,в котором нормативно-технической документацией устанавливает цикличность, объем и последовательность работ по ремонту, даже не взирая на техническое состояние, в котором находится оборудование.
Средний этап планово-предупредительного ремонта влияет на то, что работа оборудования поддерживается в норме, остается мало шансов на то, что оборудование выйдет из строя.
4. Капитальный ремонт
Капитальный ремонт оборудования осуществляется путем вскрытия оборудования, проверки оборудования с дотошным осмотром «внутренностей», испытаниями, измерениями, ликвидацией выявленных поломок, в результате чего проводится модернизация оборудования. Капитальный ремонт обеспечивает восстановление первоначальных технических характеристик оборудования.
Капитальный ремонт оборудования проводится только после межремонтного периода. Для его осуществления необходимо проведение следующих этапов:
- · составление графиков выполнения работ;
- · проведение предварительного осмотра и проверки;
- · подготовление документации;
- · подготовление инструментов, запчастей;
- · выполнение противопожарных мероприятий и по технике безопасности.
Капитальный ремонт оборудования заключается:
- · в замене или восстановлении изношенных деталей;
- · модернизации каких-либо деталей;
- · выполнении профилактических измерений и проверок;
- · осуществлении работ по ликвидации малых повреждений.
Изъяны, которые обнаруживаются при осуществлении проверки оборудования, ликвидируются при последующем капитальном ремонте оборудования. Поломки, которые носят аварийный характер, ликвидируют незамедлительно.
Конкретный вид оборудования имеет свою периодичность проведения планово-предупредительного ремонта, которая регламентируется правилами технической эксплуатации.
Мероприятия по системе ППР отражаются в соответствующей документации, при строгом учете наличия оборудования, его состояния и движения. В перечень документов входят:
- · Технический паспорт на каждый механизм или его дубликат.
- · Карточка учета оборудования (приложение к техническому паспорту).
- · Годовой цикличный план-график ремонта оборудования.
- · Годовая план-смета капитального ремонта оборудования.
- · Месячный план-отчет ремонта оборудования.
- · Приемо-сдаточный акт на проведение капитального ремонта.
- · Сменный журнал нарушений работы технологического оборудования.
- · Выписка из годового графика ППР.
На основании утвержденного годового плана-графика ППР составляется номенклатурный план на производство капитальных и текущих ремонтов с разбивкой по месяцам и кварталам. Перед началом капитального или текущего ремонта необходимо уточнить дату постановки оборудования на ремонт.
Годовой график ППР и таблицы исходных данных являются основанием для составления годового плана-сметы, которая разрабатывается дважды в год. Годовая сумма плана-сметы разбивается по кварталам и месяцам в зависимости от срока проведения капитального ремонта согласно графику ППР данного года.
На основании плана-отчета в бухгалтерию предоставляется отчет о произведенных затратах по капитальному ремонту, а руководителю — отчет о выполнении номенклатурного плана ремонтов по годовому план-графику ППР.
В настоящее время для планово-предупредительного ремонта (ППР) все более широко используются средства вычислительной и микропроцессорной техники (установки, стенды, устройства для диагностики и испытания электрооборудования), влияющие на предупреждение износа оборудования и сокращение сроков ремонта оборудования, уменьшение затрат на ремонт, также способствует повышению эффективности эксплуатации электрооборудования.
Источник: studwood.net
РД 153-34.0 -20.608-2003 «Методические указания. Проект производства работ для ремонта энергетического оборудования электростанций. Требования к составу, содержанию и оформлению»
Настоящие Методические указания устанавливают общие требования к разработке, составу, содержанию и оформлению проекта производства работ (ППР) для ремонта энергетического оборудования электростанций.
Методические указания рекомендуются к применению акционерными обществами энергетики и электрификации, энергетическими и ремонтными предприятиями, а также всеми предприятиями (организациями), привлекаемыми для разработки ППР.
Обозначение: | РД 153-34.0 -20.608-2003 |
Название рус.: | Методические указания. Проект производства работ для ремонта энергетического оборудования электростанций. Требования к составу, содержанию и оформлению |
Статус: | действующий (Введено впервые) |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 01.03.2003 |
Разработан: | ОАО «ЦКБ Энергоремонт» |
Утвержден: | РАО «ЕЭС России» (22.01.2003) |
Опубликован: | ЦКБ Энергоремонт № 2004 |
РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ
И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «ЕЭС РОССИИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ДЛЯРЕМОНТА
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, СОДЕРЖАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ
СО34.20.608-2003
(РД 153-34.0-20.608-2003)
Москва
2004
Разработано Открытым акционерным обществом «Центральноеконструкторское бюро Энергоремонт»
Исполнители Ю.В. Трофимов, Ю.П. Косинов,В.М. Карлинер
Согласовано РАО «ЕЭС России»
НачальникА.А. Вагнер 25.12.2002
и совершенствования ремонта
НачальникА.А. Романов 25.12.2002
Департаментом генеральнойинспекции по
эксплуатации электростанцийи сетей
НачальникИ.Ш. Загретдинов 25.12.2002
УТВЕРЖДЕНО РАО «ЕЭС России»
В.П. Воронин 22.01.2003
Внесены изменения в связи свводом в действие с 01.01.2004 «Правил организации технического обслуживания иремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей» СО34.04.181-2003.
Проект производства работ для ремонта энергетического оборудования электростанций.
Требования к составу, содержанию и оформлению
СО 34.20.608-2003
(РД 153-34.0-20.608-2003)
Дата введения 2003-03-01
Настоящие Методическиеуказания устанавливают общие требования к разработке, составу, содержанию иоформлению проекта производства работ (ППР) для ремонта энергетическогооборудования электростанций.
Методические указаниярекомендуются к применению акционерными обществами энергетики и электрификации,энергетическими и ремонтными предприятиями, а также всеми предприятиями(организациями), привлекаемыми для разработки ППР.
1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ППР состоит из комплектатехнических и организационно-распорядительных документов, необходимых дляподготовки и производства капитального или среднего ремонта, модернизации илитехнического перевооружения (далее в тексте — ремонт) оборудованияэнергопредприятий, в условиях безопасного выполнения работ.
1.2 ППР разрабатывается дляремонта основного и вспомогательного оборудования энергетических установок(котельной, турбинной, генераторной, трансформаторной, дизельной) иоборудования распределительных устройств, производимого на месте размещения вусловиях существующей компоновки на электростанциях, котельных, подстанциях,ОРУ (энергопредприятиях) при наличии факторов, требующих обеспечениябезопасного выполнения работ.
1.3 Основнымипроизводственными факторами в совокупности или в отдельности, определяющиминеобходимость разработки ППР, являются:
— необходимость размещениясоставных частей оборудования, инвентарных устройств и организации временныхрабочих мест ремонта за пределами площадок обслуживания ремонтируемой установкии размещения ремонтных площадок на отметках обслуживания находящегося в работеоборудования или других свободных площадках, не предназначенных согласнопроектной документации энергопредприятия для использования при ремонте;
— необходимость перемещения впроцессе ремонта составных частей ремонтируемого оборудования и другихкрупногабаритных и тяжелых грузов посредством грузоподъемных кранов по трассам,проходящим над эксплуатируемым оборудованием энергопредприятия;
— необходимость примененияпередвижных кранов для ремонта трансформаторов, высоковольтных выключателей вусловиях действующих распредустройств;
— необходимость в специальныхпроектных и конструкторских разработках на сооружение неинвентарных лесов,установку инвентарных лесов, временное закреплениеконструкций, специальные грузоподъемные устройства и т.п. для обеспечениябезопасного производства работ.
— годовой план ремонтаоборудования энергоблоков и энергоустановок с укрупненным объемом работ по СО34.04.181 (приложение 8);
— технические условия наремонт энергооборудования;
— конструкторскаядокументация на энергооборудование, подлежащее ремонту;
— проектная документацияэнергопредприятия: планы и разрезы главного корпуса (сборочные чертежи),документы, входящие в раздел «Организация и механизация ремонта» технического(технорабочего) проекта.
— СО 34.03.201 ( РД34.03.201 );
— СО 153-34.03.204 (РД34.03.204);
1.6 Перечень нормативныхдокументов, на которые имеются ссылки в Методических указаниях, приведен вприложении А .
2 СОСТАВ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ ППР И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
2.1 Состав комплекта документов ППР
а) ведомость планируемыхработ по ремонту;
б) сетевой график ремонта;
в) план размещения составныхчастей оборудования и рабочих мест в процессе ремонта;
г) программу выводаэнергоустановки в ремонт;
д) программу приемкиэнергоустановки из ремонта;
е) комплект технологическихдокументов для ремонта;
ж) проектную документацию насооружение неинвентарных лесов и подмостей, закрепление специальныхгрузоподъемных устройств и др.;
з) проектную документацию наустановку инвентарных лесов;
и) конструкторскуюдокументацию на специальные грузоподъемные устройства;
к) конструкторскуюдокументацию на специальную технологическую оснастку;
л) пояснительную записку,включающую обязательный раздел «Требования безопасности при выполненииремонтных работ».
2.1.2 Обязательными длявключения в состав ППР являются документы, приведенные в 2.1.1 ,перечисление а, б, г, д, е, л.
2.1.3 Для обеспечениябезопасного ведения ремонтных работ, использования при ремонте специальныхлесов, подмостей, специальной технологической оснастки и грузоподъемныхустройств, а также для обеспечения перемещения грузов, в составе ППРразрабатываются другие документы, перечисленные в 2.1.1 .
2.1.5 При необходимостивыполнения неотложных ремонтных работ (неплановые ремонты, работы, выявленныепри дефектации оборудования) и невозможности разработки ППР до начала работдопускается выполнение работ по типовой технологической документации или другимдокументам, содержащим требования по технике безопасности.
2.1.6 Разработанный ППР можетиспользоваться как типовой при последующих ремонтах и нуждается в пересмотрепри значительных изменениях технологии выполнения ремонта.
2.2Требования к документам ППР
Сетевой график ремонтаразрабатывается в соответствии с «Методическими указаниями по разработке иприменению системы сетевого планирования и управления при ремонте оборудованияэлектростанций».
а) размещения составныхчастей оборудования и организации временных рабочих мест вне площадокобслуживания выводимого в ремонт оборудования и вне предусмотренных площадоквблизи находящегося в работе оборудования или на свободных площадках, если впроектной документации электростанции на них не предусмотрено размещениеоборудования при ремонте;
б) перемещения в процессеработ составных частей оборудования и других крупногабаритных и тяжелых конструкцийпосредством грузоподъемных кранов;
в) применения передвижныхкранов для ремонта трансформаторов, высоковольтных выключателей и другогоэлектрооборудования в условиях действующих распредустройств.
Планы размещения составныхчастей оборудования и рабочих мест разрабатываются на основании проектнойдокументации электростанции.
Трассы перемещениякрупногабаритных и тяжелых составных частей оборудования и конструкций, а такжеместа установки передвижных кранов и зона их действия указываются на планах.
При разработке плановнеобходимо учитывать требования безопасности по ГОСТ12.3.002 , ГОСТ12.3.009 и ГОСТ12.3.020 .
Если закрепление специальныхгрузоподъемных устройств предусматривается непосредственно на ремонтируемомоборудовании или на несущих конструкциях зданий и сооружений электростанции, тосоответствующая проектная документация должна быть согласована и утверждена вустановленном порядке.
При разработке документациинеобходимо учитывать требования СНиП III-4 , ГОСТ 24258 , ГОСТ26887 , ГОСТ27321 , ГОСТ 28012 ,СО 34.03.201 ( РД34.03.201 ).
2.2.8 Проектнаядокументация на установку инвентарных лесов включает комплект документов,содержащих технические решения по установке и закреплению инвентарных лесов.
При разработке документациинеобходимо учитывать требования нормативных документов, перечисленных в 2.2.7 .
При разработке документациинеобходимо учитывать требования ГОСТ12.2.003 , ГОСТ12.3.009 и ПБ10-382-00 .
При разработке документациинеобходимо учитывать требования ГОСТ12.2.003 .
2.2.11 Пояснительнаязаписка содержит краткое описание документов ППР, технических характеристикразработанных и предусмотренных к использованию средств технологическогооснащения ремонта (подмостей, лесов, грузоподъемных устройств, ремонтныхплощадок), требования безопасности при выполнении ремонтных работ, требования корганизации ремонта и выполнению работ.
В пояснительной записке принеобходимости приводят такелажные схемы перемещения грузов, выбор и расчет ееэлементов; перечень тяжеловесных грузов с указанием масс и схем их строповки;перечень средств индивидуальной и коллективной защиты персонала и др.
Пояснительная записка в общемслучае должна состоять из следующих разделов:
— назначение и областьприменения ППР;
— технические характеристикисредств технологического оснащения;
— требования безопасности привыполнении ремонтных работ;
— требования к организацииработ.
В зависимости от особенностейППР отдельные разделы пояснительной записки (кроме раздела «Требованиябезопасности при выполнении ремонтных работ») допускается объединять илиисключать, а также вводить новые разделы.
3ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ППР
3.1 Ответственным за разработкуППР является энергопредприятие, которое может самостоятельно разрабатывать егополный объем, привлекать на договорной основе ремонтные предприятия и (или)специализированные организации для выполнения разработок отдельных документовППР.
При этом энергопредприятие,как правило, должно разрабатывать следующие документы ППР:
— ведомость планируемых работпо ремонту;
— программу выводаэнергоустановки в ремонт;
— программу приемкиэнергоустановки из ремонта.
3.3 Документы ППР,разработанные энергопредприятием, должны быть согласованы с ремонтнымпредприятием в пределах принятого к исполнению объема ремонта и утвержденыэнергопредприятием.
3.4 Документы ППР,разработанные ремонтным предприятием или специализированной организацией,подлежат согласованию с энергопредприятием и утверждаются разработчиком.
3.5 Полный комплект ППРсогласуется с ремонтными предприятиями, участвующими в ремонте установки, иутверждается главным инженером энергопредприятия.
3.6 Порядок согласования иперечень административных должностей лиц, участвующих в согласовании иутверждении отдельных документов ППР, должен быть отражен в распорядительномдокументе энергопредприятия, составленном с участием ремонтного предприятия.
4ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ППР
4.1 Общие требования
4.1.1 ППР оформляют ститульным листом (ТЛ) и ведомостью документов проекта (ВДП).
ТЛ и ВДП имеют общуюнумерацию листов, причем ТЛ является первым листом, а заглавный лист ВДП -вторым листом. Другие документы ППР имеют собственную нумерацию листов впределах каждого документа. При комплектации документов ППР в папки или альбомыследует выполнить последовательную нумерацию всех листов, расположив их номерав нижней правой части каждого листа.
4.2Титульный лист
4.2.1 ТЛсоставляется по ГОСТ 3.1105 форма 2 и в соответствии с приложением Б настоящего РД.
4.2.2 На ТЛ следуетуказывать:
— на поле 1 — наименованиеэнергосистемы, в которую входит энергопредприятие;
— на поле 2 — в левой части -согласующая подпись главного инженера ремонтного предприятия, выполняющегоремонт оборудования, для которого разработан ППР. В правой части поля -утверждающая подпись главного инженера энергопредприятия;
— на поле 3 — надпись -ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ;
— на поле 4 — в левой части -подпись начальника цеха ремонтного предприятия. В правой части поля — подписьначальника цеха энергопредприятия, к которому относится ремонтируемоеоборудование.
4.2.3 Графы блоков основнойнадписи ТЛ следует заполнять в соответствии с таблицей 1 .
4.2.4 Пример оформления ТЛприведен в приложении В .
Таблица 1 — Заполнение графосновной надписи.
Краткое наименование предприятия (организации) разработчика ППР
Обозначение оборудования по основному конструкторскому документу. Допускается графу не заполнять
Графы не заполняются
Наименование оборудования по основному конструкторскому документу
Графы не заполняются
Обозначение ППР. Структура обозначения приведена в приложении Г
Общее количество листов (считая только ТЛ и листы ВДП)
Порядковый номер листа
Условное обозначение вида документа — ППР
Вид ремонта — средний или капитальный
4.3Ведомость документов ППР
4.3.1 ВДП предназначена дляуказания полного состава документов ППР.
4.3.2ВДП разрабатывается на формах 5 и 5а по ГОСТ 3.1122 и в соответствии с приложениями Д и Е настоящего РД (заглавныйлист и последующие листы).
4.3.3 Графы блоков основнойнадписи ВДП следует заполнять следующим образом:
— графы 1, 2, 5, 6, 7, 16 -18, 20 — 27, 29 — в соответствии с таблицей 1 ;
— в графах 3, 4 указываетсяобозначение ВДП. Структура обозначения по приложению Г ;
— в графах 12 указываютсяхарактер работы, выполняемой подписывающими ВДП лицами, т.е. «Разработал»,«Проверил», «Согласовал», «Утвердил», «Нормоконтроль» и др.
— в графах 13, 14 и 15указываются соответственно фамилии лиц, подписывающих ВДП, их подписи и датаподписи;
— в графе 28 указываетсяобозначение вида документа — ВДП.
4.3.4 Документы ППР приводятв ВДП в последовательности, указанной в 2.1.1 .
Допускается послеперечисления документов по 2.1.1 указывать производственные инструкции поохране труда, необходимые для безопасного производства работ, а также другиедокументы в соответствии с 2.1.4 .
4.3.5 Пример оформления ВДПприведен в приложении Ж .
4.4Ведомость планируемых работ по ремонту
4.5Сетевой график ремонта, план размещения составных частей оборудования и рабочихмест, проектная и конструкторская документация
4.5.1Документы, приведенные в 2.1.1 перечисление б, в, ж, з, и, к, разрабатываются на форматах по ГОСТ 2.301 .
4.6Программа вывода энергоустановки в ремонт, программа приемки энергоустановки изремонта, пояснительная записка
4.7Комплект технологических документов
4.7.1 Комплекттехнологических документов разрабатывается и оформляется в соответствии сгосударственными стандартами ЕСТД.
Приложение А
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ИМЕЮТСЯССЫЛКИ
Обозначение НД (Прежнее обозначение НД)
Пункт, в котором имеется ссылка
Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей
Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей
СО 153-34.03.204 (РД 34.03.204)
Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок
Методические указания по разработке и применению системы сетевого планирования и управления при ремонте оборудования электростанций
ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности
СО 34-38-445-87 (ОСТ 34-38-445-87)
СТОиР оборудования электростанций. Комплектность технологических документов
Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве
Средства подмащивания. Общие технические условия
Площадки и лестницы для строительно-монтажных работ. Общие технические условия
Леса стоечные приставные для строительно-монтажных работ. Технические условия
Подмости передвижные сборно-разборные. Технические условия
ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
ЕСТД. Основные надписи
ЕСТД. Формы и правила оформления документов специального назначения. Ведомости технологические
Источник: ohranatruda.ru