Организация проектирования и оформление документации Как увязать понятия "объект связи", "объект капитального строительства" (по ГрК) и "объект капитального строительства" с точки зрения "экономистов"?
С 1 мая запрещено применение сметных нормативов при исполнении госконтрактов
С 1 мая 2022 года произошло революционное изменение в сфере закупок строительных работ в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.
Федеральным законом от 01.05.2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым с 01.05.2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ строительных договоров (контрактов), заключённых в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной и Закона № 223-ФЗ о закупках (пояснение: в старой редакции этой нормы предусматривалось, что сметные нормативы при исполнении договоров (контрактов) не применяются, если иное не предусмотрено самими договорами (контрактами), а теперь действует полный запрет на применение сметных нормативов при исполнении таких строительных договоров (контрактов)).
Речь идёт о следующих видах работ по договорам (контрактам), заключённым в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ:
1) строительство объектов капитального строительства (далее – ОКС);
2) реконструкция ОКС;
3) капитальный ремонт ОКС;
4) снос объектов ОКС;
5) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В случае, если указанные виды строительных работ финансируются за счёт бюджетных средств либо за счёт юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, или юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых публично правовых образований составляет более 50 %, то в этом случае запрещается с 01.05.2022 г. применять сметные нормативы и цены строительных ресурсов при исполнении таких строительных договоров (контрактов).
Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 01.05.2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта) (пояснение: в отношении видов строительных работ и договоров (контрактов), предусмотренных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ).
Зачем введён этот запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ договоров (контрактов) в сфере строительства в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ? Ответ на этот вопрос автору неизвестен. Однако, исходя из складывающейся ситуации после 24.02.2022 г. ситуации в сфере закупок строительных работ, то можно предположить, что этот шаг законодателя, вероятно, направлен на упрощение исполнения договоров (контрактов) в сфере строительства в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ:
— если с 18.04.2022 г. Правительство РФ разрешило менять большинство условий контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках законодательства о контрактной системе, и рекомендовало заказчикам в рамках Закона №223-ФЗ придерживаться такого же подхода при изменении строительных договоров (см. постановление Правительства РФ от 16.04.2022 г. № 680), то отказ от сметных нормативов при исполнении таких договоров (контрактов) выглядит вполне логичным.
Если подрядчиком по результатам закупки предложена стоимость, за которую он готов выполнить весь оговорённый с заказчиком объём строительных работ (договорная или контрактная цена), то представляется вполне обоснованным, чтобы подрядчик получил полностью заявленную им цену договора без каких-либо изъятий в виде привязки к сметной стоимости (используемым сметным нормативам и ценам строительных ресурсов).
Однако данное нововведение выглядит хорошо только в воображении законодателя (безымянных авторов этой поправки в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ), поскольку при реализации этой нормы неизбежно возникают следующий практический вопрос:
— каким образом с 01.05.2022 г. определять стоимость выполненных строительных работ по договорам (контрактам) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ без использования сметной стоимости (сметных нормативов и цен строительных ресурсов), если такие работы выполнены не полностью, а частично (например, при промежуточной приёмке или расторжении договора (контракта)?
Ответа на этот вопрос новая редакция части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ не содержит.
По мнению автора, эта проблема может быть решена путём включения в условия строительных договоров (контрактов), заключаемых после 01.05.2022 г.) обязанности подрядчика представлять расшифровку (детализацию) общей стоимости работ с обязательным указанием предлагаемой цены видов, затрат и объёмов подлежащих выполнению работ. Такая расшифровка (детализация) общей стоимости работ может составляться в виде отдельного документа (например, руководствуясь аналогией закона, в виде сметы контракта, предусмотренной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр при строительстве (реконструкции) ОКС в рамках Закона № 44-ФЗ), который будет использоваться для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
Отсутствие подобной расшифровки (детализации) общей стоимости работ в строительных договорах (контрактах), заключаемых заказчиками после 01.05.2022 г. в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ и предусмотренных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, может сделать исполнение (включая приёмку и оплату) таких договоров (контрактов) затруднительным или невозможным.
Автор надеется, что ознакомление с данным материалом поможет заказчикам своевременно адаптироваться к этим нововведениям и позволит привести условия договоров (контрактов) в соответствие с новыми требованиями законодательства.
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
ИсточникЗачем введён этот запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ договоров (контрактов) в сфере строительства в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ? Ответ на этот вопрос автору неизвестен. … — если с 18.04.2022 г. Правительство РФ разрешило менять большинство условий контрактов на строительство , реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капстроительства, выполнение работ по…
Как увязать понятия «объект связи», «объект капитального строительства» (по ГрК) и «объект капитального строительства» с точки зрения «экономистов»?
Здравствуйте уважаемые!
Надеюсь сможет кто-то помочь:
Как увязать понятия «объект связи», «объект капитального строительства» с точки зрения строительства (по ГрК, хотя он по-моему ГосСтроевский и на данный момент юридическую силу не имеет, но это так, не сильно важно, все равно все его используют) и объект капитального строительства с точки зрения «экономистов»(я имею ввиду экономисты могут какое-то серьёзное оборудование, которое стоит несколько десятков млн. руб., обозначить в плане капитального строительства(по сумме), как объект капитального строительства, которое требует монтажа и соответственно «Проектной документации» по ПП РФ №87. По сути: покупается железка вставляется в шкаф крепится и подключается(с точки зрения строительства — ниАчем)?
Почему я задался таким вопросом? Объясняю. Возникла необходимость поставить такую железку на производственном предприятии. Экономисты включают его в план капитального строительства(т.к. по сумме норм). Люди отвечающие за сдачу «объектов связи» говорят, что им нужен «проект»(этот проект они настаивают делать по ПП РФ№87), чтобы сдать «объект связи» Роскомнадзору и согласовать с ФСБ СОРМ. Хорошо. Как выполнять проект? У нас есть ПП №87. Заказчик говорит: «Нам пожалуйста Раздел 1, Раздел 5.1, Раздел 5.5, Раздел 6, Раздел 8, Раздел 9, Раздел 11». Зачем? Объект то действующий, он эксплуатируется(корпус производственного предприятия). Максимум, это проводить реконструкцию объекта. Заказчик: «проводите реконструкцию». Но т.к. в плане капитального строительства у них указан объект «Оборудование ХХ», то в Проектной документации нужно указать объектом не корпус производственного предприятия, а оборудование. Как проводить его реконструкцию(модернизацию)? Как объект (по ГрК) это оборудование не подходит. Там насколько я помню прописано «Объект капитального строительства — это здание, сооружение, строение». Оборудование не под сооружение и тем более под здание и строение не подходит. Как же быть? Объект в плане есть, а по ГрК вообще не объект. И тут те люди появляются которым, надо чтобы объект назывался «по-определенному» для сдачи в Роскомнадзор. Можно выпустить каждому «по своему комплекту» и решить вопрос. Но мне нужно уложить в голове, все это, т.к. зеленый после универа и не строитель , а связист. Сам не в состоянии.
Возможны орфограф. ошибки в тексте. Извиняюсь.
проектирование (основное: сооружения и объекты связи)
На лицо не увязка законодательных норм — они не охватывают четко и ясно возможные ситуации и нюансы. Приходится что-то делать.
Этот объект входит в производство, нужен для его нужд в т.ч.? Тогда можно подвести по модернизацию, реконструкция «систем связи объекта».
Если не входит в само производство, только арендуется место, значит это не реконструкция объекта.
У вас в договоре то что написано? Что в ТЗ написано? Вот из этого и исходите. Заказчик вправе требовать что угодно не противоречащее законодательству. Нужны ему разделы сделайте. Главное что бы заплатил за это. Что там экономисты считают это их проблемы. Пусть куда хотят туда и включают затраты. К вам это не относится. Ваши работы под обязательную экспертизу не попадает (что впрочем не мешает заказчику пройти ее добровольно, но это маловероятно)
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
По сути: покупается железка вставляется в шкаф крепится и подключается(с точки зрения строительства — ниАчем
Это называется техническое перевооружение. Как раз, когда основным является стоимость оборудования и минимум или полное отсутствие строительства. Это не объект капитального строительства.
Не «подчиняется» Градостроительному кодексу и П87. Было очень популярным и рекомендуемым. Сейчас — меньше, потому что «пилить» нечего.
Это называется техническое перевооружение. Как раз, когда основным является стоимость оборудования и минимум или полное отсутствие строительства. Это не объект капитального строительства.
Не «подчиняется» Градостроительному кодексу и П87. Было очень популярным и рекомендуемым. Сейчас — меньше, потому что «пилить» нечего.
Во истину, не встречал понятия «техническое перевооружение» не в ГрК не ППРФ№87. Так на каком основании они могут требовать(я понимаю, что можно сделать как хотят и отвязаться) проектную документацию в виде «проектной документации» и «рабочей документации» по ПП№87 и ГОСТ 21.1101-2013? Например, мне можно расписать ТЗ, в котором придумать эту проектную документацию(структуру) и оформить в виде «рабочей документации»(но называться она будет проектной) включить туда текстовку (по аналогии с «рабочим проектом», который изготовлялся раньше), в которой прописать и ПБ и ООС и т.п.
У вас в договоре то что написано? Что в ТЗ написано? Вот из этого и исходите. Заказчик вправе требовать что угодно не противоречащее законодательству. Нужны ему разделы сделайте. Главное что бы заплатил за это. Что там экономисты считают это их проблемы. Пусть куда хотят туда и включают затраты. К вам это не относится. Ваши работы под обязательную экспертизу не попадает (что впрочем не мешает заказчику пройти ее добровольно, но это маловероятно)
Спасибо, за время уделенное, но вы по-моему не поняли вопрос. Понятно, что не мое дело, пусть экономисты работают. Понятно можно поступить, как они хотят. Выпустить по ППРФ№87 и тогда раздел сети связи будет стоить дешевле раздела ООС, ПБ(хотя в них по данному проекту мероприятия в основном важные, но «плюшевые»). Т.е. основная масса проектной продукции уйдет за «бесплатно». И если обратите внимание в ПП РФ №87 четко прописаны пункты на присоединение к сети общего пользования, но ни как внутреннее устройство сетей связи и сигнализации внутри объекта капстроя(корпуса производственного предприятия). По расценкам заказчика на сети связи(весь раздел) уходит за 2% от базовой цены проектной документации (СБЦ 81-2001-02), а на ООС 9%. ООС в этой проектной документации, очень «слабое». И эту СБЦ применяют кому не лень.
И да я мог бы спросить у своих, но «это не мое дело»(так для себя в свободное время от работы изучаю).
—— добавлено через ~30 мин. ——
Спасибо всем, понял в какую сторону рыть.
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства ), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ). … 103) информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства , формируемых в…
Объекты капитального строительства градостроительный кодекс
1. В правилах комментируемой статьи законодатель определил правовые основы процессов осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, которые включают в себя:
— определение в ч. 1 настоящей статьи статуса правовых норм регулирования строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи обязательности саморегулирования видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (о перечне таких работ см. ст. ст. 6, 47, 48.1, ч. 5 ст. 55.5, ч. ч. 4 и 5 ст. 55.8 Кодекса, а также п. 3.1 настоящей статьи)
— регламентацию требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи категорий лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также круга их обязанностей и полномочий
— установление в нормах ч. 3.1 рассматриваемой статьи обязанности лица, осуществляющего строительство, иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства при выполнении видов работ Перечня (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864, Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 и письмо Минрегиона России от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08)
— определение в ч. 3.2 настоящей статьи права привлекать застройщиком (заказчиком) на основании договора иных лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства
2. Положениями ч. ч. 4 — 6 комментируемой статьи обозначены обязанности и права застройщика (заказчика):
— подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства в случае привлечения к строительству лиц на основании договора, а также при необходимости обеспечить консервацию объекта капитального строительства
— за 7 рабочих дней до начала работ направить в орган строительного надзора извещение о начале поднадзорных работ с приложением пяти видов документов (в порядке ч. 5.1 анализируемой статьи застройщик (заказчик) может не прилагать указанные документы с учетом наличия электронного взаимодействия между Ростехнадзором и органом, выдавшим разрешение на строительство)
— привлекать согласно договорам юридические лица для осуществления отдельных этапов строительства или реконструкции объекта капитального строительства
— осуществлять работы в соответствии с четырьмя категориями документов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия
— обеспечивать доступ на территорию строительства представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора представлять им необходимую документацию проводить строительный контроль обеспечивать ведение исполнительной документации извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
3. В нормах ч. 7 рассматриваемой статьи установлен запрет на отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, за исключением обозначенного порядка.
В данной связи отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона О промышленной безопасности опасных производственных объектов отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии со ст. 49 комментируемого Кодекса. Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 комментируемого Кодекса.
Также правилами комментируемой статьи предусмотрены:
1) определение в ч. 8 настоящей статьи порядка приостановления работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия
2) обозначение в нормах ч. 9 комментируемой статьи юридического статуса (об определении нормативного правового акта см. комментарий к п. 8 ст. 1 Кодекса) документов, регулирующих:
— требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции и капитального ремонта
— состав и порядок ведения исполнительной документации
— форму и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ
— порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также порядок консервации объекта капитального строительства (см. например, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007) ).
См. также Приказы Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 и от 31 июля 2009 г. N 667.
Отметим, что документы, обозначенные в ч. ч. 1, 2, 5 настоящей статьи являются сведениями базовых государственных информационных ресурсов, использующихся при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) в составе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поэтому представление их заявителем в орган государственного строительного надзора согласно правилам ч. 5.1 комментируемой статьи после 1 июля г. не обязательно, так как последний может в электронном виде получить необходимые документы у органа, выдавшего разрешение на строительство (подробнее об электронном взаимодействии органов власти и самоуправления см. ст. 74 Федерального закона от 1 июля г. N 169-ФЗ, распоряжение Правительства от 15 апреля г. N 654-р, Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697).
Говоря об особенностях практического применения норм комментируемой статьи в сфере государственного (муниципального) заказа, обозначим письмо ФАС России от 7 июля г. N ИА/26163, в котором территориальным антимонопольным органам указывается, что согласно ч. ч. 3 и 3.1 ст. 52, в соответствии с законодательством о лицензировании, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично и, соответственно, установление требования о представлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии являются нарушениями ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 22, ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд , а также ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ О защите конкуренции .
Объекты капитального строительства: определение. Виды объектов капитального строительства
Термин капитальное строительство (КС) предполагает не только возведение новых зданий/сооружений, но и проектные и изыскательские, монтажные, пусконаладочные работы, модернизацию существующих основных фондов, подготовку технической документации.
Виды капитального строительства
Для ответа на вопрос: Что такое объект капитального строительства? — предстоит узнать, какие виды КС существуют. Остановимся на этом более подробно.
- Новое строительство – создание объектов или их комплекса на новых площадях, которые после окончания работ при вводе в эксплуатацию будут состоять на самостоятельном балансе.
- Реконструкция действующих предприятий – устранение физического износа зданий или его элементов с возможной перестройкой существующих цехов для совершенствования производства, увеличения мощности и улучшения качества продукции.
- Техническое перевооружение действующих предприятий – это целый комплекс мер, направленных на модернизацию, автоматизацию производства с целью улучшения финансовой деятельности организации. При таком виде строительства не производится реконструкция и/или расширение существующих производственных площадей.
- Расширение действующих предприятий – создание и/или увеличение новых/существующих объектов, цехов на действующем учреждении. Объекты не ставят на самостоятельный баланс после документального оформления, связанного с вводом в эксплуатацию.
Иначе говоря, результатом любого из перечисленных видов капитального строительства является объект.
Объекты капитального строительства: определение
Строительство – развивающаяся отрасль, в процессе которой появляются готовые объекты по функционалу производственного/непроизводственного назначения и инфраструктуры. Что подпадает под категорию объекты капитального строительства ? Определение (формулировка прописана в Градостроительном кодексе РФ) трактует это понятие так: жилые и нежилые строения и незавершенные объекты строительства (исключение составляют постройки по типу навесов и киосков).
Виды объектов КС
Отдельно стоящее здание со всеми коммуникациями, эстакадами, оборудованием, мебелью называется объектом строительства.
Сооружение – инженерно-строительный объект, предназначенный для производственных процессов: хранения продукции, перемещения людей или грузов. Основное отличие от здания — это временное пребывание людей на объекте, например: мосты, дамбы, ЛЭП, стадионы.
Термин строение употребляется как обобщенное название предыдущих двух понятий. Является также результатом строительства, но не ставится на учет в реестр объектов КС.
Объекты незавершенного строительства – приостановленные на определенный срок возводимые строения.
Классификация объектов капитального строительства
В Кадастровом кодексе изложены определение и виды объектов капитального строительства. Это: здания, сооружения (трубопроводы, скважины, линии электропередач и связи, плотины), строения и незавершенные объекты строительства.
Согласно же Постановлению Правительства № 87, в котором утвержден состав проектной документации, по функциональному значению принято выделять 3 вида объектов КС:
- для производственных процессов
- непроизводственного назначения
- линейные.
К объектам производственного характера относятся здания и сооружения промышленного назначения, а также объекты безопасности и обороны. Сооружения жилищного фонда, коммунально-бытового, культурного, социального назначения и капитального характера принято относить к непроизводственному виду.
Линейные объекты
Инженерные сети, коммуникации, трубопроводы, линии электропередач и связи, автомобильные дороги, мосты, туннели – это линейные объекты капитального строительства. Определение местоположения при проектировании этой категории конструкций осуществляется установлением специалистами в межевом деле координат характерных точек и регламентируется Федеральным законом О государственном кадастре недвижимости .
Получение документов, разрешающих строительство линейных объектов, осуществляется на основании Градостроительного и Земельного кодексов РФ и закона Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности .
Объекты строительства, не требующие разрешительной документации
Разрешительная документация – пакет документов, отвечающий требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и допускающий застройщика к началу осуществления строительства и реконструкции.
Градостроительный план – документация, без которой проектная организация не вправе выдавать свое решение на строительство и реконструкцию объектов. Выдается застройщику после письменного его заявления архитектурным отделом с утверждением районной администрации.
Согласно ст. 51 ГрК, начало строительства без разрешительной документации допускается в том случае, если предстоит возведение:
- гаража на земельном участке, принадлежащем физическому лицу
- киосков, навесов и прочих объектов некапитального характера
- строений вспомогательного характера
- а также в случае необходимости изменения капитальных строений, без затрагивания несущих конструкций, не нарушая характеристик надежности и безопасности.
Отличительные признаки капитального объекта
Для понимания отличия между временными и капитальными строениями необходимо рассмотреть юридическую и экономическую сторону предмета обсуждения.
Временная постройка – вспомогательный объект, возводимый для полноценного выполнения строительства и подлежащий демонтажу после окончания работ. На нее не выдаются правоустанавливающие документы.
С технической стороны временная постройка может иметь те же признаки (фундамент, капитальные стены, ж/б перекрытия), что и объекты капитального строительства. Определение тонкой грани отличия кроется в их различном правовом статусе. При строительстве капитальных объектов предусмотрен их длительный срок эксплуатации, в то время как временные постройки имеют ограниченный период использования, не превышающий пяти лет.
Основные признаки принадлежности к объекту капитального строительства — это неразрывная его связь с землей и, соответственно, необходимость в получении разрешительной документации. Но об этом чуть позже.
Объекты капитального строительства: проблемы их отнесения к недвижимому имуществу
До 2005 г. использовались такие правовые конструкции, как объекты недвижимости в градостроительстве , объекты градостроительной деятельности . С внесением некоторых корректив терминология изменилась. Так, с 2005 года в российском законодательстве впервые был введен термин объект капитального строительства . Понятие и определение этой категории фигурируют не только в градостроительстве, но и в иных отраслях права (оперируют термином также в земельном, лесном законодательстве, гражданско-правовой сфере).
Трактовка термина ОКС сводится к простому перечню объектов, без присвоения им каких-либо свойств и признаков. Но известно, что капитальное строение имеет связь с земельным участком и не может быть перемещено или разобрано без ущерба своему назначению.
С другой стороны, для сравнения необходимо рассмотреть признаки недвижимости. В ГК РФ, в положении ст. 130, указан перечень свойств, присущих недвижимому имуществу:
- прочная связь с землей
- обязательная государственная регистрация
- невозможность осуществления перемещения недвижимости без причинения ущерба ее конструкции это также касается сооружений, зданий и объектов незавершенного строительства.
В норме упоминаются объекты капитального строительства, определение которых есть в ГрК РФ. То есть объекты недвижимости (незавершенные объекты, здания и сооружения) являются ОКС, следовательно, для них характерны те же признаки, что и для недвижимого имущества.
Самовольная постройка. Может ли она являться объектом КС?
Самовольная постройка – это объект, строительство которого осуществлялось без получения необходимых разрешений на территории, не отведенной для этих целей и с нарушением санитарных, градостроительных норм и правил.
В случае признания судом самовольной постройки объектом капитального строительства возможно 2 варианта разрешения ситуации:
ИсточникПри этом качественные грамотно смонтированные каркасно-тентовые конструкции не уступают объектам капитального строительства и имеют широкую сферу применения. В них можно организовать склад для хранения зерна после его уборки с полей, укрыть спецтехнику сезонного использования, оборудовать склад стройматериалов и инструмента. … Требования к строительству временных сооружений. Несмотря на то, что регистрировать временные здания не требуется, при их строительстве учитывается ряд требований … Согласно ГрК РФ, получение разрешения на строительство не требуется, если речь идет о таких объектах : Не относящихся к капитальным . Имеющих вспомогательное назначение.
Грк объекты капитального строительства это
29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года
Застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;. «
Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), могут являться: застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
Часть 2 статьи 52 ГрК от 29.12.2004 № 190-ФЗ — виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ).
?При вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства у застройщиков могут возникать проблемы, связанные с несоответствием возведенного по утвержденному проекту объекта новым требованиям законодательства. Поскольку процесс проектирования и строительства часто занимает продолжительное время, то обязательные требования к строительной продукции в этот период могут меняться. … Лучшие внедренные информационные технологии, используемые в градостроительной сфере лучший реализованный проект застройки территорий объектами малоэтажного строительства …
Текущий и капитальный ремонт здания: отличия, порядок проведения
Каждое здание со временем нуждается в ремонте. Это обусловлено износом конструкций и материалов, использованных при его сооружении и отделке. Ремонт подразделяется на капитальный и текущий. По отношению к этим видам ремонта применяются различные правила.
Понятие текущего ремонта
На основании ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должен в т.ч. проводиться их текущий ремонт.
Из ч. 8 указанной статьи следует, что текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее — Положение о ремонте зданий), к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
В примерный перечень текущих работ (приложение 3 к Положению о ремонте зданий), например, входит:
— расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
— восстановление защитного слоя арматуры железобетонных колонн и панелей;
— мелкий ремонт деревянных ферм покрытия (подтягивание болтов) и др.
Порядок проведения текущего ремонта
В соответствии с п. 4.1 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее — Положение о ремонте и реконструкции жилых зданий), текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Согласно п. п. 3.6, 3.7 Положения о ремонте зданий работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по графикам. Повреждения непредвиденного или аварийного характера устраняются в первую очередь.
На основании п. 2.22 Положения о ремонте зданий для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места.
Технический журнал по эксплуатации производственных зданий и сооружений (приложение 2 к Положению о ремонте зданий) является основным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов.
Сведения, помещенные в техническом журнале, отражают техническое состояние здания (или сооружения) на данный период времени, а также историю его эксплуатации. Кроме того, часть этих сведений служит исходными данными при составлении дефектных ведомостей на ремонтные работы.
Составление какой-либо проектной документации для текущего ремонта российским законодательством не предусмотрено.
Понятие капитального ремонта
На основании п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства — это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно п. 3.11 Положения о ремонте зданий к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Перечень работ по капитальному ремонту приведен в приложении 8 к Положению о ремонте зданий (например, ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок; ремонт или смена междуэтажных перекрытий; переустройство крыш в связи с заменой материала кровли и др.).
Порядок проведения капитального ремонта
Для проведения капитального ремонта потребуется проектная документация (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Состав проектной документации предусмотрен ч. 12 указанной статьи. В него в т.ч. входят:
— пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
— схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
— конструктивные и объемно-планировочные решения;
— проект организации строительства объектов капитального строительства;
— проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
— перечень мероприятий по охране окружающей среды;
— перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
— смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%;
— перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);
— требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
— перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома) и др.
При проведении ремонтных работ ведутся:
— общий журнал работ (является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре);
— специальные журналы работ (являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства) (п. 3 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7).
Согласно п. 3.20 Положения о ремонте зданий капитальный ремонт производственных зданий и сооружений может быть комплексный, охватывающий ремонтом здание или сооружение в целом, и выборочный, состоящий из ремонта отдельных конструкций здания, сооружения или отдельного вида инженерного оборудования.
Из п. 5.1 Положения о ремонте и реконструкции жилых зданий следует, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Отличие текущего ремонта здания от капитального ремонта и реконструкции здания
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства — это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Учитывая понятия текущего и капитального ремонтов, указанные выше, можно выделить два основных отличия текущего ремонта от капитального ремонта и реконструкции здания:
— цель проведения (если текущий ремонт проводится для поддержания соответствующих параметров устойчивости, надежности зданий, то капитальный ремонт и реконструкция предназначены для восстановления, замены изношенных конструкций (в т.ч. несущих) или изменения параметров здания);
— документальное оформление (для текущего ремонта в отличие от иных рассматриваемых видов ремонта не требуется проектная документация).
ИсточникТаким образом удается грамотно встроить новый линейный объект капитального строительства в имеющуюся инфраструктуру и обеспечить максимальную эффективность его использования по назначению. Создание проекта. Этот этап проходит одновременно с заполнением документации.