Ответ: В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Государственный строительный надзор не осуществляется на следующих объектах капитального строительства (ст. 49 ГрК РФ):
- отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
- буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
- объекты, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 июня 2011 г. № 1038-р государственный строительный надзор также не осуществляется на следующих объектах:
Пистолет TOUA. Как это работает? Что нужно знать?
✅В чем соСТОИТ его цель или он…84/#ЭкзоПсихология/#МетПстхология/Б.Т./ ️♀️Допы
Источник gsn.tatarstan.ru
Что такое сметные нормативы
Сметные нормативы — это большое количество различных показателей, определяющих норму расхода, трудоемкость и стоимость производства единичного объема строительной продукции.
Что такое сметные нормативы
Сметные нормативы — это принятая на сегодняшний день база норм и правил, на основании которых происходит определение стоимости. Обо всех действующих и актуальных сметных нормативах есть подробная информация в методическом документе в строительстве МДС81-35.2004.
Если обобщить, то сметно-нормативная база — это сборники расценок, норм, нормативных документов, цен на все существующие виды строительных работ. В разделе II МДС81-35.2004 перечисляется несколько видов сметных нормативов.
Для более наглядного пояснения того, что такое сметные нормативы вкратце и какую видовую структуру они имеют, на рисунке 1 приведена упрощенная схема видов сметных нормативов. Более подробно о каждом из них будет рассказано далее по тексту статьи.
Рисунок 1. Виды сметных нормативов
Государственные сметные нормативы
Государственные сметные нормативы, или ГСН. Сюда входят сборники, относящиеся к 8 группе «Документов по экономике». А точнее, к подгруппам 81-83.
81 подгруппа собирает в себе все действующие документы, касающиеся ценообразования и составления смет. В данной части собрано более 4000 документов, которые касаются справочников базовых цен, методик применения сметных норм. Также государственные сметные нормативы включают в себя и все действующие сборники сметных норм таких, как ГЭСН, ФЕР и т.д. То есть все нормативные документы по составлению сметной документации содержатся именно в 81 подразделе.
Подгруппа 82 в «Документах по экономике» касается сметных нормативов в области материальных ресурсов, а также топливно-энергетической части производства строительно-монтажных работ. Данный вид сметных нормативов в строительстве предусматривает учет норм естественной убыли, а также нормы расхода материалов при производстве того или иного вида СМР. То есть данная подгруппа учитывает в себе все действующие документы, касающиеся сметного норматива ресурса.
Также система сметных нормативов в строительстве ГСН содержит в себе данные из подраздела 83 «Документов в экономике». Указанный подраздел объединяет в себе нормы времени по работе различных специалистов в различных областях строительства. Кстати, именно в этот подраздел входят сметные нормы и нормативы ЕНиР и ЕТКС.
Таким образом, государственные сметные нормативы — это полный комплекс всех норм, ресурсов и цен, необходимых при производстве строительных работ всех видов.
Отраслевые сметные нормативы
Отраслевые сметные нормативы, или ОСН. Как можно понять из названия, данный вид в классификации сметных нормативов учитывает в себе нормы на отдельные отрасли экономики и строительства.
ОСН находятся в доступе на сайте Минстроя РФ и к ним относят нормативы таких ведомств, как «АК «Транснефть», Минкультуры России, РЖД, ФСК и «Росатом». То есть отраслевой сметный норматив — это база, на основании которой составляется сметная документация для областей, в которых задействованы перечисленные ведомства.
Территориальные сметные нормативы
Территориальные сметные нормативы — это ТСН и применяются они при составлении сметной документации в зависимости от региона, в котором производится строительство объекта. Все нормативные базы для составления сметной документации в зависимости от территориальной составляющей приведены на сайте Минстроя РФ.
Таким образом, можно убедиться, что если провести сравнение сметно-нормативных баз для каждого региона, то можно увидеть, что стоимость производства одного и того же вида работ будет отличаться. То есть сметно-нормативная база Москвы будет отличаться от норм и расценок в базе Республики Коми или Кемеровской области. Связано это с множеством факторов, в том числе и с экономической ситуацией в выбранном регионе.
Фирменные сметные нормативы
Фирменные сметные нормативы — это база, в которой основное внимание уделяется учету производства работ в условиях, свойственных для деятельности конкретной организации или фирмы. Аббревиатура для данных нормативов на рисунке 1 — ФСН.
Следует отметить, что данная нормативная сметная база хоть и имеет ряд свойственных только ей положений, но все-таки чаще всего составляется на основании перечисленных выше ГСН, ОСН или ТСН.
Индивидуальные сметные нормативы
Как понятно из названия, индивидуальные сметные нормативы, или ИСН — это сметно-нормативная база, используемая для отдельных, индивидуальных, видов работ. Необходимость разработки индивидуальных нормативов чаще всего возникает в случаях, если всеми перечисленными выше базами не учтен какой-либо вид строительно-монтажных работ.
Зачастую индивидуальные сметные нормативы утверждаются службой заказчика или застройщика еще на стадии разработки проекта на объект. В индивидуальных расценках учитываются не только условия производства работ, но различные усложняющие факторы.
Таким образом, все перечисленные виды составляют базу федеральных сметных нормативов и могут быть использованы при составлении сметных форм на всей территории Российской Федерации. Кроме этого, федеральные сметные нормативы включают в себя распределение не только по видам, но и деление на элементные и укрупненные нормы.
Элементные сметные нормативы
К элементным сметным нормативам относятся сборники ГЭСН-2001, или государственные элементные сметные нормы. Кроме этого, к данному типу нормативов относят также и индивидуальные сметные нормы и нормы, распределяемые по видам строительных и монтажных работ.
Элементные сметные нормативы включают в себя сборники норм, собранные по принципу принадлежности той или иной расценки к какому-либо виду СМР. На рисунке 2 приведен состав сборников базы ГЭСН.
Рисунок 2. Состав ГЭСН
Таким образом, нормативные базы для составления смет делятся на строительные (ГЭСН), монтажные (ГЭСНм), пусконаладочные (ГЭСНп) и ремонтно-строительные (ГЭСНр) части. Также существуют сборники на капитальный ремонт оборудования ГЭСНмр. В МДС81-35.2004 в пункте 2.6 упоминаются еще и сборники ВЭСНп, предназначенные для разработки различными ведомствами норм на пусконаладочные работы специального технологического оборудования.
Элементные сметные нормативы включают в себя ресурсы, которые требуются для производства одной единицы каждого вида работ. То есть к ресурсам в данном случае относятся не только материалы, но также ресурсы заработной платы рабочих и машинистов и ресурсы по эксплуатации машин и инструмента.
ГЭСН является сметно-нормативной базой в строительстве, разработанной в 2001 году. Таким образом, получается, что ГЭСН — это сметно-нормативная база 2001 года. Однако следует отметить, что сборники ГЭСН не являются устаревшими, ведь они подлежат постоянной корректировке и изменениям. Изменения эти связаны с различными факторами от появления на строительном рынке нового материала до ускорения и оптимизации многих строительных процессов.
Необходимо также отметить, что сметные нормативы ГЭСН используются для определения прямых затрат в смете. К прямым затратам относят сумму фонда оплаты труда, эксплуатации машин и материалов. Фонд оплаты труда в свою очередь также является сборным показателем, суммирующим стоимости оплаты труда рабочих и машинистов.
Кроме этого, элементные сметные нормативы в данной базе содержат в своем составе показатели трудозатрат на каждый из видов СМР. В связи с этим базы ГЭСН используются и на этапе разработки проектов организации строительства и проектов производства работ.
Также любой сметный норматив из сборников ГЭСН, как упоминалось выше, содержит в себе данные и о расходе материалов. На основании этих данных также составляются различные акты и ведомости, касающиеся освоения и списания материальных ресурсов.
Хотя ГЭСН являются почти универсальными сметными нормативами в строительстве, так как могут быть использованы при составлении сметной документации не только практически на любой вид СМР, но и применяются независимо от того, в какой сфере работает каждая из сторон строительства. Однако в пункте 2.7 МДС81-35.2004 отдельно оговариваются случаи, когда невозможно применение сборников данной нормативной базы.
К таким случаям относится составление смет на виды работ, к которым предъявляются повышенные требования, или если происходит строительство на высоте более 3500м над уровнем моря. При возникновении подобных условий в МДС предлагается разработка индивидуальных сметных нормативов.
Что касается структуры базы ГЭСН и того, на какие виды подразделяются сметные нормативы, можно понять на основе изучения любого из сборников ГЭСН. Как известно, каждая из частей, приведенная на рисунке 2, имеет внутреннее подразделение на сборники. В эти сборники включены нормы на основании вида выполняемых работ.
То есть существуют сборники на производство свайных работ, прокладку наружных и внутренних сетей водопровода и пр. В отдельные сборники объединены нормы по устройству полов, кровель, по монтажу кабелей и кабельных конструкций. Благодаря этому, сметные нормативы легко находить и применять в расчетах.
Однако все сборники сметных норм и нормативов ГЭСН имеют несколько схожих характеристик. Например, наличие у любого сборника технической части, в которой описаны все основные моменты применения норм и приведены алгоритмы подсчета объемов работ.
Помимо этого, все нормы во всех сборниках нормативной базы для составления смет ГЭСН имеют одинаковую структуру: каждая норма имеет свой уникальный шифр и сведения о наименовании работ, а также указания единицы измерения, в которой производится подсчет объема работ. Кроме того, каждая норма включает в себя данные о прямых затратах на одну единицу работ, указанных в наименовании.
Пунктом 2.11 упоминавшегося выше МДС81-35.2004 отмечается, что на основании нормативной сметной базы ГЭСН-2001 разрабатываются и единичные расценки, или ЕР. ЕР в свою очередь имеют несколько типов: федеральные, отраслевые, территориальные. Каждый из типов используется в зависимости от множества условий. Например, важную роль при выборе той или иной базы единичных расценок будет играть регион, в котором производится строительство, отрасль строительного объекта и т.д.
По своему составу и структуре сметные нормативы ЕР аналогичны нормам из базы ГЭСН. Однако от сборников ГЭСН, которые используются при составлении смет ресурсным методом, сборники ЕР применяются в базисно-индексном методе.
Укрупненные сметные нормативы
Помимо элементных сметных нормативов выделяют также и укрупненные нормативы. Грубо говоря, укрупненные сметные нормативы — это те показатели сметы, которые указываются в процентном соотношении.
Основными укрупненными нормативами являются показатели накладных расходов и сметной прибыли. Данные сметные нормативы, как правило, присутствуют в большинстве сметных форм. Процент накладных расходов и сметной прибыли вычисляется от фонда оплаты труда.
Необходимо также отметить, что допускается поправка укрупненных нормативов в смете, связанная с колебаниями цен, изменениями в техническом прогрессе, нестандартными инженерными или геологическими условиями производства работ и т.д.
В данной статье был кратко освещен вопрос о том, что такое сметно-нормативная база и какие бывают сметные нормативы. Однако следует отметить, что тема является достаточно обширной. Помимо этого данная область в сметном деле часто претерпевает изменения и оптимизацию.
В связи с этим для специалиста сметного дела большую роль при составлении любой сметной формы будет играть осведомленность о действующих сметных нормативах и владение навыками их применения на практике.
Источник smetchik.comГсн в строительстве что это
Для портала СМЕТЧИК.РФ статью подготовил Начальник отдела ценообразования и сметного нормирования группы компаний «РИК» Богословский Максим Николаевич.
Уважаемые коллеги, как известно, 31 марта 2020 года вступает с силу новая редакция государственных сметных нормативов, утвержденных приказами Минстроя России №№ 871/пр – 876/пр от 26.12.2019 г. Специалисты группы компаний «РИК» первыми подготовили и предоставили новую редакцию ГСН 2020 своим пользователям. Так что же нового появилось? Давайте разберемся.
Но для начала позволю себе небольшое пояснение по сокращениям, к которым очень пренебрежительно, к сожалению, относятся коллеги по цеху и некоторые специалисты, сея в умах сметчиков такие понятия как «федеральная база», «ФСНБ-2020», «госэталон» и т.п. Начнем с того, что официального понятия сметно-нормативная база (СНБ) в законодательстве не существует.
Утверждаются и включаются в реестр сметные нормативы. Условно, сметно-нормативной базой можно назвать совокупность нормативов: норм (расценок) и строительных ресурсов, которые теперь, кстати, называются «составляющие сметных нормативов». Федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ – понятие, которое появилось в эпоху так называемого «госэталона» 2008-2016 гг.) является продуктом, права на который принадлежат коммерческим компаниям. И хоть разные редакции ФСНБ и содержали в себе в том числе и ГСН соответствующего периода (помимо другой информации, не публикуемой в официальных приказах, такой как «масса брутто», «класса груза» и т.д.), использовать эту аббревиатуру для определения официальных государственных сметных нормативов некорректно. Поэтому никакой ФСНБ-2020, пожалуйста.
Далее. ГСН редакции 2020 года можно условно разделить на государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР). Но и тут у некоторых начинается путаница: если есть ГЭСН-2020, значит должен быть и ФЕР-2020. Ничего подобного!
Действующие методические рекомендации по разработке сметных норм (приказ Минстроя № 509/пр от 04.09.2019), которые принципиально не отличаются от предыдущих (приказ Минстроя № 76/пр от 08.02.2017) предписывают на конце шифра соответствующего сборника указывать год ввода в действие. Таким образом аббревиатуры ГЭСН-2017 и ГЭСН-2020 вполне корректны, что не скажешь о ФЕР-2020. Методические рекомендации по разработке уже единичных расценок (утвержденные приказом Минстроя № 521/пр от 04.09.2019, равно как № 75/пр от 08.02.2017) велят в конце шифра сборника указывать базовый уровень цен. Таким образом аббревиатура «ФЕР-2020» означала бы то, что расценки посчитаны в уровне цен 2020 года, чего в действительности нет. Правильно указывать: ФЕР-2001 в редакции 2020 года или утвержденные приказом… Призываю всех быть корректными и грамотно называть государственные сметные нормативы – так, как было задумано их авторами.
Если кто-то считает, что вопрос этот не принципиальный, скорее всего не в курсе, какие проблемы уже сейчас обсуждаются в среде разработчиков для решения задач сохранения смет в универсальный формат с их последующей автоматизированной проверкой. Без единых, общих подходов к кодированию сметных нормативов и редакций СНБ, их интерпретация при передаче и импорте станет сильно усложнена.
1. Общая статистика по базе ГСН 2020 года (ГЭСН-2020, ФЕР-2001)
1.1. Нормы и расценки
Наименование категорий нормативов или сборников | Количество норм | Изменение | |
2017* | 2020 | ||
Строительные работы (ГЭСН, ФЕР) | 24737 | 24760 | +23 |
Сборник 1. Земляные работы | 2397 | 2409 | +12 |
Сборник 5. Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов | 893 | 905 | +12 |
Сборник 6. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные | 497 | 495 | -2 |
Сборник 10. Деревянные конструкции | 440 | 429 | -11 |
Сборник 13. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 280 | 279 | -1 |
Сборник 15. Отделочные работы | 797 | 795 | -2 |
Сборник 16. Трубопроводы внутренние | 255 | 273 | +18 |
Сборник 24. Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети | 737 | 731 | -6 |
Сборник 25. Магистральные и промысловые трубопроводы | 1982 | 1986 | +4 |
Сборник 26. Теплоизоляционные работы | 204 | 205 | +1 |
Сборник 32. Трамвайные пути | 107 | 105 | -2 |
Ремонтно-строительные работы (ГЭСНр, ФЕРр) | 2584 | 2576 | -8 |
Сборник 61. Штукатурные работы | 269 | 261 | -8 |
Монтаж оборудования (ГЭСНм, ФЕРм) | 18275 | 18300 | +25 |
Сборник 8. Электротехнические установки | 2055 | 2065 | +10 |
Сборник 10. Оборудование связи | 1542 | 1539 | -3 |
Сборник 12. Технологические трубопроводы | 2840 | 2858 | +18 |
* Статистика по ГЭСН-2017 (количество расценок по сборникам ФЕР-2001 в 2017 году было меньше, чем в ГЭСН-2017)
1.2. Строительные ресурсы
Наименование категорий ресурсов | Количество ресурсов | Изменение | |
2017* | 2020* | ||
Материалы, изделия и конструкции (ФССЦ книги с 01 по 27) | 58936 | 57568 | -1368 |
Оборудование (ФССЦ книги с 61 по 69) | 7712 | 7606 | -106 |
Строительные машины и автотранспортные средства (ФСЭМ) | 1865 | 1896 | +31 |
* Статистика приводится без учета общего количества ресурсов по КСР.
Примечание. Категории и сборники, отсутствующие в вышеприведенных таблицах, не изменились.
2. Новые нормы и расценки в ГЭСН-2020 относительно ГЭСН-2017
Строительные работы (ГЭСН, ФЕР) | |
Сборник 1. Земляные работы | |
Таблица 01-02-125 Срезка пней вручную | 12 |
Сборник 5. Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов | |
Таблица 05-01-104 Установка предварительно изготовленных стальных свай в скважины в мерзлых и многолетнемерзлых грунтах буроопускным способом | 12 |
Сборник 16. Трубопроводы внутренние | |
Таблица 16-02-011 Прокладка трубопроводов противопожарного водоснабжения из стальных труб | 18 |
Сборник 25. Магистральные и промысловые трубопроводы | |
Таблица 25-10-026 Устройство укрытия защитного манжеты герметизирующей для герметизации межтрубного пространства при устройстве кожуха | 4 |
Сборник 26. Теплоизоляционные работы | |
Таблица 26-02-001 Огнезащитное покрытие металлоконструкций краской с подготовкой поверхности | 3 |
Сборник 29. Тоннели и метрополитены | |
Норма 29-02-001-06 Извлечение стальных одиночных свай агрегатом копровым с полиспастом | 1 |
Монтаж оборудования (ГЭСНм, ФЕРм) | |
Сборник 8. Электротехнические установки | |
Таблица 08-02-231 Прокладка труб гофрированных ПВХ в земле | 10 |
Норма 08-02-409-09 Труба гофрированная ПВХ для защиты проводов и кабелей по установленным конструкциям, по стенам, колоннам, потолкам, основанию пола (вместо ранее существовавшей 08-10-010-01) |
1 |
Сборник 12. Технологические трубопроводы | |
Таблица 12-08-008 Трубопроводы установок автоматического пожаротушения из углеродистых сталей, монтируемые из готовых узлов | 18 |
3. Нормы, которые были исключены в ГЭСН-2020
Строительные работы (ГЭСН, ФЕР) | |
Сборник 10. Деревянные конструкции | |
Таблица 10-04-010 Устройство перегородок в жилых зданиях | 5 |
Таблица 10-04-011 Устройство перегородок высотой до 3 м в общественных зданиях | 4 |
Нормы 10-04-012-02 и 10-04-012-03 в связи с объединением всех трех норм в одну | 2 |
Сборник 13. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | |
Норма 13-03-003-22 Окраска огрунтованных бетонных и оштукатуренных поверхностей эмалью «Эповин» | 1 |
Сборник 15. Отделочные работы | |
Таблица 15-07-017 Нанесение защитных многокомпонентных покрытий (вместо 4 норм осталось 2, нормы переработаны, исключены последующие слои) |
2 |
Сборник 24. Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети | |
Нормы с 24-02-002-06 по 24-02-002-10 Сварка полиэтиленовых труб при помощи соединительных деталей с закладными нагревателями и использованием двух комплектов оборудования | 5 |
Норма 24-02-101-03 в связи с объединением с нормой 24-02-101-02 | 1 |
Сборник 26. Теплоизоляционные работы | |
Норма 26-01-015-01 Изоляция трубопроводов изготавливаемыми в процессе изоляции конструкциями полносборными с покрытием из листов алюминиевых сплавов на основе плит минераловатных | 1 |
Норма 26-01-016-01 Изоляция трубопроводов изготавливаемыми в процессе изоляции конструкциями полносборными с покрытием сталью оцинкованной на основе плит минераловатных | 1 |
Сборник 29. Тоннели и метрополитены | |
Норма 29-01-046-05 в связи с объединением норм 03 и 04 в одну | 1 |
Сборник 32. Трамвайные пути | |
Нормы 32-05-001-02, 32-05-001-03 в связи с объединением всех трех норм в одну | 2 |
Ремонтно-строительные работы (ГЭСНр, ФЕРр) | |
Сборник 61. Штукатурные работы | |
Таблица 61-22 Ремонт штукатурки наружных прямолинейных тяг (нормы таблицы переработаны и перегруппированы, объединены работы для горизонтальных и вертикальных тяг) |
8 |
Монтаж оборудования (ГЭСНм, ФЕРм) | |
Сборник 8. Электротехнические установки | |
Норма 08-10-010-01 Прокладка труб гофрированных ПВХ для защиты проводов и кабелей (переехала в другой раздел и таблицу, став нормой 08-02-409-09) |
1 |
Сборник 10. Оборудование связи | |
Нормы с 10-04-088-03 по 10-04-088-05 в связи с объединением четырех норм в одну | 3 |
4. Существенные изменения норм и расценок в ГСН 2020 года
4.1. Количество элементных норм и единичных расценок ГСН 2020 уравнялось (в редакции 2017 года не все нормы были пересчитаны в единичные расценки). Это привело к существенному увеличению расценок в ФЕР-2001 редакции 2020 года относительно 2017 года. Например, стали доступны все расценки разделов «Конструкции зданий атомных электростанций», а все нормы, утвержденные приказами Минстроя России № 1575/пр от 24.11.2017, № 9/пр от 10.01.2018 теперь «обрели деньги».
4.2. Сборник 6. «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» был полностью перекодирован. Раньше в сборнике существовал единственный раздел, содержащий много подразделов, таблицы каждого из которых кодировались с отступом от предыдущего. С выходом дополнений к сборнику, некоторые его подразделы наполнялись новыми таблицами, пока их количество не уперлось в отведенный много лет назад диапазон, что сделало невозможным присвоение новой таблице очередного порядкового номера (шифра), т.к. он уже занят первой таблицей следующего подраздела. Поэтому все бывшие подразделы сборника стали его разделами, получив во втором блоке шифра число, соответствующее номеру раздела. Таблица соответствия нормативов сборника 6.
4.3. В связи с существенным снижением цены буровых установок (более чем в 5-7 раз!):
Код ресурса | Наименование | Стоимость эксплуатации, руб. | |
ФСЭМ 2017 | ФСЭМ 2020 | ||
91.02.04-040 | Установки буровые с крутящим моментом 150-250 кНм | 3398,09 | 464,02 |
91.02.04-041 | Установки буровые с крутящим моментом 250-350 кНм | 4604,70 | 870,54 |
были пересчитаны все расценки на устройство буронабивных свай (таблицы с ФЕР 05-01-075 по ФЕР 05-01-081) с уменьшением прямых затрат по данному виду работ в 3-4 раза.
Ситуация с буронабивными является особенно интересной. История тянется с 2010 года, когда в результате всероссийского скандала на строительстве объектов инфраструктуры к Олимпиаде-2014 в Сочи замминистра Сергей Круглик был отправлен в отставку после критики Владимира Путина. После этих событий Минрегион оперативно выпустил письмо № 30424-КК/08 от 20.08.2010, где указано, что при составлении сметной документации на устройство буронабивных свай с использованием расценок ФЕР 05-01-075-01¸05-01-080-07 сборника «Свайные работы» перед применением индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства к прямым затратам в базисном уровне цен, определенным по указанным расценкам, применяется коэффициент 0,4. В дополнение к этому письмо вышло еще одно, поясняющее, № 39988-КК/08 от 26.11.2010, которое сообщало, что «Указанные коэффициенты учитывают значительную разницу в динамике изменения базисной стоимости работ на устройство буронабивных свай и электромонтажные работы по отношению к средней динамике изменения стоимости строительно-монтажных работ, рассчитываемой в целом по виду строительства и применяются при определении сметной стоимости работ только в текущем уровне цен исключительно совместно с индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства к ФЕР-2001, сообщаемыми ежеквартально Минрегионом России». Так вот, оба эти письма включены в федеральный реестр сметных нормативов (№ 4 и № 10 раздела «Справочная информация»), являются действующими и де-юре должны применяться, т.к. по-прежнему единственным легитимным инструментом пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен для госбюджета являются ежеквартальные индексы (нынче: Минстроя). Однако теперь причины, указанные в письмах (т.е. перекос базисной стоимости указанных расценок относительно стоимости СМР по соответствующему виду строительства в целом) устранены, поэтому данные письма должны быть отменены и/или исключены из реестра.
4.4. Во многих единичных расценках снизилась оплата труда рабочих в связи с уменьшением трудозатрат. Анализ показал, что во многих нормах ГЭСН-2020 при сохранении ресурсной части от прошлой редакции ГЭСН 2017 года затраты труда рабочих (человеко-часы) были установлены по территориальным сметным нормативам г. Москвы (ТСН-2001). Можно бы было предположить, что это общий подход, ориентированный на слияние с московской базой, имеющей более правильные обоснования трудозатрат, однако сделано это было не повсеместно, а лишь там, где затраты труда по ТСН-2001 оказались меньше, чем были в ГЭСН-2017.
4.5. Единичные расценки, у которых стоимость одного или нескольких элементов прямых затрат значительно изменилась.
Наименование категорий нормативов или сборников | Расценки с измен. более чем на | |||
50% | в % от ОК | 200% | в % от ОК | |
Строительные работы (ФЕР) | 2372 | 9,58% | 1725 | 6,97% |
Сборник 1. Земляные работы | 12 | 0,50% | 5 | 0,21% |
Сборник 2. Горновскрышные работы | 48 | 15,14% | 26 | 8,20% |
Сборник 3. Буровзрывные работы | 94 | 35,47% | 52 | 19,62% |
Сборник 4. Скважины | 60 | 10,89% | 51 | 9,26% |
Сборник 5. Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов | 119 | 13,15% | 109 | 12,04% |
Сборник 6. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные | 96 | 19,39% | 56 | 11,31% |
Сборник 7. Бетонные и железобетонные конструкции сборные | 19 | 3,01% | 4 | 0,63% |
Сборник 8. Конструкции из кирпича и блоков | 147 | 57,87% | 137 | 53,94% |
Сборник 9. Строительные металлические конструкции | 7 | 1,76% | 5 | 1,26% |
Сборник 10. Деревянные конструкции | 112 | 26,11% | 101 | 23,54% |
Сборник 11. Полы | 35 | 19,13% | 30 | 16,39% |
Сборник 12. Кровли | 7 | 5,88% | 5 | 4,20% |
Сборник 13. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 10 | 3,58% | 6 | 2,15% |
Сборник 14. Конструкции в сельском строительстве | 5 | 7,69% | 5 | 7,69% |
Сборник 15. Отделочные работы | 63 | 7,92% | 62 | 7,80% |
Сборник 16. Трубопроводы внутренние | 63 | 23,08% | 52 | 19,05% |
Сборник 17. Водопровод и канализация — внутренние устройства | 22 | 41,51% | 11 | 20,75% |
Сборник 18. Отопление — внутренние устройства | 2 | 1,35% | 1 | 0,68% |
Сборник 19. Газоснабжение — внутренние устройства | 3 | 5,00% | 3 | 5,00% |
Сборник 20. Вентиляция и кондиционирование воздуха | 115 | 25,50% | 81 | 17,96% |
Сборник 21. Временные сборно-разборные здания и сооружения | 4 | 2,29% | – | – |
Сборник 22. Водопровод — наружные сети | 148 | 24,30% | 107 | 17,57% |
Сборник 23. Канализация — наружные сети | 37 | 23,27% | 18 | 11,32% |
Сборник 24. Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети | 94 | 12,86% | 57 | 7,80% |
Сборник 25. Магистральные и промысловые трубопроводы | 2 | 0,10% | – | – |
Сборник 26. Теплоизоляционные работы | 15 | 7,32% | 11 | 5,37% |
Сборник 27. Автомобильные дороги | 38 | 5,86% | 32 | 4,94% |
Сборник 28. Железные дороги | 18 | 2,76% | 9 | 1,38% |
Сборник 29. Тоннели и метрополитены | 546 | 33,62% | 376 | 23,15% |
Сборник 30. Мосты и трубы | 30 | 7,06% | 15 | 3,53% |
Сборник 31. Аэродромы | 20 | 12,12% | 14 | 8,48% |
Сборник 32. Трамвайные пути | 27 | 25,71% | 15 | 14,29% |
Сборник 33. Линии электропередачи | 12 | 2,58% | 10 | 2,15% |
Сборник 34. Сооружения связи, радиовещания и телевидения | 5 | 2,69% | 3 | 1,61% |
Сборник 35. Горнопроходческие работы | 67 | 2,08% | 31 | 0,96% |
Сборник 37. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 45 | 10,92% | 29 | 7,04% |
Сборник 38. Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 2 | 1,40% | 2 | 1,40% |
Сборник 39. Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 3 | 3,80% | 1 | 1,27% |
Сборник 41. Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружений | 31 | 30,39% | 25 | 24,51% |
Сборник 42. Берегоукрепительные работы | 1 | 0,47% | 1 | 0,47% |
Сборник 43. Судовозные пути стапелей и слипов | 5 | 23,81% | 3 | 14,29% |
Сборник 44. Подводно-строительные (водолазные) работы | 15 | 0,78% | 14 | 0,73% |
Сборник 45. Промышленные печи и трубы | 26 | 10,97% | 22 | 9,28% |
Сборник 46. Работы при реконструкции зданий и сооружений | 78 | 15,06% | 68 | 13,13% |
Сборник 47. Озеленение, защитные лесонасаждения | 64 | 10,67% | 60 | 10,00% |
Ремонтно-строительные работы (ФЕРр) | 322 | 12,50% | 218 | 8,46% |
Сборник 52. Фундаменты | 19 | 44,19% | 16 | 37,21% |
Сборник 53. Стены | 30 | 26,55% | 28 | 24,78% |
Сборник 54. Перекрытия | 4 | 14,81% | 1 | 3,70% |
Сборник 55. Перегородки | 1 | 6,25% | 1 | 6,25% |
Сборник 56. Проемы | 12 | 15,19% | 8 | 10,13% |
Сборник 57. Полы | 17 | 21,79% | 14 | 17,95% |
Сборник 58. Крыши, кровли | 17 | 16,83% | 10 | 9,90% |
Сборник 59. Лестницы, крыльца | 5 | 27,78% | 5 | 27,78% |
Сборник 60. Печные работы | 13 | 17,33% | 7 | 9,33% |
Сборник 61. Штукатурные работы | 57 | 21,84% | 46 | 17,62% |
Сборник 62. Малярные работы | 53 | 19,20% | 11 | 3,99% |
Сборник 63. Стекольные, обойные и облицовочные работы | 14 | 13,73% | 9 | 8,82% |
Сборник 64. Лепные работы | 2 | 0,46% | 1 | 0,23% |
Сборник 65. Внутренние санитарно-технические работы | 22 | 10,23% | 18 | 8,37% |
Сборник 66. Наружные инженерные сети | 41 | 9,23% | 32 | 7,21% |
Сборник 68. Благоустройство | 10 | 8,06% | 8 | 6,45% |
Сборник 69. Прочие ремонтно-строительные работы | 5 | 4,31% | 3 | 2,59% |
Монтаж оборудования (ФЕРм) | 390 | 2,13% | 334 | 1,83% |
Сборник 3. Подъемно-транспортное оборудование | 348 | 37,70% | 312 | 33,80% |
Сборник 8. Электротехнические установки | 10 | 0,48% | 2 | 0,10% |
Сборник 10. Оборудование связи | 6 | 0,39% | 1 | 0,06% |
Сборник 12. Технологические трубопроводы | 17 | 0,59% | 17 | 0,59% |
Сборник 14. Оборудование прокатных производств | 1 | 0,31% | – | – |
Сборник 20. Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте | 6 | 1,60% | 2 | 0,53% |
Сборник 21. Оборудование метрополитенов и тоннелей | 2 | 1,67% | – | – |
Примечание. OK– общее количество расценок в сборнике или категории.
К вышеприведенной статистике нужно относиться осторожно. Если какая-то расценка очень сильно изменилась по цене, это еще не значит, что она подверглась существенным изменениям. Например, у многих расценок, где в сметной стоимости материалов редакции 2017 года был учтен какой-то ценообразующий ресурс, в редакции 2020 года он стал неучтенным.
Например, бетон тяжелый, класс: В12,5 (М150), учтенный во всех расценках таблицы ФЕР 06-01-006, в редакции 2020 года (таблица ФЕР 06-02-002) стал неучтенной смесью бетонной с кодом 04.1.02.05. И показатель уменьшения стоимости материалов в этих расценках более чем в 10 раз не свидетельствует об их принципиальном изменении. Для более корректного анализа следует сопоставлять сметы-аналоги или ресурсно-технологические модели, разработанные для объекта.
В монтажных сборниках (преимущественно в ФЕРм 81-03-03-2001) существенное количество изменений связано с тем, что в редакции 2017 года в этом сборнике ошибочно не были учтены вспомогательные ненормируемые материальные ресурсы для производства монтажных работ в размере 2%.
5. Существенные изменения машин и механизмов в ГСН 2020 года
5.1. Машин и механизмов, у которых рассчитана стоимость 1 маш.-часа стало на 31 больше.
5.2. Две машины, упомянутые в п.4.3., которые были существенно уменьшены по цене:
Код ресурса | Наименование | Стоимость эксплуатации, руб. | |
ФСЭМ 2017 | ФСЭМ 2020 | ||
91.02.04-040 | Установки буровые с крутящим моментом 150-250 кНм | 3398,09 | 464,02 |
91.02.04-041 | Установки буровые с крутящим моментом 250-350 кНм | 4604,70 | 870,54 |
5.3. Остальные машины, механизмы и автотранспортные средства по ценам не изменились.
5.4. У многих машин поменялось наименование, но связано это не с принципиальной заменой машины на какую-то другую, а с уходом от формулировки «импортного производства» в названии, избавлением от конкретных марок в пользу их технических характеристик или с косметическими исправлениями и дополнениями, такими как написание наименования во множественном числе взамен единственного.
Несколько примеров:
Код ресурса | Наименование | |
ФСЭМ 2017 | ФСЭМ 2020 | |
91.01.05-149 | Экскаваторы траншейные многоковшовые цепные 12 л | Экскаваторы траншейные многоковшовые цепные, емкость ковша 12 л |
91.03.05-021 | Комплекс стволопроходческий «Herrenkneht AG» VSM 7700/5500 | Комплексы стволопроходческие, диаметр шахтного ствола 7700/5500 мм |
91.05.09-001 | Краны на специальном шасси автомобильного типа импортного производства, грузоподъемность 50 т | Краны на специальном шасси автомобильного типа, грузоподъемность 50 т |
91.05.13-001 | Автомобиль бортовой: ЗИЛ 433110 с краном — манипулятором БАКМ 890 | Автомобили бортовые, грузоподъемность до 6 т, с краном-манипулятором-4,0 т |
91.08.02-004 | Автогудронаторы на базе автомобиля КАМАЗ-54115 СКД-100, грузоподъемность 12 т | Автогудронаторы на базе автомобиля, грузоподъемность до 12 т |
91.09.12-092 | Система путевая регулировочная Rhomberg | Системы путевые регулировочные |
91.17.04-101 | Комплекс машин и механизмов типа «СЕВЕР-1» для электроконтактной сварки труб диаметром 1420 мм | Комплексы машин и механизмов для электроконтактной сварки труб диаметром 1420 мм |
91.21.19-037 | Станок: фальцепрокатный импортного производства, мощность 1,1 кВт | Станки фальцепрокатные, мощность 1,1 кВт |
91.21.22-491 | Шинотрубогиб | Шинотрубогибы |
6. Существенные изменения материалов и оборудования в ГСН 2020 года
Несмотря на то, что ресурсы новой редакции 2020 года имеют тот же принцип кодирования, что и в предыдущей редакции 2017 года, во многом являются несопоставимыми. У каких-то материалов поменялись коды, у каких-то – наименования, у каких-то – единицы измерения (или сразу несколько из перечисленных атрибутов). При сохранении кода, цены и единицы измерения у некоторых позиций принципиально поменялась их суть.
Например:
Код ресурса | Наименование | |
ФССЦ 2017 года | ФССЦ 2020 года | |
Часть 11.2 Изделия и конструкции из дерева Раздел 11.2.05: Конструкции ворот и калиток Группа 11.2.05.06: Полотна калиток |
||
11.2.05.06-0001 | Полотна калиток глухие (Из чего сделана калитка? Согласно ее местонахождению в узле «Изделия и конструкции из дерева», очевидно, что это деревянное полотно калитки) |
Калитки цельнометаллические, каркас калитки к-1 из профтрубы 40×20 мм в виде распашной створки, укрепленной на опорных столбах из профильной трубы 80×80 мм |
11.2.05.06-0002 | Полотна калиток решетчатые | Калитка металлическая с лаковым покрытием, размеры 1000×1500 мм |
Если ресурс сохранил свою суть и цену, но переехал в другое место оглавления (с присвоением соответствующего новому узлу кода), найти его по контексту возможно далеко не всегда, т.к. некоторые наименования были существенно изменены в связи с новыми подходами (исключение фирменных марок в пользу технических характеристик и т.п.).
В приведенных выше примерах и других подобных случаях невозможно создать переходные ключи (соответствия кодов старой и новой редакций). А без корректной таблицы соответствия использовать старые наработанные по редакции 2017 года сметы в качестве аналогов для создания сметной документации на основе новой редакции ГСН 2020 года настоятельно не. рекомендуется.
Мы передаем свои предложения разработчикам ФССЦ и надеемся, что они будут учтены до вступления в силу новой редакции 31 марта 2020 года.
Вам может быть интересно:
Группа компаний «РИК» и ГАУ РО «Центр госэкспертизы Рязанской области» приглашают вас принять участие в семинаре на тему:
«Применение новых государственных нормативов (ГЭСН + ФЕР) в редакции 2020г.»