Требования к эксплуатации грузозахватных приспособлений, за исключением нескольких статей ранее действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, нескольких пунктов ныне действующих ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по подъемным сооружениям) и РД 10-33-93 (касающихся только стропов) в отраслевой нормативной базе до настоящего времени отсутствовали.
Выполнение указанного незначительного объема требований к эксплуатации грузозахватных приспособлений и грузовой тары в условиях их использования с конкретными кранами на конкретном опасном производственном объекте и контроль за выполнением обозначенных требований в ФНП по подъемным сооружениям предписывается осуществлять на основе сведений, изложенных в руководстве по эксплуатации грузозахватных приспособлений, соответствующих приложениях к ФНП, Проектах производства работ (далее — ППР) и технологических картах (далее – ТК), а также в инструкции по оценке технического состояния и браковке грузозахватных приспособлений, содержащей критерии предельного состояния, которая утверждается распорядительным актом эксплуатирующей организации.
Ремонт головки звукоснимателя ГЗП (2017-11-03)
В последнем случае это нонсенс, то есть в каждой эксплуатирующей организации могут применяться свои, «местечковые» нормы браковки грузозахватных приспособлений. Стропы, отчасти, являются исключением, так как их браковочные признаки приведены в приложениях к ФНП по подъемным сооружениям.
Вновь изготовленные после 2011 года грузозахватные приспособления должны снабжаться руководством по эксплуатации, соответствующим требованиям технического регламента ТР ТС «О безопасности машин и оборудования». Как показывает практика, выпускаемые грузозахватные приспособления не снабжаются руководством по эксплуатации, отвечающим требованиям технического регламента. Об инструкциях по эксплуатации выпущенных ранее и находящихся в эксплуатации грузозахватных приспособлениях и говорить не приходится, потому как для большинства грузозахватных приспособлений указанные инструкции вовсе не разрабатывались.
При разработке ППР и ТК с использованием грузоподъемных кранов проектировщики применяют требования ФНП по подъемным сооружениям и РД 11-06-2007. Несмотря на достоинства РД 11-06-2007, в данном документе нет указаний о безопасности использования грузозахватных приспособлений, способах строповки, зацепки и обвязки определенных видов грузов с использованием конкретных типов грузозахватных приспособлений.
Какой-либо вразумительный подход в освещаемой теме попросту отсутствовал. Причин несколько. Одна из основополагающих заключается в сложности выработки концептуального подхода, и обозначения необходимости создания соответствующего нормативного документа, устанавливающего требования, направленные на безопасность использования грузозахватных приспособлений, на стадиях жизненного цикла, начинающихся после изготовления.
Далее – небольшой экскурс в ФНП по подъемным сооружениям, с целью освещения требований, которые устанавливаются данным документом, и процессу эксплуатации грузозахватных приспособлений:
Пуск в работу и постановка на учет
140. Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.
Техническое освидетельствование
168. … грузозахватных приспособлений и тары, для которых выполняются плановые проверки состояния и подтверждение работоспособности, согласно требованиям настоящих ФНП) (по подъемным сооружениям).
194. (3 абзац) Оценку работоспособности стальных канатов, цепей, рельсовых путей, грузозахватных приспособлений выполняют согласно методикам и браковочным показателям, приведенным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а при их отсутствии – согласно требованиям настоящих ФНП.
Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары
219. Требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым они используются по назначению.
222. Съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе, по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы), не должны находиться в местах производства работ.
223. Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
224. Для контроля технического состояния элементов, узлов и соединений грузозахватных приспособлений (клещи, траверсы, захваты), которое невозможно определить в собранном виде, ежегодно, в сроки, определенные графиком, утвержденным распорядительным актом эксплуатирующей организации, должна производиться их частичная разборка, осмотр и ревизия.
225. (2 абзац) Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных элементов на аналогичные новые, проект и ТУ в этом случае не разрабатываются.
227. Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легко заменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы грузозахватных приспособлений, примененные взамен поврежденных или изношенных, должны иметь необходимую маркировку изготовителя, при этом в паспорте грузозахватного приспособления должна быть сделана отметка о проведенном ремонте.
228. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
Вышеперечисленные пункты ФНП по подъемным сооружениям являются обязательными к исполнению эксплуатирующими организациями, при этом, как их выполнять данный нормативный правовой акт не поясняет (да и не должен).
О ГОСТ 33715-2015
Разработанный ООО СКБ «Высота» в содружестве с АО «РАТТЕ» ГОСТ 33715-2015, именуемый «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация» позволит устранить пробелы в нормативной базе и обеспечит специалистов, связанных с грузоподъемными кранами, строительством и логистикой необходимой организационной, технической и правовой базой, что, в свою очередь, повысит безопасность технологических процессов, связанных с подъемом и перемещением грузов кранами.
Разработчиками стандарта осуществлен подход, аналогичный процедуре подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям технического регламента «О безопасности машин и оборудования», в котором, в качестве одного из вариантов подтверждения соответствия, принята установка, что в результате применения межгосударственных или национальных стандартов на добровольной основе, обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Иными словами, выполнение организацией, эксплуатирующей грузоподъемные краны на добровольной основе требований вновь разработанного стандарта, свидетельствует о соответствии безопасности осуществляемых ее работниками технологических процессов, связанных с использованием грузозахватных приспособлений, требованиям ФНП по подъемным сооружениям.
Ниже приводится выдержка из ГОСТ 33715-2015 в части наиболее актуальных его положений.
Выдержка из Стандарта
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ
Съемные грузозахватные приспособления и тара
Эксплуатация
Cranes. Non-fixed load-lifting attachment and tare. Exploitation
Дата введения – 2017–04–01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (далее СГП) и грузовую тару (Т), используемые совместно с грузоподъемными кранами (далее – краны) при подъеме и перемещении грузов, и устанавливает требования к процессам эксплуатации СГП и Т, а также определяет порядок и методы оценки их работоспособности, включая периодичность и объем работ, браковочные показатели, требования к условиям проведения проверок и испытаний. Требования настоящего стандарта могут быть использованы при оценке работоспособности несъемных грузозахватных приспособлений (грузозахватных органов).
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке руководств по эксплуатации СГП и Т, проектов производства работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов (технологических регламентов), а также при составлении программ профессионального обучения стропальщиков и учебных программ подготовки специалистов в области эксплуатации кранов, при этом он не отменяет указаний эксплуатационных и нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться, если в них изложены более жесткие требования, чем в настоящем стандарте.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при разработке:
— должностных инструкций ответственных специалистов;
— производственных инструкций стропальщиков, а также рабочих основных профессий, допущенных в установленном порядке к дистанционному управлению
кранами с пола, в части установления требований к осмотру СГП и Т, проводимому непосредственно перед их применением, а также к безопасным способам использования их в работе.
3 Термины и определения
3.1 браковка: Решение о невозможности использования в работе СГП или Т, основанное на оценке соответствия браковочным показателям, принятое и оформленное в установленном порядке ответственными специалистами эксплуатирующей организации или специализированной организацией.
3.5 обследование: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая специализированной организацией в соответствии с положениями настоящего стандарта в виде комплекса работ по определению технического состояния, соответствия эксплуатационным (конструкторским) и нормативным документам и соответствия процесса эксплуатации требованиям нормативных правовых актов.
3.7 проверка состояния: Форма оценки работоспособности СГП или Т, осуществляемая ответственными специалистами эксплуатирующей организации по инструкции, разработанной на основе норматива (браковочных показателей) изготовителя и настоящего стандарта, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации.
3.9 оценка работоспособности: Процедура, осуществляемая в форме осмотра, проверки состояния или обследования СГП и Т, с целью определения и прогнозирования их технического состояния, а также возможности и условий безопасной эксплуатации.
3.10 показатель браковочный: Признак или совокупность признаков неработоспособного состояния СГП и Т, установленных руководством по эксплуатации и настоящим стандартом.
3.13 строповка: Технологическая операция, выполняемая перед началом процесса подъема и перемещения груза, с целью соединения последнего с краном. Строповка осуществляется посредством обвязки, зацепки, захватывания груза и/или его подвешивания на крюк крана, с использованием, как правило, СГП.
3.13.1 зацепка: Технологическая операция по соединению захватов СГП либо крюка крана со строповочными элементами груза либо с элементами обвязки груза.
3.13.2 обвязка: Технологическая операция по подготовке груза, не имеющего строповочных элементов, к зацепке грузозахватным приспособлением либо крюком крана, выполняемая, как правило, с использованием кольцевых и петлевых стропов.
3.15 тара грузовая (тара): Металлическое, деревянно–металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы.
6 Использование в работе
6.3 СГП и Т, признанные негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки, а также СГП и Т с истекшим сроком службы, назначенным изготовителем или по его окончанию специализированной организацией, не должны находиться в местах производства работ.
6.9 При подъеме и перемещении несколькими кранами груза, присоединенного к ним посредством использования траверсы, допускаемое отклонение траверсы от горизонтали должно быть указано в технологическом регламенте.
6.34 При постоянном использовании кольцевых и петлевых стропов с кранами фактических групп классификации выше АЗ согласно [1], следует взамен указанных стропов предусмотреть возможность применения автоматических и полуавтоматических грузозахватных приспособлений либо сменных грузозахватных органов, обеспечивающих безопасную и высокопроизводительную работу по подъему и перемещению грузов и разработать соответствующий технологический регламент.
8 Оценка работоспособности
8.1 Формы оценки работоспособности
Оценка работоспособности СГП и Т в период эксплуатации осуществляется в формах:
— ежесменных осмотров, осуществляемых крановщиком (оператором крана) совместно со стропальщиком;
— периодических проверок состояния, проводимых ответственными специалистами эксплуатирующей организации;
— обследований, проводимых специализированной организацией по истечении срока службы СГП и Т, установленного изготовителем, и определяющих возможность установления нового назначенного срока службы, а также условий продолжения их дальнейшей безопасной эксплуатации;
— внеочередных обследований в случаях, предусмотренных 8.2.12.
8.2 Периодичность оценки работоспособности
8.2.2 При постоянном использовании с грузоподъемными кранами, эксплуатирующимися в условиях групп классификации (режима) А7–А8 по [1], стропы и другие СГП, включающие в себя канатные, цепные и текстильные ветви, должны подвергаться проверке состояния не реже одного раза в пять дней.
8.2.4 Стропы и другие СГП, гибкие элементы которых изготовлены из полимерных материалов на текстильной основе, а также полимерная тара, в том числе мягкие контейнеры, подлежат освидетельствованию:
— не реже одного раза в 3 мес для СГП, для Т – не реже одного раза в 12 мес;
— по истечении срока службы, установленного изготовителем.
Указанные в настоящем пункте СГП, находящиеся на хранении более 6 месяцев, и полимерная тара, находящаяся на хранении более 24 месяцев, подлежат освидетельствованию перед выдачей в работу и получением разрешения на эксплуатацию.
8.2.9 Если у эксплуатирующей организации имеется намерение продолжить эксплуатацию СГП и Т по истечении назначенного срока службы, установленного в эксплуатационных документах, следует провести их обследование специализированной организацией (для определенных типов и исполнений стропов и полимерной тары данная возможность исключена – они подлежат утилизации). Дальнейшая безопасная эксплуатация СГП и Т за пределами назначенного срока службы возможна при положительном решении специализированной организации.
При отсутствии в эксплуатационных документах необходимых сведений, за назначенные, для СГП принимают сроки службы, приведенные в таблице 3, для тары – в таблице 4.
Таблица 3 – Сроки службы грузозахватных приспособлений
Строп текстильный на полимерной основе, используемый для непосредственной обвязки груза | 1** | 0,5** | 0,25** |
Строп текстильный на полимерной основе, используемый для зацепки и (или) свободной укладки груза | 3** | 2** | 1** |
Строп текстильный на полимерной основе грузоподъемностью более 20 т, отнесенный к разряду редко используемых | 5 | ||
Строп канатный кольцевой и петлевой грузоподъемностью до 10 т включительно, используемый для непосредственной обвязки груза | 1,5** | 1** | 0,5** |
Строп канатный кольцевой и петлевой, используемый для свободной укладки груза: | |||
грузоподъемностью до 10 т включительно | 4** | 2** | 1** |
грузоподъемностью более 10 т | 5 | 3** | 1** |
Строп канатный ветвевой грузоподъемностью до 10 т включительно | 6 | 4** | 2** |
Строп канатный ветвевой грузоподъемностью более 10 т | 8 | 5 | 2,5** |
Строп цепной | 10 | 8 | 4** |
Захват зацепной, опорный и анкерный | 10 | 8 | 4 |
Захват фрикционный | 7 | 5 | 2,5 |
Грейфер | 7 | 5 | 4 |
Траверса, оснащенная канатными ветвями*** | 8 | 5 | 4 |
Траверса, оснащенная цепными ветвями*** | 10 | 8 | 6 |
Траверса, не имеющая в составе гибких элементов | 12 | 10 | 8 |
Траверса, не имеющая в составе гибких элементов, используемая с применением только автоматических средств зацепки, в т.ч. спредер | 16 | 12 | 8 |
Редкоиспользуемые грузозахватные приспособления, за исключением оснащенных гибкими элементами (ветвями) из каната и текстильной ленты | 20 |
*При эксплуатации стропов, сварных траверс и захватов в неотапливаемом помещении и на открытом воздухе, а также при наличии в зоне их использования источника агрессивной среды по классификации, указанной в НПА, срок службы должен быть уменьшен на 25 %.
**Обследование на предмет определения возможности установления нового назначенного срока службы стропов данной категории не проводится. По истечению назначенного срока службы они изымаются из эксплуатации и утилизируются в установленном порядке.
***Для данных траверс, а также для оснащенных текстильными ветвями на полимерной основе, у которых своевременно проводились периодические проверки состояния и замена ветвей, что подтверждено соответствующими записями в технической документации, за назначенный может быть принят срок, установленный для траверс, не имеющих в составе гибких соединительных элементов.
Таблица 4 – Сроки службы грузовой тары
Тара полимерная (пластиковые поддоны (паллеты) и контейнеры, в том числе мягкие контейнеры) | 2,5 |
Поддоны деревянно–металлические | 2,5 |
Тара деревянно – металлическая, за исключением поддонов | 3 |
Тара деревянно – металлическая, используемая с применением только автоматических средств транспортирования | 5 |
Тара металлическая | 6 |
Тара металлическая, используемая с применением только автоматических средств транспортирования | 8 |
В состав работ при оценке работоспособности входит (п.8.5-8.13):
Проверка наличия и состояния документации;
Проверка наличия и состояния маркировки;
Оценка работоспособности металлоконструкций;
Оценка работоспособности стропов и гибких соединительных элементов других СГП;
Оценка работоспособности соединительных элементов, захватов и блоков
Оценка работоспособности болтовых и шарнирных и других разъемных соединений;
Оценка работоспособности металлической тары;
Оценка работоспособности полимерной тары;
8.14 Условия и методы проведения испытаний
8.14.2 Испытанию могут быть подвергнуты идентифицированные СГП и Т, находящиеся в работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения, выявленные при осмотре, проверке состояния или обследовании и подпадающие под браковочные показатели, приведенные в руководстве по эксплуатации или настоящем стандарте, должны быть устранены до проведения испытаний.
8.14.7 При испытании специальных СГП, зацепка которыми испытательных грузов, невозможна, должна быть предусмотрена схема надежного присоединения испытательного груза необходимой массы к изделиям, для которых предназначены СГП.
В случае, если упомянутые изделия относятся к опасным грузам либо являются дорогостоящими изделиями единичного производства, допускается подтверждение прочностных характеристик металлоконструкций предназначенных для них СГП посредством выполнения расчетов, исходными данными в которых являются фактические сечения элементов и фактические механические свойства.
8.15 Оформление результатов испытаний, проверки состояния и обследования
8.15.3 Результаты первичного освидетельствования и испытания вновь установленных на крюковой кран механизированных и/или электрифицированных СГП, в том числе моторных грейферов или магнитов, помимо их отражения в журнале СГП и Т, должны быть занесены в паспорт крана. Запись в паспорте должна подтверждать, что СГП установлено на кран в соответствии с требованиями эксплуатационной или конструкторской документации и выдержало испытание.
8.15.8 Результаты обследования СГП и Т оформляются специализированной организацией в виде акта обследования с необходимыми приложениями, составляемого с учетом рекомендуемой формы, приведенной в приложении В и используются эксплуатирующей организацией для принятия решения о продолжении эксплуатации, снижении рабочих параметров, ремонте или снятии с эксплуатации (утилизации).
По результатам проведения внеочередного обследования СГП и Т в паспорте должна быть указана причина, вызвавшая необходимость его проведения.
Бесплатный телефон по России:
8-800-500-39-35
Наш офис:
Источник: skb-visota.ru
Грузозахватные приспособления (ГЗП)
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных , строительно-монтажных и других работ с использованием грузоподъемных кранов производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. В зависимости от назначения, формы, размеров, массы груза и условий производства применяются грузозахватные приспособления разного типа: стропы, траверсы, клещи, захваты и др. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара: бадьи, ящики, лотки, ковши и др.
Грузовые стропы предназначены для обвязки твердых грузов и навешивания их на крюк крана и относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям. По материалам стропы бывают канатные стальные, цепные, хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые. Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов (резинотехнических изделий, хлопчатобумажной тары и т.п.) при погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах.
Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла, металлоизделий, заготовок и деталей ковшей для металла и другой тары.
Канатные стальные стропы получили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Канатные стальные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, ч ем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальные цепей.
По конструкции стропы бывают универсальные, многоветвевые.
Канатный универсальный кольцевой строп
(бывает стальной и синтетический)
Строп канатный универсальный двухпетлевой
По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые, кольцевые, петлевые; цепные одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые и универсальные. Простые стропы применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих 2, 3 или 4 точки крепления. Широкое применение они получили для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями и проушинами.
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
ГЗП подлежат техническому освидетельствованию; при этом стропы подвергаются осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. После испытания ГЗП к ним прочно прикрепляют бирку (клеймо) с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при наличии угла между ветвями 90 0 .
Сведения об изготовленных ГЗП и таре должны заноситься в журнал их учета.
Траверсы применяют для подъема крупногабаритных или длинномерных грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ. Основное назначение траверс — предохранять поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при подъеме груза, а также обеспечивать безопасность при его при перемещении краном.
Траверсы после изготовления подлежат техническому освидетельствованию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на заводе, на котором они ремонтировались. При техническому освидетельствовании их подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Сведения об изготовлении траверс должны быть занесены в журнал учета, в котором указывают назначение траверсы, ее г/п, номер нормали (технологической карты, чертежа), номер сертификатов на примененный материал, результаты проверки качестве сварки и результаты испытания. После изготовления и испытания траверса снабжается клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, г/п и даты испытания.
Захватные зажимные устройства получили широкое распространение при подъеме и перемещении твердых грузов кранами. Захватные устройства в зависимости от конструктивного исполнения могут удерживать при транспортировке грузы разной геометрической формы. Наибольшее распространение получили клещевые (опорно-зажимные), рычажные и рычажно-канатные, фрикционные зажимные, эксцентриковые и клиновые захваты. Клещевые захваты выполняются как рычажные (в виде ножниц), рычаги которых имеют загнутые свободные концы, либо обхватывающие выступающий элемент груза (н, полку балки, головку рельса), либо непосредственно обхватывающие груз. Полуавтоматические захваты клещевого типа предназначены для подъема и перемещения кранами металлопродукции и строительных изделий, имеющих опорные поверхности, представляющие собой плоскости с различными отверстиями.
Применение захватов с автоматическим управлением при подъеме и перемещении грузов способствует повышению производительности труда, безопасности при производстве работ кранами, т.к. не требует непосредственного участия человека в захвате и освобождении груза. Одним из преимуществ захватных устройств с автоматическим управлением является возможность использования большинства из них непосредственно на крюке крана и без подвода энергии, что, помимо автоматизации операций захвата и освобождения грузов, обеспечивает быструю их замену без перепасовки канатов грузового полиспаста крана.
Стропы, траверсы, захваты каждый раз перед началом работ осматриваются стропальщиком.
В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец (БПРк) должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
траверс, клещей и других захватов и тары — каждый месяц
стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает при 3d (d — диаметр каната, мм) — 4, при 6d — 6, при 30d — 16. Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.
Источник: studwood.net
Съемные грузозахватные приспособления и тара
Съемное грузозахватное приспособление (СГЗП) – устройство, соединяющее груз с краном.
СГЗП предназначены для захвата груза и подвески его к крюку грузоподъемной машины с целью подъема, перемещения и укладки груза.
1. Простые ГЗП – это гибкие и жесткие стропы, предназначенные для захвата груза за специальные приспособления (крюки, петли, рым-болты и др.).
2. Универсальные ГЗП – это бесконечные или одноветвевые стропы из цепей или стальных канатов, предназначенные для захвата груза обвязкой, для захвата конкретных грузов, параметры которых – масса, конфигурация, габаритные размеры, жесткость – могут быть самыми разнообразными.
3. Специализированные ГЗП – это различного вида механизированные и автоматизированные грузозахватные устройства типа грейфера, клещевых и эксцентриковых механизмов электромагнитных и вакуумных устройств. Но пока распространены – траверсы, захваты, клещи, зажимы.
4. Тара–емкости и упаковки(бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковшии т.п.) – для подъема и перемещения штучных, жидких и сыпучих грузов.
8. Стропы
Строп – это отрезок каната, цепи или ленты, с соединительными элементами (кольцами, крюками и др.) на концах. Стропы подразделяются
По числу ветвей | ||
Канатные | Цепные | Текстильные ленточные |
одноветвевые (1СК) двухветвевые (2СК) трехветвевые (3СК) чырехветвевые (4СК) универсальные петлевые (УСК1) универсальные кольцевые (УСК2) | одноветвевые (1СЦ) двухветвевые (2СЦ) трехветвевые (3СЦ) четырехветвевые (4СЦ) универсальные петлевые (УСЦ) | одноветвевые (1СТ) двухветвевые (2СТ) трехветвевые (3СТ) четырехветвевые (4СТ) петлевые (СТП) кольцевые (СТК) составные (СТС) петлевые с 1-м звеном (СТ13) петлевые с 2-мя звеньями (СТ23) |
Канатный строп
Основным несущим гибким элементом канатного стропа является стальной проволочный канат. Канат состоит из прядей, перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике. Пряди состоят из проволок, перевитых между собой. Канат свит по типу пружины, поэтому он обладает важным свойством – высокой стойкостью против кручения под действием растягивающей нагрузки, а по аналогии с пружиной под нагрузкой склонен к кручению, что является недостатком в работе грузовых стропов.
Классификация стальных канатов | |
по назначению | 1. грузовые (Г); 2. грузолюдские (ГЛ). |
по конструкции | 1. одинарной свивки (спиральные), состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько слоев; 2. двойной свивки, состоящие из 6 или более прядей, свитых в один концентрический слой. |
по типу расположения проволок в пряди между слоями | 1. с точечным касанием проволок (ТК); 2. с линейным касанием проволок (ЛК); 3. с точечным и линейным касанием проволок (ТЛК). Может быть обозначение: · ЛК-О – канат изготовлен из проволок одинакового Ø по слоям пряди; · ЛК-Р – канат изготовлен из проволок разных Ø в наружном слое пряди; · ЛК-РО – канат изготовлен из проволок разного и одинакового Ø по отдельным слоям пряди. |
по числу проволок (прядей) | · малопроволочные: 1. канаты одинарной свивки – типа 1×19 (19 проволок), 1×37 (37 проволок); 2. канаты двойной свивки – типа 6×7+1 о.с. (49 проволок); · многопроволочные – 1. типа 6×36+1 о.с. (216 проволок); · многопрядные (многопроволочные) – 1. типа 12×7+6×36+1 о.с. (300 проволок) |
по материалу сердечника | 1. ОС – из органических материалов (пенька, лен); 2. МС – из металла, применяется при необходимости повышения прочности каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшения каната при растяжении и эксплуатации каната в условиях повышенной температуры Назначение сердечника: · придает канату гибкость и упругость, · смягчает нагрузку на канате в начале и конце цикла, · является аккумулятором смазки, которой пропитывается канат (органический сердечник) |
по способу свивки каната | 1. раскручивающийся; 2. нераскручивающийся. |
по направлению свивки | 1. правое направление свивки – пряди в канат скручены слева направо; 2. левое направление свивки – пряди в канат скручены справа налево. |
по виду покрытия проволоки | 1. без покрытия; 2. с цинковым покрытием. |
по сочетанию направлений свивки | 1. односторонняя свивка – с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат (меньше изнашиваются, более гибки, но легко раскручиваются под нагрузкой); 2. крестовая свивка – с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат (раскручиваются меньше, но сильно изнашивают блоки); 3. комбинированная свивка – с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки |
Канат 6×36+1 о.с. расшифровывается так:
6– число прядей;
36 – число проволок в пряди;
1 о.с. – 1 органический сердечник.
Диаметр каната, назначение, марка, вид покрытия, направление свивки, сочетание направлений свивки, способ свивки, степень уравновешенности, степень крутимости, точность изготовления, маркировочная группа, обозначение соответствующего стандарта на сортамент указываются потребителем и входят в условное обозначение каната.
Канат характеризуется шагом свивки.
Шаг свивки – расстояние между последующими друг за другом витками одной и той же пряди, измеренное вдоль оси каната.
При определении шага свивки каната на поверхность одной из прядей каната наносят метку «а», от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их в сечении каната (например, в шестипрядном канате – 6). На следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку «б». Расстояние между метками «а» и «б» = шагу свивки.
Источник: mydocx.ru
Виды и различия грузозахватных приспособлений
Использование грузовых захватов снижает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ и ускоряет их выполнение. Кроме того, надежное закрепление груза в процессе транспортировки позволяет избежать производственных травм.
Разновидности грузозахватов
Грузозахватные устройства представляют собой специально разработанные устройства, обеспечивающие надежное закрепление грузов в заданном положении в процессе их поднятия и перемещения к месту назначения. В соответствии с геометрическими особенностями и веса, могут использоваться следующие модификации грузозахватов:
Клещевые
Выбор той или иной модели зажимного приспособления зависит от геометрических особенностей транспортируемого изделия. Принцип действия таких устройств основан на охвате груза посредством системы рычагов. Исполнительные элементы рычажной системы надежно фиксируют объект в заданном положении, исключая возможность его перемещения в процессе транспортировки. Рычаги могут быть оснащены специальными фрикционными накладками, существенно увеличивающими надежность фиксации перемещаемых грузов. В зависимости от габаритов и конструктивных особенностей, клещевые приспособления могут использоваться для подъема и транспортировка труб, профильного металлопроката железобетонных изделий и т.д.
Вилочные
Вилочный грузозахват используется для работы с грузами, уложенными на поддоны или подкладки. Кроме того, такой захват может быть применено если геометрия перемещаемого груза предусматривает наличие технологических полостей, монтажных петель или специальных отверстий. При подъеме и перемещении объектов с помощью вилочных захватов, необходимо учитывать следующее: центр масс транспортируемого груза должен располагаться на одной вертикальной линии с точкой подвески крюка используемого подъемного механизма. Это позволит избежать произвольного соскальзывания груза с лап. Вилочные захваты нашли широкое применение на складах, строительных площадках, в залах торговых комплексов и т.д.
Эксцентриковые
Эксцентриковые грузозахватные устройства чаще всего крепятся на крюк крана и применяются при поднятии и транспортировке плоских объектов. Принцип действия таких грузозахватов основан на преобразовании, с помощью эксцентрикового элемента, подъемного усилия в сжимающее. В процессе работы, на плоскостях груза возникают большие контактные напряжения.
По этой причине эксцентриковые приспособления применяются только для работы с твердыми материалами, в частности, металлическими листами. Фиксация груза может осуществляться как автоматически (самозатягивающиеся захваты), так и вручную. При использовании ручных приспособлений перед началом подъема предварительно выполняют установку эксцентрика в необходимое положение.
Винтовые
Использование винтовых струбцин для подъема и транспортировки предусматривает закрепление грузов вручную. Поскольку на поверхности объекта возникают большие контактные напряжения, винтовые устройства целесообразно применять для кантования твердых листовых материалов. Возникающие при затягивании винта сила трения обеспечивает надежную фиксацию груза. Уменьшить количество дефектов, возникающих на поверхности транспортируемого объекта в следствие непосредственного контакта с рабочими элементами грузозахвата, позволяет наличие специальных накладок и увеличение площади пятна контакта.
Стропно-штыревые
Особенностью такой конструкции является наличие строп. Стропно-штыревые приспособления целесообразно использовать для оптимизации расположения строп и равномерного распределения нагрузки посредством подвижного штыря. Такие конструкции грузозахватов широко используются для поднятия и транспортировки металлических и железобетонных изделий, технологической оснастки и крупногабаритных конструкций. Для фиксации объекта строп закрепляют в положении «удавка».
Коромысловые
Этот тип грузозахватов широко применяется при поднятии и транспортировке изделий, которые имеют специальные технологические полости, под которым располагается несущий элемент устройства. Коромысло имеет возможность свободно поворачиваться вокруг оси и воспринимает весовую нагрузку транспортируемого объекта.
Конструкция устройства включает в себя коромысловый захват и гибкое крепление, в качестве обычно используется стальной канат или цепные стропы. В некоторых конструкциях гибкий элемент заменен на цельнометаллическую штангу. При наличии полости малого диаметра или значительной массе самого опорного элемента, для установки коромысла в нужное положение предназначен специальный тросик. Коромысловые грузозахваты нашли широкое применение при поднятии и транспортировке железобетонных плит, бетонных изделий, кабельных катушек, и других изделий, в которых предусмотрены технологические полости.
Клиновые
С помощью клиновых грузозахватных устройств осуществляются подъем и транспортировка изделий, имеющих глухие отверстия. Устройство включает в себя подвижные распорные сегменты и конический клин. Такие грузозахваты не получили широкого распространения. Для закрепления груза в нужном положении устройство помещают в технологическую полость.
В процессе подъема сегменты раздвигаются и плотно прилегают к внутренней поверхности отверстия. За счет сил трения и распирающего усилия происходит фиксация транспортируемого изделия.
Магнитные
Подъем и транспортировка ферромагнитных грузов может осуществляться с помощью магнитных грузозахватов, причем для фиксации могут использоваться как постоянные магниты, так и электромагниты. Эффективность устройства в значительной мере зависит от конфигурации поднимаемого груза и плотности его прилегания к магнитной подошве.
Вакуумные
Вакуумные захваты используют для подъема и перемещения преимущественно листовых материалов. Одним из достоинств такого грузозахвата является бережное отношение к поверхности. Это позволяет использовать их для работы со стеклом и другими материалами, поверхность которых не должна пострадать при погрузочно-разгрузочных работах. Как и электромагнитные устройства, большинство вакуумных приспособлений нуждаются в бесперебойном электроснабжении. Однако, существуют конструкции с механической откачкой воздуха.
Источник: stropkomplekt.ru
ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
в строительстве
Г рузозахватные приспособления являются неотъемлемой частью механизмов подъема грузов. Благодаря своим функциональным качествам они нашли широкое применение в строительстве. Грузозахватные приспособления в общем случае являются вспомогательными устройствами грузоподъемных машин, с помощью которых захватывают груз, удерживают его при различных перемещениях и осуществляют разгрузку.
Для непосредственного захвата груза используют крюки , которые при необходимости дополняются другими приспособлениями. Выбор грузозахватного приспособления определяется свойствами, размерами, формой и массой перемещаемых грузов, а также характером производственного процесса.
Грузозахватные приспособления разделяют на две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные, закрепляемые на монтируемых конструкциях. Захваты выполняют механическими, электромагнитными и вакуумными.
СТРОПЫ |
Стропы относятся к наиболее распространенным грузозахватным приспособлениям. Они бывают канатными, цепными и текстильными.
Канатные стропы имеют грузоподъемность до 130т . Их эксплуатация возможна при температуре от -60 до 100-150 °С (в зависимости от исполнения). Стропы изготовляют следующих типов: одно-, двух-, трех- и четырехветвевые; а также универсальные.
Универсальный строп — это канатная петля. Концы каната в ней соединены с помощью сплетки или сжимов. Универсальный облегченный строп выполнен в виде отрезка каната, на концах которого закреплены крюки, скобы, серьги или карабины. Шестиветвевой строп для железобетонных плит, панелей снабжен уравнительными блоками.
Простые и уравновешивающие многоветвевые канатные стропы применяют при перемещении панелей, блоков, лестничных маршей, снабженных петлями или проушинами.
Одно-, двух-, трех- и четырехветвевые грузовые канатные стропы состоят из канатных ветвей 3 и подвески. Подвеска включает в себя скобу 1 , в которой петли стропов предохранены от выпадения ограничителем и планкой, соединенными болтом. Канатная ветвь представляет собой отрезок каната, на концах которого образованы петли на коушах и чалочные крюки 4 с предохранительными замками.
Для подъема лестничного марша применяют строп с удлинителем.
При использовании многоветвевых стропов разной длины угол наклона между ветвями должен быть не более 90° . Петли стропов при навеске их на крюк крана сопрягаются кольцами или скобами. Двухветвевые стропы с распоркой предназначены для подъема строительных конструкций с различной массой в процессе их погрузки, выгрузки и монтажа.
Цепные стропы предназначены для подъема и перемещения различных грузов в самом широком диапазоне температур: от -60 до 400 °С . Цепные стропы по сравнению с канатными обладают значительно большей долговечностью , ремонтопригодностью, безопасностью в работе, обеспечивают широту и удобство применения. Благодаря гибкой конструкции цепных стропов возможны любые способы строповки, их используют при наличии открытого огня, в кислой среде, с их помощью можно без специальной защиты перемещать грузы с острыми кромками. По желанию заказчика цепные стропы комплектуются ограничителями длины ветви.
Стропы изготавливаются из высококачественных полиэфирных химических волокон , которые кроме прочности и высокой устойчивости к истиранию, имеют целый комплекс уникальных свойств:
— допустимая рабочая температура от -80 до 100 °С ;
— стойкость к воздействию нефти, органических и неорганических растворителей, большинства кислот, щелочных растворов, морской воды, плесени;
— высокое электрическое сопротивление;
— относительное удлинение при максимальной нагрузке составляет не более 4% от первоначального размера;
— нечувствительность к влаге (впитываемость не более 4% при температуре +20 °С ).
Эксплуатация текстильных стропов позволяет защитить перемещаемый груз от механических повреждений. Кроме того, текстильные стропы значительно безопаснее в работе по сравнению с канатными за счет отсутствия торчащих металлических проволочек каната и благодаря тому что продольно расположенные основные несущие волокна при разрыве разрушаются в направлении приложения усилия. Для защиты текстильные стропы комплектуются дополнительными защитными рукавами и предохранительными накладками.
Ленточные стропы изготавливаются из термофиксированной ленты . Термофиксация позволяет получить плотную структуру несущей ленты и препятствует проникновению в нее в процессе эксплуатации инородных тел, что увеличивает срок службы стропов. Лента с одной стороны имеет тканую основу с дополнительной защитой от истирания, с другой — полиуретановый слой для предохранения от острых кромок. Часто полиуретановый слой снабжается дренажными канавками для мокрых и маслянистых поверхностей, а еще один слой имеет стальные пластины, создающие гибкую армированную поверхность. Кромки ленты укреплены от износа Hi-Tech-волокнами, предотвращающими разрыв ленты. Грузоподъемность ленточных стропов достигает 100т .
Круглопрядные стропы имеют форму кольца, состоящего из несущего сердечника и защитного кожуха, который не только позволяет защитить внутренние волокна сердечника от повреждения, но и сохраняет их в параллельном положении. Высокая устойчивость к истиранию и хорошие теплоизоляционные свойства защитного рукава устраняют тепловой эффект трения, возникающий в месте затяжки петли стропа при подъеме груза. Форма в виде замкнутой петли гарантирует длительный срок службы стропа, поскольку равномерность износа происходит из-за изменения постоянного места контакта стропа с грузом и крюком крана.
ТРАВЕРСЫ |
При организации и выполнении погрузо-разгрузочных и монтажных работ изделий нестандартной, сложной и пространственной конфигурации, длинномерных грузов не всегда возможно применение различных видов стропов. В этих случаях используются траверсы , которые являются промежуточным элементом между грузовым крюком и грузом. Целесообразность использования траверс при перемещении и монтаже обусловлена габаритами и размерами груза и высотой подъема грузоподъемного механизма.
Траверсы:
а) балочная, б) ферменная;
1 — крюк, 2 — балка, 3 — балансирный строп, 4 — чалочный крюк, 5 — ферма
Уравновешивающиеся балансирные траверсы применяют для подъема тяжеловесных элементов двумя кранами, когда необходимо распределить нагрузку соответственно их грузоподъемности. Особо габаритные, пространственные конструкции поднимают системой траверс, подвешенных через блоки к основной ферменной траверсе.
Места подвешивания траверсы на грузовой крюк крана имеют несколько исполнений. Самые распространенные: за центр траверсы, за несколько точек посредством пространственного двух-, трех- или четырехветвевого съемного или входящего в конструкцию траверсы стропа. Подвешивание за центр траверсы дает возможность работы в условиях ограничения по высоте, так как она навешивается непосредственно на грузовой крюк подъемного механизма без переходных такелажных и строповочных элементов. Недостаток конструкции: при изготовлении необходимо проводить балансировку для ее равновесия в пространстве, при перемещении груза возможно смещение центра тяжести, нестабильная ориентация в пространстве, существует возможность потери равновесия груза и его перекоса. Для исключения и предотвращения подобных случаев применяются траверсы с двумя и более такелажными точками.
ЗАХВАТЫ, ПОДХВАТЫ, КОНДУКТОРЫ |
Захваты и подхваты используют для подъема и перемещения труб, тавровых и двутавровых железобетонных и стальных балок. Захваты можно подвешивать непосредственно на крюк крана. Более совершенны автоматические и полуавтоматические захваты, которые применяют для перемещения пакетов с кирпичом, труб, проката, бревен. Конструкция захватов может разрабатываться специально для конкретного груза. Также существует ряд типовых решений.
Клещи для транспортировки плит, пластин, досок и пр. применяются для подъема, перемещения и вертикальной транспортировки деревянных, опилочных и пластмассовых плит. Клещи снабжены в районе захвата защитным покрытием, что гарантирует бережную транспортировку.
Захваты зажимного типа удерживают груз за счет его зажима в рабочих органах захвата. Рабочие органы захватов вилочного типа располагаются непосредственно под грузом или проходят в монтажные петли, отверстия груза или поддона, на котором он расположен.
Захваты коромыслового типа удерживают груз с помощью несущего элемента-коромысла, воспринимающего массу груза. Коромысловые захваты применяют для подъема грузов, имеющих сквозные отверстия, под которые можно разместить несущее коромысло захвата.
Захваты эксцентрикового типа — это универсальные устройства, закрепление поднимаемого груза в которых осуществляется между одним или двумя эксцентриками, в основном применяются для захвата и перемещения плоских грузов как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.
В струбцинных захватах колодка закреплена на шариковой опоре и представляет собой подвижный подпятник. Захват закрепляется ручным усилием на поднимаемом материале, при тяговом усилии подпятник смещается и «заклинивает» материал в захвате. Струбцинные захваты применяются для вертикальной и горизонтальной тяги, подъема, поворота листовой стали, балок, стальных конструкций, при работах по стягиванию, натяжению, позиционированию, транспортированию стальных конструкций.
Клиновые захваты удерживают груз за счет заклинивания рабочего органа захвата в отверстии груза. У штырьевых захватов закрепление поднимаемого груза выполняется с помощью штыря (пальца), который закрепляется в отверстиях груза.
У захвата для горизонтальной транспортировки пакетов листового металла благодаря растру обойма с эксцентриком фиксируется на корпусе под необходимую ширину зева. Захват-клемма с замыкающим устройством применяется попарно для горизонтальной транспортировки листов металла, в том числе прогибающихся, не в паре -для позиционирования грузов, объектов.
Захваты для ящиков давят при поднятии с помощью шин зажима под прочный край контейнера. После постановки на землю блокировка западает самостоятельно и держит захват открытым. Переворачивающийся захват для ящиков позволяет не только транспортировать штабельные ящики, но и разгружать их на весу.
Переворачивающийся захват для бочек (для обслуживания одним человеком) служит для подъема, переворота и дозируемой разгрузки различных видов бочек. Посредством бесступенчатого свободного захвата бочки могут быть захвачены без набрасывания клещей в любом положении. Переворот бочки обеспечивается ручной коленчатой рукояткой (червячная передача). Благодаря плавному неограниченному захвату клещи могут держаться открытыми на любой ширине и мягко наводятся на бочку. Это облегчает подвешивание в центре тяжести и гарантирует бережный захват груза.
Зажим для балок особенно подходит для вертикальной транспортировки и для загрузки и разгрузки балок. Надежная фиксация с помощью натянутой пружины крепко удерживает захват на перемещаемом грузе также и без растягивающей нагрузки. Благодаря рычагу захватывающие щечки легко открываются и закрываются, а в открытом состоянии фиксируются. Разновидность упомянутого зажима используется для вертикальной транспортировки балок, жести, двутавра и т.д. За счет движения прилагающейся подвесной проушины при транспортировке балок фланцу придается горизонтальное положение.
Электромагниты питаются постоянным током, подаваемым к ним по гибкому кабелю от умформера, установленного на кране. Грузоподъемность магнита зависит от воздушного зазора между грузом и полюсами электромагнита, а следовательно, от характера поднимаемого груза. Наибольшую притягивающую силу электромагниты имеют при контакте с плитами, листами, болванками. При работе с сортовым металлом (уголками, трубами и др.) притягивающая сила, а, следовательно, грузоподъемность резко снижается.
Для подъема немагнитных листовых грузов, например перегородочных плит, фанеры, листового стекла, бетонных изделий, применяют вакуумные грузозахватные устройства , выполняемые в виде вакуумных присосов диаметром до 400 мм , с легким резиновым ободом, из полости которых вакуумными насосами удаляется воздух. Эти устройства используют непосредственно для подъема небольших по площади грузов. При работе с крупногабаритными грузами применяют несколько навешиваемых на траверсу захватов. Вакуумный насос и управляющая аппаратура располагаются в этом случае на траверсе и управляются дистанционно при помощи электромагнитных пускателей и электрозолотников на воздушных линиях.
В строительстве, особенно на погрузочно-разгрузочных и складских работах, применяют коромысловые, крюкообразные, вилочные (лапчатые) подхваты . Кранвилы с переставными лапами позволяют изменять расстояние между лапами и высоту.
Кондукторы предназначены для временного закрепления и выверки элементов при монтаже каркасно-панельных жилых зданий и колонн промышленных зданий. Конструкция одиночных кондукторов различная: для закрепления колонн в стакане фундамента и для установки колонн на оголовки ранее смонтированных колонн. При монтаже многоярусных колонн многоэтажных зданий используют групповые кондукторы на четыре колонны в виде так называемого рамно-шарнирного индикатора. Кондукторы позволяют значительно сокращать время работы монтажного крана, повышать безопасность выполнения операций.
Источник: www.mrmz.ru