Проекты сегодня присутствуют в жизни каждого человека, и касаться они могут совершенно разных областей: работы, учёбы, бизнеса, достижения целей и т.д. И знать о том, какие бывают проекты, важно и нужно, т.к. это помогает не только создавать проекты самому, но и реализовывать их максимально эффективно.
В представленной статье мы поговорим о том, как классифицируются проекты по разным признакам, расскажем об их видах и различиях. Беря во внимание то, что информации по этой теме очень много, мы попытаемся дать её в максимально сжатой форме.
Что входит в проекты?
Беря во внимание то, что проекты предполагают применение особых средств для своей реализации, а способы решения тех или иных проектных задач могут определяться различными параметрами, можно сделать вывод, что проекты состоят из:
- Замыслов (проблем и задач)
- Средств решения (реализации)
- Целей (результатов)
В общем понимании проект является тем, что может изменить что-то в жизни. И результаты проекта, в зависимости от этого, могут быть либо конкретными, либо абстрактными. Если же говорить о проекте, как о динамической системе, то можно назвать результаты:
Проблемы реализации проектов на примере строительства
- Текущие
- Конечные
Во многих случаях проект вместе со своими результатами может быть представлен как система целей, из чего следует, что и сам проект есть система, т.е. комплекс разных элементов и их связей, обеспечивающий достижение конкретного результата.
Понятие проекта и его особенности
Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).
Существует несколько различных трактовок понятия «проект», пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:
- начало проекта имеет четкую дату;
- окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
- наличие четко сформулированной цели;
- уникальность готового продукта;
- ограничение в основных ресурсах;
- одноразовость.
Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:
- малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
- краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
10 вопросов строителю: РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТОВ ГК ЭНКО
Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики. Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи. Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.
Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными. Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.
Основания классификации проектов
Классифицировать проекты можно по срокам осуществления, масштабу, качеству разработки и осуществления, месту реализации и объему используемых средств. Но в действительности разнообразие видов проектов ещё больше.
Так, для классификации проектов имеются следующие основания:
- Класс проекта (зависит от структуры, состава и предметной области)
- Тип проекта (зависит от сферы деятельности, в которой он реализуется)
- Масштаб проекта (зависит от размера, количества участников и степени воздействия на окружающий мир)
- Длительность проекта (зависит продолжительности реализации)
- Сложность проекта (зависит от технической, организационной, финансовой, технологической и других сторон)
Теперь же давайте перейдём непосредственно к описанию некоторых видов проектов, а именно:
- Организационных проектов
- Экономических проектов
- Социальных проектов
- Технических проектов
- Инвестиционных проектов
- Учебных проектов
Статья: Классификация школьных проектов
КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. Этот метод становится всё более популярным у учителей-предметников.
Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и исполнения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:
- Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.
- Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).
- Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.
- Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. 3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
По комплектности выделяют два типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека.
Интеграция — на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. 2. Межпредметные(интегрированный) проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:
– внутриклассные; – внутришкольные; – региональные; – межрегиональные; – международные.
Библиографический список
- О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Воронеж: 2010
- И.С.Сергеева. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).
- Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе/ О.В. Герасимова// Среднее профессиональное образование-2006.
Организационные проекты
Организационные проекты относятся к реформированию и созданию новых организаций, а также к реализации некоторых мероприятий, например, конференций, форумов, симпозиумов, семинаров и т.п.
Основными характеристиками организационных проектов являются:
- Определённые цели, направленные на улучшение организации системы, и поэтому трудноизмеримые количественно
- Заданные предварительно сроки реализации
- Ресурсы
- Контроль расходов с позиции экономичности реализации
Экономические проекты
Целью экономических проектов является реструктуризация организаций и совершенствование каких-либо систем, например, налоговой, таможенной и т.п.
Основными характеристиками экономических проектов являются:
- Предварительно намеченные конечные результаты, которые могут подвергаться изменениям в ходе реализации
- Конкретные сроки реализации, которые также могут изменяться
- Предварительно определённые расходы, находящиеся под постоянным контролем
Технические проекты
Технические проекты предполагают разработку какого-то нового продукта.
Основными характеристиками технических проектов являются:
- Конкретная основная цель
- Дополнительные цели, которые могут меняться по мере реализации проекта
- Точно определённые сроки реализации, которые изменяются лишь в очень редких случаях
- Чётко установленные расходы
- Ограничения в процессе планирования и реализации, обусловленные технической стороной вопроса
Инвестиционные проекты
Инвестиционными проектами можно назвать почти все проекты, т.к. большая их часть требует инвестиций, т.е. финансовых вложений. Как правило, под инвестиционным проектом необходимо понимать совокупность взаимосвязанных инициатив, направленных на достижение конкретных результатов в конкретные сроки.
Основными характеристиками инвестиционных проектов являются:
- Масштаб инвестиций
- Цель
- Степень риска
- Степень взаимосвязанности
- Сроки
Отдельно следует сказать и о таких особенностях проектов, как:
- Масштаб
- Длительность
- Элементы
Масштаб проектов
Масштаб проектов является ещё одним критерием их классификации.
Так, могут выделяться мини-проекты, монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.
Минипроекты – это очень небольшие проекты, с упрощённой структурой и минимальным количеством участников
Монопроекты – это отдельные проекты разного типа, вида и масштаба, состоящие из нескольких минипроектов
Мультипроекты – это проекты, в состав которых входит ряд монопроектов и отличающиеся большей сложностью и количеством участников
Мегапректы – это проекты, в состав которых входит ряд моно- и мультипроектов; такие проекты могут быть регионального, государственного или межгосударственного масштаба и значения
Классы и виды проектов: какими они бывают
Классификация проектов возможна по таким показателям:
- сколько будет длиться деятельность;
- какая цель преследуется;
- какая тема затрагивается;
- кто участвует.
По срокам проекты бывают долго- и краткосрочными. Есть смысл их поддерживать в работоспособном состоянии, пока детям интересно, наблюдаются результаты. Подогревать интерес можно с помощью новых идей, ресурсов, материалов.
Стоит разобраться в классификации проектов по видам. Они бывают:
- Исследовательские. Ребята ставят эксперимент, по полученным результатам делают презентацию. Она может быть в виде газеты, доклада, игрового выступления.
- Ролево-игровые. Смысл в том, чтобы вжиться в образ персонажа (например, из сказки) и решить его проблему по-своему. Это очень полезная деятельность: она учит выходить за рамки шаблона, мыслить, делать выводы, безбоязненно предлагать решения.
- Творческие. Результаты оформляются в художественной форме: в виде детского дизайна, тематического праздника в детсаду.
- Нормативные. Дети учатся разрабатывать правила поведения в разных ситуациях, придерживаться их. Проект оформляется в виде памятки, газеты – скажем, «Правила поведения в нашей группе».
- Информационные. Задача детей – собрать информацию по тематике и презентовать ее окружающим. Часто информационные и исследовательские проекты объединяются.
По участникам проект может быть для одного человека (личностный), для пары или группы обучающихся. Можно классифицировать проектирование по направлению: развитие речи, экология, физвоспитание и т.д. Проекты для разных сфер воспитания в ДОУ приведены в изданиях:
- Электронная программа «Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках». По-моему, как раз экологичнее покупать не бумажные книги, а программы.
- Это пособие об экологии и краеведении мне очень нравится. Оно помогает малышам сориентироваться в мире, как и обещают авторы.
- Эта – о коррекционной проектной деятельности, предназначена психологам и логопедам. Для работы с детками 5-7 лет.
- Проектная деятельность может касаться физкультуры и оздоровления! Удивлены? Загляните в это пособие.
- А тут – о патриотическом воспитании 4-7-леток с использованием проектов. Проектирование – развивающее направление в ДОУ. Но и на тему патриотизма успели написать!
Элементы проекта
Количество элементов оказывает прямое влияние на сложность проекта. Сложность же может быть связана с множеством обстоятельств, таких, к примеру, как потребность в высоком качестве исполнения, ограниченные объёмы ресурсов и т.п.
Основными элементами проектов являются:
- Проектная документация
- Технология деятельности
- Производственные помещения
- Технологическое оборудование
- Производственные объекты
- Предоставляемые продукты, работы и услуги
В зависимости от характера проекта, могут также быть и другие элементы. Кроме того, возможно и более детальное разделение элементов, приведённых выше.
Что же касается тех элементов, которые являются обеспечивающими для любого проекта, то среди них можно назвать:
- Финансовые средства
- Контракты
- Соглашения
- Договоры
- Территориальное расположение
- Помещения
- Персонал
- Сырьевые ресурсы
Естественно, мы привели самую краткую и максимально сжатую классификацию проектов. Если вы хотите разобраться в этом вопросе более дательно, то можете найти отдельную информацию по проектам в Интернете.
В заключение же скажем, что и классифицируются и управляются проекты не только специалистами и учёными, но и обычными людьми, ведь каждый из нас в своей жизни, и особенно в профессиональной сфере, сталкивается с проектами. По этой причине знание о классификации проектов может помочь каждому человеку создавать и реализовывать проекты, и достигать поставленных целей.
ВЫ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ: Чтобы человек имел возможность эффективно реализовывать значимые для себя проекты, он должен обладать способностью вовремя мобилизовать свой потенциал и силы, что поможет ему достигать намеченных результатов. А эта способность подразумевает как выработку полезных привычек, так и наличие у человека знаний о себе и особенностях своей личности.
Однако далеко не все имеют точное представление о себе. И если у вас есть стремление к повышению личной продуктивности и реализации своего потенциала в полной мере, сегодня мы предлагаем вам отличную возможность узнать о себе практически всё, что может пригодиться в реальной жизни. Мы подготовили для вас специализированный авторский курс по самопознанию, который раскроет вам все грани вашей личности, благодаря чему у вас будет возможность реализовать свои самые смелые замыслы. Переходите по этой ссылке и познавайте себя.
Пусть самым первым важным для вас проектом станет проект по познанию себя!
Классификация и виды реализуемых инициатив
Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:
- направленность начинания, его состав и структура;
- сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
- масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
- продолжительность его внедрения;
- степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.
Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:
- организационные;
- экономические;
- социальные;
- технические;
- смешанные.
Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.
Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:
- сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
- цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
- ресурсы выделяются по мере их наличия;
- расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.
Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.
Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:
- поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
- сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
- расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.
Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:
- сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
- изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
- зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
- финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.
Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:
- желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
- сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
- все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
- ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.
Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:
- социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
- бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
- клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.
Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.
Источник: antiknik.ru
Характеристика проекта по строительству
На территории ЖД вокзала г. Уфа запроектирована автопарковка. Данная парковка предусмотрена для легкового автотранспорта:
На автопарковке предусмотрены:
— Автоматизированный контрольно-пропускной пункт;
— Сооружение (в виде небольшого ангара для технического обслуживания автомобилей и размещения персонала автопарковки
До начала разработки проекта произведен осмотр места будущего строительства. При разработке проекта организации строительства использованы следующие нормативные документы:
СНиП 12-01-2004г. «Организация строительства».
СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»
СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты».
СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».
СНиП 12-03-2001 ч. 1 «Безопасность труда в строительстве».
СНиП 12-04-2002 ч.2 «Безопасность труда в строительстве».
По результатам оценки, для эффективного работы автопарковки , при строительстве стоит учитывать:
1. Выделение и согласование участка под автостоянку; 2.Расчистку территории от мусора, в случае необходимости проведение демонтажных работ старых построек, организация вывоза строительного мусора и последующая выемка грунта; 3.Создание дренажной системы и подготовка грунта под работы (его утрамбовка); 4.Настил на территорию площадки геотекстиля, обеспечивающего покрытию парковки повышенную прочность и устойчивость к проседанию грунта из-за погодных явлений и нагрузки автотранспорта; 5.Послойная засыпка будущей стоянки строительными материалами с обязательной утрамбовкой каждого слоя; 6.Финишное покрытие поверхности автостоянки (асфальтовое покрытие, щебенка или гравий со специальной пропиткой связующими компонентами, покрытие из цементно-бетонных плит); 7.В случае необходимости: создание ограждения, нанесение разметки парковочных мест, установка парковочных зеркал, постов контроля и наблюдения. При желании автостоянки могут быть оборудованы системой видеонаблюдения.
Примером могут быть автопарковки Казанского, Рижского и Киевского вокзала.
Проектируемая парковка включает в себя 100 парковочных мест для легковых автомобилей и небольшой ангар.
Продолжительность периода строительства составляет 12 месяцев: начало строительства — август 2015 г., окончание — август 2016 г.
Максимальная численность работающих 35 чел.
Технико-экономические показатели проекта
В соответствии с Техническими условиями, проектом предусмотрено:
1. Строительство автопарковки.
2. Оснащение современным оборудованием.
При определении единой организационной схемы строительства автопарковки, учитывается следующее:
— производство строительно-монтажных работ осуществлять генподрядным способом с привлечением субподрядных организаций;
— потребность в рабочих предусмотрено осуществлять за счет имеющихся в наличии у генподрядной организации.
— обеспечение бытового городка и механизации строительства электроэнергией осуществлять от действующих сетей в соответствии с временными техническими условиями;
— при производстве земляных работ грунт, подлежащий обратной засыпке, транспортируется на временную свалку, лишний грунт на постоянную свалку;
— материалы и конструкции для строительства объекта доставляются на стройплощадку с производственных баз строительных организаций и заводов;
— механизация строительно-монтажных работ на объекте должна обеспечивать повышение производительности труда, сокращение объемов не производительного ручного труда за счет применения наиболее эффективных строительных машин, оборудования и средств малой механизации, имеющихся в отечественных строительных подразделениях;
Для обеспечения своевременной подготовки и соблюдения единой организационной схемы строительства предусматриваются два периода: подготовительный период; основной период.
До начала основных работ по строительству должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
— устройство ограждения строительной площадки в соответствии со Стройгенпланами;
— устройство временных внутриплощадочных дорог;
— устройства временных зданий и сооружений
— организация бытовых помещений
— расчистка и подготовка территории строительной площадки;
— создание общеплощадочного складского хозяйства;
— монтаж зданий для инвентаря, механизированных установок и временных сооружений;
— обеспечение строительной площадки противопожарным инвентарем и водоснабжением, средствами связи и сигнализации.
Проектом организации строительства предусмотрен следующий порядок производства работ основного периода:
1. Строительство парковки.
2. Строительство ангара.
3. Монтаж и пусконаладочные работы.
4. Благоустройство территории.
Проект организации строительства отражает основные организационные решения и рекомендации по устройству парковки, детальные решения разрабатываются в проекте производства работ (ППР) подрядной строительной организацией.
После завершения строительства, территория благоустраивается газоном. Строительно-монтажные работы в зимнее время планируется производить в соответствии с «Указаниями по производству работ в зимних условиях» (ВСН-159-79). Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной температуры осенью и датой наступления такой же температуры весной.
Для заделки стыков могут использоваться растворы и бетоны с добавкой нитрита натрия или методы электроподогрева. При складировании конструкций во избежание образования на них наледи следует применять высокие прокладки и другие меры, защищающие от намокания сверху и исключающие обледенение стыкуемых поверхностей изделий. Опалубка и арматура перед бетонированием должны быть очищены от снега и наледи.
Технико-экономические показатели проекта строительства автопарковки приводятся в табл. 3.2.
Источник: studbooks.net
разработка ИСР для проекта по строительству детского сада «Бельчонок»
Актуальность темы заключается в том, что ИСР имеет большое значение в проекте и является одним из важных факторов успешного достижения проектом своих целей. Чем больше масштаб проекта, тем в большей степени влияет корректно разработанная ИСР на достижение его целей.
В качественно разработанной и хорошо структурированной ИСР с большей вероятностью будут учтены все результаты и работы, которые необходимо получить в рамках проекта. Это позволит в дальнейшем значительно уменьшить появление дополнительных работ и изменение содержания проекта. Известно, что сроки проекта увеличиваются не больше от того, что неверно проведена оценка работ, а от того, что нужные работы просто не были изначально включены в план работ и начинают «всплывать» в ходе выполнения проекта.
Целью работы является разработка ИСР для проекта по открытию детского сада «Бельчонок».
Задачами данной работы являются:
- исследовать, изучить научную литературу по заданной теме;
- выявить, рассмотреть основные определения и формулировки, касающиеся данной темы;
- разработать иерархическую структуру работ, сетевые модели, календарный план на основе тематики курсовой работы для проекта по строительству детского сада «Бельчонок».
Предметом исследования же является разработка ИСР для проекта по строительству детского сада «Бельчонок».
Объектом исследования в данной курсовой работе является учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста — детский сад (то есть проект).
- Теоретические:
- анализ литературы;
- анализ документации;
- моделирование.
- Эмпирические:
- наблюдение;
- изучение и обобщение;
- эксперимент.
- Статистические:
- графики;
- диаграммы;
- подсчеты;
- таблицы.
Проектирование и строительство здания детского сада должно полностью отвечать следующим требованиям:
— технической целесообразности (прочность, надежность, устойчивость);
— быть архитектурно эстетичным;
Строительство учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста, оказание услуг дошкольного воспитания.
Цель проекта: строительство учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста, оказание услуг дошкольного воспитания.
Вид проекта: инвестиционный проект – экономический или социальный проект, основанный на инвестициях.
Допущения: продление срока проекта в критическом случае, увеличение бюджета, приглашение экспертов, в случае недостаточной компетенции работников.
Далее, будет отражена основная часть работы, состоящая из введения, двух частей (теоретической и практической) и заключения.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и построения ИСР проекта
1.1 Общая характеристика иерархической структуры работ: декомпозиция работ
Перед тем, как в работе будет раскрыта суть поставленного вопроса, хочется обратить внимание на такие понятия, как «проект» и описать его составляющие и «управление проектами».
Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [2].
Работы проекта – это результаты, которые должны быть получены/выполнены для завершения проекта [2].
Проект может создать:
- продукт, представляющий собой компонент другого изделия, улучшение изделия или конечное изделие;
- услугу или способность предоставлять услугу (например, бизнес-функция, поддерживающая производство или дистрибуцию);
- улучшение существующей линейки продуктов или услуг (например, проект по методике «шести сигм» (Six Sigma), предпринятый для уменьшения дефектов);
- результат, такой как конечный результат или документ (например, исследовательский проект приносит новые знания, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества).
Управление проектом — это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту [2].
Жизненный цикл проекта — последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом [5].
В рамках методологии Института управления проектами (англ. Project Management Institute) жизненный цикл проекта имеет 5 групп процессов:
- инициация (англ. Initialization);
- планирование (англ. Planning);
- выполнение (англ. Executing);
- контроль и мониторинг (англ. Controlling and Monitoring);
- завершение (англ. Closing).
Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является авторизация и санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла [5].
Инициация проекта может включать следующие процедуры:
- Разработка концепции проекта:
- анализ проблемы и потребности в проекте;
- сбор исходных данных;
- определение целей и задач проекта;
- рассмотрение альтернативных вариантов проекта.
- определение и назначение менеджера проекта;
- принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.
Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации [5].
Основным результатом этого этапа является План управления проекта. Однако, процесс планирования не завершается разработкой и утверждением первоначального Плана управления проекта. В ходе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного перепланирования. Поэтому процессы планирования могут осуществляться на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и заканчивая детальным планом работ завершающей фазы проекта.
Планирование – комплексная, многокритериальная функция, предполагающая рассмотрение, анализ и прогнозирование нескольких функциональных областей проекта [9].
Планирование проекта может включать следующие процедуры:
- планирование целей и содержания проекта;
- календарное планирование работ проекта;
- планирование затрат и финансирования проекта;
- планирование качества;
- организационное планирование;
- планирование коммуникаций;
- планирование управления рисками;
- планирование контрактов;
- разработку сводного плана проекта.
Пример календарного планирования представлен ниже (рис. 1).
Рисунок 1. Пример календарного планирования [2]
Конечно, построение календарного плана невозможно без составления иерархической структуры работ проекта (ИСР), о которой речь пойдет чуть дальше в тексте данного параграфа.
При этом очень важно не забывать, что по ходу реализации проекта, происходит уточнение и более четкая детализация планов, а также возможно перепланирование проекта.
Выполнение проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей [5].
Выполнение проекта может включать следующие процедуры:
- распределение функциональных обязанностей и ответственности;
- постановку системы отчетности;
- организацию контроля выполнения расписания проекта;
- организацию контроля затрат по проекту;
- организацию контроля качества;
- оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков;
- управление командой проекта;
- распределение информации в проекте;
- подготовку и заключение контрактов;
- управление изменениями в проекте.
В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта сильно потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.
Мониторинг и контроль проекта — процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений [3].
Мониторинг и контроль проекта может включать следующие процедуры:
- сбор отчетности о ходе работ по проекту;
- анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (результаты, стоимость, время);
- прогнозирование достижения целей проекта;
- подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий;
- принятие решений о воздействиях и изменениях.
Завершение проекта – процесс формального окончания работ и закрытия всего проекта [7].
Завершение проекта может включать следующие процедуры:
- сдача результатов проекта Заказчику;
- заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет);
- заключительный отчет по проекту и проектная документация;
- список открытых вопросов и заключительных работ;
- разрешение всех спорных вопросов;
- роспуск команды проекта;
- документирование и анализ опыта выполнения данного проекта.
Ограничения проекта (барьеры, накладываемые на проект. Ограничения – это внешние барьеры, неподконтрольные проектной команде, которыми нужно управлять извне) [1], они отображены ниже (рис. 2):
Рисунок 2. Ограничения проекта [1]
По причине возможного изменения разработка плана управления проектом носит итеративный характер и проходит через последовательное уточнение на различных стадиях жизненного цикла проекта. Последовательное уточнение позволяет команде управления проектом определять фронт работ и осуществлять управление ими на более детальном уровне по мере развития проекта.
Рассмотрим более подробно вопрос разработки и построения ИСР проекта.
ИСР проекта – это разбиение (декомпозиция) целей проекта на более мелкие компоненты, которые затем используются командой проекта для достижения целей проекта [10].
Разработка иерархической структуры работ на начальных этапах планирования проекта решает следующие задачи:
- устанавливает, за счет каких видов работ будет достигнута каждая из определенных в проекте целей;
- дает возможность проверить, все ли цели отражены в плане проекта;
- обеспечивает разработку эффективной структуры отчетности;
- указывает на соответствующем уровне детализации ключевые результаты, которые должны быть ясно отражены в сетевой модели и календарном плане;
- позволяет определить менеджеров, ответственных за достижение ключевых результатов, и тем самым гарантировать, что достижение всех результатов будет контролироваться;
- обеспечивает каждому члену команды проекта понимание его роли в контексте общей работы по выполнению проекта.
Словарь ИСР – это документ, содержащий детальную информацию о результатах, действиях и времени исполнения для каждого элемента ИСР [8].
Пример словаря представлен ниже (рис. 3).
Рисунок 3. Словарь ИСР [2]
Информация в ИСР может быть любой (в зависимости от проекта), но желательно, чтобы она включала в себя:
- код элемента в ИСР;
- описание работы;
- ответственное лицо;
- ресурсы;
- стоимость;
- требования к качеству;
- критерии результата (приемки);
- контактную и техническую информацию.
Иерархическая структура работ необходима для того, чтобы команда лучше понимала объем работы, которую необходимо выполнить, и могла составить базовый план проекта (план который в дальнейшем будет браться за основу).
Правила, которые следует соблюдать для составления ИСР:
- направленность на цель;
- отсутствие лишних элементов;
- однозначная иерархия (дерево);
- добавить работы по управлению проектом;
- проверка и мозговой штурм.
После составления дерева ИСР (или части дерева) необходимо обязательно стоит провести мозговой штурм, для выявления тех элементов, которые не были учтены.
В Work Breakdown Structure элементами проекта могу быть услуга, продукт, работа или группа работ (wbs group). Каждый нижестоящий уровень в иерархии детализирует какой-либо элемент вышестоящего уровня, но при этом должны быть соблюдены следующие принципы:
- принцип «Правильного дерева». Идея в том, чтобы у каждого зависимого элемента (у каждой «ветки» или, при ещё более дробном разделении, – у каждого «листа») был только один родительский элемент;
- принцип полноты и логической стройности. В СДР должны учитываться все элементы проекта, однако ничего не должно дублироваться;
- принцип единства критерия. Процесс декомпозиции должен происходить по одному критерию, поэтому, например, нельзя вперемежку работать сразу и с продуктом, и с функциональными задачами;
- принцип глубины СДР. Разделение должно производиться до тех пор, пока получившаяся структура не будет легко управляемой и контролируемой. Чаще всего этот процесс заканчивается при структурировании до уровня элементарной работы – такой, которую способен выполнить один сотрудник, или которую можно контролировать как отдельную единицу.
Воплощение данных принципов в проекте приводит к тому, что иерархическая структура работ приобретает определённые характеристики, а именно:
Итак, в данном разделе были рассмотрены и определены такие понятия, как: «проект», «работы проекта», то, что может быть результатом проекта, что такое «управление проектом», что такое «жизненный цикл проекта» и его процессы, каковы ограничения проекта, что такое «ИСР», словарь ИСР, что есть «структурная декомпозиция работ».
1.2. Основные принципы разработки и построения ИСР
После формулирования целей проекта строится иерархическая структура работ (ИСР) — которая представляет последовательное многоуровневое расщепление цели на работы, которые необходимо выполнить для того, чтобы достичь цель. Часто при планировании проектов используется термин задача, под которым обозначаются работы верхнего уровня. В реальности понятия задача и работы относительны и каждую работу при ее детализации можно обозначить задачей.
При построении ИСР необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Работы нижнего уровня (дочерние) являются способом достижения работ верхнего уровня (родительские).
2. У каждой родительской работы может иметься несколько дочерних работ, достижение которых обеспечивает достижение родительской работы.
3. У каждой дочерней работы может быть только одна родительская работа.
4. Декомпозиция родительской работы на дочерние производится по единому критерию, в качестве которого могут выступать:
- компоненты результатов и продуктов проекта;
- этапы жизненного цикла проекта;
- ресурсы и функциональные виды деятельности;
- элементы организационной структуры.
5. На одном уровне дочерние работы, декомпозирующие родительскую должны быть равнозначны. В качестве критерия равнозначности могут выступать: объем и время выполнения работ и пр.
6. При построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции.
7. Последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях ИСР. На верхних уровнях работы должны быть автономны.
8. Декомпозиция работ прекращается тогда, когда работы нижнего уровня удовлетворяют следующим условиям:
- работы ясны и понятны менеджеру и участникам проекта (являются элементарными);
- понятен конечный результат работы и способы его достижения;
- временные характеристики и ответственность за выполнение работ могут быть однозначно определены.
Декомпозиция — разделение целого на части. Также декомпозиция — это научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых [2].
Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части.
Чтобы разработать ИСР, необходимо рассмотреть цели и результаты проекта, определить критерии планирования/достижения функциональности, объем работ, способы реализации технических требований и других технических атрибутов. Верхние уровни ИСР могут быть разработаны на ранней, концептуальной стадии проекта. Дальнейшая детализация ИСР возможна, как только будет определен проект и подготовлены спецификации.
Пример ИСР представлен ниже (рис. 4).
Рисунок 4. Пример декомпозиции работ [3]
Итак, в этом разделе были разобраны основные принципы разработки и построения ИСР, было разобрано определение «декомпозиции», а также был представлен пример иерархической структуры работ.
Таким образом, необходимо сделать общий вывод по главе. Построение иерархической структуры работ (ИСР) является первым шагом планирования проекта. ИСР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ.
Во всей главе затронуты основные теоретические моменты, которые наиболее подробно раскрыли тематику курсовой работы. В первой части главы отображена общая характеристика иерархической структуры работ, а именно, декомпозиция работ. Во второй части главы определены основные принципы разработки и построения ИСР.
Глава 2. Построение ИСР на примере проекта по строительству детского сада «Бельчонок»
2.1. Краткая характеристика проекта
Главным приоритетом при создании проекта детского сада является, конечно же, ребенок. Ведь каждый день в этом здании будет находиться несколько десятков детей, а также педагогические работники и другой персонал. Поэтому проект должен отвечать соображениям комфорта и безопасности и разрабатывается на основе строгих строительных и санитарных правил и нормативов, которые регламентированы различными официальными документами.
Здание детского сада предназначено для организации учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста, в котором дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Участок, отведенный под строительство детского сада, расположен внутри жилого квартала на обособленном участке и размещено с учетом оптимальной ориентации, в увязке с существующей застройкой.
В плане проектируемое здание сложной конфигурации. Габаритные размеры здания в осях 34,0х74,11 м. Здание трехэтажное, высота 1 и 2 этажей – 3,0 м от пола до потолка, высота 3 этажа – 3,05 м. Высота подвального помещения 2,03 м от уровня чистого пола до потолка.
- Анализ конкурентов.
- Анализ источников информации по исследуемой проблематике.
- Анкетирование воспитателей детских садов.
- Обработка и итоговый анализ данных.
В таблице 1 указаны технико-экономические показатели проекта.
Таблица 1.
Технико-экономические показатели
№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Количество метров
Общая площадь здания
Полезная площадь здания
Площадь земельного участка
Площадь застройки здания
Строительный объем здания
Площадь проездов, площадок с асфальтобетонным покрытием
Площадь покрытия бетонными тротуарными плитами
Площадь игровых площадок
Инвестиционная привлекательность проекта отражает отношение инвестиционного потенциала (уровень ожидаемых доходов, сроки окупаемости, будущие перспективы инвестиционного проекта) к рискам (невозврата капитала, неполучения дохода от капитала и/или проекта), связанным с проектом.
Анализ рынка приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Анализ рынка
Этапы анализа рынка
Описание этапа исследования рынка
Определить цели и основные задачи анализа рынка
Составить последовательный план маркетингового анализа рынка
Определить возможные сроки и максимальный бюджет на анализ рынка
Определить методы анализа рынка и источники получения информации по рынку
Провести необходимые маркетинговые исследования рынка товаров или услуг
Подготовить наглядный анализ всей собранной информацией с выводами
Составить сводный отчет по анализу рынка
- тип – дошкольное учреждение, учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста;
- характер рынка – год 2020 для направлений коммерческих садов и детских дошкольных учреждений ожидают серьезные потрясения;
- перспективы рынка — согласно модели поведения потребителя услуг детских дошкольных учреждений, все больше родителей возвращается к прежнему уровню обслуживания;
- конкуренция – вследствие кризисного положения в стране, потребитель скорее отдаст ребенка в государственный детский сад, нежели в частный, т.к. услуги в частном детском саду стоят в разы дороже;
- маркетинг — интерес к отрасли практически не требует вмешательства маркетинга, поскольку в любом населенном пункте о таких центрах узнают в формате «сарафанного радио»;
- ЦА (группа людей, которые вероятнее всего заинтересуются предложением и закажут конкретный товар или услугу. Главная ценность целевой аудитории в маркетинге – это то, что представители выбранной группы с большой долей вероятности захотят купить определенный продукт) – женщины детородного возраста с детьми не старше 6 лет.
Укрупненные этапы маркетингового анализа рынка выглядят следующим образом:
- Анализ размера, динамики и потенциала развития рынка.
- Исследование конъюнктуры рынка, сегментация рынка и выделение ключевых сегментов.
- Конкурентный анализ рынка.
- Анализ цен и общий экономический анализ рынка.
- Анализ структуры распределения или дистрибуции товара на рынке.
- Анализ способов рекламы, методов продвижение и поддержки товаров на рынке.
- Анализ спроса, ключевых потребностей и особенностей поведения покупателей на рынке.
- Выявление главных рыночных и потребительских тенденций (рис. 5).
Рисунок 5. Главные рыночные и потребительские тенденции [7]
- сроки на анализ рынка – с 16 сентября 2020 года;
- максимальный бюджет на анализ рынка – 30 тыс. руб.
Методы анализа рынка отображены ниже (рис. 6).
Рисунок 6. Методы анализа рынка [7]
Источники получения информации по рынку – различные сайты.
Маркетинговые исследования рынка товаров или услуг выписаны в таблицу 3.
Таблица 3.
Маркетинговые исследования рынка товаров или услуг
Виды исследования рынка
Описание методов исследования
Означают опрос целевого рынка по строго-заданной анкете.
Фокус-группы (focus groups)
Дискуссия или круглый стол, за которым происходит обсуждение заданной темы целевой группой потребителей.
Глубинные интервью (personal interviews)
Беседа с одним представителем целевой аудитории по определенному перечню открытых вопросов.
Наблюдение за представителем целевой аудитории в привычной для него среде.
Эксперименты или полевые исследования (experiments and field trials)
Количественный способ исследования рынка. Помогает проверить определенные гипотезы и альтернативы на практике.
На 2020 год муниципальные сады остаются популярными, однако почти что с ними вровень идут частные со своими дополнительными, хотя и платными, привилегиями. Выбор конкретных детских садов, так или иначе, зависит в конечном итоге только от родителей.
Сводный отчет по анализу рынка представлен ниже (рис. 7).
Рисунок 7. Сводный отчет по анализу рынка [5]
Здание предусматривает размещение 548 детей различных возрастных групп и наполняемости.
Миссия компании ЗАКАЗЧИКА:
Строительство учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Цели проекта и критерии достижения:
В ходе реализации проекта должны быть достигнуты следующие цели (цели и критерии достижения целей отражены в Договоре № 17-457 от 16 сентября 2020 года), таблица 4:
Таблица 4.
Цели проекта
Цели
Подробности/Комментарии/Критерий достижения
Открыть учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста
Ежедневный поток посетителей через 3 месяца работы должен быть не менее 750 человек
Установить сотрудничество с образовательными центрами
Заключение соглашений о совместных проектах не менее чем с тремя (3) организациями в течение первых трех месяцев работы детского сада
- желание и умение детей самостоятельно творить;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства;
- развитие у детей мелкой моторики рук, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Причинами создания учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- недостаток данного типа учреждений в городе;
- высокая рождаемость;
- создание условий для развития детей дошкольного возраста в различных видах деятельности;
- укрепление и развитие физического и психического здоровья дошкольников.
Актуальность проекта заключается в том, что в городе Москва в период с 2019-2020 была зафиксирована высокая рождаемость. Появилась необходимость в построении новых объектов данного типа, как государственных, так и частных. В курсовой работе, в качестве создаваемого объекта, будет браться государственный детский сад.
Ограничения данного проекта: бюджет, ресурсы, время, рабочие.
Ниже расположены ссылки на реестр ЗС, реестр требований, матрицу отслеживания требований и конкуренты.
Реестр заинтересованных сторон отображен в виде таблицы 5 в (приложении 1).
Среди участников проекта были определены: Ген. директор МАДОУ «Бельчонок», Менеджер проекта (от Заказчика), Менеджер проекта (от Исполнителя), Рабочий персонал, Директор строительной компании.
Реестр требований проекта отображен, в таблице 6, в (приложении 2).
Матрица отслеживания требований проекта расписана в таблице 7, в (приложении 3).
Матрица зависимости требований расписана в таблице 8, (приложение 4).
Конкуренты, относительно моего результата проекта, выписаны в таблице 9, в (приложении 5).
Заинтересованная сторона проекта, или ЗС проекта — это лица и организации, например, заказчики, спонсоры, исполняющая организация и общественность, которые активно участвуют в проекте, или интересы которых могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно в ходе исполнения или в результате завершения проекта [8].
Теперь проанализируем целевую аудиторию, конкурентов, критерии успешности и сроки проекта.
Критерии успешности проекта: определены сроки реализации проекта, определена стоимость реализации проекта, определены основные требования клиента к проекту, определены требования других ЗС к проекту.
Целевой аудиторией учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста являются: дети в возрасте 1 года — 6 лет, родители, воспитатели и педагоги.
Сроки проекта — величина, определяемая в основном исполнителем. Точные сроки выполнения проекта будут определены после построения сетевых моделей и календарного плана [4].
Предполагается, что ЗАКАЗЧИК будет своевременно производить оплату авансов и окончательную оплату за произведенные работы.
Предполагается, что ЗАКАЗЧИК будет в установленные сроки согласовывать, утверждать и подписывать проектные документы.
Сроки проекта ограничены длительностью этапов, которые отражены в приложении № 2 к договору № 17-457 от 16 сентября 2020 г. между Заказчиком и Исполнителем. Изменения сроков проекта оформляется в виде отдельного дополнительного соглашения между Заказчиком и Исполнителем, таблица 10:
Таблица 10.
Сроки проекта
Этап
Ориентировочные трудозатраты
Ориентировочная продолжительность, дни
Дата начала
Дата окончания
16 сентября 2020г.
13 ноября 2020г.
Этап 2 Планирование проекта
13 ноября 2020г.
25 декабря 2020г.
25 декабря 2020г.
Итак, в данном разделе были раскрыты такие понятия, как: краткая характеристика проекта, методы исследования, технико-экономические показатели, цели проекта, результаты проекта, причины создания данного учреждения, ограничения проекта, реестр ЗС, реестр требований проекта, матрица отслеживания требований проекта, матрица зависимости требований, конкуренты, критерии успешности проекта, целевая аудитория, а также сроки проекта.
2.2. Описание разработки и построения ИСР
Построение иерархической структуры работ (ИСР) является первым шагом планирования проекта. ИСР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ.
Иерархическая структура работ, формируемая под руководством руководителя проекта, на верхних уровнях иерархии может использовать любой критерий, исходя из логики декомпозиции. Часто, если проект выполняется в несколько этапов, может использоваться подход, исходя из кубической модели структур проекта (смотреть схему, размещенную выше). На верхнем уровне разбиваются результаты по этапам жизненного цикла проекта, затем структурируются по производимым проектным продуктам, и, наконец, пакеты работ комплектуем по функциональному критерию или по видам деятельности.
Уровень детализации спецификаций может различаться достаточно широко. Процесс планирования может начинаться при готовых детальных технических спецификациях, или при наличии контракта, с описанными основными и обеспечивающими видами подрядных работ. В других ситуациях, однако, на этапе планирования может быть доступна только функциональная спецификация или требования к работам в самом общем виде. В любом случае планирующая группа должна использовать метод ИСР для структуризации проекта и получения конкретных результатов деятельности (конечных продуктов).
Наиболее важным при разработке ИСР является построение такой иерархической структуры проекта, которая бы позволяла эффективно поддерживать процедуры сбора информации о выполнении работ и отображать результаты в информационной управленческой системе для обобщения графиков работ, стоимости, ресурсов, и дат завершения.
Описываемый проект является традиционным (инвестиционным), методом разработки расписания проекта был выбран метод CPM.
Иерархическая структура работ отображена ниже (рис. 8).
Рисунок 8. ИСР
Таблица работ с названиями и длительностью отображена ниже, таблица 11.
Таблица 11.
Работы ИСР
Название работы
Обозначение работы
Предшествующая работы
Продолжительность работ (d), дни
Анализ инвестиционной привлекательности
Разработка устава проекта
Создание графика проекта
Закупка и поставка оборудования
Внедрение отопительной системы
Роспуск команды проекта
На основании данных таблицы 11 можно построить сетевые модели. Сетевая модель вида «Работа–Вершина» отображена на рисунке 9.
Рисунок 9. Сетевая модель вида «Работа–Вершина»
Итак, на сетевой модели вида «Работа-Вершина» отображены работы, их длительность, резерв, а также последовательность, черными стрелочками. Синими же пунктирными стрелочками отображен критически путь, равный 115 дням.
Сетевая модель вида «Работа–Дуга» отображена на рисунке 10.
Рисунок 10. Сетевая модель вида «Работа–Дуга»
Итак, на сетевой модели «Работа-Дуга» отображены события, соединенные сплошной черной стрелочкой. В данной модели узлы показывают связи, а работы описываются дугами.
Календарный план, диаграмма Ганта, отображен в (приложении 6), на рисунке 11.
Итак, в разделе 2.2 раскрыта и отображена вся суть курсовой работы – созданы иерархическая структура работ (ИСР), сетевая модель вида «Работа-Вершина», сетевая модель вида «Работа-Дуга», календарный план.
Для разработки ИСР PMBOK рекомендует использовать шаблоны иерархической структуры работ, декомпозицию, системный подход к составлению ИСР.
Во второй главе была приведена практическая составляющая курсовой работы, а именно: краткая характеристика проекта, ИСР, в которой было отображено 23 работы, после чего был определен жизненный цикл проекта, критический путь проекта, а также сетевые модели вида «Работа-Вершина» и вида «Работа-дуга и описание разработки и построения ИСР.
Заключение
Одним из важнейших элементов управления проектами является ИСР проекта. На основании ИСР далее по ходу управления проектом разрабатываются матрица ответственности и сетевая модель проекта.
ИСР представляет собой иерархический граф, узлы которого отображают работы и комплексы работ, а связи — разбиение вышестоящего элемента на нижестоящий. Элементы нижестоящего уровня образуют элемент вышестоящего уровня с использованием только логического «И».
На самом высоком уровне декомпозиции представлен проект в целом, на самом нижнем уровне изображены единичные работы/пакеты работ. Важным правилом при разработке ИСР проекта является правило «100%», т.е. в ИСР должны быть включены все (и только) работы проекта. Таким образом, важно отслеживать общую картину по ИСР проекта, чтобы ни одна работа не была учтена в ИСР дважды в разных ветках графа или чтобы какая-либо работа не была забыта в процессе декомпозиции. Глубина декомпозиции (количество уровней разбиения) определяется масштабом и сложностью проекта.
- Иерархическая структура работ — способ оценить объем работ по проекту, разбив его элементы на более измеримые части.
- ИСР описывает все работы, которые должны быть выполнены в проекте. Все, что не отражено — не делается в проекте.
- Если напротив каждого элемента ИСР написать фамилию ответственного, то вовлеченность исполнителя будет выше в 3 раза.
- Способов декомпозиции несколько, выбирай любой.
- Глубина декомпозиции должна позволять оценить объем пакета работ (остальное можно детализировать в ходе проекта).
Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам. В составе этих схем приводятся материалы с необходимыми расчетами, обосновывающие целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения предприятий, зданий и сооружений, определяются расчетная стоимость строительства и другие основные технико-экономические показатели объектов.
При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения должны учитываться решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в схемах генеральных групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами государства и другими нормативными актами по капитальному строительству, в том числе: органами государственного надзора, государственными стандартами, нормами технологического проектирования, каталогами строительных конструкций, оборудования и др.; межотраслевыми и нормативными материалами по научной организации труда.
Таким образом, в данной курсовой работе была исследована, изучена научная литература по заданной теме; выявлены, рассмотрены основные определения и формулировки, касающиеся данной темы работы; разработаны: иерархическая структура работ, сетевые модели, календарный план на основе тематики курсовой работы.
Для проекта был создан устав проекта, были установлены сроки проекта и его ограничения. Также была проведена оценка инвестиционной привлекательности проекта и институциональный анализ, с целью определения степени влияния внешних (политических, экономических, социокультурных, правовых и т.д.) и внутренних (уровня квалификации персонала, привлеченного к проведению проекта, менеджмента организации, осуществляющей проект и др.) факторов на возможность успешной реализации проекта.
Таким образом, проект будет реализован через 115 после начала первой работы.
Список использованной литературы
- Kim Heldman Профессиональное управление проектами / Бином, 2005. -517 c.
- Project Management Institute, A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide). — Sixth edition. — Newtown Square, PA.
- Whitty, S.J. and Schulz M.F. THE_PM_BOK_CODE (неопр.). — 20th IPMA World Congress on Project Management, 2006. — 466 с.
- Ашманов Игорь Станиславович Жизнь внутри пузыря / Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 208 c.
- Богданов. В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом / Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 248 с.
- Векторный графический редактор, редактор диаграмм и блок-схем для Windows, Microsoft Visio. – Режим доступа: https://www.microsoft.com/ru-ru/download/details.aspx?id=21701.
- Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Омега-Л, 2008. — 252 с.
- Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена / Кудиц-пресс, 2008. — 416 c.
- Рассел Д. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами — Managing High Technology Programs and Projects / Академия Ай-ти, 2004. — 472 с.
- Стэнли Э. Портни, Управление проектами — Project Management, 2008. – 354 с.
- Том ДеМарко Deadline Роман об управлении проектами / Вершина, 2006. — 143 с.
Приложение 1. Реестр заинтересованных сторон.
Таблица 5.
Реестр заинтересованных сторон проекта «Детский сад «Бельчонок»»
ЗС (должность)
ФИО
Роль в проекте
Заинтересованность в проекте
Что проект может дать ЗС
Что ЗС может дать проекту
Главные ожидания ЗС по проекту
Влияние на проект (по шкале 1-10)
Отношение к проекту
Ген. директор МАДОУ «Бельчонок»
Иванов Иван Иванович
Выделяет бюджет, следит за отчетностью
Создание учреждения для общественного воспитания детей дошкольного возраста
Удовлетворенность в выполнении проекта
Современное здание с новейшим оборудованием
Менеджер проекта (от Заказчика)
Фролов Игорь Игоревич
Следит за отчетностью
Удовлетворенность в выполнении проекта
Должен успешно реализовать полный цикл проекта, в который входят инициация, планирование, реализация, завершение
Современное здание с новейшим оборудованием, выполнение договоренностей
Менеджер проекта (от Исполнителя)
Махова Наталья Алексеевна
Следит за отчетностью
Удовлетворенность в выполнении проекта
Должен успешно реализовать полный цикл проекта, в который входят инициация, планирование, реализация, завершение
Рабочий персонал (строители, уборщики, планировщики)
Директор строительной компании «Михалыч»
Махова Мария Алексеевна
Следит за работой работников
Опыт дополнительный и навык
Своевременная выплата з/п
Приложение 2. Реестр требований проекта.
Таблица 6.
Реестр требований проекта
ЗС
Интересы/цели в проекте
Класс требований
Вид
требований
Описание требования
Номер требования
Способ проверки
Ген. директор МАДОУ «Бельчонок»
Построенное здание с современным оборудованием
К результату проекта
Выполненная в срок работа
Менеджер проекта (от Заказчика)
Должен успешно реализоваться полный цикл проекта
Менеджер проекта (от Исполнителя)
Должен успешно реализоваться полный цикл проекта, в который входят инициация, планирование, реализация, завершение
Рабочий персонал (строители, уборщики, планировщики)
В срок выплаченная з/п, выполнение работы без рисков
Необходимые навыки и опыт
Директор строительной компании «Михалыч»
Обеспечение рабочей силы необходимыми материалами, з/п, удовлетворение потребности заказчика
Компетентность в работе
Приложение 3. Матрица отслеживания требований проекта.
Таблица 7.
Матрица отслеживания требований проекта
Название проекта: Строительство детского сада «Бельчонок».
Руководитель проекта: Ген. директор МАДОУ «Бельчонок».
Описание требования
Цели и задачи проекта
Инициатор
Приоритет (1-5)
Номер требования
Класс требований
Текущий статус
Выполненная в срок работа
В полную силу работающий детский сад
Ген. директор МАДОУ «Бельчонок»
5
Т1
Должен успешно реализоваться полный цикл проекта
Успешно построенное здание с новейшим оборудованием, безотказно работающими отопительной и электрической системами
Менеджер проекта (от Заказчика)
4
Т2
Должен успешно реализоваться полный цикл проекта, в который входят инициация, планирование, реализация, завершение
Успешно построенное здание с новейшим оборудованием, безотказно работающими отопительной и электрической системами
Источник: www.evkova.org
Основные характеристики проекта
Под управлением проектами понимается планирование и выполнение некоторого комплекса действий, называемого проектом. Концепции и системы, применяемые при управлении проектами, как и связанные с ними трудности, вытекают из природы самих проектов. Поэтому менеджеры и специалисты, участвующие в исполнении программ и проектов, должны хорошо понимать их специфику.
Программы, проекты и задачи
При использовании терминов «программа», «проект» и «задача» может возникать некоторая путаница иногда они употребляются для обозначения разных понятий или же, наоборот, могут использоваться взаимозаменяемо. В сложившейся практике во многих отраслях экономики для этих терминов установлены следующие общепринятые значения.
Программа долгосрочная деятельность, которая подразумевает выполнение более чем одного проекта; иногда используется как синоним слова «проект». Проекты, входящие в программы, обычно однотипны, относятся к одной и той же отрасли деятельности.
Проект комплекс действий (обычно длительностью менее трех лет), состоящий из взаимосвязанных задач, с четко определенными целями, календарным планом и бюджетом.
Задача краткосрочное действие (рассчитанное на период от нескольких дней до нескольких недель), выполняемое одной организацией или одним ее подразделением; в комбинации с другими задачами может складываться в проект.
Подход к управлению проектами применим и к программам, и к проектам, и к задачам. Однако главным образом рассмотрение будет вестись на уровне проектов и программ. Хотя ниже будет использоваться преимущественно термин «проект», подразумевается, что все концепции, изложенные ниже, применимы и к программам;
Понимание этих трех ключевых терминов — первый шаг па пути к достижению падежного управления программами и проектами. Например, в английском языке под словом «program» часто подразумевается план, а испанское «proyecto», французское «projet» и итальянское «progette» часто используются для обозначения технического чертежа или плана, а не проекта в значении, используемом в данном учебнике. В некоторых организациях слово «программа» может относиться к деятельности, осуществляемой на постоянной основе (например, к программе долгосрочного обучения). Такое употребление слова «программа» отличается от используемого здесь значения термина.
В результате анализа и изучения множества проектов были выявлены определенные фундаментальные характеристики, общие для всех проектов. Наиболее важные из них с точки зрения управления приведены ниже.
Проекты — комплексные действия, имеющие начало и конец, а каждый проект уникален.
Проекты предназначены для достижения определенного результата в определенный момент времени и в соответствии с установленной плановой стоимостью проекта (бюджетом). Они могут не опираться на функциональную структуру организации, а создавать свою собственную, независимую структуру. Каждый проект уникален: ни один не является точной копией предыдущих. Например, организацией может быть построено несколько десятков коттеджей, с виду — одинаковых. Но при строительстве каждого их них учитывались индивидуальные пожелания заказчиков, что отразилось на внутренней планировке, качестве и стоимости отделки, наличие тех или иных инженерных систем (отопления, водоснабжения и т.д.), что в итоге придало каждому объекту индивидуальные черты.
Проект представляет собой процесс достижения определенных результатов.
Проект можно рассматривать как целостный единый процесс, необходимый для создания нового продукта, нового цеха или завода, нового филиала, например, банка или университета, новой системы управления или достижения иных определенных заранее результатов. Часто создаваемому продукту уделяется больше внимания, чем процессу, в результате которого он создается, по и продукт, и процесс сто создания, т.е. реализация проекта, требуют эффективного управления. Следует отметить, что конечный результат не является проектом, но чем-то полезным для заказчика проекта.
Проекты могут осуществляться на любом уровне организации и привлекать для своей реализации от одного человека до многих тысяч, требовать для своего исполнения от нескольких сотен до нескольких миллионов человеко-часов. В проекте может быть задействовано одно подразделение организации (отдел, бригада, цех), вся организация или несколько организаций, которые тем или иным способом объединяются для выполнения проекта.
Каждый проект имеет свою собственную группу лиц, заинтересованных в его успехе. Это, прежде всего, заказчик проекта, а также потребители возникшей в результате реализации проекта продукции или услуги, подрядчики, выполняющие в проекте свою часть работы, инвесторы, обеспечивающие финансирование проекта, поставщики материалов, кадровые агентства и многие другие организации, группы людей и отдельные личности, которые в совокупности получили название стейкхолдеров проекта. Управление проектами должно ориентироваться, прежде всего, на их интересы. С учетом этого, можно дать следующее определение:
управление проектами — это применение знаний, навыков, инструментов и технологий к работам проекта для удовлетворения запросов и ожиданий стейкхолдеров проекта.
Основные характеристики проекта
Подобно большинству организационных мероприятий, основная цель проекта — удовлетворение потребностей заказчика. Помимо этого фундаментального сходства, характеристики проекта помогают отличить его от других действий организации. Основные характеристики проекта таковы:
• установленная цель проекта;
• определенное время на его реализацию;
• привлечение для era реализации разных отделов и специалистов разного профиля;
• новизна: как правило, выполняется нечто, что никогда не делалось ранее;
• особые требования по времени, затратам и качеству выполнения работы.
Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Во-первых, проект имеют определенную цель, будь то строительство 12-этажного жилого комплекса к 1 января следующего года или выпуск версии 2.0 специального пакета программного обеспечения в как можно в более сжатые сроки. Такая единая конкретная цель часто отсутствует в повседневной жизни организации, где работники изо дня в день выполняют один и те же операции.
во- вторых, так как существует четко определенная цель, проект имеет строго фиксированный момент завершения, что вовсе не похоже на постоянно выполняемые обязанности в традиционных видах работ. Во многих случаях работники переходят от одного проекта к другому, а не остаются выполнять одну и ту же работу. Например, после строительства стадиона в Самаре инженер может получить задание принять участие в строительстве нефтеперерабатывающего завода в Уфе.
В-третьих, в отличие от большинства видов организационной работы, которая делится по принципу функциональной специализации, для проектов характерно комбинирование и объединение усилий разнообразных специалистов. Например, вместо того, чтобы работать в отдельных кабинетах под руководством конкретных менеджеров, участники проекта, независимо от тога, являются ли они инженерами. специалистами в области финансов, маркетинга или снабжения, работают над выполнением проекта под руководством управляющего проектом.
В-четвертых, проекты никогда не бывают абсолютно одинаковыми и всегда включают какие-то уникальные элементы. И вопрос не в том, будут ли иметь место такие уникальные элементы, а в том, какова будет степень уникальности.
Очевидно, что осуществление того, что до сих нор никогда не делалось, как, например, организация систематического плавания торгового флота но Северному морскому пути, требует решения новых проблем и использования новых технологий управления движением. С другой стороны, даже базовые строительные проекты, для выполнения которых используются хорошо известные и отработанные методы и приемы, требуют в той или иной степени адаптации их иод конкретные условия, определяемые заказчиком, что также делает их уникальными. И, наконец, проекты связывают ограничения по времени, по затратам и особые требования к исполнению работ. Проекты оценивают по тому, что было выполнено, сколько это стоило, и как много времени было на это затрачено.
Последние три сдерживающих фактора накладывают большую ответственность, чем при выполнении многих других работ. Эти же три фактора подчеркивают одну из первостепенных функции управления проектом, а именно: балансирование временем, затратами и работой при одновременно максимальном удовлетворении запросов клиента.
С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода социо-технической системы из исходного состояния в конечное при действии ряда ограничений и механизмов (рис. 1.1).
Проект является сложным, структурированным процессом. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 1.2).
Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 1256 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net