На днях Ассоциация Европейского Бизнеса провела виртуальную пресс-конференцию, посвящённую российскому рынку дорожно-строительной и спецтехники. Эксперты рассказали об основных тенденциях 2021 года и поделились своими ожиданиями и прогнозами относительно ближайшего будущего сферы.
По словам генерального директора АЕБ Тадзио Шиллинга, 2021 год — по аналогии с 2020-м — стал периодом, когда не только рынок ДСТ, но и экономика России и всего мира столкнулись с последствиями всплеска и быстрого распространения коронавирусной инфекции.
Именно «выживание» в этих непростых условиях стало основной характеристикой ушедших 12 месяцев.
«В этот сложный период российская экономика проявила свою стрессоустойчивость, — рассказывает г-н Шиллинг. — В соответствии с данными, опубликованными Минэкономразвития страны в декабре 2021 года, объём промышленного производства в России увеличился более чем на 5%, что позволило полностью отыграть сокращение 2020 года».
Одним из ключевых драйверов в этом процессе выступила отрасль машиностроения, чей общий рост, по словам эксперта, составил 9,7%.
Обзор российского рынка стального строительства: текущее состояние и потенциал
Рынок ДСТ и спецтехники в России в 2021 году: цифры и тренды
В 2021 году отечественный рынок дорожно-строительной и спецтехники развивался под воздействием широкого и плотного шлейфа проблем, возникших в результате глобального локдауна.
«После великого спада рынка, который случился в 2014 году, на протяжении последующих лет восстановление шло очень вялыми темпами, — говорит председатель Комитета ДСТ и спецтехники Андрей Комов, описывая нынешнюю ситуацию. — Это привело к тому, что значительная часть парка техники на рынке устарела и выпала из эксплуатации, а значит, сформировался значительный отложенный спрос на новые, соответствующие современным требованиям машины».
Кто знает, получилось ли бы удовлетворить этот спрос в полном объёме, не случись пандемия и всё из неё вытекающее. В реальности же коронавирусные ограничения вылились в простаивание производств, проблемы с логистикой и пресловутый дефицит электронных компонентов… Как результат, сроки поставок и глубина размещения заказов значительно увеличились, что привело к дефициту машин на рынке.
Этот дефицит продолжается до сих пор.
Пандемийный период безо всякого преувеличения можно назвать одним из сложнейших в истории, однако для дорожно-строительной и спецтехники и здесь обнаружились плюсы.
«На фоне пандемии мы только больше сплотились вокруг совместного решения возникающих проблем», — делится своими наблюдениями Комов.
И сухая статистика этот тезис вполне подтверждает.
Для того чтобы увидеть динамику, в первую очередь, нужно обратиться к результатам 2020 года. Несмотря на форс-мажор, рынок ДСТ тогда не упал, а даже немного подрос: данные АЕБ показали увеличение объёмов продаж на 0,3% (в количественном отношении это 13 820 единиц техники за год).
107. Спроси Ивана: жилье в Канаде. Анализ рынка и прогноз на 2023г.
Правда, для корректного сравнения с новым периодом потребовалась некоторая корректировка. Так как в течение 2021 года к комитету присоединилось сразу несколько новых компаний, экспертам пришлось пересчитать старые результаты с учётом их объёмов продаж. Новая цифра оказалась существенно выше — 15 305 единиц.
В 2021 году показатель взял ещё более серьёзный рубеж, перешагнув за гроссмейстерскую 20-тысячную отметку, и составил в итоге 22 498 единиц реализованной техники.
«Мы покорили новый рубеж, и количество продаж ДСТ и спецтехники выросло на 47%, но это не означает, что рынок пришёл к насыщению. На самом деле ему ещё расти и расти, и это становится очевидным, если сравнить Россию с Германией. Там соответствующий рынок оказался почти в 2 раза больше, порядка 43 тыс. машин, — озвучивает г-н Комов. — Однако, нужно отметить, Германия уже давно выстроила всю необходимую инфраструктуру. И потому, с учётом того, сколько всего ещё предстоит построить России, наш потенциал для роста выглядит очень и очень серьёзным».
На первый-второй рассчитайся! Рынок ДСТ и спецтехники по категориям
Всего за 2021 год, по информации АЕБ, в России было продано практически 22,5 тыс. единиц дорожно-строительной и спецтехники.
С точки зрения структуры по типам машин больших изменений не произошло: лучше всего продавались экскаваторы, экскаваторы-погрузчики и колёсные погрузчики. На долю трёх этих категорий в 2021 году пришлось больше 70% всего рынка.
Статистика по остальным типам техники выглядит так:
- 8% общероссийского рынка в прошлом году составили бульдозеры,
- 7% — погрузчики с бортовым поворотом,
- 5% пришлось на долю грейдеров,
- 3% — на долю катков,
- 2-процентную нишу заняли рамные самосвалы,
- по 1% «застолбили» за собой сочленённые самосвалы, асфальто- и трубоукладчики.
Значительный рост наблюдался по всем сегментам машин, за исключением асфальтоукладчиков, рынок которых по итогам прошедшего года упал на 11%. Однако произошло это на фоне почти 50-процентного роста в прошлом году, поэтому правильнее было бы назвать процесс не падением, а корректировкой.
Всё познаётся в сравнении! Рынок ДСТ и спецтехники в России и Европе
По словам экспертов, категории, показавшие по итогам 2021 года в России лучший результат, не затерялись бы и по сравнению с успехами других государств.
Так, отечественный рынок гусеничных экскаваторов уже сейчас вышел на первое место в Европе. Он более чем в 2 раза обошёл рынок Франции и незначительно вырвался вперёд по сравнению с Великобританией. Но Россия значительно обходит Соединённое Королевство по богатству полезных ископаемых, на добыче которых в основном используется эта техника, и потому показатели ещё будут расти.
Ещё более успешного будущего способны добиться колёсные экскаваторы, продажи которых будут набирать обороты по мере реализации инфраструктурных проектов в городах, поскольку эти машины передвигаются по дорогам общего пользования.
Одним из крупнейших, по сравнению с Европой, является и рынок экскаваторов-погрузчиков. Ближайший преследователь — Турция — отстаёт от России больше, чем на 3 тыс. единиц проданной техники за год.
Отчасти причиной тому служит тот факт, что рынок экскаваторов-погрузчиков в Старом Свете уже трансформировался в рынок более специализированных машин — компактных экскаваторов и компактных же погрузчиков. Россию же этот переход пока лишь ожидает.
В каких отраслях рынок ДСТ и спецтехники рос активней всего?
Больше 80% продаж, случившихся в 2021 году, пришлись на 4 крупнейших сегмента. Это строительство (14 347 ед. техники), горнодобывающая промышленность (2 780 ед.), инженерные сети (1 876 ед.) и транспортная инфраструктура (1 381 ед.).
Серьёзный рост относительно себя самой показала аренда, по сравнению с 2021 годом увеличившаяся на 135%. По мнению председателя Комитета ДСТ и спецтехники Андрея Комова, это хороший знак.
«Именно в этом сегменте будет зарождаться рост компактной техники, аналогично тому, как это происходило в Европе, — предполагает эксперт. — Компактная техника должна быть доступна бо́льшему количеству клиентов, и инструменты краткосрочной аренды — тот самый фактор, который может этому послужить».
Рынок ДСТ и спецтехники в федеральных округах и регионах России
Самую большую долю (16%) в общероссийском рынке по результатам 2021 года занял Приволжский федеральный округ. Такой показатель эксперты объясняют реализацией одного из крупнейших инфраструктурных проектов в стране — строительством платной скоростной трассы М-12 Москва — Казань, которая, в свою очередь, является частью ещё более глобального проекта, транспортного коридора Европа — Китай.
Но рост демонстрируют и остальные. За период с 2014-го по 2021 годы доля Сибирского федерального округа на общероссийском рынке спецтехники выросла с 10% до 14%, Дальневосточного — с 6% до 14%. %. Это говорит о том, что в регионах идёт активное развитие.
«Пожалуй, достичь полной симметрии в этом вопросе в силу различных экономических и геофизических причин нереально, однако радует, что ни один из федеральных округов не упал, — говорит г-н Комов. — В Приволжье за год продали на 600 машин меньше, чем в Норвегии, или столько же, сколько во всём Казахстане. Санкт-Петербург — это рынок Венгрии или всего Узбекистана, а Северо-Западный федеральный округ без Питера — это вся Португалия или Украина».
Другими словами, каждый из федеральных округов представляет собой хороший рынок с хорошим развитием и такими же позитивными перспективами.
Если говорить об отдельных регионах, картина немного меняется. В 13 субъектах Российской Федерации за год продали от 500 машин в каждом (и это, как заявил эксперт, весь рынок Хорватии), но есть и регионы с отрицательной динамикой.
«Есть и чайная ложка дёгтя на всю эту огромную бочку мёда. В 2021 году было 23 региона, где произошло падение рынка — это, например, Самарская и Мурманские области, республики Коми, Алтай и другие. Но все они обладают потенциалом для развития, и я абсолютно уверен, что в будущем мы ещё увидим эти регионы в списке наиболее динамично развивающихся», — делится своими прогнозами г-н Комов.
Рынок ДСТ и спецтехники в 2022 году: ожидания
«Прогнозы», впрочем, по словам эксперта, не самое подходящее слово. Во времена, когда влияние пандемии всё ещё велико, а внешнеполитические факторы бывают непредсказуемыми, Комов говорит, что предпочёл бы назвать это ожиданиями.
По мнению эксперта, 2021 год для ДСТ и спецтехники в России был временем отличного роста, и отрасль этот рост заслужила. Но на достигнутом, скорее всего, не остановится: уже сейчас видны дальнейшие перспективы.
Так, например, в будущем отечественный рынок дорожно-строительной и спецтехники должен не просто вырасти, но и изменить свою внутреннюю структуру, став более симметричным. В настоящий момент основную часть российского рынка составляют тяжёлые машины, пока в Европе на лидирующих позициях находится компактная техника.
«Именно компактная техника имеет наибольший потенциал для роста, пусть пока и находится в некоторой тени, — считает Андрей Комов. — Дело в том, что сейчас стране нужно очень серьёзно работать над увеличением производительности труда и отказом от тяжёлого ручного труда, ведь нехватка рабочей силы становится серьёзной проблемой. Рынок компактной техники будет развиваться, но для этого ему нужно помогать».
Эксперт предлагает, в частности, снимать сдерживающие факторы, основным из которых является утильсбор, сумма которого в настоящий момент слишком велика и серьёзно влияет на привлекательность техники.
Среди других актуальных тем — всепроникающая и вездесущая ESG-повестка и, соответственно, развитие рынка машин на альтернативных источниках энергии, а также рост популярности автономных машин и необходимость создания для них нормативно-правовой базы.
«Как никто другой, я считаю, что наша индустрия готова для внедрения автономных машин. Мы должны быть пионерами, — уверен г-н Комов. — В Европе они уже работают, и это не опытные образцы или концепты, а серийные модели. Запрос на них крайне велик: когда были продемонстрированы первые намётки так называемой техники будущего, машин завтрашнего дня, потребители заявили, что не хотят ждать завтра и нуждаются в такой спецтехнике уже сейчас. Это очень актуальная тема, особенно для горнодобывающей промышленности, где можно обеспечить высокий уровень безопасности, изолировав место использования машины, и где машина годами движется по одинаковой траектории. Так что время автономных машин наступит — и наступит скоро».
Что до «зелёной» повестки, в её реализации необходимы стимулы от государства. Так, по данным АЕБ, наиболее активно продажи машин на альтернативных источниках энергии идут в тех странах, где правительство предлагает субсидии на их покупку.
В целом же, по мнению Комова, в 2022 году старые проблемы, среди которых логистические перебои и дефицит компонентов и полупроводников, продолжат быть актуальными. Поэтому если показатели 2022 года окажутся на том же уровне, который продемонстрировал 2021-й, этот результат можно будет считать хорошим.
По большому счёту, предпосылок для падения показателей в конкретных отраслях нет — если только на рынок повлияют какие-то внутренние или внешние «сюрпризы».
«Одна только геополитическая повестка может помножить наш рынок на ноль, — выражает опасения Андрей Комов. — Потенциал для роста у российского рынка огромный: удвоиться и пойти дальше, но для того, чтобы реализовать этот потенциал, нам нужна спокойная геополитическая обстановка, отсутствие новых ограничительных мер и, конечно, адекватный диалог с регуляторами, направленный на устранение существующих перекосов».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: igrader.ru
Курсовая работа: Строительный рынок общая характеристика и особенности функционирования в РФ
Строительный рынок является одним из показательных для экономики РФ, имея связи с основными отраслями народного хозяйства и создавая не только рабочие места, но и повышая уровень жизни отдельных граждан (жилищное строительство) и страны в целом (транспортная инфраструктура, социально-культурная сфера), следует отметить важность развития данной сферы.
В настоящее время сложная ситуация наблюдается почти во всех сегментах строительного рынка, сдерживает инвесторов и заставляет их сокращать финансирование проектов на разных этапах реализации и отказываться от проектов, которые еще находятся на прединвестиционной стадии. Исходя из этого возникает необходимость анализа строительного рынка для понимания полноты проблемы управления им и отдельными элементами строительного рынка.
Сегодня наблюдается снижение объема иностранных инвестиций в сектор строительства. Кроме того, РФ не смогла улучшить инвестиционные условия, нерешенными остались ряд вопросов налогообложения. Сегодня к этому добавляется сложная экономическая ситуация, что делает строительный рынок РФ недостаточно привлекательным для долгосрочных инвестиций.
Уменьшение объемов и темпов промышленного производства также негативно влияет на развитие строительного рынка, поскольку не имеет инвестиций для строительства новых производственных мощностей и реконструкции имеющихся.
В связи с этим актуальным является проведение анализа функционирования строительного рынка для выявления стратегий его эффективного развития.
Цель работы состоит в изучении развития рынка строительства РФ, выявлении проблем и тенденций развития рынка.
– выполнить анализ роли строительного рынка в экономике РФ;
– дать характеристику строительного рынка РФ;
– определить проблемы и трудности развития строительного рынка;
– охарактеризовать направления развития строительного рынка.
Объектом исследования являются особенности функционирования строительного рынка РФ.
Предметом исследования является строительный рынок РФ.
Методы исследования. В процессе исследования использовался системный подход, который способствует адекватной постановке проблем и ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, а также метода анализа и синтеза, группировки и сравнения и др. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
Информационная основа исследования — нормативно-правовые акты по вопросам строительства в Российской Федерации, статистические исследования, материалы периодической печати.
Список литературы
- Абакумова, О.Г. Управление качеством: Конспект лекций / О.Г. Абакумова. — М.: А-Приор, 2011. — 128 c.
- Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.
- Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 253 c.
- Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Баумгартен. — М.: ИЦ Академия, 2010. — 304 c.
- Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. — М.: Омега-Л, 2013. — 381 c.
- Василевская, И.В. Управление качеством: Учебное пособие / И.В. Василевская. — М.: ИЦ РИОР, 2011. — 112 c.
- Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. — М.: СмартБук, 2013. — 128 c.
- . Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 176 c.
- Елисеева, Е.Н. Управление качеством: № 2098: Курс лекций / Е.Н. Елисеева, Н.В. Шмелева. — М.: ИД МИСиС, 2012. — 92 c.
- Загидуллин, Р.Р. Оптимальное управление качеством: Монография / Р.Р. Загидуллин. — Ст. Оскол: ТНТ, 2012. — 124 c.
- Зворыкина, Т.И. Управление качеством и инфраструктура предприятий сервиса бытовой и офисной техники: Учебное пособие / Н.М. Комаров, Т.И. Зворыкина, А.В. Максимов. — М.: СОЛОН-Пр., 2012. — 128 c.
- Кобяк, М.В. Управление качеством в гостинице: Учебное пособие / М.В. Кобяк, С.С. Скобкин. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 512 c.
- Коноплев, С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Коноплев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 252 c.
- Лютов, А.Г. Управление качеством в автоматизированном производстве. В 2-х т.Управление качеством в автоматизированном производстве: Учебник / А.Г. Лютов. — Ст. Оскол: ТНТ, 2012. — 800 c.
- Магер, В.Е. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 176 c.
- Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. — М.: Дашков и К, 2010. — 336 c.
- Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. — М.: Дашков и К, 2013. — 336 c.
- Стрельченко Е.А. Региональный рынок труда : тенденции и тренды инновац. развития (на примере Ростов. обл.) // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11, № 3/3. — С. 151-155.
- Корсаков М.Н. Промышленный кластер как фактор развития обрабатывающих предприятий / Корсаков М.Н., Каплюк Е.В. // Соврем. проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 433-435.
- Кискаева, И.А. Основные компоненты информационно-аналитического сопровождения процесса развития педагогического коллектива школы/ И.А. Кискаева// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — №6. — С.8 — 11.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 584 с. Инвестиционный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент организации»;Н.Д. Гуськова и др. ; рец.: Ф.Е, Удалов, Л.С. Валинурова, УМО вузов России по .-М.: КноРус, 2010. — 451 с.
- Карич Д. Предпринимательский маркетинг. — М.: Издат. группа «Прогресс» — «Культура», 2010. — 216 с.
- Инвестиционный менеджмент: учебное пособие по курсу «Инвестиционный менеджмент» для студентов заочной формы обучения;рец.: Н.В. Шевченко, И.Г. Андреева ; БелГУ, Ин-т государственного и муниципального управления, Каф. социальных технологий; БелГУ.-Белгород: БелГУ, 2010. – 171 с.
- Основин В. Н., Шуляков Л. В. Строительные материалы и изделия; Вышэйшая школа — Москва, 2009. — 224 c.
- Козлова О.А. Проблемы и перспективы развития гибких форм занятости населения в северном регионе / Козлова О.А., Кармакулова А.В. // Экономика региона. — 2013. — № 2 (34). — С. 27-34.
- Кокорев В Государственные гарантии: как разумное сделать легитимным // Вопр. экономики. — 2001. — № 4. — С. 52-64.
- Коровкин, А. Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030 г. / А. Г. Коровкин // Проблемы прогнозирования. – 2013. — № 4. — C. 79-96.
- Основные проблемы в строительстве в 2015 году [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://atrium-psf.ru/publikatsii/osnovnye-problemy-v-stroitelstve-v-2015-godu/
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.gks.ru (дата обращения 14.04.2014).
- Лапшин, В.Ю. Приоритетные направления формирования социально ориентированной модели рынка труда в России / В.Ю. Лапшин, И.М. Лапшина // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 4. — С. 90-96.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000
Научные Статьи.Ру / Примеры / Научные статьи / Строительство / Строительные материалы / Научная статья на тему «Анализ и выявление современных тенденций развития национального рынка строительных материалов»
Ключевые слова: Кризисная ситуация затронула многие аспекты жизни россиян. Не обошла она стороной и отрасль строительства, и как следствие связанный с ней рынок строительных материалов. В исследовании проведена оценка современного состояния рынка стройматериалов, представлены результаты его анализа и обозначены основные тенденции его развития.
Ключевые слова: строительство, строительные материалы, отделочные материалы, жилая недвижимость.
Отрасль производства строительных материалов занимает высокое место среди основных отраслей промышленности по общему объему выпуска, находясь примерно в равном положении с легкой промышленностью, и уступает только пищевой промышленности, машиностроению и электроэнергетике. Высокая значимость промышленности стройматериалов для экономики РФ заключается в том, что именно она служит источником сырья и материалов для строительного комплекса.
Затраты на сырье и материалы (в основном это продукция промышленности стройматериалов) составляют более 50% себестоимости производства для строительных компаний. Из этого можно сделать вывод, что именно от эффективности функционирования отрасли производства стройматериалов зависит решение проблем модернизации предприятий, обновления основных фондов, занятости населения, удовлетворения спроса граждан на жилье. В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что каждый человек (как работник или непосредственный потребитель) наравне с предприятиями всех отраслей заинтересован в конечной продукции строительства. Также высокая значимость строительной отрасли обуславливается тем, что налоговые поступления от предприятий этой отрасли составляют большую часть доходов бюджета.
От ситуации на рынке строительных и отделочных материалов напрямую зависит рынок строительства. Поэтому для того, чтобы более подробно изучить рынок стройматериалов, нужно провести анализ строительной отрасли. По данным Росстата, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2016 г. составил 6184,4 млрд. рублей, или 95,7% (в сопоставимых ценах) к уровню 2015 г., в декабре 2016г. — 890,3 млрд. рублей, или 94,6% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2017г. — 267,5 млрд. рублей, или 95,3% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года.
На рисунке видно, что общим трендом за указанный период является снижение объема строительных работ. Однако если в 2015 году это снижение составило порядка 10% (по сравнению с 2014 г.), то за 2016 год изменения были незначительны (около 5%).
Также рынок строительных материалов неразрывно связан с количеством проданных и отремонтированных квадратных метров (чем больше строится и ремонтируется зданий и помещений, тем больше строительных и отделочных материалов для этого требуется). Поэтому нельзя обойтись без анализа рынка жилой недвижимости.
В целом, рынок недвижимости достаточно инерционен. Последствия кризисного периода могут проявиться не ранее, чем через год. Согласно оценкам экспертов, последний пик продаж на первичном рынке жилой недвижимости был в декабре 2014 г., когда люди на волне «валютного шока» начали инвестировать свободные денежные средства в покупку жилья. Однако уже в начале 2015 г. продажи на рынке упали на 30 — 35% и в настоящий момент находятся примерно на таком же уровне.
Обычно значительная часть жилой недвижимости в России реализуется уже на этапе постройки верхних этажей, но еще до официального ввода (по документам) объекта в эксплуатацию. Рекордный ввод жилья в 2015 году составил 85,3 млн. кв. м, (+ 1,4% г/г). Это обуславливается тем, что на протяжении всего года, (но, по большей части, в первые месяцы) рынок осваивал средства, пришедшие ранее. И уже примерно с июня 2015 года начался спад. В феврале 2016 года состояние на рынке резко ухудшилось (- 23% г/г), однако в марте и апреле спад несколько замедлился, составив -14% и -6%, соответственно.
Согласно данным Росстата, в 2016 г. организациями всех форм собственности построено 1156,5 тыс. новых квартир, что на 1,1% меньше, чем в 2015 году. В декабре 2016 г. было построено 262,8 тыс. квартир, в январе 2017 г. – 70,5 тыс.
Как видно на рисунке 2, в данный момент наблюдается снижение объемов ввода в действие жилых домов (линия тренда). Можно отметить, что в конце 2015 г. и конце 2016 г. наблюдался резкий рост объемов, но это обусловлено лишь фактором сезонности – большая часть объектов строительства сдается в эксплуатацию именно в конце года. Поэтому в данном случае эти значения нельзя считать показательными.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных
Источник: bank.nauchniestati.ru