Храм строительство которого началось при юстиниане

Говорят, когда турки в 1453 г. захватили Константинополь, в Соборе Святой Софии шла служба. Враги ворвались в собор, и служивший иерей со Святыми Дарами направился к одному из приделов. Когда турки уже готовы были убить его мечом, стена вдруг раскрылась, и священник с Чашей исчез в ней. Эту нишу в правой части церкви показывают до наших дней. Предание говорит, что иерей до сих пор молится там, в укрытии – а когда над Софией снова будет крест, вернется ко алтарю, чтобы завершить литургию…

Собор Святой Софии в бывшем Константинополе

Собор Святой Софии в бывшем Константинополе

  • История Собора Святой Софии
  • Посвящение
  • Предыстория собора
  • Архитектор
  • Строительство

История Собора Святой Софии

Она овеяна множеством легенд, преданий, которым верят не только христиане, но также мусульмане или даже вовсе неверующие.

СОБОР СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ — !!!шедевр византийской архитектуры

Церковный историк Прокопий Кесарийский писал о нем: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным; тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных водах моря… ».

Действительно, подобного ему не было, и, пожалуй, нет во всем христианском мире.

Посвящение

Христианский календарь знает св. Софию, мать мучениц Веры, Надежды и Любови. Однако, Константинопольская София посвящена не этой святой. Слово «София» с греческого означает «Премудрость». При посвящении собора имелась ввиду, конечно, не земная, по Божия Премудрость, которая есть Слово Божие.

Именно так называют Второе Лицо Святой Троицы, Сына Божия.

Это Слово, как пишет Евангелист, «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). По Вочеловечении мы знаем Его как Иисуса Христа. Но до Воплощения, в вечном существовании у Слова не было человеческого имени. И София, Премудрость – не имя, но качество, через которое люди пытаются определить неопределимое, невместимое умом.

В IV в. накануне Рождества Христова существовал особый праздник Софии Премудрости Божией – Христа до Его Воплощения на земле. Именно Ему в предвечном существовании посвящен был главный храм Византийской империи.

Впоследствии не один Софийский храм появится также на Руси. Однако, под Премудростью здесь чаще всего будут понимать Богородицу – именно на Ее дни будут приходиться престольные праздники русских Софийских храмов. Таким образом, Премудрость Божия могла в древности толковаться различным образом.

Предыстория собора

Первый храм на месте нынешней Софии возвел император Константин Великий, вероятно, в 1 пол. IV в. Эта небольшая базилика (храм прямоугольной формы) была уже тогда посвящена Премудрости Божией. Известно, что в 404 г. она была уничтожена пожаром, однако к 415 г. восстановлена императором Феодосием Младшим. Новое разрушение последовало в 532 г., когда столицу империи охватил мятеж. Император Юстиниан (по ряду свидетельств, славянин по происхождению) уже собирался покинуть Константинополь – но на помощь подоспели войска полководца Велизария, которым и удалось восстановить порядок.

Самый амбициозный строительный проект в истории | Саграда Фамилия

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Вдохновленный, Юстиниан не просто решил заново отстроить старый храм. На его месте предполагалось возвести собор, который бы затмил своей красотой все храмы столицы империи. Его закладка состоялась уже 23 февраля 533 г.

Архитектор

Согласно Прокопию Кесарийскому, проект храма принадлежит двоим зодчим:

  • известному математику, инженеру, Анфимию из города Траллы; по свидетельствам современников, именно он разработал основную часть проекта, а также уникальное архитектурное решение купола;
  • Исидору из Милета, которого Прокопий называет «механиком»; хотя он работал в подчинении Анфимия, сам Исидор впоследствии был известен как ученый, инженер, математик; стоит отметить также, что Анфимия не дожил до окончания строительства, так что его завершал Исидор.

Кроме Софии, архитекторы могли также принимать участие в возведении по крайней мере двух других Константинопольских храмов – посвященных 12 Апостолам и мчч. Сергию и Вакху. Однако, этот вывод историки делают на основании сходства стиля этих церквей с Софией, документальных же подтверждений проектирования архитекторами этих церквей не сохранилось. А вот о том, строили ли они какие-либо храмы до Софии, нет даже косвенных данных.

Строительство

Величайший собор всех времен возводила вся огромная империя, которая включала в себя десятки провинций в Средиземноморье, Причерноморье, в Африке, Палестине с населением около 35 млн. человек. Каждая из провинций принимала участие в строительстве. Так, известно, что:

  • на возведение амвона Софии был истрачен годовой доход Египта – тогда провинции империи;
  • среди красивейших колонн Софии – приношения Рима, Афин, Эфеса, множества других городов, отправивших в Константинополь колонны бывших языческих храмов;
  • из разных мест империи везли мрамор, которого в храме его большое разнообразие: белый, привезенный из Проконеза, зеленый – из Каристоса, розовый – из Фригии.
Читайте также:  Письмо об опыте работы по строительству

Кроме того, в течение 5 лет на собор шли практически все доходы империи – даже чиновники почти перестали получать жалованье. Чтобы понять, насколько дорога была византийцам София, достаточно вспомнить, что главный престол был покрыт плитой из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней, которые при изготовлении плиты бросали с расплавленный металл. А император Юстиниан намеревался покрыть подобными плитами стены собора – от чего его отговорили советники, резонно заметив, что последующие императоры, не столь благочестивые, могут соблазниться, лишить Софию убранства, чем совершить грех.

Но, кроме участия материального, провинции империи помогали, можно сказать, технологически. В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось:

  • изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие (по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды!); на них использовали губчатую глину, найденную на острове Родос;
  • разработать уникальное архитектурное решение самого огромного купола, который опирается на полукупола, окружающие его; многие предполагают, что образцом для архитектором здесь послужил Пантеон, языческий храм Рима, где также огромный купол, опирающийся на стены; однако София – не круглое, как Пантеон, а прямоугольное здание, поэтому дополнительно пришлось искать новые инженерные решения; им стали контрфорсы, выступы из стен для дополнительной поддержки купола; кроме того, купол поддерживают колонны галерей, размещенных справа и слева от главного нефа (места, где собираются молящиеся);
  • силами лучших строителей страны изобрести особый раствор, по сути, аналог современного цемента; его особенностью была амортизация, так необходимая во время частых в Константинополе землетрясений.

Темпы возведения святыни были поразительны – от закладки до освящения на Рождество 537 г. прошло 5 лет и 10 месяцев. При этом храм был поистине огромен, не имея аналогов ни в христианском, ни в языческом мире: длина его 75 м, ширина 61,5 м, высота – почти 56.

Архитектурный стиль

Его обычно считают «переходным от базиликального к крестово-купольному храму». Действительно, до VI в. преобладали церкви вытянутой, прямоугольной формы, именовавшиеся базиликами, от «базилевс», император. Первоначально базилики были светскими зданиями, где императорские чиновники совершали суд (отсюда название), а также проводились разного рода собрания.

Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях – а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София – тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но – икона Царства Небесного.

Икона света

«Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» – так пишет о Софии Прокопий Кесарийский.

Это – еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже – звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также – для передачи богословских смыслов слов св. Иоанна Богослова: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5). Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим. Шедший сверху свет особым образом преломлялся в пространстве Софии, создавая ощущение благодати, радости Божия присутствия. И подлинно, свет солнца, луны, звезд здесь в полной мере осознавался отблеском Царстве Небесного.

Современными исследователями Софии, в частности, А.М.Лидовым, установлено: до VIII в., когда началось распространение иконоборческой ереси, здесь, вероятно, и не было вообще ни одного образа Бога или святых – ибо они и так присутствовали здесь благодаря «иконе света». Великолепные мозаики, которые сохранились здесь сейчас лишь частично, были сделаны после VII Вселенского Собора ради утверждения иконопочитания.

«Великая церковь» и православное богослужение

Устав, по которому служили здесь, именовался Песенным последованием, так как большая часть псалмов, тропарей, кондаков, канонов, пелась, а не читалась. Современное православное богослужение знает подобный строй службы, пожалуй, лишь во дни Пасхи. В Софии же служили так ежедневно. Здесь были огромные хоры не только из собственно певцов, но также из диаконов, иереев.

Очень торжественными были также сами службы, сопровождавшиеся большими процессиями духовенства – остаток этой практики мы можем видеть сейчас во всенощном бдении, когда духовенство торжественно исходит из алтаря для литии, затем – для чтения Евангелия. Это не случайно – Устав Софии Константинопольской был, как считали еще русские литургисты начала XX в., первым, который приняла крещенная Русь.

Собор Святой Софии без минаретов

Собор Святой Софии без минаретов

Есть и более серьезные детали современной службы, восходящие к Софии. Британский литургист Роберт Тафт установил, что это – Великий Вход на литургии, совершаемый при пении Херувимской песни. Сама эта практика возникла в соборе Св. Софии потому, что богослужебные сосуды находились в отдельно стоящем здании – скевофилакии.

Читайте также:  Правила предоставления субсидий строительство

В определенный момент службы духовенство торжественно отправлялось за ними. При этом верующие, зная, что приближается важнейший момент литургии, просили помолиться о них, на что иереи отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем…». Именно эти слова мы слышим на Великом Входе и сейчас. Но сама процессия давно уже получила богословское понимание, как символизирующая шествие Господа на Крест.

Святыни собора

По захвате Константинополя мусульманами все эти реликвии удалось спасти. Сейчас они пребывают на Афоне.

Судьба Софии

Турки захватили ее 29 мая 1453 г. Ночью накануне здесь состоялась последняя христианская литургия. А уже утром, по описанию византийского хрониста Дуки, турецкие воины «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».

Так закончилась жизнь Софии как православного храма. На другой же день султан Мехмед II сделал собор мечетью. Впоследствии к нему пристроили 4 минарета, мозаики замазали известью (у мусульман не принято изображать Бога или человека). На стенах появились суры из Корана.

Но и как мечеть «Айя-София», как теперь ее именовали, стала образцом для прочих мечетей, строившихся в Стамбуле, бывшем Константинополе. Турки заботились о бывшем соборе, проводили реставрацию, ремонт.

В 1935 г., когда после реформ К. Ататюрка Турция становится светским государством, начался третий этап жизни Св. Софии – как музея. Начались исследования древнего храма, были раскрыты мозаики времен Византии.

Мечеть Айя-София

Мечеть Айя-София

Собор сегодня

В статусе музея София пребывала до 2020 г., когда турецкое правительство приняло решение вновь устроить здесь мечеть. Несмотря на протесты христиан по всему миру, 24 июля 2020 г. здесь состоялся первый намаз, совершенный президентом страны, Р.Т.Эрдоганом. Изображения святых были в этот момент завешены тканью – пока временно. Но Турция полна решимости довести дело превращения Софии в мечеть до конца.

Где находится собор

Адрес: Турция, Стамбул, площадь Аясофья, 1.

Интересные факты

  • В течение 900 лет собор был самым большим храмом не только у христиан, но и вообще в мире.
  • Во время богослужения каждение храма происходило особым образом: кадильный дым поднимался из-под пола, так как окадить столь огромное пространство силами даже нескольких диаконов было невозможно.
  • Штат собора во времена имп. Юстиниана насчитывал 525 служителей, из которых было 50 священников.
  • Нынешний купол собора построен в X в. после очередного землетрясения 989 г. Его восстанавливал известный армянский зодчий Трдат.
  • На верхних галереях Софии можно увидеть граффити, оставленные побывавшими здесь. Среди них есть и написанные на славянском языке, вероятно, паломниками с Руси. По содержанию это, по сути, своего рода записки о поминовении, оставленные на стенах: «Помяни, Господи, Феодора, Симеона грешных», «Демко Безоевич грешный. Святая София, помилуй мя». Всего к настоящему времени подобных записей известно 13.

Сейчас Софию можно было бы считать «памятником ушедшей эпохи», когда Стамбул был Константинополем, столицей христианской страны. Но долгие столетия что-то не дает христианам думать о храме, как «ушедшем в историю». И, хотя он больше не «парит над городом», теряясь среди современных построек, стоит войти внутрь – и исчезает суетный мир, открывается небо. И льется из-под купола свет – отблеск Божия Царства.

Источник: pravoslavie.wiki

«Соломон, я превзошёл тебя!» — император Юстиниан I, войдя в построенный им собор Святой Софии

«Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони»

В 527 г. на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию.

Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения. Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Несмотря на это, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.
По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников.
Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек.

Читайте также:  Дендро фекальный способ строительства

Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

Архитектура храма

  1. Купол собора имел максимально возможные размеры, определённые ещё строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство.Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. Башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.
Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий.
Например, 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.
В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.
По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Источник: korni.today

Рейтинг
Загрузка ...