Похоже, я начинаю понимать одухотворённо-проникновенный лик вождя мирового пролетариата, автора собрания сочинений в 55 томах…. Нескорый путь начался элементарными сведениями о функциях и графиках, и вот сейчас работа над трудоемкой темой заканчивается закономерным результатом – статьёй о полном исследовании функции. Долгожданное задание формулируется следующим образом:
Исследовать функцию методами дифференциального исчисления и на основании результатов исследования построить её график
Или короче: исследовать функцию и построить график.
Зачем исследовать? В простых случаях нас не затруднит разобраться с элементарными функциями, начертить график, полученный с помощью элементарных геометрических преобразований и т.п. Однако свойства и графические изображения более сложных функций далеко не очевидны, именно поэтому и необходимо целое исследование.
Основные этапы решения сведены в справочном материале Схема исследования функции, это ваш путеводитель по разделу. Чайникам требуется пошаговое объяснение темы, некоторые читатели не знают с чего начать и как организовать исследование, а продвинутым студентам, возможно, будут интересны лишь некоторые моменты. Но кем бы вы ни были, уважаемый посетитель, предложенный конспект с указателями на различные уроки в кратчайший срок сориентирует и направит Вас в интересующем направлении. Роботы прослезились =) Руководство свёрстано в виде pdf-файла и заняло заслуженное место на странице Математические формулы и таблицы.
Строительство студии. Особенности загородного дома — что нужно учесть в проекте.
Исследование функции я привык разбивать на 5-6 пунктов:
1) Область определения, непрерывность, четность/нечётность, периодичность функции.
2) Асимптоты графика функции.
6) Дополнительные точки и график по результатам исследования.
На счёт заключительного действия, думаю, всем всё понятно – будет очень обидно, если в считанные секунды его перечеркнут и вернут задание на доработку. ПРАВИЛЬНЫЙ И АККУРАТНЫЙ ЧЕРТЁЖ – это основной результат решения! Он с большой вероятностью «прикроет» аналитические оплошности, в то время как некорректный и/или небрежный график доставит проблемы даже при идеально проведённом исследовании.
Следует отметить, что в других источниках количество пунктов исследования, порядок их выполнения и стиль оформления могут существенно отличаться от предложенной мной схемы, но в большинстве случаев её вполне достаточно. Простейшая версия задачи состоит всего из 2-3 этапов и формулируется примерно так: «исследовать функцию с помощью производной и построить график» либо «исследовать функцию с помощью 1-й и 2-й производной, построить график».
Естественно – если в вашей методичке подробно разобран другой алгоритм или ваш преподаватель строго требует придерживаться его лекций, то придётся внести некоторые коррективы в решение. Не сложнее, чем заменить вилку бензопилой ложкой.
Итак, вооружившись общей схемой исследования, где рассмотрена структура и техника выполнения задачи, переходим к изучению стратегии и тактики действий. Успешно прошедшим курс обучения откроется тайна числа 69 😉 С нетерпением скрипим колёсиком мыши =)
Как Китайцы Строят Дороги
Исследовать функцию и по результатам исследования построить график.
Решение:
1) Функция определена и непрерывна на всей числовой прямой: . Это очень хорошо, отпадают вертикальные асимптоты.
Проверим функцию на чётность/нечётность:
После чего следует шаблонная отписка:
, значит, данная функция не является чётной или нечётной.
Очевидно, что функция непериодическая.
2) Асимптоты, поведение функции на бесконечности.
Так как функция непрерывна на , то вертикальные асимптоты отсутствуют.
Нет и наклонных асимптот.
Примечание: напоминаю, что более высокого порядка роста, чем , поэтому итоговый предел равен именно «плюс бесконечности».
Выясним, как ведёт себя функция на бесконечности:
Иными словами, если идём вправо, то график уходит бесконечно далеко вверх, если влево – бесконечно далеко вниз. Да, здесь тоже два предела под единой записью. Если у вас возникли трудности с расшифровкой знаков , пожалуйста, посетите урок о бесконечно малых функциях.
Таким образом, функция не ограничена сверху и не ограничена снизу. Учитывая, что у нас нет точек разрыва, становится понятна и область значений функции: – тоже любое действительное число.
ПОЛЕЗНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ
Каждый этап задания приносит новую информацию о графике функции, поэтому в ходе решения удобно использовать своеобразный МАКЕТ. Изобразим на черновике декартову систему координат. Что уже точно известно? Во-первых, у графика нет асимптот, следовательно, прямые чертить не нужно. Во-вторых, мы знаем, как функция ведёт себя на бесконечности. Согласно проведённому анализу, нарисуем первое приближение:
Заметьте, что в силу непрерывности функции на и того факта, что , график должен, по меньшей мере, один раз пересечь ось . А может быть точек пересечения несколько?
3) Нули функции и интервалы знакопостоянства.
Сначала найдём точку пересечения графика с осью ординат. Это просто. Необходимо вычислить значение функции при :
Полтора над уровнем моря.
Чтобы найти точки пересечения с осью (нули функции) требуется решить уравнение , и тут нас поджидает неприятный сюрприз:
В конце притаился свободный член, который существенно затрудняет задачу.
Такое уравнение имеет, как минимум, один действительный корень, и чаще всего этот корень иррационален. В худшей же сказке нас поджидают три поросёнка. Уравнение разрешимо с помощью так называемых формул Кардано, но порча бумаги сопоставима чуть ли не со всем исследованием. В этой связи разумнее устно либо на черновике попытаться подобрать хотя бы один целый корень. Проверим, не являются ли оными числа :
– не подходит;
– есть!
Здесь повезло. В случае неудачи можно протестировать ещё и , а если и эти числа не подошли, то шансов на выгодное решение уравнения, боюсь, очень мало. Тогда пункт исследования лучше полностью пропустить – авось станет что-нибудь понятнее на завершающем шаге, когда будут пробиваться дополнительные точки. И если таки корень (корни) явно «нехорошие», то об интервалах знакопостоянства лучше вообще скромно умолчать да поаккуратнее выполнить чертёж.
Однако у нас есть красивый корень , поэтому делим многочлен на без остатка:
Алгоритм деления многочлена на многочлен детально разобран в первом примере урока Сложные пределы.
В итоге левая часть исходного уравнения раскладывается в произведение:
А теперь немного о здоровом образе жизни. Я, конечно же, понимаю, что квадратные уравнения нужно решать каждый день, но сегодня сделаем исключение: уравнение имеет два действительных корня .
На числовой прямой отложим найденные значения и методом интервалов определим знаки функции:
Таким образом, на интервалах график расположен
ниже оси абсцисс , а на интервалах – выше данной оси .
Полученные выводы позволяют детализировать наш макет, и второе приближение графика выглядит следующим образом:
Обратите внимание, что на интервале функция обязательно должна иметь хотя бы один максимум, а на интервале – хотя бы один минимум. Но сколько раз, где и когда будет «петлять» график, мы пока не знаем. К слову, функция может иметь и бесконечно много экстремумов.
4) Возрастание, убывание и экстремумы функции.
Найдём критические точки:
Данное уравнение имеет два действительных корня . Отложим их на числовой прямой и определим знаки производной:
Следовательно, функция возрастает на и убывает на .
В точке функция достигает максимума: .
В точке функция достигает минимума: .
Установленные факты загоняют наш шаблон в довольно жёсткие рамки:
Что и говорить, дифференциальное исчисление – штука мощная. Давайте окончательно разберёмся с формой графика:
5) Выпуклость, вогнутость и точки перегиба.
Найдём критические точки второй производной:
Определим знаки :
График функции является выпуклым на и вогнутым на . Вычислим ординату точки перегиба: .
Практически всё прояснилось.
6) Осталось найти дополнительные точки, которые помогут точнее построить график и выполнить самопроверку. В данном случае их мало, но пренебрегать не будем:
Выполним чертёж:
Зелёным цветом отмечена точка перегиба, крестиками – дополнительные точки. График кубической функции симметричен относительно своей точки перегиба, которая всегда расположена строго посередине между максимумом и минимумом.
По ходу выполнения задания я привёл три гипотетических промежуточных чертежа. На практике же достаточно нарисовать систему координат, отмечать найденные точки и после каждого пункта исследования мысленно прикидывать, как может выглядеть график функции. Студентам с хорошим уровнем подготовки не составит труда провести такой анализ исключительно в уме без привлечения черновика.
Для самостоятельного решения:
Исследовать функцию и построить график.
Тут всё быстрее и веселее, примерный образец чистового оформления в конце урока.
Немало секретов раскрывает исследование дробно-рациональных функций:
Методами дифференциального исчисления исследовать функцию и на основании результатов исследования построить её график.
Решение: первый этап исследования не отличается чем-то примечательным, за исключением дырки в области определения:
1) Функция определена и непрерывна на всей числовой прямой кроме точки , область определения: .
, значит, данная функция не является четной или нечетной.
Очевидно, что функция непериодическая.
График функции представляет собой две непрерывные ветви, расположенные в левой и правой полуплоскости – это, пожалуй, самый важный вывод 1-го пункта.
2) Асимптоты, поведение функции на бесконечности.
а) С помощью односторонних пределов исследуем поведение функции вблизи подозрительной точки, где явно должна быть вертикальная асимптота:
Действительно, функции терпит бесконечный разрыв в точке ,
а прямая (ось ) является вертикальной асимптотой графика .
б) Проверим, существуют ли наклонные асимптоты:
Да, прямая является наклонной асимптотой графика , если .
Пределы анализировать смысла не имеет, поскольку и так понятно, что функция в обнимку со своей наклонной асимптотой не ограничена сверху и не ограничена снизу.
Второй пункт исследования принёс много важной информации о функции. Выполним черновой набросок:
Вывод № 1 касается интервалов знакопостоянства. На «минус бесконечности» график функции однозначно расположен ниже оси абсцисс, а на «плюс бесконечности» – выше данной оси. Кроме того, односторонние пределы сообщили нам, что и слева и справа от точки функция тоже больше нуля. Обратите внимание, что в левой полуплоскости график, по меньшей мере, один раз обязан пересечь ось абсцисс. В правой полуплоскости нулей функции может и не быть.
Вывод № 2 состоит в том, что функция возрастает на и слева от точки (идёт «снизу вверх»). Справа же от данной точки – функция убывает (идёт «сверху вниз»). У правой ветви графика непременно должен быть хотя бы один минимум. Слева экстремумы не гарантированы.
Вывод № 3 даёт достоверную информацию о вогнутости графика в окрестности точки . О выпуклости/вогнутости на бесконечностях мы пока ничего сказать не можем, поскольку линия может прижиматься к своей асимптоте как сверху, так и снизу. Вообще говоря, есть аналитический способ выяснить это прямо сейчас, но форма графика «даром» прояснится на более поздних этапах.
Зачем столько слов? Чтобы контролировать последующие пункты исследования и не допустить ошибок! Дальнейшие выкладки не должны противоречить сделанным выводам.
3) Точки пересечения графика с координатными осями, интервалы знакопостоянства функции.
График функции не пересекает ось .
Методом интервалов определим знаки :
, если ;
, если .
Результаты пункта полностью соответствуют Выводу № 1. После каждого этапа смотрите на черновик, мысленно сверяйтесь с исследованием и дорисовывайте график функции.
4) Возрастание, убывание, экстремумы функции.
В рассматриваемом примере числитель почленно делится на знаменатель, что очень выгодно для дифференцирования:
Собственно, это уже проделывалось при нахождении асимптот.
Определим знаки :
возрастает на и убывает на
В точке функция достигает минимума: .
Разночтений с Выводом № 2 также не обнаружилось, и, вероятнее всего, мы на правильном пути.
5) Выпуклость, вогнутость, перегибы графика.
, значит, график функции является вогнутым на всей области определения.
Отлично – и чертить ничего не надо.
Точки перегиба отсутствуют.
Вогнутость согласуется с Выводом № 3, более того, указывает, что на бесконечности (и там и там) график функции расположен выше своей наклонной асимптоты.
6) Добросовестно приколотим задание дополнительными точками. Вот здесь придётся изрядно потрудиться, поскольку из исследования нам известны только две точки.
И картинка, которую, наверное, многие давно представили:
В ходе выполнения задания нужно тщательно следить за тем, чтобы не возникало противоречий между этапами исследования, но иногда ситуация бывает экстренной или даже отчаянно-тупиковой. Вот «не сходится» аналитика – и всё тут. В этом случае рекомендую аварийный приём: находим как можно больше точек, принадлежащих графику (сколько хватит терпения), и отмечаем их на координатной плоскости. Графический анализ найденных значений в большинстве случаев подскажет, где правда, а где ложь. Кроме того, график можно предварительно построить с помощью какой-нибудь программы, например, в том же Экселе (понятно, для этого нужны навыки).
Методами дифференциального исчисления исследовать функцию и построить её график.
Это пример для самостоятельного решения. В нём самоконтроль усиливается чётностью функции – график симметричен относительно оси , и если в вашем исследовании что-то противоречит данному факту, ищите ошибку.
Чётную или нечётную функцию можно исследовать только при , а потом пользоваться симметрией графика. Такое решение оптимально, однако выглядит, по моему мнению, весьма непривычно. Лично я рассматриваю всю числовую ось, но дополнительные точки нахожу всё же лишь справа:
Провести полное исследование функции и построить её график.
Решение: понеслась нелёгкая:
1) Функция определена и непрерывна на всей числовой прямой: .
, значит, данная функция является нечетной, её график симметричен относительно начала координат.
Очевидно, что функция непериодическая.
2) Асимптоты, поведение функции на бесконечности.
Так как функция непрерывна на , то вертикальные асимптоты отсутствуют
Для функции, содержащей экспоненту, типично раздельное исследование «плюс» и «минус бесконечности», однако нашу жизнь облегчает как раз симметрия графика – либо и слева и справа есть асимптота, либо её нет. Поэтому оба бесконечных предела можно оформить под единой записью. В ходе решения используем правило Лопиталя:
Прямая (ось ) является горизонтальной асимптотой графика при .
Обратите внимание, как я хитро избежал полного алгоритма нахождения наклонной асимптоты: предел вполне легален и проясняет поведение функции на бесконечности, а горизонтальная асимптота обнаружилась «как бы заодно».
Из непрерывности на и существования горизонтальной асимптоты следует тот факт, что функция ограничена сверху и ограничена снизу.
3) Точки пересечения графика с координатными осями, интервалы знакопостоянства.
Здесь тоже сокращаем решение:
График проходит через начало координат.
Других точек пересечения с координатными осями нет. Более того, интервалы знакопостоянства очевидны, и ось можно не чертить: , а значит, знак функции зависит только от «икса»:
, если ;
, если .
! Настоятельно рекомендую оформлять черновой шаблон графика
по ходу исследования!
4) Возрастание, убывание, экстремумы функции.
Точки симметричны относительно нуля, как оно и должно быть.
Определим знаки производной:
Функция возрастает на интервале и убывает на интервалах
В точке функция достигает максимума: .
В силу свойства (нечётности функции) минимум можно не вычислять:
Поскольку функция убывает на интервале , то, очевидно, на «минус бесконечности» график расположен под своей асимптотой. На интервале функция тоже убывает, но здесь всё наоборот – после перехода через точку максимума линия приближается к оси уже сверху.
Из вышесказанного также следует, что график функции является выпуклым на «минус бесконечности» и вогнутым на «плюс бесконечности».
После этого пункта исследования прорисовалась и область значений функции:
Если у вас возникло недопонимание каких-либо моментов, ещё раз призываю начертить в тетради координатные оси и с карандашом в руках заново проанализировать каждый вывод задания.
5) Выпуклость, вогнутость, перегибы графика.
Симметрия точек сохраняется, и, скорее всего, мы не ошибаемся.
Определим знаки :
График функции является выпуклым на и вогнутым на .
Выпуклость/вогнутость на крайних интервалах подтвердилась.
Во всех критических точках существуют перегибы графика. Найдём ординаты точек перегиба, при этом снова сократим количество вычислений, используя нечётность функции:
6) Дополнительные точки целесообразно рассчитать только для правой полуплоскости:
Выполним чертёж:
Такой вот симпатяга….
Изначально было запланировано 5 примеров, и если честно, я ожидал, что статья получится заметно больше по объему. Конечно, хочется исследовать ещё одну функцию, но с другой стороны – нельзя объять необъятное, поэтому сегодня воздержимся от логарифмов. Самое важное – усвоить методы, приёмы и хитрости исследования, которые мы только что разобрали.
Желающие могут пройти на страницу готовых задач по высшей математике и закачать архив, который содержит 69 исследований. Выбирайте любую функцию и тренируйтесь! А кто знает…, может встретите ту единственную, которую так давно искали =)
Решения и ответы:
Пример 2: Решение: проведём исследование функции:
1) Функция определена и непрерывна на всей числовой прямой, .
, значит, данная функция не является четной или нечетной.
Функция непериодическая.
2) Асимптоты графика, поведение функции на бесконечности.
Так как функция непрерывна на , то вертикальные асимптоты отсутствуют.
, значит, наклонные асимптоты также отсутствуют.
, функция не ограничена снизу.
3) Точки пересечения графика с координатными осями, интервалы знакопостоянства функции.
График проходит через начало координат.
С осью
Определим знаки :
, если ,
, если .
4) Возрастание, убывание, экстремумы функции.
– критические точки.
Определим знаки :
возрастает на и убывает на .
В точке функция достигает максимума:
5) Выпуклость, вогнутость, перегибы графика.
– критические точки.
Определим знаки :
График функции является выпуклым на и вогнутым на .
В обеих критических точках существуют перегибы графика.
6) Найдем дополнительные точки:
Выполним чертёж:
Пример 4: Решение: проведем исследование функции:
1) Функция определена и непрерывна на всей числовой прямой, .
, значит, данная функция является четной, ее график симметричен относительно оси ординат.
Очевидно, что функция непериодическая.
2) Асимптоты, поведение функции на бесконечности.
Так как функция непрерывна на всей числовой прямой, то вертикальные асимптоты отсутствуют.
Прямая является горизонтальной асимптотой для графика при .
3) Точки пересечения графика с координатными осями, интервалы знакопостоянства функции.
График функции проходит через начало координат.
на всей области определения.
4) Возрастание, убывание, экстремумы функции.
– критическая точка.
Определим знаки :
возрастает на и убывает на .
В точке функция достигает минимума: .
5) Выпуклость, вогнутость, перегибы графика.
– критические точки.
Определим знаки :
График является выпуклым на и вогнутым на .
В обеих критических точках существуют перегибы графика: .
6) Найдем дополнительные точки и выполним чертёж:
(Переход на главную страницу)
«Всё сдал!» — онлайн-сервис помощи студентам
Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам,
cкидкa 17% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-xr4ys
Источник: www.mathprofi.ru
Лев Кекушев — архитектор: фото, биография, постройки в Москве
Все, кто хотя бы немного знаком с российской историей, ассоциируют названия давно вошедших в черту Москвы сел Измайлово, Семеновское и Преображенское с петровскими временами — катанием юного царя-реформатора на ботике в пруду измайловской дворцовой усадьбы, а также с Семеновским и Преображенским полками, чьи солдатские слободы располагались в этих местах. Однако именно в этих местах, кроме воинских поселений, стало бурно развиваться текстильное производство, и поднялась — преимущественно из старообрядцев — новая плеяда московских купцов, вписавших свою страницу в историю города.
Семейство надворного советника
Биография блистательного архитектора Льва Николаевича Кекушева изобилует темными пятнами. Одни исследователи его творчества и биографии полагают, что он родился в 1862-м в Саратове. Другие утверждают, что зодчий появился на свет в Вильно, что в Варшавской губернии. От этого факта мы и будем отталкиваться.
Лев Николаевич Кекушев рос и воспитывался в семействе военного. Его отец служил майором в Павловском полке, который был дислоцирован в Царстве Польском. По всей видимости, именно там он встретился впервые со своей будущей женой. Ее звали Констанция. Она была дочерью польского помещика.
В 1861-м глава семьи решил выйти в отставку. Он поступил на гражданскую службу. Его новым местом работы был инженерный корпус. Неоднократно по службе ему приходилось переезжать в другие регионы. В разные периоды он жил в Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде, пока не осел в Вильно.
Именно там появился на свет его сын – будущий архитектор. К этому времени отец семейства дослужился до чина надворный советник.
Кроме Льва Кекушева, который являлся 3-м ребенком, было еще 6 детей. Семья жила довольно небогато. Именно поэтому родители ориентировали своих отпрысков на получение достойного образования, так как оно давало возможность рассчитывать на неплохую служебную карьеру в дальнейшем.
Комментарии
- Первым зданием стиля модерн принято считать дачу великого князя Бориса Владимировича, построенную архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе. См.: Кириков Б. М.
Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1. - Здесь и далее проекты и постройки даны по М. В. Нащокиной[34], с необходимыми дополнениями и уточнениями. Работы в Москве приведены по умолчанию, иногородние — с указанием места постройки
Первые опыты
К 1883-му юный Кекушев Лев Николаевич окончил реальное училище в Вильно. А поскольку он уже проявил очевидные художественные способности и ненавидел военную муштру, отправился в Санкт-Петербург. Он был намерен поступить в Институт гражданских инженеров, что и случилось в том же году.
В стенах этого учебного заведения он учился вместе с такими будущими известными архитекторами, как В. Величкин, И. Иванов-Шиц и Н. Марков.
Когда он был учащимся, Кекушеву Льву Николаевичу приходилось выполнять ряд самостоятельных студенческих работ, где он в очередной раз проявил свои неординарные способности к живописи.
В конце обучения он защитил дипломный проект, который назывался «Скотобойня в Петербурге». Незадолго до диплома ему удалось найти работу в Техническо-строительном комитете МВД. В результате в 1888-м он окончил вуз, став профессиональным гражданским инженером. Кроме того, ему вручили Серебряную медаль за его успехи в архитектуре.
После этого Лев Кекушев недолгое время трудился помощником градостроителя. Однако уже в 1890-м он решил выйти в отставку, отправившись в Первопрестольную.
Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот
Портрет Жан-Батиста Мишель Валлен-Деламота. Картина неизвестного художника
Академия художеств имени И.Е. Репина. Фотография: Alex Fedorov
Выпускник Французской академии в Риме архитектор Валлен-Деламот приехал в Россию в середине XVIII века, чтобы представить проект здания Академии художеств в Петербурге. Академия художеств и стала его основным местом работы — сначала он стал ее первым преподавателем, потом членом совета, а потом и адъюнкт-ректором по архитектуре.
Именно Валлен-Деламот стал пионером русского классицизма — он перестроил в этом стиле расстрелиевский барочный Гостиный двор, сконструировал арку Новой Голландии, стал автором нескольких дворцов и церквей и, наконец, построил ту самую Академию художеств. В России Валлен-Деламот был успешным специалистом и уважаемым человеком, но смерть отца вынудила его отправиться во Францию, где он решил остаться, несмотря на уговоры друзей и родных вернуться в Россию. Новые заказы архитектору не поступали, а жил он все так же за российский счет — получал пенсию от Академии художеств. Однако после казни Людовика XVI Россия разорвала отношения с революционной Францией, и деньги Валлен-Деламоту присылать перестали. Архитектор скончался в своем родном городе Ангулеме, разбитый параличом и ослепший.
Наставник
В столице Кекушев принял решение посвятить себя в основном частной архитектурной практике. Так, он начал стажироваться у модного архитектора С. Эйбушитца, а также стал его помощником. В этом качестве он принял участие в постройках Охотного ряда и Центральных бань.
По большому счету эти уроки видного зодчего помогли не только выкристаллизовать стиль молодого архитектора, но и сформировать круг потенциальных заказчиков, среди которых были обеспеченные выходцы из купеческих фамилий.
Кроме того, на протяжении стажировки Кекушеву удалось освоить навыки различных прикладных декоративных техник. Имеется в виду ковка, гальванопластика, а также травление по стеклу и металлу.
Кекушев, Лев (1859 — 1919). Архитектура и дизайн интерьера
Лев Николаевич Кекушев (1859 – 1919), автор особняка И.А.Миндовского на Поварской – один из наиболее ярких и самобытных мастеров архитектуры и дизайна интерьера московского модерна. Его имя, высоко ценимое современниками, до сих пор не заняло в истории русской архитектуры конца XIX – начала XX века подобающего ему места. Л.Н.Кекушев – архитектор, тонкий знаток культуры, талантливый график и акварелист, все чаше воспринимается и как самобытный стилист, создатель собственного, авторского варианта стиля модерн.
Дом Носова. Кекушев.Л. 1903 г.
Кекушев родился в 1863 году в семье военного офицера, служившего в войсках Российской империи в Польше. Среднее образование он получил в Виленском реальном училище. Детство, проведенное в западных губерниях, предопределило дальнейшую учебу в столице: с 1883 по 1888 год он учился в Институте гражданских инженеров, который закончил с правом на чин X класса, и был зачислен в Техническо-Строительный комитет Министерства Внутренних Дел. Однако, в северной столице Кекушев проработал недолго, в 1890 году он вышел в отставку с государственной службы и уехал в Москву, полностью посвятив себя частной практике. Сначала, (1890-1893 гг.) он был помощником известного московского архитектора С.Эйбушитца на постройке центральных бань и Охотного ряда, затем начал проектировать самостоятельно.
В качестве рисовальщика, Кекушев в 1890-х годах длительное время работал в области декоративно-прикладного искусства.
Он делал рисунки бронзовых, деревянных и цинковых предметов для различных московских фабрик (мебели, предметов быта, разнообразной утвари, осветительных приборов и т.д.). С жанром промышленного дизайна была связана и его преподавательская работа в Строгановском художественно-промышленном училище технического рисования (1898-1901) где он преподавал серебрение, железную ковку и композицию. Будучи всегда новатором в архитектуре и дизайне интерьера, Кекушев одним из первых московских архитекторов начал внедрять эстетику и формы только появившегося в те годы стиля модерн в практику. Возможно, именно профессиональная необходимость быть в курсе новых стилевых тенденций, одним из первых привела Кекушева к созданию собственной архитектурной версии нового стиля. Точность передачи стилизуемого прототипа, важная для архитектора-эклектика, постепенно уступала место изысканному синтезу приметов разных эпох в новое целое, обладавшее качеством бесспорной современности.
Особняк Кекушевой на Остоженке. 1900-1903 гг. Кекушев Л.
В 1890-х годах к Кекушеву как архитектору и дизайнеру интерьеров пришли успех и известность в среде таких состоятельных московских заказчиков как: Кузнецовы, Хлудовы, Носовы и др. Виртуозность историко-архитектурных стилизаций зодчего наглядно иллюстрирует усадебный дом М.С.Грачёва в Ховрине (1898-1900 гг.), по желанию заказчика намеренно уподобленный игорному дому в Монте-Карло. В нем, зодчий оригинально интерпретировал прототип, возведённый известным французским архитектором Ш.Гарнье, внеся в ховринский дом множество узнаваемых соответствий.
Однако, как и в области декоративно-прикладного искусства, внутренний переход Кекушева к стилю модерн стал главным направлением его архитектурной работы тех лет. Сначала, это преимущественно проявлялось в деталях: великолепны нарисованные им решетки для доходных домов, скульптурные маски юных дев над входами в доходном ломе Гагарина (1893 г.) в Варсонофьевском переулке. Наконец, созданный им доходный дом Хлудовых в Театральном проезде (1894-1896 гг.) уже наглядно продемонстрировал основные черты нового стиля, лишь в деталях сохранив налёт эклектики.
Дом Листа. Кекушев.Л.
Последовательный путь Кекушева и овладению приемами зарождавшегося модерна обусловил тот факт, что зодчий стал автором первого целостного произведения нового стиля в Москве – собственного особняка в Глазовском переулке (1898-1899 гг.), вероятно, изначально предназначенного для продажи (сразу после окончания строительства был продан О.Листу).
В постройке нашли отражение основные приемы строительства и отделки модерна:
- всефасадность и асимметрия общей композиии
- применение новых строительных материалов (керамической плитки, камня, кованого металла),
- выразительные декоративные элементы (мозаичный фриз из подснежников, мозаичное панно, изображающее подводный мир (автор В. Валькот (?)
Вырабатывая собственный, «романтический» вариант московского модерна, Кекушев обращался как к проектированию сооружений, так и дизайну интерьера.
Среди построек архитектора рубежа веков:
- Станция Московско-Брестской железной дороги “Одинцово” (1898-1899 гг.)
- Перестройка особняка И.И. Некрасова (1899 г.) на Гоголевском бульваре
- Особняк М.С. Саарбекова (1899-1900 гг., при участии С.С. Шуимана) на Поварской улице
- Никольские (Иверские) торговые ряды (1899-1900 гг. при участии С.С. Шуимана)
- собственный особняк на Остоженке (1900-1903 гг.) и т.д.
Гостиница Метрополь. Валькот, Кекушев, Шевяков. 1899-1905 гг.
Имя Кекушева неотъемлемо от истории строительства и дизайна интерьеров гостиницы «Метрополь» – ключевого произведения московского модерна.
В 1898-1900 годах он был главным архитектором «Северного Домостроительного Общества», возводившего гостиницу и, одновременно, главным архитектором Санкт-Петербургского «Общества Страхования», планировавшего в то время развернуть в Москве строительство комфортабельных особняков в новом стиле. Оба общества оказали значительное влияние на распространение модерна в городской застройке.
На рубеже веков, Кекушев заявил себя не только в качестве родоначальника московского модерна, но и его наиболее последовательного и художественно одарённого апологета. И это неслучайно – он чутко улавливал веяния времени. Обновление нового архитектурного мировоззрения совпало с ожиданиями, сложившимися в обществе в то время.
Известный столичный архитектор и критик А.И Дмитриев написал в начале XX: «Классицизм отцвел, как отцветают листья на дереве к осени, как стареет человек, переживший молодость, период возмужалости и подходящий, по воле судеб, к старости… Новый стиль должен был родиться потому, что это должно было случиться, и было неизбежно». В атмосфере ожидания нового стиля каждая из появлявшихся архитектурных новинок воспринималась особенно эмоционально. И творения Кекушева не разочаровывали московскую публику. В отличие от большинства московских зодчих, быстро охладевших к модерну, Кекушев на протяжении 1900 – 1910-х годов много проектировал и строил исключительно в формах созданного им самим стиля, обладавшего характерной узнаваемой пластикой и символикой.
Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне – посольство Новой Зеландии). Кекушев Л.
Период с 1903 по 1905 год – пик профессиональной карьеры Кекушева.
менно в эти годы он одним из самых преуспевающих зодчих. К этому времени относится его сотрудничество с Московским Торгово-строительным акционерным обществом, возглавляемым Я.А. Рекком, и проектирование двух особняков на Поварской улице, среди которых тот, что стал впоследствии собственностью И.А. Миндовского. Динамичное распределение объемов, совершенное владение композицией внутренних пространств и изысканная проработка деталей – качества, присущие постройкам зрелого периода творчества Кекушева.
Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне – посольство Новой Зеландии). Фасад с Поварской. Кекушев Л.
Важным было и то, что при их отделке использовались изысканных дорогие материалы и декоративные элементы. Благодаря своеобразию найденной стилистической манеры, зрелые постройки Кекушева в стиле модерн, в отличие от сооружений многих других московских архитекторов, можно легко отличить визуально, по характерным объемно-пространственным и декоративным приемам. Это – поистине уникальное качество, поскольку даже визуальная атрибуция произведений Шехтеля без необходимой проектной документации, подчас, довольно затруднительна.
Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне – посольство Новой Зеландии). Фрагмент фасада. Кекушев Л.
Выдающееся мастерство и яркая индивидуальность Кекушева снискали признание современников.
В едва ли не самом оригинальном очерке о новой архитектуре Москвы, написанном в 1904 году петербургским архитектором и инженером Борисом Николаевым было написано: «К лучшим постройкам общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева». Эти строки, относящиеся как раз к новым особнякам Кекушева, тем более знаменательны, что написаны они не просто профессионалом, но человеком настроенным весьма критически по отношению к неоднозначным нововведениям модерна. Под сарказмом его критики не раз оказывались и столь крупные мастера архитектуры Москвы начала столетия как Шехтель и Валькот.
Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне – посольство Новой Зеландии). Парадный вход. Кекушев Л.
Как незаурядный мастер, Кекушев заявил о себе не только в целостных ансамблях возведённых им особняков, но и в оформлении интерьеров уже существующих зданий. Он разработал оформление залов в ресторане «Прага» (1906 г.), а также выполнил дизайн интерьера помещений в особняке И.А.Морозова на Пречистенке (1905-1908 гг.), где архитектор полностью подчинил свою индивидуальность задуманной владельцем экспозиции современной французской живописи и скульптуры. В частности, Кекушев великолепно оформил зал для живописных панно М.Лени на античные сюжеты.
Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне – посольство Новой Зеландии). Витраж. Кекушев Л.
В уникальном издании «Архитектурная Москва», представившем всех наиболее ярких и одаренных московских зодчих начала XX века, очерк о Кекушеве, в котором последовательно были перечислены его наиболее заметные сооружения, выглядел совершенно апологетически: «Это он построил одно из популярнейших и интереснейших зданий в Москве для Г.И. Хлудова (…) Это он старое, никуда негодное здание на Арбате превратил в уютнейший и любимейший ресторан Москвы «Прагу». Это он построил особняк «со львами» на Остоженке. (…) Это его особняки выделяются на Поварской… «. В самом деле, сразу по окончании строительства новые особняки Московского Торгово-строительного акционерного общества заняли заметное место среди новостроек Москвы. Их изображения в те годы не раз публиковали в профессиональной печати.
Доходный дом Исакова. Фрагмент фасада. Кекушев Л.
Последним крупным вкладом Кекушева в архитектуру и дизайн московского модерна стал знаменитый доходный дом И.П.Исакова.
И.П.Исаков сменил Я.А. Рекка на посту главы Торгово-строительного акционерного обшества и приобрел строившийся дом Общества на Пречистенке в свою собственность. По выразительности фасадной пластики и изобретательности декора это сооружение – одна из лучших работ Л.Н. Кекушева в стиле модерн.
Завершением оригинального стиля Кекушева мог стать ресторан И.А.Скалкина «Эльдорадо» в Петровском парке, в проекте которого выразительность линий и уникальность пространственного решения достигли своего апогея. К сожалению, кекушевский проект этого здания (1907 г.) осуществлён не был.
Исчезновение модерна из архитектуры Москвы конца 1900-х – начала 1910-х годов повлияло на сокращение деятельности Кекушева в качестве архитектора и дизайнера интерьеров. Симбиоз модерна с входившим в моду неоклассицизмом удавался зодчему меньше. Таковым стал корпус хирургической лечебницы С.М.Руднева (левая часть) в Серебряном переулке (1910-1911 гг.). Последней известной постройкой Кекушева стал корпус больницы при Преображенском монастырском комплексе (1912 г.). Есть основания полагать, что последние годы жизни Кекушева были омрачены болезнью, повлиявшей на резкое сокращение, а затем и отход от профессиональной деятельности.
Творческая деятельность Кекушева стала одним из наиболее ярких и самобытных явлений московского модерна и архитектурной жизни Москвы на рубеже XIX – XX веков.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи М.Нащекиной.
Собственная архитектурная мастерская
Кекушев закончил свою стажировку в 1893-м. После этого он открыл свою собственную архитектурную фирму. К сожалению, документов о деятельности этой мастерской практически не сохранилось. Зато есть данные об архитекторах, которые выполняли его задания, наблюдали за возведением ряда строительных объектов и разрабатывали декоративное убранство интерьеров и фасадов.
Такими помощниками были, к примеру, братья Шуцманы. Они, в том числе, приняли участие в проектировании особняка Коробкова и доходного дома Франка. Также они следили за ходом строительства Никольских торговых рядов.
Другими помощниками Кекушева стали В. Воейков и Н. Шевяков. Кроме того, через школу архитектора прошли видные русские зодчие А. Кузнецов и И. Фомин.
Помимо работы в бюро, Кекушев трудился преподавателем в Техническом училище в столице. Для нужд заведения ему удалось построить химическую лабораторию.
Кекушев преподавал и в Строгановском художественно-промышленном училище. Он давал учащимся свои уроки по серебрению, железной ковке и композиции. Потом он начал работать в одном из инженерных училищ.
На протяжении пяти лет Кекушев занимал пост участкового архитектора. И самостоятельно смог возвести здание с элементами мавританского стиля для богадельни имени Гера.
Дмитрий Ухтомский
Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе. Архитектор Дмитрий Ухтомский. 1745–1751. Фотография: Solundir / Wikipedia
Ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Архитекторы Иоганн Шумахер и Дмитрий Ухтомский. 1337. Фотография: vilingstore.net
Свои первые проекты Дмитрий Ухтомский создавал также под руководством Ивана Коробова, к которому попал вскоре после окончания Школы математических и навигационных наук. Первыми проектами Ухтомского были триумфальные арки и временные павильоны, которые не сохранились до наших дней.
Но одной из главных заслуг архитектора стало создание Дворцовой школы, где получали образование будущие зодчие. Среди выпускников Ухтомского были лучшие российские зодчие: Иван Старов, Матвей Казаков, Александр Кокоринов и другие. Карьеру Ухтомского прервали обвинения в растрате. Архитектора отстранили от службы и от управления созданной им школы, после чего он оставил профессию и вернулся в собственное имение в Ярославской области. И хотя вскоре его оправдали, к прежней работе Ухтомский больше не возвращался.
Императорский заказ
К середине 90-х к Кекушеву пришла первая слава. Постепенно он начал превращаться из рядового зодчего в именитого архитектора. Именно тогда он получил заказ самого императора Николая II.
В эти годы готовилась официальная коронация нового самодержца. К мероприятию было решено оформить часть Тверской улицы, здания Городской Думы и Воскресенской площади. Для этого был объявлен соответствующий конкурс, где приняли участие лучшие архитекторы. В результате заказ оказался в руках Кекушева. И через некоторое время он успешно закончил данную работу.
С тех пор имя зодчего было уже известно во всей империи.
Василий Баженов
Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи (фрагмент). 1770-е
Михайловский замок. Архитекторы Винченцо Бренна и Василий Иванович Баженов. 1797. Фотография: Andrew Shiva
Биография Василия Баженова вполне заслуживает экранизации: он был сыном дьячка, который дорос до звания «мой архитектор» у Екатерины II, был ею отвергнут, а затем добился расположения у нового императора — Павла I. Особенно драматичными были именно отношения с императрицей, стоившие ему и финансового благополучия, и архитектурного наследия, и здоровья. Так, в 1776 году Екатерина II поручила архитектору сложнейший проект — свою новую усадьбу в готическом стиле в Царицыно.
Баженов взялся за дело со всей ответственностью: разработал грандиозный парк с многочисленными постройками и двумя дворцами. В разгар строительства Екатерина II прекратила финансирование проекта, и он вложил в него собственные средства, для чего продал дом и залез в долги. Когда же через десять лет работы Екатерина II посетила новую резиденцию, она сильно раскритиковала ее и поручила строительство главному конкуренту Баженова — Матвею Казакову. Баженов остался без средств к существованию, был вынужден заниматься преподаванием и браться за менее интересные частные заказы.
Новое направление
Этот же период жизни мастера ознаменовался и тем, что архитектор Кекушев, биография которого насыщена интересными фактами, постепенно перешел к архитектурному стилю модерн.
Первой подобной работой был доходный дом Хлудовых, который считается одним из ярких образцов данного направления. К сегодняшнему дню это здание перестроено, но зато сохранился фасад.
Такую манеру архитектора поддержал ряд столичных застройщиков и известных меценатов, среди которых были Кузнецовы, Носовы и многие другие.
Купцы-старообрядцы и бизнес вели, и в искусстве разбирались
Место близ впадения Хапиловки в Яузу облюбовали для своей фабрики купцы Носовы. Их предприятие начиналось в 1829 г. с семейного бизнеса: трое братьев, Дмитрий, Иван и Василий, крестьяне-старообрядцы, поработав ткачами на одном из предприятий района, решили завести собственное дело и освоили выпуск нарядных платков, пользовавшихся спросом у москвичек. Работников нанимать было не на что, и братья сами ткали и красили платки, а мать и жены обшивали их бахромой. Старообрядцы не пьянствуют, дела ведут аккуратно и честно, копейку берегут, друг друга поддерживают… Дело пошло в гору, производство развивалось, осваивался новый ассортимент, и вот уже Носовым поступают заказы на изготовление рубашек и мундирного сукна для армии и флота. Еще недавно братья брали в старообрядческой общине кредит (500 тысяч рублей, практически беспроцентный, и быстро выплатили), а уже их наследники учреждают с капиталом в три миллиона «Промышленно-Торговое товарищество мануфактур братьев Носовых», которое возглавил сын Дмитрия Василий.
Это был образованный, всесторонне одаренный человек, живо интересовавшийся всем новым и в экономике, и в мире искусства. Он занимался фотографией, неплохо рисовал, расписывал фарфор… Вообще, купцы-старообрядцы, твердо придерживаясь «древлего благочестия», ретроградами не были. Мамонтов, Морозов, Рябушинский, как известно, прославились как меценаты. Кроме того, Иван и Михаил Морозовы занимались живописью и брали уроки у Константина Коровина, а Савва Мамонтов — пел, да так хорошо, что, будучи в Италии, получил приглашение в «Ла Скала». Узнав об этом, отец срочно вытребовал сына домой: ему предстояло возглавить семейное дело, с чем он с блеском, как мы знаем, справился. Вместе с тем, Абрамцевский кружок на даче Мамонтова — яркая страница в истории уже не бизнеса, а русского искусства…
Усадьба Носовых на Малой Семеновской
Иногда прогрессивно мыслящие фабриканты начинали интересоваться политикой и поддерживали борцов за справедливость, за что, собственно, и поплатились. Но для российского предпринимательства они сделали немало, и для искусства Серебряного века тоже.
Один из корпусов фабрики Носовых. 1914 г.
У В. Д. Носова было семеро детей. Один сын, тоже Василий, и шестеро дочерей. Отец так и не женился после ранней кончины супруги и все свободное время посвятил воспитанию подрастающего поколения. Все семеро, как и сам Василий Дмитриевич, получили домашнее образование, были дружны и любили собираться вечерами вместе с отцом в их двухэтажном доме, что и сейчас стоит на углу площади Журавлева и Электрозаводской улицы. А когда сын Василий женился на дочери Павла Рябушинского, красавице Евфимии, отец отдал молодым старое здание, а себе решил построить новое, ставшее одним из ярких памятников архитектуры района и стиля модерн, вошедшего в конце XIX века в моду.
Главный дом усадьбы Носовых на холме над заключенной в трубу Хапиловкой
Черпая свои духовные силы в традициях и культуре старой Руси, старообрядцы стремились придать своим церквям, часовням и другим постройкам черты, свойственные прежнему зодчеству. Но при этом не чурались и новых веяний в искусстве, порой подчеркивая независимость от установленных Никоном и после него правил. Элементы романского стиля, неоготики, другие приемы европейских мастеров, к которым стали обращаться российские архитекторы в конце XVIII-XIX вв., в старообрядческих храмах можно найти нередко. И в гражданской архитектуре купцы были не прочь выделиться из привычной городской застройки, заказывая весьма эффектные и вполне современные проекты. У купечества — своя гордость.
Савва Мамонтов и доходные дома
К этому времени к Кекушеву пришел серьезный финансовый успех. Он стал популярным специалистом в данной сфере. Известный предприниматель Савва Мамонтов решил привлечь известного архитектора к своим проектам. К примеру, Кекушев принял участие в строительстве Северной железной дороги, а также проектировал водонапорную башню при одном из столичных вокзалов.
Но, пожалуй, самым грандиозным совместным проектом стало строительство гостиницы «Метрополь».
В это время Кекушева назначили главным архитектором двух организаций. Это были общество страхования, которое планировало возводить фешенебельные особняки под «ключ» в стиле модерн, и Домостроительное общество, которое как раз занималось строительством «Метрополя». Идея принадлежала владельцу гостиницы С. Мамонтову.
К сожалению, он в определенный момент решил отдать подряд архитектору В. Вилькоту. Началось строительство, но реализовать проект Мамонтов не смог, поскольку был обвинен в крупных растратах и арестован. Через некоторое время его оправдали, но бизнес был разорен.
Новые собственники гостиницы снова пригласили Кекушева, чтобы он смог заняться переработкой всего проекта Вилькота. Профессионалы своего дела считают, что участие Кекушева обеспечило колоссальный успех всего предприятия.
Кроме возведения «Метрополя», Кекушев начал строить и свои собственные доходные дома. Также архитектор возвел свой собственный особняк на Остоженке. Предприниматель Г. Лист был восхищен домом архитектора Кекушева. Он предложил за строение огромную цену. Кекушев не смог отказаться.
Дом-яйцо архитекторов Олега Дубровского и Сергея Ткаченко
В Москве немало странных домов, но большинство их них построили много веков назад. А дом-яйцо на улице Машкова — здание относительно новое, его построили в 2002 году. Некоторые ещё называют его дом-провокация или дом-сувенир. И правда, дом на Машкова настолько сильно отличается ото всех остальных, что можно посчитать одно его наличие провокацией.
Дом-яйцо и в самом деле похож на пасхальное яйцо или на одно из драгоценных яиц Фаберже. Сам дом представляет собой вытянутую сферу с многочисленными украшениями. Цокольный этаж дома — белый, остальные этажи отделаны красной плиткой. Архитекторам Ткаченко и Дубровскому пришлось попотеть, чтобы выбить разрешение на строительство своего удивительного дома в Москве.
В итоге они, не дождавшись разрешения, начали осуществлять свой проект, но потом всё-таки получили документы. По словам Ткаченко, он вместе с коллегой хотел сделать такой необычный дом в Москве, чтобы ни у кого не было похожего и чтобы о нём долго говорили. Так и вышло. Когда строительство дома-яйца на Машкова закончилось, нашлось много недовольных его видом. Дом даже назвали одним из символов лужковской архитектуры.
Немало кривотолков у современников вызвал и ещё один из самых необычных домов Москвы — доходный дом Филатова.
Кульминация творчества
Творческий пик Льва Кекушева пришелся на начало двадцатого столетия. На рубеже веков он уже считался основоположником и верным последователем столичного модерна. Именно в этот период московский архитектор Лев Кекушев спроектировал и построил такие здания, как особняки И. Миндовского и Носова, Иверские торговые ряды, а также Железнодорожный вокзал в Царицыно. Также по его эскизам оформили вход со стороны Арбата и ряд помещений ресторана «Прага». Кроме того, Кекушеву приходилось оформить залы особняка И. Морозова, что на Пречистенке.
В общем, все работы в Москве архитектор Кекушев выполнил на высоком уровне. В эти здания вложена его душа. Они достойны внимания. Для всех его объектов характерна практически идеальная проработка интерьеров.
Основные этапы творчества Льва Николаевича Кекушева
Особняк А. И. Обуховой 1890-1893 Москва, Россия Доходный дом и хозяйственная постройка при Григорие-Богословской церкви 1892-1893 Москва, Россия Особняк Пантелеева 1893-1898 Москва, Россия Богадельня им. И. Н. Геер (при участии И. А. Иванова-Шица) 1894-1899 Москва, Россия Особняк Т. И. Коробкова 1894-1896 Москва, Россия Доходный дом наследниц Хлудовых (капитально перестроен) 1894-1896 Москва, Россия Станция Мытищи Северной железной дороги 1895-1896 Мытищи, Московская область, Россия Комплекс железнодорожных, технических сооружений и жилых построек для Вологодско-Архангельской железной дороги. Совместно с И. А. Ивановым-Шицем (сохр. частично) 1895-1897 — Восточное крыло и новый перрон в здании Ярославского вокзала (правое крыло здания; перрон встроен в современный зал ожидания) 1895-1896 Москва, Россия Доходный дом князя Оболенского-Нелидовского 1896 Москва, Россия Доходный дом А. Я. Бабушкина 1897 Москва, Россия Химическая лаборатория императорского Московского технического училища 1898-1899 Москва, Россия Особняк Л. Н. Кекушева (О. Листа, Н. Кусевицкого) 1898-1899 Москва, Россия Станция Московско-Брестской железной дороги Одинцово 1898-1899 — Перестройка особняка И. И. Некрасова 1899 Москва, Россия Особняк М. С. Саарбекова (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия Никольские (Иверские) торговые ряды (при участии С. С. Шуцмана) 1899-1900 Москва, Россия Гостиница «Метрополь» (проектирование и общее руководство строительством до пожара 1901 г.; при участии В. В. Воейкова, Н. Л. Шевякова, С. С. Шуцмана; идея оформления фасада В. Валькота) 1899-1901 Москва, Россия Загородный дом М. С. Грачёва в усадьбе «Грачёвка» 1897-1900 Москва, Россия Дома И. И. Некрасова в имении «Райки» 1897-1900 Московская область, Россия Особняк А. И. Кекушевой 1900-1903 Москва, Россия Хирургическая лечебница С. М. Руднева 1902 Москва, Россия Ювелирная фабрика О. Ф. Курлюкова с конторой и магазином 1902 Москва, Россия Доходный дом Е. Е. Кокорина 1902 Москва, Россия Проект доходного дома М. А. Франка (при участии С. С. Шуцмана) 1902 Москва, Россия Перестройка ресторана «Прага» С. Тарарыкина 1902, 1906 Москва, Россия Особняк И. А. Миндовского с флигелем и конюшней 1903-1904 Москва, Россия Особняк Торгово-строительного общества (М. Г. Понизовского) 1903-1904 Москва, Россия Дача В. А. Лыжина 1905 Ивантеевка, Московская область, Россия Доходный дом И. П. Исакова 1904-1906 Москва, Россия Перестройка особняка И. А. Морозова 1905-1908 Москва, Россия Особняк М. В. Асеева 1906-1907 Тамбов, Россия Перестройка особняка С. И. Щукина для размещении коллекции современной французской живописи 1907-1909 Москва, Россия Деревянная дача и флигель А. И. Ермакова 1900-е Поселок Мамонтовка, г. Пушкино Московской области, Россия Убежище престарелых сестер милосердия 1910-1913 Сергиев Посад. Московская область, Россия Больница и склад при Преображенской старообрядческой общине 1912-1914 Москва, РоссияЭпоха смуты
Когда грянула первая русская революция, общественные вкусы начали меняться. Если до событий 1905-го в архитектуре преобладал роскошный ранний модерн, то после этого новым веянием был лаконичный и сдержанный северный модерн.
К сожалению, архитектор Лев Николаевич Кекушев или не захотел, или не смог трудиться в новом направлении, и его популярность и авторитет стали уменьшаться.
В 1907-м он собирался строить ресторан под названием «Эльдорадо». По сути, этот проект должен был стать одним из самых крупнейших замыслов архитектора. Однако возводить здание начал другой специалист. Как результат, строительство было завершено, но с большими и серьезными отклонениями от чертежей Л. Кекушева. Последнее яркое творение архитектора – больница, что в Преображенском.
Она была возведена накануне Первой мировой войны, в 1912-м.
Последующие работы архитектор Кекушев выполнял без особой выразительности и индивидуальности.
«Римский дом» архитектора Михаила Филиппова
В 2005 году во 2-ом Казачьем переулке закончилось строительство необычного жилого дома Москвы — «Римского дома». Проект этого, вполне современного, но кажущегося древним жилого комплекса принадлежит мастерской под управлением архитектора Михаила Филиппова. Его по праву называют одним из самых необычных архитекторов Москвы.
«Римский дом» имеет все отличительные черты древнеримской архитектуры: портики, колонны, полукруглую форму самого здания. А в его внутреннем дворе расположена уменьшенная копия типичного римского двора. Оригинальный дом Москвы авторства Филиппова даже получил премию «Дом 20-летия». И если кажется, что «Римский дом» оказался в настоящем, перенесясь из прошлого, то дом «Стольник» явно явился из далёкого будущего.
Гибель
После 1912-го судьба Кекушева обрела поистине трагический оттенок. Казалось, что архитектор и вовсе не стал брать подряды. Он только помещал в различных изданиях снимки своих старых творений.
Также упоминания о нём вообще отсутствовали. Правда, в профессиональных журналах можно было удостовериться, что он, к счастью, жив и порой переезжает в новые апартаменты.
Такое самоустранение, по словам биографов архитектора, было вызвано психическим заболеванием. Другие историки считают, что архитектор Кекушев замкнулся в себе из-за последних личных и карьерных неудач.
Как бы то ни было, когда началась Октябрьская революция и гражданская война, мастер вообще исчез. До сих пор неизвестно, когда его не стало и когда его погребли… Правда, по словам одной из его родственниц, Лев Кекушев скончался в 1917-м в больнице. И похоронили его на одном из столичных погостов… Как память о себе оставил архитектор Кекушев постройки в Москве. Фото его работ вы имеете возможность увидеть в статье.
Дом «Парус» Бокова и Бориса Уборевича-Боровского
Дом «Парус» по проекту Уборевича-Боровского и Бокова построили всего за каких-то три года. И это несмотря на то, что проект дома отличался большой, можно даже сказать, феноменальной экстравагантностью. Этот необычный дом Москвы и правда похож на парус, только лежащий на боку.
Архитектура «Паруса» весьма необычна, что неудивительно, ведь Уборевич-Боровский известен своим оригинальным вкусом. Дом «Парус» представляет собой дугу, которая плавно переходит в окружность. По краям этот необычный жилой дом Москвы уже, чем в центральной части. Примечательно, что из-за особенностей постройки квартиры в нём отличаются от стандартных.
Архитекторам пришлось разработать 22 различных планировки. Дом «Парус» получил хорошие отзывы от архитектурных критиков и даже был удостоен награды «Дом года».
В лоне семейства
Личная жизнь архитектора богата на события. При этом случались и семейные драмы. В конце 90-х XIX столетия Кекушев познакомился с Анной Болотовой, дочерью отставного штабс-капитана. Она родилась и жила в Кременчуге, что в Полтавской губернии. На момент встречи этой очаровательной девушке исполнилось всего лишь девятнадцать.
Успешному столичному архитектору было уже почти 35. Несмотря на разницу, возлюбленные женились. Это произошло в конце апреля 1897-го.
Изначально супруги были искренне счастливы. У них росли дети. В собственности они имели дачу в великолепном Серебряном бору. Также, спустя несколько лет после свадьбы, они переехали в собственный особняк на Остоженке, о чем ранее упоминалось. По сути, это «эксклюзивное жилье» говорило о настоящем взлете профессиональной карьеры архитектора.
Согласитесь, роскошными домами, которые были построены по авторским проектам, владели единицы.
По рассказам единственного внука архитектора, Кекушев обладал прекрасным характером. Он был весел и добр к родственникам, к друзьям, коллегам. Обожал розыгрыши. Но настоящей его страстью всегда была архитектура. Как правило, он поднимался в шесть утра, после чего начинал работать в своем кабинете. По воспоминаниям супруги Кекушева, он был очень увлеченным человеком.
И когда он проектировал, зачастую превышал необходимые сметы. В такой ситуации он порой сам оплачивал недостающее из своего кошелька с целью увидеть воплощение своих замыслов. К сожалению, именно из-за этой черты характера в дальнейшем он ничего не оставил после себя, кроме долгов.
Как минимум семейное счастье длилось порядка десяти лет. В 1906-м Кекушев решил переехать на съемную квартиру. По неподтвержденным источникам, причиной разрыва стала измена со стороны супруги архитектора. По словам исследователей, она завела роман с одним из коллег по мастерской Кекушева.
Тем не менее супруги неоднократно пытались наладить свои отношения. Во всяком случае был период, когда они снова жили вместе. Но затем они вновь разъехались. Все эти попытки сохранить брак оказывались тщетными.
Элитный дом «Стольник» архитекторов Савина, Лабазова и Чельцова
Один из представителей необычной архитектуры Москвы притаился в Малом Левшинском переулке. Дом «Стольник», построенный в 2003 году, сильно выделяется среди исторических зданий своей формой и материалами. А всё потому, что его авторы Савин, Лабазов и Чельцов, работающие в бюро «А-Б», не побоялись думать нестандартно.
В доме «Стольнике» всего девять этажей, зато каких! Этот странный дом с плавными изгибами фасада, отделанного итальянским гранитом, и гармоничностью общей формы уникален. Кажется, что жить в таком доме немного жутковато, но тем не менее все квартиры в нём раскуплены известными людьми, оценившими оригинальную задумку бюро «А-Б».
Одним из недавно построенных и очень оригинальных домов Москвы является и дом «Парус» на улице Гризодубовой.
Архитектор Кекушев: дети
Как говорилось выше, у молодой семьи Кекушевых появились дети. Первенцем известной четы был сын Николай. Он родился в самом конце февраля 1898-го. В 1901-м супруга архитектора подарила ему дочь Татьяну. А на следующий год родилась и младшая дочь Катя.
Сын Николай впоследствии стал известным авиатором. В 1924-м его отметили орденом Красного Знамени. Он вел тогда боевые действия на территории среднеазиатских республик.
В 1930-м он трудился в качестве бортмеханика полярной авиации. На тот момент он входил в состав экипажа П. Головина. Этим летчикам впервые удалось высадиться на Северном полюсе, когда готовилась высадка экспедиции известного полярника И. Папанина.
Когда началась Великая Отечественная и блокада Ленинграда, Николай вывозил на гражданском самолете жителей северной столицы на большую землю. На его счету порядка пятидесяти полетов.
После войны он оказался в тюрьме, после чего этапом отправился в лагерь. Когда его освободили, он решил написать книгу о своих воспоминаниях. Самое удивительное, в этом произведении нет никаких подробностей о жизни и смерти известного отца.
Источник: tc-nabegovoy.ru
И как результат строительство
15 декабря Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам доложил Владимиру Путину о некоторых результатах работы строительной отрасли в 2021 году и поблагодарил за её поддержку.
Вице-премьер отметил, что строительная отрасль – мощный драйвер экономики и вместе с ЖКХ составляет порядка 11% ВВП страны, обеспечивает 12% от общего объёма налоговых поступлений и гарантирует рабочие места для 8,5 миллиона человек.
«В этом году очень неплохие показатели по жилищному строительству. На сегодняшнюю дату мы уже превысили показатели прошлого года. На 43% выдано разрешений на строительство больше, чем в прошлом году», – сообщил вице-премьер.
Он отметил высокую долю транспортного строительства, которое значительным образом влияет на экономику регионов и благосостояние жителей. Марат Хуснуллин также добавил, что для дорожной отрасли год сложился успешно.
«По дорожному строительству мы все планы перевыполнили, а физически на сегодняшнюю дату это 4,7 тыс. км дорог, построенных и отремонтированных сверх плана», – сообщил Марат Хуснуллин.
Он также отметил повышение уровня кассового исполнения федерального бюджета по капитальным вложениям в последние два года благодаря принятым законодательным мерам, еженедельной штабной работе с регионами.
«По национальным проектам “БКД”, “КПМИ”, “Жильё и городская среда” финансирование идёт с опережающими темпами, и мы уверены, что кассовое исполнение будет на уровне 99%», – сказал Марат Хуснуллин. Он также добавил, что в соответствии с посланием Президента оказывается системная поддержка инфраструктурного развития регионов. Запущены механизмы нового инфраструктурного меню, в которое вошли восемь основных мер поддержки. В этом году регионам уже одобрили кредиты почти на 500 млрд рублей. Средства пойдут на реализацию проектов, позволяющих создать условия для ввода жилья, решить проблемы с дорогами, обновить общественный транспорт, обеспечить создание комфортной и безопасной среды для жизни, а также создать рабочие места.
Вице-премьер подчеркнул, что набранные темпы строительства необходимо сохранять, так как в настоящее время в стадии реализации находятся около 103 тыс. федеральных и региональных контрактов на строительные работы общей стоимостью порядка 8,8 трлн рублей. При этом в рамках национальных проектов реализуется около 11,5 тыс. государственных и муниципальных контрактов на общую сумму около 3 трлн рублей.
В докладе Президенту Марат Хуснуллин также выделил основные трудности, с которыми столкнулась строительная отрасль в этом году, сделав акцент на необходимости усиления со стороны коллег контроля над необоснованным увеличением стоимости сырья.
Он добавил, что ряд соответствующих мер уже принят. В августе этого года было принято постановление, которым определён порядок увеличения цен федеральных государственных контрактов в пределах 30% по результатам пересчёта стоимости. Рекомендации принять аналогичные меры на своём уровне получили и регионы. В 80 субъектах соответствующие акты уже изданы. Также Минстроем выпущен приказ, устанавливающий правила пересчёта контрактной стоимости.
Марат Хуснуллин доложил и о ряде проблемных вопросов, выявленных по итогам работы за год, а также о мерах, которые приняты для их решения.
Среди основного – намерение определить в самое ближайшее время лимиты бюджетных средств на удорожание. Правительство готово выделять денежные средства на компенсацию подрядчикам роста стоимости строительных материалов по проектам, реализация которых осуществлялась с привлечением федерального бюджета. Однако воспользоваться этими средствами можно будет только после подтверждения стоимости на основании государственной экспертизы. По оперативным данным, по 146 объектам общей стоимостью 375 млрд рублей удорожание составило около 17%.
В завершение своего доклада Марат Хуснуллин отметил, что предлагаемые меры позволят нивелировать все основные риски.
Источник: government.ru