Налог на имущество организаций платят компании, у которых в собственности есть объекты недвижимости: здания, офисы, квартиры, склады, гаражи. Разберемся, какое имущество облагается налогом, от чего зависит ставка, как его рассчитывать и отчитываться перед налоговой инспекцией.
За что платят налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций платят за недвижимость, которая есть в собственности компании.
Налог платят, даже если бизнес не использует недвижимость непосредственно в своей деятельности. Например, передает ее в аренду или в доверительное управление.
Налогом облагают здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, гаражи, машино-места, имущественные комплексы и другие объекты недвижимости. В этом списке есть исключения.
Вот объекты, за которые налог на имущество организаций не платят:
- земельные участки;
- ледоколы;
- ядерные объекты;
- водоемы;
- памятники истории и культуры федерального значения;
- суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов;
- недвижимость, которая не введена в эксплуатацию и не зарегистрирована в ЕГРН, то есть недострой.
Еще не надо платить за недвижимость, которая уничтожена, например сгорела при пожаре, если уведомить налоговую о гибели объекта.
имущественный вычет на строительство
Кто платит налог на имущество организаций
Этот налог платят только компании, у ИП другой налог — на имущество физических лиц. Расчет зависит от того, на какой системе налогообложения работает юрлицо.
Компании на ОСН платят налог вообще на всю недвижимость, которой владеют: и на ту, которая есть в региональном кадастровом перечне недвижимости, и на ту, которой там нет.
Компании на УСН платят налог на имущество, если оно относится к одной из двух категорий:
- Коммерческая недвижимость, которая есть в кадастровом перечне региона.
- Гаражи, машино-места, жилые здания и помещения, если по решению региона они облагаются по кадастровой стоимости по факту их регистрации в ЕГРН.
Если объекта нет в перечне и он не относится ко второй категории — налог платить не нужно.
Кадастровый перечень ежегодно утверждается в каждом регионе. В него могут входить здания и помещения под магазины, офисы, общепит и бытовое обслуживание. Список объектов и все изменения публикуются на официальном сайте субъекта РФ или на сайте регионального правительства.
Узнать, включен ли ваш объект в кадастровый перечень, можно по адресу или кадастровому номеру
Узнать, принято ли в вашем регионе решение о том, чтобы облагать гаражи, машино-места, жилые здания и помещения по кадастровой стоимости по факту их регистрации в ЕГРН, можно в региональном законе о налоге на имущество организаций.
Как считать налог на имущество
Для расчета налога на имущество организаций недвижимость делят на две группы:
Декларация 3-НДФЛ 2023 для налогового вычета при покупке квартиры: Как заполнить 3-НДФЛ Онлайн в ЛК
- Недвижимость, у которой налогооблагаемая база считается по кадастровой стоимости.
- Недвижимость, у которой налогооблагаемая база считается по среднегодовой стоимости.
Ставку налога на имущество организаций устанавливают регионы. Если налогооблагаемую базу рассчитывают по среднегодовой стоимости, она не может превышать 2,2%, а если по кадастровой — 2%.
Расчет по кадастровой стоимости. По кадастровой стоимости считают налог для объектов из кадастрового перечня региона, а также для жилья, гаражей и машино-мест, если это предусмотрено законом субъекта РФ.
Кадастровая стоимость — это сумма, в которую регион оценивает недвижимость в границах своей территории. Для расчета налога на имущество берут кадастровую стоимость на 1 января отчетного года.
Вновь построенные объекты коммерческой недвижимости попадают в кадастровый перечень только в следующем году, поэтому налог за них платят с 1 января года, следующего за годом создания.
За жилье, гаражи и машино-места надо платить с месяца их регистрации в ЕГРН — при условии, что регион решил облагать такие объекты по кадастровой стоимости.
Если компания владеет только долей в собственности, налог на имущество рассчитывается с учетом этой доли.
Кадастровая стоимость офисного помещения на 1 января 2021 года — 6,5 млн рублей. Компания владеет ½ доли в праве на это помещение.
Кадастровую стоимость устанавливают на определенный срок — от трех до пяти лет по решению региональных властей.
Расчет по среднегодовой стоимости. По этой методике компании на основной системе налогообложения — ОСН — считают налог на недвижимость, которой нет в кадастре, если она учтена на балансе как объект основных средств.
Чтобы рассчитать среднегодовую стоимость, надо сложить остаточную стоимость недвижимости по балансу на первое число каждого отчетного месяца и остаточную стоимость на 31 декабря отчетного года и разделить на 13 месяцев.
Остаточная стоимость — это первоначальная стоимость объекта за вычетом амортизации.
Остаточная стоимость складского комплекса на 1 января 2021 года — 50 млн рублей. Амортизация — 85 000 ₽ в месяц. Рассчитаем его среднегодовую стоимость.
Среднегодовая стоимость: 50 млн + 49,915 млн + 49,83 млн + 49,745 млн + 49,66 млн + 49,575 млн + 49,49 млн + 49,405 млн + 49,32 млн + 49,235 млн + 49,15 млн + 49,065 млн + 48,98 млн / 13 = 49,49 млн рублей.
Максимальная ставка налога для расчета по среднегодовой стоимости — 2,2%. Регион может установить меньшую, но для примера возьмем ее.
Если недвижимость, которой нет в кадастре, не стоит на балансе как объект основных средств, за нее платить налог не нужно. Например, компания продает квартиры или коттеджи и они учтены в балансе как товары к продаже.
Когда платить налог на имущество
Налоговый период по налогу на имущество организаций — год. Налог за год платят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
В некоторых регионах предусмотрены авансовые платежи за каждый квартал. Их необходимо перечислить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Например, такой порядок уплаты налога работает в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и Архангельской области, Омской области и других. Проверить, какой порядок уплаты в вашем регионе, можно на сайте налоговой.
Чтобы определить размер авансового платежа сумму налога за год делят на 4. Если вы платите авансовые платежи, то сумма за год будет рассчитана так: сумма налога за год минус уплаченные авансовые платежи.
Если срок уплаты налога на имущество попадает на выходной или праздничный день, последним днем уплаты налога или авансового платежа считается следующий за ним первый рабочий день.
30 апреля и 31 июля 2022 года — выходные дни, поэтому срок уплаты перенесен на ближайший рабочий день.
Вот сроки уплаты налога на имущество в 2022 году.
Авансовый платеж за первый квартал | До 4 мая 2022 года |
Авансовый платеж за полугодие | До 1 августа 2022 года |
Авансовый платеж за девять месяцев | До 31 октября 2022 года |
Итоговая сумма налога за год | До 1 марта 2023 года |
Как отчитываться по налогу на имущество
Отчетный документ по налогу на имущество организации — декларация. В декларацию, кроме информации об объекте недвижимости и расчета налога, также вносят среднегодовую стоимость движимого имущества, которое учтено в балансе в разделе «Основные средства», но налог с такого имущества платить не надо.
Декларацию по налогу на имущество организации подают не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2021 год надо подать до 30 марта 2022 года.
С 2022 года не надо будет декларировать недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Налог будут считать одновременно компания и налоговая инспекция. Компания — на основании собственных данных, а налоговая — на основании данных из ЕГРН.
Если в 2022 году вся недвижимость компании облагается только по кадастровой стоимости, то декларацию за этот год в 2023 году можно не подавать.
Налоговая инспекция будет отправлять информацию компании о платеже. Если сумма налога у компании и налоговой инспекции не совпадут, компания может поступить двумя способами:
- В течение десяти рабочих дней отправить в налоговую инспекцию пояснения со своим расчетом налога в произвольной форме. Налоговая инспекция рассмотрит пояснения и, возможно, сделает перерасчет.
- Согласиться с инспекцией и оплатить налог и недоплату — пени, а потом заявить переплату к возврату.
Если компания и инспекция не смогут договориться, придется обжаловать решение по налогу в управлении налоговой службы по региону, при неудаче остается обращаться в суд.
Льготы по налогу на имущество
У некоторых компаний есть льготы по налогу на имущество организации. Они либо не платят его совсем, либо платят по сниженным ставкам. Льготы бывают федеральные и региональные.
Федеральные льготы. От налога на имущество освобождены, например:
- компании, которые ведут деятельность в свободной экономической зоне;
- компании — участники проекта «Сколково»;
- адвокатско-юридические консультации;
- управляющие компании инновационных научных центров;
- протезно-ортопедические компании;
- производители фармацевтической продукции;
- общества инвалидов.
Региональные льготы. Это льготы, которые действуют только в конкретном субъекте РФ. Они могут быть установлены для некоторых видов деятельности или вида недвижимого имущества.
В Забайкальском крае на недвижимость, которая находится на территории опережающего социально-экономического развития, установлена ставка налога 0%.
Как получить льготу. Налоговую льготу по недвижимости, налог по которой считают по среднегодовой стоимости, указывают в декларации по налогу.
Чтобы получить льготу на объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, необходимо подать заявление в налоговую инспекцию. Если такого заявления нет, налоговая инспекция учитывает льготы исходя из собственных данных.
Главное в статье
- Налог на имущество организации — это региональный налог, который платят компании, если у них есть недвижимость в собственности.
- Компании на ОСН платят налог на имущество и за объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, и за облагаемые по среднегодовой стоимости.
- Компании на УСН платят налог на имущество только за недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
- Ставку налога на имущество организации устанавливают регионы. Если налогооблагаемую базу рассчитывают по среднегодовой стоимости, она не может превышать 2,2%, а если по кадастровой — 2%.
- Налоговый период по налогу на имущество организаций — год. Налог за год платят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. В некоторых регионах предусмотрены авансовые платежи за каждый квартал. Их необходимо перечислить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
- Отчетный документ по налогу на имущество организации — декларация. Ее подают не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.
- С 2022 года не надо декларировать недвижимость, налогооблагаемую базу которой считают по кадастровой стоимости.
- У некоторых компании есть льготы по налогу на имущество организации. Они могут быть как федеральными, так и региональными.
Предложение Тинькофф
Источник: secrets.tinkoff.ru
Имущественные налоги физлиц: что изменилось в НК РФ и сколько теперь платить
Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, изменяющий правила расчета налога на имущество физлиц и транспортного налога. Закон уже вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки. БУХ.1С рассказывает, что изменилось в расчете имущественных налогов.
Налог на имущество физлиц
В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст.
407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:
- уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
- внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Также поправками отменяются ограничения в части количества налоговых периодов, за которые можно проводить перерасчет налога на имущество физлиц в связи с заявлением о предоставлении льготы, право на которую возникло более трех лет назад.
Напомним, сейчас в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ при обращении физлица с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физлиц перерасчет налога производится не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году обращения. С 1 января 2021 года эта норма утратит силу.
Соответственно, с нового года перерасчет налога можно будет производить за 3 и более налоговых периода (п. 56 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Другое важное изменение касается введения понижающего коэффициента 0,6, который будет применяться при исчислении налога на имущество физлиц для вновь образованных объектов недвижимости.
Сейчас понижающий коэффициент 0,6 в целях снижения уплачиваемого физлицами налога применяется только в течение третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Начиная же с четвертого квартала налог на имущество уплачивается физлицами в полном объеме. То есть без применения понижающих коэффициентов (п. 8 ст.
408 НК РФ). С 1 января 2021 года для вновь образованных объектов недвижимости вводится понижающий коэффициент в размере 0,6. Он станет применяться при расчете налога с четвертого периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости (будущий пункт 8.2 ст. 408 НК РФ).
Еще одно изменение направлено на расширение перечня физлиц, которым налоговые льготы предоставляются в беззаявительном порядке.
С 2021 года в указанный перечень будут включены ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
При этом в беззаявительном порядке ветеранам будут предоставляться льготы не только по налогу на имущество физлиц, но также по транспортному и земельному налогу. Подавать какие-либо заявления и подтверждающие документы в целях получения льгот по указанным налогам ветераны боевых действий больше не будут. Всю необходимую информацию в ИФНС направит ПФР.
Транспортный налог
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или
уничтожение транспортного средства (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Порядок прекращения обязанности по уплате налога на уничтоженные автомобили с нового года будет урегулирован в соответствии с п. 3.1. ст. 362 НК РФ. Согласно данной норме, чтобы прекратить начисление налога, плательщик должен будет направить в ИФНС специальное заявление.
К заявлению прикладываются документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанное заявление и документы разрешается направить в любую налоговую инспекцию по выбору плательщика или представить через МФЦ.
При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.
По общему правилу заявление о гибели или уничтожении транспортного средства в целях освобождения от обязанности по уплате налога станет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Однако в случаях направления ИФНС запросов о подтверждении факта уничтожения/гибели транспортного средства данный срок разрешается продлить еще на 30 дней.
О продлении срока рассмотрения заявления налоговая инспекция в обязательном порядке должна будет уведомить налогоплательщика. По результатам рассмотрения заявления ИФНС направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения налоговой обязанности.
В уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого заявитель вправе не платить транспортный налог в отношении уничтоженного транспорта.
Отметим, что в настоящее время форма заявления о гибели/уничтожении транспортного средства ФНС России еще не утверждена. Поэтому до момента утверждения указанной формы плательщикам разрешается представлять данное заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Источник: buh.ru
Налог на имущество физических лиц в 2021 в Московской области
С 1 января 2020 года вступил в силу новый закон, по которому налог на имущество физических лиц будет рассчитываться по кадастровой стоимости жилья и иной недвижимости. В 2021 году такие изменения приведут к тому, что размер налогов жителей Москвы и Московской области существенно вырастет.
В чем суть изменений
На размер имущественного вычета, который до изменений в законодательстве рассчитывался по инвентаризационной стоимости, влияли несколько факторов:
степень износа жилья;
общая жилая площадь;
расходы на строительство.
Чем больше лет дому, тем дешевле его инвентаризационная стоимость и размер налога на такое имущество. С 1 января 2020 года в силу вступил новый закон, по которому налог на имущество физических лиц в 2021 году будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Если раньше старая двухкомнатная квартира в хрущевке оценивалась по инвентаризационной стоимости в 300 тыс. руб., то по кадастровой оценке ее стоимость составит примерно 3 млн. руб.
При старой системе исчисления налога на имущество, приходилось больше платить владельцам нового жилья, так как оно имело меньше износа. Инвентаризационные методики расчета использовались с 1969 года вплоть до 2015 года. После наступил переходный период, который закончился 1 января 2020 года.
Кадастровая стоимость основывается на рыночной оценке жилья, которое даже у старых квартир существенно выше инвентаризационной. Кадастровая стоимость жилья рассчитывается по средней себестоимости, без учета индивидуальных особенностей жилья.
Кадастровая стоимость распространяется на всю недвижимость физических лиц:
Кадастровая стоимость, по которой теперь будет рассчитываться налог на имущество физических лиц в 2021 году в Московской области, определяется экспертами Росреестра. Они используют в расчетах специальную формулу.
Самостоятельно рассчитать стоимость своей недвижимости сложно. Жители столичного региона могут посмотреть кадастровую стоимость своих квартир, земельных участков и иной недвижимости на сайте Росреестра в разделе «Деятельность» — «Кадастровая оценка».
Каким будет размер налога на имущество физических лиц
Для расчета нового налога на имущество граждан следует определиться с кадастровой стоимостью имущества. Согласно новому закону, налогом облагается не вся жилая площадь, а та, что остается, когда из общей вычитаются определенные квадратные метры, не облагающиеся налогом:
для квартиры – 20 м²;
для комнаты – 10 м²;
После этого кадастровую стоимость жилья нужно разделить на оставшиеся квадратные метры, чтобы понять, сколько стоит один квадратный метр по новым расчетам. Затем из общей площади жилья вычитается площадь, не облагаемая налогом.
Получившийся результат нужно умножить на стоимость одного квадратного метра по кадастровым расчетам. Получившийся результат нужно умножить на 0,1 – ставку налога.
Если гражданин владеет стандартной квартирой площадью в 49 м², то платить налог придется за 29 м². Столичная недвижимость по кадастровой оценке стоит дороже, чем в других регионах.
Даже в Подмосковье жилье по кадастровой оценке будет стоить дороже, чем в любых других регионах, поэтому налог на имущество физических лиц в 2021 году в Московской области существенно вырастет.
Платить имущественный налог придется не только за жилье, но и за любую недвижимость, которая находится собственности. При этом вычитаются необлагаемые квадратные метры только из жилых помещений. Гараж, земельный участок, машино-место будут облагаться в полном объеме с учетом их общей площади.
Не платить такой увеличенный налог с недвижимости, находящейся в собственности граждан, могут по закону льготники:
инвалиды I и II групп;
пострадавшие во время чернобыльской аварии;
Если официально зарегистрированные ИП или самозанятые используют свое жилье как место официальной работы, то они также могут быть освобождены от уплаты нового налога на недвижимость.
Ослабление налогового бремени для бизнеса в Московской области
В конце 2019 года губернатор Московской области подписал новый закон, вносящий изменения в действующие налоговые ставки на имущество организаций в регионе. Согласно этой поправке, в Подмосковье в 2020 году будет снижена налоговая ставка на имущество организаций.
При этом расширяется список кадастровой недвижимости, с которой в регионе будет взиматься налог.
Изменения были внесены для облегчения налоговой нагрузки на бизнес. При этом, снизив налоговую ставку, власти Московской области расширили список облагаемой налогом недвижимости. Теперь и организации по новому закону будут платить налог по кадастровой стоимости с имущества, которое признается имуществом физических лиц.
Если размер уплаченного налога на имущество физических лиц в 2021 году будет рассчитан не по кадастровой стоимости, у налогоплательщика образуется недоплата, на которую будет начисляться пеня.
Размер взимаемого налога с недвижимости физических лиц с 2021 года будет увеличен, так как будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Граждане могут узнать кадастровую стоимость своего жилья на официальном ресурсе Росреестра.
Если собственники частной недвижимости входят в группу льготников, то они освобождаются от уплаты налога на свою недвижимость.
В целом, в 2021 году налог на имущество физических лиц вырастет по всей России.
Источник: finance.rambler.ru
Имущественные налоги: нововведения 2021 года
О значимых для юрлиц налоговых поправках, а также о тенденции неправомерной переквалификации налоговыми органами движимого имущества в недвижимое и неудачных попытках налогоплательщиков оспорить ее, что ведет к существенному увеличению их налоговой нагрузки
Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах. В результате почти все организации уплачивают имущественные налоги: земельный, транспортный и налог на имущество.
В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов. Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г.
Земельный налог
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации 1 .
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Транспортный налог
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.
Налог на имущество организаций
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Негативные тенденции в судебной практике: обложение налогом «движимой недвижимости»
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст.
11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей» 2 . Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.
С начала года организации освободили от обязанности платить налоги за движимое имущество. Но разграничить движимые и недвижимые вещи часто оказывается непросто. ФНС разъяснила, как квалифицировать имущество
Однако налоговые органы в спорах о движимом/недвижимом характере вещей стабильно не хотят руководствоваться принципами, установленными в ст. 130 ГК РФ. Они выявляют у спорных объектов (мостов, дорог, кустовых площадок, технологического оборудования, трубопроводов всех видов и т.д.) все новые и новые косвенные признаки, приближающие даже очевидно движимые вещи к объектам недвижимости.
Налоговые органы приводят в составе доводов в поддержку недвижимого характера объекта аргументы, которые сами по себе никак это не подтверждают с точки зрения положений ГК РФ: указывают на опосредованную связь основных средств с землей через эстакады и постаменты, участие объектов в едином технологическом процессе, применение по отношению к ним неверного кода ОКОФ, капитальный характер сооружений, вхождение спорных объектов в состав других, более крупных, основных средств и проч.
В то же время массово отклоняются непротиворечивые доводы налогоплательщиков о движимом характере принадлежащих им объектов основных средств, позволяющие признать их движимым имуществом на основании ст. 130 ГК РФ. Это доводы об отсутствии регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРН, о наличии справок БТИ, подтверждающих движимый характер имущества, о сборно-разборной конструкции и незначительном размере объектов, возможности их демонтажа и перемещения, разборном характере креплений спорного имущества к другим объектам, на которых оно располагается, о принятии каждого спорного объекта к учету в качестве самостоятельного основного средства в соответствии с ПБУ 6/01.
Казалось, что с принятием Верховным Судом РФ Определения от 12 июля 2019 г. по делу № А05-879/2018 (ЗАО «Лесозавод 25») напряжение вокруг переквалификации движимого имущества в недвижимое должно сойти на нет. Ведь Суд однозначно указал, что «определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств», а «необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов».
То есть Суд дал понять, что: 1) закрепленные в ст. 130 ГК РФ признаки недвижимого имущества должны быть установлены в отношении каждого отдельного объекта основных средств, а не совокупности объектов; 2) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций должен являться самостоятельный объект основных средств, принятый к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством; 3) для квалификации имущества как движимого или недвижимого не имеет правового значения факт участия спорных объектов в едином технологическом процессе, осуществление которого без них было бы невозможно.
Как пояснил Суд, для такого разграничения нужны четкие критерии, понятные любому налогоплательщику, которые не могут базироваться на экспертных заключениях и зависеть от особенностей монтажа и эксплуатации такого имущества
К сожалению, подход ВС РФ не нашел должного отклика в судебной практике.
Сначала в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2020 г. по делу № А29-14394/2018 (АО «Воркутауголь») появилось неоднозначное понимание критерия «ущерба назначению вещи» с упором на причинение ущерба не спорной вещи, а технологическому процессу, в котором она участвует.
Затем было вынесено Постановление АС Московского округа от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018 (ПАО «МОЭСК»), в котором суд для обоснования недвижимого характера спорного имущества неоднократно использовал как не имеющее отношения к делу понятие единого недвижимого комплекса, так и неприменимый в деле Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 августа 2007 г. № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса».
В начале октября Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 (ООО «Газпромнефть-Хантос») по вопросу переквалификации движимого имущества, кустов скважин, в недвижимое в целях применения льготы в порядке п. 25 ст. 381 НК РФ. Суд ошибочно приравнял объекты, квалифицированные по ОКОФ в качестве сооружений, к недвижимому имуществу без достаточных на то оснований.
На это дело стоит обратить особое внимание, поскольку в нем суд предложил неоднозначную трактовку позиции ВС РФ по делу ЗАО «Лесозавод 25». В частности, по мнению суда, ВС РФ дал однозначные указания о том, что объекты, квалифицированные в качестве оборудования, по общему правилу, необходимо относить к движимому имуществу, а объекты, квалифицированные в качестве сооружений, – к недвижимому. В результате, установив, что согласно ОС-1 налогоплательщик присвоил спорным объектам коды ОКОФ, относящиеся к разделу «Сооружения», суд в удовлетворении его требований отказал, считая при этом, что его позиция полностью согласуется с позицией Верховного Суда.
Между строк читается явная судебная ошибка. В указанном определении ВС РФ, вопреки мнению суда, подобная «презумпция» отсутствует. Судебный акт не содержит прямого указания на то, что объекты ОС, классифицированные в качестве сооружений по ОКОФ, безусловно являются объектами недвижимости. ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.
Поэтому анализ спорного имущества при определении его движимого/недвижимого характера должен производиться не только через призму ОКОФ, но и с учетом норм гражданского законодательства, в том числе положений ст. 130 ГК РФ. По результатам проведения подобного анализа становится ясно, что наличие кода ОКОФ, отнесенного к разделу «Сооружения», не может служить безусловным основанием для квалификации спорных объектов в качестве недвижимого имущества, если отсутствуют доказательства наличия у них предусмотренных ст. 130 ГК РФ признаков: прочной связи с землей и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
На этом неудачные попытки налогоплательщиков оспорить неправомерную переквалификацию движимого имущества в недвижимое не закончились. 26 июля 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (дело № А40-318087/2019). Суд использовал «классические» доводы о капитальном характере трубопроводов, вхождении их в единый технологический процесс, уникальности трубопроводов как объекта строительства и невозможности их перемещения в пространстве со ссылкой на упомянутое определение ВС РФ. Кроме того, как и в деле ООО «Газпромнефть-Хантос», суд указал, что приведенные в этом определении выводы «подтверждают, что в целях налогообложения налогом на имущество организаций спорные объекты, являющиеся сооружениями, подлежат квалификации именно в качестве недвижимого имущества».
Вереница подобных дел демонстрирует усилившиеся в последние месяцы негативные тенденции в вопросах налогообложения «движимой недвижимости». Ее разбавляют лишь единичные успехи налогоплательщиков. Например, в деле № А05П-703/2019 (ООО «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”») Арбитражный суд Архангельской области признал движимым имуществом высоковольтные линии электропередачи, автомобильные дороги, площадки кустов, воздушные линии и трубопроводы.
Поэтому открытым остается вопрос о том, как проводить классификацию движимого и недвижимого имущества, какие критерии для этого избрать. Законодатель, выводя движимое имущество из-под налогообложения, не установил в НК РФ такие критерии, а те, что указаны в ст. 130 ГК РФ, в судебной практике почти не работают. В судебных тяжбах позиции налоговых органов и налогоплательщиков чаще подкрепляются выводами строительной экспертизы, о неприменимости которых при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого ВС РФ в своем определении высказался однозначно: необходимость взимания налога не должна зависеть от оценочных суждений экспертов.
Правоприменители оказались в интеллектуальном тупике. Об этом свидетельствуют и необычные законодательные инициативы. Например, показателен законопроект, в котором предлагается признать движимым имуществом кабели связи вне зависимости от места их размещения и способа прокладки.
Наблюдается очевидный парадокс: налогоплательщиков волнует судьба их движимого имущества, они ищут пути для верной и понятной квалификации принадлежащих им объектов основных средств, будь то в судебном порядке или через законодательные инициативы, в то время как законодатель, судя по объему текущих поправок в гл. 30 НК РФ, предпочитает оставаться в стороне от разрешения проблемы.
В таких обстоятельствах остается неясным, нужно ли сохранять в НК РФ спорную льготу в отношении движимого имущества или же лучше выбрать альтернативный вариант: «стабильность» в условиях «без льгот», но с умеренной ставкой налога. Компромисс может устроить как государство, так и налогоплательщиков, которые устали от неопределенности обложения налогом «движимой недвижимости». Однако пока позитивные веяния в этой сфере разглядеть сложно.
Рекомендации налогоплательщикам
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
Источник: www.advgazeta.ru