Для выяснения, разграничиваются ли предложенные понятия, является ли одно составной частью другого либо ими оперируют как равнозначными, необходимо определить сущность капитальных вложений и капитализируемых затрат.
Техническое развитие вызывает необходимость изменения всех факторов производственного процесса.
В свою очередь, изменения во внутренней структуре производственного организма, как правило, требуют капитальных вложений.
Законодатель определил капитальные вложения как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
» Спасение или очередная утопия ? » ( часть 2 )
Капитальные вложения рассматриваются как способ воспроизводства основных фондов: замена отдельных изношенных частей основных фондов, замена оборудования в целом, капитальный ремонт действующих основных фондов, техническое перевооружение, реконструкция или расширение действующего производства на предприятии, приобретение нового оборудования или строительство новых производственных объектов.
Затраты, понесенные предприятием на проведение капитальных вложений в уже существующее основное средство (при модернизации, перевооружении), увеличивают стоимость основного средства, аккумулируясь вначале на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем на счете 01 «Основные средства». Если капитальные вложения в основные средства привели к образованию нового объекта (отражаясь в бухгалтерском учете, как указывалось), сумма таких вложений является первоначальной стоимостью такого объекта основного средства.
Что касается учета капитальных вложений налогоплательщиком — промышленным предприятием, то в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые были понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
Определение инвестиционных затрат
Теперь следует выяснить, что такое капитализируемые затраты.
Законодатель не дает определения этому понятию. Так, НК РФ использует данное понятие лишь однажды — в подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ, отмечая особенности учета расходов в составе расходов налогоплательщика применительно к расходам на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ) и расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст.
262 НК РФ).
Поэтому для выяснения значения данной категории необходимо обратиться к специальным нормативным актам, а также международным стандартам финансовой отчетности, применяемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
Капитализация как экономическая категория означает отнесение понесенных в текущем периоде затрат к долгосрочным активам предприятия.
Капитализируемые затраты рассматриваются как затраты, понесенные предприятием на так называемый квалифицируемый актив предприятия и включенные в его стоимость. Под активом в данном случае понимается актив, подготовка которого к предполагаемому использованию или для продажи обязательно требует значительного времени. Квалифицируемыми активами могут быть основные средства, незавершенное строительство, инвестиционная собственность, запасы. Не являются квалифицируемыми активами активы, готовые к использованию по назначению или продаже; инвестиции и запасы, которые повседневно производятся в больших количествах, на повторяющейся основе и на протяжении короткого периода времени.
Критерием капитализации затрат, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива, является возможность получения предприятием в будущем экономических выгод. Затраты, не удовлетворяющие этому условию, должны включаться в расходы того периода, к которому они относятся.
Необходимо также иметь в виду, что при учете капитализируемых затрат на соответствующий актив на порядок учета оказывает влияние наличие связи между квалифицируемым активом и средствами, направленными на его восстановление, реконструкцию, модернизацию и пр.
Порядок бухгалтерского учета затрат (капитализация затрат или отнесение их на расходы) может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и финансовые результаты предприятия (главным образом за счет распределения затрат между отчетными периодами). Так, списание затрат в период их понесения затрагивает показатели только одного отчетного периода, в то время как капитализация затрат в стоимости актива приводит к влиянию на финансовый результат нескольких отчетных периодов посредством отражения амортизационных расходов.
В соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности основные средства отражаются по стоимости приобретения или строительства за вычетом накопленного износа и накопленного обесценения. На промышленном предприятии такая стоимость включает в себя, например, затраты, связанные с заменой установок и оборудования, если они отвечают критериям признания.
Затраты на реконструкцию и модернизацию капитализируются, а замененные объекты списываются. Все прочие затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание отражаются в отчете о прибылях и убытках в момент их осуществления и не подлежат капитализации. Расходы, приводящие к усовершенствованию или расширению характеристик актива по сравнению с его первоначальной спецификацией, признаются капитальными затратами и увеличивают первоначальную стоимость такого актива. Такие расходы предприятия, которые непосредственно связаны с приобретением лицензии, подлежат капитализации в балансе, то есть отражению в качестве нематериального актива. Но регулярные лицензионные платежи учитываются в составе расходов в соответствующем периоде.
Если после приобретения актива или частей для его производства работы по его производству или доведению до состояния, пригодного для эксплуатации, не начались, то капитализация затрат не проводится. Не проводится она и за тот период, в течение которого работы были приостановлены по причине консервации, простоя. Капитализация прекращается тогда, когда все работы по активу завершены, при этом административная работа по активу может и продолжаться, а также могут устраняться мелкие недоделки.
Стоит отметить и такой процесс капитализации затрат, как затраты — проценты по кредитам и займам, полученным, например, для финансирования строительства основных средств. Такие проценты капитализируются в составе стоимости объекта основных средств в течение периода строительства и подготовки объекта к эксплуатации. Прочие расходы по кредитам и займам отражаются в отчете о прибылях и убытках.
Затраты предприятия либо капитализируются в стоимости новых объектов основных средств (новое строительство, приобретение оборудования), либо относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств(реконструкция, техническое перевооружение) при условии, что в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения) объекта (п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) (далее — ПБУ 6/01)). При этом затраты на восстановление объекта основных средств, отличные от модернизации и реконструкции (все виды ремонта), отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01), то есть являются расходами текущего периода. Таким образом, ПБУ 6/01 разграничивает работы по восстановлению основных средств на капитальные и текущие.
Таким образом, затраты на капитальные вложения, как и капитализируемые затраты, формируют стоимость самого основного средства, на которое они направлены, в том числе и первоначальную стоимость (при создании объекта). Однако капитализируемые затраты характеризуются прежде всего целью их поднесения — получением экономической выгоды в будущем. Именно так можно характеризовать затраты на геологоразведку, целью которой является получение прибыли от добычи полезных ископаемых. Капитализируемые затраты могут быть значительными и подлежать постепенному списанию, поскольку период получения будущих доходов по длительности сопоставим с объектами основных средств
.
Источник: investicii-v.ru
2.2 Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство
Как отмечалось, капитальное строительство – это вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств путем создания новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются:
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.1994 г. № 167;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н (в редакции приказа Минфина РФ от 18.05.2002г. №45н).
Организация строительства осуществляется застройщиком. В роли застройщика могут выступать дирекции строящихся и действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. Застройщик может осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом.
При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном – специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик при этом является заказчиком, который заключает с подрядчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ – договор подряда. Договор подряда оформляется на основе проектно-сметной документации, в которой наряду со специальными строительными показателями указывается стоимость объекта строительства. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) согласовывают объем строительно-монтажных работ, их стоимость, порядок приемки-сдачи, сроки выполнения, штрафные санкции.
У заказчика-застройщика при осуществлении капитального строительства объектами бухгалтерского учета являются незавершенное строительство и завершенное строительство.
Незавершенное строительство — это затраты заказчика-застройщика по строительству объекта от начала до завершения строительства, то есть до приемки государственной приемочной комиссией.
Завершенное строительство — фактическая стоимость объекта строительства на дату его приемки государственной приемочной комиссией до ввода его в эксплуатацию или передачи инвесторам.
Затраты застройщика на строительство объекта согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций в бухгалтерском учете группируются по технологической структуре расходов, определяемой проектно-сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:
на строительные работы;
на работы по монтажу оборудования;
на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа;
на приобретение инструмента и инвентаря;
на прочие капитальные затраты.
К расходам на строительные работы относятся затраты, связанные с возведением, расширением и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. К этой категории расходов относятся не только работы, связанные непосредственно с объектами капитальных вложений, подлежащих в дальнейшем вводу в эксплуатацию в виде инвентарных объектов основных средств, но и работы по возведению временных титульных зданий и сооружений.
Временными титульными зданиями и сооружениями являются временные объекты строительной инфраструктуры, возводимые специально для строительства объекта, включенные в его проект и смету как вспомогательные производственные мощности. К таким объектам на крупных стройках относятся бетонные заводы, предприятия по производству асфальта, щебня и других строительных материалов и конструкций.
Такие здания и сооружения обычно рассчитаны на срок строительства основного объекта. По завершении строительства они вводятся в эксплуатацию в составе основных средств застройщика и переносят свою стоимость на стоимость основного объекта строительства путем начисления амортизации, рассчитанной на единицу произведенной продукции или срок строительства основного объекта. По завершении строительства такие объекты обычно сносятся по ветхости. Расходы на строительные работы включают также затраты по подготовке участков к строительству, производству земляных, общестроительных, санитарно-технических, электротехнических и отделочных работ, работ по благоустройству прилегающей к объекту территории. Кроме того, к затратам на строительные работы относят затраты, включенные в сметы на строительство, связанные с командированием и транспортировкой
работников к месту строительства, включая компенсации и доплаты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, вредными условиями труда, выплачиваемые работникам строительства в соответствии с действующим законодательством.
К работам по монтажу оборудования относят работы по монтажу основного технологического оборудования строящегося объекта в соответствии со специализацией его последующей эксплуатации.
К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, относят затраты на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.
К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся затраты на приобретение и монтаж оборудования для строительства объекта, относящегося к технологическому оборудованию строительства, например, строительных машин и оборудования, транспортных средств, обслуживающих строительство.
В смету на строительство может быть также включен инструмент и инвентарь, предназначенный для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением. Например, мебель и другой инвентарь предусматриваются в сметах при строительстве гостиниц, учебных заведений, больниц и других объектов социального назначения и сферы обслуживания.
В состав прочих капитальных работ и затрат сметы на строительство относят:
предпроектные и проектно-изыскательские работы, расходы;
расходы, связанные с землеотводом под строительство и переселением с отведенных под строительство территорий, компенсацией потерь переселенцев;
расходы, связанные с выполнением инвестиционных условий, при получении разрешения на строительство;
затраты на технический и авторский надзор со стороны заказчика и проектировщика;
расходы, связанные с оргнабором рабочих и подготовкой эксплуатационных кадров строящегося предприятия.
Не включаются в состав затрат по строительству объектов:
пусковые расходы и пробная эксплуатация оборудования;
расходы по устранению недоделок и брака по вине поставщиков материалов и оборудования;
стоимость временных нетитульных (не включенных поименно в смету на строительство) сооружений, приобретаемых или возведенных подрядчиками за счет своих накладных расходов в период строительства, а также затраты на их снос;
суммы штрафов, уплаченных за нарушение правил строительства или в связи с налогообложением;
другие расходы, не включенные в сметы на строительство.
Учет затрат ведется по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим, а при подрядном способе строительства и по договорам подряда.
Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию
Порядок документального оформления и учета затрат на капитальное строительство у застройщика зависит от способа их осуществления.
Источник: studfile.net
Состав инвестиций и капитальных затрат в проект
Объем инвестиций в проект отличается от величины кап. вложений в составе которых учитываются только затраты на создание основных средств, определяемых по смете затрат «К». В инвестициях наряду с кап. вложениями учитывается:
* Затраты на исследование конъюнктуры рынка.
* Затраты на оплаты консалтинговых услуг, которые проводятся на пред инвестиционной фазе.(Змарк)
— Расходы на эмиссию ценных бумаг в случае привлечения акционерного капитала, включая расходы на регистрацию компании, расходы на вознаграждение за заключение договоров (Зэм.акц.)
— Расходы на выплывающие в процессе строительства объекта в % за пользование кредитами З% кредит
— Затраты на оплату таможенных пошлин и акцизов 3проч.
— Расходы на создание нормированных оборотных средств (топливо), величина которая возрастет по мере выхода объекта на проектную мощность (НДС).
— Расходы на работу по пуско-наладке и сдачу объекта в эксплуатацию 3пуск.
Суммарные инвестиционные затраты в проект составляют:
ЗƩ=К+Змарк+Зэм.акц.+З%кредит+Зпроч.+НДС+Зпуск
Методы определения капитальных затрат
На стадии предварительного технико-экономического исследования, разработки ТЭО, когда техническое решение по объекту не определено, используются методы укрупненных капиталовложений. Укрупненные капиталовложения не учитывают индивидуальные особенности объектов. В энергосистеме капитальные затраты могут определяться по нормативным удельным капильным затратам, характерным для аналогичных объектов.
k-удельные капитальные затраты, руб/кВт·ч,
Ny- установленная мощность, кВт,
α- районный коэффициент, учитывающий удорожание постройки, в зависимости от географической широты.
Капитальные затраты в ЛЭП:
— удельные капитальные затраты в ЛЭП определенного класса напряжения на 1 кВт пропускной способности, руб/кВт·ч.
— расчетная пропускная мощность ЛЭП, кВт.
Капитальные затраты зависят от назначения объекта и от характера используемых технологий.
Состав капитальных затрат в энергосистеме:
1. Капитальные затраты, зависящие от мощности станции (стоимость турбин, генераторов).
2. Капитальные затраты, не зависящие от мощности станции (стоимость подъездных ж/д путей, автодорог, гаражей)
Капитальные затраты могут быть представлены как сумма постоянных и временных затрат:
b- коэффициент, зависящий от мощности станции.
Особенности проектного анализа в электроэнергетике
Высокие капиталовложения в электроэнергетику требуют обоснования решений по инвестированию проекта нового энергетического строительства и технического перевооружения основных средств. Принятие решения осуществляется на основе результатов расчета эффективности инвестиций, проведенных в проектном анализе.
Проектный анализ- совокупность действий по анализу технической, экологической, социальной целесообразности осуществления проекта и их финансовой эффективности.
Специфика производства электроэнергии обуславливает учет особенностей энергетических объектов (типа электростанции, её мощности, вида используемого топлива), зависимости режима работы объекта от режима потребления энергии, срока эксплуатации, постройки, масштабности. Ограниченность инвестиций требует их рационального вложения.
1. Формируются варианты прогноза развития энергосистемы РБ.
2. Осуществляется прогнозирование динамики выработки энергии из разных источников.
3. Обеспечивается результат прогноза развития энергетики без учета инвестиционных ограничений.
4. Исследуются возможности инвестиционного обеспечения рационального развития оптового рынка энергии, детального прогноза (пакет инвестиционных энергопроектов).
5. Исследуются особенности рынков (технологического и коммерческого). Для технологий энергосбережения определяют специфику использования принципов оценки эффективности инвестиционных проектов в энергетике, в том числе правил отбора проектов на основании методик их отбора.
Исследования инвестиционного обеспечения рынка производятся поэтапно:
— по каждому инвестиционному проекту при определенной внутренней доходности инвестиций производится укрупненная оценка совокупных затрат, включающих капитальные текущие затраты. На основании срока окупаемости отсекают неэффективные проекты, у которых данный срок превышает допустимый.
— осуществляется предварительная оптимизация развития сценария энергопотребления с учетом выбранного оборудования, технологических ограничений, с учетом новых проетов, оставшихся после отсеивания.
Основные принципы оценки инвестиционных проектов
Анализ эффективности инвестиций заключается в оценке конечных финансовых результатов, в расчетах доходности инвестиций, без которого невозможно осуществить сравнение альтернативных проектов, выбрать наиболее эффективный.
Основа оценки инвестиционных проектов:
— комплексный анализ инвестиционного проекта,
— рассмотрение проекта на протяжении всего инвестиционного цикла,
— моделирование денежных потоков, включающих денежные поступления, связанные с реализацией проекта, оттоки денежных средств,
— сопоставимость условий сравнения проектов, обеспечивающих корректность результатов сравнения,
— положительность, максимум дохода при выполнении которого проект признается эффективным из сравниваемых проетов предпочтение отдается максимальным полижительным значениям дохода,
— учет времени (дисконтирование). Учет изменения во времени стоимостных параметров проекта в результате инфляции, учета разрыва во времени между вложением инвестиций и получаемым доходом, изменение стоимости денег во времени, учет неравноценности разновременных затрат,
— учет затрат, доходов предстоящих. Ранее осуществленные инвестиции могут не влиять на результат проекта,
— учет участия нескольких участников (несовпадение их интересов, ожиданий доходности, выраженное в индивидуальных значениях нормы дисконтирования, срока окупаемости),
— многоэтапность оценки эффективности инвестиций на жизненном цикле проекта, уточнение эффективности проекта на каждом этапе,
— учет в инвестиционных затратах нормируемых оборотных средств, необходимых для начала эксплуатации строящегося объекта,
— учет влияния инфляции,
— учет влияния неопределенности и рисков.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: cyberpedia.su
Бюджетное инвестирование
Деркач, Д. Д. Бюджетное инвестирование / Д. Д. Деркач, М. П. Студенова, О. С. Доценко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1 (6.1). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/ (дата обращения: 16.10.2022).
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного инвестирования.
Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов бюджетных инвестиций, их влияния на финансово — инвестиционные процессы в экономике России и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций. В качестве методологической базы в статье использовались системный и комплексный подходы, диалектический метод познания, анализ и синтез, экономико-статистические методы. В итоге был выявлен ряд проблем, связанных с бюджетным инвестированием, и предложены варианты их решения.
Результаты исследования могут применяться в дальнейших теоретических разработках проблем бюджетного инвестирования, работе органов государственной власти, а также учебном процессе при преподавании курсов «Финансы», «Бюджетное инвестирование».
Ключевые слова: бюджетные инвестиции, инвестиционный фонд, финансирование, государственные расходы.
Государство всегда было и будет инвестором. В бюджете страны размер инвестиций, направления инвестирования законодательно закрепляются на определенный период. Бюджетные инвестиции это средства, направляемые в создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования в различных областях его деятельности. Бюджетные инвестиции подразделяются на: экономические инвестиции; социальные инвестиции; экологические инвестиции; инвестиции в оборону и безопасность страны. Документ, регулирующий бюджетное финансирование инвестиций, называется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В его разделе «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» выделены подразделы:
- Бюджетные инвестиции;
- Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
- Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.
В 2005 году в России создали Инвестиционный фонд, как часть бюджета, призванного выполнять планы государственного инвестирования по указанным выше направлениям в рамках, новой формы сотрудничества государства с частным капиталом, государственно-частного партнерства.
Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой — обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях меняющейся экономической среды. Решение этих задач требует осуществления инвестиций, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и государства. В современных условиях именно инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, активизируя спрос в краткосрочном плане и расширяя производственные возможности — в долгосрочном. В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором.
13 апреля 2007 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса.
Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января2008 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций. Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.
Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений.
На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий. Созданный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ призван стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов на основе государственно- частного партнерства. На со временном этапе необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства [1, с. 12].
Как показывает международная практика, реализация крупномасштабных проектов невозможна силами только государства, или только бизнеса. Инвестиционные проекты подлежат отбору по количественным параметрам, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Минимальная сметная стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., частный инвестор обязан вложить в проект не менее 25 % средств, при этом рентабельность должна составлять не менее 4 % и не более 11 %. Средства ИФ РФ предназначены для наименее окупаемой части комплексных инвестиционных проектов — строительства инфраструктуры. Это значит, что каждый инвестированный государством рубль привлекает четыре рубля частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 150 тыс. новых рабочих мест, а суммарный объем поступлений в федеральный бюджет в течение ближайших 10 лет превысит 470 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем объем государственной поддержки, предоставляемой инвестиционным проектам; кроме того, около 400 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов РФ в качестве налоговых отчислений.
Выделение средств из ИФ — трехформатное:
- прямое со финансирование проектов;
- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
- система государственных гарантий.
В результате к реализации с использованием средств ИФ РФ в 2006–2007 гг. было одобрено 24 инвестиционных проекта. Из них 45 % направлено на развитие транспортной инфраструктуры, 30 % — на развитие промышленных отраслей, 10 % — на реализацию проектов в области ЖКХ, 5 % — на создание инновационной инфраструктуры, 10 % — на модернизацию других отраслей [3, с. 36].
Первыми подобными инициативами стали проекты комплексного развития Приангарья, сооружения комплекса нефтеперерабатывающей и нефтехимических заводов в Нижнекамске, строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге и участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [4]. Следует отметить, что данные проекты являются приоритетными и имеют сложную динамику финансирования. Кроме того, в март е 2008 г. Правительством РФ было принято решение о возможности получения бюджетных средств для реализации региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. руб. Однако в 2008 г. не получил одобрения ни один проект, хотя на начало года было подано 75 заявок. В связи с вышесказанным предлагается два варианта решения проблемы.
Первый вариант — перевести алгоритм бюджетного инвестирования в режим инвестирования корпоративного. Второй вариант — выставить средства по всем закрепленным за ИФ проектам на конкурсы частных инжиниринговых и финансовых консорциумов. Как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций, целевые программы — действенный инструмент реализации государственной инвестиционной политики. Однако в Российской Федерации механизм их использования пока недостаточно эффективен. Механизм целевых программ не полностью соответствует требованиям программно-целевого планирования.
В РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, которая определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, использующихся в реализации федеральных целевых программ (программная часть), а также в решении от дельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом РФ или Правительством РФ (не программная часть.
Прежде всего, как упомянуто выше, бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, то есть, согласно ст. 6 БК РФ, «выплачиваемые из бюджета денежные средства». Инвестиции в объекты недвижимости и инвестиции, имеющие долгосрочный характер, относятся к капитальным расходам. Согласно БК РФ (ст.
21, 79), подгруппы «Бюджетные инвестиции» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» единой классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, существуют инвестиции за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ст. 69, 69.1, 79, 80, БКРФ).
Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности, согласно перечню кодов и видов расходов бюджетной классификации выступают как капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной(муниципальной) собственности (код группы расходов 400) следующих видов:
Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н.
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества федеральной собственности в государственном оборонном заказе (вид расходов 411);
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 412);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в государственном оборонном заказе (вид расходов 413);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 414);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (вид расходов 415).
Таким образом, в зависимости от объекта, можно выделить бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленные на увеличение уже существующих объектов государственной (муниципальной) собственности, и бюджетные инвестиции, направленные на создание (приобретение) новых объектов. И в том, и в другом случае особым образом учитываются бюджетные инвестиции в сфере государственного оборонного заказа. См. также ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Вновь приобретенные (созданные) за счет бюджетных инвестиций объекты могут быть переданы на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным (муниципальным) учреждениям, унитарными предприятиям либо включены в общий нераспределенный массив казны.
Из бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета, выделяются бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд. рублей, бюджетные инвестиции федеральным загранучреждениям и унитарным предприятиям, независимо от стоимости, решение о которых принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Решение о прочих бюджетных инвестициях принимается в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств (ст. 79 БК РФ).
В бюджетном учете бюджетные инвестиции обособляются следующим образом: бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ). Бюджетные инвестиции капитального характера, выделяемые из федерального бюджета (иных бюджетных инвестиций законодательством не предусмотрено), включаются в федеральную адресную инвестиционную программу (ст. 179.1 БК РФ), которая также является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете.
Для всех бюджетных инвестиций, в том числе таких, которые адресуются юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или унитарными предприятиями, существует ясный характеризующий признак. Он заключается в том, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц — адресатов бюджетных инвестиций. Указанный признак бюджетных инвестиций ставит под сомнение правомерность отнесения их к расходам бюджета. Очевидно, что выплаты из бюджета, в форме инвестиций, должны сопровождаться поступлением (увеличением) нефинансовых активов. Таким образом, с точки зрения статистики государственных финансов (далее — СГФ) бюджетные инвестиции не являются чистыми расходами.
Итог исполнения бюджета, с точки зрения СГФ, будет выражаться в чистых активах (далее — ЧА), которые составляют сумму изменения нефинансовых (далее — НФА) и финансовых (далее — ФА) активов за вычетом изменения обязательств (далее — О).
Эти данные должны входить в баланс исполнения бюджета, который составляет часть бюджетной отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Код 300 согласно классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1БК РФ). То есть ЧА = изм.
НФА + изм. ФА — изм. О.
Однако, баланс исполнения бюджета не является основным документом бюджетной отчетности. Итоговый отчет об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом власти, включает данные по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 264.1 БК РФ). Согласно действующим правилам бюджетного учета и отчетности, нефинансовые активы, в том числе полученные за счет бюджетных инвестиций, остаются за балансом бюджета, не влияют на итоговый отчет о его исполнении, который является итогом кассового движения денежных средств. Данное положение вещей оставляет без ответа неизбежно возникающий вопрос: насколько адекватно увеличение публичного имущества произведенным бюджетным инвестициям (расходам)?
Задача измерения результата инвестиций не является простой. Если вспомнить, что главным экономическим критерием инвестиций является будущий доход или экономия, то мы встаем перед необходимостью введения данного показателя в отчетность. Таким образом, результатом бюджетных инвестиций должно являться не увеличение массы публичного имущества (не денежной части казны), а будущая выгода. Действующее законодательство не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага от бюджетных инвестиций.
- Бюджетное послание Президента // Российская газета. URL: http: //www. rg. ru.
- Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 20 09. № 9 (345).
- Митрофанова И. В., Сизов Ю. И. Институциональные ловушки Инвестиционного Фонда Р Ф / / Финансы и кредит. 2009. № 3 (3 39).
- Инвестиции. Учебник для бакалавров / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, Российская Федерация, БК РФ, вид расходов, проект, федеральный бюджет, бюджетное инвестирование, Бюджетный кодекс, государственный оборонный заказ, недвижимое имущество.
Источник: moluch.ru
5.3. Учет инвестиций в капитальное строительство
Капитальное строительство — это вид деятельности, обеспечивающий воспроизводство основных средств путем создания новых и расширения действующих объектов, а также их реконструкции и технического перевооружения.
Для учета долгосрочных инвестиций предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором, в частности, формируется информация о затратах по приобретению (отдельно): земельных участков (субсчет I); объектов природопользования (субсчет 2); объектов основных средств (субсчет 4); нематериальных активов (субсчет 5); взрослых животных (субсчет 7),
Приоритетное значение для понимания проблем инвестирования в основные средства имеет рассмотрение методики учета строительства объектов основных средств (субсчет 3) и выполнение НИОКР (субсчет 8).
Учет затрат по дебету счета 08 ведут нарастающим итогом по каждому объекту.
Эти затраты до ввода возводимого объекта в эксплуатацию представляют незавершенное строительство. К последнему относятся: объекты, строительство которых продолжается; объекты, строительство которых приостановлено, законсервировано или прекращено окончательно, но затраты по которым не списаны; объекты, которые находятся в эксплуатации, но ввод которых не оформлен, а также незаконченные НИОКР
Порядок отражения в бухгалтерском учете затрат по производству строительно-монтажных работ (СМР) зависит от способа их осуществления. Различают подрядный способ и хозяйственный способ ведения СМР.
При первом работы выполняются специализированными организациями по заключенному договору подряда, оформленному на основе проектно-сметной документации, В гтросктно-сметной до- кументации определяется, кроме специальных строительных вопросов, стоимость строительства и реконструкции объекта. В соответствии с правилами о договорах его сторонами являются подряд- ник и заказчик. В договоре указывают весь объем работ, их стоимость (называемую сметной или договорной), сроки завершения технических этапов и комплексов работ.
Подрядчикдля выполнения работ может привлекатьдругие строительные или монтажные организации, являющиеся субподрядчиками по отношению к генеральному подрядчику. Заказчик заключает договор только с генеральным подрядчиком, который несет ответственность перед заказчиком за выполнение всех общестроительных, специальных строительных и монтажных работ.
При осуществлении строительства хозяйственным способом функции подрядчика и заказчика совмещает один экономический субъект Последний осуществляет строительство самостоятельно либо создает в рамках своей основной уставной деятельности вспомогательное производство — внутренее строительно-монтажное подразделение.
Иными словами, и строительное производство, и основная деятельность, предусмотренная уставом, находят отражение в единой системе бухгалтерского учета и в одном бухгалтерском отчете данного хозяйствующего субъекта.
При любом способе строительства бухгалтерский учет должен обеспечить получение информации о технологической структуре строительных работ (капительных вложений).
Рекомендовано выделять следующие статьи технологической структуры капитальных вложений: —
работы по монтажу оборудования; —
приобретение оборудования, сданного в монтаж; —
приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса; —
прочие капитальные затраты; —
затраты текущего и перспективного характера, увеличивающие общую стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.
Типовыми методическими рекомендациями предусмотрены следующие экономические статьи: —
расходы на оплату труда рабочих; —
расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; —
Строительным организациям предоставлено право расшираять номенклатуру статей.
Источник: finance-credit.news