К настоящему времени Российской Федерацией в лице Минпромторга России заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них – с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов. Еще столько же заявок крупных бизнес-групп на заключение СПИК находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше. Что же такое СПИК?
СПИК – это инструмент промышленной политики РФ, представляющий собой соглашение между частной стороной (инвестором и, при необходимости, промышленным предприятием) и публичной стороной (Российский Федерацией и/или ее регионом, а также в отдельных случаях и муниципалитетом), в котором фиксируются:
1) обязательства частной стороны в определенный срок создать на территории РФ, континентальном шельфе РФ или в особой экономической зоне РФ новое производство промышленной продукции, модернизировать уже существующее ее производство либо освоить производство такой продукции, которое еще не имеет аналогов в России (далее – целевая продукция);
Инвестиционные контракты в торгах
2) обязательства публичной стороны гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий в отношении целевой продукции, а также предоставить частной стороне специальные меры стимулирования и государственной поддержки, предусмотренные законодательством для участников СПИК.
На данный момент Правительством РФ утверждена форма типового контракта лишь по некоторым отраслям промышленности – для машиностроения (в том числе автомобилестроения), станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности средств связи (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»; далее – Постановление Правительства РФ № 708). Соответственно, к другим отраслям промышленности рассматриваемый инвестиционный механизм не применим до тех пор, пока не утверждена новая или расширенная типовая форма СПИК для иных отраслей. Вместе с тем в ближайшем будущем ожидается серьезное расширение перечня отраслей промышленности, в которых можно будет полноценно использовать СПИК в инвестиционных целях.
Помимо упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 708, основное правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством:
– Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»;
– Налогового кодекса РФ;
– Земельного кодекса РФ;
– Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта»,
ДДУ или инвестиционный договор
– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами».
Кроме того, принято множество специализированных общих и отраслевых нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и Минпромторга России, регламентирующих виды мер стимулирования и государственной поддержки в отношении частной стороны СПИК, а также основания и порядок их получения.
К СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и не противоречит существу такого контракта. Кроме того, при структурировании и формировании условий СПИК стороны активно используют правовой инструментарий, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.
Инвесторами по СПИК могут быть российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства и не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участником СПИК может быть и третье лицо, которое инвестор привлек для фактической реализации инвестиционного проекта (промышленное предприятие). Причем таких привлеченных лиц может быть несколько. Российские власти планируют расширить состав частной стороны: опционально включить в число участников СПИК кредитные организации, субъекты естественных монополий, корпорации (институты) развития и др.
Срок, на который заключается СПИК, рассчитывается как срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Но максимальный срок СПИК сейчас не может превышать 10 лет. Вместе с тем по поручению Президента РФ подготовлены изменения в действующее регулирование, предполагающие увеличение данного срока не менее чем до 20 лет.
Преимущества СПИК для частной стороны
Меры стимулирования и государственной поддержки инвестор может выбрать самостоятельно (в том числе совместно с промышленным предприятием) при подаче заявления о заключении СПИК. Решение о предоставлении частной стороне выбранных ею мер поддержки принимается специально созданной Правительством РФ Межведомственной комиссией по оценке возможности заключения СПИК (далее – Межведомственная комиссия) с учетом:
– предварительного заключения Минпромторга России;
– задач и/или целевых показателей и индикаторов государственных долгосрочных и среднесрочных программ РФ в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.
В настоящее время законодательство РФ предусматривает следующие гарантии, льготы и/или преференции для участников СПИК (соответствующий список постоянно расширяется, в том числе для отдельных отраслей промышленности):
– стабильность налоговых условий на срок действия СПИК (гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и/или промышленного предприятия по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на их доходы в момент заключения СПИК);
– стабильность регуляторных условий (гарантии стабильности режима запретов, ограничений в отношении выполнения СПИК и обязательных требований в отношении жизненного цикла целевой продукции, то есть стадий изыскания, проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
– предоставление в отношении целевой продукции исключительной возможности реализовывать на территории РФ отдельные виды товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ установлен жесткий запрет на их допуск в Россию;
– льготы по уплате налогов (на федеральном уровне – по налогу на прибыль, на региональном – как по налогу на прибыль, так и в отношении налога на имущество и транспортного налога, на муниципальном – по земельному налогу при наличии соответствующей нормативной базы);
– упрощенное получение публичных земельных участков в пользование для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;
– упрощенное приобретение статуса российского производителя в отношении целевой продукции;
– возможность приобретения в специальном порядке статуса единственного поставщика для государственных нужд (при принятии на себя обязательства по СПИК осуществить инвестиции на сумму более 3 млрд руб.);
– упрощенное приобретение статуса крупнейшего производителя промышленной продукции в целях льготного порядка администрирования и уплаты некоторых публичных платежей (в настоящее время актуально только в отношении утилизационного сбора для производителей специальной техники);
В части такой преференции, как отраслевые субсидии, следует отметить, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость предоставления в ближайшее время частной стороне СПИК субсидий, направленных на стимулирование экспорта российской продукции за рубеж.
Кроме того, целевая продукция, произведенная в рамках СПИК, может быть дополнительно интересна для ее приобретателей тем, что на нее распространяется ускоренная амортизация.
Следует отметить, что по СПИК частная сторона не получает от государства (его регионов, муниципалитетов) в собственность какое-либо имущество либо бюджетные инвестиции. В свою очередь, и публичная сторона также не получает по СПИК какое-либо имущество, в том числе интеллектуальную собственность и денежные средства.
Как правило, указание в СПИК на применение соответствующих льгот и преференций означает особый (приоритетный) порядок их получения частной стороной в силу статуса участника СПИК как такового. Однако сам СПИК не является источником мер стимулирования и государственной поддержки. Такие меры должны быть на момент заключения СПИК предусмотрены законодательством.
Ключевые обязательства инвестора по СПИК
Минимальный объем инвестиций по СПИК в создание или модернизацию либо освоение производства целевой продукции составляет не менее 750 млн руб. (без учета НДС). При этом следует учитывать, что согласно действующему правовому регулированию суммы инвестиций, вложенный в реализацию проекта до заключения СПИК пока не учитываются. Контракт может предусматривать поэтапное инвестирование. Активно обсуждается деловыми кругами возможность уменьшения «входного порога» для заключения СПИК. Вместе с тем Минфин России, напротив, предлагает увеличить этот порог до 1 млрд руб., не учитывая при этом в их составе заемные средства и средства, полученные от реализации инвестиционного проекта по СПИК.
Частная сторона СПИК должна взять на себя обязательства по достижению в конкретные сроки определенных целевых параметров инвестиционного проекта, на что обращают внимание Минпромторг России и Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления инвестора.
Такими параметрами являются:
– перечень мероприятий инвестиционного проекта (например, приобретение земельного участка, подготовка проектной и рабочей документации для строительства, шефмонтаж необходимого оборудования, осуществление строительства/монтажа и др.);
– объем инвестиций в проект (согласно практике заключения СПИК необходимо указать их объем не только за весь срок действия СПИК, но и по годам);
– объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной целевой продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);
– объем налогов (федеральных, региональных, местных), планируемых к уплате по окончании срока СПИК;
– доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене целевой продукции, выпускаемой к окончанию срока СПИК;
– количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);
– объем экспорта (этот параметр не предусмотрен нормативно-правовыми актами, однако на практике ему придается весьма большое значение со стороны как Минпромторга России, так и Межведомственной комиссии);
– иные дополнительные нормативно не предусмотренные обязательства инвестора, которые он готов на себя принять и которые могут быть интересы публичной стороне СПИК (например, создание инновационных центров, центров по подготовке высококвалифицированных специалистов и др.).
Источник: www.vegaslex.ru
2.5 Инвестиционный контракт
Процесс реализации инвестиционных проектов по строительству объектов начинается с заключения договора (контракта) между инвестором и застройщиком (заказчиком). Договор является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности (п.1 ст.7 Закона об инвестиционной деятельности).
Правовой основой для заключения договора на реализацию инвестиционных проектов является ( ст. 421 ГК РФ часть 2 ), согласно которой стороны могут заключать контракты (договоры) как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Деятельность заказчиков-застройщиков по организации строительства объектов осуществляется на основании договоров строительного подряда, заключаемых между заказчиками-застройщиками и подрядными строительно-монтажными организациями.
При заключении договоров подряда стороны руководствуются действующим гражданским законодательством, в частности, гл. 37 «Подряд», и ст. параграфа 3 «Строительный подряд» ГК РФ (часть вторая), а также Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации.
В соответствии с установленным порядком инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной основе юридических и физических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор по договору передает застройщику (заказчику) право распоряжаться выделенными инвестициями.
Инвестиционный договор (контракт) является наиболее распространенной формой соглашения о строительстве объектов недвижимости, которое заключает инвестор с органами местного самоуправления, в том числе предусматривая обязанность органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков инвесторам (застройщикам.) при условии передачи в муниципальную собственность по окончании строительства части построенного жилья либо других объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства.
Если осуществляется строительство объектов промышленной инфраструктуры, условием предоставления земельного участка и выдачи разрешения на строительство согласно нормативным актам органа местного самоуправления может быть предусмотрена обязанность инвестора перечислить средства долевого участия на развитие объектов административно-коммерческого, производственного, инженерного назначения соответствующей территории.
Любой инвестиционный контракт является комплексным документом. С одной стороны, при передаче земельного участка в собственность либо во временное пользование инвестору (застройщику) между муниципальными органами и инвестором возникают гражданско-правовые отношения, в которых обе стороны участвуют равноправно , что подразумевает заключение соответствующего гражданско-правового, как правило, возмездного договора, которым будут опосредованы имущественные отношения по передаче земельного участка в собственность либо во временное владение и пользование ( ст. ст. 124, 125 ГК РФ ). При передаче земельного участка в собственность оформляется договор купли-продажи, предусматривающий перечисление покупателем (застройщиком) в местный бюджет денежной суммы, эквивалентной стоимости земельного участка, указанной в договоре. При оформлении договора аренды застройщик (арендатор) получает землю во временное владение и пользование и уплачивает в местный бюджет арендную плату в порядке, установленном договором.
Орган местного самоуправления не исполняет никаких встречных гражданских обязательств в пользу инвестора — не передает имущество, не перечисляет денежные средства из местного бюджета, не производит зачет встречных обязательств.
При заключении инвестиционных контрактов с органами местного самоуправления инвестор должен оговаривать взаимные гражданско-правовые обязательства сторон, в том числе и наличие имущественного возмещения за передаваемые муниципалитету площади и объекты в любой возможной форме.
Государственный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты работ, о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.
Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведение подрядных торгов.
Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, удостоверяющих его победу на конкурсе (торгах).
Государственные заказчики при заключении контрактов на передачу части своих функций другим хозяйствующим субъектам должны предусматривать в них обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделяемых средств, а также ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.
Государственные контракты заключаются с подрядной организацией, победившей на конкурсе (торгах), на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами).
Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования стороны уточняют срок окончания строительства.
Государственный заказчик выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ либо платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.
Окончательный расчет производится в течение одного месяца после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов в контракте не предусмотрен.
В случае задержки установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.
В случае же не обеспечения установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов по вине подрядчика он уплачивает штраф в размере, как правило, 0,001 % договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Контрактом могут предусматриваться и другие меры имущественной ответственности, а также взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.
› Содержание › 2.5 Инвестиционный контракт
Источник: honneur.ru