Инвестиционный проект в сфере строительства

Молодой проект «на взлете» практически всегда нуждается в поддержке — финансовой, организационной, консультационной, образовательной и так далее. За помощью можно обратиться не только в частные инвестиционные компании, но и в государственные фонды. Страна заинтересована в развитии экономики, поэтому определенный объем бюджетных средств выделяется на поддержку предпринимательских инициатив.

Но фаундерам важно понимать, что для получения помощи от государства стартап должен соответствовать утвержденным условиям: проекту предстоит пройти строгий отбор, который сопряжен с многочисленными и длительными проверками. Кроме того, сам процесс получения помощи может оказаться весьма затянутым по бюрократическим причинам.

Где найти поддержку для стартапа: программы и фонды

Меры государственной помощи в России регламентированы и регулируются ФЗ № 209 от 24.07.2007 г. Цель программ — поддержать бизнес на всех этапах его развития, от идеи до выхода на мировой рынок. Правительственные меры направлены в том числе на снижение административных и бюрократических барьеров, которые существенно препятствуют реализации предпринимательской инициативы.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАГОРОДНОГО ДОМА. Одноэтажный SVOYDOM SCANDI. Выбираем участок

Для стартапов в РФ предусмотрены виды господдержки:

  • финансовая — субсидии, инвестиции, кредитование на более выгодных условиях, льготы, гранты;
  • информационная — организация федеральных и региональных систем информационной поддержки;
  • имущественная — пользование госимуществом на льготных условиях;
  • консультационная и образовательная — проведение консультаций, обучение предпринимателей или компенсация образования.

Для получения помощи стартап должен соответствовать определенным критериям — общим и конкретной программы (фонда). Стандартные условия и принципы оказания госпомощи приведены в статье 14 ФЗ № 209.

Компания обязательно должна выступать субъектом малого или среднего предпринимательства (МСП), сведения о котором внесены в Единый реестр МСП.

Алгоритм обращения за госпомощью стандартен:

  1. Оформить идею — в виде бизнес-плана, технического задания с описанием продукта, финансовой отчетности (при наличии).
  2. Выбрать фонд, программу, изучить требования, оценить сумму поддержки. Можно воспользоваться навигатором на сайте Минпромторга РФ, ответив на вопросы тестирования.
  3. Подать заявку (обычно в электронном виде), ответить на дополнительные вопросы.
  4. Если госорганизация заинтересуется проектом, публично защитить его перед экспертами.

При положительном вердикте поддержка стартапу будет оказана, но при этом нужно быть готовым к регулярному представлению отчетности о достижениях, результатах деятельности, целевом расходовании средств.

Поскольку процедура обращения за госпомощью достаточно трудоемка и длительна, ее рекомендуется совмещать с поиском других источников финансирования. Кроме того, фаундерам целесообразно соизмерять объем прикладываемых усилий для получения господдержки с вероятностью ее одобрения и оценкой возлагаемых на себя обязательств.

Инвестиционный анализ проектов: методы и базовые коэффициенты

В рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» предпринимателям готовы оказать помощь различные фонды, банковские учреждения и другие организации. Например, на гранты на развитие «сквозных технологий» (отечественных операционных систем, искусственного интеллекта, интернета вещей и так далее) Правительством РФ до 2024 года выделено 46,3 млрд руб. Основными операторами поддержки назначены фонд «Сколково» и РФРИТ. Искать информацию о выдаче грантов в рамках проекта «Цифровые технологии» можно на официальном ресурсе Минцифры РФ ИТ-гранты.

Рассмотрим подробнее варианты помощи стартапам от различных фондов, компаний и программ поддержки. Для удобства восприятия в конце статьи данные сведены в таблицу.

Льготное кредитование

Программа действует до 2024 года в рамках нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Предполагает предоставление субъектам МСП кредита на льготных условиях, в зависимости от цели займа:

  1. Инвестиционное предложение — выделяется до 2 млрд руб. на приобретение (создание) основных средств. Срок кредитования — 10 лет, ставка — до 8,5 %.
  2. На пополнение оборотного капитала — до 500 млн руб. на 3 года под 8,5 % годовых.
  3. На развитие микропредприятий (в том числе выдается самозанятым) — до 10 млн руб. на 5 лет по ставке до 9,95 %.
  4. На рефинансирование кредита, прежде оформленного на инвестиционные цели (до 8,5 %).

Требования к заемщикам обозначены в пункте 20 Постановления Правительства № 1764. Взять льготный кредит можно у банков-участников программы, перечень которых приведен на сайте Минэкономразвития. Недополученный доход финансовым учреждениям компенсирует государство.

Заявка рассматривается несколько недель, для оформления требуется собрать большой пакет документов. Обязателен залог, но при его отсутствии можно обратиться за поручительством в «Корпорацию МСП» или региональный гарантийный фонд.

Российский фонд развития информационных технологий

РФРИТ является фондом развития научной, научно-технической, инновационной деятельности. Организация предоставляет два вида грантов, покрывающих определенный процент расходов (80 % — в 2020 году):

  1. На разработку отечественного ПО — стартап может рассчитывать на сумму 20–300 млн руб. Период реализации проекта — 6–18 мес.
  2. На цифровизацию компаний — предоставляется 120–300 млн руб. Период реализации проекта насчитывает 6–30 мес.

На сайте фонда размещены обучающие вебинары по вопросам грантовой поддержки, конкурсного отбора и прочих организационных моментов. К участию допускается проект любой стадии — с MVP или уже полноценно действующим на рынке продуктом. Для получения финансирования важны его потенциал (импортозамещение, социальный вклад, конкурентоспособность), уровень команды (навыки, опыт).

Фонд содействия инновациям

Фонд содействия инновациям (Бортника) реализует программы поддержки как новых проектов, так и уже действующих высокотехнологичных компаний. Рассчитывать на финансирование могут и физические, и юридические лица — предприниматели малого бизнеса.

Для стартапов предусмотрена программа «Старт», поддерживающая компании, которые разрабатывают уникальный продукт (товар, технологию, услугу) на основании собственных научно-технологических исследований. Молодому проекту необходимо доказать свою инновационность. К участию в конкурсе принимаются организации, с регистрации которых прошло менее двух лет. Продукт должен обладать высоким потенциалом коммерциализации.

Программа реализуется в несколько этапов:

  1. «Старт-1» — предоставляется грант до 3 млн руб., его срок — 1 год. Проводятся исследования и проверки гипотез, разработка и испытания прототипа продукта.
  2. «Старт-2» — выделяется до 7 млн руб., срок работы над проектом — 1 год. Внебюджетное софинансирование должно насчитывать не менее 50 % суммы гранта. Продукт выходит на рынок, начинаются первые продажи.
  3. «Бизнес-Старт» — грант до 10 млн руб. на 1 год, софинансирование вне бюджета должно составлять не менее 50 % полученной суммы. Этап предполагает получение выручки от реализации продукта в ранее утвержденном размере.

При значительном недоборе плановых показателей Фонд вправе требовать от стартапа возврата суммы гранта.

В 2021 году на субсидирование высокотехнологичных компаний правительством выделено 1,4 млрд руб. (Постановление № 456 от 27.03.2021 года). Фонд содействия инновациям является оператором поддержки.

Инновационный центр «Сколково»

Фонд «Сколково» предлагает стартапам поддержку в развитии проекта от идеи до успешного бизнеса. Участникам предоставляется доступ ко всей экосистеме инновационного центра для ведения исследовательской работы и коммерциализации ее результатов.

Фаундеры могут рассчитывать на:

  1. Налоговые льготы и финансовую помощь — мини-гранты (до 5 млн руб.) и микрогранты (до 1,5 млн руб.) на покрытие расходов на реализацию проекта, исследовательскую деятельность, коммерциализацию продукта.
  2. Акселерацию — включает образовательные программы, консультации, пользование ресурсами фонда (аренду лабораторий, офисов, НИОКР-услуги), продвижение («Сколково» сотрудничает со многими крупными СМИ).
  3. Привлечение инвестиций — помощь в разработке стратегии, подготовке документов, получение финансирования от инвестиционной платформы Skolkovo Ventures: на стадии роста — от 50 до 240 млн руб., на поздних этапах (Pre-IPO) — 0,5–1,5 млрд руб.

Приоритетными сферами господдержки являются ядерные, космические, стратегические компьютерные технологии, ПО, биомедицина, энергоэффективность и энергосбережение.

Агентство стратегических инициатив

Некоммерческая организация создана Правительством РФ для развития и продвижения приоритетных проектов. НТИ — проект «Агентства стратегических инициатив», включающий программу мер для достижения Россией глобального технологического лидерства к 2035 году.

Финансированием стартапов организация не занимается, но предоставляет не менее значимую поддержку:

  1. Административную — помощь в преодолении бюрократических барьеров, взаимодействии с госорганами.
  2. Консультационно-методологическую — консультирование участников по разным вопросам, проведение экспертизы проекта, акселерация, рекомендации по получению господдержки и финансирования, подготовки документов.
  3. Информационную — продвижение проекта, содействие в организации и проведении публичных мероприятий, помощь в представлении продукта целевой аудитории.

АСИ составляет дорожную карту сопровождения стартапа, по которой в дальнейшем и идет его реализация. Целевой отбор проектов осуществляется по направлениям — социальные, образовательные, технологические, городские.

Фонд развития интернет инициатив (ФРИИ)

ФРИИ — российский венчурный фонд, учрежденный АСИ и инвестирующий в технологические компании. Он также проводит акселерационные программы, направленные на рост продаж отечественных ИТ-продуктов. На поддержку перспективных технологических стартапов на 2021–2023 годы ФРИИ выделено из бюджета 750 млн руб.

Фонд предлагает стартапам:

  1. Участие в бесплатной программе развития IT-компаний — принимаются проекты на стадии MVP, первых продаж или с выручкой в пределах 100 млн руб. в год. Акселератор «Спринт» поможет оценить продукт, протестировать спрос, продвинуть его на рынок, разработать бизнес-модель, «свести» unit-экономику.
  2. Инвестиции и экспертизу ФРИИ для подготовки к выходу проекта на мировой рынок — компании с первыми продажами и подтвержденным спросом могут рассчитывать на сумму до 65 млн руб., масштабируемые за рубежом стартапы на поздней стадии — на 200 млн руб.

С 2013 года ФРИИ проинвестировал в 430 ИТ-компаний и работал с 1500+ проектами, среди которых Soundeon (платформа для музыкантов), Foody (маркетплейс для ресторанов), Texel (разработчик технологии компьютерного зрения) и многие другие.

Читайте также:  Параметры разрешенного строительства документ

Фонд развития промышленности (ФРП)

Деятельность ФРП направлена на модернизацию промышленности РФ, разработку новой технологичной и конкурентоспособной продукции, проведение политики импортозамещения. Предпринимателям фонд предлагает льготные условия софинансирования: выдает целевые займы на сумму от 5 млн до 2 млрд руб. по ставке 1 и 3 % годовых на срок до 7 лет. ФРП также предоставляет финансовую поддержку проектам совместно с региональными фондами — при суммах займа до 100 млн руб.

Условия финансирования устанавливаются в зависимости от программ, среди которых цифровизация промышленности, станкостроение, лизинг, повышение производительности труда, конверсия и другие.

Заявка от компании проходит несколько экспертиз — научно-техническую, финансово-экономическую, правовую, производственно-технологическую. При ее одобрении средства поступают на банковский спецсчет, списать их можно только после согласия ФРП (для предупреждения нецелевых трат).

Российская венчурная компания представляет собой государственный фонд фондов, деятельность которого направлена на достижение Россией технологического лидерства в приоритетных сферах.

РВК самостоятельно не инвестирует в стартапы, а выступает в роли создателя инвестиционных инструментов, оказывающих финансовую поддержку инновационным проектам на разных стадиях развития.

Госкомпания привлекает частных российских и зарубежных инвесторов, организует фонды на основе частно-государственного партнерства. Чтобы получить поддержку, стартапу необходимо обратиться в организацию от РВК. Выбрать подходящий фонд можно с помощью сервиса на сайте компании(внизу страницы).Затем требуется отправить заявку и проектную документацию, после рассмотрения стартап может быть представлен Инвестиционному комитету, который принимает решение о его финансировании или отклонении.

РОСНАНО

РОСНАНО является государственной группой компаний, инвестирующей напрямую или через инвестиционные фонды проекты, которые разрабатывают продукты с применением нанотехнологий. Высокотехнологичные стартапы должны обладать значительным экономическим или социальным потенциалом, относиться к сферам:

  • электроники и оптоэлектроники;
  • телекоммуникационным технологиям;
  • металлургии;
  • медицины и биотехнологий;
  • энергетики;
  • изобретения приборов;
  • строительных и промышленных материалов;
  • химии и нефтехимии.

После подачи заявки она проходит несколько ступеней экспертизы, средний срок ее рассмотрения и принятия решения о финансировании — 180 дней.

Формы инвестирования РОСНАНО — вклад в уставный капитал компании, приобретение привилегированных акций. Когда проект достигает стадии зрелости, фонд продает свою долю, инвестируя вырученные средства в другие стартапы. В редких случаях возможны целевые займы, поручительство по обязательствам стартапа перед третьими лицами.

ВЭБ.РФ

Государственный инвестиционный банкфинансирует проекты, деятельность которых направлена на улучшение городской среды, инфраструктуры и транспорта, создания производственных мощностей высоких переделов, разработку, внедрение цифровых и инновационных технологий. В группу ВЭБ.РФ входят многие госфонды: РОСНАНО, Фонд «Сколково», Корпорация МСП, ФРП и другие институты развития.

На финансирование могут рассчитывать проекты общей стоимостью от 1 млрд руб., которые смогут подтвердить собственную безубыточность, минимальный размер участия ВЭБ.РФ — 500 млн руб. Материальная помощь заключается в кредитовании, предоставлении гарантий и поручительства, участии в уставных капиталах. Используется преимущественно среднесрочное (1–3 года) и долгосрочное (более 3 лет) финансирование на возвратной основе. Участие в капитале — не более 10 лет (по отдельным направлениям — 20 лет).

Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства

Корпорация МСП координирует оказание госпомощи предпринимателям в рамках ФЗ № 209 от 24.07.2007 г. Виды поддержки:

  • финансовая — предоставление льготных кредитов и займов, в том числе с обеспечением в виде гарантий и поручительств участников НГС (Национальной гарантийной системы);
  • правовая;
  • информационно-маркетинговая — предоставление бесплатного сервиса «Бизнес-навигатора МСП»;
  • имущественная — передача во владение или в аренду госимущества (платно, бесплатно, на льготных условиях);
  • обеспечение доступа к закупкам.

Поддержка стартапов на региональном уровне

В каждом субъекте РФ действуют собственные программы поддержки МСП.

На портале Минэкономразвития РФ опубликован перечень уполномоченных органов, оказывающих помощь предпринимателям. При переходе на сайт каждого из них можно найти действующие программы поддержки стартапов.

Например, в Москве предприниматели могут рассчитывать на субсидии на работу с маркетплейсами (возмещение расходов на комиссию при продвижении товаров), на обучение сотрудников, на реализацию инновационного проекта и другие. В Свердловской области стартаперам предлагается льготное кредитование — до 500 тыс. руб. по ставке 3,25 %. На сайте Комитета по развитию МСП в Ленинградской области приведен перечень конкурсов на получение субсидий на разные виды деятельности.

Найти информацию о господдержке в регионах также можно на портале Торгово-промышленной палаты (выбрав интересующий субъект РФ), сайтах местных администраций, центров занятости. В последних можно получить единовременную финансовую помощь на открытие бизнеса, сумма различается на региональном уровне (данные по Москве).

Подведем итоги: сравнительная таблица

В заключение объединим в таблицу основные сведения по фондам и программам государственной поддержки стартапов. При выборе подходящего решения детально изучайте условия и требования: каким проектам оказывают помощь, чего ждут взамен, на какой объем средств можно рассчитывать. Это поможет изначально оценить целесообразность прохождения процедуры для стартапа.

Чем помогают стартапам

Льготное кредитование (в рамках нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»)

Высокие требования к заемщикам: оцениваются возраст, кредитная история, трудовой стаж, платежеспособность. Обязательны постоянный доход и залог (либо авторитетное поручительство)

Банки-участники предоставляют льготные условия кредитования: 10 млн — 2 млрд руб. до 8,5–9,95 % на срок до 5–10 лет

Господдержка стартапов, занимающихся разработкой отечественного ПО или внедрением российских IT-решений (цифровой трансформацией компаний).

Финансирование не покрывает все расходы, только определенный процент (в 2020 году — 80 %)

Предоставляется два вида гранта:

  • 20–300 млн руб. (разработка ПО);
  • 120–300 млн руб. (цифровая трансформация компаний)

Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника)

Приоритетные направления для получения господдержки:

инновации в медицине;

изобретения приборов и уникальных производственных технологий;

химические и биотехнологии.

Получить грант могут и физические, и юридические лица — субъекты малого предпринимательства

Для стартапов реализуется программа поддержки «Старт», состоящая из этапов:

«Старт-1» — грант до 3 млн руб., его срок — 1 год.

«Старт-2» — выделяется до 7 млн руб., срок работы над проектом — 1 год. «Бизнес-Старт» — грант до 10 млн руб. на 1 год

Инновационный центр «Сколково»

Предоставляется доступ ко всей экосистеме фонда для ведения исследовательской работы и коммерциализации ее результатов.

Приоритетные отрасли: ядерные, космические, стратегические компьютерные технологии, ПО, биомедицина, энергоэффективность и энергосбережение

Предоставление налоговых льгот, минигрантов (до 5 млн руб.), микрогрантов (до 1,5 млн руб.).

Акселерация стартапа включает обучение, консультации, продвижение, пользование ресурсами фонда. Помощь в привлечении инвестиций, получении финансирования от инвестиционной платформы Skolkovo Ventures

Агентство стратегических инициатив

Не оказывает прямую финансовую поддержку стартапам, но может помочь в ее получении.

Отбор проектов осуществляется по направлениям: социальные, образовательные, технологические, городские

Фаундеры могут получить помощь:

  • административную в преодолении бюрократических барьеров;
  • консультационно-методологическую;
  • информационную в продвижении проекта

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

На поддержку перспективных технологических стартапов на 2021–2023 годы ФРИИ выделено из бюджета 750 млн руб. ФРИИ считается наиболее активным венчурным фондом РФ. Отличается «жестким» подходом к участникам проектов, подходит фаундерам, готовым к критике и толерантным к фрустрации

Фонд предлагает стартапам:

бесплатное участие в акселераторе,

инвестиции и экспертизу ФРИИ для подготовки к выходу проекта на мировой рынок — компании с первыми продажами и подтвержденным спросом могут рассчитывать на сумму до 65 млн руб., масштабируемые за рубежом стартапы на поздней стадии — на 200 млн руб.

Фонд развития промышленности (ФРП)

Фонд предлагает несколько программ целевых займов, среди которых цифровизация промышленности, станкостроение, лизинг, повышение производительности труда, конверсия и другие

Фонд выдает целевые займы на сумму от 5 млн до 2 млрд руб. по ставке 1 и 3 % годовых на срок до 7 лет. ФРП также предоставляет финансовую поддержку проектам совместно с региональными фондами — при суммах займа до 100 млн руб.

Российская венчурная компания (РВК)

РВК напрямую инвестированием стартапов не занимается, она привлекает частных российских и зарубежных инвесторов, создает фонды на основе частно-государственного партнерства

РВК предоставляет инвестиционные инструменты, с помощью которых проект может получить финансирование. Для этого стартапу нужно отправить заявку в фонд, созданный с участием РВК

Финансирование проектов, разрабатывающих продукт с применением нанотехнологий.

Когда стартап достигает стадии зрелости, фонд продает свою долю

Организация инвестирует стартапы напрямую или через инвестиционные фонды. Формы инвестирования — вклад в уставный капитал компании, приобретение привилегированных акций

Объединяет многие фонды: РОСНАНО, Фонд «Сколково», Корпорацию МСП, ФРП и другие.

На финансирование могут рассчитывать проекты общей стоимостью от 1 млрд руб., которые смогут подтвердить собственную безубыточность

Материальная помощь заключается в кредитовании, предоставлении поручительства, участии в уставных капиталах

Помимо финансовой помощи, корпорация предлагает предпринимателям бесплатно использовать сервис «Бизнес-навигатор МСП», который дает возможность рассчитать онлайн бизнес-план, найти недвижимость, оценить рынки и многое другое

финансовая (льготное кредитование),

обеспечение доступа к закупкам

P. S. Ну а если работать с государством по каким-либо причинам вы не готовы — всегда есть возможность прийти к нам со своим стартапом или идеей — прием заявок открыт постоянно.

Если у вас остались вопросы по данной теме, то можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. Еще больше информации о стартапах — на нашем канале «Раунд, экзит, два пивота».

Источник: admitad.pro

Инвестиционный проект в сфере строительства

Настоящая статья посвящена стратегии и перспективам китайских инвестиций в строительной сфере Российской Федерации. В статье определяются понятия и цели стратегии китайских инвестиций «Один пояс – один путь». Анализируется её развитие в течение четырех лет и отмечаются основные результаты.

Читайте также:  Срок строительства общественных зданий

Даётся характеристика проблем в инвестиционно-строительной сфере Российской Федерации. Ассоциируются результаты китайских инвестиций с проблемами в строительной сфере РФ, описываются их роль и влияние первых на развитие инвестиционно-строительного проекта. Исследуются разные взгляды на присутствие китайских инвестиции в строительной сфере РФ. Автор также выражает своё собственное мнение о положительных моментах сотрудничества в инвестиционно-строительной сфере и предлагает решение проблемы по преодолению сомнений у русских специалистов.

3. Барановская Н.И., Гу ФэйФэй, Чжан НаньНань / Формирование стоимости и определение эффективности инвестиций в комплексную жилую застройку с участием иностранного капитала. – СПб.: Питер, 2015. – 224 с.: ил. – (Серия «строительный бизнес»).

5. Инвестиции: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. – 9 – е изд., перераб. И испр. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2014. – 352 с.

6. Китайские инвестиции переживают глобальную трансформацию, [Электронный ресурс] URL: http://news.xinhuanet.com/fortune/2014-10/30/c_1113046148.htm (дата обращения: 30.10.2014).

8. Тулупникова В.А., Энкина Е.В. государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села на современном этапе [Текст] / В.А. Тулупникова, Е.В. Энкина // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ – 2013. – № 3(59). – С. 65–67.

В конце 2013 года в Китае была предложена стратегия экономического сотрудничества «Один пояс – один путь», к 2015 году официально учрежден Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. С 2013 по 2016 годы Китай продвигал эту стратегию; она была успешной, привлекла внимание международного сообщества и стала важной темой международных отношений. Данная стратегия нашла поддержку в таких европейских странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, и активно реализует идею нового «Шелкового пути» сотрудничества с Европейской экономической зоной.

Сейчас в мировой экономике Азиатский банк инфраструктурных инвестиций имеет большое значение. Россия является важнейшим стратегическим партнером Китая и одним из государств основателей Азиатского Банка инфраструктурных инвестиций и мирового экономического пояса «Шелкового пути 21 века». Это не только свидетельствует о том, что Китай и Россия являются долгосрочными стратегическими партнерами, но и открывает новые возможности укрепления китайского и российского стратегического сотрудничества.

Объективно оценивая международные отношения и экономическую ситуацию, можно утверждать, что Китай стал крупнейшей мировой экономикой. Что же такое «один пояс – один путь»? Это экономическая зона «Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21 века», которая охватывает 65 стран мира с торговым оборотом в размере 2,74 млрд долларов, что составляет 38,2 % объёма мировой экономики [9].

Основной целью проекта является формирование финансового механизма и расширение финансового сотрудничества, что должно способствовать укреплению азиатской валютной системы, развитию инвестиционной деятельности и кредитной системы. Это позволит Китаю и сотрудничающим с ним странам использовать механизмы расширения регионального экономического сотрудничества и развития экономики стран, улучшения их инфраструктуры и другие.

Реализация стратегической политики в основном направлена на создание благоприятных условий для инвестиций в инфраструктурные проекты, а также на сотрудничество в области энергетики и высокотехнологичного промышленного производства.

Стратегия «Один пояс – один путь» успешно продолжается уже третий год. Она открывает новые возможности для реализации китайских инвестиционных проектов за рубежом. В настоящее время реализовано четыре этапа проекта (рис. 2).

Стадия осуществления была очень результативной. Наиболее важным является создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Он представляет собой межправительственную структуру по развитию азиатского региона и ориентирован на развитие инфраструктуры строительства. Азиатский инвестиционный банк был создан для содействия азиатскому региону в построении межсетевого взаимодействия и экономической интеграции регионального сотрудничества Китая и других азиатских стран.

lisjn1.tif

Рис. 1. Маршруты сухопутного и морского «Шелкового пути»

lisjn2.wmf

Рис. 2. Этапы стратегии «Один пояс – один путь»

lisjn3.wmf

Рис. 3. Инвестиционные направления деятельности АБИИ

15 апреля 2015 Азиатский Инвестиционный Банк и 57 членов-основателей совместно с 37 крупнейшими западноевропейскими странами (Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.), Латинской Америкой и Африкой определили региональные финансовые институты в азиатском регионе и инфраструктуры Шелкового пути. Чтобы обеспечить финансирование в полном объеме, будут предоставляться займы и делаться инвестиции в акционерный капитал, предоставляться гарантии для национальных инфраструктурных проектов Азиатского инвестиционного банка. Основные направления инвестирования Банка – это транспорт, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, городское развитие и инвестиции в различные отрасли (рис. 3).

После финансового кризиса часть стран с развивающейся экономикой и более развитых стран мирового финансового центра постепенно продвигаются на Восток. Китай выступает в роли крупнейшего инвестора для создания хорошей инвестиционной площадки. Зарубежные страны также хотят переключить инвестиционную и экономическую политику на Восток. Острый недостаток развития инфраструктуры в Азии привел к финансовым условиям. По данным Азиатского банка развития с 2010 по 2020 годы Азия нуждается в 8 трлн долларов для развития инфраструктуры [9].

Три четверти территории России находятся в Азии, и при сложных географических условиях, в условиях изменчивой окружающей среды, большая часть дорожных, железнодорожных, воздушных, водных ресурсов и городской инфраструктуры в регионах осталась еще со времен Советского Союза и к настоящему времени достаточно сильно устарела. Хотя правительство России инвестировало значительные средства в проекты инфраструктуры Москвы и Санкт-Петербурга, но в других городах и регионах вопросы инфраструктуры остались без должного внимания.

Согласно акту всемирной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), проведенному в 148 странах исследованию высококачественного строительства инфраструктуры, Россия занимает позицию № 93 (рис. 4). Общая протяжённость Российской дорожной сети составляет 144,4 млн км. Более 60 % дорог в стране не соответствуют природоохранным стандартам.

По данным Всемирного экономического форума опубликован доклад о глобальной конкурентоспособности, который показывает, что в исследовании 144 стран по дорожным условиям Россия заняла 93 место, это немногим лучше, чем в некоторых странах СНГ (Казахстан – 64). Правительство России намерено в течение ближайших 5–10 лет модернизировать дорожную сеть [1].

Планируется в ближайшие пять лет вкладываться в развитие общественного транспорта и высокоскоростных железных дорог (рис. 5). В нынешней экономической ситуации России трудно односторонне эффективно инвестировать в строительство внутренней инфраструктуры. Хотя правительство готовится инвестировать в инфраструктуру 3–5 % ВВП, но в прошлом году экономика России сократилась на 3,4 %. Основной причиной экономического спада являются: геополитические риски, стоящие перед Россией, мировые цены на нефть и колебания обменного курса валют. Это привело к тому, что российское правительство не может реализовать финансирование первоначально предложенного плана развития инфраструктуры на ближайшие 10 лет [6].

lisjn4.tif

Рис. 4. Место страны в рейтинге качества инфраструктуры [1]. Источник: World Competitiveness Index

lisjn5.tif

Рис. 5. Инвестиции в инфраструктуру [1]. Источник: World Competitiveness Index

В настоящее время правительство планирует строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань. Однако из-за проблем с финансированием на этом объекте до сих пор не начались проектные работы. В мае 2015 г. на встрече высших руководителей Китая и России договорились о совместном инвестировании строительства высокоскоростного железнодорожного проекта Москва – Казань.

Инвестиции в проект составляют 19,7 млрд $. Согласно двухстороннему соглашению, проект будет завершен в 2020 году. При подписании меморандума на двусторонней встрече в октябре 2015 г., обе стороны договорились о тесном сотрудничестве в строительстве высокоскоростной железной дороги Москва – Пекин. Участок дороги Москва – Казань общей протяженностью 770 км был причислен к приоритетным проектам. Это тесно связано с продвижением Китаем стратегии «Один пояс – один путь».

За исключением развития железнодорожной инфраструктуры, в других областях капитального строительства, это, например, аэропорты, дороги, мосты, больницы, заводы, объекты производственные и водного хозяйства и т.д., в подавляющем большинстве все осталось еще со времен Советского Союза. Эти старые объекты, конечно, не соответствуют современным потребностям общества. Россия была бы готова вкладывать значительные средства в эту сферу, но из-за введенных санкций она не может получить кредиты от Запада. Вдобавок уже вложенные западные инвестиции постепенно выводятся из России, что ведет к недостаточному финансированию проекта, а все вместе это серьезно влияет на развитие отраслей инфраструктуры.

Заключенные и планируемые крупные контракты в сфере развития инфраструктуры

Объединения группы российских предприятий и второго учреждения оператора железных дорог КНР (China Railways) подписали официальный договор о реализации проекта высокоскоростной железнодорожной линии Москва – Казань.

1,5 трлн китайских юаней

Китай выступил с предложением построить скоростную железную дорогу протяженностью 7000 км между Пекином и Москвой, которая будет пролегать через Казахстан

18 млрд долл. США

Китай и Казахстан достигли предварительного консенсуса относительно подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в области создания инфраструктуры, шоссейных дорог и жилищного строительства

67,8 млрд китайских юаней

Конгломерат, возглавляемый China Railway Construction Corporation, скорее всего, выиграет контракт на строительство первой в Юго-Восточной Азии скоростной железной дороги, которая свяжет Куала-Лумпур и Сингапур

Сфера инфраструктурного строительства России сталкивается со следующими основными проблемами:

1. Сокращение государственных инвестиций. Вследствие нынешней российской экономической ситуации: экономических санкций, снижения цен на нефть, колебания валютных курсов и прочих факторов – государство может потерять большую часть денежных средств на развитие ключевых проектов. Банки и финансовые институты также пострадали. Так что в ближайшие несколько лет, в строительной отрасли не будет правительственных или банковских и финансовых инвестиций, что влечет невозможность получения долгосрочного и стабильного финансирования для развития проектов.

2. Слишком громоздкая система управления. Это повышает инвестиционные риски. При инвестировании в строительство инфраструктуры требуется много разрешительных документов, что замедляет реализацию проекта и ведет к увеличению расходов, из-за чего страдает кредитоспособность иностранных инвесторов.

Читайте также:  Участок земли под строительство санатория 800 и 300 имеет форму прямоугольника стороны которого

3. Нехватка профессионального технического персонала. Это ведет к увеличению сроков реализации проекта, особенно на Дальнем Востоке, где регион богат ресурсами, но ограничен в наличии профессиональных кадров.

Таблица демонстрирует, что Китай имеет достаточный капитал и технологии для долгосрочных и стабильных инвестиций в сферу строительства инфраструктуры. Стратегия «Один пояс – один путь» необходима для понижения дефицита финансирования в развитии строительства инфраструктуры России, а также для обеспечения профессионального и технического персонала и укрепления многостороннего экономического сотрудничества с соседними странами.

Роль стратегии развития «Один пояс – один путь» и создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) в развитии сферы инфраструктурного строительства в России:

1. Стратегия «Один пояс – один путь» способствует большей степени интеграции Евразийского экономического союза. Это выгодно для России и очевидно, что для России подходит подобная стратегия, экономические центры России смещаются на Восток. Эта стратегия также отвечает запросам развития Восточной России. В то же время стратегия будет способствовать укреплению всестороннего стратегического партнерства между двумя странами и содействовать тесному сотрудничеству в области науки и техники, сельского хозяйства, энергетики, инфраструктуры и других сферах.

2. Существующие Всемирный банк и Азиатский банк развития не могут удовлетворить огромные потребности в финансировании, в том числе России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание Китаем фонда Шелкового пути в размере 40 млрд долл. и АБИИ с уставными капиталами в размере 100 млрд долл. явилось полезным дополнением для существующей мировой финансовой системы.

Россия является третьим по величине акционером Азиатского инвестиционного банка. Занимает ряд важных позиций в его управлении и обладает долевым правом в акционерном капитале и инвестициях. Поскольку по отношению к России были введены экономические санкции в финансовой, энергетической, оборонной и других жизненно важных для экономики сферах, риски ухудшения экономического положения России продолжают расти. Стратегия «Один пояс – один путь» и АБИИ создают благоприятные условия для российского экономического положения.

3. Россия может воспользоваться этим новым финансовым учреждением для получения более обширной финансовой поддержки. Это может компенсировать проблему нехватки средств для инвестиций в инфраструктурные проекты. А также поможет в развитии экономики Дальнего Востока.

4. Китай является самым надежным партнером России. На этой платформе обе страны могут максимально развернуть сотрудничество в управлении. Разработанный правительством России политический курс в восточном регионе предоставляет более систематизированное, нормативное и устойчивое введение китайского капитала на российский Дальний Восток.

5. Китай добился больших успехов в индустриализации и теперь находится в поиске новых рынков сбыта. Россия надеется достичь локализации промышленного производства, платформа также создает уникальную возможность для двух стран.

6. Россия через эту платформу может усовершенствовать механизмы сотрудничества с соседними странами. И тем самым сократить количество вопросов, с которыми сталкиваются иностранные и отечественные предприятия.

Эта платформа сотрудничества также оказывает определенное влияние на инвестиции в сферу инфраструктуры России:

1. Для России как одного из главных участников проекта экономического пояса «Шелковый путь» реализация проекта предоставляет благоприятные возможности, но сталкивает с определенными проблемами. Россия, используя влияние стратегии «Один пояс – один путь», может сохранить внутригосударственную инвестиционную среду и затем привлечь на российский рынок больше иностранного капитала.

2. Стратегия Китая «Один пояс – один путь» в первую очередь перспективный план для экономики Евразийского региона. Она предоставила возможность развития не только России, но и другим внутриконтинентальным странам Евразийского региона.

Китай и Россия, как две большие соседствующие страны, имеют географическое преимущество для расширения двустороннего сотрудничества в области инфраструктуры. В плане развития Дальнего Востока, предложенном российским правительством, без создания базовой инфраструктуры будет невозможно экономическое развитие дальневосточного региона России. России необходимо усилить сотрудничество с Китаем в рамках «Один пояс – один путь». Китай и Россия имеют широкие перспективы для развития строительства объектов инфраструктуры на Дальнем Востоке.

3. В стратегии «Один пояс – один путь» заключается комплексный план развития не только Китая и азиатского региона в целом, но также тенденции международного развития. При успешной реализации плана возможно изменение структуры мировой экономики, улучшение глобального финансового порядка. Страны региона остро нуждаются в развитии инфраструктуры, в то время как в этой области Китай имеет свой собственный уникальный опыт. Стратегическое сотрудничество является прагматичным и взаимовыгодным предложением, полезным как для Китая, так и для России.

4. Шелковый путь из Азии в Европу это скоростные транзитные маршруты, где Россия является важнейшим транзитным пунктом, и в рамках межгосударственных перевозок имеет возможность перестроить и модернизировать крупные транспортные коридоры. С помощью этих новых транспортных коридоров Россия не только получит больше прямых доходов, но и обеспечит экономическое развитие приграничных районов. Примером может служить проект китайского и российского сотрудничества в развитии высокоскоростных железнодорожных путей Москва – Казань.

Конечно, в России существуют разные взгляды на присутствие стратегии «Один пояс – один путь» и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в России.

Во-первых, некоторые российские эксперты беспокоятся, что стратегия «Один пояс – один путь» может напрямую влиять на долю российских компаний на рынке, увеличится конкурентное давление на российские компании из-за того, что появится слишком много иностранных конкурентов. Из-за экономического спада в последние годы в России развитие некоторых ответственных предприятий вызывает тревогу, поэтому присутствие иностранных компаний неизбежно нанесет удар по положению и активности российских предприятий.

Во-вторых, по мере дальнейшего расширения зарубежных инвестиций Китая снизится активность участия стран Центральной Азии в Шанхайской организации сотрудничества. Для Китая снижение привлекательности ШОС может быть восполнено через экономическое присутствие в Центральной Азии, но Россия не имеет такой возможности. Китайские инвестиции в Казахстан могут привести к затруднительному положению России.

В-третьих, Россия не имеет никакого другого выбора кроме вхождения в состав нового Великого шёлкового пути. Однако российские эксперты считают, что, хотя экономическая ситуация в России ухудшилась из-за напряженного положения в ситуации с Украиной и конфликта с Западом, Россия никак не может развёртывать диалог с Китаем как более слабый партнер. В экономике Россия уступает Китаю, но Россия играет важную роль на международной арене.

И наконец, некоторые группы в России выражают иные беспокойства в связи со стратегией «Один пояс – один путь». Например, всё большее распространение китайцев на территории России приведет к увеличению уровня безработицы и проблемам с трудоустройством среди местного населения. Также есть обеспокоенность, что при более тесных отношениях между Китаем и странами Центральной Азии Китай в будущем может заменить Россию и стать ведущей страной в Центральной Азии.

По поводу этих опасений и сомнений автор данной работы имеет следующее мнение:

Во-первых, как было сказано выше, стратегия «Один пояс – один путь» и присутствие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в России, с одной стороны, может решить дефицит финансирования в развитии инфраструктуры России, с другой стороны, также может косвенно улучшить внутрироссийскую инвестиционную среду, посредством инвестиционной платформы китайских предприятий и финансовых учреждений.

Во-вторых, это не шаг от безвыходности положения. Россия является важной страной для участия в этой стратегии, новый Шёлковый путь приведет к развитию дальневосточного и новосибирского регионов России. При сотрудничестве Китая и России в инвестировании и развитии железнодорожной линии Пекин – Москва эта стратегия может способствовать развитию инфраструктуры прилегающих территорий. В будущем, когда железнодорожные пути будут пронизывать весь маршрут, это несомненно будет содействовать экономическому развитию окрестных территорий.

В-третьих, проект «Один пояс – один путь» не влияет на лидерство Россия в Центральной Азии. На самом деле это может помочь России выйти из экономического кризиса, может сыграть определенную роль в активизации развития экономики Новосибирска и Дальнего Востока; это также может помочь России выйти из зависимости от западных экономик. Стратегия «Один пояс – один путь» усиливает экономическую ситуацию России, предоставляет больше возможностей для развития экономики.

В-четвертых, введение большего объема иностранных инвестиций китайских предприятий поможет сократить уровень безработицы в России. Предприятие с иностранным капиталом в России может создать больше рабочих мест для россиян. В последние годы постепенно увеличивается число китайских предприятий, испытывающих недостаток местных специалистов в регионах России.

В-пятых, стратегия нового шелкового пути позволит внедрить передовые технологии, так как Китай уже достиг мирового передового уровня в строительстве высокоскоростных железных дорог. Например, в 2013 году Китай и Таиланд подписали соглашение о совместной разработке и строительстве около 800 км высокоскоростных железных дорог; в 2014 году Китай объявил о сотрудничестве с Румынией в области высокоскоростного железнодорожного строительства; в 2014 году China Southern, европейские производители автомобилей и Македония подписали соглашение о продаже высокоскоростных поездов и т.д. Это в достаточной мере свидетельствует, что развитие высокоскоростного железнодорожного строительства Китая было признано в мире. Таким образом, стратегия «Один пояс – один путь» – это способ привнести высокие технологии в российскую строительную сферу, что поспособствует развитию России во всех сферах.

В-шестых, активное участие России в развитии стратегии «Один пояс – один путь» может укрепить сотрудничество между двумя странами в политической, экономической сферах и создаст благоприятную платформу для развития и долгосрочного сотрудничества между Россией и Китаем в различных сферах в будущем.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
Загрузка ...