Проектирование и строительство сооружений выполняют на основе инженерных изысканий, в результате которых изучают экономические и природные условия района строительства, прогнозируют взаимодействие строительных объектов с окружающей средой, обосновывают их инженерную защиту и безопасные условия жизни населения [14].
Изыскания делятся на: 1) предварительные на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР); 2) на стадии проекта; 3) на стадии рабочей документации. Кроме того, изыскания делят на экономические и технические. Экономические изыскания предшествуют техническим, определяют экономическую целесообразность строительства сооружения в данном месте с учетом обеспечения сырьем, строительными материалами, транспортом, энергией, рабочей силой и т.п. Технические изыскания дают сведения о природных условиях участка для их учета при проектировании и строительстве.
Основные изыскания, выполняемые на всех типах сооружений, включают: инженерно-геодезические; инженерно-геологические и гидрогеологические; гидрометеорологические, климатические, метеорологические, почвенно-геоботанические и др.
Инженерные изыскания для строительства по всей России от ООО «ГеоСтандарт»
Инженерно-геодезические изыскания дают информацию о ситуации и рельефе местности и являются основой для проектирования и проведения других видов изысканий. Они состоят из работ по созданию геодезического обоснования и топографической съемке участка строительства, трассированию линейных сооружений, привязке геологических выработок, гидрологических створов и т.п.
Инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания дают информацию о геологическом строении участка работ, прочности грунтов, подземных водах и т.п., позволяющую оценить условия строительства. Гидрометеорологические изыскания дают сведения о реках и водоемах, их глубинах, изменении уровней воды, уклонах, направлениях и скоростях течений, расходах воды и т.д.
При инженерных изысканиях выполняют также геотехнический контроль для оценки опасности и риска от природных и техногенных процессов, дают обоснование инженерной защиты территории, выполняют кадастровые и другие работы и исследования в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации объектов.
Автомобильная дорога и её элементы. Дорожные сооружения.
Автомобильные дороги имеют земляное полотно (рис. 148), состоящее из дорожного полотна, боковых канав и обрезов. Дорожное полотно имеет проезжую часть и обочины. В пределах обрезов земляного полотна устраивают или декоративные и снегозащитные лесопосадочные полосы и резервы грунта при переходе земляного полотна в насыпь (рис. 149), или кавальеры (рис.
150) — при устройстве вые м о к. Границей земляного полотна является линия отчуждения, устанавливаемая землеустроителями при отводе земли под автомобильную дорогу.
Трасса автомобильной дороги — это пространственная линия, совпадающая с осью дороги. Если возвышение дорожного полотна над поверхностью достигается за счет грунта, вынутого из кювета, то поперечный профиль земляного полотна такого типа называют профилем в нулевых отметках.
Инженерные изыскания
Глубина боковых канав назначается в зависимости от климатических и грунтовых условий и конструкции песчаного основания.
При сложном пересеченном рельефе земляное полотно обычно располагается выше поверхности земли — в насыпи или ниже — в выемке (см. рис. 149 и 150).
Высотой насыпи (глубиной выемки) называется возвышение (понижение) бровки полотна над поверхностью земли, взятой по оси земляного полотна (см. рис. 149 и 150). На равнинной местности для облегчения съезда с полотна дороги на обрез и уменьшения снежных заносов поперечному профилю дороги придают обтекаемую форму. На косогорах земляное полотно устраивают в полунасыпи-полувыемке (рис. 151).
На крутых косогорах основание насыпи разделывают уступами. На скальных косогорах для поддержания насыпи устраиваются подпорные стенки.
Городские улицы имеют проезжую часть, тротуары и газоны. Под ними расположены подземные сети: трубопроводы, кабели, дренажные устройства. Глубина их заложения принимается не менее 0,7 м (рис. 152).
Между тротуаром и проезжей частью устанавливают п о-ребрик (бортовой камень) или подзор (укрепленный крутой откос). К тротуарам и газонам примыкает пониженная полоса проезжей части (лото к). По ней стекает вода к приемникам подземной ливневой канализации (водостока).
Отдельные полосы движения на магистральных дорогах и улицах отделяются друг от друга линиями разметки или полосами газона и зеленых насаждений. Они обеспечивают безопасность движения и декоративное оформление дороги или улицы.
Дорожные сооружения
Автомобильные дороги имеют разнообразные искусственные сооружения, устраиваемые для преодоления различных препятствий или для придания ее полотну устойчивости. Дорожные сооружения разделяются на:
1) м о с т ы (рис. 153, а), предназначенные для прохода дорогой через водные препятствия, реки, заливы, водохранилища, каналы и ручьи;
2) виадуки, пропускающие дороги через глубокие долины, балки, овраги и суходолы;
3) путепроводы, предназначенные для прохода одной дороги над пересекающей ее другой;
4) эстакады (рис. 153, б), мостовые сооружения, заменяющие насыпи при проходе дороги над поверхностью земли при пересечении застроенных или заболоченных территорий, при подходах к крупным мостам или при пересечении мелких озер и водоемов;
5) т р у б ы (рис. 154), устанавливаемые под дорогой (в ее насыпи) для пропуска через нее небольших водотоков, ливневых и снеговых вод или для пропуска через дорогу местного транспорта, пешеходов или скота;
6) акведуки и быстротоки — сооружения, предназначенные для пропуска над дорогой различных водотоков и каналов;
7) тоннели — подземные сооружения, устраиваемые для прокладки дорог через высокие хребты и перевалы, под толщей неустойчивых горных пород, под крупными каналами или заливами;
8) г а л е р е и, устанавливаемые над дорогой для защиты ее от снежных лавин, обвалов, камнепадов и селей;
9) п о д п о р н ы е стенки — сооружения, предназначенные для удержания земляного откоса или склона от сползания или обрушения;
10) одевающие стенки — сооружения, защищающие откосы или неустойчивые склоны от размыва или обрушения;
11) фильтрующие сооружения в виде фильтрующих насыпей и прослоек, состоящие из каменных набросок на участках логов (тальвегов), взамен мостов и труб небольших отверстий.
Мосты имеют пролетное строение и опоры. Пролетное строение может быть одно- и многопролетным. Крайние опоры в сопряжении моста с берегом или насыпью обычно называют устоями, а средние опоры — б ы к а м и.
Мосты делятся на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металлические. По условиям работы различают балочные, арочные, рамные и висячие системы мостов, а по характеру расположения у них проезжей части — мосты с ездой поверху, понизу и посредине.
Понятие полевого трассирования. Порядок трассирования. Закрепление точек трассы.
Трассирование – комплекс изыскательных работ по выбору трассы согласно техническим и экономическим условиям.
Полевое трассирование – процесс перенесения спроектированной трассы на местность с уточнением её положения и закр.на местности.
1) вынос и закрепление на местности главных точек трассы (НТ, ВУ, КТ)
-от местных предметов
-от пунктов геодезич. Сети
2) задание направления трассы
3) рассчитывают для каждой вершины угла поворота длину кривой, Б, и Д.
4) разбивка пикетажа и плюсовых точек
5) нивелирование трассы
6) Закрепление на местности точек: НТ, ВУ, КТ,плюсовые точки, точки поперечника
7) Сост. Схему «Кроки»
Вынос пикета на кривую.
y=R-ô = R — cosj = R(1- cosj)
j/360 = k/2pR j = k*R/r R = 57.3 градуса
Понятие осадки, просадки сооружения. Определения осадки сооружения.
Осадка – из-за уплотнения грунта под фундаментным и внутри него → постоянного давления массы сооружения; вертик. смещения. Просадка – быстро протекающая о., определяют о. методом нивелирования геом. способ из середины или вперёд.
Нужно измерить превышение между репером деформ. знаком на сооруж.
Причны осадки: подземные русла, грунтовые воды
Понятие и виды изысканий. Состав инженерно-геодезических изысканий.
Проектирование и строительство сооружений выполняют на основе инженерных изысканий, в результате которых изучают экономические и природные условия района строительства, прогнозируют взаимодействие строительных объектов с окружающей средой, обосновывают их инженерную защиту и безопасные условия жизни населения [14].
Изыскания делятся на: 1) предварительные на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР); 2) на стадии проекта; 3) на стадии рабочей документации. Кроме того, изыскания делят на экономические и технические. Экономические изыскания предшествуют техническим, определяют экономическую целесообразность строительства сооружения в данном месте с учетом обеспечения сырьем, строительными материалами, транспортом, энергией, рабочей силой и т.п. Технические изыскания дают сведения о природных условиях участка для их учета при проектировании и строительстве.
Основные изыскания, выполняемые на всех типах сооружений, включают: инженерно-геодезические; инженерно-геологические и гидрогеологические; гидрометеорологические, климатические, метеорологические, почвенно-геоботанические и др.
Инженерно-геодезические изыскания дают информацию о ситуации и рельефе местности и являются основой для проектирования и проведения других видов изысканий. Они состоят из работ по созданию геодезического обоснования и топографической съемке участка строительства, трассированию линейных сооружений, привязке геологических выработок, гидрологических створов и т.п.
Инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания дают информацию о геологическом строении участка работ, прочности грунтов, подземных водах и т.п., позволяющую оценить условия строительства. Гидрометеорологические изыскания дают сведения о реках и водоемах, их глубинах, изменении уровней воды, уклонах, направлениях и скоростях течений, расходах воды и т.д.
При инженерных изысканиях выполняют также геотехнический контроль для оценки опасности и риска от природных и техногенных процессов, дают обоснование инженерной защиты территории, выполняют кадастровые и другие работы и исследования в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации объектов.
Источник: infopedia.su
Что собой представляют инженерные изыскания для строительства
Инженерные изыскания – совокупность исследований, направленных на определение геологических, геофизических, экологических и прочих характеристик участка, выделенного под строительство.
Их целью является установление пригодности территории для сооружения планируемого объекта, а также разработка мероприятий по улучшению показателей, необходимых для безопасного его возведения и эксплуатации.
В состав работ водит целый комплекс изысканий:
- инженерно-геологические;
- инженерно-геодезические;
- инженерно-экологические.
В зависимости от назначения проектируемого объекта, а также определенных условий на участке строительства, специалисты компании GeologyLab помогут определить необходимость проведения тех или иных видов исследований.
Инженерно-геологические изыскания
Исследование геологии участка под строительство выполняется для получения информации о составе и прочностных характеристиках грунтов территории, глубине залегания и химическом составе подземных вод.
Данные сведения берутся в основу проекта сооружения, поскольку позволяют:
- определить глубину и тип фундамента;
- запланировать дренажную систему на случай подтопления;
- подобрать строительные материалы, гидроизоляцию, защиту основных конструкций от коррозии.
Инженерно-геодезические изыскания
Геодезические работы направлены на изучение рельефа местности для получения геоподосновы (топографического плана) участка, с указанием его реальных границ, размера, наличия построек, зеленых насаждений, других природных объектов, подземных коммуникаций.
Документ предоставляется в Управление архитектуры и градостроительства, а также используется при подготовке проекта.
Геофизические изыскания
В своей основе работы содержат теоретические знания и физико-математические вычисления, направленные на получение информации о природных явлениях без выполнения полевых работ.
Данные методики являются достаточно эффективными и позволяют сократить затраты на исследования.
Инженерно-экологические изыскания
Проведение экологических исследований необходимо для определения состояния экосистемы, составления прогноза степени влияния на нее проектируемого объекта, а также для разработки мероприятий по предотвращению, сокращению либо ликвидации негативного воздействия сооружения на окружающую среду.
Данные изыскания являются обязательными при проектировке и возведении многоэтажных жилых домов, промышленных, складских зданий, инженерных коммуникаций и прочих линейных объектов.
Источник: remontyes.ru