Инженерные материалы это в строительстве

Инженеры подразделяются на инженеров-разработчиков, инженеров-монтажников, сервисных инженеров и инженеров производства. Такое деление есть во всех технических областях: авиапроме, ракетостроении, автомобилестроении, кораблестроении, в строительстве зданий и сооружений, в информационных технологиях, в связи, в химическом машиностроении, энергетике, топливной промышленности, в производстве средств производства и прочих Для примера рассмотрим область связи.

Инженер связи – понятие широкое. Существует много специализаций внутри этой профессии. В последние годы с развитием беспроводных технологий их становится всё больше. Инженеры связи занимаются установкой, настройкой, эксплуатацией и обслуживанием оборудования связи: АТС (автоматических телефонных станций), сетей сотовой связи.

В сетях сотовой связи, в свою очередь, есть разделение на инженеров коммутатора – «сердца и мозга сети», на инженеров сети базовых станций (вышек) и инженеров так называемой транспортной сети. В наше время, когда информационные технологии активно объединяются с телекоммуникациями, бывает уже трудно сказать о человеке, связист он или «айтишник».

Инновационные строительные материалы

Современные сети связи часто строятся уже на серверах, компьютерах большой мощности, и знания информационных технологий связисту совершенно необходимы. Инженеры связи работают в компаниях телефонной связи (городской, районной, междугородной, международной), провайдерах Интернета и ТВ на основе телефонной сети, в компаниях сотовой связи, спутниковой связи. Эти специалисты востребованы в компаниях-производителях оборудования связи всех видов для того, чтобы обслуживать своих заказчиков, операторов связи. Приходится работать и с клавиатурой и монитором, и подключать специальные провода, кабели для передачи данных и соединения одного узла связи с другим. А прежде чем заниматься всей этой работой, необходимо изучить схемы, топологию сети, другие документы с описанием параметров, которые необходимо установить.

Источник: www.profguide.io

Инженерные пластики и их применение. Часть 1

Инженерные пластики и их применение. Часть 1

Инженерные пластики — это такие пластики, которые, в отличие от обычных коммерческих пластмасс, обладают физическими свойствами, позволяющими им работать в течение длительного времени в широком диапазоне температур, в условиях серьёзных механических нагрузок, в агрессивных химических средах и сложных физических условиях. По сравнению с металлами для данного применения пластмассы могут предложить такие преимущества, как прозрачность, коррозионную стойкость и экономию при изготовлении и монтаже.

Пластмассы могут быть гибкими, они являются диэлектриками (то есть электрическими не проводниками) и термоизоляторами, причём эти свойства могут являться либо преимуществами, либо недостатками, в зависимости от использования. Свойства пластмасс могут быть изменены путём использования усиливающих агентов, наполнителей и химических добавок. Инженерные приложения для пластмасс включают механические узлы, находящиеся под напряжением, компоненты с низким коэффициентом трения, термостойкие и химически стойкие элементы, электрические детали, корпуса, приложения с высокой светопропускной способностью, инженерные коммуникации специальных зданий (например, химически стойкие трубы) и многие другие области применения. Этапы, необходимые для коммерческой разработки нового конструкционного пластика, в отношении определений во многом совпадают с теми, которые необходимы для разработки нового химического вещества.

ГЕНИАЛЬНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Эти функциональные шаги могут быть определены так: определение потребности, научные исследования, маркетинговые исследования, патентно-правовые аспекты, процессы производства и переработки, продвижение продукта на рынке и продажа и обслуживание. Вышеуказанные функциональные операции расположены в общем хронологическом порядке, но в отношении времени и функций существует много общего, а между людьми, выполняющими каждое действие, существует постоянное взаимодействие.

Каждая из этих коммерческих функций разработки подробно обсуждается дальше. Мы постараемся проследить весь путь производства инженерных пластиков, от подготовительных этапов до продаж, обрисовав общую картину и предоставив представление об отрасли, так сказать, «с высоты птичьего полета». Более подробно рассмотрим термопласты и термореактивные материалы, а также термопластичные термореактивные материалы, их технические свойства и области применения. Кроме того, мы рассмотрим инженерные пластики с точки зрения пользователей, поскольку это, на наш взгляд, гораздо более полезно, чем дополнительное обучение инженеров, которые и так владеют основами. Для начала же кратко коснёмся истории, взглянув на рост использования пластмасс в инженерных областях.

Инженерные пластики и их применение. Часть 1

Что касается самых ранних инженерных материалов, то до XX века инженеры были довольно ограничены в работе, имея доступ только к нескольким материалам, таким как железо, медь, олово, цинк, латунь, бронза и, конечно же, дерево. Сталь стала более доступной не сразу и благодаря более широкому использованию открытых бессемеровских и мартеновских процессов и последующему открытию легированных сталей.

А на рубеже веков (XIX-XX) стал доступен в коммерческих количествах и алюминий. Хотя нитрат целлюлозы, полусинтетический пластик, а не инженерный материал, был представлен ещё в 1868 году, первый полностью синтетический пластик, фенолформальдегид, был введен в 1909 году. Фенолформальдегид, безусловно, является инженерным материалом и первым из таких продуктов, который вызвал серьёзный интерес со стороны инженеров. С момента введения фенолформальдегида в 1909 году на рынок хлынул постоянный поток новых пластиков.

Сегодня существует около 50 только отдельных семейств этих материалов, не считая сплавов или других модификаций основных типов и не говоря об отдельных пластиках. Не все из них имеют инженерные приложения, но большинство — да. Значение этого прогресса переоценить трудно, ведь на протяжении многих столетий у инженеров было всего около десятка основных материалов для работы.

Кроме того, они были ограничены в своих конструктивных соображениях свойствами этих нескольких материалов. Таким образом, всего за последние 60 лет мы увидели появление примерно пятидесяти новых семейств пластмассовых инженерных материалов и сотен и даже тысяч модификаций этих материалов. Выделив некоторые из этих постфенольных разработок, мы увидели поливинилхлорид, введенный ещё в 1927 году, акрил в 1936 году, нейлон в 1938 году и фторуглерод в 1943 году. АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) был введен в 1948 году, ацеталь в 1956 году, поликарбонат в 1957 году, оксид полифенилена в 1964 году и полисульфон в 1965 году. Как видим, многие из инженерных пластиков уже очень старые.

Инженерные пластики и их применение. Часть 1

Совсем недавно мы наблюдали появление других новых пластиков, в том числе таких экзотических, высокоэффективных материалов, как полибензимидазолы, полиоксадиазолы, полиперфтортриазины, полифенилены и такие неорганические материалы, как полимеры бора, металлоксаны и полисилазаны, и это лишь некоторые из них. Эти экзотические материалы сегодня являются продуктами MOSDI разработки, они очень дороги и, несомненно, найдут свое первое применение, если таковые имеются, в аэрокосмической промышленности, которая требует высокой производительности, предлагаемой этими материалами и может позволить себе платить за них. Некоторые из этих новых материалов станут коммерчески успешными, другие — нет. Рост всех пластиков в целом и, в частности, инженерных пластиков идет в ногу с общим прогрессом в технологиях. Что наиболее важно, военные требования в последние годы и, конечно, холодная война стимулировали разработку новых и лучших пластиков.

Требования мирного времени, поскольку они могут быть отделены сегодня от потребностей войны, также стимулировали разработку и использование новых пластиков. Рассмотрим, например, растущее использование пластмасс в транспортной, бытовой, электронной и других отраслях промышленности.

Действительно, такие потребности и разработки в последние годы привели к появлению совершенно новой дисциплины, а именно, материаловедения. Инженер по материалам был самым важным в стимулировании и ускорении использования технических пластмасс. Деятельность по определению потребностей его компании в отношении приложений, стандартов и затрат, передачи этой информации поставщикам и работа с разработчиками материалов для получения желаемого материала осуществляется именно этим специалистом. И это огромное преимущество для развития, особенно при работе с крупными компаниями.

Инженерные пластики и их применение. Часть 1

Источник: nomitech.ru

Информационное моделирование (BIM) и инженерные изыскания. Официальная позиция Главгосэкспертизы

ГеоИнфо

Изыскательские компании все чаще сталкиваются в Техническом задании на выполнение работ с требованием предоставить результаты инженерных изысканий в виде информационной модели. Причем, порой, речь идет даже о трехмерной модели. Однако понимания того, как это сделать, для чего это нужно и может ли это работать, ни у кого нет. Ни у изыскателей, ни у заказчиков.

Причем последние, кажется, просто пытаются следовать требованиям российского законодательства. Чтобы прояснить ситуацию Главгосэкспертизой России был проведен бесплатный обучающий семинар, посвященный информационному моделированию. Мы вместе с экспертами разбирались в том, что же такое информационное моделирование в инженерных изысканиях, что может требовать заказчик и что ему обязательно нужно предоставлять в отчете.

Мало кто в отрасли не слышал о том, что вся проектная документация, финансируемая за счет бюджетных средств, разработка которой начнется с 1 января 2022 года, должна будет выполняться в формате информационной модели. Но вот ясности с тем, что же такое информационная модель, пора ли переходить на BIM и как это сделать инженерам-изыскателям, как не было, так и нет.

Поэтому не удивительно, что Главгосэкспертиза России организовала и провела бесплатный онлайн семинар, посвященный теме информационного моделирования. Эксперты, занимающиеся именно этим вопросом, попытались объяснить другим экспертам, а также проектировщикам и заказчикам суть новых нормативных требований. В целом, действительно многое встало на свои места, однако все же кажется, что Россия решила вновь пойти по своему исключительному пути, отказавшись от наработанной и успешно применяемой за рубежом практики. Давайте разберемся, к чему приходит наша страна и какая роль отведена инженерам-изыскателям.

Что же такое информационная модель?

Что такое информационная модель – это вопрос, который беспокоит и экспертов, и проектировщиков, и изыскателей, и, наконец, заказчиков. Ведь к сегодняшнему дню, наверное, появилось уже не менее 20 определений этого понятия. И тут, чтобы не было путаницы, выступавший на семинаре начальник отдела стандартизации экспертной деятельности Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Михаил Кобзев дал весьма четкий ответ.

По словам эксперта, в России на сегодняшний день существует определение информационной модели, используемое в законодательстве о градостроительной деятельности, согласно которому «информационная модель объекта капитального строительства – это совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и/или сноса объекта капитального строительства».

«Исходя из этого определения, у нас, во-первых, информационная модель распространяется на весь жизненный цикл объекта капстроительства. Кроме того, здесь вы не видите каких-либо сведений, упоминаний о так называемых цифровых моделях, о цифровых двойниках и о прочих терминах и определениях, которые применялись и применяются при формировании информационной модели. С юридической точки зрения информационная модель – это совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов», – заключил он.

Информационное моделирование инженерных изысканий

Изыскатели, таким образом, согласно Градостроительному кодексу, который является для экспертов основополагающим документом, тоже не обязаны делать никакие трехмерные модели. Как сказано в законе, «если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении информационной модели». То есть, требуется лишь подготовить результаты изысканий в той форме, при которой возможно их использовать при формировании информационной модели. Также нет никаких требований формировать так называемую информационную модель инженерных изысканий. Иными словами, речь идет лишь о необходимости применения машиночитаемых форматов.

Впрочем, нюансы все же есть, которые и создают непонимание ситуации. Согласно Постановлению Правительства РФ №1431, в состав информационной модели должен быть включен документ о выполненных инженерных изысканиях в форме трехмерной модели. Также в состав информационной модели должна быть включена информационная модель, графическая часть которой выполнена в форме трехмерной модели.

Как отметил в докладе М. Кобзев, вновь ссылаясь на Градостроительный кодекс, заказчики действительно могут потребовать выполнить инженерные изыскания в форме трехмерной модели. Однако соответствующее положение прописано не в законе, а в некоторых сводах правил.

В них есть прямое указание на то, что инженерно-гидрометеорологические изыскания и инженерно-геологические изыскания выполняются в форме трехмерной модели, но исключительно в целях дальнейшего анализа этой информационной модели. Поэтому, в случае, если при формировании информационной модели и при последующей ее оценке применяется постановление Правительства Российской Федерации №1431, необходимо учитывать весь спектр документов, то есть требования, предъявляемые к результатам инженерных изысканий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №20, Градкодексом, а также сводами правил. Однако это правило не является абсолютно строгим и оставляет возможность для формирования информационной модели результатов инженерных изысканий в форме документов, сведений и материалов. Это приоритетная позиция, закрепленная в Градкодексе.

Читайте также:  Ннгасу отзывы студентов факультет строительство

Ни при каких условиях от изыскателей не могут потребовать результатов изысканий в форме трехмерной модели. И если подобные требования появляются в Техническом задании, то они неправомерны. Такова официальная позиция Главгосэкспертизы России на момент публикации статьи.

Ну а более подробно узнать официальную позицию экспертов Главгосэкспертизы России можно, посмотрев запись вебинара от 14 сентября. Она доступна по ссылке для всех желающих.

Источник: gge.ru

Раздел 6. Инженерное оборудование строительных площадок

Строительный генеральный план (СГП) — это план строительной площадки, на котором показано расположение строящихся и существующих зданий и сооружений, строительных машин и механизмов, объектов строительного хозяйства, необходимых для обслуживания производства работ.

К объектам строительного хозяйства относятся производственные установки (бетонные и растворные узлы), склады строительных материалов, конструкций и деталей, временные здания и сооружения административного, санитарно-гигиенического и культурного назначения, автомобильные и железные дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации, связи и др.

Стройгенплан является составной частью Проекта организации строительства (ПОС) или Проекта производства работ (ППР). Стройгенплан в составе ПОС. называется общеплощадочным, а в составе ППР — объектным.

Общеплощадочный СГП выполняет проектная организация. Он содержит мероприятия, решения по организации строительного хозяйства всей площадки в целом.

Объектный СГП разрабатывает строительная организация на стадии рабочего проекта. Он охватывает территорию строительной площадки одного объекта. На объектном СГП уточняются и детализируются решения общеплощадочного СГП.

СГП — важнейшая составная часть технической документации и основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства. Его назначение — разработка такой модели организации строительной площадки, которая обеспечивала бы наилучшие условия труда работающих, максимальную механизацию операций, эффективное использование строительных машин и транспорта, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда.

. Принципы проектирования строительных генпланов

Решения, принятые при создании СГП, должны быть увязаны с остальными разделами проекта (ПОС, ППР) и соответствовать действующим нормативным документам.

Основополагающими нормативными документами для разработки СГП-являются СНиП 3.01.01-91 «Организация строительного производства», СНиП 12-03-2001 «Безопасность в строительстве», СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение», а также разработанные на основании указанных документов ведомственные указания и рекомендации.

Проектирование СГП — заключительный этап разработки ПОС или ППР.

Исходные данные для разработки общеплощадочного СГП:

генплан площадки строительства;

материалы геологических, гидрогеологических и инженерно-экономических изысканий;

сводный календарный план с пояснительной запиской о методах производства работ;

расчеты потребности во временных зданиях и сооружениях, складских площадях и других элементах строительного хозяйства.

Исходные данные для разработки объектного СГП:

общеплощадочный СГП, календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта;

уточненные расчеты потребности в ресурсах;

рабочие чертежи здания или сооружения.

Стройгенплан разрабатывают для различных стадий строительства объекта и различного комплекса работ (нулевой цикл, возведение надземной части здания, отделочные работы). Отдельно разрабатывают СГП на подготовительный период строительства, в котором основное внимание уделяют расположению мобильных (инвентарных) и временных подсобно-вспомогательных и обслуживающих строительство зданий, сооружений, установок и их комплексов, внеплощадочных и внутриплощадочных сетей с подводкой их к местам подключения и потребления, автомобильных и железных дорог, мест складирования растительного грунта, а также ограждениям и обноскам котлованов, освещению стройплощадки.

На этапе возведения наземной части зданий на СГП показывают зоны работы монтажных и подъемно-транспортных машин, установок и механизмов, а также пути и площадки для подвоза и при необходимости складирования и укрупнения строительных конструкций и деталей технологического оборудования.

На этапе выполнения кровельных, отделочных и других аналогичных работ основное внимание на стройгенплане уделяют размещению грузовых и грузопассажирских подъемников, штукатурных, малярных и других мобильных установок, природоохранным мероприятиям, мерам по пожарной безопасности и благоустройству территории строительства.

Стройгенплан, как общеплощадочный, так и объектный, состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть общеплощадочного СГП включает в себя генплан площадки с нанесенными на нем объектами строительного хозяйства, экспликацию временных зданий и сооружений, условные обозначения. Графическая часть объектного СГП включает в себя те же элементы, что и общеплощадочный СГП, с детализацией и уточнением работ.

Расчетно-пояснительная записка к общеплощадочному СГП содержит расчеты потребности в материально-технических ресурсах, временных зданиях и сооружениях, необходимых для производства работ, выполненные на основе укрупненных показателей.

Расчетно-пояснительная записка к объектному СГП содержит уточненные расчеты потребности в материально-технических ресурсах, временных зданиях и сооружениях, выполненные на основе рабочих чертежей, обоснованные решения по выбору типов временных зданий, сооружений, дорог, строительных машин, силовой и осветительной сетей и т.д. При этом необходимо учитывать реальные возможности строительной организации в данном районе.

Последовательность проектирования

Проектируют общеплощадочный СГП в следующей последовательности:

определяют потребность в трудовых и материально-техниче­ских ресурсах по этапам строительства на основе сводного кален­дарного плана строительства;

определяют виды и объемы временных установок, зданий и сооружений на основе расчета потребности в ресурсах;

наносят границы строительной площадки на генплане участка;

осуществляют привязку элементов временного строительно­го хозяйства, наносят контуры зданий и сооружений, дорог, ин­женерных коммуникаций;

размещают основные грузоподъемные механизмы, опреде­ляют зоны работы кранов, подъемников и опасные зоны;

рассчитывают потребность в открытых и закрытых складах хранения строительных материалов и конструкций;

проектируют внутриплощадочные постоянные и временные дороги;

выполняют расчет временных административно-бытовых по­мещений, наружного освещения строительной площадки;

определяют потребителей электроэнергии, тепла, воды, сжатого воздуха и проектируют системы теплоснабжения, водоснабжения и систему обеспечения строительной площадки сжатым воздухом;

проектируют сети связи и диспетчеризации.

Основные объекты материально-технической базы строительно-монтажных организаций — производственные предприятия, мастерские, центральные склады, жилые поселки для рабочих — следует располагать вне строительных площадок. Здесь следует располагать лишь те временные сооружения, которые связаны с данным строительством и подлежат кратковременной эксплуатации (временные сети энерго-, водо-, паро- и воздухоснабжения, приобъектные склады, механизированные установки, конторы участков и др.). Для удовлетворения временных нужд строителей и в целях сокращения затрат на оборудование площадок необходимо

предусматривать в первую очередь возведение и ввод в эксплуатацию в подготовительном периоде постоянных объектов (например, сооружение постоянной трансформаторной подстанции для временного энергоснабжения площадки).

Для оценки качества строительных генеральных планов существуют следующие технико-экономические показатели (ТЭП): удельные затраты на временные здания и сооружения, определяемые в процентах по отношению к общей сметной стоимости строительства; продолжительность обустройства строительной площадки в подготовительный период; стоимость затрат и трудоемкость операций по устройству временных зданий и сооружений, отнесенные к 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ (СМР) или к 1 га территории строительства.

При оценке СГП используют также архитектурно-планировочные показатели — коэффициент застройки и коэффициент использования площади. Кроме того, при оценке СГП учитывают наибольшие расстояния от бытовых помещений до рабочих мест, удобство принятой схемы движения транспорта с точки зрения уменьшения количества тупиков и пересечений.

Объектный СГП проектируют отдельно на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный СГП. Для сложных сооружений объектный СГП может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ, например земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания.

Исходными данными для разработки объектного СГП служат общеплощадочный СГП, выполненный на предыдущей стадии проектирования, календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта, уточненные расчеты потребности в ресурсах, а также рабочие чертежи здания или сооружения.

Объектный СГП составляет подрядчик или по его поручению проектно-технологическая организация. В последнем случае его

согласовывают с генподрядчиком и заинтересованными субподрядными организациями.

Графическую часть объектного СГП в составе ППР обычно выполняют в масштабах 1:500 и 1:200. Расчетно-пояснительная записка содержит уточненные расчеты потребности объемов опе­раций по рабочим чертежам и сметам.

Инженерная подготовка и оборудование стройплощадок

Перед началом строительства здания или сооружения необходимо подготовить строительную площадку. Состав работ носит общий характер для объектов гражданского и промышленного строительства, но зависит от:

расположения площадки (на свободной территории или в пределах городской застройки),

особенностей объекта — новое строительство, расширение,

реконструкция и т.д.

В состав подготовительных работ входят:

инженерно-геологические изыскания и создание геодезической разбивочной основы;

расчистка и планировка территории;

отвод поверхностных и грунтовых вод;

подготовка площадки к строительству и обустройство ее.

Инженерно-геологические изыскания на строительной площадке включают в себя:

инженерную оценку грунтов и их несущей способности;

определение уровня грунтовых вод на территории строительной площадки;

геодезическую разбивку строительной площадки.

Инженерная оценка грунтов выполняется заранее, перед началом проектирования объекта, и состоит в оценке строительных свойств грунтов (гранулометрический состав, плотность, влажность, разрыхляемость). Для этого специализированные организации отбирают образцы путем глубинного или поверхностного бурения, в зависимости от поставленной задачи. На основании полученных данных в процессе проектирования выбирают методы подготовки, усиления, целесообразной механизации их разработки.

Определение уровня грунтовых вод позволяет разработать

мероприятия по понижению уровня вод в процессе строительства, а при необходимости — дать предложения по понижению уровня грунтовых вод на период эксплуатации объекта.

Геодезическая разбивка строительной площадки и будущих на ней сооружений является основой геодезического обеспечения про­изводства земляных и всех последующих строительных работ:

создание опорной геодезической сети, разбивка площадки на квадраты с закреплением вершин реперами, поверочное нивелирование территории;

разбивка зданий и сооружений на местности, привязка зданий к опорной геодезической сети или к существующим соседним зданиям;

устройство обноски вокруг здания, закрепление осей.

Создание опорной геодезической сети.

На стадии подготовки площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, позволяющая находить необходимые отметки на всех стадиях строительства и после его завершения. Исходными материалами для разбивки служат стройгенплан, рабочие чертежи сооружения и разбивочные чертежи.

Геодезическую разбивочную основу создают в виде сетки продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габаритные размеры отдельного здания, намеченного к строительству уже на освоенной территории города. При проектировании сетки и ее положения:

необходимо обеспечить максимальные удобства для выполнения разбивочных работ;

основные возводимые здания должны быть расположены внутри фигур сетки;

линии сетки должны быть параллельны основным осям возводимых зданий и расположены по возможности ближе к ним;

должны быть обеспечены необходимые линейные измерения по всем сторонам сетки;

знаки сетки (реперы) должны быть расположены в местах, удобных для измерений с видимостью на смежные реперы и обеспечивающих их сохранность и устойчивость.

Геодезическая разбивка земляных сооружений осуществляется по геодезическому плану строительной площадки, составленному в том же масштабе, что и стройгенплан. На плане дают привязку к Государственной триангуляционной сети, а также к существующим зданиям и сооружениям. В соответствии с геодезическим планом определяют положение сооружения на местности, его привязку в горизонтальном и высотном отношениях.

В процессе подготовки к строительству территорию площадки разбивают на квадраты и прямоугольники, которые подразделяют на основные и дополнительные. Длина сторон основных фигур— 100. 200 м, а дополнительных — 20. 40 м, в зависимости от рельефа. Вершины образовавшихся фигур закрепляют реперами.

В вершинах квадратов устанавливают колышки по нивелиру, высота их над поверхностью земли должна соответствовать проектной отметке этих реперов. Это необходимо для выполнения в последующем планировочных работ, а также для выявления места для насыпи или выемки грунта.

Разбивка зданий и сооружений на местности.

Разбивку котлованов под фундаменты зданий выполняют по рабочим чертежам, где за оси координат принято пересечение взаимно-перпендику-лярных осей здания.

Вертикальную привязку здания производят привязкой к геоде­зическому реперу Государственной сети. Отметку репера перено­сят на строительную площадку с помощью нивелира и закрепля­ют на ближайшем существующем здании или на металлической трубе, прочно закрепленной в грунте.

Производство земляных работ на строительной площадке разрешается только после выполнения геодезических работ по разбивке земляных сооружений и установки соответствующих разбивочных знаков. Разбивку производят с помощью геодезических инструментов — теодолитов и нивелиров. Вынос осей здания в натуру осуществляет государственная геодезическая служба. Последующие геодезические работы осуществляет геодезическая служба подрядной организации. Разбивку котлованов и траншей под фундаменты осуществляют одновременно с разбивкой здания или сооружения, перекрестье основных осей здания отмечают колышками.

При переносе проекта в натуру выполняют основные и детальные геодезические работы. К основным работам относятся определение и закрепление на местности главных и основных осей здания. Детальные работы обеспечивают закрепление конфигурации, размеров и высотных отметок элементов сооружений.

Главные оси — взаимноперпендикулярные линии, относительно которых здание или сооружение симметрично. Их разбивают для сложных по очертанию и имеющих значительные размеры объектов.

Читайте также:  Нормы проектирования при строительстве домов

Основные оси определяют контур здания или сооружения в плане. Перед тем как отрыть котлован, производят его разбивку по отвесу с натянутых проволок, отмечая границы котлована колышками. Разбивку зданий и сооружений проверяют и принимают по акту. При строительстве периодически контролируют положение обноски и разбивочных знаков на местности.

Устройство обноски, закрепление осей.

Строительная обноска служит для детальной разбивки осей здания, обозначения контура котлованов и закрепления их на местности. Она может быть сплошной по всему периметру здания и прерывной. Прерывная обноска удобнее, так как она не мешает движению строительных машин и транспорта на объекте. Обноску устанавливают, используя геодезические инструменты, параллельно основным осям, образующим внешний контур здания на расстоянии, обеспечивающем неизменяемость ее положения в процессе строительства.

Обноска представляет собой каркас из столбов, забиваемых в грунт на расстоянии 3 м друг от друга. С внешней стороны к столбам прибивают обрезную доску толщиной 40. 50 мм, каждая из которых опирается не менее чем на три столбика. Горизонтальность верхнего ребра доски проверяют нивелиром. Оптимальная высота обноски — 0,5.

1,2 м. Для изготовления обноски используют дерево или металл. Металлическая обноска удобнее в работе, легко демонтируется и может быть использована многократно.

Расстояние от края котлована до обноски должно быть не менее 3. 4 м, его устанавливают расчетом из условия, чтобы при разработке котлована устойчивость обноски не нарушалась. Обноску устанавливают по периметру здания параллельно его сторонам, в ней устраивают разрывы для прохода людей и пропуска транспорта.

Основные оси здания с разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют их гвоздями. Продольные и поперечные оси выполняют с помощью туго натянутой проволоки или шнура, которые закрепляют на этих гвоздях. От осей стен выносят и отмечают гвоздями на тех же обносках бровки будущего котлована. Сами бровки также выносят с помощью проволоки в натуру.

Пересечение проволок продольного и поперечного направления осей определяет точки пересечения основных осей здания, которые проверяют отвесом. Они должны совпасть с ранее закрепленными на земле точками, определенными с помощью геодезических инструментов. На случай повреждения обносок на некотором расстоянии от них устанавливают штыри — контрольные знаки закрепления осевых линий. Обычно это арматурные стержни, забиваемые в грунт на расстоянии 5. 10 м от обноски и выс­тупающие над поверхностью земли на 2. 6 см.

Обноску сохраняют только на период возведения подземной части здания, после чего разбивочные оси переносят непосредственно на строящееся здание. В настоящее время применяют лазерные геодезические приборы, что позволяет устанавливать обноску значительно реже и изображать ее на имеющихся на объекте непередвигаемых элементах (бытовых постройках, заборах и т.д.).

Расчистка и планировка территории

В комплекс работ по расчистке территории включают:

пересадку или защиту зеленых насаждений;

расчистку площадки от ненужных деревьев, корчевку пней; снятие плодородного слоя почвы;

снос или разборку ненужных строений;

перенос с площадки существующих инженерных сетей;

первоначальную планировку строительной площадки.

При подготовке территории строительной площадки нередко возникает необходимость переноса линий связи и электропередач, подземных коммуникаций и других сооружений, мешающих производству работ. Это первоначально согласовывают и включают в проектную документацию, а осуществляют под наблюдением соответствующих организаций.

Законодательство по охране окружающей среды требует от строителей бережного отношения к природе. Ценные деревья и кустарники, мешающие строительству, выкапывают и пересаживают на новое место или в охранную зону на территории площадки. Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой, а стволы отдельно стоящих деревьев предохраняют от возможных повреждений отходами пиломатериалов.

Расчистку от ненужных деревьев производят при помощи механических или электрических пил, тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками, бульдозерами с высоко поднятыми отвалами. Для корчевки отдельных пней диаметром до 50 см применяют специальные корчеватели-собиратели. Для очистки территории от кустарника применяют кусторезы на базе гусеничного трактора. Валуны со строительной площадки убирают при помощи экскаватора или бульдозера в зависимости от размеров валуна. Иногда для дробления валунов применяют взрывной способ с помощью наружных или шпуровых зарядов.

Плодородный слой почвы, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, срезают и перемещают бульдозерами или автогрейдерами в специальные места складирования, а затем используют. Иногда его используют для озеленения других площадок. Плодородный слой необходимо предохранять от размыва, загрязнения, выветривания.

Здания, сооружения и их фундаменты сносят, обрушая их или, деля на части (для демонтажа). Железобетонные строения разбирают согласно схемам сноса. Перед началом разборки элемент освобождают от связей, затем раскрепляют и придают устойчивое положение. Сборные элементы, не поддающиеся поэлементному разделению, расчленяют как монолитные.

Монолитные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. Членение на блоки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса железобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности крана при наибольшем вылете стрелы.

Для сноса зданий и сооружений, в том числе всех каменных, используют экскаваторы с различным навесным оборудованием — шар-молоты, клин-бабы, отбойные молотки. Обломки зданий сдвигают в сторону бульдозерами или загружают в транспортные средства. Вертикальные части строений для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушать внутрь. Иногда для обрушения применяют взрывной способ.

. Перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным и обязательным элементом подготовки строительной площадки. На подготавливаемой площадке могут располагаться не только локальные, но и магистральные сети электроснабжения, водопровода, фекальной и ливневой канализаций, газопровода, теплосети, телефонизации и телевидения. В этих случаях названные выше сети должны быть вынесены с пятна застройки до начала строительства и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование магистральных сетей.

Первоначальная планировка строительной площадки осуществляется после выполнения всех рассмотренных ранее подготовительных работ и предшествует работам по подготовке и освоению площадки под котлованом.

Отвод поверхностных и грунтовых вод

Работы этого цикла включают в себя устройство нагорных и водоотводных канав, обваловывание, открытый и закрытый дренаж, планировку поверхности складских и монтажных площадок.

Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (ливневые и талые воды). Различают поверхностные воды «чужие», поступающие с соседних повышенных участков, и «свои», образующиеся непосредственно на строительной площадке. Для перехвата «чужих» вод устраивают нагорные и водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной ее части.

Водоотводные канавы должны обеспечивать пропуск ливневых и талых вод в пониженные участки местности за пределы площадки, глубина их должна быть не менее 0,5 м, ширина — 0,5 . 0,6 м с высотой бровки над расчетным уровнем воды не менее 0,1 . 0,2 м. Канаву устраивают на расстояниях: не менее 5 м — от постоянной выемки и не менее 3 м — от временной выемки. Для предохранения от возможного заиливания продольный профиль канав должен иметь уклон не менее 0,002. Стенки и дно канавы защищают дерном, камнями, фашинами (фашина – туго стянутая связка хвороста).

«Свои» поверхностные воды отводят, придавая соответствующий уклон вертикальной планировке площадки и устраивая сети открытого или закрытого водостока, а также с помощью принудительного сброса через водоотводные трубопроводы посредством электрических насосов.

При высоком уровне грунтовых вод осушение осуществляют дренажными системами открытого и закрытого типов. Эти системы понижают уровень грунтовых вод, а также улучшают общесанитарные и строительные условия.

Открытый дренаж применяют для понижения уровня грунтовых вод на небольшую глубину — 0,3. 0,4 м в грунтах с малым коэффициентом фильтрации. Дренаж устраивают в виде канав глубиной 0,5. 0,7 м, на дне укладывают слой крупнозернистого песка, гравия или щебня толщиной

Закрытый дренаж — это обычно траншеи глубокого заложения с устройством колодцев для контроля системы и с уклоном в сторону сброса воды, заполняемые дренируемым материалом (щебень, гравий, крупный песок). Поверху дренажную канаву закрывают местным грунтом.

При устройстве более эффективных дренажей на дно траншеи укладывают перфорированные в боковой поверхности трубы из керамики, бетона, асбестоцемента диаметром 125. 300 мм, иногда просто лотки. Зазоры труб не заделывают, сверху засыпают хорошо дренирующим материалом. Глубина дренажных канав — 1,5. 2,0 м, ширина поверху — 0,8. 1,0 м. Снизу под трубой устраивают щебеночное основание толщиной до 0,3 м. Слои грунта рекомендуется распределять в следующем порядке:

дренажная труба, укладываемая в слой гравия;

слой крупнозернистого песка;

слой средне- или мелкозернистого песка, толщина всех слоев — не менее

слой местного грунта толщиной до 30 см.

Такие дренажи отводят воду лучше из-за более высокой скорости воды в трубах по сравнению со скоростью воды в дренирующем материале. Закрытые дренажи следует прокладывать ниже уровня промерзания грунта, и они должны иметь продольный уклон не менее 0,005. Дренажи необходимо устраивать до начала строительства объекта.

Для трубчатых дренажей в настоящее время широко используют трубофильтры из пористого бетона и керамзитостекла, что значительно снижает стоимость работ и трудозатраты. Это трубы диаметрами 100 и

150 мм с большим количеством сквозных отверстий (пор) в стенке, по которым вода просачивается внутрь трубопровода и отводится. Эти трубы укладывают на выровненное основание специальными машинами.

Подготовка площадки к строительству и ее обустройство

Подготовка и обустройство строительной площадки включают в себя:

сооружение временных дорог и подъездов к строительной площадке;

прокладку временных коммуникаций;

устройство площадок для стоянки строительных машин;

ограждение строительной площадки;

подготовку временных бытовых помещений.

Инженерное обеспечение строительной площадки предусматривает устройство временных дорог, которые нужно устраивать только по необходимости, максимально используя существующую дорожную сеть. Временные дороги допускается устраивать однополосными только при возможности организации кольцевого движения, в остальных случаях дороги должны быть двухполосными. Ширина проезжей части землевозной дороги при двустороннем движении транспорта должна быть 6 м, при одностороннем — 3,5 м, ширина обочин должна быть не менее 1 м. В стесненных условиях строительной площадки ширина обочины может быть уменьшена до 0,5 м. На дорогах без покрытия обочины не предусматриваются.

Минимальный радиус дорог на строительных площадках допускается 15 м, а наибольший уклон — 0,08. При прокладке дорог в выемке необходимо устраивать кюветы для обеспечения стока воды с уклоном не менее 0,003.

В подготовительный период прокладывают сети временных

коммуникаций. К ним относятся линии временного водоснабжения (включая противопожарный водопровод), теплоснабжения, электроснабжения с подводкой электроэнергии ко всем бытовкам, местам установки электромеханизмов, а также к другим зданиям и помещениям. Прорабская должна быть обеспечена телефонной и диспетчерской связью. Если подключение к магистральной канализаций невозможно, устраивают септик.

На строительной площадке оборудуют специальную площадку для стоянки и ремонта землеройных и других машин и автомобилей. Эта площадка должна быть огорожена и снабжена соответствующими знаками и надписями.

Строительную площадку оборудуют временными зданиями: раздевалками-бытовками, столовой, душевыми, конторой прораба, санузлами, складами для хранения строительных материалов и инструмента, навесами.

Для обеспечения стока поверхностных вод площадка под временные здания предварительно планируется. Для временных бытовых помещений можно использовать часть сносимых зданий, если они не попадают в габаритные размеры возводимого сооружения и не мешают производству строительных работ. Для этой цели могут быть использованы инвентарные здания вагонного, блочного и контейнерного типов.

Проектирование временных дорог на стройгенплане

На строительных площадках в качестве временных дорог используют автомобильные и железные дороги нормальной и узкой колеи. Строительство временных железных дорог выполняют

специализированные организации, строительство автомобильных дорог ведут, как правило, общестроительные организации.

При трассировке дорог следует обеспечить подъезд транспорта в зону действия кранов, подъемников, к складам, площадкам укрупнительной сборки, мастерским, механизированным установкам и т.д. Необходимо максимально использовать существующие и проектируемые дороги.

Проектировать временные автодороги следует в соответствии со СНиП 12-03-2001. К основным параметрам временных автодорог относятся: число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закруглений, расчетная видимость, наибольший продольный уклон. Все эти параметры определяют в соответствии с требованиями СНиП.

Зоны дороги, находящиеся в пределах зоны монтажа или перемещения груза, являются опасными. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой, а в процессе строительства принимают меры по обеспечению безопасности людей и транспорта, находящихся в пределах опасных зон. К дополнительным условиям, обеспечивающим безопасность движения на стройплощадке, относятся ограничение скорости, запрещение въезда и другие условия, регламентируемые правилами дорожного движения и согласованные с ГИБДД и МВД.

Читайте также:  Участник долевого строительства это лицо

При определении конструкции покрытия временных автодорог и расхода материально-технических ресурсов для их устройства необходимо руководствоваться указаниями СНиП.

Автодороги строительства включают в себя подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги — временными. Эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть устроены разворотные площадки, а в средней части при необходимости — разъезды. Исходя из нормативных габаритных размеров автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м) ширину проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении принимают не менее 3,5 м, а при двух полосном движении — 6,0 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, составляющие с общей шириной дороги не менее 6 м.

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25. 30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м.

Радиус закругления дорог диктуется возможностью маневрирования отдельных машин и автопоездов. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части — при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м, наибольший уклон — 0,08.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных — односкатный.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев — подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокращения расходов на строительной площадке целесообразно устраивать будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное покрытие в этом случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты прямоугольной и клиновидной форм. Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5. 3,0 м, шириной 1,0. 1,5 м, толщиной 0,14. 0,22 м и массой 0,63.

1,8 т) просты в устройстве, пригод­ны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде.

Проектирование и размещение основных элементов стройгенплана

Проектирование механизированных установок и монтажных кранов.

При размещении (привязке) механизированных установок и монтажных

кранов на стройгенплане должны быть удовлетворены следующие условия:

четкая ритмичная работа кранов и связанных с ними других строительных механизмов и машин;

безопасные условия труда машинистов и обслуживающего персонала;

снижение себестоимости и трудоемкости работ;

сокращение времени на установку кранов и устройство подкрановых путей.

Место расположения механизированных установок выбирают, применяя математические методы и ЭВМ; при этом учитывается, что затраты на перевозку продукции должны быть минимальными.

На стройгенплане предусматривают выбор типа кранов, подъемников, горизонтальную и вертикальную их привязку, расчет зон действия кранов с учетом ограничений.

Расположение оси подкрановых путей относительно строящегося здания определяют по формуле

где В— минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения или ограждения подкрановых путей, м;

Rпов — радиус поворота платформы крана, принимаемый по паспорту крана или справочнику;

Lбез— минимально допустимое безопасное расстояние от выступающей части крана до строения (на высоте до 2 м — не менее 0,7 м и 0,4 м — на высоте более 2 м).

Длину подкрановых путей определяют графическим построением и корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена,

т. е. 6,25 м. Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора России составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию:

Lп.п=6,2525м,

где 6,25 — длина одного полузвена подкрановых путей, м;

пзв — число полузвеньев.

В случае необходимости установки крана на одном звене (на приколе) его укладывают на жесткое основание, исключающее просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.

Привязку ограждений подкрановых путей выполняют исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением. Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения определяют по формуле

где Ьк — ширина колеи крана, м (принимают по справочникам);

Lбез принимают равным 0,7 м (для башенных кранов без поворотной части Lбез рассчитывают от базы крана).

Крайние стоянки башенного крана должны быть привязаны к осям здания и обозначены на стройгенплане и местности хорошо видимыми крановщику и стропальщикам ориентирами.

Складирование материальных элементов.

Доставленные на строительную площадку материальные элементы складируют на приобъектных складах, предназначенных для создания производственного запаса. Уровень производственного запаса зависит от:

принятой организации работ (монтаж «с колес» или со склада);

отдаленности объекта от центральных баз обеспечения;

вида транспорта и других факторов.

Наличие склада с чрезмерным запасом конструкций и материалов, с одной стороны, обеспечивает бесперебойную работу, а с другой — приводит к «замораживанию» инвестиций в данное строительство, т.е. к его удорожанию. Поэтому генеральный подрядчик обязан стремиться установить оптимальные объемы приобъектных складов.

Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми.

Закрытые склады служат для хранения дорогостоящих или портящихся на открытом воздухе материалов — цемента, извести, гипса, фанеры, гвоздей и других материалов. Склады сооружают надземными и подземными, одноэтажными и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми.

Полузакрытые склады (навесы) — навесы возводят для материалов, не изменяющих своих свойств от колебаний температуры и влажности воздуха, но требующих защиты от прямого воздействия солнца и атмосферных осадков — деревянных изделий, рубероида, асбошифера, других ограждающих и отделочных материалов.

Открытые склады предназначены для хранения материалов, не требующих защиты от атмосферного воздействия — кирпича, бетонных и железобетонных элементов, керамических труб и т.д.

Склады располагают в зоне действия монтажного крана, что позволяет использовать его для разгрузки в свободное от монтажа время. Часть открытого склада, в частности площадка укрупнительной сборки конструкций, может обслуживаться специальными кранами — самоходными на гусеничном и пневматическом ходу, козловыми, башенными кранами-погрузчиками. Обычно на складе тяжелые грузы укладывают ближе к кранам, а легкие — дальше, так как их можно поднимать на большем вылете стрелы крана.

Площадки складирования должны быть ровными с уклоном 2. 5 % для стока ливневых и талых вод. При необходимости устраивают подсыпку из щебня или песка толщиной 5. 10 см с уплотнением.

Для различных конструкций и сборных изделий отводят свои зоны складирования, которые разделяются сквозными проходами шириной не менее 1 м. Для различных строительных материалов существуют свои правила складирования. Кирпич складируют по сортам, маркам, цвету лицевой поверхности. Кирпич, доставленный навалом, штабелируют с перевязкой и высотой до 1,6 м. При этом кирпич с несквозными пустотами укладывают пустотами вниз. Кирпич в пакетах или на поддонах может быть уложен на складе в один-два яруса.

Сборный железобетон располагают на инвентарных подкладках и прокладках, места, укладки которых должны соответствовать рискам на сборных элементах. При складировании элементов в штабель прокладки между ними укладывают одну над другой строго по вертикали. Сечение прокладок и подкладок обычно квадратное с размером сторон 6. 8 см. Размеры подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие сборные элементы не опирались на монтажные петли или выступающие части нижележащих элементов.

Проектирование и размещение временных зданий и сооружений.

При разработке ППР определяют номенклатуру, число и размеры

временных зданий и сооружений в зависимости от:

характера технологии монтажных работ;

длительности периода строительства.

По назначению временные здания подразделяют следующим образом:

производственные (мастерские, объекты энергетического назначения, автохозяйства);

административно-хозяйственные (конторы прорабов, проходные, диспетчерские);

санитарно-бытовые (гардеробные, душевые, столовые);

жилые и общественные (общежития, магазины).

В зависимости от конструкции различают временные здания неинвентарные (рассчитаны на однократное использование) и инвентарные (рассчитаны на многократную перебазировку и использование на различных объектах). Последние, в свою очередь, могут быть сборно-разборные, контейнерные и передвижные.

При проектировании временных зданий и сооружений на стадии разработки СГП определяют общий объем строительства временных зданий и сооружений с учетом их назначения, а также возможность использования существующих и проектируемых постоянных зданий и сооружений; определяют объем строительства по годам; определяют схему размещения временных зданий и сооружений на СГП и способы обеспечения их водой, электроэнергией и т. п.

Потребность в административных и санитарно-бытовых зданиях определяют на основе расчетной численности работников по нормативам. Численность работающих на стадии ППР определяют, руководствуясь календарными планами и графиками движения рабочей силы. Долю категорий работающих принимают в зависимости от специфики строительства. Для ориентировочных расчетов можно принять следующие значения (% от общей численности): рабочие — 85, ИТР и служащие — 12, младший обслуживающий персонал и охрана — 3. При этом число рабочих в максимально загруженную смену составляет 70 %, остального контингента — 30%.

Комплекс временных зданий должен быть рассчитан на всех работников, а также на работников, относящихся к субподрядным организациям.

При расположении санитарно-бытовых и административных зданий необходимо обеспечивать безопасность и удобство подходов к ним, максимальную блокировку зданий между собой, они не должны мешать строительству в течение всего периода. На СГП указывают габаритные размеры временных зданий, их привязку в плане, подключение к коммуникациям и т.д. На площадке с большим числом работающих бытовые помещения следует рассредоточить, приблизив их по возможности к месту работы.

Бытовые и административные здания должны быть удалены от объектов, выделяющих пыль и вредные газы, не менее чем на 50 м и располагаться по отношению к ним с наветренной стороны. Расстояние от питьевых установок до рабочих мест не должно превышать 75 м, от пунктов питания — 600 м. Туалеты следуем располагать не далее чем 200 м от наиболее удаленного рабочего места. При выборе типов инвентарных временных зданий следует руководствоваться указаниями и рекомендациями, приведенными в положении «Унифицированные инвентарные здания и элементы их оснащения».

Временное водо- и теплоснабжение строительной площадки

Вода на строительной площадке расходуется на производственные, хозяйственно-бытовые и противопожарные цели. При проектировании временного водоснабжения определяют:

потребности в воде (общую и по каждому виду потребления);

выбирают источник обеспечения водой;

определяют схемы водоснабжения (тупиковая, кольцевая, смешанная); рассчитывают диаметры трубопроводов;

осуществляют привязку трассы и сооружений водопровода на стройгенплане.

При решении этих задач необходимо максимально использовать постоянные сети водоснабжения. В процессе привязки временного водоснабжения на стройгенплане обозначают места подключения трассы временного водопровода к источнику (насосным станциям, гидрантам), раздаточные устройства в рабочей зоне, расположение пожарных гидрантов.

Потребность в воде на стадии разработки стройгенплана в составе ПОС, определяют на основе укрупненных показателей на 1 млн. руб. сметной стоимости годового объема строительно-монтажных работ в зависимости от территориального расположения строительства и отрасли промышленности.

Потребность в воде на стадии разработки СГП в составе ППР рассчитывают на основе календарного плана строительства для периода с наибольшим потреблением воды по удельным расходам на каждую группу потребителей:

Q=Qпр + Qхоз + Qпож,

где Qпр, Qхоз, Qпож — расчетные расходы воды соответственно на производственные, хозяйственно-бытовые и противопожарные цели, л/с.

Расчетный расход воды на производственные цели определяют по формуле

Где Qc.оп— расход воды на строительные операции, л/с;

Qс.м— расход воды, связанный с эксплуатацией строительных машин, л/с.

Потребность воды для противопожарных целей при площади застройки до 10 га составляет 10 л/с и при площади застройки 10 . 50 га — 20 л/с. При площади застройки более 50 га на каждые послеследующие 25 га добавляют по 5 л/с. Если расход воды на противопожарные цели превышает потребность на производственные и хозяйственно-бытовые цели, то расчет выполняют только с учетом потребности воды на тушение пожара. На запроектированных временных водопроводных сетях на стройгенплан наносят все точки водоразбора с указанием расхода воды в каждой точке.

Теплота на строительной площадке расходуется в зимний период на отопление помещений строящихся зданий и на производственные нужды строительных организаций (подогрев воды, отоплеление временных зданий и др.).

При разработке СГП для обеспечения строительства сжатым воздухом и кислородом определяют потребителей, рассчитывают необходимое число и тип источников получение сжатого воздуха и кислорода, размещают (привязывают) неподвижные источники на стройгенплане.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...