Ошибки в проектировании – это главный бич всех малых и великих строек, работ по реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений. Результат таких «неточностей» всегда один – потерянные время, деньги, репутация, а то и все разом. Причем казусы разной степени критичности в проектной документации могут появляться как по вине проектировщика, так и заказчика.
Есть ли возможность избежать ошибок? Конечно! Быть внимательнее, не экономить «на спичках» (экономия в несколько сотен тысяч рублей может вылиться в многомилионные потери), выезжать на объект. О том, каковы причины и последствия ошибок в проектировании, какие неточности допускаются чаще всего и почему проекты заворачивает экспертиза, вы узнаете из нашего материала.
Основные причины и последствия ошибок проектирования
Большинство аварий, обрушений зданий и сооружений происходит из-за ошибок в проектировании – чаще всего они объясняются человеческим фактором. Просчеты при подготовке проектов для нужд строительства каждый год приводят к 500–600 недопустимым деформациям конструкций зданий.
САМЫЕ ДОРОГИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ОШИБКИ В МИРЕ [Часть 2]
Последующие работы, такие как устранение дефектов, укрепление конструкций, оснований зданий, требуют дополнительных финансовых, трудовых затрат, расхода материалов. В наиболее неблагоприятных ситуациях недочеты при подготовке проекта угрожают безопасности людей.
При проектировании ошибка человека не принимается во внимание ни в одном из актуальных нормативных документов. То есть отсутствует коэффициент надежности с учетом недостаточного уровня качества, вызванного подобными ошибками.
Выявить просчеты позволяет контроль проектирования. Помимо непосредственного проведения проверок, данные мероприятия предполагают косвенное психологическое влияние на качество строительства. На данный момент контроль основан преимущественно на опыте, интуиции руководителя проекта и инженерного надзора.
Чем могут быть вызваны ошибки в проектировании? Обычно они происходят из-за таких факторов:
- некомпетентность проектировщика;
- неимение опыта подготовки проектов для возведения сложных конструкций;
- отсутствие проработок на случай негативного сценария развития событий;
- неправильная организация деятельности;
- желание заказчика или проектировщика сократить затраты, отказавшись от инженерно-геологических изысканий – актуально для промышленных объектов значительной протяженности;
- отказ проектировщика от учета особенностей современных строительных материалов, конструкций;
- нежелание перепроверять расчеты, выполненные вычислительными программными комплексами.
Названные факторы могут спровоцировать:
- Неправильный выбор оснований и конструктивной схемы фундамента. Нужно понимать, что речь идет о базе здания, поэтому ошибка в проектировании чревата недопустимой осадкой, креном. Это приведет к появлению трещин большого раскрытия, даже разрушению объекта.
- Использование неподходящей конструктивной схемы здания, что приводит к перегрузке и разрушению несущих конструкций.
- Появление сырости, плесневого грибка, провоцирующего физический износ объекта в короткие сроки. Подобный эффект вызывает сочетание расчетов воздухообмена по устаревшим нормами с установкой современных «евроокон». Такие окна имеют эффективные уплотнители, которые перекрывают доступ в здание наружного воздуха почти на 90 %.
- Учет материалов, которые уже не производятся и были взяты при подготовке документации из старых сортаментов.
Полностью защититься от ошибок проектирования в строительстве не получится. Чтобы их минимизировать, стоит прибегнуть к следующим методам:
- правильная организация работ с учетом норм ГОСТ ISO 9000-2011;
- проведение свободных дискуссий специалистов по проектированию в сфере строительства;
- подготовка запасов материалов на случай непредвиденных ситуаций;
- личная ответственность участников работ;
- сбор всей доступной информации и статистики, связанной с определенной сферой деятельности;
- разработка запасного варианта на случай негативного развития ситуации;
- опора на информацию о современных строительных материалах, конструкциях.
Наиболее распространенные ошибки проектирования ПЗУ
В документации почти по любому проекту присутствуют нестыковки, касающиеся проектных решений, между основными разделами, такими как «архитектурно-строительный проект», «железобетонные конструкции», «инженерные сети», пр. Либо разночтения могут быть между основными разделами и блоками «Пожарная безопасность», «Технологические решения», «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», пр.
Проблемы могут быть связаны и с тем, что проектирование ведется для территории, выходящей за пределы предоставленного земельного участка, в соответствии с выпиской из правил землепользования и застройки (ГПЗУ).
Нередко привязка углов поворота границ участка отличается от координат, указанных в ГПЗУ, поэтому реальный участок смещается относительно предоставленного. Посадка объектов строительства во многих случаях не совпадает с местами их допустимого размещения, установленного в указанном выше документе. Проектировщики могут игнорировать ограничения, зафиксированные в ГПЗУ – чаще всего они завышают этажность.
Еще одной типичной ошибкой проектирования является увеличение плотности застройки. Здания стараются расположить как можно ближе к границам участка, из-за чего они, с учетом принятых габаритов, не умещаются на отведенной территории. Проектировщики занижают основной расчетный показатель, то есть расчетную численность населения.
Для большинства нормируемых площадок благоустройства, парковок для автомобилей жильцов дома и посетителей нежилых помещений выбирают место на придомовых территориях уже построенных в квартале домов, выходя за пределы участка, выделенного застройщику.
Важно исключить все основные ошибки проектирования, переработав документацию:
- Сократить число секций, чтобы уменьшить габариты здания и на освободившейся территории разместить все объекты благоустройства, установленные нормами п. 2.13 СНиП 2.07.01-89. Снизить этажность с целью выполнения требований по инсоляции регламентируемых помещений, территории самого проектируемого объекта и окружающей застройки.
Данные нормы содержатся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и озаглавлены «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых общественных зданий и территорий». Необходимо спроектировать площадки нормируемого благоустройства в таких объемах, чтобы обеспечить необходимыми условиями всех жителей.
Описанные ошибки при проектировании свидетельствуют о нарушении:
- ч. 1 ст. 48 ГрК РФ;
- п. 11.19, п. 7.5 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
- п. 2.3 гл. 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В процессе проектирования торговых комплексов парковочные места стараются расположить на смежных территориях либо задействовать свободное пространство вдоль улиц в границах красных линий. Число необходимых мест намерено занижается, из-за чего стоянки для постоянного хранения автомобилей оказываются недоступны для многих собственников транспорта.
Нехватку стараются перекрыть, предоставляя письма-гарантии другого застройщика, уже построившего паркинг, но не распродавший все места, так как цена на них оказалась слишком высокой. При этом расчеты показывают, что у самого второго застройщика также недостаточно машиномест.
Допускают ошибки и на этапах проектирования детских дошкольных образовательных учреждений (ДДОУ). Нередко в составе раздела ПЗУ отсутствует схема планировочных ограничений для участка проектирования, требуемая в пп. «п» п. 12, раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка», «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденных ПП РФ.
Обычно для возведения детских садов выделяют участки вне сложившихся жилых кварталов, за границей частного сектора. То есть для них отводят территории для перспективной застройки без учета радиусов доступности и радиусов обслуживания ДДОУ в соответствии с требованиями п. 5.4* СНиП 2.07.01-89*.
В результате оказывается значительно увеличена площадь благоустройства – за границами отвода она сопоставима или даже превышает площадь в границах отведенной территории. Увеличивается протяженность сетей, требуется проектирование индивидуальных котельных для нужд детских учреждений.
Ошибки проектирования в архитектурных и объемно-планировочных решениях
В данном случае чаще всего приходится сталкиваться с тем, что неверно определена этажность зданий. То есть во внимание не принимают цокольный этаж и чердаки как технические помещения, имеющие определенную высоту.
Этажность общественных зданий определяется в соответствии с приложением Г (Г.8) СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП», приложением Б СП 56.13330.2011 «Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП». Для жилых домов действует приложение В.1.6 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП».
Согласно информации из этих документов:
- При определении количества этажей в здании учитываются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный, цокольный, при условии, что верх его перекрытия расположен выше средней планировочной отметки земли минимум на 2 м.
- Согласно прил. Б п.2.7, этаж, выделенный под размещение инженерного оборудования, прокладку коммуникаций, может находиться между надземными этажами либо в нижней, верхней части здания. Последние варианты обозначаются как техническое подполье и технический чердак соответственно. Пространство, имеющее высоту до 1,8 м, которое задействуется исключительно для прокладки коммуникаций, не считается этажом.
К ошибкам проектирования относятся случаи, когда инсоляционный расчет представляется без электронной версии в программе «Солярис» либо просто отсутствует. Или проектировщик может не учитывать окружающую жилую застройку в процессе расчета инсоляции, не представить планы БТИ на уже возведенные здания, участвующие в расчете.
Нередко в проекте не предусмотрена безопасная эвакуация людей при пожаре посредством объемно-планировочных решений, конструктивного исполнения эвакуационных путей. Может быть подготовлено мало путей эвакуации либо проемы и проходы оказываются перекрыты смежно расположенными дверными полотнами, о чем говорится в ст. 53 (1, 2) ФЗ от 01.01.2001 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Распространенной ошибкой проектирования жилых зданий является отсутствие принудительной вентиляции для кухонь-ниш. При определении количества комнат в квартирах кухни-столовые расценивают как жилое помещение – на данную ошибку указывает СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП».
При выполнении мероприятий по повышению теплозащиты зданий, указанных в разделе 5 СНиП «Тепловая защита здания», СП «Проектирование тепловой защиты зданий», могут быть допущены следующие ошибки:
- Отсутствуют сведения об общей и послойной толщине наружных стен и технических особенностях использованных материалов.
- Не представлен теплотехнический паспорт здания.
- Не учтен коэффициент теплотехнической однородности при проведении теплотехнических расчетов. Не указаны нормативные и расчетные значения сопротивлений теплопередачи окон и витражей (R0, м2 оС/Вт) с учетом коэффициента остекленности фасада, о чем говорится в п. 5.11 СНиП. Данная ошибка распространяется на производственные, административно-бытовые и иные помещения здания.
- Не предусмотрено утепление полов на грунте в области их примыкания к наружным стенам – требования зафиксированы в п. 9.13 СП 29.13330.2011 «Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88».
При проектировании уклонов въездных рамп автостоянок не соблюдаются требования СП 113.13330.2012, озаглавленного «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП». Документ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 01.01.2001 N 635/99 и действует с 1.01.2013. Некоторые застройщики используют несертифицированные фасадные системы утепления и витражные системы либо не предоставляют информацию о выбранных системах.
Частой ошибкой проектирования зданий является смежное расположение технических помещений, содержащих в себе источники шума, и рабочих или жилых комнат. Либо санитарные приборы крепятся к межквартирной стене, что также недопустимо.
Ошибки проектирования в конструктивных решениях
В более чем 90 % проектной документации, подаваемой на экспертизу, присутствуют нарушения ГОСТ P 21. «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации»:
- Не предоставляется информация об уровне ответственности объекта, предусмотренном «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений». Нередко коэффициент надежности по ответственности зданий и сооружений принимается по указаниям ГОСТа. Это влечет за собой нарушение приоритетных на данный момент требований п. 7 ст. 16 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». ГОСТ входит в «Перечень национальных стандартов и сводов правил», обязательное применение которых позволяет выполнять требования ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Правда, по данному вопросу ГОСТ противоречит обозначенному основному закону.
Достаточно часто при проектировании допускают ошибку, не предусмотрев горизонтальную гидроизоляцию в каменных стенах, которая должна быть выполнена по п. 6.4 СНиП II-22-81. Грубые нарушения ГОСТ 21 и СНиП II-23-81 допускаются в разделе «Металлические конструкции».
При выполнении узлов сопряжения монолитных ж/б конструкций нарушаются конструктивные требования, касающиеся длины анкеровки, перехлеста рабочей арматуры, радиусов загиба отогнутых рабочих стержней, шага поперечной арматуры, пр.
Примеры ошибок проектирования из практики
Качество проекта зависит от квалификации исполнителей, однако на него оказывают влияние и экономические факторы:
- стремление заказчика сократить затраты на проект;
- желание проектировщиков сохранить клиента, поэтому они готовы выполнить любые его прихоти.
Любой элемент проекта имеет свою стоимость, цена всего объема услуг зависит от сложности, состава запланированных работ. Основной составляющей проектирования являются изыскания, обследования выделенного участка и объекта – именно тут и стараются сэкономить. Чем меньше бюджет заказчика и чем лояльнее проектировщик относится к просьбам клиента, тем выше риски и вероятность ошибок проектирования.
Остановимся более подробно на каждом факторе, влекущем за собой различные проблемы:
Попытки сэкономить на исследованиях
Параметры сооружения определяются в соответствии с его расположением и свойствами земельного участка – оценить их позволяют изыскания. Подобные работы могут быть выполнены добросовестно либо спустя рукава. Так, перед обследованием участка сложно сказать, что находится под его поверхностью.
Поэтому чем больше скважин будет пробурено, тем больший объем сведений удастся собрать: о грунте, глубине и месте залегания скальных пород и грунтовых вод, доле солей, от которой зависит влажность почвы. Не стоит игнорировать и ландшафт за пределами конкретного участка, чтобы не допустить ошибок проектирования, ведь подземные и весенние талые воды могут повлиять на будущее сооружение.
Допустим, вы собираетесь возвести объект размером 70х30 м. Для этого нужно подготовить свайный фундамент с заглублением свай на 15 м. К строительству уже приступили, но оказывается, что сваи уходят максимум на 10 м, так как дальше начинается скальная порода. И такая картина складывается на 80 % вашего участка.
Проблема появилась, поскольку проектировщики ограничились парой скважин по концам будущего здания и случайно попали в мягкий грунт. В итоге заказчик заплатил примерно на двести тысяч рублей меньше, но теперь ситуация складывается таким образом:
- Когда обнаружилась ошибка проектирования, сваи были закуплены в полном объеме, доставлены на стройку, как и вся техника для выполнения работ.
- Госстройнадзор не разрешает дальнейшего строительства, ведь в нем придется отступить от проекта.
- Требуются повторные изыскания, проектирование, экспертная оценка готовой документации, а это приводит к дополнительным временным затратам.
- Сложно сказать, каким будет новое решение и удастся ли сэкономить благодаря иному типу фундамента. Нужно понимать, что заглубить сваи в скалу удастся лишь при наличии другой их разновидности и специальной техники.
Подобная картина может сложиться при возведении объекта в нескольких сотнях километров от городов. Поэтому все время строительства стройматериалы нужно привозить издалека, оплачивать работникам проживание, командировочные.
Будьте готовы заплатить еще примерно 2-3 миллиона – это сумма без учета последствий срыва сроков. Кто из сторон будет оплачивать издержки, тоже сложно сказать. Решение данного вопроса в судебном порядке может растянуться на несколько лет. К подобной ситуации нужно быть готовым как на частных, так и на государственных объектах.
Проектирование без выезда на участок
При подготовке большого количества проектов специалисты в принципе не посещают объект. Такая ситуация ненормальна и влечет за собой многочисленные ошибки при проектировании.
Например, у здания должен быть навесной вентилируемый фасад, облицованный пустотелым кирпичом типа «кабанчик». Кронштейны будут крепиться к фасаду на химические анкеры, имеющие длину 100 мм. Отступать от проекта нельзя, так как он уже прошел госэкспертизу.
Стоит пояснить, что «кабанчиком» называют облегченный пустотелый лицевой кирпич с тонкими стенками снаружи и парой во внутренней части. Толщина стенок составляет 10–15 мм.
Проектировщики упустили этот нюанс. Кроме того, протокол испытаний анкеров на вырыв, приложенный к проекту, показал: химический анкер 100 мм идеально держится. Заказчик понимает ситуацию, но требует, чтобы все пункты проекта были выполнены. К работе нельзя приступать, пока не будут проведены повторные испытания анкеров – именно они показали, что такой кирпич разрушается уже при подаче 20 % от проектной нагрузки.
Заказчик был вынужден закупить анкеры, которые обошлись ему в два раза дороже, чем планировалось в сметной документации. Две недели ушли на корректировку проекта. Госзаказчик отказался признавать свою вину, а исполнитель выплатил штраф за просрочку исполнения обязательств по договору из-за этой ошибки проектирования.
Так и не удалось узнать, как лаборатория выдала первый положительный акт, который стал основой для проектного решения. С высокой долей вероятности виной всему была следующая ошибка.
Отсутствие внимательности
Рассмотрим еще один пример: на объекте нужно установить новые окна. Выполнены замеры, заказчику предоставлены размеры изделий и стоимость работ. Далее был подготовлен договор, после чего клиент внес предоплату.
Готовые изделия привезли к месту установки, прибыли монтажники, но выяснилось, что все окна имеют неподходящую ширину. И тут обнаружилась ошибка проектирования: замерщик перепутал два соседних, похожих здания, и не догадался проверить номер дома.
Помните, что любые цифры и размеры в проектах нужно проверять и перемерять.
Безосновательное распределение работ между несколькими проектировщиками
Подобная картина складывается, когда компания готовит проект в целом, а его составляющими занимаются отделы фирмы либо для этих нужд наняты сторонние субподрядчики.
Тогда одни проектируют пожарную сигнализацию, а вторые отвечают за вентиляцию в том же самом помещении. Обе команды не имеют и малейшего представления о том, что на потолке будет не только их оборудование. Данные виды систем, по нормам, должны находиться на определенном расстоянии друг от друга.
Монтажники обеих систем приступают к их установке, опираясь на утвержденные проекты. Сначала одни работники просто мешают другим в тесном помещении, а потом выясняют, какие именно работы выполняют их коллеги. В результате из-за ошибки проектирования сроки будут сорваны, потребуется повторная подготовка всей документации и даже замена уже готового оборудования, пр.
Из-за каких ошибок проекты чаще всего не проходят экспертизу
Экспертиза документации входит в число основных стадий согласования строительных проектов. Благодаря ей удается избежать проявления ошибок проектирования на стройплощадке или после сдачи здания.
Ошибки проектировщиков могут привести к тому, что объект окажется небезопасным для эксплуатации либо просто будет вызывать постоянные сложности у жителей или людей, работающих в здании.
Экспертиза не позволяет реализовать некачественные проекты. Квалифицированный эксперт выявит и поможет устранить ошибки, способные отразиться на надежности объекта, стать причиной несчастных случаев.
- не предоставлено утвержденное задание на проектирование, отчеты по итогам инженерных изысканий;
- не направлены сведения в проектную организацию о том, что документы подготовлены на основании градостроительного плана земельного участка, задания на проектирование.
Это формальные нарушения постановления № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Тем не менее они свидетельствуют о том, что исполнитель халатно отнесся к обоснованию работы, и должны стать сигналом для представителя экспертной организации.
Большую опасность несут в себе ошибки, совершенные в процессе проектирования наиболее объемного блока, архитектурных и конструктивных решений.
Некоторые недочеты не несут угрозы, например:
- не обоснован выбор архитектурных решений, которые должны обеспечить выполнение требований энергетической эффективности;
- не описаны решения, с помощью которых достигается естественное освещение помещений, где постоянно находятся люди.
Более серьезные ошибки встречаются гораздо чаще. Например, объемно-планировочные решения могут быть не обоснованы с точки зрения мероприятий в рамках пожарной безопасности. То есть в проекте не учтены параметры эвакуационных путей, пожаробезопасные зоны отсутствуют или имеют малую площадь. Если здание будет построено, любая авария стремительно распространится на соседние помещения, а выход людей окажется настолько затруднен, что могут быть человеческие жертвы.
На данный момент обеспечение пожарной безопасности относится к наиболее трудозатратным разделам проекта. Подобные мероприятия стараются опустить, в то время как проверяющие очень внимательно относятся к этой теме.
Наибольшую опасность скрывают в себе ошибки проектирования в расчетах для несущих строительных конструкций. Они приведут к тому, что готовое здание не прослужит долго либо обрушится.
Исключать подобные нарушения должны главные инженеры проектов еще на этапе подготовки документации. Вся ответственность ложится именно на этих специалистов, однако практика показывает, что они не всегда добросовестно выполняют свои обязанности.
Хотя сегодня существует немало систем проектирования, упрощающих проведение расчетов, проверяющие часто сталкиваются с серьезными ошибками проектирования. Компетентная экспертиза дает возможность избежать аварийных ситуаций.
Часть нарушений не влечет за собой опасности для жизни людей, не снижает надежности объектов. Они осложняют жизнь лиц с ограниченными возможностями, так как ошибки возникают из-за нарушения требований раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов».
Хотя в нашей стране действует госпрограмма «Доступная среда», работы в данном направлении пропускаются многими проектными бюро и крупными институтами. Эксперты не могут выдать положительного заключения, если в проекте не перечислены мероприятия, призванные обеспечить доступ инвалидов к объектам.
Кроме того, список должен быть подкреплен информацией о конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решениях, благодаря которым достигается безопасное перемещение таких лиц по территории объектов.
После получения заключения проектировщики должны внести изменения в установленные сроки. Обычно они делают это достаточно быстро и больше не повторяют свои ошибки в проектировании.
Заказчики могут обратиться за помощью в организации, оказывающие консультационные услуги, если замечания экспертов кажутся им непонятными. Специалисты прокомментируют все ошибки и подскажут, как их исправить.
Не менее важно периодически проходить программы повышения квалификации в различных учебных центрах, чтобы иметь возможность отслеживать изменения в законодательстве и успешно применять знания на практике.
Существует немало способов, позволяющих избежать ошибок в проектировании. Здесь важно стараться не совершать промахи либо быстро и четко их исправлять, если проблема все-таки появилась.
Источник: dorians.ru
Ошибки инженеров, которые дорого обошлись заказчикам проектов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ошибаться свойственно каждому из нас, но в повседневной жизни просчеты обычно не имеют каких-то особых последствий. В большинстве случаев промах можно исправить или извиниться за свою оплошность. Однако это не относится к инженерной сфере, здесь ошибка в расчетах в лучшем случае выливается в колоссальные финансовые траты, в худшем – приводит к катастрофам. В обзоре Novate.ru шесть примеров, когда погрешности при разработке проектов, к огромному счастью, не стали причиной человеческих жертв, но чуть не разорили заказчиков непредвиденными расходами.
1. «Обжигающий» небоскреб
Небоскреб, возведенный на Фэнчарч-стрит в центральном Лондоне, стал «знаменитостью» еще до завершения строительства. И дело тут не только в причудливом дизайне, из-за чего 37-миэтажное здание кажется чужеродным элементом среди импозантных домов Лондонского Сити. Сложно понять, почему архитекторы не учли эффект отражения еще на стадии разработки проекта, но бизнес-центр приобрел свойства огромной линзы.
В солнечный день вогнутая сторона небоскреба фокусирует солнечные лучи как линза. /Фото: gannett-cdn.com
Вогнутой стороной зеркального фасада небоскреб фокусирует солнечные лучи и отражает с такой мощью, что на витрина соседних магазинов плавились пластиковые детали, а с припаркованных рядом машин «стекало» лакокрасочное покрытие. Застройщикам пришлось компенсировать ущерб владельцам пострадавшего имущества и раскошелиться на дорогостоящие антибликовые решения.
2. Коварная разница системы мер
Освоение космического пространства очень сложная миссия, где успех идет рядом с неудачами. Понятно, что исследование новых явлений невозможно без ошибок, но иногда они бывают настолько эпичными, что остается только удивляться, как такое могло получиться. Яркий пример такого просчета – история с американской автоматической станцией Mars Climate Orbiter. Аппарат должен был работать на орбите Марса, собирая данные о климате и атмосфере планеты. До цели он добрался по плану, но при попытке выхода на орбиту планеты ушел за Марс и пропал.
Из-за ошибки в расчетах в атмосфере Марса сгорели $125 млн – стоимость аппарата Mars Climate Orbiter. /Фото: testbirds.com
Проведенный анализ ошибок показал, что причиной провала стала разница систем измерений. Команда NASA в своих расчетах опиралась на метрическую систему мер, а инженеры корпорации Lockheed Martin – на английскую. В результате аппарат прошел слишком близко от поверхности планеты и разрушился в атмосфере Марса.
3. Субмарина, не помещающаяся в док
Из-за конструкторских просчетов итоговая стоимость субмарины S-80 значительно возросла. /Фото: i0.wp.com
Когда министерство обороны Испании в 2009 году подписывало контракт на постройку подлодок S-80 с компанией Navantia, вряд ли оно ожидало какие-то неприятные сюрпризы. Но эпопея с субмаринами оказалась на удивление долгоиграющей и завершилась лишь недавно. Для начала оказалось, что вследствие конструкторских просчетов головная подводная лодка значительно тяжелее нормы. Это означает, что под воду она уйдет с легкостью, но подняться на поверхность вряд ли сможет. Специалисты приглашенной американской компании Electric Boat вернули субмарине положительную плавучесть, врезав дополнительные отсеки и удлинив ее на 10 метров.
Но этим дело не закончилось: после доработки выяснилось, что усовершенствованная субмарина, растянувшаяся почти до 81 м, не помещается в доки военно-морской базы, рассчитанные на корабли длиной до 78 м. Так что военному министерству пришлось изыскивать средства еще и на перестройку доков.
4. Небоскреб «Повелитель ветров»
«Спускаясь» по плоской стене, у подножия ветер приобретает бешенную скорость. /Фото: commercialnewsmedia.com
Скандальная репутация и у небоскреба Bridgewater Place, построенного в английском городе Лидс. Причудливой архитектурой на любителя уже никого не удивить, но поражает то, что архитектор или не учел способность высоких зданий усиливать ветер, или допустил ошибку в своих расчетах. В результате поток воздуха ударяется о плоскую сторону фасада, «стекает» по ней вниз и у подножия огибает закругленную часть сооружения. При этом у земли движение потока резко убыстряется, в полном соответствии с законами аэродинамики.
Для сравнения: если в обычный день в других районах города скорость ветра составляет 6-7 км/час, то у подножия Bridgewater Place она достигала 40 км/час. А в ветреные дни скорость увеличивалась еще больше, буквально сбивая пешеходов с ног. Апофеозом стал перевернутый ветром грузовик, после чего небоскреб дополнили специальными конструкциями, гасящими скорость ветра.
5. Небоскреб, который мог упасть
Один из самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка – здание Ситикорп-центра в Манхеттене. Оно примечательно тем, что стоит на четырех массивных колоннах, чтобы не касаться церкви святого Петра и имеет треугольную крышу, похожую на парус. Сооружение выглядит необычно – создается впечатление, что 59-тиэтажное здание парит в воздухе. Однако подобная конструкция делает небоскреб более уязвимым перед ветрами. Для стабилизации раскачивания архитектор предусмотрел демпферы, однако в его расчеты вкралась неправильность, которая могла привести к катастрофе.
Сiticorp Center «парит» в воздухе, чтобы не мешать церкви (на фото слева). /Фото: files.structurae.net
Ошибка выяснилась случайно, когда к проектировщику обратилась студентка с вопросами по конструкции здания. Она не могла разобраться с расчетами и профессор, который ей преподавал, выразил сомнения в устойчивости небоскреба. Архитектор отверг ее аргументы, но все же решил снова пересчитать параметры проекта.
Результат шокировал: оказалось, что внесенные во время строительства коррективы, когда швы вместо сварки скреплялись болтами, повлияли на защищенность здания от ветра. А уже приближался сезон ураганов… К ремонтным работам приступили немедленно и вели их тайно, по ночам. Ситуация была очень напряженной – на город держал курс ураган Элла, но укрепить здание рабочие не успевали. К счастью, ураган решил обойти Нью-Йорк стороной, и никто ничего не узнал об угрожавшей опасности. История стала достоянием общественности лишь спустя 20 лет.
6. «Мосты сломанных ног»
Для чего строятся мосты? Любой скажет, что для быстрого и безопасного перехода на другую сторону. Однако для испанского архитектора Сантьяго Калатрава это лишь второстепенные факторы. Главное – изысканная красота форм, и его творения действительно завораживают. А вот пользоваться ими не всегда удобно.
Построенный по его проекту удивительно красивый мост Субисури в Бильбао замощен стеклянными плитками. В сырую погоду переход превращается в аттракцион на льду – тяжело удержать равновесие на скользком покрытии. Из-за этого сооружение даже прозвали «мостом сломанных ног».
Архитектора подобный нюанс совершенно не смутил и по заказу властей Венеции он спроектировал элегантный мост Конституции тоже со стеклянными ступеньками, на которых так легко оступиться в дождливую погоду. Элегантная красота сооружения радует туристов, но приводит в негодование местных жителей, вынужденных пользоваться им постоянно. Недовольны и власти города – архитектор не предусмотрел подъем для инвалидных колясок и не учел оживленного пешеходного траффика, из-за чего плитки постоянно приходится менять.
Познавательный факт от Novate.ru: Превышение сметы и последующие расходы на постоянный ремонт из-за быстрой изнашиваемости моста вынудили власти Венеции подать на архитектора в суд. Дело они выиграли и Калатраву оштрафовали на 78 тыс. евро. Интересно, что просчеты с мостами – не единственные ошибки архитектора. Многие его проекты сопровождаются скандалами и сразу же требуют ремонта, как например винодельня компании Domecq или оперный театр в Валенсии.
Если уж дипломированные инженеры допускают такие досадные ошибки, то что говорить о простых людях? Часто при строительстве бани допускают именно эти два просчёта, из-за чего пол сгнивает за год.
Источник: novate.ru
Топ 7: Самые масштабные ошибки инженеров (11 фото + 2 видео)
Всем людям свойственно ошибаться. Чаще всего – это не так уж страшно, во всяком случае, если речь не идет об инженерных расчётах. Ошибку инженера не просто нельзя простить. Очень часто такая ошибка может стоять больших денег, ресурсов и даже человеческих жизней. Сегодня же, речь пойдёт о семи самых больших и страшных ошибках инженеров, которые, по счастью, не привели к человеческим жертвам.
1. Мост Конституции в Венеции
Выглядит конечно красиво.
Венеция – прекрасный город каналов, мостов и гондол. Даже зная о том, что собой представляет Венеция только на словах, не сложно предположить, что мостов там очень много! Однако есть один «особенный», который уже запомнили, как пример дичайшего инженерного провала. Речь идет о мосте Конституции, который задумывался в свое время, как один из самых красивых и современных.
Треть моста — ступеньки.
Мост был построен в 2008 году. Основными материалами стали бетон, сталь и стекло. Из последнего, к слову, сделана большая часть покрытия моста. Мост должен был связать железнодорожный вокзал и автобусную станцию.
К сожалению, так уж получилось, что одна треть моста – ступеньки. Пройти по ним с чемоданом на колесиках – настоящее «приключение». Хуже того, ступеньки оказались очень неудобными и даже опасными. Когда идет дождь, снег или случается туман, мост становится невероятно скользким. Безопасности ему не добавляет и общий наклон конструкции.
2. Bridgewater Place в Лидсе
Злосчастный небоскреб.
Сегодня уже трудно удивить кого-то высоким небоскребом. Зато, можно удивить небоскребом, способным влиять на погоду! Вообще, то, что здания и в частности небоскребы могут усиливать ветра, было известно давно. Однако этот факт никак не был принят во внимание создателями центра Bridgewater Place, построенного в Лидсе, Великобритания в 2006 году.
Сразу после открытия, злосчастный небоскреб окрестили «возбудителем ветров», а также дали ему обидную кличку «Далек», в честь расы мутантов из сериала «Доктор Кто». В 2008 году, небоскребу вручили приз, как самому уродливому зданию в Европе.
Проезд ограничили.
К сожалению, внешний вид – это даже не полбеды. «Возбудителем ветров» Bridgewater Place прозвали не просто так. Дело в том, что после его строительства, ветры вокруг здания усилились настолько, что буквально сдували людей. Несколько человек из-за этого даже покалечились. А после того, как ветер перевернул несколько машин на парковке у Bridgewater Place, движение у небоскрёба и вовсе ограничили.
3. Поезда
Они просто не влезли на станции.
Это не очень смешно, но казусы с инженерами, работающими над проектировкой поездов, случаются чаще, чем со всеми остальными. Прецедентов много. Один из последних произошел во Франции, в 2014 году. Там власти заказали 2 тысячи новых вагонов. В итоге, вагоны были сделаны, но оказались слишком большими!
Они просто не могли поместиться между платформами большинства станций в стране.
4. Подводная лодка
Ошибаются даже в субмаринах.
Техника – штука тонкая. Ошибки при ее проектировании не допустимы! Тем не менее, они случаются. Показательным примером в этом отношении стал проект правительства Испании по созданию новых подводных лодок класса S-80+. Все шло по плану, однако когда начали собирать первую подводную лодку, оказалось, что она на 68 тонн тяжелее, чем должны была быть.
Проверка помогла выяснить, что кто-то из инженеров допустил незначительную синтаксическую ошибку, при проектировании. Ошибку, которая едва не похоронила проект.
Ошибка была в одну запятую.
Новые расчёты показали, что получившаяся субмарина сможет плавать на воде. Однако первое погружение, станет последним, так как всплыть лодка уже не сможет. Решили ситуацию изящно – просто удлинили получившуюся лодку на несколько метров.
5. Заповедник падающих домов
Кривые дома в Сан-Паулу.
Город Сантос, расположенный в Бразилии и лежащий недалеко от Сан-Паулу, помимо всего прочего печально известен своим «заповедником падающих домов». Все дело в том, что почти все высотные жилые дома в центре города, а также на побережье построены криво. Буквально – криво. Местами крен достигает трех метров!
Вышло так из-за целой череды инженерных ошибок, во время строительного бума. Дома были построены без учета специфики местной песчано-глиняной почвы. Стоит пояснить, что дома на такой почве можно строить только на очень глубоких сваях, чего и не было сделано.
И хотя выглядит все это ужасающе, стоит принять во внимание, что там очень дешевая недвижимость!
6. Танцующий мост
Злосчастный мост Миллениум.
Наверняка многим доводилось слышать, про «танцующий мост» в Волгограде, в России. Впрочем, тамошний мост далеко не уникальный в своем горе. Есть похожий неудачник и в Лондоне. Речь идет про пешеходный мост «Миллениум», который соединяет два берега Темзы. Сразу после открытия, мост закрыли на ремонт.
Оказалось, что его слишком сильно трясет во время большого скопления людей.
В Волгограде:
А вот в Лондоне:
Несмотря на то, что мост укрепили и стабилизировали (при помощи гасителей колебаний), власти до сих пор закрывают его для пешеходов в слишком ветреную погоду.
7. Забытый город
Забытый город в Париже.
В заключение хочется рассказать про целый жилой квартал в Париже, созданный по проекту архитектора Эмиля Айоё, который окрестил свое детище, не много не мало – городом будущего. В итоге вышел «забытый город будущего». Построен комплект был еще в 1977 году. Единственным «грехом» зданий оказалась их очень необычная форма, из-за которой почти никто не хочет покупать в них квартиры. Живут в этом комплексе преимущественно пенсионеры.
Источник: pressa.tv