Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора энтузиасты применяют методику перекрёстного совмещения дат и событий. Показательно, что результаты размещаются в различных статьях и форумах интернета, но представители официальной науки их старательно игнорируют.
Официальная «общеизвестная» информация
Французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, 1786 г.р. В апреле 1814 года подарил Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Получил официальное приглашение и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.
Колонны главного алтаря Исаакиевского собора поражают величием и красотой: высота — 9,5 метра, диаметр — 1 метр, 14632 килограмма первоклассного малахита. Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.
История строительства Исаакиевского собора. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5
На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.
Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.
Храм строился невероятно долго. Строительство завершилось в 1858 году, однако даже после официального открытия строение постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными аж до 1916 года.
По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением, то есть строили его четыре раза. С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и процесс постройки задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов.
Четвертый, современный Исакиевский собор
- 1818 год — утверждение проекта;
- 1828 год — начало установки первых колонн;
- 1837 год — установка верхних колонн;
- 1838 год — начато золочение куполов, которое длилось до 1841 года;
- 1858 год — освящение собора.
1) Сопоставим два значимых события — открытие Александровской Колонны состоялось в 1834 году. А в 1836 году в Париже выходит в свет книга об Александровской колонне, в книге на странице 86 есть литография Александровской Колонны. На дальнем плане гравюры хорошо прорисован Исаакиевский собор. Но это был 1836 год, а по официальным данным в 1836-м году ещё даже не были установлены верхние колонны.
Исаакиевский собор — вся правда о строительстве самого большого храма в Питере
2) На рисунке Монферрана, где ещё не установлены верхние колонны, мы видим шпиль Адмиралтейства, но мы точно знаем что именно этот шпиль был разобран в 1806 году и перестроен в более удлинённом виде. Разброс в показаниях минимум в 30 лет.
Установка первой колонны северного портика. Литография О.Монферрана. Виден Шпиль Адмиралтейства
3) В альбоме Монферрана есть интересная иллюстрация — от Медного Всадника до Исакиевского собора около 300 метров, а Александровская Колонна совершенно не видна за зданием Адмиралтейства. Тут либо каждый художник использует свой ракурс, лиюо литографию изготовил человек, никогда не гулявший по проспектам Петербурга. Иначе бы он не отставил Медного Всадника близко к Исаакиевскому собору, а поставил бы его в створе современного Адмиралтейского проспекта. Тогда Александровская колонна была бы в прямой видимости.
Выходит Монферран не участвовал в строительстве Исаакиевского собора, а только реставрировал его. Даже строительные леса на рисунках Монферрана совершенно не похожи на несущие строительные конструкции для возведения зданий, это действительно леса для отделочных работ. Исакиевский собор всегда стоял в неизменном виде, его лишь незначительно переделали в начале 19 века, и не было никаких церквей на его месте.
Памятник Медному Всаднику передвинули на другое место, где стояла (возможно) католическая церковь, а после ремонта Исаакиевского собора и Александровской колонны выдали их за новые строения, в подтверждение чего во Франции малым тиражом выпустили альбом для служебного пользования. Да и на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах, что вызывает сомнения, ибо «шляпа» не является русским традиционным головным убором.
на рисунках из альбома Монферана рабочие артели изображаются в шляпах
Получается, что многие строения существовали совсем не там, и не в том виде, как заявляет официальная история Санкт-Петербурга.
Нестыковки и просто фальсификация фактов
1. Технологический уровень строительства
Не известен способ обработки круглых колонн, нигде не описана и технология обработки камня, кто из мастеров этим занимался. Получается что колонны вынимали из каменной породы уже готовыми, обработанными (круглыми и ровными). Готовые колонны доставляли на кораблях, разгружали вручную при помощи ломов и веревок, а дальше перегружали на специально ради этого построенную железную дорогу и подвозили прямо до точки установки. И это когда каждая колонна весит 64 тонны.
колонны вынимали из каменной породы уже готовыми, обработанными
Чтобы установить такую колонну, нужен кран как минимум с таким же противовесом. Но противовеса в рекламируемой нам конструкции нет. Есть только брёвна, ролики и верёвки. Есть также размытое объяснение, рекомендуемое считать что подымали колонны по желобам с помощью тросов. А устанавливали их на место с помощью «оригинального» механизма (детали конструкции которого конечноже утеряны за прошедшие века), состоящего из двух частей, в основании которого были вставлены шары.
затаскивание многотонных верхних колонн ‘по деревянному настилу’ на веревках
Да и александровская колонна в разы тяжелее современных ракет, а на каких огромных механизмах их возят, по телевизору не раз показывали.
Кстати, вот так современные люди разгружают «тяжелые грузы». Точно не веревками и не «вручную». Почувствуйте разницу сравнив конструкции «подъемных механизмов» на литографиях архитектора и на современых фото.
разгрузка в наше время
2. Культурный слой
Сейчас у Собора 3 (три) ступеньки. Смотрим макет установки колонн, находящийся в самом храме, — 9 ступенек. 6 ушли под землю на 1,5 метра. Только вот здания уходят в землю не потому что «погружаются под своим весом», а потому что «нарастает культурный слой». То есть сверху постепенно что-то насыпают.
макет механизма установки колонн
И раскопки культурного слоя на Дворцовой площади дают очень интересный результат:
- нижний слой – нижняя мостовая,
- дальше 1,5 метра культурного слоя в виде обычного грунта,
- верхний слой – верхняя мостовая,
- дальше уже современный щебень и асфальт.
И откуда на Дворцовой площади взялся слой грунта 1,5 метра? Получается, в результате какой-то катастрофы весь город занесло грязью, возможно в результате наводнения. Или же культурный слой «нарос сам», естественным образом, но для этого должна пройти не одна сотня лет и город в это время (все время) должен был бы оставаться безлюдным, так как грязь с Дворцовой площади дворники уж точно бы постоянно убирали.
3. О камнетёсе Самсоне Суханове
Добычу и обработку всех гранитных мегалитов Петербурга связывают с одним человеком — Самсоном Сухановым. По официальной версии именно камнетёс Самсон Ксенофонтович Суханов (http://www.arhpress.ru/znamya/2003/6/27/5.shtml) вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (как для Александровской колонны).
Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные — поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И.П.Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками.
Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны. Потом были колонны Исаакиевского собора.
На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке — мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве — пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.
Однако в официальных версиях биографии Суханова обнаружится большое количество неточностей и нестыковок:
- Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов одновремено — Семёна и Ксенофонта,
- Самсон Суханов рождался 4 раза — в 1766, в 1768, в 1769 и в 1776, а умирал всего только 2 раза — в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти — 20.
- 16-летний Самсон убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск.
«Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них.
Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок. На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.»
Следует напомнить, что Белый медведь — самый большой хищник на Земле. Современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг («16 центнеров весом»). «Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику.»
И, заметьте, «Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя». То есть 16-летний парень держал рогатину в руках, то есть на весу, и сдержал немалый вес медведя, так что рогатина сломалась? Хорошо, приукрасили немного авторы, ибо рогатину и на охоте, и в бою упирают в землю или какую другую преграду, и только направляют острие рогатины («рогатина» от слова «рог», то есть острие у такого специального копья одно 😉 а не два) на медведя, встречая его вес на опору. Но в одиноночку, из оружия только лыжи и нож, которым будущий камнетес завалил полуторатонного зверя, находясь под его тушей. Мелочь вроде, но, все-таки, неправдоподобно.
Так же не известно достоверного изображения великого камнетёса и историкам не известено ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен. Вот так.
Источник: verybigfish.livejournal.com
Строительство Исаакиевского собора: история, описание
Когда приезжаешь в Санкт-Петербург, то одним из пунктов посещения обязательно должен быть Исаакиевский собор. Пожалуй, ни один из других православных храмов в России не овеян столькими легендами и тайнами. История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имеет столь длинную летопись, которая по времени практически сровнялась с историей самого города, что иногда в это сложно поверить. На данный момент он представляет собой уже четвертое по счету сооружение, которое попеременно возводили под одним названием в одном и том же месте различные правители. Именно о тайнах строительства Исаакиевского собора на протяжении веков и будет рассказано в данной статье.
Зарождение идеи
Само начало строительства Исаакиевского собора принято считать со времен Петра Великого. Как известно, величайший монарх в истории России родился 30 мая, в день, который находится под покровительством святого Исаакия Далматского, бывшего при жизни монахом в Византии.
Всю свою жизнь царь считал именно этого святого своим главным покровителем, а потому вполне понятно, почему он решил заложить для него первую церковь. Хотя особых заслуг у данного монаха и нет, его принято причислять к лику святых из-за того, что его подвергал гонениям император Валент в 4 веке нашей эры. Самое значительное его действие — основание после гибели Валента собственной церкви, которая прославляла единосущие Бога-Сына и Бога-Отца. Даже свое прозвище, Далматский, он получил от следующего игумена этой церкви — святого Далмата.
Первая церковь
Однако насколько бы ни был прославлен святой Исаакий, Петр 1 приказал в 1710 году начать строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, это можно аргументировать тем, что во время строительства города на Неве здесь уже жило несколько тысяч людей, которым попросту некуда было ходить молиться.
Новая деревянная церковь была построена достаточно быстро, полностью за счет царской казны. Проектом постройки занимался граф Федор Апраксин, который для участия в возведении шпиля пригласил голландского архитектора Болеса. Строительство Исаакиевского собора на этом этапе проводилось с учетом главного из существующих в стране канона — необыкновенной простоты.
Сама по себе церковь представляла обычный бревенчатый сруб, который поверх был попросту оббит досками. Крыша была наклонной, что обеспечивало хороший сход снега. При этом строительстве высота Исаакиевского собора была всего около 4 метров, что попросту не идет ни в какое сравнение с существующим в настоящее время сооружением.
Постепенно Петр проводил в здании реставрационные работы, чтобы улучшить конструкцию и внешний вид, однако сама по себе церковь оставалась весьма скромной. Но это вовсе не значит, что она не была исторически незначительной — именно здесь в 1712 году Петр 1 провел обряд венчания с Екатериной Алексеевной, о чем до наших дней сохранилась специальная запись.
Вторая церковь
Второй этап в истории строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге начался уже в 1717 году. Деревянная церковь попросту не смогла противостоять погодным условиям и обветшала. Было принято решение на ее месте возвести новый каменный храм. И снова это делалось только за счет государственных средств.
Считается, что царь Петр сам заложил первый камень в фундамент новой церкви, внеся в строительство свою лепту. Для курирования проекта был привлечен видный архитектор Г. Маттарнови, который служил при дворе с 1714 года. Однако окончить постройку он не успел по причине собственной смерти, а потому проект строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был доверен сначала Гербелю, а потом и Якову Неупокоеву.
Окончательно достроили церковь только через 10 лет после начала работ. Она была намного больше, чем первоначальная — более 60 метров в длину. Строительство производилось в стиле «петровского барокко», сооружение по своему внешнему виду невероятно напоминало Петропавловский собор. Особенно данное сходство можно заметить в колокольне, часы-куранты в которой были созданы в Амстердаме по одному проекту с теми, что находятся в Петропавловском соборе.
Само строительство Исаакиевского собора проводилось на берегу Невы. На бывшем месте сейчас находится статуя Медного всадника. Однако место для застройки оказалось невероятно неудачным, поскольку постоянно поднимающийся уровень воды в реке существенно повреждал фундамент.
Окончание этой постройки можно отнести к 1935 году, когда после удара молнии церковь почти полностью сгорела. Несколько попыток ее реконструкции никакого эффекта не принесли. Было принято решение разобрать храм и перенести его подальше от речных берегов.
Третий собор
Новый виток истории строительства Исаакиевского собора можно начать отсчитывать с 1761 года. Указом Сената 15 июля данное дело было поручено Чевакинскому, а после восшествия на престол в 1962 году Екатерины 2 она только поддержала указ, поскольку собор было принято олицетворять с Петром 1. Однако Чевакинский подал в отставку и главным архитектором стал А. Ринальди. Торжественная закладка самого здания была осуществлена только в августе 1768 года.
Строительство Исаакиевского собора продолжалось по проекту Ринальди вплоть до смерти Екатерины. После этого архитектор уехал из страны, несмотря на то что сама церковь была возведена только до карниза. Столь длительное строительство напрямую зависело от грандиозности проекта — собор должен был иметь 5 сложных куполов и высокую колокольню, а стены всего здания предполагалось облицевать мрамором.
Столь высокие расходы не понравились Павлу 1, и он приказал ускоренными темпами закончить строительство Исаакиевского собора в Петербурге. По его приказу архитектор Бренн попросту испортил великолепное сооружение — оно вызывало своим нелепым видом недоумение и усмешки. Третий собор был освящен 20 мая 1802 года и состоял из 2 частей — мраморного низа и кирпичного верха, что привело к написанию нескольких эпиграмм.
Новый проект
Своим современным видом данный собор во многом обязан императору Александру 1. Именно он приказал начать его разбор, ведь нелепый вид попросту не соответствовал парадному облику центральной части столицы. В 1809 году был объявлен среди архитекторов конкурс на проект, который предполагал не столько само строительство Исаакиевского собора, а нахождение подходящего купола для него. Однако этот конкурс ничего не принес, а потому создание проекта было предложено молодому архитектору О. Монферрану. Он предложил императору 24 эскиза, ориентируясь на совершенно разные архитектурные стили, которые весьма приглянусь правителю.
Именно Монферран стал новым императорским архитектором в чьи обязанности вменялось перестроить собор, но при этом сохранить его алтарную часть, где находилось 3 освященных алтаря. Однако дальше пошли сплошные проблемы — архитектору пришлось составлять несколько проектов, которые нещадно критиковались другими.
Проект 1818 года
- Недостаточная прочность фундамента.
- Неравномерная осадка здания.
- Неправильное проектирование куполов.
Все вместе сводилось к одному — здание попросту не выдержит и обвалится, несмотря на опоры. Дело было рассмотрено специальным комитетом, который прямо признал, что подобная перестройка невозможна. Правоту этого факта признавал и сам автор проекта, который апеллировал на то, что ориентировался на указания императора. Александр 1 был вынужден принять это во внимание и объявить новый конкурс, существенно смягчив имеющиеся требования. Дата строительства Исаакиевского собора вновь была отодвинута.
Проект 1825 года
В новом конкурсе Монферрану разрешили участвовать только на общих основаниях, однако он все же сумел его выиграть. Он полностью учел в своем проекте замечания и советы, которые были даны иными архитекторами и инженерами. Утвержденный в 1825 году проект Монферрана олицетворяет тот вид Исаакиевского собора, какой существует в настоящее время.
Согласно его решениям, было принято решение оформить собор четырьмя колонными портиками, а также добавить четыре врезанные в стены колокольни. По своему внешнему виду собор стал более напоминать квадрат, чем прямоугольник, на который архитектор опирался ранее.
Начало строительства
Принято считать, что годы строительства Исаакиевского собора шли с 1818 по 1858 год, то есть почти 40 лет. Несмотря на то что первый проект в конечном итоге не был использован, работы начались именно с ориентацией на него. Проводил их инженер Бетанкур, который должен был органично соединить старый и новый фундаменты.
Всего для строительства опоры было использовано более 10 тысяч свай, которые были нужны для укрепления и предотвращения обрушения здания. Применялся стиль сплошной кладки, поскольку в те времена он считался наилучшим при строительстве крупных зданий в болотистой местности, на которой и располагается Петербург. Всего на обновление фундамента ушло около 5 лет.
Следующим этапом в строительстве считается вырубка гранитных монолитов. Велись эти работы непосредственно в каменоломнях близ Выборга на землях помещиков фон Экспарре. Здесь было не только обнаружено большое количество гранитных глыб, но их было достаточно просто транспортировать при помощи открытого пути к Финскому заливу. Первые колонны были установлены уже в 1928 году в присутствии членов королевской семьи и многочисленных российских и иностранных гостей. Сооружение портика проводилось почти до конца 1830 года.
Далее при помощи кирпичной кладки были выстроены весьма прочные опорные пилоны и непосредственно сами стены собора. Появилась вентиляционная сеть и световые галереи, которые дают церкви великолепное естественное освящение. Сооружение перекрытий началось через 6 лет. Были выстроены не только кирпичные, но и декоративные покрытия, облицованные искусственным мрамором. Подобные двойные перекрытия являются характерной чертой только этого собора, поскольку ранее ни в России, ни в других странах Европы попросту не использовались.
Возведение куполов
Одним из самых важных моментов строительства было возведение куполов. Их надлежало сделать максимально легкими, но при этом весьма прочными, поэтому было отдано предпочтение изготовлению из металла, а не кирпича. Изготовленные на заводе Чарльза Берда, данные купола стали третьими в мире, которые были сделаны с применением металлоконструкций.
Всего купол состоит из 3 частей, каждая из которых взаимосвязана с другой. Помимо этого, для теплоизоляции и улучшения акустики пустое пространство было заложено гончарными коническими горшками. После установки куполов их покрыли позолотой при помощи метода огневого золочения, во время которого использовалась ртуть.
Окончание строительства
Официально освящен собор был 30 мая 1858 года в присутствии императорской семьи и самого императора Александра 2. Во время освящения присутствовали войска, которые не только приветствовали императора, но и сдерживали огромные толпы народа, которые пришли посмотреть на открытие.
Кровавый собор
Невозможно не признавать величавую красоту собора, однако он имеет и другую сторону, причем весьма кровавую. По официальным сводкам при строительстве Исаакиевского собора погибло около 100 тысяч человек, то есть примерно четверть из тех, что вообще принимали участие в его строительстве. Подобные цифры попросту поражают, поскольку такие потери нередко даже превышают военные. А это было мирное строительство в столице весьма просвещенного государства. Даже по приблизительным расчетам жертвами строительства Исаакиевского собора каждый день было около 8 человек — и это при постройке христианского храма.
Впрочем, бытует мнение, что данные цифры являются совершенно неточными и приблизительное количество жертв колеблется в размере 10-20 тысяч, многие из которых умерли от болезней, а вовсе не от самого строительства, однако на данный момент точную информацию узнать невозможно. Считается, что большинство людей умерли от испарений ртути или несчастных случаев, поскольку работы велись без элементарных правил безопасности.
Внешний вид
Сам по себе Исаакиевский собор представляет собой великолепное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Несмотря на то что архитектура данного сооружения уникальна и представляет собой самое высокое здание в центральной части Санкт-Петербурга, при близком рассмотрении можно заметить черты эклектики, неоренессанса и византийского стиля.
На данный момент высота собора превышает 101 метр, а длина с шириной около 100 метров, что делает его самым большим православным храмом в городе. Окружает его 112 колонн, а само здание облицовано светло-серым мрамором, что только добавляет величественности. Четыре фасада, названные по сторонам света, содержат различные статуи апостолов и барельефы, в том числе изображение самого архитектора.
Внутреннее убранство содержит 3 алтаря, посвященных самому Исаакию, великомученице Екатерине и Александру Невскому. Имеется витражное оформление, что характерно для католических, а не православных храмов, однако в этом случае было принято решение не опираться на данный канон. Внутри собор отделан мозаикой из смальты.
Заключение
Постройка одного из самых красивых и величественных соборов Российской Федерации велась на протяжении нескольких веков. Величественно храм выглядит даже на фото, и строительство Исаакиевского собора столь длительное и основательное становится совершенно понятным и объяснимым. Сейчас данное место уже практически не используется в роли самого храма, а считается с 1928 года музеем, но это достаточно знаменательно. Даже во времена Союза, который отвергал религию, никто не посмел покуситься на этот собор, хотя внутреннее убранство и было разорено.
В 20 веке наиболее пострадал храм во время Второй мировой войны, когда немцы проводили бомбежки, однако после были осуществлены реставрационные работы. После падения СССР в храме вновь начали проводиться службы, однако происходит это регулярно только по праздникам и воскресеньям, а во все остальные дни учреждение работает исключительно как музей.
С начала 2017 года были приняты попытки передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Российской православной церкви, однако решение губернатора вызвало волны протеста. Решение Полтавченко косвенно поддержал президент Путин, который сказал, что собор изначально имел храмовое назначение. Но в преддверии выборов он отозвал столь непопулярное в народе мнение, и на данный момент вопрос о передаче соборе больше не стоит. Будет ли он подниматься в дальнейшем, пока неизвестно, поскольку представители РПЦ предпочитают отмалчиваться на данный счет. Однако их мнение достаточно ясно — собор является церковью, а потому вопрос не должен затрагивать политику, а строиться исключительно на любви и почитании к Богу.
Источник: fb.ru
Исаакиевский собор — летящее чудо Монферрана
Оно (чудо) появилось далеко не сразу. Речь идет о самом посещаемом музейном объекте Санкт-Петербурга. Это знаменитый Исаакиевский собор.
То здание, которое мы имеем счастье посещать и каким любуемся снаружи и внутри, строилось около 150 лет и является четвертым вариантом храма.
История строительства Исаакиевского собора
Первый Исаакий
В 1710 году недалеко от Адмиралтейства из амбарного помещения было начато строительство деревянной скромной церквушки. Церковь строили в честь Петра Первого . Название «Исаакиевский собор» или просто «Исаакий» будущий храм получил по дате рождения царя – 30 мая. Этот день посвящается памяти святого Исаакия Далматского — монаха из Византии, которого глубоко почитал русский Царь. В 1712 году в Первом Исаакии венчались Петр и будущая императрица Екатерина Первая.
Второй Исаакий
В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние.
Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.
Третий Исаакиевский собор
Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства.
Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.
Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.
Четвертый Исаакий
В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический.
Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.
Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.
Что представляет Исаакиевский собор внешне
Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».
Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.
Внутренние интерьеры Исаакиевского собора
Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. В соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.
Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.
Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.
Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.
На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.
А еще Исаакий может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.
Какие функции нес и несет Исаакиевский собор
Изначально собор действовал как кафедральный. Какое-то время при храме работало братство, осуществляющее благотворительную деятельность. А в 1909 году впервые прошла служба под всенародное пение.
После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».
Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.
В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.
Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы
Ближайшие станции метро:
- Адмиралтейская
- Сенная площадь
- Садовая
- Спасская
Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.
Режим работы Исаакиевского собора
- Время работы — 10:30 — 18:00
- Среда — выходной
- Время закрытия касс — 17:30
Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.
Источник: mygeografi.ru
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор — самый крупный и самый известный православный храм Санкт-Петербурга. Кроме того, это четвертое по высоте купольное сооружение в мире: оно уступает только римскому собору Святого Петра, флорентийскому собору Святой Марии и лондонской церкви Святого Павла. Исаакиевский собор является историко-архитектурным памятником федерального значения, а также объектом ЮНЕСКО.
240 0 0 19 мин. на чтение
Характеристики Исаакиевского собора
Названия: собор преподобного Исаакия Далматского
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Координаты: 59.934424 северной широты, 30.305689 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 4
Дата основания: 1818 год
Архитектурный стиль: поздний классицизм
Архитектор: Огюст Монферран
Конфессия: православие
Состояние: действующий, музейный комплекс
История Исаакиевского собора
Возведение Исаакиевского собора — это целая страница в истории Санкт-Петербурга, оно отражает архитектурные тенденции от начала XVIII до середины XIX века. Собор носит имя преподобного Исаакия Далматского. 9 июня, в день памяти этого византийского святого, родился Петр Великий. Известно, что современный собор стал четвертым храмом, возведенным в честь дня рождения первого российского императора.
Первая Исаакиевская церковь была возведена в 1707 году. Она была небольшого размера, отличалась скромностью архитектурных форм и простотой отделки, характерными для зданий ранней петровской эпохи. Церковь была временной и находилась в перестроенном деревянном здании — бывшем «чертежном амбаре». В 1712 году в этом храме Петр Великий обвенчался с Екатериной I.
В 1717 году Петр Великий заложил первый камень второй Исаакиевской церкви. Она строилась в течение 10 лет по проекту архитектора Г. И. Маттарнови с участием других выдающихся зодчих: Н. Гербеля, М. Земцова, Г. Киавери. Это удлиненное здание со шпилем напоминало Петропавловский собор, построенный в ту же эпоху. Позднее в стенах церкви появились трещины из-за дождя, и в 1763 году она была снесена.
Императрица Екатерина чтила память Петра и считала своим долгом отстроить храм. В 1768 году началось строительство по проекту А. Ринальди. Предполагалось, что результатом работ станет изящное пятиглавное здание в стиле барокко. Строительство длилось 34 года. В эпоху Павла I им руководил В. Бренна, по приказу императора вынужденный переиначить и упростить проект Ринальди.
В итоге храм получился приземистым и непропорциональным.
Облик третьей Исаакиевской церкви не соответствовал парадной обстановке центра столицы. В 1809 и 1813 годах Александр I провел конкурсы проектов перестройки храма. Тогда были рассмотрены проекты многих именитых архитекторов: А. Воронихина, Дж. Кваренги, В. Стасова, Ч. Камерона и других. Однако высочайшее одобрение императора получил план молодого французского зодчего Огюста Монферрана.
Известно, что Монферран при работе над проектом вдохновлялся архитектурными символами Парижа. Так, от Пантеона он взял купол с колоннадой, портики и некоторые черты внутреннего убранства. А конструкцию перекрытия купола он позаимствовал у Дома инвалидов. При этом архитектор стремился сохранить изначальные размеры собора Ринальди и увеличить их только в направлении восток-запад.
Строительство Исаакиевского собора длилось целых 40 лет: с 1818 по 1858 годы. Это был поистине амбициозный проект, требовавший решения сложных инженерных задач. Например, особую сложность составило устройство фундамента — каменной кладки, заложенной на 24 тысячи свай. Не менее трудной задачей была установка купола диаметром более 25 метров, собранного из металлических конструкций и покрытого позолоченными медными листами.
Во время строительства применялись разнообразные технические новшества. Так, для перевозки мрамора между строительной площадкой и Невой в 1837 году был сооружен первый рельсовый путь в истории города. Для установки колонн были возведены строительные леса со сложной системой блоков. Это позволяло 117 рабочим поднимать колонну весом в 114 тонн за 40 минут. Этот процесс называли величайшим достижением строительной техники.
Гранитные монолиты для строительства колонн вырубали в карьере Пютерлакс, около Выборга. Способ ручной выломки монолитов изобрел каменотес Самсон Суханов. Во время работ Огюст Монферран решил пойти наперекор устоявшимся традициям и устанавливать колонны четырех фронтонов до возведения стен храма. Сами стены были построены из кирпича, скрепленного железными сваями и известковым раствором, и одновременно были облицованы мрамором.
Идеи Монферрана критиковал другой известный французский архитектор — Антуан Модюи. Он полагал, что Монферран не обладал достаточной квалификацией для работы над таким серьезным проектом и ставил под сомнения прочность фундамента здания. Александр I поручил Модюи и созданному им комитету исправить недочеты Монферрана, однако комитет не принял никаких мер, и возведением храма снова занялся Монферран.
Исаакиевский собор стал самым дорогостоящим культовым сооружением, возведенным в Европе в то время: его строительство обошлось казне в 23 миллиона рублей. При этом, несмотря на технические новшества, основная масса работ выполнялась крепостными крестьянами. Всего их было задействовано более 400 тысяч, из которых не менее 100 тысяч погибли в результате различных несчастных случаев.
30 мая 1858 года собор был торжественно открыт, и ему был присвоен статус кафедрального собора Русской православной церкви. В храме регулярно проходили богослужения, там крестили членов венценосной семьи. Его посещали главы разных государств, а также иностранное духовенство. Интересно, что сначала собор не пришелся по нраву жителям Петербурга: его даже прозвали «чернильницей» из-за необычного внешнего вида.
С длительным возведением собора связаны народные предания. В одном из них говорилось, что Монферрану предсказали смерть сразу после окончания строительства. Совпадение или нет, но зодчий скончался спустя месяц после освящения собора. Согласно другому поверью, дому Романовых было суждено пасть сразу после снятия строительных лесов. Случилось почти так: окончательно их сняли за год до революции, в 1916 году.
После революции собор был разграблен: из него вынесли 45 килограммов золота и более 2 тонн серебра. В первые годы советской власти из него изъяли все оставшиеся ценности, однако он оставался действующим. В 1928 году в нем запретили проводить богослужения, и здание стало одним из первых антирелигиозных музеев. К его куполу подвесили гигантский маятник Фуко, предназначенный для доказательства факта вращения Земли вокруг своей оси.
Во время Великой Отечественной войны в подвалах собора хранились произведения искусства, которые не успели эвакуировать из музеев и дворцов. Немецкие летчики использовали купол храма как ориентир, поэтому не стреляли по нему напрямую. Однако это не помогло защитить собор: на его стенах и колоннах до сих пор видны следы от взорвавшихся осколков. А холода во время блокады Ленинграда повредили настенные росписи.
В 1948 году собору был присвоен музейный статус. С 1990 года в нем возобновились богослужения по выходным и праздничным дням. Сегодня собор представляет собой один из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга и всей России, он является историко-архитектурным памятником федерального значения и находится под защитой ЮНЕСКО. В соборе также проходят концерты и другие культурные мероприятия.
Особенности архитектуры и интерьера Исаакиевского собора
Собор построен в стиле позднего классицизма. В его облике также присутствуют черты неоренессанса. Это неудивительно, так как Монферран, проектируя собор, несколько раз отправлялся в Европу, чтобы изучить особенности самых известных культовых сооружений. При этом архитектор не скопировал чужой опыт, а создал на его основе уникальное здание, сочетающее в себе европейские и русские православные традиции.
Площадь Исаакиевского собора — около 4 тысяч квадратных метров, и он вмещает в себя 12 тысяч человек. Впрочем, Монферран называл другое число — 7 тысяч. Он получил его, приняв в расчет дам в пышных платьях. Высота собора — 101,5 м, его ширина — около 100 метров, длина — 111,3 м. Диаметр купола с внешней стороны — 25,8 м. Для убранства храма было использовано 400 килограммов золота и не менее 16 тонн малахита.
Собор имеет форму прямоугольника, слегка вытянутого по оси восток-запад. Доминирующее значение в его планировке имеет центральная колокольня — высокий цилиндр с арочными окнами, окруженный колоннадой. Колокольня увенчана позолоченным куполом с восьмигранным световым фонарем. По углам храма, дополняя его силуэт, возвышаются четыре небольшие звонницы. Все это производит впечатление грандиозности и устремленности вверх.
Несмотря на то, что облик Исаакиевского собора похож на стиль европейских католических храмов, его планировка типична для православных соборов XVIII столетия. Входы расположены с трех сторон — южной, северной и западной. А его восточная часть отведена под иконостас и алтарь. Три внушительных пилона разделяют внутреннее пространство храма на нефы — продольные части. В центре четыре пилона поддерживают барабан колокольни.
Стены собора отделаны серым рускеальским мрамором, в них прорезаны арочные окна. Особое изящество его облику придают 112 колонн из красного гранита. У собора громадные бронзовые двери с орнаментом и горельефами, каждая створка которых весит 10 тонн. Углы фронтонов храма украшены 16 статуями апостолов, евангелистов и ангелов с лампами. На фронтонах также есть композиции на библейские сюжета.
Верхняя колоннада собора расположена на высоте 43 метров. Она состоит из 24 колонн высотой в 14 метров, соединенных горизонтальным перекрытием, и 12 огромных окон. Колоннада используется как смотровая площадка, с нее открывается великолепный вид на город. Но подняться на нее может только подготовленный турист: для этого нужно пройти по двум винтовым лестницам по 100 ступеней каждая.
Отличительная черта архитектуры Исаакиевского собора — обилие скульптур: всего их насчитывается более сотни. На балюстраде главного купола можно увидеть 24 статуи ангелов, на портиках — горельефы работы И. Витали, П. Клодта, Ф. Лемера и других скульпторов. Некоторые искусствоведы полагают, что такое огромное количество скульптур визуально отягчает фасад, однако оно, безусловно, придает облику собора особую торжественность.
Цветовая гамма интерьера собора поражает красочностью и разнообразием. Его внутренние стены облицованы самыми дорогими сортами цветного мрамора из России и Италии. Как декоративный элемент также были использованы другие ценные камни: шунгитовый сланец, шокшинский порфир, соломенская брекчия, малахит, бадахшанский лазурит. Поэтому собор носит неофициальное название «музей камней».
Барабан главного купола собора — настоящий синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Он украшен живописными изображениями апостолов, между которыми располагаются статуи ангелов. Свод купола украшает написанная Брюлловым «Богоматерь во славе», где изображена Дева Мария в окружении святых покровителей царской семьи. Завершает композицию полутораметровая посеребренная скульптура голубя, раскинувшего крылья на высоте 80 метров.
Центральный элемент убранства собора — иконостас. Он имеет длину 45 метров и высоту 25 метров, отделан белым мрамором и обрамлен десятью колоннами. Иконостас разделен на три части, главная из которых, посвященная Исаакию Далматскому, выделяется особой роскошью и монументальностью. Он представлен многоярусной аркой из трех частей, прямо над которой находится мозаика «Тайная вечеря».
Центральная арка главного иконостаса, украшенная лазуритовыми колоннами, ведет к главному алтарю. Алтарное окно украшает один из крупнейших витражей в Европе площадью в 28 квадратных метров. Он изображает воскресшего Христа, облаченного в алый плащ, украшенный изумрудами и аметистами. Витраж был создан одним из лучших мастеров Европы — Максом Айнмиллером. В своей работе витражист использовал более 1000 разных цветов и оттенков.
Главный иконописный сюжет во внутреннем убранстве Исаакиевского собора и, в частности, в оформлении иконостаса — единение царя и Бога, императорской власти и небесного порядка. Иконы и мозаичные картины изображают святых покровителей всех членов венценосной семьи, при жизни которых строился собор. Иконы созданы в технике флорентийской мозаики по оригинальным полотнам Ф. Брюллова и Т. Неффа.
Исаакиевский собор — это единственное место в России, где до наших дней сохранилась коллекция русской религиозно-исторической живописи 1830—1850 годов. Над созданием 103 стенных росписей и 52 картин на холсте работали величайшие представители академической школы живописи той эпохи: К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Ксенофонтов, В. Шебуев, К. Молдавский, П. Басин, А. Марков, Т. Нефф и многие другие.
Другое украшение собора — 62 мозаики, совокупная площадь которых составляет более 600 квадратных метров. Их создали мастера Академии художеств — Е. Солнцев, С. Федоров, В. Раев и И. Шаповалов. Они прошли обучение у итальянских живописцев, что позволило довести изготовление смальты до совершенства. В 1862 году мозаики из собора получили наивысшую оценку от критиков на Всемирной выставке в Лондоне.
Реликвии Исаакиевского собора
В день освящения собора Синод преподнес ему несколько реликвий. В частности, был преподнесен крест с частицей Креста Господня. Также была подарена частица мощей Андрея Первозванного — первого проповедника христианства на Руси. Мощи святого были помещены в позолоченный бронзовый ящик. В день проведения литургии в честь освящения собора митрополит преподнес храму панагию — икону Богоматери с мощами святых.
Самая известная святыня Исаакиевского собора — икона Божьей Матери Тихвинской. Эта икона хранилась в петербургской семье и передавалась по наследству, славилась своей способностью исцелять больных. Она была доставлена в собор в начале XIX столетия. В этот же период для нее была изготовлена золотая риза, инкрустированная бриллиантами и другими драгоценными камнями. Она покрывала всю икону, за исключением лица и рук Богоматери.
Иконографический образ Богоматери Тихвинской имеет древнюю историю. Верующие считают, что она была написана евангелистом Лукой. Тихвинская икона в Исаакиевском соборе известна несколькими чудотворениями: например, в письменных источниках упоминается исцеление некоей Екатерины Левистам от паралича. В 1990 году икона была возвращена в собор, ее можно увидеть в его юго-восточной части.
В восточной части собора раньше находилась икона Нерукотворного образа Спасителя. Ее написал художник-акварелист К. Ухтомский. Икона была обрамлена ризой, выполненной из червонного золота и инкрустированной крупными драгоценными камнями. По заказу императора Александра II для нее была изготовлена золотая накладка. После Октябрьской революции икона пропала, однако впоследствии была возвращена в собор.
В 1888 году афонский Пантелеимонов монастырь даровал Исаакиевскому собору икону святого Пантелеимона. Икона была обрамлена серебряной ризой, в которую была вложена частица мощей святых. Несколькими годами позже дочь придворного советника Алексеева подарила храму Корсунскую икону Богоматери. Икона помогала солдатам во время Первой мировой войны, были засвидетельствованы случаи исцеления раненых.
В соборе хранились два образа святого Исаакия: один был выполнен в виде мозаики, другой представлял собой статуэтку из слоновой кости. На обоих образах Исаакий был изображен как монах, держащий в руках свиток со священным текстом. В храме также находились Евангелия, переданные из разрушенных церквей, которые носили имя святого Исаакия. Наряду с большинством других реликвий, эти предметы не вернули собору.
После 1990 года собор снова приобрел утраченную функцию православного храма. В 2017 году митрополит предоставил ему в вечное пользование ящик с мощами святых апостолов. Несмотря на то, что многие посещают собор исключительно из-за его культурно-исторической и эстетической ценности, он остается местом паломничества. Верующие приходят сюда, чтобы поклониться иконе Божьей Матери Тихвинской.
Режим работы Исаакиевского собора
Собор открыт для посещения с 10.00 до 18.00, кроме выходного дня — среды. Стандартный входной билет стоит 450 рублей. С 1 мая до 30 сентября, то есть в туристический сезон, также проходят вечерние экскурсионные программы. Вход возможен до 21.00, но билеты при этом стоят дороже — 600 рублей. Билеты на колоннаду продаются отдельно и стоят 300 рублей, вместе с ними посетители получают аудиогид «Панорама Санкт-Петербурга».
В соборе богослужения проводятся ежедневно, кроме среды. В 8.30 проходят божественные литургии, в 16.45 — вечерние. В 9.30 также проводятся исповеди. Перед церковными праздниками проходят концерты духовной музыки. Посещающим храм во время богослужений следует соблюдать правила: одеваться скромно, не шуметь, не приносить с собой еду и напитки.
Можно поставить свечи, оставить записки за здравие и за упокой.
По Исаакиевскому собору проводятся как индивидуальные, так и групповые экскурсии. Для туристов разработано немало тематических экскурсий: одни из них знакомят со скульптурами и живописью храма, другие посвящены подвигу работников собора-музея в военные годы. Также есть экскурсия, позволяющая людям с ограниченными возможностями увидеть панораму города с высоты обзорной площадки.
Добраться до собора можно как на наземном транспорте, так и на метро. Храм находится в 500 метрах от станции метро «Адмиралтейская». Другие ближайшие станции — «Невский проспект» и «Сенная площадь». До собора ходят троллейбусы №5 и №22, автобусы №3, №22, №27, №100, маршрутное такси №К-252. Выходить следует на остановке «Исаакиевская площадь», далее нужно пройти пешком 300 метров до самого собора.
Источник: iskatel.com
Исаакиевский собор
Вот уже 150 лет в центре Санкт-Петербурга красуется одна из самых ярких достопримечательностей города — Собор преподобного Исаакия Далматского. Силуэт его золоченого купола является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры Северной столицы. По своей величине, главный православный кафедральный собор находится на четвертом месте в мире, уступив первенство храмам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.
Величественность этой постройки подтверждают сухие данные его размеров. Высота здания — 101,5 метра, длина — 111,3 метра, ширина — 97,6 метра. Наружный диаметр купола — 25,8 метра. Постройку окружают 112 колонн. Колонны портиков, находящиеся на нижнем уровне, имеют высоту 17 метров и весят по 114 тонн.
Первые попытки
История создания первой Исаакиевской церкви начинается в далеком 1706 году, когда царь повелел построить деревянную церковь для Адмиралтейства. Новый храм на берегах Невы был освящен в честь покровителя Петра I – святого Исаакия Далматского.
Первая из четырех Исаакиевских церквей была выполнена из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные. Внешне новая церковь не имела и намека на свою будущую величественность – она во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости. Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого – в середине мая 1735 года Исаакиевскую церковь поразила молния, что привело к пожару. Это было воспринято как «знак свыше» и постройку забросили.
Третья попытка возродить собор была предпринята Екатериной ІІ. Его разместили за «спиной» «Медного всадника». Строительство было поручено итальянскому архитектору Антонио Ринальди, однако из-за своей болезни он был вынужден вернуться на родину. Следующим, кто предпринял попытку достроить собор, стал император Павел, сын Екатерины ІІ. Работу по строительству он поручил другому итальянцу — Винченцо Бренне.
В 1816 году, прямо во время службы, на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки, чем вызвала ужас и панику присутствующих. Это событие говорило о необходимости капитального обновления здания. Таким образом три первые Исаакиевские церкви, несмотря на тщательный контроль высочайших особ, оказались неудачными и недолговечными проектами.
Следующим, кто взялся за строительство Исаакиевского собора стал император Александр І. Он решил глобально подойти к этому вопросу и приказал его попросту перестроить. В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств Александр Строганов. Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.
Строительство Исаакиевского собора
Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось сорок лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II, и именно этому Исаакиевскому собору суждено было сохраниться до наших дней.
Причин задержки работы было достаточно много – от новых видений облика собора царями до банальных ошибок в расчетах. Также следует учесть, что строительство велось на болотистой местности. Во избежание проблем в будущем, для фундамента было вбито одиннадцать тысяч свай и положено два ряда гранитных блоков.
Только такая мощная фундаментная подушка могла выдержать проектируемый Исаакиевский собор и не дать осадку. Сорок восемь монолитных столбов были доставлены из Финляндии. Они транспортировались несколькими тысячами крепостных крестьян. Вес каждого из столбов составлял 114 тонн.
По причинам известным только самому архитектору, Монферран приказал устанавливать колоны еще до того, как были возведены стены. Первая колонна была поднята в марте 1822 года в присутствии царской семьи и любопытных горожан. Последнюю из сорока восьми колонн подняли спустя восемь лет.
В конце строительства был воздвигнут купол диаметр внешнего свода которого составлял двадцать шесть метров, а внутреннего – двадцать два. Его трижды покрывали расплавленным золотом. Все это великолепие венчал огромных размеров крест. Несмотря на то, что Монферран отказался от традиционной русской колокольни, он оставил неизменной пятиглавие куполов, расставив четыре из них по углам вокруг пятой. Высота строения величественно вздымалась над городом более чем на сто метров.
Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Исаакиевский собор был освящен 11 июня 1858 года.
Интерьер храма
Внутри Исаакиевский собор напоминает роскошный дворец с изысканным декором. Для убранства собора использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики и роспись, над которой работали самые выдающиеся художники того времени. Алтарь в Исаакиевском соборе был сделан в форме витража.
На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе. Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около двух метров.
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл Брюллов и его брат Федор, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков.
Колоннада Исаакиевского собора
Здание Исаакиевского собора является второй высотной доминантой Санкт-Петербурга после шпиля Петропавловского собора. Поднявшись на колоннаду, которая находится под главным куполом, посетитель имеет возможность любоваться великолепной городской панорамой с высоты 43 м. На смотровую площадку ведет винтовая лестница из 262 ступеней.
Любопытные факты
- С Исаакиевским собором связана масса интересных историй и подробностей. Так, в сооружении гранитного фундамента, которое продолжалось почти пять лет, трудилось 125 тысяч человек всех специальностей. Работы по вырубке гранита велись круглый год.
- Возведением собора занималось более 400 тысяч человек.
- Гранитные блоки для фундамента добывались в каменоломнях Карелии. Вес их составлял от 64 до 114 тонн. Одной из тяжелейших операций была доставка этих блоков к месту строительства. Курьезной была ситуация с одним из инженеров, который придумал усовершенствование способа доставки этих монолитов. Вместо поощрения он получил суровый выговор за то, что так долго не придумал свое нововведение, чем ввел казну в большие денежные траты.
- 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, тысячи тонн бронзы – и это не полный список ценных материалов которые были использованы в убранстве Исаакиевского собора. Около 300 статуй и горельефов украшают стены величественного строения, а мозаика занимает площадь немного меньшую, чем площадь футбольного поля – 6,5 тысяч квадратных метров.
- Слабый запах благовоний источается малахитовыми пластинками, которые украшают колонны главного алтаря. Они скреплялись специальным составом на основе масла миро. Приготовление этого масла осуществляется по особому рецепту, который подразумевает соединение масла священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Эта смесь варится на огне, в Чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.
- На золочение куполов было использовано 100 кг золота. При плавке драгоценного металл неизменно использовалась ртуть. От ее ядовитых испарений умерло по меньшей мере 60 человек.
- Слухи, сопровождавшие долгую постройку, твердили о предсказанной смерти главного архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Их суть заключалась в том, что архитектор оставался жив до тех пор, пока собор не будет окончательно построен. Не известно на сколько эта история была правдой, а на сколько вымыслом, но постройка этого собора действительно оказалась делом всей жизни для Монферрана. Через месяц после окончания строительства архитектор скончался.
- После освящения храма императором была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора», которой награждались лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении храма.
Исаакиевский собор в советское лихолетье
После Октябрьской революции Исаакиевский собор был национализирован. В 1918 году он оказался в ведении народного комиссариата имуществ республики, а уже в конце следующего года передан в пользование прихожанам.
Помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Первой организованной выставкой, которую смогли посмотреть посетители, стала выставка «История строительства Исаакиевского собора», где демонстрировались рисунки, чертежи, документы, модели и прочие экспонаты, касающиеся возведения храма.
История Государственного антирелигиозного музея в стенах собора (!) была начата в апреле 1931 года, когда был продемонстрирован опыт с самым большим в мире маятником Фуко, функционировавшим до 1986 года и свидетельствовавшем о вращении нашей планеты. Длина нити этого маятника составляла 98 метров, а вес — 54 килограмма. Выполнен он был из бронзы. После демонтажа маятник хранится в подвалах собора.
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный. После войны собор продолжил выполнять функции музея. А в 1963 году стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением.
Современное время
С 1990 года в соборе вновь стали проводиться службы, при этом храм находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и открыт для посещения туристов.
Музей включает в себя: .
- Исаакиевский собор – памятник первой половины XIX века, архитектор О. Монферран;
- Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) – памятник второй половины XIX — начала XX века, архитектор А. А. Парланд;
- Часовня-музей Спаса на Крови – памятник начала XX века, архитектор А. А. Парланд.
В состав музейной коллекции входят монументальная и станковая живопись, графика, скульптура, мозаика, изделия декоративно-прикладного искусства, редкие книги. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме среды. Музей осуществляет разностороннюю научно-исследовательскую, экспозиционно-просветительскую и социально-культурную деятельность.
Режим работы Исаакиевского собора
- Посетить ГМП «Исаакиевский собор» можно индивидуально с 10:30 до 18:00. Выходной день — среда.
- Полюбоваться видами Петербурга с колоннады Исаакиевского собора можно индивидуально без экскурсионного обслуживания с 10:00 до 18:00 и в вечернее время с 18:00 до 21:30. Без выходных.
- Можно посещать службы в соборе, которые совершаются ежедневно кроме среды. Начало Литургии — 08:00. Вечернее богослужение в 16:45. На богослужение вход свободный, и билеты не требуются! Вход на службу со стороны Адмиралтейского проспекта.
Как добраться до Исаакиевского собора
От ст. м. «Адмиралтейская» около 500 метров, свернуть налево и следовать по ул. Малой Морской, далее будет Исаакиевская площадь, где расположен собор. Ст. м. «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская» выходят на Сенную площадь, от которой нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево, через 50-100 метров будет Исаакиевская площадь с собором.
Или от ст. м. «Невский проспект», «Канал Грибоедова», «Гостиный двор», пройти по Невскому проспекту до ул. Малой Морской, далее, как указано выше. Также сюда идут городские автобусы № 3, 22, 27 и троллейбусы № 5 и 22.
Источник: ruskontur.com