Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то вроде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни — это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества.
Профессионально — для специалистов, работающих в дизайне — это означает наличие ряда специфических навыков и установок творческой деятельности и пересмотр многих ортодоксальных положений эстетики. И главное — новое понимание категории «художественный образ», венчающей работу художника. Вместо привычной «единственности» произведения художественного творчества — преднамеренное тиражирование дизайнерской продукции. Вместо активно выраженной духовности — опосредование «высокого» через внешне непритязательные житейские потребности, синтезирующие «естественные» и нравственные начала. Вместо подчеркивания исключительности, даже недостижимости идеала — уверенность, что идеальное есть норма, выражение оптимизма на уровне «смысла бытия».
Проектирование и строительство бомбоубежища для частных домов
Начавшись как узкая, но самостоятельная часть процесса производства нужных людям вещей, где «полезность» изделия обязательно включала его «красоту», дизайн за 100 лет своего существования перерос в идеологию целенаправленного преобразования присущей человеку жажды прекрасного в технологию внедрения прекрасного во все стороны нашей жизни — от тысячелетиями скрывавшихся от посторонних «низких» физиологических подробностей жизни до почитавшейся недостойным одухотворения рутины бытовых и трудовых процессов. Лозунг«полезное должно быть прекрасным»,выдвинутый дизайном на заре своего становления, сменился убеждением:«прекрасное и есть полезное».
Жизнеутверждающий пафос новой формы творчества превратил дизайн в самое востребованное, самое распространенное и самое «влиятельное» из искусств: отныне ни одна область деятельности, где форма продукции имеет решающее значение для потребителя — кулинария, сервис, парикмахерское дело, не говоря уже о традиционно ориентированных на визуальное качество портных и декораторах — не может избежать идеологического пресса дизайна, не может игнорировать его технологии, не в состоянии преодолеть навязанные им «техногенные» представления об эстетическом идеале.
Однако время полномасштабной оценки дизайна как сферы художественного творчества еще не пришло — слишком мал срок его существования. Но уже вполне возможно говорить о видимых глазу накоплениях и победах: разнообразии способов врастания дизайна в жизнь общества и «секретах» преобразования прагматических компонентов цивилизации в ее художественные ценности.
Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронизал все сферы человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую категорию — «проектная культура». В пределах этого явления традиционные художественно-промышленные профессии — гончары, мебельщики, сапожники, ювелиры — превратились в относительно обособленный отряд «прикладников», поддерживающих главную ударную силу — художников-модельеров промышленного и графического цехов. Более того, дизайнерами стали и всегда считавшиеся самостоятельными зодчие. Ибо появилась и утверждается новая профессия — дизайн среды, лишившая архитекторов львиной доли их продукции.
Урок 1. Искусство проектирования узлов стальных конструкций
По сути дела декоративно-прикладное искусство, некогда признанная всеми самодостаточная сфера культуры, уступило позиции новым проектным структурам развивающегося общества, поскольку значимость до поры скрытых в произведениях и идеях прикладного искусства идейно-общественных взаимоотношений человека и его среды обрела свои истинные масштабы.
Первый слой причин этого явления относительно очевиден — трансформация ролей, традиционно разыгрываемых «чистым» искусством — идейно-нравственного выразителя идеалов общества или его отдельных групп и развлечения, «украшателя» жизни. Внешне неразрывно слитые — фрески Рафаэля олицетворяли образы гуманизма и духовности и были частью дворцового убранства — в условиях информационной революции и нивелирования уровня личного достатка в жизни целых наций эти роли как бы обособились. Мы сегодня черпаем жизненные ориентиры из газет и телепередач, а «красоту» покупаем в салонах и бутиках в виде абстрактных декоративных и цветочных композиций. Способствовал этому и добровольный отказ большинства живописцев и скульпторов от фигуративного «реализма», переход их в веру абстракционизма, резко поднявшего планку узко специализированного мастерства (гармонизация
формы, колористические изыскания, выразительность фактуры и т.д.), но убравшего из произведений искусства наглядное содержательное начало.
Иными словами, искусство постепенно отказывается от почти ритуальной для него тоги учителя, заменяя ее далеко не однозначной ролью «выразителя предметной сущности», детонатора скрытых ощущений, опускаясь тем самым до декоративного «оформления» жизненного пространства, т.е. вплотную примыкая к епархии прикладного художества.
Другой слой — связанное с промышленной революцией становление дизайна в нынешнем его понимании. Машинные методы труда заставили художников отойти от прямого ручного формирования вещей и изделий, перенести главную долю проектной работы в «домашнюю» часть производственного процесса — эскизы, чертежи, технические условия. Отделение специалиста, проектирующего форму вещи, от рутины ее непосредственного изготовления оказалось чрезвычайно эффективным — художники и производственники стали концентрировать усилия каждый на своем поле, а качество массовой продукции избавилось от случайностей ремесленного труда. Издержки — удручающее сходство однажды запрограммированных образов — искупались возможностями частой модернизации моделей и программ в соответствии с потребностями и вкусами заказчика (покупателя).
Столь выгодный метод работы позволил распространить дизайн — как проектирование облика товарной массы — на все элементы человеческого окружения, среди которых привычные посуда, одежда, утварь стали лишь малой частью. И естественно, что заполнившие среду нашего обитания красивые и выразительные станки, ткани, самолеты, инструменты, игрушки стали спорить с эстетическим диктатом произведений «чистого искусства». Вещи вокруг нас начали формировать собственный, организованный по законам «их» красоты предметный мир, ставший своего рода произведением нового вида искусства — средового. Искусства, не боящегося вступать в творческий контакт с архитектурным пространством, а то и спорить с его возможностями.
Третий слой — изменение самого человека. Замкнутый раньше в рамках национальных культур и сословных предпочтений, человек становится все более мобильным во всех смыслах, спокойно усваивает обрушившийся на него калейдоскоп чужих обычаев и верований, приветствуя смену мод, концепций и символов, которые размывают традиционные нормы поведения и восприятия действительности.
Все это входит как составная часть в четвертый слой — капитальное движение общества от парадигмы «стихийного воспроизводства» к «проектной» парадигме. Сегодня человечество убеждено, что новое должно быть лучше, эффективнее старого, и это «лучше и эффективнее» можно и нужно предвидеть и конструировать. В результате — поле деятельности профессионального предсказателя будущего — проектировщика-дизайнера — расширилось беспредельно, что объективно совпало с научными и производственными возможностями общества и с путями развития той формы его идеологии, которую называют словом «искусство».
За прошедший XX век дизайн из профессии «второго уровня» — далеко после писателей, адвокатов, военных, политиков — выдвинулся на самый первый план культурного поприща, обрел небывалый для художников прошлого престиж. И в немалой степени — из-за той убежденности в своей правоте, в своих профессиональных принципах, в своей нужности людям, которая отличает нынешнего дизайнера.
Другими словами, расширение сферы дизайна в нашем мире — продукт сложнейшего переплетения многих факторов, и не последний из них — убедительность концептуальной базы проектного дела, раз за разом доказывающей свою перспективность и действенность.
Проектировать мир, исходя из закономерностей его самоорганизации, а не следуя субъективным поискам «идеального», «просто нового» или «самовыражения», опираясь на знание реальных прагматических потребностей общества, физических принципов строения материала, функциональных особенностей жизненных процессов, с учетом новейших движений в сфере художественного творчества и общественного сознания — эта платформа, генетически восходящая к работе «прикладников» прошлого, всегда декларировалась и реализовывалась мастерами дизайна с момента его «официального» появления — с 1907 года.
Сейчас мировой Дизайн — с большой буквы — на пике, на восходящей ветви своего развития. Но есть ли условия дальнейшего совершенствования дизайнерской практики и теории «изнутри» и их роста и распространения «снаружи», в мировом хозяйстве? Что показывает анализ источников, составных частей и целеполаганий дизайнерской деятельности, которые в конечном счете определяют методологию работы дизайнеров и направления развития феномена «дизайн» в целом?
Первый блок соответствующих исследований — анализ причин возникновения феномена «дизайн» именно в XX веке — уже изложен выше.
Второй блок — рассмотрение и уточнение связей дизайна как общественного явления с возможностями и потребностями породившего его общества — иллюстрируется примерами из истории эволюции его форм.
Особенности жизнедеятельности людей и организация их материального окружения всегда были взаимосвязаны. В Древнем мире, например, искусственная среда воспринималась как фиксация не только форм поведения и связей внутри человеческого коллектива, но и сил, воздействующих на него извне. Позднее, в буржуазном обществе, указывалось, что эта зависимость может быть обращена как бы «в обратную сторону», что изменения форм среды могут оказывать воздействие на образ жизни. Примером такого рода может служить утверждение Ле Корбюзье о том, что изменения в структуре города или даже возведение отдельного сооружения (скажем, дома как «машины для жилья» 1 ) вызовут развитие социальных процессов (вплоть до возможных революционных преобразований).
На деле все гораздо сложнее — причины и следствия в формировании облика цивилизации связаны отнюдь не прямолинейно. Исходной предпосылкой проектной организации предметно-пространственных условий жизни является подчинение познанным закономерностям экономического и социального развития. Но проблемные ситуации этого осознания часто принимают вид художественно-эстетического протеста и ведут к новациям визуальных форм нашего окружения, которые становятся новой реальностью материального мира.
Понимание характера путей эволюции дизайна как части мировой культуры позволяет приступить к рассмотрению следующего блока терминов и понятий первого раздела словаря, разъясняющих конкретику видов и форм дизайнерского проектирования.
В 1969 году ИКСИД (созданный в 1957 году Международный совет организации по художественному конструированию) принял развернутое определение «промышленного дизайна». Отмечалось, что «. дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью», что «эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя)». И, наконец, что «дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды» 2 .
По отношению к промышленному дизайну могут быть определены и другие его разновидности, составляющие в совокупности «Дизайн с большой буквы» как «третью (проектную) культуру» — наряду с культурой материальной и духовной. При этом прослеживается сходство ряда характеристик всех основных видов «конкретных дизайнов».
Представление о внутренних связях всей системы «дизайнов» дает табл. 1, раскрывающая взаимоотношения между видами проектирования и обществом.
Понятие графический дизайн включает художественно-проектную деятельность, в основе которой — графическое изображение, рисунок, чертеж, помогающий наглядно представить смысл того или иного высказывания, события или указания. Наибольшее распространение получил промышленный дизайн, связанный с повышением потребительских свойств, промышленных изделий, с формированием окружающей человека предметной среды.
Архитектурный дизайн — особый раздел проектирования, который сегодня многие исследователи выделяют в рамках архитектуры, общей целью которой является организация материально-пространственных условий жизни человека и общества, но конкретные задачи фактически раскладываются на преимущественно художественные («архитектура как искусство»), овеществленные в культовых и уникальных общественных сооружениях, и приземленно прагматические, воплощаемые в рядовых жилых, производственных и общественных зданиях и комплексах. Именно последняя часть архитектурного творчества и внесена в представленную таблицу.
Набирающий все большую силу процесс насыщения всех видов архитектурно-пространственных ситуаций разного рода оборудованием и другими произведениями дизайна привел к образованию новой интегральной формы проектной деятельности — дизайну среды. Специфической чертой профессиональной технологии этой формы является средовой подход — включение в число ведущих факторов проектирования различного рода «внеархитектурных» слагаемых среды — от динамичности средовых процессов до субъективных представлений их участников. Из-за чего средовое проектирование связано с постановкой и решением концептуально новых задач комплексной организации жизнедеятельности человека — одновременно и предметной, и пространственной. Отдельно в словаре рассматриваются аспекты особой области этого вида проектирования — дизайна архитектурной среды, усиливающего роль художественного начала в средовых объектах и системах.
Каждая из базовых форм дизайна обладает своим спектром функционального приложения. «Графический дизайн» направлен на решение задач, связанных с визуальными коммуникациями и так называемым фирменным стилем, «промышленный дизайн» сосредоточен на проектировании массовой промышленной продукции, которая должна отвечать требованиям целесообразности и художественной выразительности. Архитектурный дизайн ограничен задачами материализации пространственных запросов жизни. Что касается дизайна, то он призван соединить — синтезировать — всю палитру возможностей конкретных видов дизайнерского проектирования [табл. 2j.
По-разному выглядят и конечные результаты работы разных «дизайнов». Решения, принимаемый архитектором-дизайнером, почти всегда имеют характер визуального ансамбля, так как связаны с конкретным объектом (предметно-пространственная среда жилища, система элементов визуальной информации города или района, среда их отдельного, но важного узла и т.д.). В архитектурном дизайне объекты и решения, как правило, единичны или образуют узко нацеленные функционально-пространственные комплексы — градостроительные, жилые и т.д
Произведения графического и промышленного дизайнов в большинстве случаев индивидуальны, хотя и производятся в массовом порядке. Они могут составлять функциональные и художественные ансамбли и взаимосвязанные серии или комплексы.
Естественно, что широта задач современного дизайнерского творчества требует подготовки целого круга разносторонних специалистов, одинаково хорошо владеющих и художественными, и утилитарно-техническими сторонами своей деятельности, осознающих и ее узкоспециальные, и общие проблемы. Тем более, что наряду с указанными основными формами художественного проектирования появляются и другие виды дизайнов — экологического, футуро-дизайна, этно-дизайна и т.д. Однако они еще только формируются и будут рассмотрены лишь как частные дополнения к комплексной дизайнерской деятельности, реализующей в проектировании достижения предшествующих нам поколений.
Средовой дизайн — единственный вид проектирования, рассматривающий всю совокупность условий и обстоятельств человеческого бытия как произведение искусства.
Таблица 1. Ведущие сферы дизайнерского творчества
Характерные особенное™ вида (сферы) | Виды (сферы) дизайнерского проектирования | |||
графический дизайн | промышленный дизайн | архитектурный дизойн | дизайн среды | |
Субъект проектирования | Художник-график, специальность 052400, «Дизайн», квалификация 01 (графический дизайн) | Художник-конструктор, специальность 052400, квалификации 02 (промышленный дизайн), 03 (дизайн одежды), 05 (дизайн средств транспорта) | Архитектор, специ альность 290100 «Архитектура», квалификация «архитектор» | Архитектор-дизайнер, специальность 290200 «Дизайн архитектурной среды», квалификация «архитектор-дизайнер». Специальность 052400 «Дизайн», квалификация 04 (дизайн среды) |
Объект проектирования | Книжная графика, визуальные коммуникации, упаковка, фирменный стиль | Машины, приборы, бытовое оборудование, мебель, одежда и т.д. | Планировка и застройка населенных мест, здания и сооружения | Предметно-пространственные комплексы среды обитания, интерьеры и открытые городские пространства |
Формы обслуживаемой деятельности | Проблемы общения, ориентации, эстетического состояния среды | Оборудование и оснащение промышленности, транспорта, науки, культурно-бытового сектора | Пространственная организация жизни города и жилых, производственных и рекреационных процессов жизнедеятельности | Комплексное обеспечение условий функционирования-* жилых, производственных, общественных и городских объектов и систем |
Ориентиры творчества | Уникальные рядовые и «типовые» разработки | Типологически оправданные индивидуальные и тиражируемые решения | Инициированные функциональными задачами и контекстом индивидуальные и типовые объекты | Синтез индивидуальных и типовых пространственных, предметных и декоративных структур, определяющих характер среды |
Морфологический тип «носителя» объекта проектирования | Плоскость | Объемы и их визуально-пластическая трактовка | «Пространственный» каркас среды, его обработка | Многоуровневая система объемных (предметных), пространственных и плоскостных компонентов |
Примечания. 1. Наименования и квалификации проектных специальностей, работающих в дизайне, указаны по состоянию на 2003 год. 2. Название «Архитектурный дизайн» дано условно, как не имеющее широкого распространения в отечественной практике.
Общие сведения о возникновении и предмете дизойно (всех дизайнов) являются основой для последующего рассмотрения в словаре-справочнике ряда терминов и понятий, используемых в современном художественном проектировании. Эти группы понятий связаны с результатами дизайнерской деятельности, а конкретно — с «объектом» дизайна, формируемой им предметно-пространственной средой, ее эстетической ценностью и такими важными понятиями, как «ансамбль», «типология» и др.
Понятие объект дизайна чрезвычайно важно, ибо это та реальность, на которую направлено внимание проектировщика и которую он анализирует, познает и преобразует. Для графического дизайна это любые виды носителей информации, предназначенной для массового употребления, начиная с графики и плаката, через промышленную графику — к системам визуальных коммуникаций и фирменному стилю.
Для промышленного дизайна — объекты предметной среды как в производственной, жилой, так и в социально-культурной сфере. Сферой архитектурного дизайна является создание объемно-пространственных условий для полноценной жизнедеятельности человека и общества. Пространственно организованный строительный объект — базовое понятие архитектурного мышления. В средовом дизайне к этим компонентам добавляются предметное наполнение и технологическое оборудование, которые вместе с объемно-пространственной основой образуют особый дизайнерский объект — предметно-пространственный ансамбль.
Специфическим объектом дизайна (дизайнов) является совокупность различных предметных или пространственных образований — предметная, или пространственная, среда. Подобные системы имеют не только более сложную морфологию, где взаимодействуют объемы, поверхности, внутренние и внешние пространства разного ранга — в них в полной мере могут быть реализованы все формы эстетических отношений человека к окружающему нас миру.
Характерная особенность каждого вида дизайна — проектирование объектов (графики, вещей, зданий и среды), отражающих и предопределяющих тот или иной образ жизни. Но если промышленный дизайн направлен на формирование гармоничной предметной наполненности различных сфер деятельности, то дизайн среды, используя возможности архитектуры, создает объекты, обладающие не только формальной целостностью, но и способные выражать смысл и характер образа жизни.
Один из самых больших блоков понятий (и справок) раздела объединяет ряд терминов, характеризующих дизайнерское проектирование, и его связь с образом жизни субъекта этой деятельности, а также некоторые специальные аспекты дизайнерского проектирования, рассмотренные пока в виде самых общих понятий дизайна.
Связь между образом жизни и морфологией дизайнерских объектов очевидна. Прогнозирование вариантов образа жизни позволяет выбирать оптимальные направления художественного проектирования, способствующие скорейшему достижению намеченных обществом целей.
Трудность таких исследований — в поисках переходного звена от морфологии к проблемам образа жизни. Не исключено, что оно может быть выявлено через такие понятия, как стиль жизни и стиль формообразования.
Любое дизайнерское проектирование предполагает создание формально нового объекта, соединение в нем общественно необходимых качеств, именуемых потребительскими свойствами. В то же время оно, в отличие от иных форм проектной деятельности, является художественным творчеством, одним из направлений эстетической организации жизни. Поэтому деятельность дизайнера может и должна быть рассмотрена как с позиции выстраивания процесса этой деятельности (собственно проектирования), так и исходя из принципов, с помощью которых этот процесс реально осуществляется (принципов организации формы).
Проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных ее прототипам, изученным на первых этапах работы. Такого рода предпро-ектный анализ по сути дела является методическим обеспечением дизайнерской деятельности. Но его базе и развивается собственно формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композиционном выходе на целостную форму, завершает процесс и потому представляется иногда единственным мерилом эстетической ценности проектируемого объекта.
Проектное мышление дизайнера или архитектора-дизайнера направлено на локализацию внимания к жизненно конкретным ситуациям, к пониманию особенностей того типа образа и стиля жизни, применительно к которым решается дизайнерская задача. Потому что дизайн есть не только стремление отразить целостный смысл «образожизненных» состояний. Исходный импульс дизайн-проектирования — забота о ценностной достоверности наличного образа жизни, достигнутой без утраты благ, полученных из прошлого, в надежде на их приумножение.
В промышленном дизайне процесс конкретного решения дизайнерской задачи именуется художественным конструированием. (Иногда этот термин употребляется как синоним дизайна, что неправильно, ибо слово «дизайн» понимается много шире, чем просто процесс).
Проблема формообразования в дизайне понимается прежде всего как проблема отражения и преломления в морфологии проектируемых объектов всей совокупности объективных формообразующих факторов и условий. Полнота материализации этих факторов обеспечивает появление среды жизнедеятельности, адекватной конкретно-историческим условиям производства и потребления, соответствующей данному образу жизни. Этот подход дополняется и культурно-историческим отношением к образуемой форме как носителю многообразных культурных значений, к форме, которая может быть интерпретирована разными способами.
Соединение противоречивых требований в организации дизайнерских объектов не всегда может быть достигнуто традиционными методами решения проектных задач, т.е. проектированием по прототипам. В обычной социотехнической концепции моделирования объектов модель определяется через среднестатистические характеристики запросов поведения человека, что не удовлетворяет практику художественного проектирования. Вот почему в новой модели «программной концепции» смысловой план обозначен через идеальное представление о среде и ее слагаемых, а формальный — через организацию ансамбля этих слагаемых с помощью «языка» художественного проектирования.
Нередко сложные комплексные системы дизайн-объектов формируются стихийно, без объединяющих их художественных идей, тогда как их отдельные компоненты не только предусматривают заранее продуманный «идейный» диктат, в том числе художественный, но и требуют его, что сказывается на выборе и разработке «тем» (конкретных форм реализации дизайнерского замысла) при проектировании этих единичных объектов. При этом очевидно, что конкретика в так называемом тематическом проектировании, особенно сложных комплексных систем, должна ограничиваться достаточно осторожными прогностическими моделями. Например — дизайн-концепцией, содержащей принципиальные идеи, а не варианты их безусловной реализации.
Создание дизайн-концепции — самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизоцию (отбор «тем» — возможных вариантов ее решения), складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы — формообразования. А формообразование на концептуальной основе выводит художественное проектирование на уровень стилеоброзовония в рамках данной культуры, вырабатывая подходы к сознательному использованию признаков стиля.
Проблемы формообразования — наиболее трудный, абстрактно-теоретический блок понятий и справок первого раздела. Его определения и установки относятся не к прямым практическим действиям проектировщика, о трактуют положения фундаментальные, к тому же не всегда апробированные в научном сообществе. Но они говорят о принципах художественного осознания окружающей нас действительности, затрагивают философские основы дизайнерского творчества, закладывая объективную базу прогностического изучения перспектив развития дизайнерского искусства как особой сферы общественного сознания.
Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу. Отсюда важность различения таких основных понятий, как проектирование, формообразование и композиция. Каждый из этих видов деятельности различается по целям и методам, подчиняясь при этом общим закономерностям (общим принципам) формообразования.
Формообразование объекта дизайна — сущность процесса проектной дизайнерской деятельности, которая не может быть сведена к созданию только эстетически значимой формы вне ее зависимости от организации жизнедеятельности людей. В то же время она есть эстетическое формообразование, т.е., в отличие от других типов (видов) формообразования (скажем, техники), всегда соответствует современным эстетическим отношениям, которые являются одной из важнейших потребностей человека в освоении окружающего его мира.
Эти отношения всегда целостны и выступают в двух различных видах — так называемом эстетическом [красоте^ и эстетически-художественном (художественная образность). В первом случае это не «абстрактное единство чувственного материала»*, а оценка при эстетическом восприятии «формы содержательной». Во втором — чувственно-предметное отражение в объекте окружающей действительности, наглядное представление смыслов и идей, переходящее в художественный образ-тип.
Образно-типологический подход, чаще всего используемый в процессе «тематического» проектирования, подобен «нулевому циклу», так как он создает некую проектно-художественную метафору, выражающую художественную модель комплексной организации будущего средового объекта.
Все эти понятия находят отражение в дизайне. Многофакторное формирование элементов и комплексов предметной и пространственной среды придает дизайнерскому проектированию эстетическую направленность, которая в дизайне проявляется иначе, чем в других видах искусства, — она как бы «надстраивается» над предметно-материальной деятельностью, связанной с удовлетворением утилитарных потребностей человека.
Реализация в объекте дизайна всех форм эстетических отношений образует эстетическую ценность объекта, придающую ему особое значение для потребителя. Эта ценность возрастает с привлечением других видов художественного творчества. Так называемый синтез искусств соединяет в целостном объекте дизайна идейно-художественные смыслы его отдельных частей или элементов. При этом объединении формообразующие принципы различных видов искусства взаимодействуют друг с другом, помогая его образам стать более конкретными и выразительными.
Комплексное формообразование в дизайне обладает «языком», в котором средства композиции являются лишь одним из важных элементов. Речь идет о создании «системы значений», которые закрепляются в структуре материальных форм.
Потому что в дизайне, в отличие от «чистых» искусств, имеющих дело прежде всего с символами, изображениями жизненных явлений (зафиксированных в специфическом «материале» красок, звуков, объемов и т.д.), художник использует в качестве выражающих смысл объекта средств и функционально-содержательные характеристики процессов эксплуатации, действия дизайнерских произведений. Форма авиалайнера выразительна не только потому, что символизирует целенаправленность и стремительность явления «полет», но и потому, что конкретная модель действительно может летать, из-за чего абрис, компоновочные принципы, фактура подчинены объективным законам аэродинамики, сохранения «полетного» равновесия и т.д.
Иначе говоря, в «правильной» дизайнформе соединены два ряда факторов психологического воздействия: собственно художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования, и закономерности «инженерно-технической» композиции, отражающие рациональность прагматической, технологической идеи. Но второй ряд в сознании зрителя обретает, в свою очередь, собственный идейно-эстетический смысл, усиливающий задуманный дизайнером художественный результат, перерастая рамки задач практического формообразования. Механизм двойного — художественного и «техногенного» — генерирования образных характеристик произведений дизайна еще мало изучен. Но и в таком «приближенном» виде многое объясняет в феномене популярности дизайнерского искусства.
Содержательно средства композиционного формообразования группируются вокруг задач, связанных с понятиями соподчиненносги, соразмерности и согласованности отдельных элементов дизайнерской структуры, способствуя тем самым усилению ее художественной выразительности.
Источник: megaobuchalka.ru
Чему учат студентов по программе «Дизайн архитектурной среды»?
Дизайн – одна из творческих профессий, имеющая прикладной потенциал и массу более узких направлений подготовки. Сегодня мы расскажем о комбинированном профиле, сочетающем в себе элементы дизайна, архитектуры и строительства.
Дизайн – одна из творческих профессий, имеющая прикладной потенциал и массу более узких направлений подготовки. Сегодня мы расскажем о комбинированном профиле, сочетающем в себе элементы дизайна, архитектуры и строительства.
Общая характеристика направления «Дизайн архитектурной среды»
Замечали ли Вы, как преображается Ваш город и местная инфраструктура: появляются новые объекты, притом специфично украшенные и расписанные, необычных форм, тематические арт-объекты и прочие дополнительные площадки для культурного отдыха, работы и пр.? Возведение всех конструкций возлагается на строителей, а проектирование и оформление – на архитекторов и дизайнеров. Согласитесь, что содержать в штате двух специалистов затратно. Поэтому в целях оптимизации и «унификации» профессий появилось направление – «Дизайн архитектурной среды».
В рамках этой специальности студенты погружаются в мир творчества и реалий одновременно. Миссия дизайнера архитектурной среды состоит в реализации следующих функций:
- Проектирование зданий и сооружений: создание внешнего облика и внутреннего наполнения помещений, построек;
- Учет действующих строительных и правовых аспектов в сочетании с творчеством: подбор цветовой гаммы, способа оформления, расположение отдельных составляющих предметов, выбор материалов и пр.;
- Подбор корректного и приятного освещения, подчеркивающего достоинства места;
- Предварительное моделирование будущего объекта с помощью современных систем и устройств в двух- и трехмерной визуализации. Притом моделирование будет внешним и внутренним с указанием основных строительных и декоративных элементов; или концепции по возведению, оптимизации или реставрации зданий, сооружений и пр.
Образовательная программа «Дизайн архитектурной среды» подходит индивидам, способных не просто воображать, но и мыслить критически, аналитически, учитывая действующие правила и стандарты, нормы. Фактически здесь происходит подготовка архитекторов (точная профессия) и дизайнеров (творчество) в одном флаконе.
Сфера применения выпускников обширна: от строительства и благоустройства до культуры и искусства, промышленности, наука и пр. Дипломированным специалистам посильны различные роли: организация выставок, открытие новых зданий и инфраструктур, разработка новейших проектов и моделей (зданий, сооружений, комплексов), обустройство окружающей среды (парки, скверы, городские зоны отдыха и пр.), преобразование города (ремонт и дизайн зданий/сооружений, реставрация недвижимости и пр.), развитие новейших тенденций и концепций.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чему учат в рамках специальности «Дизайн окружающей среды»?
Программа доступна преимущественно на уровне бакалавриата и магистратуры при многопрофильных, строительных и технических, творческих вузах. Обучение студентов возможно на очном и заочном отделении, бюджетно и платно.
Чем занимается дизайнер-архитектор: основные полномочия?
Классическая учебная часть включает в себя такие дисциплинарные модули, как:
- Общеразвивающий, призванный развить коммуникационные навыки, умения работать с информацией, корректно и грамотно выражаться, владеть азами в архитектурно-художественном ракурсе: история, МХК, философия, социология, география, основы ИЗО и живописи (по эпохам), литература, ораторское искусство, политология и пр.;
- Базовый (основной): черчение, физика, экология, психология, колористика, эргономика, математическое моделирование, прикладная информатика, графический дизайн (основы), основы конструирования и пр.;
- Профессиональный (учитывающий узость профессии и ступень образования): основы реставрации зданий и сооружений, основы интерьера, основы архитектурного дела, проектирование зданий и сооружений (объектов городской среды), сметное дело, организация выставочной деятельности, порядок оформления зданий/сооружений и помещений и пр.
Подготовка дизайнеров-архитекторов происходит комплексно посредством применения различных форм занятий. Здесь обучение сводится к сочетанию традиционных вариантов (лекции, семинары, практикуму, лабораторные работы, работа в специальных мастерских) и творческими проектами, практикой и стажировками на базе действующих архитекторских и дизайнерских организаций, государственных структур и ведомств (земельный кадастр, Росреестр, БТИ и пр.), пленэры, посещение или участие в культурно-массовых мероприятиях (выставки, конференции и пр.), привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности (для освоения нюансов в рамках конкретных стилей/жанров, определения современных тенденций и инноваций и пр.), работа в творческих мастерских (художественно=эстетическая подготовка) и пр.
Организация учебного процесса дизайнеров-архитекторов
Итоговая аттестация дизайнеров-архитекторов происходит в особых условиях. Выпускнику предстоит не просто предоставить дипломную работу (текст), но и подготовить соответствующий проект (развит концепцию, предложить способ преобразования города/инфраструктуры и пр.), создать чертеж или макет идеи с учетом всей специфичной документации (бизнес-план, смета, архитектурный план и пр.). Защита ВКР – трудоемкий процесс, требующий тотальной подготовки и владения как творческими, так и техническими, математическими дисциплинами.
Какие программы соответствуют специализации «Дизайн архитектурной среды»: краткий обзор действующих направлений?
«Дизайн архитектурной среды» — это лишь общее направление подготовки студентов, способных преобразовывать и преображать окружающий мир. Не стоит воспринимать его миссию буквально. В рамках этого направления подготовки выделяют 6 узких профилей, каждый из которых нацелен на воспитание квалифицированных специалистов по преобразованию конкретной части инфраструктуры или жизни общества.
Профессия №1. Проектирование городской среды. Миссия этой программы – воспитать дизайнеров-урбанистов, способных оживить и преобразить городские инфраструктуры, спроектировать новые объекты, воссоздать их внешний облик и сделать уютным внутри с учетом особенностей местности. В основе обучения лежат строительные, творческие (художественные), IT, экономические дисциплины.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В ходе становления дизайнеров-проектировщиков делается акцент на безопасность (экология, техника безопасности), эстетичность, инновации и пр.
Профессия №2. Ландшафтный дизайн. Задача этого профиля – подготовить компетентных специалистов, способных обустроит природные объекты с пользой для людей и минимумом вреда для окружающей среды. В их обязанности нередко входит развитие местных парков (природных, городских), развитие экологического туризма и создание экотроп, проектирование городских и пригородных объектов, особенности выбора садово-парковых насаждений, озеленение и благоустройство городов и поселений и пр.
Основными обязанности дизайнеров по ландшафту является оценка и исследование местности, проектировании инфраструктуры, создание макетов новых объектов, экологическая оценка предлагаемых решений, технико-экономическое обоснование концепции и пр.
Основные программы обучения по направлению «Архитектурный дизайн»
Профессия №3. Дизайн промышленных и социальных объектов. На базе этой программы ведется становление дизайнеров-проектировщиков для строительной отрасли, способных объективно оценивать риски при возведении новых объектов, грамотно проектировать объекты с учетом их безопасности, окупаемости, эстетичности и экологичности, проектировать инфраструктуру города или региона с учетом целесообразности и необходимости новых инфраструктур, их уместности на определенной территории, роли и пр.
Особая роль дизайнеров-проектировщиков данного профиля отводится при строительстве объектов промышленного значения: градостроительных предприятий, нефтехимических заводов, перерабатывающих заводов, социально-культурных структур (памятники, мемориалы, скульптуры), где необходимы точные расчеты относительно безопасного расположения, оценки потенциальных экологических угроз, проектирование средств очистки и минимизации выбросов в окружающую среду, оценка эстетичности нового объекта и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Профессия №4. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Данная Специальность призвана воспитать и подготовить дипломированных художников-конструкторов, инженеров-проектировщиков, дизайнеров, способных представить новый или старый (но преображенный!) объект со всех ракурсов: внешний облик, внутренне наполнение, оформление (от подборки цветовой гаммы до интерьера), особенностей задействованных строительных материалов и прочих нюансов.
Дипломантам предстоит заниматься чертежным и макетным (конструкторским) делом, используя современные IT-программы и методики визуализации данных, экономические расчеты, техническая документация, сметное дело и пр. Они отвечают не только за красоту и оптимальность, но и качество, доступность (затратность), безопасность инфраструктур и объектов.
Профессия №5. Проектирование интерьера. Чтобы помещение или площадь использовалась во благо с учетом принципов вместимости, эстетичности, безопасности, важно тщательно осмыслить и представить ее внутреннее наполнение – интерьер и дизайн. Дизайнеры и проектировщики интерьера продумают от и до и внутреннем мире помещения с учетом его характера и отрасли: какая мебель и где ей лучше стоять, какое освещение целесообразно, цветовая гамма стен, декор, площадь полезного использования, свободное пространство, архитектурные особенности и пр.
Студенты погружаются в мир компьютерного моделирования, графики, проектирования, основы строительного дела и дизайна.
Сферы для трудоустройства дизайнеров-архитекторов
Профессия №6. Дизайн архитектурной среды. Данный профиль комбинированный и фактически сочетает в себе азы всех вышеописанных программ. Он призван подготовить дизайнеров-универсалов, способных мыслить комплексно, учитывая все нюансы и особенности.
Где освоить профессию дизайнера-архитектора или дизайнера-проектировщика?
Специализация «Дизайн архитектурной среды» доступна на базе многопрофильных, строительных индустриальных колледжей и вузов. В числе самых популярных и престижных ученых центров, реализующих данную программу обучения, можно выделить МАРХИ, СФУ, ТГАСУ, СПбГАСУ, ОГУ и пр.
Для поступления на «дизайнерский» профиль, абитуриентам предстоит пройти конкурсный отбор на основе ЕГЭ и ДВИ. В отношении каждого узкого профиля могут действовать разные комбинации экзаменов.
Чаще всего поступающим предстоит преодолеть государственную итоговую аттестацию по следующим предметам: математика, русский + история/обществознание. ДВИ проходит в форме профессионального или творческого испытания, включающего следующие форматы: рисунок или композиция, рисунок головы, черчение, объемно-пространственная композиция, рисунок фрагментов интерьера и пр.
Студентам предстоит выполнять различные научно-исследовательские и творческие проекты: от курсовых и лабораторных работ до научных статей, НИР и НИОКР, дипломных работ, где будут присутствовать теоретический, аналитический, архитектурно-проектировочный, технико-экономический экологический, экспертный, прогнозный и пр. Будьте готовы не только к художественной, но и сложной мыслительной деятельности. Облегчить выполнение всех видов студенческих и научных работ по профилю «Дизайн архитектурной среды» готовы высококвалифицированные эксперты Disshelp.
Источник: disshelp.ru
Профессия
Вы познакомитесь с инструментами и лучшими практиками построения архитектуры ПО. Научитесь выбирать архитектурный стиль под конкретную бизнес-задачу, сможете создавать масштабируемые отказоустойчивые приложения и повысите свой доход.
- Длительность 4 месяца
- Готовый toolkit для входа в профессию
- Обучение на реальных кейсах
- Онлайн в удобное время
Курс записан совместно с «Альфа-Банком»
Крупнейший частный российский банк: 850 тысяч корпоративных клиентов и 19,8 млн клиентов физических лиц. Приложением Альфа-Банка регулярно пользуются более 80% клиентов, рейтинг в App Store 4,9. Лучший цифровой офис 2020 по версии Markswebb. Лидер премии Digital Leaders 2020 в номинациях «Технология года» и «Трансформация года».
Одна из самых высоких зарплат в отрасли
сейчас ищут архитекторов ПО, по данным Indeed.com
средняя зарплата специалиста, по данным hh.ru
Станьте IT-специалистом и получите поддержку от государства
Сотрудники аккредитованных IT-компаний могут:
- Купить квартиру или дом на выгодных условиях. IT-специалистам доступна льготная ипотека по ставке 5%.
- Получить отсрочку от армии. Молодые люди от 18 до 27 лет имеют право не служить пока работают.
Кому подойдёт этот курс
Middle- и senior-разработчикам
Разберётесь в архитектурных стилях и паттернах, научитесь планировать архитектуру будущей системы. Выйдете на новый уровень в разработке ПО, сможете получить повышение и больше зарабатывать.
Системным аналитикам уровня Senior
Изучите основы проектирования архитектуры, начнёте работать с API Gateway и другими паттернами. Сможете сменить профессию и претендовать на должность архитектора ПО в крупной компании.
Архитекторам ПО
Познакомитесь с лучшими практиками построения архитектуры ПО и узнаете лайфхаки от эксперта. Поработаете в команде, изучите опыт коллег, повысите свою эффективность и поймёте, как развиваться в профессии.
Чему вы научитесь
Планировать архитектуру ПО
Познакомитесь с монолитным и распределённым стилями архитектуры. Сможете грамотно выбрать стиль в зависимости от задачи.
Декомпозировать систему
Научитесь выявлять важные характеристики системы и разделять её на компоненты исходя из функциональных и нефункциональных требований к ПО.
Использовать шаблоны и фреймворки
Познакомитесь с паттернами API Gateway, «Сага» и CQRS. Сможете решать проблемы обнаружения сервисов, управления конфигурациями и хранения событий.
Проектировать API
Подробно разберёте работу HTTP, познакомитесь с принципами REST и сможете сконструировать API.
Учитывать вопросы безопасности
Познакомитесь с основными векторами атак на веб-приложения. Научитесь работать с аутентификацией, авторизацией и изучите протокол TLS.
Строить интеграцию между системами
Узнаете об основных подходах к интеграции систем, разберётесь с интеграционными шаблонами и научитесь их применять.
О Skillbox
№ 1 по качеству организации обучения среди EdTech-компаний в сегменте ДПО. Рейтинг от Smart Ranking.
по качеству обучения. Вся теория записана с топовыми экспертами рынка, а практика максимально приближена к реальным рабочим задачам. Послушайте, что говорят те, кто уже достиг своих целей вместе со Skillbox.
Как проходит обучение на платформе
Знакомитесь с платформой
Платформа Skillbox — собственная разработка компании, которую мы постоянно улучшаем. Вас ждут видео, практические задания и общение с кураторами. Доступ к материалам откроется сразу после покупки курса.
Получаете знания
Курсы состоят из тематических видео разной длительности. Смотрите их когда и где угодно. Доступ бессрочный, чтобы вы всегда могли вернуться и повторить теорию.
Выполняете задания
Мы уверены, что навыки отрабатываются только через практику. Поэтому после теории вас ждёт практическая работа или тест. Все задачи приближены к реальным — их можно с гордостью положить в портфолио.
Работаете с куратором
Проверкой заданий занимаются кураторы. Это эксперты по теме курса. Они помогут с трудными задачами и подскажут, как улучшить ваши проекты. Общаться с проверяющими кураторами можно прямо на платформе.
Содержание курса
Вас ждут видеоматериалы и практические задания на основе реальных кейсов.
- 17 тематических модулей
- 80 видеоматериалов
Основы архитектуры ПО
Узнаете, что такое архитектура ПО и что должен уметь грамотный специалист. Разберётесь в важных аспектах архитектуры ПО и поймёте, как включить архитектурное мышление.
Архитектурные стили
Познакомитесь с фундаментальными стилями и шаблонами. Научитесь выбирать между монолитной и распределённой архитектурой в зависимости от бизнес-потребностей.
Распределённая архитектура
Изучите особенности распределённой архитектуры и познакомитесь с Service-Based Architecture, Space-Based Architecture, EDA и микросервисной архитектурой. Поймёте, как выстроить разработку микросервисов, и научитесь выбирать подходящий шаблон построения распределённой архитектуры в зависимости от задачи.
Функциональная декомпозиция
Научитесь выделять операции над системой и сервисы, которые участвуют в архитектуре, — и сможете их связывать. Узнаете, как декомпозировать задачи по бизнес-возможностям и доменной области. Поймёте, как определить верхнеуровневый API.
Нефункциональные требования
Научитесь выявлять нефункциональные требования к проекту и на их основе разделять систему на компоненты.
Монолит и его рефакторинг
Познакомитесь с классификацией интеграции приложений и разберётесь в фундаментальных проблемах интеграции между компонентами. Изучите подходы к интеграции в распредёленной архитектуре и научитесь проектировать системы с учётом особенностей каждого подхода.
Проектирование API
Подробно разберётесь в протоколе HTTP и познакомитесь с архитектурным стилем REST. Изучите стандарт OpenAPI и сможете проектировать API с его помощью.
API Gateway
Узнаете, какие проблемы решает паттерн API Gateway и какие у него функции: маршрутизация, балансировка, кеширование и другие. Сможете использовать возможности паттерна при проектировании систем.
Security
Познакомитесь с открытым проектом обеспечения безопасности веб-приложений OWASP, научитесь работать с аутентификацией, SSL и TLS. Сможете учитывать вопросы безопасности при проектировании веб-приложений.
Рефакторинг монолита
Узнаете, с какими трудностями столкнётесь при рефакторинге и как их преодолеть. Научитесь выделять части системы для переноса в микросервисы и познакомитесь с подходами к интеграции сервисов и монолита.
Управление транзакциями. «Сага»
Изучите транзакции в микросервесной архитектуре и познакомитесь с паттерном «Сага». Научитесь проектировать этот паттерн для разных задач по управлению транзакциями.
EDA: Event-source и CQRS
Познакомитесь с архитектурным стилем EDA, его плюсами и минусами. Узнаете, что такое события и инверсия зависимостей. Поймёте, как и когда применять подходы из Event Sourcing и паттерна CQRS.
Service Discovery
Отзывы участников
Лана Пичугова
Высокое качество материала. В видео всё по делу, никакой воды. Чувствуется опыт и высокая квалификация спикеров. Практические задания подобраны таким образом, что заставляют тебя не просто послушать, но и покопаться в материале и хорошенько подумать, чтобы применить пройденную теорию на практике. Обратная связь с куратором хорошая.
Можно проходить курс в своём темпе, уже успела успешно применить в работе полученные знания.
Максим Кудрявцев
Понравилось качество предоставленного материала, компетентные авторы курсов, отличное качество картинки и звука, удобный дизайн приложения.
Некоторые видео длятся более 20 минут. Не знаю, как другим, но мне это показалось неудобнее, чем несколько видео по 5–7 минут каждое.
Иван Медведев г. Ивантеевка
Если какой-то материал тяжело даётся, есть вопрос по ДЗ, достаточно написать преподавателю, который поможет разобраться с информацией и подскажет, как решить задачу.
По итогу 9-месячной учёбы стал по-другому смотреть на сайты. Замечаю «баги», разбираюсь в вёрстке, веду репорты. Узнал, как работать со специфическим ПО.
Уже сейчас нисколько не жалею, что выбрал Skillbox. Спасибо.
Александр Кириллов
Впервые обучаюсь по роликам. Были опасения, что что-то может быть непонятным и будет некого спросить, но они не подтвердились: всё понятно, и есть чат, в котором решаются вопросы по материалам и организационные моменты.
Леонид Грошев
В целом всё довольно хорошо. Курс могу рекомендовать тем, кто никогда не сталкивался с архитектурой. Пару видео пришлось пересматривать, чтобы усвоить, потому что материал давался с места в карьер. Но это мелочи, таких моментов было мало.
Валентина Нарушевич г. Санкт-Петербург
Благодаря курсу я научилась создавать классные постеры и векторные изображения. Также мой список новых скилов пополнили ретушь и обтравка изображений — одни из главных навыков профессионального графического дизайнера.
Ну, и умение верстать журналы! Теперь я, как самый настоящий графический дизайнер, с лёгкостью могу создать разворот какого-нибудь модного журнала.
Яна Щербицкая г. Санкт-Петербург
Курс очень круто структурирован, там есть все знания, которые мне нужны, чтобы освоить программу. Сама бы я точно что-нибудь пропустила.
Преподаватели всё спокойно и терпеливо объясняют. Если ты что-то не понял, снимут дополнительный видеоролик и покажут ещё раз.
Самое крутое в курсах Skillbox — постоянная связь с теми, кто подскажет, как правильно.
Алла Комиссаренко
Работать дизайнером мне очень нравится, от UX я вообще в восторге, тяга к аналитике у меня была всегда. После долгих поисков работы в новой сфере подруга помогла мне получить заказ на редизайн сайта большой компании.
Отдельно хочу сказать спасибо куратору Александру Свободе, он очень подробно расписывал все недочёты и ошибки решений в дизайне.
Елена Кальво г. Ницца, Франция
«Почему бы не сделать из хобби источник заработка?» — однажды подумала я.
Недолго размышляя, записалась на курс в Skillbox и встала в ряд претендентов на гордое звание копирайтера.
Работа с текстом помогла мне вернуть свою жизнь, вдохновила. Я начала снова ухаживать за собой, читать. Увидела, что я не только мать, но и писатель.
Ирина Семёнова г. Бельцы, Молдова
Я узнала, что такое охваты, KPI и прочие слова, которые раньше пугали. Поняла, что чем проще и понятнее, тем лучше. Разобралась в сложной иерархии рекламного кабинета и научилась настраивать аудиторию и рекламу.
Я уже в теме и не боюсь назвать своих более опытных друзей коллегами.
Ваше резюме после прохождения курса
Мои навыки:
- Проектирование архитектурных решений
- Описание системной архитектуры
- Проектирование систем с учётом вопросов кибербезопасности
- Умение использовать шаблоны проектирования
- Выявление нефункциональных требований и архитектурных характеристик
- Глубокое понимание протокола HTTP и стиля REST
- Проектирование API
- Построение cloud-native-архитектуры
Сертификат Skillbox
подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.
Стоимость курса
- Длительность рассрочки — 12 месяцев
- 5 847 ₽/мес
- 7 309 ₽/мес
Участвует в распродаже Скидка 20% действует 0 дня 00:00:00
Ваша заявка успешно отправлена
Часто задаваемые вопросы
Я никогда не занимался разработкой архитектуры ПО. У меня получится?
Этот курс рассчитан на опытных системных аналитиков и разработчиков. Если вы — новичок в разработке веб-приложений, присмотритесь к профессии «Я — Веб-разработчик PRO» или к отдельным курсам по изучению разных языков программирования.
Сколько часов в неделю мне нужно будет уделять обучению на платформе?
В среднем пользователи платформы занимаются около 2 часов в день и завершают курс за 4 месяца. Но у нас нет жестких дедлайнов — учитесь на платформе в комфортном для вас темпе.
Какой график обучения на платформе? Получится ли совмещать его с работой?
Вы можете изучать материалы курса в удобном вам режиме, совмещать обучение на платформе с работой и личной жизнью. Более того, все видео будут доступны и по окончании курса, так что вы сможете освежить свои знания в любой момент.
Кто будет мне помогать в обучении на платформе?
У вас будут проверяющие эксперты и куратор в Telegram-чате курса. Они прокомментируют практические работы, дадут полезные советы и ответят на любые вопросы. Вы сможете перенять их опыт, профессиональные знания и лайфхаки.
Действуют ли какие-нибудь программы рассрочки?
Да, вы можете купить курс в рассрочку — и спланировать свой бюджет, разбив всю сумму на небольшие ежемесячные платежи.
Записаться на курс
Наш специалист свяжется с вами и ответит на любые ваши вопросы
Ваша заявка успешно отправлена
Спасибо за заявку!
Наш менеджер свяжется с вами
в ближайшее время
Оплатить без консультации и получить скидку 3508 ₽ или оформите рассрочку
Получите персональную скидку
Оставьте заявку — мы расскажем о скидках и подберем для вас курс под любые цели и бюджет.
Ваша заявка успешно отправлена
- Санкт-Петербург
- Алматы
- Киев
- Минск
- Москва
- Санкт-Петербург
- Алматы
- Волгоград
- Воронеж
- Екатеринбург
- Казань
- Красноярск
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Омск
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Уфа
- Челябинск
- Вологда
- Гомель
- Ижевск
- Иркутск
- Калининград
- Кемерово
- Киров
- Краснодар
- Курск
- Липецк
- Махачкала
- Оренбург
- Пенза
- Ростов
- Рязань
- Саратов
- Севастополь
- Симферополь
- Сочи
- Ставрополь
- Сургут
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Тула
- Тюмень
- Ульяновск
- Хабаровск
- Чебоксары
г. Москва, Ленинский проспект,
дом 6, строение 20
- Партнерская программа
- Оферта
- Политика конфиденциальности
- Правила пользования Платформой
- * Условия акции
- Участник
Skolkovo - Премии Рунета
2018, 2019, 2020, 2021
Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не согласны на их использование, поменяйте настройки браузера.
Источник: skillbox.ru