Нефтяные шламы (нефтешламы) это такой тип отходов промышленности, который, в стране зависимой от производства, транспортировки и переработки нефти представляет огромную опасность для окружающей среды. Переработка нефтешламов относится к приоритетным задачам современности, но к сожалению большая часть нефтешламов по прежнему подвергается захоронению.
Нефтешламы, образующиеся при добыче, транспортировке и переработке нефти представляют собой сложные физико-химические смеси из нефтепродуктов, механических примесей из глины, песка и окислов металлов разбавленных водой. При этом соотношение элементов смеси в нефтешламах может быть самым разнообразным.
Так же причиной образования нефтешламов могут быть производственные ошибки или аварии, сопровождающиеся разливами нефти. В этом случае, особенно при позднем обнаружении или больших масштабах разлива окружающей среде наносится серьезный ущерб.
Основной загрязняющий компонент нефтешламов — углеводороды и сера в различных соединениях. Эти компоненты в процессе длительного хранения и под действием внешних факторов, способны преобразовываться в другие соединения.
22_05_19 Работа новой установки по переработке нефтешлама
В зависимости от причин образования нефтешламов и их физико-химического состава они подразделяются на несколько видов:
- Придонные нефтешламы, образующиеся на дне водоёмов после разлива нефти.
- Нефтешламы образующиеся при бурении скважин с использованием буровых растворов на углеводородной основе.
- Нефтешламы образующиеся при добыче и очистке нефти от содержащихся в ней солей, твёрдых углеводородов и механических примесей.
- Резервуарные нефтешламы, образующиеся на их стенках и днищах при хранении и транспортировке нефти.
- Грунтовые нефтешламы, образующиеся в результате контакта нефти с почвой.
Переработка нефтешламов
Переработка нефтешламов, а так же их утилизация — это важная экологическая и экономическая задача современности. К сожалению сложившаяся ситуация в области обращения с отходами несет риск опасного загрязнения окружающей природной среды и создания угрозы здоровью человека.
Лишь незначительная часть из общего объема образуемых отходов так или иначе поступают на переработку, а остальные отправляются на свалку, как бы красиво это не называлось. И самих специально обустроенных мест, предназначенных для размещения производственных отходов имеется меньше, чем установленных ежегодных норм накопления отходов.
Поэтому промышленные предприятия вынуждены накапливать и хранить нефтешламы просто на своей территории. Скапливание нефтешламов на производственных территориях, плохо приспособленных для этих целей так же может привести к интенсивному загрязнению почвы, воздуха и грунтовых вод.
Экономическая целесообразность переработки нефтешламов, точнее ее отсутствие так же имеет существенное влияние на работу предприятия. На многих предприятиях объемы образования нефтешламов ниже минимальных мощностей типовых установок переработки, выпускаемых промышленностью. Для, того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки есть два пути. Это выход за рамки отдельного предприятия на региональный уровень и строительство установок по переработке отходов нескольких предприятий. Либо создание установок малой производительности.
Переработка Нефтешлама как бизнес идея
Поэтому первоочередной задачей видится поиск эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов, а так же организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок таких установок.
Выбор способа переработки и обезвреживания нефтешламов зависит от их состава и количества содержащихся в шламе нефтепродуктов. Выделим основные способы:
- термические методы обезвреживания нефтешламов, например
- сжигание нефтешламов в виде водных эмульсий и последующее использование выделяющегося тепла и газов;
- отверждение нефтешламов специальными препаратами для дальнейшего использования в других отраслях, или захоронения;
- обезвоживание или сушка нефтешламов с возвратом нефтепродуктов в производство, воды в оборотную циркуляцию и захоронение неперерабатываемых твердых остатков;
- переработка нефтешламов на газ и парогаз, в нефтепродукты;
- физико-химическое разделение нефтешламов на составляющие для последующего использования.
Термические методы переработки нефтешламов
Термический метод обезвреживания нефтешламов достаточно эффективен, но не всегда экономически рентабелен. Он позволяет перерабатывать нефтешламы силами предприятий с использованием компактных установок небольшой производительности. Это могут быть вращающиеся барабанные печи, печи с кипящим слоем теплоносителя, топки с использованием форсунок, топки с барботажными горелками.
Термический метод позволяет сжигать не только нефтешламы, но и загрязненные фильтры, промасленную ветошь, твердые бытовые отходы. При сжигании нефтешламов образуются вторичные отходы 4-го класса опасности, которые подлежат захоронению. При этом объем вторичных отходов может составить 1/10 от перерабатываемых нефтешламов.
Химические методы переработки нефтешламов
Химические методы переработки нефтешламов предназначены для получения продуктов, пригодных для использования в строительстве, строительстве дорог, сооружении земляных насыпей. С экономической точки зрения химическое обезвреживание нефтешламов более выгодно термическое.
С точки зрения эксплуатации технология химического обезвреживания нефтешламов также имеет определенные преимущества по сравнению с термическим методом. Например установки для переработки могут быть мобильными, а значит не требующими строительства собственных зданий.
Другие методы и особенности переработки нефтешламов
Поскольку отдельные методы переработки нефтешламов не всегда дают должный эффект, используются комплексные физико-химические схемы. Особенно это необходимо в случае нефтешламов продолжительного хранения, стабильность которых выше. Комплексные схемы переработки нефтешламов могут включать в себя отстаивание, флотацию, дегазацию, кондиционирование, осушку, обработку препаратами, уплотнение, разделение. На заключительной стадии и для обработки остатков могут подключаться и термические методы.
Биологический метод переработки нефтешламов наиболее экологичен, но область его применения сильно ограничена. Биологические методы применяются при очистке емкостей и резервуаров от нефтепродуктов, загрязненной нефтью земли и поверхности воды.
Таким образом переработка нефтяных шламов это актуальная задача и с точки зрения охраны окружающей среды и как источник вторичных материальных ресурсов для получения полезных композиционных материалов.
Источник: www.mpoltd.ru
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
Начало своего доклада хочу посвятить одному из тезисов, который я преследую в своей научной деятельности уже несколько лет, а именно:
Нефтяная промышленность — это один из крупных источников загрязнения окружающей среды. К началу 21 века в России на территории нефтегазодобывающих предприятий было размещено 1,14•106 т. неутилизированных нефтешламов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
презентация ( будет выложена позднее)
Комментарии
1.Соответствие содержания работы тематике конкурса – работа соответствует тематике, рассматривается возможность утилизации нефтешламов в «полезных» целях для «приятного» улучшения экологической обстановки. – 1 балл
2. Личный вклад автора – поднят вопрос о рациональном использовании нефтеотходов, приведены факты и цифры, указывающие на исключительно положительный эффект (в том числе и экономический) от возможного внедрения приведенной в работе технологии при строительстве дорог и технологических площадок. – 1 балл
3. Актуальность темы работы – работа очень актуальна, о чем и говорится во введении: «к началу 21 века в России на территории нефтегазодобывающих предприятий было размещено 1,14•106 т. неутилизированных нефтешламов». Уже давно стоит проблема утилизации нефтеотходов и в работе как раз приводится способ ее решения. – 1 балл
4. Научная новизна – всю новизну автор проекта «убил» в своем заключении, указывая, что идея не нова и уже нефтегрунты применялись для строительства. Но автор пишет, что «на базе Архангельского государственного технического университета были проведены лабораторные испытания образцов ТТГ, изготовленных на основе смеси карьерного песка с нефтешламом и нефтью, на строительные свойства» и анализ сравнения полученных данных с ГОСТовскими требованиями «подтверждает целесообразность изготовления и применения ТТГ в качестве строительных материалов, их долговечность (морозостойкость) в условиях Крайнего Севера». Возможно, приведенное сравнение не делалось до этого и экономический эффект не указывался, в чем и состоит новизна. – 0,5 балл
5. Возможность внедрения результатов работы – ну, это вообще «лежит на поверхности» — автор пишет, что использование нефтегрунтов «позволило бы не только утилизировать продукты аварий на нефтепромыслах, но и обеспечить ускоренное строительство подъездных путей, способствующих уменьшению количества тех же аварий за счет ведения планово-предупредительного ремонта». Но, в заключении так же указываются и препятствия на пути к внедрению — «сложность согласования использования нефтегрунтов с природоохранными органами» — 0,5 балл
Итого – 4 балла.
Работа очень понравилась, если честно, впервые слышу о таком способе использования нефтяных отходов в «благих» целях.
Таня, позволю себе пояснить некоторые моменты, т.к. думаю, что автор вряд ли удосужится прокомментировать замечания (с ним знаком лично, он из моей группы), кроме того сам не понаслышке знаком с предлагаемой технологией утилизации нефтеотходов (в прошлом году на конференции в нашем институте этот доклад получил первое место):
1 — хотя в докладе и не упоминается об этот, но вся новизна метода заключается не в самой концепции по вторичному использованию нефтешламов в качестве «вяжущих» для грунта с целью получения дорожно-строительных материалов, а в особой технологии изготовления: в лабораторных условиях образцы техногенного термоокисленного грунта (ТТГ) в процессе своего изготовления подвергались поэтапной термообработке при заданных температурах и с определенной продолжительностью, что позволило получить ТТГ с требуемыми физико-механическими свойствами, удовлетворяющими требованиям ГОСТа к дорожному покрытию.
2 — по поводу сложности согласования с природоохранными органами я не согласен. Автор пишет: «в России применение нефтегрунтов в дорожных конструкциях допускается только по согласованию с органами санитарной инспекции и Минприроды России, при условии соблюдения технологических мероприятий, исключающих растекание и вымывание нефти» — на самом деле по результатам изложенных лабораторных испытаний было получено положительное заключение санитарно-эпидемиологической службы РФ (об этом тоже не упоминалось).. Второй момент: образцы ТТГ во время испытаний в лаборатории выдерживались под водой в течении 4х суток, при этом выделения нефтяных фракций из грунта на поверхности воды не наблюдалось, таким образом «условие соблюдения технологических мероприятий, исключающих растекание и вымывание нефти» выполняется. Поэтому не вижу никаких трудностей в согласовании с природоохранными органами: все экологические нормативы выполняются. было бы желание, а нужный документ (разрешение) на использование ТТГ получить не такая уж проблема, несмотря на возможные бюрократические проволочки. Я считаю что основным препятствием по внедрению данной технологии в производство является консерватизм многих компаний в подобных вопросах: зачем создавать новые организационные и технологические схемы, когда можно нанять подрядную дорожно-строительную организацию, а нефтешлам захоронить на полигонах. это во многом проще.
Надеюсь сумел пояснить кое-что за некоторую критику думаю Дмитрий не в обиде, просто с ним этот вопрос мы обсуждали неоднократно, и я все же останусь при своем мнении
все что ты написал я и сама из работы поняла) и про консерватизм компаний с тобой абсолютно согласна)) слово не могла подобрать)
В первую очередь, хотелось бы отметить актуальность освещенной темы. Использование нефтешламов в строительстве, действительно, является шагом вперед на пути к безотходному производству. Кроме того, это имеет внушительный экономический эффект, как было указано в работе.
Не совсем ясной явилась научная новизна работы. Особенно, это стало очевидным при ознакомлении с заключительной частью работы. По моему мнению, если упоминать в работе об использовании подобных разработок кем-то ещё в более раннее время, то необходимо сделать упор на различия между исследованиями, провести сравнительный анализ и более ярко выделить нововведения.
В целом, работа понравилась и, на мой взгляд, достойна 4 баллов.
Hej! I liked the paper very much. What you are proposing is really interesting and actual. However, there are some questions, sir. You are acclaiming, and in fact it is true, that «nefteshlam» is an environmentally nasty thing. It contains loads of dangerous and poisonous components, i.e. substances negatively affecting air, soil, water, and biota. What are these substances exactly? What is the chemical composition of «raw meterial» and what is it of the «final road material»? Does it still contain those chemicals?
Can they get into the environment? Thank you!
5 points.
NM
Вообще, вопрос утилизации отходов стоит остро не только в нефтеперерабатывающей промышленности, было бы где эти отходы утилизировать, да и каким образом — тоже хороший вопрос. Так что актуальность тематики работы очень высока. Отмечу, что метод решения данной проблемы так же в работе приведен. Огромный плюс — пример конструкции дорожного покрытия. Не понравилось — заключение.
Как написала Таня, научная новизна работы действительно «убита». Если уж идея использования нефтешламов не нова, то тогда следовало бы акцентировать внимание на развитие этих разработок, провести сравнительный анализ и т.д. Я бы добавил несколько абзацев, касающихся сегодняшних проблем внедрения этих технологий в существующий производственный цикл и методам их преодоления.
Действительно, читать и понять работу было очень легко и нтересно. Как человек, который когда-то имел непосредственное отношение к экологии, могу сказать, что проблема безотходного производства является одной из ключевых проблем загрязнения окружающей среды. Было очень интересно узнать о возможных методах применения нефтеотходов в строительстве, а так же о том, что впервые его применили у нас в Азербайджане в Баку. Но вот, прошу прощения за повторения одних и тех же слов в который раз, заключение работы не то, что портит саму работу, а просто немного умаляет ее значение.
Моя оценка 4.
Тема экологии для меня крайне интересна и важна. С данной работой Дмитрия знаком давно, слушал ее на конференции, и она не оставила меня равнодушным ) Используя способ, описанный в данной работе, мы убиваем двух зайцев: строим дороги и утилизируем нефтеотходы. Я считаю, что это очень хорошее и полезное решение по утилизации нефтеотходов.
Таким образом с актуальностью и соответствием работы тематике конкурса все в порядке. Приведены результаты испытаний и сравнение экономических показателей, а также сама конструкция подобной дороги. Это еще один плюс автору. Возможность внедрения — возможно и крайне необходимо! Теперь о недостатках.
Тема меня заинтересовала, и в конце работы я не нашел списка использованной литературы. Во-вторых, сказано, что технология не нова. Но я не нашел ни слова о том, где она применяется в настоящее время. Ну и , как уже было сказано выше, немного «смазанное» заключение вносит ложку дегтя в бочку меда.
Хорошая 4! Успехов тебе, Дмитрий!
Источник: gr.neftegaz.ru
Направления использования нефтешламов в дорожном строительстве Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»
Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лофлер М., Шелегов В.Г., Слободчикова Н.А.
Строительство автомобильных дорог связано с использованием большого объема каменных материалов. В районах дефицита этого материала возникает необходимость в его транспортировании за многие сотни километров, что увеличивает стоимость этих материалов во много раз и является причиной удорожания строительства.
Объемы местных дорожно-строительных материалов могут быть значительно увеличены в результате использования техногенных отходов промышленности для обработки грунтов. Вместе с этим доказана техническая и экономическая обоснованность использования местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими веществами.
В данной статье рассмотрена возможность применения отходов добычи, переработки и транспортировки нефти в дорожном строительстве. Применение в дорожном строительстве местных материалов, укрепленных вяжущими, считается эффективным спобобом, проверенным многолетним опытом. Встает вопрос о замене дефицитных органических вяжущих продуктами или отходами промышленности.
Особого внимания заслуживают отходы нефтяной промышленности, в частности нефтешламы, содержащие в составе компоненты аналогичные компонентам битума. Нефтешламы по своему составу аналогичны битумам. Их можно применять при производстве асфальтобетонных смесей, в качестве органического вяжущего для укрепления местных грунтов и в качестве вяжущего для получения органоминеральных смесей . Применение нефтешламов в дорожном строительстве позволяет сохранить природные ресурсы, снизить стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и снизить экологическую нагрузку в регионах. Определен оптимальный состав органоминеральных смесей дорожно-строительных материалов с использованием нефтешламов для применения в дорожном строительстве. В зависимости от состава и физико-механических свойств материалы с добавлением нефтешлама могут быть использованы для строительства слоев оснований дорожных одежд для автомобильных дорог III, IV, V категорий.
Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лофлер М., Шелегов В.Г., Слободчикова Н.А.
Перспективы использования отходов производства и потребления при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог
APPROACHES TO THE APPLIANCE OF OIL SLUDGE IN ROAD CONSTRUCTION
Road construction is associated with the utilisation of a large amount of stone material. Regions lacking in this material necessitate its transportation over hundreds of kilometers, increasing the cost of the materials many times over and contributing to an over all increase in construction costs. The volume of local road-building materials can be significantly increased if industrial wastes from soil treatment are utilised. At the same time, the technical and economic feasibility of local low-strength materials treated with binders has been proven.
This article discusses the possibility of the adaptation of waste products from the production, refining and transportation of oil for use in road construction. The road construction using local materials treated with binders is considered as an effective way proven by many years of experience. However, replacing hard to come by organic binders with industrial waste is still relevant. The wastes of the oil industry, particularly oil sludge , containing components similar to bitumen, are of particular interest. The composition of oil sludge appears to be similar to that of bitumen.
Oil sludge is promising for the production of asphalt mixes in terms of organic binder for strengthening local soils and for the manufacture of organic-mineral mixtures. The implementation of oil sludge in road construction allows for the preservation of natural resources, reduction of construction costs and reconstruction and overhaul of roads, as well as a decrease in environmental burden in the regions. The optimal composition of organic-mineral mixtures for road-building materials using oil sludge in construction has been determined. Depending on the composition and physical-mechanical properties, materials containing the oil sludge additives present themselves as promising in road base building of III, IV and V road categories.
Текст научной работы на тему «Направления использования нефтешламов в дорожном строительстве»
Оригинальная статья / Original article УДК 911.37, 691.5; 625.81
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕШЛАМОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
аУниверситет прикладных наук
14406, Федеративная Республика Германия, г. Потсдам, 60 06 08 ^Иркутский национальный исследовательский технический университет 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
РЕЗЮМЕ: Строительство автомобильных дорог связано с использованием большого объема каменных материалов. В районах дефицита этого материала возникает необходимость в его транспортировании за многие сотни километров, что увеличивает стоимость этих материалов во много раз и является причиной удорожания строительства.
Объемы местных дорожно-строительных материалов могут быть значительно увеличены в результате использования техногенных отходов промышленности для обработки грунтов. Вместе с этим доказана техническая и экономическая обоснованность использования местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими веществами.
В данной статье рассмотрена возможность применения отходов добычи, переработки и транспортировки нефти в дорожном строительстве. Применение в дорожном строительстве местных материалов, укрепленных вяжущими, считается эффективным спобобом, проверенным многолетним опытом. Встает вопрос о замене дефицитных органических вяжущих продуктами или отходами промышленности.
Особого внимания заслуживают отходы нефтяной промышленности, в частности нефтешламы, содержащие в составе компоненты аналогичные компонентам битума. Нефтешламы по своему составу аналогичны битумам.
Их можно применять при производстве асфальтобетонных смесей, в качестве органического вяжущего для укрепления местных грунтов и в качестве вяжущего для получения орга-номинеральных смесей. Применение нефтешламов в дорожном строительстве позволяет сохранить природные ресурсы, снизить стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и снизить экологическую нагрузку в регионах. Определен оптимальный состав орга-номинеральных смесей дорожно-строительных материалов с использованием нефтешламов для применения в дорожном строительстве. В зависимости от состава и физико-механических свойств материалы с добавлением нефтешлама могут быть использованы для строительства слоев оснований дорожных одежд для автомобильных дорог III, IV, V категорий.
Ключевые слова: нефтешлам, автомобильные дороги, органоминеральные смеси, укрепленные грунты, отходы промышленного производства
Информация о статье: Дата поступления 08 августа 2018 г.; дата принятия к печати 10 сентября 2018 г.; дата онлайн-размещения 21 декабря 2018 г.
Для цитирования: Лофлер М., Шелегов В.Г., Слободчикова Н.А. Направления использования нефтешламов в дорожном строительстве. Известия вузов. Инвестиции. Строительство.
Недвижимость. 2018;8(4):98-104. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-4-98-104
APPROACHES TO THE APPLIANCE OF OIL SLUDGE IN ROAD CONSTRUCTION Markus Lofler, Vladimir G. Shelegov, Nadezhda A. Slobodchikova
Potsdam University of Applied Sciences 60 06 08, Potsdam, 14406, Germany Irkutsk National Research Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation
ABSTRACT: Road construction is associated with the utilisation of a large amount of stone material. Regions lacking in this material necessitate its transportation over hundreds of kilometers, increasing the cost of the materials many times over and contributing to an over all increase in construction costs. The volume of local road-building materials can be significantly increased if industrial wastes from soil treatment are utilised. At the same time, the technical and economic feasibility of local low-strength materials treated with binders has been proven.
This article discusses the possibility of the adaptation of waste products from the production, refining and transportation of oil for use in road construction. The road construction using local materials treated with binders is considered as an effective way proven by many years of experience. However, replacing hard to come by organic binders with industrial waste is still relevant. The wastes of the oil industry, particularly oil sludge, containing components similar to bitumen, are of particular interest. The composition of oil sludge appears to be similar to that of bitumen.
Oil sludge is promising for the production of asphalt mixes in terms of organic binder for strengthening local soils and for the manufacture of organic-mineral mixtures. The implementation of oil sludge in road construction allows for the preservation of natural resources, reduction of construction costs and reconstruction and overhaul of roads, as well as a decrease in environmental burden in the regions. The optimal composition of organic-mineral mixtures for road-building materials using oil sludge in construction has been determined. Depending on the composition and physical-mechanical properties, materials containing the oil sludge additives present themselves as promising in road base building of III, IV and V road categories.
Keywords: oil sludge, highways, organic mixtures, fortified soils, industrial waste
Information about the article: Received August 08, 2018; accepted for publication September 10, 2018; available online December 21, 2018.
For citation: Lofler M., Shelegov V.G., Slobodchikova N.A. Approaches to the appliance of oil sludge in road construction. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel’stvo. Nedvizhimost’ = Proceedings of Universities.
Investment. Construction. Real estate. 2018;8(4):98-104. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-29172018-4-98-104.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог сопряжено с большим потреблением дорожно-строительных материалов, как правило имеющих высокую стоимость. В условиях увеличения объемов дорожного строительства возникает вопрос об экономии материальных ресурсов. В этом случае замена их отходами промышленности позволит значительно снизить стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, а также позволит сохранить природные ресурсы.
Каждый год в Российской Федерации образуется боле 4млн т различных видов отходов производства и потребления. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [1] на начало 2016 г. накоплено 39 384, 527 млн т отходов. При
этом более 75% от общей массы отходов производства и потребления составляют отходы от добычи полезных ископаемых таких как уголь, нефть и природный газ (рис. 1).
Особый интерес представляют отходы нефтяной промышленности. Добыча, транспортировка и переработка нефти оказывает огромное влияние на окружающую среду и приводит к серьезным экологическим последствиям. По разным оценкам в нашей стране ежегодно образуется свыше 3 млн т всех видов нефтешламов и к настоящему времени их накоплено более 100 млн т.
Нефтешламы — это сложные пастообразные физико-химические смеси, которые состоят из нефтепродуктов, воды и механических примесей (таблица). Все нефтешламы различаются по своим физико-химическим ха-
рактеристикам, что обусловлено разным составом исходного сырья, условиями окружающей среды, сроками хранения.
В частности, при долговременном накоплении нефтешламов их уг-
леводородный состав может видоизменяться в результате протекания таких процессов, как конденсация, полимеризация, изомеризация.
Рис. 1. Накопление отходов производства и потребления по видам экономической деятельности на начало 2016 г. Fig. 1. Accumulation of production and consumption waste by economic activity
at the beginning of 2016
Состав нефтешламов [2-4]
Content of oil sludge [2-4
Твердые примеси (глины, пески, окиси металлов и др.) 1,3-46
Различают следующие виды нефтяных шламов:
1. Придонные. Образуются на дне водоемов из-за аварийного нефте-ного разлива. Придонные нефтешламы могут образовываться если нефтераз-ливы оседают на дне емкостей, вмещающих большое количество воды.
2. Резервуарные. Накапливаются в результате хранения и перевозки нефти и нефтепродуктов в различных емкостях.
Одной из причин образования резервуарных нефтешламов является взаимодействие нефтепродуктов с влагой, кислородом, механическими примесями и материалом стенок резервуара.
В результате чего происходит частичное окисление исходных нефтепродуктов с образованием смолоподобных соединений, а также коррозия стенок резервуара.
3. Грунтовые. Данный вид нефтешламов образуется при попадании нефти в грунт в процессе переработки нефти или в результате аварийных разливов.
Загрязненные нефтью грунты считаются отходами после их размещения на специальных полигонах по переработке отходов.
4. Нефтешламы образующиеся при бурении скважин с использованием буровых растворов. В состав этих шламов может входить глинисто-коллоидная фаза, нефть, хи-
мически- и поверхностно-активные вещества.
5. Нефтешламы, образующиеся при добыче и очистке неф-
ти от содержащихся в ней солей, твердых углеводородов и механических примесей [3].
Рис. 2. Резервуарные нефтешламы Fig. 2. Reservoir oil sludge
Рис. 3. Грунтовые нефтешламы Fig. 3. Ground oil sludge
Результаты и их обсуждение
Нефтешламы по своему составу схожи с битумами, поэтому их использование в дорожном строительстве является одним из рациональных и перспективных способов их утилизации. Это позволит не только утилизировать экологически вредные и пожароопасные вещества, но и получать дорожно-строительные материалы низкой стоимости. В зависимости от состава и свойств нефтешламы можно использовать в дорожном строительстве в следующих направлениях:
1. При производстве асфальтобетонных смесей
Нефтешламы можно использовать в качестве поверхностно-активных веществ с целью улучшения сцепления с поверхностью зерен минерального материала (песка, щебня/гравия). Возможны следующие способы добавления нефтешламов в асфальтобетонную смесь:
— нефтяной шлам вводится в каменный материал в количестве 3%, затем температура смеси доводится до температуры 140-160 °С и подаются минеральный порошок и битум.
— нефтяной шлам в количестве 13% подается в нагретый до 160 °С песок и щебень. Далее вводится минеральный порошок, производится равномерное распределение компонентов в смеси. После чего добавляется вязкий битум температурой 140-160 °С и производится окончательное смешение.
Введение нефтешлама обеспечивает хорошее обволакивание вяжущим минерального минерала и позволяет снизить расход вязкого битума до 2 % битума [4]. Нефтешламы также можно применять в качестве добавки к битуму.
Установлено, что введение неф-тешламов в битумополимеры в количестве 1,5-60% увеличивает интервал пластичности в 1,5-2 раза, что положительно сказывается на трещинно-стойкости, теплоустойчивости асфальтобетонов. Добавка нефтешламов в битум до 60% по массе сохраняет исходную марку битума и позволяет снизить расход битума на 8%2. В работе И.В. Граматикова3 изложена возможность использования водосодержащих нефтешламов при производстве асфальтобетонных смесей. При этом получаются асфальтобетонные смеси с улучшенными физико-механическими характеристиками на основе кампаун-дирования водосодержащих нефтеш-ламов и анилиновой смолы с битумом в процессе вспенивания-вяжущего. Технология вспенивания позволяет равномернее распределить вяжущее в смеси, тем самым увеличивается поверхность минеральных зерен покры-
тая битумом и вода не будет иметь доступа к этой поверхности. Введение в битум нефтешламов увеличивает адгезию, что является резервом для снижения количества дорогостоящего битума в асфальтобетоне. Количество битума в асфальтобетонной смеси (6,5%) при введении нефтешламов снижается на 8%.
2. В качестве вяжущего для укрепления грунтов
Известны способы укрепления грунтов вяжущими на основе нефтеш-ламов1,3 [5, 6, 7].
Данные способы предполагают комплексное применение нефтешла-мов с неорганическими вяжущими (известь, известьсодержащие отходы производства, цемент и др.). Прочность образцов грунтов, укрепленных такими вяжущими, в водонасыщенном состоянии может достигать 1,0-1,8 МПа, водопоглощение 1,0-2,3%4 [2].
3. В качестве вяжущего для получения органоминеральных смесей
Нефтешламы, содержащие в своем составе значительное количество асфальтенов и смол возможно применять для получения органоминеральных смесей3. При этом повышается их прочность и снижается водопоглощение. Применение нефтешламов для производства органоминеральных смесей снижает стоимость устройства покрытий дорожных одежд автомобильных дорог. Смешение нефтешлама с
1Ильина О.Н. Обоснование технологии строительства оснований дорожных одежд из минеральных материалов, обработанных цементом с добавкой нефтешлама: автореф. . дисс. канд. тех. наук. М., 2005. 18 с. / Ilina O.N. Proof of technology of construction of the bases of road clothes from the mineral materials processed by cement with addition of oil sludge: the abstract of the dissertation of Candidate of technical sciences.
Moscow, 2005. 18 p.
2Давыденко О.В. Стабилизация структуры модифицированных битумных вяжущих дорожного назначения: дисс. . канд. техн. наук. Самара, 1999. / Davydenko O. V. Stabilization of the structure of modified bitumen binders for road use: Candidate’s Dissertation in technical sciences. Samara, 1999.
3Трифонов А.А. Органоминеральные дорожно-строительные материалы с использованием нефтешламов: дисс. . канд. техн. наук. 2005. С. 194. / Trifonov A.A. Organomineral road-construction materials with the use of oil sludge: Candidate’s Dissertation in technical sciences.
2005, pp. 194.
4Граматиков И.В. Утилизация нефтяного шлама и анилиновой смолы в дорожном строительстве (метод защиты окружающей среды): дисс. . канд. техн. наук. Волгоград, 1999. 208 с. / Grammatikov I.V. Utilization of oil sludge and aniline resin in road construction (environmental protection method): Candidate’s Dissertation in technical sciences.
Volgograd, 1999. 208 p.
минеральными материалами можно производить на площадках временного хранения отмытого нефтешлама экскаватором [8-11] или
непосредственно на дороге при помощи дорожных фрез или автогрейдера.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что применение нефтешламов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог является эффективным направлением их
вторичного использования, и позволяет:
1. Улучшить качество асфальтобетонных смесей за счет повышения механической прочности, водоустойчивости, морозостойкости, снижения водопоглощения, набухания;
2. Увеличить объемы использования местных грунтов в конструкциях автомобильных дорог и снизить себестоимость дорожных одежд;
3. Снизить экологическую нагрузку в регионах.
1. Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), систематизированные по видам экономической деятельности за год [Электронный ресурс]. URL:http://38.rpn.gov.ru/opendata (22.08.2018).
2. Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов В.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975. 72 с.
3. Руденская И.М., Руденский А.В. Органические вяжущие для дорожного строительства. М.: Транспорт, 1994. 255 с.
4. Нефтешламы — общее описание проблемы [Элетронный ресурс]. URL:http://www.mpoltd.ru/ poleznoe/282-nefteshlamy-obshchee.html (22.08.2018).
5. Турсумуратов М.Т., Бекбулатов Ш.Х. Использование шламов в дорожном строительстве // Вестник НИА РК. 2010. № 1. С.108-115.
6. А.с. №1470829 Композиция для устройства дорожных оснований. Е 01 С 7/36, Е 02 О 3/12.
7. А.с. №607870. Грунтобетонная смесь / Н.С. Колбас, А.И. Баранов, Т.С. Русинова, М.А. Ковалева.
Е 01 С 7/36 С 08 Ь 95/00.
8. Баранов Д.С. Переработка нефтяных шламов битуминизированных песков // Автомобильные дороги. 1992. № 5-6. С. 18-19.
9. Юшков Б.С., Минзуренко А.А. О применении отходов нефтяной отрасли в дорожном строительстве // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2010. № 6. С. 41-45.
10. Шабуров С.С., Уласович Р.П. Органоминеральные смеси в основаниях и покрытиях автомобильных дорог в суровых климатических условиях // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 2 (13).
С. 112-118.
11. Бурмистров Д.В., Скрыпников А.В., Козлов
B.Г., Кондрашова Е.В., Логачев В.Н. Возможность применения нефтеполимерных вяжущих в конструктивных слоях дорожной одежды автомобильных дорог // Системы. Методы. Технологии. 2016. № 3 (31).
1. Svedeniya ob obrazovanii, ispol’zovanii, obezvrezhivanii, transportirovanii i razmeshchenii otkhodov proizvodstva i potrebleniya po forme 2-TP (otkhody), sistematizirovannye po vidam ekonomicheskoi deyatel’nosti za god [Information on the formation, use, disposal, transportation and placement of production and consumption waste in the form of 2-TP (waste), systematized by types of economic activity for the year]. Available at: http://38.rpn.gov.ru/opendata (accessed 22 August 2018).
2. Bezruk V.M., Lintser A.V., Yurchenko V.A., Ilyasov V.F. Primenenie neftegrunta v stroitel’stve avtomobil’nykh dorog [Application of the oil soil in
road construction]. Moscow: Transport Publ., 1975. 72 p.
3. Rudenskaya I.M., Rudenskii A.V. Organiches-kie vyazhushchie dlya dorozhnogo stroitel’stva [Organic binders for road construction]. Moscow: Transport Publ., 1994. 255 p.
4. Nefteshlamy — obshchee opisanie problemy [Oil sludge General description of the problem]. Available at::http://www.mpoltd.ru/poleznoe/282-nefteshlamy-obshchee.html (accessed 22 August 2018).
5. Tursumuratov M. T., Bekbulatov Sh. Kh. The use of sludge in road construction Ispol’zovani-eshlamov v dorozhnomstroitel’stve. Vestnik NIA
RK [Bulletin of the NIA RK]. 2010, no. 1, pp. 108-115.
6. A.s. № 1470829 Kompozitsiya dlya ustroistva dorozhnykh osnovanii. E 01 S 7/36, E 02 O 3/12.
7. Kolbas N.S., Baranov A.I., Rusinova T.S., Kovaleva M.A. A.s. № 607870. Gruntobeton-nayasmes’.E 01 S 7/36 S 08 » 95/00.
8. Baranov D.S. Processing of oil slurries of bitu-minized Sands. Avtomobil’nye dorogi [Automobile roads].1992,no. 5-6, pp. 18-19.
9. Yushkov B.S., Minzurenko A.A. The Ministry of Oil and gas industry on the use of waste in the construction of the oil and gas industry. Zashchita okruzhay ushche i sredy v neftegazovom kom-
plekse [Environment protection in the oil and gas complex]. 2010, no. 6, pp. 41-45.
10. Shaburov S.S., Ulasovich R.P. Organo-mineral mixtures in basements and road covers in severe climate conditions. Izvestiya vuzov. Inves-titsii. Stroitel’stvo. Nedvizhimost’ [Proceedings of Universities. Investment.
Construction. Real estate]. 2015, no. 2 (13), pp. 112-118.
11. Burmistrov D.V., Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Kondrashova E.V., Logachev V.N. Possibility to use petroleum polymer binders in the structural layers of road pavement roads. Sistemy. Me-tody. Tekhnologii [Systems.
Methods. Technologies]. 2016, no. 3 (31), pp. 147-154.
Лофлер М., Шелегов В.Г., Слободчикова Н.А. имеют равные авторские права. Шелегов В.Г., Слободчикова Н.А. несут ответственность за плагиат.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Lofler M, Shelegov V.G., Slobodchikova N.A. have equal author’s rights. Shelegov V.G., Slobodchikova N.A. bear the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
Источник: cyberleninka.ru
Утилизация нефтесодержащих отходов и применение их в строительной отрасли
Тимофеев, Э. А. Утилизация нефтесодержащих отходов и применение их в строительной отрасли / Э. А. Тимофеев, Н. Г. Курамшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/134/35088/ (дата обращения: 12.10.2022).
Утилизация нефтесодержащих отходов иприменение их встроительной отрасли
Тимофеев Эдуард Александрович, магистрант;
Курамшина Наталья Георгиевна, профессор, научный руководитель
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Согласно современным требованиям природопользования, выполнение любой хозяйственной деятельности не должно приводить к необратимым нарушениям природной среды. Добыча, транспортировка, хранение и использование нефтепродуктов относятся к наиболее агрессивным отраслям по сумме техногенных факторов, оказывающих воздействие на окружающую среду. Последствиями подобного воздействия могут повлечь за собой экологические проблемы [1].
Нефтесодержащие отходы оказывают негативное воздействие практически на все компоненты природной среды: поверхностные и подземные воды, почвенной покров, атмосферный воздух, животный и растительный мир, а также население региона. Одной из первоочередных проблем при обращении с нефтесодержащими отходами выступает выбор оптимальной схемы их утилизации или обезвреживания [5].
Защита природной среды от жидких и твердых буровых отходов, является важной задачей. Буровые отходы состоят из сточных вод, отработанного раствора и бурового шлама. Не менее актуальная задача — всесторонней экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе за счет рационального использования вторичных ресурсов [2, 3].
Отходы размещаются в специальных шламовых амбарах, снабженных противофильтрационным экраном, выполненным, чаще всего, из геомембраны. При этом залегание бурового шлама происходит на дне, а жидкая фаза располагается сверху. Распределение нефтяных включений в шламовом амбаре происходит следующим образом: 7–10 % находится буровом шламе, 5–10 % растворено в жидких отходах, а основная часть размещается на поверхности амбара, образуя плен [5].
В последние годы нефтедобывающими предприятиями в производство внедряются различные технологические решения, направленные на утилизацию нефтесодержащих отходов. Следует отметить, что унифицированного способа их переработки с целью обезвреживания и утилизации не существует. Все известные технологии переработки нефтесодержащих отходов и их характеристики приведены в таблице 1.
Характеристика основных методов утилизации нефтяных шламов
Основной классификационный признак
Разновидность метода
Основные преимущества
Ограничение виспользовании
Сжигание в открытых амбарах
Не требует больших капитальных затрат
Неполное сгорание нефтепродуктов, опасность загрязнения атмосферы продуктами сгорания
Сжигание в печах различного типа конструкций
Объем образующейся золы в 10 раз меньше исходного продукта
Большие затраты по очистке и нейтрализации дымовых газов
Сушка в сушилках различных конструкций
Уменьшение объема в 2–3 раза. Сохранение ценных компонентов. Комбинирования с другими процессами
Большие расходы тепла
Высокая степень разложения. Возможность использования продуктов разложения
Высокие материальные и энергетические затраты
Затвердевание путем диспергирования с гидрофобными реагентами на основе извести или других материалов
Высокая эффективность процесса переработки нефтесодержащих отходов в порошкообразный гидрофобный материал, использование в дорожном строительстве
Требует применения специального оборудования, значительного количества негашеной извести высокого качества
Биоразложение путем внесения нефтесодержащих отходов в пахотный слой
Сравнительно небольшие затраты и использование сельскохозяйственной техники
Требует значительных земельных участков, опасность загрязнения почвы вредными соединениями
Биоразложение с специальными штаммами бактерий, биогенных добавок
Возможность интенсификации процесса. Требует незначительных капитальных и энергетических затрат
Требуется значительная подготовка земельных участков и специальное оборудование
Не требует больших капитальных и эксплуатационных затрат
Низкая эффективность разделения
Разделение в центробежном поле
Возможность интенсификации процесса
Требуется специальное оборудование
Низкие затраты. Высокая степень надежности метода. Более высокое качество целевых продуктов
Необходимость смены и регенерации фильтрующихся материалов
Требуется специальное оборудование, растворители
Необходимость регенерации экстрагента, неполнота извлечения из отходов
Применение специально подобранных поверхностно-активных веществ
Возможность интенсификации процессов по методам биоразложения, гравитационного, разделение в центробежном поле
Высокая стоимость реагентов. Требует применения дозирующего оборудования, перемешивающих устройств.
Среди существующих методов разделения нефтесодержащих шламов наиболее перспективным является центрифугирование с использованием флокулятов. Центрифугированием можно достичь эффекта извлечения нефтепродуктов на 85 %, механических примесей — на 95 %. При реагентной обработке изменяются свойства нефтешламов: повышается водоотдача, облегчается выделение нефтепродуктов [4, 5].
Нефтесодержащие шламы, из-за значительного содержания нефтепродуктов, относятся к вторичным материальным ресурсам. Использование их в качестве сырья является одним из рациональных способов утилизации, так как при этом достигается определенный экологической и экономический эффект [6].
В основном они применяются в качестве вторичного сырья в дорожном строительстве, где используются как добавки, повышающие качество асфальтобетонной смеси за счет повышения прочности, снижения водопоглощения и уменьшения стоимости дорожного покрытия. Рекомендуемые смеси имеют следующий состав: грунт 75–85 %; известь 4–5 %; нефтяной шлам 2–4 %; вода 8–16 %. Технология применения нефтяного шлама при производстве асфальтобетона заключается в подаче его в определенном количестве в нагретый до 220ºС песок и щебень. Далее подают минеральный порошок, после равномерного распределения в смесь вводят вязкий битум с температурой 140–160ºС и окончательно перемешивают [7].
Нефтяной шлам может использоваться в качестве сырья для изготовления строительных материалов, например для производства теплоизоляционного материала, включающего высокотемпературное волокно, огнеупорную глину и полиакриламид. Для повышения прочности и морозостойкости бетона в бетонную смесь рекомендуется вводить нефтяной шлам в количестве 1,5–2,5 %.
Кроме того, он применяется в составе шихты для производства фасадной плитки и при изготовлении минераловатных плит, что позволяет обеспечить гидрофобность изделий и снижение их объемной массы. Нефтяной шлам находит применение также для производства кирпича и керамзита. Нефтяной шлам может использоваться не только в качестве битумного связующего, но и в качестве модификаторов при производстве гидроизоляционной мастики [8].
Применение нефтесодержащих отходов встроительстве
Наименование
Область применения
Шлакоблоки по ГОСТ 6133–99. Камни бетонные стеновые. Технические условия от 01.01.2002 г. (изм. от 19.07.2010)
Малоэтажное строительство – для ограждающих и несущих конструкций, подсобных зданий
Плитка тротуарная по ГОСТ 17608–91. Плиты бетонные тротуарные. Технические условия (с Изменением № 1), утв. Постановлением Госстроя СССР от 03.04.1991 г. № 14 (в ред. от 01.09.2003)
Устройство сборных покрытий тротуаров
Бордюрный камень по ГОСТ 6665–91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия (утв. Постановлением Госстроя СССР от 03.04.1991 г. № 13)
Отделение проезжей части улиц от тротуаров, газонов, площадок и т. д.
Связующие смеси по ГОСТ 23558–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия (с Изменениями № 1, 2), утв. Постановлением Госстроя России от 21.07.1994 г. № 18–1 (в ред. от 01.08.2005)
Устройство оснований и дополнительных слоев оснований автодорог с капитальным, облегченным и переходными типами дорожного покрытия
Гранулированный заполнитель по ГОСТ 22263–76. Щебень и песок из пористых горных пород. Технические условия (с Изменением № 1), утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.12.1976 г. № 200 (в ред. от 04.12.2000)
Продукт по ГОСТ 17.1.3.02–77. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны вод от загрязнения при бурении и освоении морских скважин нефти и газа (с Изменением № 1), утв. Постановлением Госстандарта СССР от 06.07.1977 г. № 1695 (в ред. от 01.05.2002)
Добавка в промывочную жидкость
ГОСТ 9757–90. Гравий, щебень и песок искусственные пористые. Технические условия от 01.01.1991г. (Изм. от 19.07.2010)
Добавка при производстве керамзитного гравия
Таким образом, в связи с возрастающими требованиями к охране окружающей среды, проблема утилизации нефтесодержащих отходов является актуальной и требует как разработки новых, так и совершенствования существующих методов их утилизации и особенно в строительных технологиях.
1. Жаров О. А., Лавров В. Л. Современные методы переработки нефтешламов // Экология производства. 2004. № 5. С. 43–51.
2. Ручкинова О. И., Вайсман Я. И. Экологическая безопасность предприятий нефтедобывающего комплекса (система управления нефтеотходами) // Инженерная экология. — 2003. — № 2. — С. 15–26.
3. Техника и технология утилизации нефтяных отходов / Н. С. Минигазимов, В. А. Расветалов, И. Н. Минигазимов, А. Тараф. — Уфа, 2010. — 316 с.
4. Баширов В. В. и др. Техника и технология поэтапного удаления и переработки амбарных шламов. М., 1992.
5. Сметанин В. Л., Казначеева З. В. Обработка нефтешламов: Тез. Докл. 27 науч.-техн. Конф. Пермского политехнического института.
Ч.2. Пермь, 1991.
6. Минигазимов Н. С. Нефтешламы — резерв углеводородного сырья в РБ // Ресурсы — и энергосбережения в РБ: проблемы и решения: Тр. I науч. — техн. респ. конф., Ч 2, Уфа, 17 октября 1997. — Уфа, 1997. — С. 6–10.
7. Аминова А. С., Гайбуллаев С. А., Джураев К. А. Использование нефтешламов — рациональный способ их утилизации// Молодой ученый. — 2015. — № 2. С. 124–125.
8. Джураев К.А., Аминова А. С., Гайбуллаев С. А. Основные методы обезвреживания и утилизации нефтеотходов // Молодой ученый, № 10 (69), 2014. — С. 136–137.
Основные термины (генерируются автоматически): нефтяной шлам, отход, специальное оборудование, буровой шлам, постановление Госстроя СССР, природная среда, высокое качество, дорожное покрытие, дорожное строительство, центробежный пол.
Похожие статьи
Оценка воздействия бурового шлама на окружающую.
Шламовые амбары с токсичным буровым шламом выводят из оборота значительные площади земель. Общие объемы отходов зависят от применяемой технологии бурения, глубины и
Рассмотрим подробнее воздействие бурового шлама на окружающую природную среду.
Производственные отходы при бурении и буровой шлам
Ключевые слова: производственные отходы, бурение, буровой шлам.
БРНО образует наибольший объем и самую высокую стоимость ликвидации отходов. Существует два метода обработки, которые используются на настоящий момент: Вертикальный центробежный.
Технология утилизации буровых шламов с получением.
Цель работы заключалась в разработке технологии утилизации токсичных буровых шламов с получением экологически чистых дорожно-строительных материалов, пригодных для строительства внутрипромысловых дорог в условиях Западной Сибири.
Аналитические исследования и разработка технологии утилизации.
Основные термины (генерируются автоматически): буровой шлам, шламовый амбар, окружающая среда, континентальный шельф, обезвреженный буровой шлам, жидкая фаза, отход, Россия
Оценка воздействия бурового шлама на окружающую природную среду.
Подходы и технологические решения по ликвидации накопленного.
Кроме того, для уменьшения и предотвращения накопления буровых отходов в дальнейшем
После окончания строительства скважин такой шлам может вывозиться в места для сброса
1. Н. Н. Красногорская, Н. А. Трифонова. Утилизация и переработка нефтяных шламов в.
Эколого-экономический анализ предотвращенного ущерба почве.
Основные термины (генерируются автоматически): шламовый амбар, буровой шлам, окружающая среда, объем, размер вреда, выбуренная порода, расчет
Технология утилизации буровых шламов с получением экологически чистого дорожно-строительного материала.
Разработка комплексной технологии переработки нефтяных.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, метод экстракции, амбар, зачистка резервуаров, природная среда, физико-химический метод переработки нефтешламов.
Исследования по разделению нефтяных шламов в поле центробежных сил.
Выбор метода обезвреживания и очистки нефтяных шламов
— переработка нефтяных шламов на газ и парогаз, в нефтепродукты; — использование нефтешламов как сырье (компоненты других отраслей народного хозяйства)
Одной из наиболее широких областей применения нефтешламов является дорожное строительство.
Использование нефтешламов — рациональный способ их.
Нефтешлам может применяться в качестве смазочной добавки к буровым растворам вместо сырой нефти. [2–3].
Основные термины (генерируются автоматически): нефтешлам, качество, нефтяной шлам, вторичное сырье, качество сырья, природный газ, производство.
Источник: moluch.ru