Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чазов А.В., Соколов С.А.
Освоение новых материалов связано с решением различных проблем. Рассматриваются вопросы использования шлакощелочных вяжущих в основаниях дорог при изменении различных факторов в процессах твердения смеси. Применение шлаков позволяет снизить затраты на строительство дорог за счет использования местных ресурсов и снижения транспортных расходов.
Кроме того, уменьшается вредное воздействие на окружающую среду. Использование шлаков также позволяет укрепить различные грунты в основаниях дорог . При этом необходимо учитывать, как происходит твердение шлакощелочных вяжущих в зависимости от температуры. На процесс твердения также оказывают влияние различные химические добавки . На практике установлено, что возможно применение шлакощелочных вяжущих при строительстве дорог в зимних условиях, при этом необходимо учитывать, что вяжущие смеси затворяются не водой, а водными растворами соединений щелочных металлов.
ДОРОГИ ИЗ УГОЛЬНОЙ ЗОЛЫ
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чазов А.В., Соколов С.А.
Влияние вида и содержания цеолитсодержащих добавок на прочность камня композиционных шлакощелочных вяжущих с содовым затворителем
Slag-alkaline binders in road base
The development of new materials involves various problems. The article examines the use of slag binders in road foundations when changing various factors in the processes of hardening of the mixture. The use of slag reduces the cost of road construction due to primeneniya local resources and reduce transportation costs. In addition, reduced harmful impact on the environment. The use of slag also allows you to strengthen various soils in the road base . It is necessary to consider how the hardening slag binders depending on the temperature.
Also, the hardening process is influenced by various chemical additives . In practice ustanovleno that perhaps the use of slag binders in road construction in winter conditions, it is necessary to consider that binders, semi shut not water, and aqueous solutions of compounds of alkali metals.
Текст научной работы на тему «Шлакощелочные вяжущие в основаниях дорог»
Чазов А.В., Соколов С.А. Шлакощелочные вяжущие в основаниях дорог // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. — 2016. — Т. 7, № 3. — С. 5-10. DOI: 10.15593/2224-9826/2016.3.01
Chazov A.V., Sokolov S.A. Slag-alkaline binders in road base. PNRPU Bulletin. Construction and Architecture. 2016. Vol. 7, no.
3. Pp. 5-10. DOI: 10.15593/2224-9826/2016.3.01
ВЕСТНИК ПНИПУ. СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА Т. 7, № 3, 2016 PNRPU BULLETIN. CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE http://vestnik.pstu.ru/arhit/about/inf/
DOI: 10.15593/2224-9826/2016.3.01 УДК 624.131.22
ШЛАКОЩЕЛОЧНЫЕ ВЯЖУЩИЕ В ОСНОВАНИЯХ ДОРОГ А. В. Чазов1, С.А. Соколов2
Из шлака — в дорожное покрытие и запчасти для машин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия 2 Пермский проектный институт нефти и газа, Пермь, Россия
Получена: 16 марта 2016 Принята: 27 апреля 2016 Опубликована: 30 сентября 2016
Ключевые слова: основания дорог, вяжущие, сроки схватывания, химические добавки, отрицательная температура
Освоение новых материалов связано с решением различных проблем. Рассматриваются вопросы использования шлакощелочных вяжущих в основаниях дорог при изменении различных факторов в процессах твердения смеси. Применение шлаков позволяет снизить затраты на строительство дорог за счет использования местных ресурсов и снижения транспортных расходов.
Кроме того, уменьшается вредное воздействие на окружающую среду. Использование шлаков также позволяет укрепить различные грунты в основаниях дорог. При этом необходимо учитывать, как происходит твердение шлакощелочных вяжущих в зависимости от температуры. На процесс твердения также оказывают влияние различные химические добавки. На практике установлено, что возможно применение шлакощелоч-ных вяжущих при строительстве дорог в зимних условиях, при этом необходимо учитывать, что вяжущие смеси затворяются не водой, а водными растворами соединений щелочных металлов.
Chazov A.V., Sokolov S.A. / PNRPU Bulletin. Construction and Architecture, vol. 7, no. 3 (2016), 5-10
SLAG-ALKALINE BINDERS IN ROAD BASE A.V. Chazov1, S.A. Sokolov2
1 Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation
Perm Design Institute of Oil and Gas, Perm, Russian Federation
ARTICLE INFO ABSTRACT
The development of new materials involves various problems. The article examines the use of slag binders in road foundations when changing various factors in the processes of hardening of the mixture. The use of slag reduces the cost of road construction due to primeneniya local resources and reduce transportation costs. In addition, reduced harmful impact on the environment. The use of slag also allows you to strengthen various soils in the road base.
It is necessary to consider how the hardening slag binders depending on the temperature. Also, the hardening process is influenced by various chemical additives. In practice ustanovleno that perhaps the use of slag binders in road construction in winter conditions, it is necessary to consider that binders, semi shut not water, and aqueous solutions of compounds of alkali metals.
Интенсификация производства и решение социальных проблем Пермского края невозможны без развитий сети автомобильных дорог. Однако интенсивное строительство дорог требует развития промышленности по производству шлакощелочных вяжущих.
Замена шлаками цемента, щебня и минерального порошка, на изготовление которых расходуется большое количество материальных и энергетических ресурсов, сопровождается резким снижением расхода топлива, электроэнергии и трудовых затрат на единицу строительной продукции. Многолетний опыт дорожных организаций показывает, что себестоимость шлаковых дорожно-строительных материалов намного ниже себестоимости аналогичной продукции и естественных горных пород.
Применение шлаков в дорожном строительстве позволяет:
— улучшить условия охраны окружающей среды;
— рационально использовать местные сырьевые ресурсы;
— снизить потребность в транспорте, в том числе в железнодорожном.
В Пермском национальном исследовательском политехническом университете в течение ряда лет проводились работы по практическому использованию шлакощелочных вяжущих в дорожном строительстве. Установлено, что доменные молотые шлаки, активизированные щелочным компонентом, обладают высокой активностью, а грунты, укрепленные на их основе, — высокой прочностью. Более того, укрепление грунтов вяжущим на основе доменных шлаков имеет практическую ценность, так как шлаки позволяют укреплять грунты от полевых песков до отдельных видов глин [1-4].
В частности, исследовались вопросы зависимости колебаний температуры среды и сроков схватывания шлакощелочных вяжущих. Как установлено, сроки схватывания минеральных вяжущих веществ существенно зависят от температурных условий твердения. Это играет решающую роль в технологии приготовления и укладки шлакогрунтовых смесей в основания дорог [4].
Основная проблема в технологии зимнего бетонирования — оптимизация сроков схватывания исследуемых смесей как при положительных, так и при отрицательных температурах.
road base, binder, setting time, chemical additives, negative temperature
Чазов А.В., Соколов С.А. /Вестник ПНИПУ.
Строительство и архитектура, т. 7, № 3 (2016), 5-10
Сроки схватывания шлакощелочного вяжущего (ШЩВ) определяются скоростью процесса структурообразования. Следовательно, основная задача — управление сроками схватывания в зависимости от вида шлакощелочного вяжущего и температуры среды твердения (табл. 1).
Влияние удельной поверхности, температуры и плотности затворителя на сроки схватывания шлакощелочного вяжущего
Influence of the specific surface area, temperature and density of a mixing setting time slag-alkaline binder
S = 380 м2/кг S = 560 м2/кг
Плотность Температура среды T, °C Температура затворителя T, °C
затворителя 20 50 20 50
p, г/см3 Начало, Конец, Начало, Конец, Начало, Конец, Начало, Конец,
ч-мин ч-мин ч-мин ч-мин ч-мин ч-мин ч-мин ч-мин
10 3-15 7-20 2-41 6-45 2-40 6-25 2-10 5-45
20 2-10 4-30 1-43 4-15 2-15 3-50 1-27 4-40
1,16 30 1-35 2-41 0-46 2-51 1-21 3-00 0-40 2-38
40 0-48 2-20 0-41 1-30 0-45 1-40 0-21 1-00
50 0-30 1-10 0-20 0-50 0-46 0-40 0-17 0-35
10 2-40 6-18 1-42 5-05 2-23 5-10 1-08 4-24
20 2-20 4-34 1-40 4-25 1-32 4-25 0-54 3-10
1,20 30 1-26 2-30 1-00 2-06 1-00 2-10 0-46 1-35
40 0-28 1-21 0-36 1-18 0-40 1-13 0-26 0-45
50 0-20 0-40 0-15 0-42 0-15 0-50 0-24 0-31
10 2-13 4-40 1-20 4-30 2-00 3-50 0-54 3-50
20 1-40 4-20 1-10 3-40 1-13 4-00 0-40 3-00
1,24 30 0-34 2-15 1-00 2-15 1-04 1-45 0-30 1-10
40 0-28 1-00 0-30 0-48 0-48 1-10 0-21 0-48
50 0-27 0-41 0-16 0-30 0-15 0-35 0-16 0-38
Исследования вяжущих проводили на тесте нормальной густоты, приготовленном на смеси щелочей с плотностью1 р = 1,16; 1,20; 1,24 г/см3. Согласно табл. 1 наиболее короткие сроки схватывания — при плотности затворителя р = 1,24 г/см3, с уменьшением плотности до 1,14 г/см3 сроки значительно удлиняются.
Увеличение удельной поверхности шлака приводит к сокращению сроков схватывания. Наибольшее влияние на сроки схватывания оказывает температурный фактор. Для выявления влияния температуры на сроки схватывания молотый шлак подогревом доводим до температуры +50 °С (см. табл. 1).
Наиболее приемлемой по технологическим требованиям и срокам схватывания шла-кощелочного вяжущего является температура до +20 °С.
С целью регулирования сроков схватывания шлакощелочного вяжущего использовались следующие химические добавки: Ка2С03, К2С03, КБ и лингосульфат технический (ЛСТ) (табл. 2).
1 ГОСТ 12248-96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости — М., 1996;
ГОСТ 19912-2001. Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием. — М.: МНТКС, 2001;
ГОСТ 20276-99. Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости. — М.: МНТКС, 1999.
Chazov A.V., Sokolov S.A. / PNRPU Bulletin.
Construction and Architecture, vol. 7, no. 3 (2016), 5-10
Сроки схватывания ШЩВ с химическими добавками
The setting time of the slag-alkaline binders with chemical additives
Плотность Химическая Температура затворителя T, ° C
затворителя p, г/см3 добавка, в % от массы шлака
Начало, ч-мин Конец, ч-мин Начало, ч-мин Конец, ч-мин
0,05 0-52 1-08 0-23 0-50
1,16 0,1 1-05 1-23 0-36 1-15
0,5 1-17 1-49 2-56 1-55
0,05 0-43 0-57 0-25 0-39
1,20 0,1 0-56 1-18 0-35 0-55
0,5 1-06 1-50 0-50 1-23
0,05 0-41 1-08 0-11 0-36
1,24 0,1 0-51 1-24 0-23 0-42
0,5 1-07 1-54 0-42 1-05
0,05 1-06 1-48 0-55 1-38
1,16 0,1 0-27 2-27 1-15 2-30
0,5 2-52 5-17 1-56 3-28
0,05 0-58 2-08 0-48 1-22
1,20 0,1 1-20 2-10 1-04 2-12
0,5 2-28 4-28 1-25 2-49
0,05 0-53 1-28 0-45 1-15
1,24 0,1 1-15 1-53 0-55 1-25
0,5 1-51 3-13 1-05 2-15
0,05 1-04 1-52 0-54 1-58
1,16 0,1 1-23 2-02 1-07 1-50
0,5 1-36 2-11 1-16 2-29
0,05 1-02 1-40 0-52 1-35
1,20 0,1 1-07 1-48 0-58 1-14
0,5 1-18 1-58 1-05 2-05
0,05 0-55 1-10 0-45 1-25
1,24 0,1 1-05 1-24 0-53 1-36
0,5 1-10 1-43 0-58 1-58
0,05 1-35 2-23 0-52 2-00
1,16 0,1 2-25 3-05 1-11 2-24
0,5 5-22 7-02 2-25 5-10
0,05 1-05 1-42 0-50 1-50
1,20 0,1 2-04 2-54 0-55 2-15
0,5 5-10 6-58 2-10 4-55
0,05 0-58 1-32 0-41 1-30
1,24 0,1 1-35 2-07 0-46 2-04
0,5 4-40 6-35 2-05 4-35
Исследования показали, что химические добавки Ка2С03, К2С03, КаБ, вводимые в шлакощелочное тесто в количестве от 0,05 до 0,1 % от массы шлака, не удлиняют сроки схватывания (см. табл. 2). Наилучшие результаты достигаются при введении КБ в коли-
Чазов А.В., Соколов С.А. /Вестник ПНИПУ.
Строительство и архитектура, т. 7, № 3 (2016), 5-10
честве 0,5 % от массы шлака. Сроки схватывания при этом удлиняются более чем в два раза при равных условиях с контрольным составом без добавок.
В целом процессы твердения шлакощелочного вяжущего при температуре ниже 0 °С показали, что интенсивность процесса зависит от плотности и температуры затворителя, а также от удельной поверхности шлака. При понижении температуры до T = 20 °С сроки схватывания шлакощелочного вяжущего на растворах смеси щелочей с p = 1,20 г/см3 существенно удлиняются. Анализируя влияние раннего замораживания на интенсивность роста прочности шлакощелочного камня, установлено, что при низких температурах интенсивность твердения замедляется, но не прекращается, и с повышением температуры до положительного знака прочность шлакощелочного камня растет [5-8].
При использовании этой особенности шлакощелочных вяжущих появляется возможность ведения дорожно-строительных работ в зимних условиях. Важной особенностью является то, что вяжущие смеси затворяются не водой, водными растворами соединений щелочных металлов, температура замерзания которых значительно ниже 0 °С [2, 3]. Результаты исследований использовались при строительстве автодороги Савочкины ключи — Грань Большесосновского района Пермского края [4].
Проводимые в дальнейшем опытные работы на конструктивных слоях дорожных одежд подтвердили как техническую, так и экономическую целесообразность применения в основаниях дорог местных материалов, укрепленных шлакощелочными вяжущими.
1. Чазов А.В. Процессы твердения шлакогрунтов и технология устройства оснований дорог при положительных и отрицательных температурах: дис. . канд. техн. наук. -Пермь, 1997. — 130 с.
2. Чазов А.В., Шишмакова М.С. Шлакощелочные материалы в дорожном строительстве // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. — 2012. — № 1. — С. 114-117.
3. Ростовская Т.С. Исследование грунтосиликатных бетонов на основе вяжущих, содержащих глинистые компоненты: дис. . канд. техн. наук. — Киев, 1998. — 140 с.
4. Применение шлакощелочных материалов в дорожном строительстве / Б. С. Бата-лин, А.В. Чазов [и др.] // Пермские строительные ведомости. — 1997. — № 2. — С. 10-13.
5. Трофименков Ю.Г. Статистическое зондирование грунтов в строительстве (зарубежный опыт). — М.: Изд-во ВНИИНТПИ, 1995. — 127 с.
6. Цытович Н.А. Механика грунтов. — М.: Высшая школа, 1983. — 288 с.
7. Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения / под общ. ред. В.А. Ильичева и Р.А. Мангушева. — М.: АСВ, 2014. — 728 с.
8. Гольдфельд И.З., Смирнова Е.А. Взаимосвязь показателей статистического зондирования грунтов установками первого и второго типов // Геотехника. — 2012. — № 2. — С. 4-13.
1. Chazov A.V. Protsessy tverdeniia shlakogruntov i tekhnologiia ustroistva osnovanii dorog pri polozhitel’nykh i otritsatel’nykh temperaturakh [The curing process slag ground and technology of the device bases of roads at positive and negative temperatures]. Perm’, 1997. 130 p.
Chazov A.V., Sokolov S.A. / PNRPU Bulletin.
Construction and Architecture, vol. 7, no. 3 (2016), 5-10
2. Chazov A.V., Shishmakova M.S. Shlakoshchelochnye materialy v dorozhnom stroitel’-stve [Slag materials in road construction]. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Stroitel’stvo i arkhitektura, 2012, no. 1, pp.
114-117.
3. Rostovskaia T.S. Issledovanie gruntoselikatnykh betonov na osnove viazhushchikh, soderzhashchikh glinistye komponenty [The study grantseeking concretes based on binders containing clay component]. Kiev, 1998. 140 p.
4. Batalin B.S., Chazov A.V. Primenenie shlakoshchelochnykh materialov v dorozhnom stroitel’stve [The use of slag materials in road construction]. Permskie stroitel’nye vedomosti, 1997, no. 2, pp. 10-13.
5. Trofimenkov Iu.G. Statisticheskoe zondirovanie gruntov v stroitel’stve (zarubezhnyi opyt) [Statistic sounding of soils in construction (foreign experience)]. Moscow: VNIINTPI, 1995. 127 p.
6. Tsytovich N.A. Mekhanika gruntov [Soil mechanics]. Moscow: Vysshaia shkola, 1983. 288 p.
7. Spravochnik geotekhnika. Osnovaniia, fundamenty i podzemnye sooruzheniia [Directory geotechnics. Bases, foundations and underground structures]. Eds. by V.A. Il’ichev, R.A.
Mangushev. Moscow: Assotsiatsia stroitel’nykh vuzov, 2014. 728 p.
8. Gol’dfel’d I.Z., Smirnova E.A. Vzaimosviaz’ pokazatelei statisticheskogo zondirovaniia gruntov ustanovkami pervogo i vtorogo tipov [The relationship of indicators of the statistical sensing of soil units of the first and second types]. Geotekhnika, 2012, no. 2. pp. 4-13.
Источник: cyberleninka.ru
Использование угольного шлака в дорожном строительстве
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗОЛЫ-УНОСА И ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ ОТ СЖИГАНИЯ УГЛЯ НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)».
Коллектив авторов: д-р техн. наук В.В.Сиротюк, инж. Е.В.Иванов.
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — методический документ) содержит рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях при строительстве, реконструкции, ремонтах земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования.
1.2 Методический документ может быть использован при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городских дорог.
1.3 Положения настоящего методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по проектированию и строительству автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 310.2-76 Цементы. Методы определения тонкости помола
ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 5382-91 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 8269.1-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 9078-84 Поддоны плоские. Общие технические условия
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 9179-77 Известь строительная. Технические условия
ГОСТ 9758-2012 Заполнители пористые неорганические для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия
ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 11022-95 Топливо твердое минеральное. Методы определения зольности
ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ГОСТ 22266-94 Цементы сульфатостойкие. Технические условия
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 23227-78 Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и торф. Метод определения свободного оксида кальция в золе
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25100-95, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 25328-82 Цемент для строительных растворов. Технические условия
ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 25592-91 Смеси золошлаковые тепловых электростанций для бетонов. Технические условия
ГОСТ 25818-91 Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Технические условия
ГОСТ 25951-83 Пленка полиэтиленовая термоусадочная. Технические условия
ГОСТ 26644-85 Щебень и песок из шлаков тепловых электростанций для бетона. Технические условия
ГОСТ 28622-2012 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 30515-97 Цементы. Общие технические условия
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
ГОСТ Р 54096-2010 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общественного классификатора продукции
СП 34.13330.2010* Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)
* На территории Российской Федерации действует СП 34.13330.2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка в застройках городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*)
СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты (актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87)
СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)
СП 11-109-98 Изыскания грунтовых строительных материалов
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 активная минеральная добавка к цементу (извести): Тонкодисперсная минеральная добавка к цементу (извести), которая в исходном или измельченном состоянии обладает гидравлическими или пуццоланическими свойствами.
3.2 гранулометрическая добавка: Минеральная добавка для корректировки гранулометрического (зернового) или микроагрегатного состава техногенных грунтов или каменных материалов (смесей), укрепленных или неукрепленных вяжущим.
3.3 зола-уноса (ЗУ): Тонкодисперсный материал размером менее 0,315 мм, образующийся из минеральной части твердого топлива, сжигаемого в пылевидном состоянии, и улавливаемый золоулавливающими устройствами из дымовых газов тепловых электростанций.
3.4 золоминеральная смесь (ЗМС): Рационально подобранная смесь, получаемая смешением минеральных материалов (щебня, песка, отсева дробления, песчано-щебеночных, песчано-гравийных смесей, грунта) с золой-уноса или золошлаковой смесью, строительной известью и (или) цементом (другими минеральными вяжущими), водой и специальными добавками (или без них).
3.5 золоминеральный материал (ЗММ): Искусственный материал из уплотненной золоминеральной смеси, отвечающий нормируемым показателям качества в проектные сроки твердения.
3.6 золоотвал: Место для складирования золы-уноса и шлака в виде золошлаковой смеси.
3.7 золошлаки: Продукты (зола-уноса, шлак топливный, золошлаковая смесь) комплексного термического преобразования горных пород и сжигания твердого топлива.
3.8 золошлаковая смесь (ЗШС): Полидисперсная смесь из золы-уноса и шлака топливного, образующаяся при их совместном удалении на тепловых электростанциях.
3.9 шлак топливный (ШлТ): Грубодисперсный материал размером от 0,315 мм и более, образующийся из минеральной части твердого топлива, агрегирующийся в топочном пространстве котлоагрегатов и удаляемый снизу топки.
4 Классификация золошлаков
4.1 Состав и свойства золошлаков зависят от состава минеральной части топлива, его теплотворной способности, режима сжигания, способа улавливания и удаления, места отбора золошлаков в улавливающих установках или золоотвале.
4.2 Золошлаки по виду сжигаемого угля подразделяют на:
— антрацитовые, образующиеся при сжигании антрацита, полуантрацита и тощего каменного угля (АУ);
— каменноугольные, получаемые при сжигании каменного, кроме тощего угля (КУ);
— буроугольные, образующиеся при сжигании бурого угля (БУ).
4.3 По химическому составу золошлаки делятся на высококальциевые и низкокальциевые (таблица 1).
Источник: docs.cntd.ru