В статье рассматривается проблема использования виртуальной реальности в строительстве. Уделяется внимание проектам, которые можно выполнить с помощью технологий виртуальной реальности (VR). Выполнен анализ литературы по теме исследования. Представлены положительные и отрицательные стороны использования VR и результаты опроса среди студентов, выявляющие актуальность VR-разработок в строительстве. Рассматривается обновление функций при использовании технологий виртуальной реальности не только для клиента, но и для проектировщика
Современный рынок виртуальной реальности (VR) относительно молод, еще несколько лет назад о ней говорили в будущем времени, поскольку ее возможности не использовались в полной мере. Однако уже сейчас мы достаточно хорошо ощущаем высокие темпы продвижения и развития VR по всему миру.
По прогнозам экспертов с 2020 года объем производства и внедрения данных технологий возрастет в 5,7 раза по сравнению с 2017 годом. Эти технологии сегодня позиционируются как новации в различных сферах деятельности [1].
Применение VR в строительстве
Целью исследования является рассмотрение возможностей использования элементов виртуальной реальности в строительстве. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ опыта использования VR в различных сферах деятельности;
- выявление возможностей и методов использования VR в строительной сфере;
- на основе изученного опыта посмотреть, насколько в строительстве используются элементы VR и насколько они актуальны и важны.
Строительный университет предполагает наличие различных строительных специальностей. Мы живем в динамичном XXI веке, в эпоху цифровых технологий. А это значит, что будущих специалистов этих направлений необходимо нацеливать на передовые технологии, к которым относится VR.
Чтобы рассмотреть возможности использования элементов VR в строительстве, обратимся к российским и зарубежным статьям.
Иностранная компания eSUB construction software провела свое исследование, по завершению которого пришла к выводу, что в США строительные компании McCarthy, DPR Construction и Gilbane давно экспериментируют с VR, и заметили преимущества, которые технология может предоставить отрасли. Поэтому уже несколько лет они охотно пользуются технологиями VR. Виртуальная реальность позволяет заинтересованным сторонам и конечным пользователям лучше представить, как будет выглядеть проект, когда он будет завершен. Необходимость внесения изменений после начала строительства может быть дорогостоящей и может увеличить график строительства на недели или месяцы. С VR изменения и неполадки могут быть легко обнаружены и исправлены перед началом строительства.
Майкл Делэйси считает, что в процессе проектирования с помощью прогнозирующих систем модели VR могут помочь пользователям понять и визуализировать, как изменения повлияют на среду проекта. Видение будущего до того, как оно даже произойдет, может предотвратить задержки в расписании, определить сталкивающиеся элементы и уменьшить перерасход средств, позволяя проектным группам сосредоточиться на сборке, а не на макетах с только краткосрочной полезностью. Подрядчики смогут вносить точные изменения с данными, включая подробные измерения, условия на местах и информацию о прошлых переделках, которая доступна мгновенно в прямом, расширенном виде наложения [2].
Джефф Джекобсон и Джим Дрей отметили, что строительная индустрия очень разнообразна и требует динамически развивающихся передовых технологий, таких как VR, для повышения производительности. Но вместе с ее повышением возрастают требования клиента, возникает необходимость в более сложном дизайне, тесное конкурсное давление [3].
Члены издательского дома «Строительный эксперт» А. Ушаков, А. Крупницкий и И. Дроздова сошлись во мнении, что VR позволит снизить затраты на разработку презентационных 3D-материалов, даст возможность тщательно проанализировать объект, просмотреть детально все интересующие части проекта, как интерьера, так и экстерьера. Это прекрасный способ продемонстрировать объект, вызвать «вау»-эффект потенциального заказчика, инвестора, покупателя. Надев очки, они смогут увидеть финальный вариант застройки [4].
Технологии виртуальной реальности используются во многих сферах деятельности: медицина, бизнес, безопасность, образование, социальные коммуникации, развлечение и строительство.
Одни из самых полезных VR-разработок делаются в медицине. Студентам медицинских вузов больше не нужно оттачивать мастерство на умерших, вместо этого появились виртуальные симуляторы с тактильной обратной связью.
Использование VR-программ в образовании, вопреки общему мнению, сводится не только к инженерным и точным наукам и 3D-моделированию. Есть ряд стартапов и проектов, ориентированных на гуманитарные и исторические науки. Так, проект Woofbert предлагает пользователям заглянуть в музеи мира и познакомиться с высоким искусством в виртуальной реальности.
Один из очевидных путей применения VR-технологий в торговле и строительстве – это организация виртуальных туров по квартирам и домам, а также 3D-проектирование новых зданий и интерьеров. Ввиду доступности инструментов, на развитых рынках риелторы и ритейлеры с радостью восприняли и внедрили новую технологию.
Престижные международные киносмотры, в том числе фестиваль в Каннах и «Сандэнс», начинают включать в свои программы VR-фильмы. А в разных городах устраивают даже специализированные фестивали кино-виртуальной реальности.
Так какая же отрасль будет больше всего подвержена влиянию VR? Был проведен опрос среди студентов из различных институтов Нижнего Новгорода (см. рис. 1).
Рисунок 1. Какая отрасль, по вашему мнению, будет наиболее подвержена влиянию виртуальной реальности (VR) в ближайшие 5 лет?
По итогам опроса выявилось, что 19% респондентов считают, а это второе место по количеству процентов, что строительная сфера будет наиболее подвержена влиянию виртуальной реальности в ближайшие 5 лет.
Но поскольку нас больше интересует использование VR в строительной сфере деятельности, рассмотрим реальные строительные проекты, в которых уже использовали эту технологию. Можно усилить статистикой научного сообщества!
Для компаний, деятельность которых связана с дизайном зданий и их интерьеров, важным вопросом является демонстрация клиенту своего продукта (например, новое здание или комплекс зданий, еще не построенная и не распланированная квартира, расстановка мебели или планировка освещения и пр.). Важным моментом является реальность размеров представляемого объекта. Такие возможности для демонстраций и презентаций дают системы VR.
Очень часто новые проекты представляются на крупных профессиональных мероприятиях, где присутствуют потенциальные клиенты. Показ виртуального проекта с высокой степенью достоверности, прогулки и облеты объектов, интерактивное изменение всего проекта или его частей – все это позволит передать потенциальным клиентам и инвесторам наиболее полную информацию о будущем объекте. В отличие от бумажного макета, стоящего на столе, виртуальная реальность позволяет менять модель быстро: все изменения отображаются, как только вы внесли их в CAD.
Главным преимуществом виртуальной реальности по сравнению с просмотром модели на экране обычного ПК является возможность увидеть все в реальном масштабе, походить по виртуальной сцене, погрузиться в ее пространство и воспринять все так, как это будет выглядеть в реальности.
Также системы виртуальной реальности получили широкое применение в области стратегического проектирования развития городов (Urban planning) и разработки генерального плана развития. Фактически система VR является динамически изменяемым макетом города, и работа с таким макетом междисциплинарных групп экспертов из различных областей знаний (коммуникации, коммунальное хозяйство, транспорт, демография, экология и т.д.) позволяет создавать качественные и действительно работающие стратегические планы организации жизненного пространства города.
В последние годы в Европе и в России было реализовано несколько проектов по представлению архитектурных объектов в виртуальной реальности. Наиболее значимые показы были проведены на Архитектурном Биеннале в Венеции, а также на выставке АрхМосква в Москве.
Основная цель показов заключалась в представлении в системе виртуальной реальности знаменитых проектов Ивана Леонидова – здание Наркомтяжпрома, город солнца, которые сегодня существуют лишь на эскизах. Для данных демонстраций в Венеции и в Москве использовались проекционный экран большого размера, два проектора, которые обеспечивали получение стереоизображения, аудиосистема и устройства навигации в виртуальном архитектурном пространстве.
В настоящее время эксперты сходятся во мнении, что технологии виртуальной и смешанной реальности начинают применяться, и весьма успешно. В большей степени представляя интерактив для заказчика и качественную визуализацию. Процесс этот пока не несет глубокой инженерной мысли, но позволяет лучше понять проектный замысел, «прочувствовать» объект.
Теперь, имея представление, как используется VR в строительстве, можно выявить положительные и отрицательные стороны в использовании VR (см. таблицу 1).
Таблица 1. Достоинства и недостатки виртуальной реальности в сфере строительства
Достоинства | Недостатки |
Возможность тестировать работу конструкции в виртуальном пространстве | Проведение сложной переподготовки технических кадров |
Снижение конечной стоимости детали благодаря менее затратным технологиям | Использование особенного оборудования и специального программного обеспечения |
Улучшение уже имеющихся компьютерных технологий проектирования: автоматизация производственных процессов, создание системы автоматизированного проектирования |
Поскольку сейчас VR используется в большей степени для визуализации и интерактива, хотелось бы, чтобы и для самого инженера было больше пользы при использовании такой технологии.
К примеру, во время презентации проекта с помощью технологий VR можно менять режимы его просмотра. Отдельно сделать режим для проектировщика (архитектора), в котором он сможет, видя неточность, моментально исправить ее: изменить разводку коммуникаций, удалить или изменить размер помещений, внести корректировки по размеру и расположению мебели, в настоящем времени спроектировать эскиз балкона, который после завершения конструирования сразу же появится перед глазами инженера.
Другой же режим, в котором можно лишь просматривать проект в 3D-виде, будет предусмотрен исключительно для клиента. Такой подход оставит для заказчика все так же, как используется уже в настоящее время, однако еще и упростит задачу для проектирования инженеру.
- Ватулин Я. С. Виртуальная реальность в технологиях дистанционного обучения / Я. С. Ватулин, Л. Ф. Полякова, А. С. Афанасенко, М. С. Коровина // Известия ПГУПС. 2010. №4. С. 301-309.
- Ушаков А. Виртуальная реальность в реальном строительстве / А. Ушаков, А. Крупницкий, И. Дроздова // Строительный эксперт: сайт. – URL: https://ardexpert.ru/article/7963 (28.04.2019).
- DeLasey M. AR, VR to drive efficiencies at every building phase // ConstructionDive : сайт. – URL: https://www.constructiondive.com/news/ar-vr-to-drive-efficiencies-at-every-building-phase/539366/ (28.04.2019).
- Jacobson J. Reducing design coordination errors with VR, AR / J. Jacobson, J. Dray // ConstructionDive: сайт. – URL: https://www.constructiondive.com/news/reducing-design-coordination-errors-with-vr-ar/525645/ (28.04.2019).
Ключевые слова: виртуальная реальность, визуализация, архитекторы будущего, технологии настоящего и будущего.
Use of virtual reality technologies in construction
Abstract: The article deals with the problem of using virtual reality in construction. Attention is paid to projects that can be performed using virtual reality (VR) technologies. The analysis of the literature on the research topic. The positive and negative aspects of the use of VR and the results of a survey among students, revealing the relevance of VR-developments in construction, are presented. The update of functions is considered when using virtual reality technologies not only for the client, but also for the designer.
Keywords: virtual reality, visualization, architecture of the future, technology of the present and the future.
Источник: samag.ru
Технологии VR: как использовать в строительстве и недвижимости?
Говоря о релевантности применения технологий виртуальной и дополненной реальности в бизнесе, сфера недвижимости обычно упоминается одной из первых. В России темпы внедрения VR и AR в недвижимость превышают скорость внедрения аналогичных проектов за рубежом. Происходит это из-за растущей конкуренции, больших размеров и объемов отечественного рынка недвижимости в целом.
И если непосредственно в процессе строительства компании только начинают использовать технологии, то виртуальные экскурсии и вовлекающие пользователей рекламные AR-приложения уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь. С каждым годом технологии VR/AR развиваются всё активнее, находят применение не только в маркетинге, но и в сфере продаж, закрывают вопросы с коммуникацией, решают задачи территориальной удалённости клиентов и служат связующим звеном между банками и строительными компаниями.
Как эффективно применять технологии в недвижимости и строительстве, узнаете, прочитав эту статью.
Маркетинговые задачи
VR-экскурсии помогают в 2 раза быстрее принять решение о покупке недвижимости, нежели проекты на компьютере, фото или брошюры, — данные Центра сертификации недвижимости Ruward
Больше 80% покупателей отмечают, что VR-контент помог им принять решение о покупке и лучше понять планировку квартиры на стадии котлована,— данные исследования «Баркли» и VRTech
Ассоциация VRARA провела исследование о применении VR в недвижимости по странам СНГ. Выяснилось, что более 40% покупателей квартир считают, что VR-туры сыграли важную роль для принятия ими решения о покупке жилья. Также больше 70 % клиентов девелоперов положительно оценили внедрение интерактивных туров в виртуальной реальности.
Виртуальные туры активно используются девелоперами и застройщиками, чтобы потенциальные покупатели могли принять решение о покупке жилья быстрее. Чаще всего основная задача VR-туров — нарастить объёмы продаж ещё не построенного жилья или продемонстрировать недвижимость, находящуюся в территориальном отдалении от человека.
Большую роль здесь играет WOW-эффект, и впечатления, которые создаются у пользователей во время просмотра квартиры. Именно VR-туры позволяют не просто показать жильё в самом лучшем свете, но и транслировать определенные ценности компании, рассказать покупателю впечатляющую историю, сделать пользователя её главным героем.
Для этого VR-разработчики воссоздают дизайнерские планировки, делают предметы интерактивными и сопровождают экскурсию голосовым рассказом. Вовлекающие человека маркетинговые приёмы создают прочную эмоциональную связь между клиентом застройщика и его потенциальным жильём. Ни одна 2D-планировка или фото не развивает полноценное чувство привязанности у человека так, как это делает VR-формат. Именно эмоции, полученные во время интерактивной онлайн прогулки по виртуальной детской или спальне, подталкивают человека к совершению реальной сделки.
Решает AR и VR контент в сфере недвижимости и прикладные задачи. Панорамные туры в VR служат не просто маркетинговым инструментом, но и дают человеку наглядные ответы на стандартные вопросы о метраже квартиры, вместимости, отделке, объёме комнат, дизайне, виде из окна и многом другом. Инструмент помогает покупателю сравнить несколько квартир в одном строящемся ЖК без выезда в удалённые районы.
При создании проекта застройщики и девелоперы обычно воссоздают самые популярные среди покупателей планировки. Это могут быть −1, −2 и 3-комнатные квартиры.
Для ГК «Пионер» мы создали интерактивный VR-тур по апартаментам, находящимся на стадии строительства.
При покупке таких решений, однако, стоит понимать и ограничения в их использовании. VR-гарнитуры распространены не так широко, а потому провести виртуальную экскурсию часто можно только в офисах продаж, в рамках выставок или других мероприятий. Для того, чтобы проекты были доступны всем желающим пользователям с ПК или с их смартфона, интерактивный контент обычно размещают на сайтах компаний в формате 3D-планировок.
Повышение продаж и коммуникация
Развитие технологий идёт большими шагами, а потому сегодня девелоперы, застройщики и банки, внедряя VR, не ограничиваются решением исключительно демонстрационных задач. В конце 2019 года совместно с Банком ВТБ мы запустили первый в России проект, который способствует продажам жилья, является рекламой ипотечного кредитования, служит коммуникационным звеном между застройщиками и банком, а также позволяет проводить в VR многопользовательские экскурсии с реальными консультантами.
Перед корпорацией ВТБ стояло сразу несколько маркетинговых и финансовых целей: трансформировать и улучшить клиентский сервис, наладить и укрепить партнёрские связи, повысить популярность услуги «предоставление ипотеки» и маркетинговая цель — повысить знание ипотечных продуктов ВТБ среди аудитории, выделиться среди конкурентов. Чуть позднее стало понятно, что технология может способствовать и увеличению продаж. Так в отделе цифровой трансформации ВТБ зародился проект «VR-ипотеки», который позволяет клиентам банка прогуляться по ста жилым комплексам, в реальной жизни еще находящимся на стадии строительства.
— В период начальной стадии создания проекта банк ВТБ провёл большую работу: изучали потребности клиентов,плотно общались с застройщиками, риэлторами и экспертами из сферы продаж недвижимости. Так пришли к выводу, что VR можно рассматривать и как новый канал для дистанционного общения с клиентами. Особенно хорошо VR применять для осуществления территориально-распределённых сделок, — Сергей Лукашкин, директор по цифровой трансформации банка ВТБ.
Сервис виртуальных шоурумов для банка ВТБ предназначен для выбора квартир в более, чем ста жилых комплексах, в разных городах России. Надев очки виртуальной реальности, клиенты банка могут «прогуляться» по ещё строящимся квартирам, а также детально изучить жилые комплексы на картах разных городов. В симуляцию встроен ипотечный калькулятор, позволяющий рассчитать точную стоимость ипотеки для каждого клиента. Такой подход позволяет существенно ускорить и упростить процесс оформления ипотеки, а также служит каналом для налаживания партнёрских связей между банком и застройщиками.
Сейчас проект находится у ВТБ на стадии «пилотирования», но, по словам представителей ВТБ, интерес у рынка к VR сегодня высок. Уже в первый месяц пилотной стадии «VR-ипотеки» пресс-служба банка сообщила о нескольких реализованных сделках.
VR AR для корпоративного обучения
AR и VR в сфере недвижимости — это ещё и эффективные инструменты для обучения сотрудников. В случае с недвижимостью, обучаемыми могут быть сотрудники отдела продаж, риелторы или агенты. Для отработки скриптов, коммуникации или развития soft skills эффективно использование диалоговых симуляций в VR, AR или 2D-форматах.
Диалоговая симуляция — это формат для обучения коммуникативным навыкам, в котором варианты не выбираются нажатием кнопки из готовых вариантов, а нужно общаться голосом с виртуальным персонажем. За рубежом подобные форматы для обучения сотрудников реализовывали, например, Talespin и Pitchboy.
Мы создали проект, который обучает руководителей налаживать коммуникативные связи с подчиненными. Пользователю предлагается формат свободного разговора с сотрудником, который уверен в качестве своей работы, однако на деле выполняет ее формально. Такие диалоговые симуляции позволяют сотрудникам наладить внутрикорпоративные коммуникативные связи, обучают их терпимости, эмпатии и учат общаться с коллегами или клиентами.
Для удобства сотрудников такие симуляции можно воспроизводить и на обычных смартфонах или планшетах.
Преимущества диалоговых симуляций в корпоративном обучении:
• В реалистичную виртуальную историю пользователь быстро погружается;
• Предварительная практика в виртуальном пространстве снижает риск совершения ошибок в общении с реальными клиентами, партнерами и коллегами;
• Можно гибко и настойчиво направлять человека в нужное русло;
• При необходимости настроение и особенность ситуации можно выражать не только анимациями аватара, но эффектами в сцене;
• Можно использовать на простых мобильных VR-очках;
• Можно собирать множество аналитики по содержанию и манере речи, которые бывает сложно ухватить даже на ассессмент-центре.
Экономическая эффективность таких внедрений заключается в простом масштабировании и настраиваемых уровнях сложности. Это значит, что всего одних VR-очков будет достаточно для поочередной тренировки нескольких десятков человек. Одну симуляцию могут использовать сотрудники нескольких специальностей. Широко распространена также разработка симуляций сетевого взаимодействия, когда строители могут оттачивать навыки командной работы.
VR в строительстве и архитектуре
Начинают применять VR-технологии и в рамках задач проектирования, а также всего жизненного цикла BIM-моделей, спроектированных в VR-очках. Используют VR для подготовки начинающих архитекторов и проектировщиков.
Эффективны технологии и при обучении строителей.
Работа в строительной отрасли почти всегда сопряжена с рисками. По данным статистики Росстата, наиболее опасными работами в России являются — работы на высоте и монтажные работы. При этом с «высотными» работами на деле сталкивается практически каждый строитель.
При обучении монтажников есть важная задача, реализовать которую без практики практически невозможно. Человека нужно не просто обучить верному поведению, но и проверить, будет ли он поступать соответственно в реальной ситуации. VR-симуляции для строителей позволяют создать такую проверку поведения человека, в которой будет сохраняться эмоциональное напряжение, но появится возможность потренироваться неоднократно, проанализировать отдельные решения и затем — исправить ошибки для закрепления результата.
Классические методы обучения бывают малоэффективны, ведь часто проблема кроется не столько в недостаточной подготовке людей, сколько в отсутствии у них мотивации внимательно вчитываться в правила, а затем с нужной ответственностью подходить к отработке практической части.
Строительная компания Gilbane обучает своих сотрудников правилам выполнения строительных работ в VR. Симуляция также используется для обучения студентов Уэнтуорта, изучающих Управление строительством.
Мы создали решение «Работы на высоте», которое обучает сотрудников регламенту проведения высотных работ, а также даёт ему возможность попрактиковаться. При этом человек взаимодействует с предметами — закрепляет карабин, и ощущает высоту, как в реальной жизни.
Решение для обучения сотрудников «Работы на высоте»
При помощи VR-очков на этапе эскиза возможно провести трёхмерную презентацию проекта, согласование деталей, уточнить и редактировать требования к проекту.
Консалтинговая компания MLM Group использует для демонстрации своих проектов WakingApp. Приложение создает 3D-модели из чертежей всего за 30 минут. Клиенты и члены команды могут затем просмотреть модели из мобильного приложения MLM и спроецировать их поверх оригинального чертежа проекта.
А компания Morpholio выпустила AR-приложение SketchWalk, которое позволяет пользователям перемещаться по создаваемым ими изображениям. Задумку уже начали применять в строительной отрасли для создания виртуальных эскизов.
В подобные проектах, как правило, загружаются достаточно простые 3D-модели, но и они позволяют понять, как тот или иной объект недвижимости будет располагаться в масштабах города, будет ли он гармонировать с окружающей застройкой. Макеты в VR — это ещё и прекрасная возможность для проектировщиков обсудить, проанализировать будущие объекты или — внести в них изменения.
VR позволяет проектировщикам или архитекторам походить по виртуальному зданию, проверить его эргономику, узнать дополнительные характеристики каждой детали на объекте, провести замеры, построить сечения и вносить изменения в режиме реального времени.
Особенно применимы VR-технологии для проектирования в обучении будущих проектировщиков и архитекторов.
Вывод
Технологии виртуальной реальности быстро развиваются, совершенствуются и становятся применимы во всё больших областях. Ещё 5 лет назад, когда на рынке появились первые доступные гарнитуры для бизнеса, VR-туры казались пределом возможностей технологий для рынка недвижимости. Но сегодня всё изменилось. Интерактивный контент по-прежнему подкупает и продолжает удивлять, служит компаниям помощником в демонстрации недвижимости и параллельно решает не менее важные задачи. VR-разработчики совместно с бизнесом научились ставить конкретные задачи и успешно решать их при помощи технологии.
Понятнее и слаженнее стал и процесс использования в проектах инструментов повествования, создания уникального опыта. Эти навыки разработчиков усиливают эффект погружения в виртуальный мир и влияют на эмоциональное состояние клиента, его решения.
Действенно и обучение в VR, так как именно строительная отрасль связана с большим количеством опасных работ. Сегодня при внедрении таких проектов вполне возможно просчитать их экономическую эффективность.
Перспективны и проекты по проектированию в VR. На сегодняшний день, правда, они касаются больше обучения или демонстрации, но в недалёком будущем они вполне смогут позволить проектировщикам гораздо больше.
Кроме того, VR-симуляции и интерактивные решения для бизнеса становятся все более реалистичными и доступными, что способствует популяризации технологии. А еще VR — это привлекательное и небанальное впечатление для покупателей, сотрудников или начинающих специалистов.
Источник: modumlab.com
Иллюзия кирпича: как виртуальная реальность изменит строительную отрасль
По прогнозам аналитической компании SuperData, суммарно объем мирового рынка виртуальной реальности (VR) может вырасти в 20 раз с 2016 по 2020 год и достигнуть $38 млрд. Наиболее популярны из средств VR шлемы и ПО, позволяющие погрузиться в игру, но большая часть рынка в этом секторе лежит в бизнес-применении технологии.
VR — новая строительная реальность. В Японии Starbucks использовал технологии виртуальной реальности и информационного моделирования для перепланировки своих кофеен. Раньше все заведения создавались по единому дизайну, приходившему из штаб-квартиры. Однако после двадцатилетнего пребывания на японском рынке в компании решили придать кофейням местный колорит.
Это, тем не менее, означало, что необходимо сделать перепланировку более чем 1200 кофеен в стране. В первую очередь в компании внедрили инструменты для создания информационных моделей (BIM) заведений. Однако, раз у вас есть цифровая модель, то почему бы ее не визуализировать, чтобы продемонстрировать все детали сотрудникам из разных подразделений? Проект был реализован в виртуальной реальности, что позволило добиться максимального взаимопонимания и ускорения принятия решений.
В России есть пример использования VR для демонстрации квартир будущим покупателям Заказчик может погулять по будущему жилью, оценить интерьер, рассмотреть детали, подобрать элементы декора. Переход на VR позволяет уменьшить сроки создания итоговой визуализации на 30-50%, в том числе благодаря уменьшению количества ошибок.
Почему стоит обратить внимание на технологию: Виртуальная реальность до недавнего времени была популярна в основном среди разработчиков компьютерных игр. Однако в 2017 году все больше компаний за пределами игровой индустрии стали рассматривать AR/VR как технологии, приносящие экономический эффект. Отрасли, в которых проектирование и производство являются основополагающими, стали все чаще прибегать к инструментам виртуальной реальности.
В России развитие AR/VR уже внесено в основной перечень задач программы «Цифровая экономика», утвержденной президентом РФ. Если говорить о стройке, то виртуальная реальность позволяет строительным компаниям планировать каждый аспект проекта, снижать расходы, повышать безопасность и ускорять рабочие процессы. Например, Layton Construction удалось сэкономить $250 000 при строительстве медицинского центра площадью 45 000 квадратных метров. В компании разработали 20 виртуальных макетов вместо традиционных физических для подбора конфигурации операционных и других критически важных помещений. Это позволило не только сократить затраты, но и значительно ускорить процессы согласования — документация по предпроектной стадии была передана на 2 месяца раньше, чем планировалось.
Дополненную реальность (AR), которая позволяет наложить виртуальный мир на реальный, становится популярной в строительстве благодаря использованию мобильных устройств. Шлемы и очки дополненной реальности позволяют буквально «брать с собой» информационную модель (цифровую копию объекта) на стройплощадку и использовать все ее возможности на месте.
Стены больше не являются преградой, и строители могут раньше замечать коллизии, сокращать число ошибок и принимать более продуманные решения. Например, компания Mortenson использовала шлемы дополненной реальности Daqri при строительстве медицинского центра Hennepin Country в Миннеаполисе. Шлемы регулярно обеспечивали сотрудников информацией и данными об объекте строительства в режиме реального времени, например, позволяли получить доступ к инструкциям для выполнения конкретных работ. Препятствием для широкого внедрения AR является дороговизна устройств. В случае с Mortenson цена шлемов составила $15 000.
Источник: www.forbes.ru