Законодательство в области архитектуры и градостроительства не содержится в исчерпывающих перечнях ст. 71 и 72 Конституции РФ, т.е. оно не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, законодательство об архитектуре и градостроительстве, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, относится к предметам ведения субъектов РФ; в свою очередь, субъекты РФ вправе осуществлять собственное законодательное регулирование в этих отраслях (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ в этой сфере будут действовать нормы закона субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Само законодательство о градостроительстве представляет собой сложную систему институтов права, которые могут быть отнесены не только непосредственно к градостроительной деятельности, но и к другим отраслям законодательства, находящимся уже не в собственном, а в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Источники права 🎓 Школа обществознания 10 класс
В градостроительном законодательстве комплексные межотраслевые правовые институты, принадлежащие смежным, «родственным» градостроительству отраслям законодательства, регулируются в конституционно-правовом поле в соответствии с фундаментальными принципами российского федерализма.
Так, вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий образуют в составе градостроительного законодательства комплексные правовые институты, которые принадлежат не только градостроительству, но и законодательству об охране окружающей среды, относящемуся, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это утверждение справедливо и в отношении вопросов охраны памятников истории и культуры, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, образующих межотраслевые институты с другими отраслями российского законодательства. По всем этим вопросам субъект РФ вправе осуществлять опережающее (конкурирующее) законодательное регулирование, но обязан приводить свои законы в соответствие с федеральным законодательством.
Более сложная ситуация складывается с вопросами владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и иными природными ресурсами. В той части, где нормы градостроительного законодательства образуют комплексные институты с земельным, водным законодательством, законодательством о недрах и иных природных ресурсах, данные вопросы должны быть отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В случае противоречия федерального нормативного акта нормативному акту субъекта РФ, принятому по данным предметам ведения, будет действовать, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Источник: studfile.net
Источники градостроительного права
Источники права. Видеоурок 17. Обществознание 10 класс.
Основные источники градостроительного права — Градостроительный кодекс РФ и подзаконные акты федерального уровня; законы и нормативно-правовые акты регионального уровня; правила землепользования и застройки, которые должны разрабатываться на местном уровне. Правила должны стать «ключом» в сложные, и часто непонятные субъектам градостроительной деятельности, лабиринты градостроительной документации, так как содержат выводы, вытекающие из генеральных планов и проектов планировки, которые формулируются в виде текстовой части (основные правила и порядки, регулирующие градостроительные и земельно-имущественные отношения) и графической части (карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты их использования).
Еще более конкретным источником градостроительного права представляется градостроительный план земельного участка.
Признание официального статуса градостроительного права в развитых европейских странах приходится на вторую половину двадцатого столетия и понимается в широком смысле как свод норм, регулирующих использование пространства и его обустройство, а также деятельность структур, которые создаются и используются государствами для обсуждения, согласования или решения вопросов, представляющих общественный интерес в области градостроительства.
Идеологию становления и развития градостроительного права можно сформулировать следующими тезисами.
Градостроительное право — это комплексное право, строящееся на учете различных причин и доводов при отсутствии их единства, на сплоченности общества и граждан вокруг сильной идеи. Это ветвь публичного права, связанная с муниципальным, экологическим, финансовым, налоговым правом. В то же время, оно связано и с частным правом — гражданским, земельным, торговым и т.д.
Градостроительное право — это эмпирическое право, находящееся в постоянном движении и развитии, и может быть подвержено конъюнктурным или политическим влияниям. Поэтому оно должно обладать таким процедурным механизмом, который обеспечит принятие наиболее справедливых решений.
Идеально, Градостроительное право — это право гармонии и согласия, возможной «справедливости» в отсутствии «справедливости» идеальной.
Основные источники градостроительного права — Градостроительный кодекс РФ и подзаконные акты федерального уровня; законы и нормативно-правовые акты регионального уровня; правила землепользования и застройки, которые должны разрабатываться на местном уровне. Правила должны стать «ключом» в сложные, и часто непонятные субъектам градостроительной деятельности, лабиринты градостроительной документации, так как содержат выводы, вытекающие из генеральных планов и проектов планировки, которые формулируются в виде текстовой части (основные правила и порядки, регулирующие градостроительные и земельно-имущественные отношения) и графической части (карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты их использования).
Еще более конкретным источником градостроительного права представляется градостроительный план земельного участка.
Градостроительный план земельного участка играет роль переходного элемента от публичного права к праву частному, т.к. содержит перечень видов разрешенного использования конкретного объекта недвижимости (земельного участка и объектов капитального строительства на нем расположенных), а также ограничения на его использование. Градостроительный план земельного участка — это юридический документ, устанавливающий право на градостроительное использование сформированного объекта недвижимости.
Казалось бы, при наличии Градостроительного кодекса на федеральном уровне, на местном уровне для регулирования градостроительной деятельности достаточно иметь правила землепользования и застройки, а для подготовки исходно-разрешительной документации на строительство и формирование земельных участков достаточно выдать заинтересованному лицу градостроительный план земельного участка.
Такое мнение, к сожалению, не такая уж редкость среди новых руководителей и специалистов администраций муниципальных образований. Это глубокая ошибка, и мы постараемся разрушить миф о легкости принятия градостроительных решений. Вернее, о легкости принятия правильных градостроительных решений, наиболее целесообразных решений, всесторонне учитывающих интересы всех и каждого (населения и граждан).
Приведу широко используемый среди градостроителей пример, иллюстрирующий понятия «сложность» и «простота» в градостроительной документации.
Современный градостроительный проект как современная стиральная машина — сложная внутри (при исполнении), но простая в применении, обеспечивающая отличный результат.
Вспомните старые стиральные машины, с ними было столько хлопот, что многим хорошим хозяйкам казалось, что лучше постирать вручную, не намного сложнее, но в большинстве случаев качественнее.
Так же со старыми генпланами. Многие руководители муниципальных образований просто не видели современных документов.
Источник: studbooks.net
Градостроительное право
Градостроительное право является комплексной правовой отраслью, регулирующей отношения в обществе в сфере градостроительной деятельности. В него вошли нормы гражданского, административного, финансового, земельного, уголовного, экологического права.
Главным источником градостроительного права Российской Федерации является Градостроительный кодекс. Применимо к земельному участку либо территории более полные сведения о градостроительном праве включены соответственным образом в градостроительный план земельного участка либо проект планировки территории, а также в правила застройки и землепользования.
Нормами гражданского права образуется институт договорного права. Совместно с этим, при учреждении правовой конструкции договоров в градостроительной сфере, нормы гражданского законодательства в большей части случаев бывают дополнены нормами градостроительного законодательства.
Важно отметить, что именно нормами гражданского права закреплены общие положения по договорам строительного подряда, договорам подряда на исполнение проектных и изыскательских работ и пр.
Состав градостроительного права
Градостроительное право включило все положения законодательства, являющиеся формирующими составляющими градостроительного права. Эти положения содержатся в Конституции России, Градостроительном кодексе, Гражданском кодексе, Земельном кодексе, Водном кодексе, Воздушном кодексе, федеральном законе «О содействии развитию жилищного строительства», «Об архитектурной деятельности в РФ» и «Об охране окружающей среды», а так же в постановлениях Правительства РФ, законодательстве субъектов и иных документах.
Также важнейшими элементами строительного права выступают решения органов МСУ либо органов государственной власти (здесь речь идет о России либо городах федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) с предварительным производством публичных слушаний, санитарные и строительные правила, договорные отношения, прецедент, обычай.
Готовые работы на аналогичную тему
Характер градостроительного права
С целью соблюдения баланса между общественными и частными интересами, градостроительное право обладает преимущественным образом ограничительным характером.
Согласно 2-ой части 40-ой статьи Конституции России органы власти государства и органы МСУ занимаются поощрением жилищного строительства. Однако в Градостроительном Кодексе Российской Федерации, который является главным источником градостроительного права, эта норма не обрела развития.
Признаки самостоятельности градостроительного права как правовой отрасли
Рассмотрим признаки самостоятельности правовой отрасли применимо к градостроительному праву.
Наличие некой сферы общественной жизнедеятельности, достаточно широкой и обладающей яркой качественной спецификой и значимостью социального характера.
Этот критерий представляется последующим развитием критерия предмета правового урегулирования градостроительного права.
В форме такой сферы жизнедеятельности выступила градостроительная деятельность, представляемая деятельностью по развитию территорий, в их числе городов и других населенных пунктов, которая осуществляется в форме:
- градостроительного зонирования;
- территориального планирования;
- планировки территорий;
- строительства;
- архитектурно-строительного проектирования;
- реконструкции объектов капитального строительства;
- капитального ремонта.
Эта сфера жизнедеятельности является подвластной правовому урегулированию, объективно выдвигает требование того, что закреплено в Градостроительном кодексе РФ и других актах в сфере градостроительного законодательства РФ и субъектов Российской Федерации, а также правовых актах муниципального уровня.
Характерная черта норм градостроительного права представляется тесным переплетением публично-правового урегулирования, которое обусловлено необходимостью реализации общественного и государственного интереса в оптимальном моделировании застройки и землепользования, и частноправового урегулирования, которое связано с учетом интересов конкретных правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.
Правовые нормы, которые урегулировали отношения в этой сфере, должны в главной своей массе не иметь принадлежности к уже существующим правовым отраслям; иначе нет оснований для учреждения новой отрасли, так как предмет урегулирования — сфера жизнедеятельности, целиком покрыта существующими правовыми отраслями и представляется только внутриотраслевым или межотраслевым правовым институтом.
Названная специфика должна отобразиться посредством своего понятийного аппарата. Наличие его помогает «осуществлять содержательный анализ предмета исследования на его языке. Понятийный аппарат, представляемый системой понятий, достоверно отражающей правовую действительность, объективную логику ее развития и функционирования– это является основой теории. Понятийные инструменты теории позволяют отразить специфические закономерности образования, функционирования и развития явления».
Применимо же к первой позиции о своеобразии качественного вида правовых норм, которые объединяются в отрасль, отметим, что, к примеру, не существует оснований выделения в качестве самостоятельной правовой отрасли «право собственности», невзирая на большую социальную значимость и даже значимый объем урегулирования. «Право собственности» остается институтом межотраслевой направленности, базисный массив которого представляется нормами гражданско-правой сферы.
Таким образом, при подготовке текста российской Конституции, по общей видимости, существовало предположение, что градостроительное законодательство является подотраслью административного законодательства, потому как, будучи со всей очевидностью предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, оно не упомянуто в Конституции России. Понимая причины этого подхода в тот период времени, сегодня с ним не существует возможностей согласиться.
Источник: spravochnick.ru
Страховое право
Страхование – это весьма широкая сфера деятельности, которая, по смыслу закона, направлена на защиту интересов страхователя от различных рисков и страховых споров. В понятие рисков, применяемых в страховом деле, входят финансовые и чистые риски.
Что такое страховое право
Страховое право — это одна из отраслей права, которое возникло в связи с необходимостью юридического закрепления отношений между страхователем и страховщиком.
Предмет страхового права и методы
Это такие общественные отношения, которые возникли в процессе ругулирования рисков в связи с осуществлением страхования и защиты по нему.
В страховом праве сочетаются императивный и диспозитивный методы. Так, например императивный метод (обязательность исполнения предписаний) используется в ч.1 ст.390 ГК, которая содержит норму, что договор страхования должен быть обязательно оформлен в письменной форме. Диспозитивный метод (имеется возможность выбора) используется, например, в ч.3 ст.943 ГК, где указано, что стороны договора могут договориться об изменениях отдельных положений в правилах страхования.
Источники права
Источниками страхового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, кодификационные акты, в которых содержатся нормы данного права.
Среди источников права основополагающее значение имеет Конституция РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация этих последствий. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения можно разделить на нормативные акты, адресованные всем участникам страховых отношений, и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность.
К общим нормативным источникам страхового права относится, прежде всего, Гражданский кодекс РФ. Глава 48 ГК РФ посвящена исключительно страхованию и включает 44 статьи (ст. ст. 927 — 970). Нормы гражданского права регламентируют существенные условия договора , его форму, права и обязанности субъектов договора, закрепляют объекты страхования.
Следующим по уровню является специальный Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Этот Закон охватывает отношения, возникающие между страховыми организациями и гражданами, устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. К специальным нормативным актам по страхованию относятся: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и другие документы, непосредственно регулирующие отношения при страховой сделке.
К важнейшим источникам страхового права также являются Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс Российской Федерации. Среди источников можно выделить международные договоры о страховании, заключенные Российской Федерацией. (Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное между РФ и Европейским союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г.) Не менее важное значение среди источников страхового права имеют нормативные акты локального характера. Они наряду с документами, определяющими индивидуально-правовой статус страховых компаний, включают специальные правила (общие условия) добровольного страхования.
Что не входят
В состав источников страхового права не входят нормативные акты, посвященные обязательному медицинскому страхованию, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также пенсионному страхованию. Соответствующие отношения относятся к предмету права социального обеспечения и финансового права.
Страхование делится на два вида:
- Добровольное.
Действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком. - Обязательное.
Когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст. 927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.
Типы страхования
Главой 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрены два типа договоров:
- Имущественное. Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает: страхование имущества; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков; страхование финансовых рисков.
- Личное. Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.
К личному относится страхование:
- жизни;
- от несчастных случаев и болезней;
- и медицинское.
В практике работы страховых организаций принято выделять три отрасли страхования:
- имущественное,
- личное
- и ответственности.
Страхование имущества включает: страхование имущества предприятий и организаций; страхование имущества граждан;
- транспортное (средств транспорта и грузов);
- других видов имущества,
- кроме перечисленных выше.
К сожалению, нельзя сказать, что страховое дело развито в нашей стране широко. В основном к страхованию граждане прибегают вынуждено. Так, в частности, сегодня самыми распространенными случаями заключения договора страхования являются следующие:
- Обязательное в рмаках автогражданской ответственности (ОСАГО).
- При получении кредита.
В зависимости от его вида, различаются и виды страхования.
К примеру, при получении кредита для покупки жилья (под ипотеку) банк обязательно потребует застраховать жизнь заемщика и само имущество. При получении автокредита, обязательным условием его выдачи является получение полиса КАСКО. Даже при получении обычного кредита на неотложные нужды, банки часто обязывают заемщика застраховать свою жизнь.
Вместе с тем, нужно отметить, что все перечисленные нами случаи являются принудительными способами страхования. Что касается получения добровольной страховки, то это явление по-прежнему не очень распространено. Объясняется это многими причинами: низким уровнем благосостояния наших граждан, русской надеждой на «авось», отсутствием общей культуры страхования.
Такой, какая принята, скажем, на Западе. Все это приводит впоследствии к тому, что страховые споры являются весьма распространенным явлением. Ведь, во-первых, граждане абсолютно неграмотны в вопросах страхового права. А, во-вторых, отсутствует наработанная практика разрешения спорных ситуаций и у самих страховых компаний.
Принципы страхового права
- наличия интереса. Он должен быть при заключении договора или в момент страхового случая. Не могут быть объектами страхования риск ответственности и утраты имущества. Перечень интересов, при которых страхование не допускается, перечисляется в ст.928 ГК;
- страхования риска. Выплаты производятся за наступивший страховой случай, который может и не произойти;
- эквивалентности. За определенный промежуток времени должно быть достигнуто экономическое равенство суммы страховых взносов и суммы возмещения, выплаченной после страхового случая;
- наивысшего доверия сторон. Означает, что при заключении договора они должны раскрыть все обстоятельства, которые могут иметь значение;
- выплаты возмещения. Это означает, что страховщик должен возместить ущерб в размере причиненного действительного убытка, то есть вернуть потерпевшего ущерб страхователя в первоначальное финансовое положение;
- наличия причинной связи убытка и вызвавшего его события. Является самым важным при возмещении ущерба. Последствия должны наступить в результате именно страхового случая.
Страховые разногласия также весьма распространены еще и потому, что в незабвенные советские времена монополия на страховое дело принадлежала государству, а, следовательно, отсутствовала нормальная законодательная база, регулирующая данное явление. Разумеется, с приходом нового времени все изменилось, однако, по-прежнему, страховое право является одной из самых запутанных, противоречивых и пробельных отраслей права.
Такие условия являются благодатной почвой для всевозможных злоупотреблений со стороны страховых органов, что делает страховые споры весьма и весьма распространенным явлением. Особенно это касается случаев, когда гражданин сам не выбирал страховую организацию-партнера. Например, речь идет о выплатах по ОСАГО.
Ведь пострадавшая стороны выясняет в данном случае отношения с компанией виновника ДТП, то есть фактически с незнакомой компанией. Последняя, в свою очередь, не особенно заинтересована в подобном клиенте, потому вполне может создавать всевозможные препятствия для осуществления им своих прав. В данных условиях без квалифицированной юридической помощи, безусловно, не обойтись.
Ведь многочисленные пробельные и противоречивые моменты в законодательстве приводят к злоупотреблениям со стороны страховых органов. Причем, в силу неясностей в законодательной формулировке того или иного вопроса, обвинить их в злонамерении практически невозможно. Однако отстоять свои права вполне реально. Ведь те же самые неточности всегда можно развернуть и в свою пользу. Вот почему так важно при разрешении страховых споров заручиться поддержкой компетентного специалиста.
Однако данные споры – далеко не единственный повод для обращения к юристу. Более того, всегда рекомендуем вам принимать превентивные меры, направленные на предотвращение спорной ситуации. В любом случае, чем раньше вы обратитесь за квалифицированной юридической помощи, тем лучше.
Итак, если вы не хотите решать в суде страховые споры, то во всех случаях, когда у вас возникает необходимость в визите или ином взаимодействии со страховым органом, обратитесь к специалисту, которые даст разъяснения относительно применения норм страхового законодательства, посмотрит страховой договор, предлагаемый к заключению, осуществит сопровождение вас в страховую компанию, проведет иную работу, направленную на защиту ваших прав и соблюдение законных интересов.
Однако если так случилось, что спор уже возник, то здесь и вовсе не обойтись без помощи специалиста. Только он сможет грамотно и аргументировано составить претензию к страховой компании, написать иск, осуществить представительство вашихинтересов в суде во всех инстанциях, проконтролировать ход исполнительного производства и так далее.
Если же вы просто планируете заключить страховой договор, то настоятельно рекомендуем предварительно проконсультироваться у юриста. Ведь, вопреки уверениям страховых компаний, далеко не на все случаи жизни вы можете застраховаться. А это означает, что, если не изучить внимательно закон и предлагаемый для заключения договор, впоследствии вас может постигнуть горькое разочарование, и вы не получите то, на что рассчитывали.
ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривает, что событие, на случай наступления которого производится страхование, должно отвечать признаку вероятности и случайности.
Также следует осознавать, что выплата по страховке происходит также не всегда. В ряде случаев закон предусматривает отказ в этом. И нередко компания делает все, чтобы «подогнать» конкретное дело под законодательное определение и отказать в выплате страховой суммы. И вот тут-то и возникают многочисленные вопросы.
Чтобы их уладить, требуются широкие познания законодательства (и не только регулирующего данные правоотношения), а также огромный практический опыт. Лишь в этом случае можно гарантировать благополучный исход дела и успешное разрешение страховых споров.
История страхового права
Считается, что история страхования берет свое начало со времен возникновения частной собственности. Ураганы, наводнения, пожары, грабежи и прочие опасности заставляли каждого собственника и товаропроизводителя беспокоиться за свое материальное благополучие.
Между тем многолетние наблюдения позволили сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств бывает больше числа пострадавших от случайных опасностей. На этой почве закономерно возникла идея возмещения ущерба путем его солидарного разделения между заинтересованными владельцами имущества. С тех пор на протяжении веков суть страхования остается неизменной — это солидарное замкнутое распределение ущерба.
Зачатки страховых отношений проявились еще во времена вавилонского царя Хаммурапи, правившего во втором тысячелетии до нашей эры. Участники торгового каравана заключали между собой договор, по которому стороны соглашались сообща нести убытки, могущие наступить у какого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. В Палестине и Сирии подобные договоры заключались на случай падежа, кражи, пропажи, растерзания хищным зверем осла, принадлежащего одному из участников каравана.
Упоминание о частных «товариществах для совместной экспедиции» встречаются в Законах Солона (594 г. до н. э. ) в Афинах.
В средние века страхование существовало уже как вполне развитый институт. Сформировались его виды: морское, от падежа скота, от огня, от градобития посевов. Параллельно с имущественным развивалось и личное страхование — от болезней и несчастных случаев.
Существуют различные точки зрения относительно времени возникновения страхового дела как разновидности бизнеса. По мнению одних ученых, первая страховая организация (Страховая палата) была учреждена в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) с целью защиты имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий. Другие полагают, что начало страховому бизнесу было положено в XVII в. в лондонской кофейне Эдварда Ллойда. В кофейне купцы договорились создать специальный денежный фонд, за счет средств которого производить погашения ущерба, причиненного купцу, попавшему в беду (например, в случае гибели или пропажи корабля).
Данный вопрос не является простым, как это может показаться. По всей вероятности, в историческом плане надо выделять различные моменты появления первых страховых договоров (соглашений), создания страховых компаний и возникновения отдельных видов страхования.
В России страховое дело начало развиваться довольно поздно, в конце XVIII — начале XIX вв. , однако с образованием частных страховых компаний наступил его настоящий расцвет. Особой популярностью пользовалось страхование от огня. Успешное ведение операций по огневым рискам позволило российским страховщикам занять ведущие позиции в Европе. Страховые платежи уплачивались золотом за границу, что не могло не сказаться отрицательно на финансовом состоянии государства.
В 1786 г. в России была установлена государственная страховая монополия, которая имела ярко выраженный фискальный характер. Функции страховщика-монополиста осуществляла Страховая экспедиция при Государственном заемном банке (1786 — 1822 гг. ).
Дальнейшее развитие страхования в России происходит уже на фоне создания частных страховых компаний. В 1827 г. возникло Первое российское от огня страховое общество (1827 — 1918 гг. ), организованное на акционерных началах.
В течение XIX в. страховое дело развивается в России быстрыми темпами, получает развитие имущественное и личное страхование. Были учреждены, например, такие страховые общества, как «Саламандра», «Надежда», «Якорь», «Россия», «Волга». В 1835 г. было образовано частное акционерное общество «Жизнь» по страхованию жизни.
Важная веха в истории страхового бизнеса России — снятие в 1885 г. (период царствования императора Александра III) запрета на деятельность иностранных страховых обществ. Так, в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк». В 1889 г. была разрешена деятельность страховой компании «Урбен» (Франция).
Примечательно, что в 1913 г. русские акционерные страховые общества собрали 129 млн. руб. страховых платежей, тогда как иностранные — 12 млн. руб. Всего за этот год было собрано по всем видам страхования 204, 9 млн. руб. страховых платежей.
Революционные события 1917 г. многое изменили в жизни Российского государства, в том числе и в области страхового дела. Все частные страховые общества были ликвидированы, а их имущество и денежные средства перешли в собственность государства. Вот что по этому поводу писал В. И. Ленин в статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться»: «Национализация банков чрезвычайно облегчила бы одновременную национализацию страхового дела, т. е. объединение всех страховых компаний в одну, централизацию их деятельности, контроль за ней государства». Страхование во всех его видах было объявлено государственной монополией.
Такое положение в области страхового дела сохранялось вплоть до 1988 г. , когда был принят Закон СССР «О кооперации», предусматривающий, что кооперативы могут страховать имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.
Демонополизация страхования ускорилась после принятия Постановлений Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и от 16 августа 1990 г. N 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства». В последнем Постановлении сформулировано правило о том, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества.
Закон «О страховании» от 27 ноября 1992 г. заложил новую основу страхования. Несколько ранее были приняты и другие законодательные акты, среди них Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. и Закон «О налогообложении доходов от страховой деятельности» от 13 декабря 1991 г.
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» страховые организации были переведены с 1 января 1994 г. на налогообложение с прибыли предприятий и организаций. В соответствии с данным Указом было принято Постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. N 491, утвердившее Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам.
В последующем стало действовать Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утвержденное Правительством РФ от 19 апреля 1993 г. Среди конструктивно-методического материала Росстрахнадзора следует выделить новые Условия лицензирования от 22 января 1993 г. В 1994 г. они стали действовать в новой редакции — Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Вместе с ним стали действовать и другие страховые организации, включающие в себя предприятия и учреждения, наделенные правами юридического лица по законодательству РФ, а также предприятия с иностранными инвестициями.
Страховую деятельность на территории России также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.
Все страховые организации независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность на основе лицензии. Они выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
В числе страховых организаций наряду с акционерными и государственными страховыми организациями могут создаваться общества взаимного страхования. Юридические и физические лица для страховой защиты, как правило, специфических, однородных групп рисков (воздушные перевозки и др. ) объединяются в порядке и на условиях, которые определяются Положением об обществе взаимного страхования.
Государственные страховые организации с 1989 г. перешли на принцип хозяйственного расчета, а в 1991 г. получили статус юридического лица и стали относительно самостоятельны в своей деятельности. Они теперь сами разрабатывают свой финансовый план по доходам и расходам, разрабатывают и утверждают положения об оплате труда, штатных расписаниях, ставках должностных окладов и др. С 1991 г. им предоставлено корпоративное право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов.
Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. N 02-02/08, определена Классификация по видам страховой деятельности. Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, грузов, гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, страхование средств воздушного транспорта, средств водного транспорта, других видов имущества, профессиональной ответственности, ответственности за неисполнение обязательств, страхование финансовых рисков, гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности и страхование иных видов гражданской ответственности.
Как мы видим, в условиях перехода России к рыночным отношениям произошли значительные изменения и в страховом бизнесе. Страхование стало, действительно, приобретать характер особого вида коммерческой деятельности. Однако появление многочисленных страховых организаций на внутреннем рынке еще не привело к заметному росту их влияния на все сферы общественной жизни.
О существующих проблемах в данной сфере экономики говорится в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 «Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 — 2000 годах». Так, весь объем страховых взносов в нашей стране сопоставим с аналогичными показателями лишь одной западной страховой компании, замыкающей перечень ста крупнейших страховых компаний мира. Отмечается, что финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупных убытков остаются.
Среди недостатков указывается на участившиеся факты неплатежеспособности страховых компаний, которые подрывают доверие к другим страховщикам и дискредитируют национальное страхование в целом. На этом фоне вновь проявляется опасная тенденция к монополизации секторов страхового рынка, в основном порождаемая разделом страхового рынка в интересах отдельных ведомств, финансово-промышленных групп или территорий в рамках отраслевых и региональных программ страхования.
В указанном Постановлении обращается внимание на отсутствие разнообразия страховых услуг на российском рынке; отдельные компании предлагают страхователям вместо страховых услуг псевдостраховые финансовые схемы, позволяющие страхователям обойти налоговое право, уйти от обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.
Имеются и другие пробелы, а также серьезные трудности в организации и деятельности страховых организаций, особенно в регионах России (например, низкая обеспеченность профессионально подготовленными кадрами; отсутствие надлежащих мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов, а также надежного механизма государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств и др. ).
Неразвитость страхового рынка в России можно в какой-то мере связать и с несовершенством страхового законодательства, характеризующегося громоздкостью и бессистемностью построения. Соответствующая работа по его упорядочению ведется с явным запозданием.
Источник: suvorov.legal