Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. № 569
г. Москва
Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 399, от 04.09.2012 № 880, от 09.06.2015 № 569, от 14.12.2016 № 1357, от 27.04.2017 № 501, от 10.03.2020 № 259, от 11.08.2021 № 1331, от 11.09.2021 № 1539)
В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 июля 2009 г. № 569
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной историко-культурной экспертизе
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 399, от 04.09.2012 № 880, от 09.06.2015 № 569, от 14.12.2016 № 1357, от 27.04.2017 № 501, от 10.03.2020 № 259, от 11.08.2021 № 1331, от 11.09.2021 № 1539)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза) , требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.
Лекция 7: «Государственная историко-культурная экспертиза»
2. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
3. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
4. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
5. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
6. Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор) .
При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.
7. В качестве экспертов привлекаются:
а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности) , соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, необходимо высшее образование претендента (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и «археология») ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569, от 11.09.2021 № 1539)
ЕСТЬ ЛИ У НЕГО ПЛАНЫ НА ВАС.ДЛЯ ТЕХ, КТО ДАВНО НЕ ОБЩАЛСЯ,ЧТО ПРОИСХОДИТ,В ЧЕМ ПРИЧИНА?
предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее — открытый лист) , должен составлять не менее 10 лет) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта.
8. К проведению экспертизы не привлекаются лица:
а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы) , двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети) ;
б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;
в) имеющие долговые или иные имущественные обязательства перед заказчиком (его должностным лицом или работником) , а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые или иные имущественные обязательства перед экспертом;
г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;
д) заинтересованные в результатах исследований либо решении, вытекающем из заключения экспертизы, с целью получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.
9. Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 настоящего Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 399)
10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.
Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново.
11. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией из 3 и более экспертов в зависимости от объекта экспертизы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
111. Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:
а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр) ;
б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
в) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
г) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 342 пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории) , непосредственно подлежащей воздействию указанных работ;
(Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2020 № 259)
е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
112. Экспертной комиссией из 3 и более экспертов экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:
а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;
в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
г) документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1357)
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
113. Экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
12. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:
утверждают состав членов экспертной комиссии;
избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;
определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии и при необходимости утверждают ее регламент;
определяют основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании) ;
утверждают календарный план работы экспертной комиссии исходя из срока проведения экспертизы;
определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы;
определяют иные положения и условия, необходимые для работы экспертной комиссии и проведения экспертизы.
Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.
13. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.
При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.
14. В случае невозможности председателя экспертной комиссии исполнять свои обязанности или его отказа от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.
В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.
15. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:
а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;
б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;
в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;
г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;
д) формируют при необходимости экспертные группы по основным направлениям экспертизы;
е) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;
ж) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;
з) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;
и) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.
16. Экспертиза проводится в зависимости от ее целей на основании:
а) материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
б) фотографических изображений объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
в) проектов зон охраны объекта культурного наследия;
г) копии паспорта объекта культурного наследия;
д) копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора) ;
е) копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
ж) копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
з) историко-культурного опорного плана или его фрагмента для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
и) историко-культурного опорного плана или его фрагмента либо иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
к) проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
л) документов, обосновывающих воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
м) копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
н) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
о) сведений об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок) ;
п) копий технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
р) копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
с) сведений о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок) ;
т) схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
у) копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
ф) сведений о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;
х) документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1357)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 880)
161. Заказчик в зависимости от целей экспертизы представляет документы (сведения) , указанные в пункте 16 настоящего Положения, эксперту. В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 880)
При проведении экспертизы, указанной в подпункте «д» пункта 111 настоящего Положения, заказчик представляет эксперту документы, указанные в подпунктах «т» и «у» пункта 16 настоящего Положения, а также: (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2015 № 569)
162. Заказчик или эксперт имеет право запросить документы (сведения) , указанные в пункте 16 настоящего Положения, у органов охраны объектов культурного наследия. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 0
Источник: government.ru
Историко-культурная экспертиза для строительства
Экспертизу проводят для выяснения культурной, научной, религиозной ценности земельного участка, на котором планируется возведение строения. Планируют работы перед строительством по инициативе и за счёт застройщика для получения разрешения на строительство.
Уже обнаруженные памятники архитектуры внесены в единый государственный реестр и охраняются законом. Культурная экспертиза требуется, если сведений об исторических объектах на интересующем земельном участке нет. На этапе полевых работ проводятся натурные археологические исследования, затем комиссия из аттестованных экспертов изучает полученный пакет документов и формирует заключение для заказчика.
Обнаружение объектов культурного наследия влечёт ограничения работ по освоению участка. Историко-культурная экспертиза для строительства поможет избежать денежных штрафов и возможного уголовного преследования, поскольку за уничтожение охраняемых объектов предусмотрено административное и уголовное наказание. Стоимость и сроки проведения экспертизы зависят от размеров земельного участка и объёма работ.
Проведение работ необходимо только при отсутствии сведений о застраиваемом участке. По итогу исследования определяют режим использования земли.
Стоимость 50 000 руб. оформление 10 дней / сроч. 5 дней
Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства Историко-культурная экспертиза для строительства
Возможно вам потребуются:
Разрешение на строительство10 000 руб. Группа кадастровых инженеров подготовит пакет необходимых документов. Мы заполним бланк уведомления о строительстве.
ГПЗУ15 000 руб. Наши кадастровые инженеры проводят геодезические работы на участке, определяют координаты границ и формируют.
- Геодезические работы
- Ввод в эксплуатацию
- Оформление недвижимости
Юрист-консультант
Записаться на прием
Страхова Наталья специалист в области кадастрового учета и регистрации права. Оказывает помощь в подаче документов на кадастровый учет и регистрацию в Росреестре.
Отзывы об услуге Историко-культурная экспертиза для строительства
Оставить отзыв об услуге, поделиться своим мнением
БОЛЬШОЕ спасибо за помощь в оставлении встречного иска на соседа, который передвинул свой забор и попытался.
Самые нормальные у нас в Истре кадастровые инженеры. Во первых разобрались с моим земельным участком.
Делал геодезическую съемку, гедезисты пошли на уступки и сделали скидку на 2 участка. Работают хорошо.
Из личной переписки по почте с клиентом. Наталья, еще раз добрый день! Прошу мой отзыв опубликовать на вашем сайте.
Ваш комментарий / отзыв
Портфолио — наши работы
Работы, которые мы сделали для клиентов
Без межевания постройки на участке могут оказаться за пределами кадастровых границ В нашу компанию обратился клиент с такой проблемой: при оформлении права собственности на баню, которая расположена на земельном участке, принадлежащем его маме. Подробнее
Реконструкция жилого дома на землях сельхозназначения В 2013 году в ГКИ Недкадастр обратился Владимир Геннадьевич с просьбой помочь ему узаконить реконструкцию жилого дома, который расположен на его земельном участке. Подробнее
Участок возле пожарного пруда К нам в организацию обратился владелец участка, который расположен возле пожарного пруда. В пруд поступают грунтовые воды, и они не относятся к источникам питьевой. Подробнее
Строительство дома в зоне памятника культурного наследия В городе Истра на улице Советской, в 2015 году владелец участка построил дом без разрешения на строительство, и решил зарегистрировать его. Подробнее
Калькулятор стоимости услуг
1 — Выберите категорию:
2 — Выберите услугу:
3 — Заполните поля:
Вопросы кадастровым инженерам
Консультации и вопросы по оформлению документов
17 ответов Наказать или оштрафовать соседа из-за трещина на доме Добрый день, Николай. Если с соседом не удается решить ситуацию мирным путем: убрать цветник, перенести сливной желоб и тд., то можно обратиться в суд с исковым заявлением о порче имущества. Подробнее
3 ответа вопросы для судебной экспертиза Татьяна, добрый день. Суды могут самостоятельно сформулировать вопросы и назначать эксперта. И вы уже закопались — у вас менее 1 метра от забора, и у соседа. Значит оба нарушили. Подробнее
1 ответ разрешение на строительство в защитной зоне ОКН Здравствуйте, Андрей. Фото плохого качества, у вас участок находится в зоне р2? Если да — то там нельзя строить дом. Подробнее
1 ответ Вопросы на судебную землеустроительную экспертизу Добрый день. Вы можете ходатайствовать о том, чтобы суд самостоятельно поставил вопросы перед экспертом для разрешения данного спора. Обычно вопросы следующие: определить фактические границы сторон. Подробнее
Новости
Главные новости в области строительства и кадастра
Согласование строительства Какие нормы при строительстве действуют в 2022 году В конце прошлого года были внесены поправки в СНиП. Изменения коснулись требуемых отступов при строительстве жилых домов и хозпостроек в том числе минимального. Подробнее
Согласование строительства Согласование строительства с МОЭСК 2022 Перед строительством на участке с обременением ЛЭП необходимо получить разрешение от МОЭКС. Без согласования собственнику грозит административное наказание в виде. Подробнее
Согласование строительства Ограничение строительства на земельном участке Планируя строительство капитального объекта, мало кто задумывается о том, что возможно строить на этом участке запрещено или есть ограничения в связи с попаданием. Подробнее
Согласование строительства Отмена согласования строительства с Росавиацией В 2022 году вступил в силу закон, отменяющий необходимость согласования с Росавиацией строительства частных домов в приаэродромной территории. Подробнее
Срочные работы и документы
Заявка на выезда кадастрового инженера и выезд для обмеров, принимается только после внесения предоплаты в размере не менее 70% от стоимости предстоящих работ!
143500 , Россия, Истра
123181 , Россия, Москва
Маршала Катукова, 19 к1
Группа Кадастровых Инженеров обслуживает строительные организации, выполняет работы в садовых товариществах и предоставляет кадастровые услуги для физических и юридических лиц.
Указанные на сайте цены носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой.
Источник: gkai.ru
Проведение Государственной экспертизы и объекты культурного наследия
К полномочиям Главгосэкспертизы России – в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации – наряду с проектной документацией иных объектов капитального строительства относится и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Уже сегодня Екатеринбургский филиал Главгосэкспертизы России фиксирует неуклонный рост числа заявлений на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия федерального и регионального значения (в случае, если финансирование работ осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета). По информации застройщиков и представителей уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), они прогнозируют, что этот рост будет продолжаться в ближайшем будущем. Опыт работы Екатеринбургского филиала в этой сфере показал несогласованность законодательства о градостроительной деятельности и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, а также подзаконных актов при их прямой и тесной взаимосвязи. Так, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с градостроительной деятельностью, регулируются законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а работы по сохранению объекта культур- ного наследия, согласно требованиям части 4 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями указанного закона и Градостроительного кодекса. В соответствии с положениями упомянутого выше пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса и пункта 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения подлежат государственной экспертизе, причем в случае финансирования работ за счет средств федерального бюджета проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов культурного наследия регионального и местного значения относится к полномочиям Главгосэкспертизы России на основании постановления Правительства от 23 сентября 2013 года № 840.
Следует отметить, что положениями главы V Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ устанавливается обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до начала работ по его сохранению. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 1 указанной статьи работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании:
- задания на проведение указанных работ;
- разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия;
- проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия определен в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 1278. В соответствии с указанным по- рядком задание на выполнение работ утверждается уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, а собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия лишь согласовывает задание, так как задание составляется с учетом его мнения, как устанавливает часть 3 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
И в этом заключается первая несогласованность, так как в градостроительных отношениях именно застройщику (техническому заказчику) – лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, региональному оператору переданы полномочия утверждать задание на проектирование в случае подготовки проектной документации на условиях договора, а в законодательстве об охране объектов культурного наследия этим лицам отводится в лучшем случае согласующая роль. Следующее противоречие заложено в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, когда проведение такой экспертизы обязательно. В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен статьей 49 Градостроительного кодекса и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 (далее – Положение).
Положением установлен исчерпывающий список документов, предоставляемых заявителем для проведения государственной экспертизы, исключающий возможность истребования дополнительных документов. На сегодняшний день перечень документов, представляемых для одновременного проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определен пунктом 13 Положения.
Очевидно, что перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, не содержит требований к предоставлению документов, необходимых для подготовки документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, точнее, не учитывает особенностей подготовки проектной документации, разрабатываемой применительно к объектам культурного наследия. В первую очередь в перечне не учтены особенности подготовки, утверждения и согласования задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, о чем говорилось ранее.
А это приводит к неопределенности: с одной стороны, задание на проектирование утверждает застройщик или иные лица, определенные Градостроительным кодексом, с другой стороны, не учитываются требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Кроме того, перечень документов, определенный пунктом 13 Положения, не содержит требований к предоставлению разрешения на выполнение работ по со- хранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ), а, как было описано выше, разрешение является одним из оснований для выполнения этих работ. Нет в перечне и еще одного важного документа, подтверждающего про- хождение историко-культурной экспертизы, – заключения (акта) историко-культурной экспертизы, которое в любом случае, согласно требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сопровождает документацию, разработанную применительно к объекту культурного наследия. И, наконец, в перечне документов отсутствует указание на необходимость предоставления проектной документации, которая уже прошла согласование в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия.
Из этого следует, что проектная документация, разработанная применительно к объекту культурного наследия и представляемая на государственную экспертизу, может полностью соответствовать требованиям Положения к составу документов, представляемых для проведения государственной экспертизы, но не соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством об охране объектов культурного наследия. Как следствие, на стадии проверки документов выдать мотивированный отказ в приеме проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по основаниям, изложенным в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса, невозможно.
При проведении государственной экспертизы проектной документации выполняется оценка соответствия проектной документации, в том числе и требованиям государственной охраны объектов культурного наследия в силу положений части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса. В случае выявления уже в процессе проведения экспертизы несоответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, когда, например, отсутствуют результаты историко-культурной экспертизы или разрешение на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ), положительное заключение также не может быть выдано ввиду невозможности устранения такого рода недостатков в период проведения государственной экспертизы. С такого рода проблематикой, вызванной описанной выше несогласованностью законодательства о градостроительной деятельности и законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подзаконных актов, Екатеринбургский филиал Главгосэкспертизы России сталкивался, например, при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий «Объект культурного наследия «Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря: Собор» (Успенская церковь)», подготовленных для объекта культурного наследия федерального значения. Заявителем был представлен комплект документов, определенный перечнем, установленным Положением, в связи с чем оснований для отказа в принятии проектной документации не было. В процессе проведения государственной экспертизы были выявлены несоответствия представленных документов требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия, связанные с отсутствием:
- разрешений на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ);
- заключения (акта) историко-культурной экспертизы в отношении представленной проектной документации;
- согласования проектной документации соответствующим уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Одновременно с выдачей замечаний заявителю в соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Положения был сделан запрос в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о предоставлении необходимых документов. В ответе на запрос сообщалось, что разрешения на проведение работ Управлением не выдавалось, а процедура согласования проектной документации прекращена.
Таким образом, представленная на государственную экспертизу документация не могла получить положительное заключение ввиду невозможности устранения выданных заявителю замечаний. Договор на проведение государственной экспертизы был расторгнут по инициативе заявителя. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует совершенствования соответствующих нормативно-правовых актов, что позволит устранить существующие противоречия. Однако до того, как необходимые изменения будут подготовлены и внесены, представляется, что было бы целесообразно, чтобы заявитель на стадии представления заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации самостоятельно дополнял подаваемый комплект документами, не предусмотренными перечнем, но обязательными с точки зрения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Такой подход позволит создать основу для благополучного прохождения государственной экспертизы.
Источник: gge.ru