При разработке генерального плана изменили категорию земель земельных участков — земли сельхозназначения частной собственности отобразили как земли промышленности. Была нарушена процедура проведения публичных слушаний, однако генплан был принят. Администрация утверждает, что это основание для перевода. Вопрос: в чьих полномочиях отменить генплан и каким документом? И является ли генплан документом, по которому орган регистрации прав может изменить категорию земельного участка частной собственности?
Ответы на вопрос:
Учитывая, что Ваш вопрос состоит из нескольких вопросов отвечу поэтапно:
Статья 24 ГркРФ
11. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
(в ред.
Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Как изменить категорию и ВРИ земельного участка
13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Таким образом, нарушение процедуры, может послужить основанием для обжалования решения об утверждении ГП в судебном порядке.
Что касается изменения категории земель, то ГП дает возможность для перевода, но это не значит что земли автоматически переводятся в иную категорию. Перевод земель регулируется Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004, в котором четко регламентированы процедуры перевода. Основанием для перевода является решение уполномоченного органа о переводе таких земель. Причем особенности и случаи перевода земель с/х регулируются статьей 7 вышеуказанного закона.
Смена категории сельхоз земли в жилую застройку.
Источник: www.9111.ru
Статья 8 Земельного кодекса. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Комментарии к ст. 8 ЗК РФ
1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.
Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV — XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст.
4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 — 13).
В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.
Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.
Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.
2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.
Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).
Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:
1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.
Изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в установленном ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.
3. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом как материального (неверного или необоснованного решения по существу вопроса), так и процессуального (нарушение установленной законом процедуры перевода земель) характера.
Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.
В зависимости от вида оспариваемого правового акта в гражданском процессе производство осуществляется по правилам гл. 24 или 25 ГПК РФ, в арбитражном процессе — по правилам гл. 23 или 24 АПК РФ.
Источник: zknrf.ru
Порядок перевода земли из одной категории в другую
В большинстве случаев земельный участок приобретают, чтобы построить на нем дом.
Нужно быть внимательным и перед покупкой выяснить, соответствуют ли желания возможностям с точки зрения законодательства.
Не на всех землях разрешено капитальное строительство.
Если оказалось, что целевое назначение участка не предполагает строительство жилья, придется заняться переводом земли из «неподходящей» категории в нужную.
В скобках заметим, что есть еще один, в некоторых случаях более предпочтительный выход – смена вида разрешенного использования. Мы же рассмотрим как изменить категорию земельного участка.
Кто их устанавливает и меняет?
Это дело уполномоченных органов. Рассмотрим подробнее, кто чем занимается.
Правительство
Так, Правительство Российской Федерации «заведует» землями:
- отнесенными к федеральной собственности;
- требующимися для нужд Федерации;
- расположенными в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.
Среди таких объектов — резиденции государственных чиновников, а также земли, на которых запланировано строительство объектов федерального значения.
Органы исполнительной власти регионов
Исполнительная власть регионов (Администрации краев, областей или Кабинеты министров) распоряжается землями:
- сельхозназначения;
- переданными государством в собственность регионов;
- собственность на которые не установлена.
Органы местного самоуправления
Органам местного самоуправления (городов, районов, сельских поселений) положено заботиться о землях:
- имеющихся в муниципальной собственности (кроме сельхозназначения);
- принадлежащих частным владельцам;
- не разграниченных по собственности.
На практике для присвоения сельскохозяйственной категории владелец участка обычно обращается в органы исполнительной структуры, а для остальных категорий – в локальные органы самоуправления.
Обращение непосредственно в Правительство практикуется нечасто.
Все необходимые действия уполномоченные на то органы осуществляют, исходя из положений:
- основного закона страны (Конституции);
- Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- лесного и водного Кодекса;
- градостроительного законодательства;
- других профильных законов.
В каких случаях может потребоваться ее поменять?
Чаще всего земельный участок используют для строительства жилья.
Законно можно возвести строение лишь при соответствии целевого назначения категории земли планам ее владельца.
Лишь две категории земель предполагают на них индивидуальное строительство.
На первых разрешено возводить индивидуальное жильё и вести личное подсобное хозяйство. В обоих случаях в построенном доме можно прописаться (оформить регистрацию).
Теоретически возможно построить жилье и за чертой поселения, на сельхозземлях, но при соответствии вида разрешенного использования.
Многие люди путают такие понятия, как категория и ВРИ (вид разрешенного использования). Но это не одно и то же.
Категория земли – это главный классификатор, обозначающий первичную цель применения территории согласно закону.
ВРИ – это уже более точный и узконаправленный классификатор в рамках категории.
Например, в составе сельскохозяйственной категории земель присутствуют:
- сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища);
- пруды;
- лесопосадки для защиты полей от ветровой эрозии;
- определенные строения и т.д.
На сельхозугодьях, пригодных к использованию по прямому назначению, частная застройка не допускается.
Если участок признан непригодным для производства сельхозпродукции, его вид возможно изменить, например, на «дачное строительство», при этом на участке можно построить дом и – с недавних пор – даже прописаться в нем.
Если видом использования является «садоводство», строительство жилых сооружений там требует согласования с правлением и соответствия с планом застройки.
То есть, построить, например, двухэтажный особняк могут не разрешить.
Если на участке площадью более гектара разрешено ведение крестьянско-фермерского хозяйства, дом на нем построить удастся.
Но надо вести и соответствующую деятельность, то есть производить (или перерабатывать, хранить) сельхозпродукцию. Хотя бы заложить сад.
Если же земля выделена под огородничество, строительство на ней запрещено.
Все эти изменения возможны в пределах уже установленной категории земли.
Если имеется возможность включить участок в границы соседнего поселения, то можно добиться разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
Для этого нужно обратиться с заявлением в муниципальные органы.
Когда смена недопустима?
Перевод в иную категорию недопустим, если:
- существует прямой запрет на это действие;
- экспертная оценка экологов отрицательная;
- перевод противоречит существующему территориальному планированию, земле- или лесоустроительным документам.
Правила и порядок изменения
Как и любая другая процедура, перевод земельного участка из одной категории в другую имеет свои правила оформления. Процесс на самом деле несложный, и если соблюдать основные условия, то проблем возникнуть не должно.
Кто может подать документы?
Подать заявление на перевод земли из одной категории в другую может заинтересованное лицо, обладающее правом:
- собственности на земельный участок;
- бессрочного пользования;
- наследуемого владения;
- аренды, субаренды, сервитута.
Подать ходатайство может:
- физическое лицо,
- юридическое лицо,
- доверенное лицо.
Куда предоставлять?
Инициатор смены категории подает ходатайство (заявление) в муниципальный или федеральный исполнительный орган, правомочный решать эти вопросы.
Просить можно как поменять категорию напрямую, так и вывести данный участок из списка территорий определенной категории, чтобы впоследствии заменить ее.
Землями сельскохозяйственного назначения занимаются только органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как оформить заявление-ходатайство?
Заявление можно заполнить от руки, либо предоставить в печатном варианте.
В ходатайстве нужно указать:
- для физического лица – ФИО, паспортные данные, адреса регистрации и проживания, контактный телефон;
- для юридического лица – название, организационно-правовая форма, адреса регистрации и нахождения, контактный телефон;
- место расположения земельного участка;
- цель его использования;
- точная площадь участка;
- текущая категория, к которой он относится;
- категория, в которую заявитель желает его перевести;
- согласие арендатора (если таковой имеется);
- согласие собственника построек, которые находятся на участке (если таковые имеются).
К заявлению обязательно приложить:
- копии удостоверения личности для частного лица и ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юридического;
- выписку из кадастра РФ со всеми необходимыми сведениями о земельном участке;
- выписку из ЕГРП о правах на земельный участок;
- согласие собственника участка на изменение категории,
- решение экологической экспертизы, если ее проведение было обязательным;
- расчеты потерь сельхозпроизводства или лесного хозяйства (если они необходимы).
Наиболее важным для принятия дела к рассмотрению является пункт о причинах изменения категории.
Причины должны быть весомыми. Требуется пояснить, для чего будет использоваться участок.
Приложить документы, свидетельствующие, что после процедуры перевода земля будет использоваться согласно закону.
Если планируется строительство, нужно показать планы и схемы. Если дополнительно потребуется согласие инстанций, также представить их комиссии.
Закон требует в обязательном порядке самостоятельно представить лишь паспортные данные и документы на право собственности. Остальные орган власти может получить путем межведомственного обмена.
Образец
Скачать шаблон заявления можно здесь. Есть и заполненный для примера образец заявления. Форма ходатайства в различных регионах РФ одинакова.
Сроки рассмотрения
Сроки установлены законодательно.
Правительству РФ на решение о смене категории отпущено три месяца (за редкими исключениями). Местным органам исполнительной власти – два.
Решение – положительное или отрицательное – должно быть доведено до заявителя не позднее двух недель после принятия.
Получив ходатайство с приложенными обязательными документами, специально учрежденная комиссия рассматривает их и дает обоснованное заключение, с которым знакомит заявителя.
Если решение положительное, необходимые изменения вносятся в кадастровые и прочие документы.
Порядок обращения в инстанции зависит от того, какой орган решает вопрос, а это определяется видом объекта. Поэтому логичнее вначале прийти в низовой орган власти, где подробно разъяснят, куда обращаться и какие бумаги подготовить.
Какие документы получает заявитель?
В любом случае вы получаете один из трех видов документов:
- постановление об успешном переводе участка из одной категории в другую;
- отказ в переводе;
- отказ в рассмотрении заявления (в случае каких-либо нарушений в документации).
В случае положительного решения в итоговом акте об изменении статуса земельного участка будут указаны:
- основания принятого решения;
- границы участка,
- его площадь,
- учетный номер;
- категория, из которой осуществлен перевод,
- новая категория.
Акт выдается бессрочно. Заявителю направляется уведомление в течение двух недель с момента принятия.
Еще раньше его копию передают в земельный кадастр для внесения изменений в учетные данные.
Нужно ли производить корректировку в правоустанавливающих документах на земельный участок?
В ФЗ №172 указано, что никакие изменения в правоустанавливающих документах при смене категории не требуются.
Что делать в случае отказа?
Из-за чего возможен отказ в рассмотрении ходатайства, и как поступить дальше. Основные причины отказа:
- не все бумаги поданы, или они неправильно оформлены;
- заявление подано не правообладателем, либо документы представителя собственника оформлены не подобающим образом;
- у владельца нет российского гражданства.
В этих случаях ходатайство не позднее 30 дней будет возвращено заявителю, недостатки предстоит исправить и вновь подать на рассмотрение.
И если условия, при которых смена категории недопустима в принципе, отсутствуют, скорее всего, вопрос будет решен положительно.
Если всё-таки получен отказ, у заявителя есть право обратиться в суд. Готовится иск, к которому прикладываются все документы, связанные с рассмотрением дела о переводе, включая текст отказа, и подается в арбитраж по месту нахождения земельного участка.
Сделать это нужно не позднее трех месяцев с момента отказа. Если спохватились позднее, нужно указать уважительную причину пропуска времени.
В каких случаях меняется в иную без согласования с собственником?
Случается и такое. Органы власти, включая муниципалитеты, могут ходатайствовать о переводе земли в иную категорию, не спрашивая согласия законных владельцев.
Это бывает при условии включения определенной территории в природоохранную зону (при этом участки сохраняются в собственности законных владельцев), а также при установлении новых границ поселений.
Особенности перевода некоторых категорий
Как уже отмечалось, категорию земель вообще сменить непросто, а с некоторыми особенно много хлопот.
Сельскохозяйственные
Законодательно утвержден список причин, которые оправдывают изменение категории сельхозземель:
- Земли на какое-то время выходят из хозяйственного оборота. Например, требуется восстановить плодородие почв, рекультивировать их и т. д.
- Принято решение о создании особо охраняемой природной территории.
- Расширяются границы населенного пункта. Это случай частников, которые просят причислить участок, расположенный на землях сельхозназначения к территории поселения.
- Необходимо на этом месте построить нечто промышленное, а участок при этом непригоден для производства сельхозкультур.
- Непригодные для сельскохозяйственной деятельности земли включаются в состав лесного, водного или резервного фондов.
- Необходимо строительство новых дорог, ЛЭП, газо- и нефтепроводов и др.
- Земли потребовались государству для целей обороны и безопасности.
- Обнаружены залежи полезных ископаемых или необходимы археологические раскопки.
Если кто-либо претендует на земли, имеющие высокую продуктивность — особо ценные угодья -, и земля используется по назначению, ему, скорее всего, будет отказано.
Подробнее о нюансах перевода земель сельхозназначения читайте здесь.
Населенных пунктов
Земли населенных пунктов могут быть переведены в другую, равно как и наоборот, только в связи с изменением территории поселения, в большинстве случаев – при ее расширении.
С 2016 года такой перевод разрешен только при наличии утвержденного Генплана развития территории.
Запаса
Чтобы перевести участок из земель запаса в иную категорию, прежде надо сформировать и по всем правилам оформить его.
Земли запаса не включаются в хозяйственную деятельность, но когда требуются обществу, меняют свой статус и перестают быть свободными.
Свободные – не значит бесхозяйные.
Их собственник – государство или субъект, поэтому занимать часть такой территории самоуправно нельзя.
В составе запасных земель есть фонд перераспределения, предназначенный только для сельхозпроизводства, его не трогают; с иными территориями можно работать.
Резервных земель в стране особенно много в труднодоступных местностях, но бывают и вблизи мегаполисов и небольших поселений.
Чаще всего их по заявлениям частных или юридических лиц переводят в категорию НП, сельхозназначения или промышленности.
Специального назначения
Особенностью изменения статуса земель с категории специального назначения (транспорт, связь, промышленность, свалки) является требование рекультивации и восстановления территории, если предыдущая деятельность ухудшила состав и качество почвы.
Особо охраняемые территории
Чтобы сменить категорию особо охраняемой территории, необходимо провести государственную экологическую экспертизу. Если она покажет, что смена категории и назначения грозит ухудшением состояния экологии, в переводе будет отказано.
Лесной фонд
Лесной фонд тоже не является неприкосновенным.
Определенные его части могут войти в другую категорию, если:
- на них согласно территориальному планированию будут строиться дороги, жилые здания, иные необходимые в социальном плане объекты;
- город расширяется;
- невозможно использовать лесной массив по назначению;
- лесное хозяйство прекращает работу;
- место понадобилось для сельхозработ, прокладывания линий связи, добычи полезных ископаемых.
В большинстве случаев также требуется проведение специализированной экспертизы.
Водный фонд
Участки, входящие в состав водного фонда, могут перейти в:
- природоохранную территорию или рекреационную зону;
- состав территорий поселения.
На этом месте могут быть размещены объекты, которые нигде больше муниципалитет или государство построить не может.
Иногда водный объект (например, искусственное озеро) попросту исчезает или переносится в другое место.
Источник: stroim-domik.org
Внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки при смене категории земельного участка. Какое законодательство регулирует изменение категорий земельных участков? Изменение категории земельного участка
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам — субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда — реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги.
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Про земельные участки и налоговые льготы:
Еще по теме:
Про районные промышленные парки:
Мы можем быть Вам полезны в решении следующих задач:
- подготовка документации для кооперативов и фермеров;
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
- сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
- внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 — 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
- консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документациилюбого бизнес-проекта;
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
- сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: «Где взять деньги на проект?»:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому — нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть «подводные камни»?
- Что влияет на повышение вероятности «победы»?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше «упаковать» проект?
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и «не очень»,
- покупки специализированного ПО,
- нести т.п. расходы на свой штат
Изменение категории земельного участка
Изменение категории земельного участка — это изменение целевого назначения участка с внесением изменений в генплан, правила землепользования и застройки, изменением ВРИ, фиксацией изменений в Росреестре.
Изменение категорий земельных участков производится в соответствии с №172-ФЗ и статьей 8 Земельного Кодекса РФ.
Земельные юристы обычно проводят изменение категории земельного участка с одновременным установлением необходимого вида разрешенного использования.
Внимание! Более половины обращений по смене категорий участков не требует смены категории для необходимого заказчику целевого использования земельного участка. Обратитесь за консультацией к нашим специалистам и мы предложим оптимальное решение для законного использования земельного участка в соответствии с необходимым вам видом деятельности.
Стоимость услуг по смене категории участка(при наличии проекта) — от 200000 рублей.
Наши специалисты проводят работы по изменению категорий участков в Московской области, Тверской области, Ярославской области, Владимирской области, Рязанской области, Тульской области, Калужской области и Смоленской областях. В других регионах мы готовы оказывать услуги по дистанционному сопровождению смены категорий или, в случае необходимости, командировать для проведения работы своего сотрудника.
Какое законодательство регулирует изменение категорий земельных участков?
Основной правовой акт, регулирующий изменение категорий участков, это федеральный закон №172-ФЗ. В нем прописаны особенности перевода земель из одной категории в другую, указан состав и порядок подготовки документов, необходимых для смены назначения и другие положения. Этот федеральный закон:
- содержит информацию о правовом регулировании отношений, возникших при изменении категории надела;
- предусматривает порядок рассмотрения заявления об изменении назначения территории;
- включает основания для отказа в переводе участка из одной категории в другую;
- содержит правила такого перевода, особенности изменения назначения различных наделов;
- устанавливает основания для перевода, разъясняет правила проведения экологической экспертизы и другие нюансы.
Вместе с федеральным законом №172-ФЗ применяются и положения Земельного кодекса РФ. В частности, статья 8 этого кодекса содержит сведения о переводе земель из одной категории в другую. Они касаются участков различного назначения, находящихся в собственности разных лиц (частной, государственной или муниципальной). Здесь же указано, где содержится информация о назначении территории.
При изменении категории надела следует учитывать и другие положения Земельного кодекса. К примеру, статьи 77 и 79 ЗК РФ содержат данные о сельхозугодиях. Такие сведения нужны при определении типа участка и необходимости проведения экспертизы в отношении конкретного надела. Желательно руководствоваться и положениями нормативных актов местных органов власти. Особенно в части градостроительной деятельности и правил землепользования и застройки.
Изучение законодательной базы перед изменением целевого назначения участка имеет большое значение. От этого зависит успех процедуры и ее сложность. Если заранее знать, какие документы нужны, что делать для перевода в другую категорию определенной территории и куда обращаться, процесс смены назначения покажется не таким трудоемким. Либо вы можете обратиться за помощью к земельным юристам нашей компании. Они организуют процедуру за вас.
Подготовка к изменению категории земельного участка
- Один из важнейших этапов работы – это проведение необходимых согласований, экспертиз и получение разрешений от различных инстанций.
- От того, насколько грамотно будет составлен проект и насколько профессионально пройдет его защита в областном правительстве, зависит успех всего обращения.
- Необходимо обоснованное подтверждение соблюдения санитарных норм после смены категории участка, особенно в отношении сельскохозяйственных земель, а также земель населенных пунктов.
- Если планируется строительство промышленных или коммерческих объектов – возникнет необходимость подтверждать финансовую возможность реализации подобных планов.
Основания для смены категории земельного участка
Смена категории земельного участка исходя из необоснованного (нет необходимости, нет выгоды для государства) желания собственника не допускается. Необходимыми или выгодными критериями являются:
- Наличие проекта строительства объекта промышленного назначения. Это должно быть коммерчески эффективное производство с прогнозными показателями по количеству рабочих мест и налоговыми отчислениями в местный бюджет.
- Расширение границ населенного пункта с включенными в проект объектами социальной инфраструктуры.
- Увеличение площади или присоединение участка к территории резервного, водного или лесного фонда.
- Наличие лицензии на добычу полезных исуопаемых.
- Введение дополнительных площадей в сельскохозяйственный оборот.
- Создание зон комплексного устойчивого развития территории.
Земельные юристы Геобюро помогут с выбором, подготовкой и защитой обоснования смены категории участка на межведомственной коммиссии регионального уровня.
Как изменить категорию земельного участка?
Работы по изменение категории и ВРИ земельного участка проходят в несколько последовательных этапов:
- Сбор и анализ градостроительной документации. На этой стадии необходимо запросить генеральный план территории, схему территориального зонирования, правила землепользования и застройки. Они помогут привести в соответствие вид разрешенного использования и категорию участка к требованиям заказчика.
- Проверка возможности перевода земли. Возможно, потребуется провести экологическую экспертизу, инженерные изыскания, получить одобрение Россельхознадзора. Дополнительно необходимо собрать подтверждения об отсутствии мешающих переводу линейных объектов, природоохранных зон, водоохранных зон, объектов археологического наследия и т.д.
- Формирование пакета документов и подача заявления. Собранный пакет документов необходимо привезти лично, либо через представителя или выслать по почте в орган местного самоуправления.
- Рассмотрение заявки на местном уровне. Заявку рассматривают на уровне администрации района, вынося решение, которое отправляют заявителю.
- Рассмотрение заявки на региональном уровне. Заявку рассматривает специально собранная комиссия, которой необходимо предоставить проект будущего использования участка, подтвердить экономическую целесообразность изменения категории участка.
- Регистрация результатов или оспаривание отказа. Если разрешили изменение категории, необходимо инициировать внесение корректив в кадастровые документы и единую базу. При отказе заявитель либо обращается повторно, устранив недочеты, либо подает заявление в суд.
Дополнительно Вам потребуется изготовить и согласовать проект планировки территории, а при необходимости и проект межевания территории, проект рекультивации территории. В некоторых случаях необходимо проводить общественные слушания. Так же для прохождения межведомственной коммиcсии потребуется презентация проекта.
Услуги по предварительному согласованию изменения категории земельного участка
Специалисты земельно-юридического центра проведут предварительное согласование возможности смены категории вашего земельного участка. Результатом данной услуги является получение ответов на следующие вопросы:
- Нет-ли противоречий между пожеланиями заказчика и планами развития территории;
- Наличие коммуникаций или линейных объектов препятствующих смене категории;
- Наличие охранных зон;
- Необходимость согласования или уточнения границ земельного участка;
- Список необходимых экспертиз для перевода участка;
- Необходимость защиты проекта на региональном уровне.
Внимание! Только проведение процедуры предварительного согласования может дать окончательное понимание о технической возможности изменения категории вашего участка, себестоимости процесса (количество экспертиз, детализация проектирования), финальному сроку проведения работ над вашим участком.
Внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки при смене категории земельного участка
В Градостроительном кодексе РФ указаны основания для внесения изменений в генплан и ПЗЗ. Корректировки вносятся в соответствии с документами территориального планирования. Необходимость таких изменений обычно возникает, когда собственник или иной владелец участка не планирует использовать его в том виде, который предусматривает генплан и правила застройки. Либо ПЗЗ ограничивают права собственника, а потому нуждаются в корректировках.
Если есть достаточные основания для изменения генплана и ПЗЗ при смене категории участка, проводится процедура, предусмотренная законом.
- Предложения об изменении правил застройки рассматривает специальная Комиссия. Нужно собрать документы, подтверждающие права на участок и необходимость перевода в другую категорию, а затем подать обращение в местную администрацию.
- Если без корректировки действующих генплана и ПЗЗ нельзя сменить назначение участка, при этом в нынешнем состоянии он используется неэффективно, готовится проект изменений.
- Рекомендации Комиссии по внесению правок, а также проект таковых, рассматриваются в ходе общественных слушаний. Протокол и заключение о результатах таких обсуждений направляются главе администрации, который и принимает окончательное решение.
Изменения в ПЗЗ вносят, если новые правила не противоречат генеральному плану и схеме территориального планирования.
Любые корректировки должны быть направлены на повышение эффективности использования участка, устранение ущемлений прав собственников (например, когда не выдают разрешение на строительство) и улучшение перспектив развития территории. Если смена категории надела, требующая корректировки генплана и ПЗЗ, соответствует этим правилам, процедура пройдет без осложнений. Юристы нашей компании подскажут, когда проводится внесение изменений, подготовят достаточные основания для такого действия и проведут процедуру за вас.
Что должно быть в проекте планировки территории при смене категории земельного участка?
Наиболее значимый раздел проекта – его основная часть. Она детально рассматривается перед утверждением. Кроме нее, в проекте имеются материалы, обосновывающие основной раздел. В нем должны быть следующие пункты:
- чертеж, либо несколько чертежей планировки, где отмечены красные линии, границы отдельных частей планировки и прочая информация;
- данные о свойствах и показателях территории, включая плотность застройки, параметры недвижимого имущества, транспортной среды и прочих объектов;
- очередность запланированного развития района, куда входят этапы строительных работ, проектирования или реконструкции.
В проекте планировки необходимо обозначить все объекты, подпадающие под действие такого документа. Сюда вносят жилую и нежилую недвижимость, здания, используемые для обеспечения жизнедеятельности населения, коммунальные объекты и прочее.
Материалы, обосновывающие основной раздел, тоже состоят из нескольких пунктов. К ним относятся:
- карта планировочной структуры земельного участка (населенный пункт, округ, район), где отмечены элементы такой структуры;
- результаты комплексного изучения природных условий, если таковые требуются в соответствии с ситуацией;
- обоснование, почему границы размещенных объектов определены так, а не иным образом, схема перемещения различных видов ТС и пешеходов;
- схемы границ земель, относящихся к культурному наследию или имеющих особые правила использования;
- перечень действий, направленных на защиту от ЧП, охрану природы, а также обоснование этапов развития и прочее.
Проект планировки – объемный документ, учитывающий все нюансы будущего развития территории. При изменении категории нужно изучить его, чтобы не возникло сложностей со сменой назначения участка. Получить консультацию по изменению категории или содержанию проекта планировки вы можете у земельных юристов нашей компании. Они же проведут процедуру смены назначения надела.
Как оспорить отказ в изменении категории земельного участка?
Основания для отказа указывают в уведомлении, которое направляют заявителю в ответ на обращение за сменой категории. Получив такой документ, необходимо направить претензию в адрес органа, вынесшего отказ. Обычно претензия пишется в адрес главы администрации. В ней ссылаются на отсутствие оснований, либо на нарушения закона. Иногда необходимо представить дополнительный пакет документов, подтверждающий возможность и необходимость изменения категории.
Если и в этом случае ответили отказом, либо претензию оставили без рассмотрения (не ответили в установленный срок), придется оспаривать решение в судебном порядке.
- Необходимо получить официальное решение уполномоченного органа, где указана причина отказа. Если проводили претензионный порядок обжалования, результаты такового добавляют в общий пакет документов.
- Затем собирают остальные бумаги. Среди них документация на участок, подтверждение прав владения землей (договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.п.), бумаги, подтверждающие возможность изменения категории, квитанция об оплате госпошлины.
- Составляется исковое заявление, где детально описывают ситуацию. Также в иске надо сослаться на основания, приведенные в отказе, подробно разобрав каждое из них. Важно доказать, что причины либо отсутствуют, либо нарушают законодательство. В просительной части требуют отмены отказа.
- Иск и комплект бумаг подают в судебный орган (в какой суд обращаться, зависит от правовой формы истца и места нахождения участка). Вторая сторона разбирательства представит свои доводы и доказательства обоснованности отказа. Возможно, судья назначит проведение экспертизы.
- Получив положительное решение суда, следует повторно обратиться за сменой категории. Если вынесли отказ, придется обжаловать его в других инстанциях.
Земельные юристы нашей компании оспорят отрицательное решение с гарантией результата. Чтобы начать процедуру, достаточно подписать доверенность на представление ваших интересов.
Заручившись поддержкой специалистов нашего центра, Вы разом решите все возможные проблемы. Земельные юристы нашей компании возьмут на себя все работы по проведению процедуры предварительного согласования, прохождению экспертиз, изготовлению и защите проекта, регистрации изменений категории вашего земельного участка.
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Источник: xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai