Он может построить дом, заниматься земледелием, построить магазин или заниматься предпринимательской деятельностью. Часто возникает необходимость применения участка не по указанному ВРИ и владелец задается вопросом, как изменить вид разрешенного использования земельного участка в Москве. Например, собственник владеет участком с землей для садоводства, но хочет построить дом или коттедж для проживания. Тогда в документацию необходимо внести соответствующие изменения.
Изменение вида разрешенного использования объектов капитального строительства
10. Классификатор видов разрешённого использования земельных участков – вступил в силу 25 декабря 2014 года. Документы территориального планирования и ПЗЗ: влияние на получение и использование, перевод и изменение вида разрешённого использования земельных участков, получение разрешений на строительство с учётом ФЗ от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ«О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ…». Изменение вида разрешённого использования земельных участков с 2015 годав связи с Классификатором,его соотношение с ФЗ от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
PRO новостройку 7 (499) 703-51-68 (Москва)
В течение последующих 45 дней с момента направления обращения и пакета документов, сотрудники администрации вправе рассматривать дело. Не позднее чем через 2 месяца будет объявлено решение об отказе либо одобрении ходатайства. Расходы, связанные с проведением изменения несет владелец участка.
Вид разрешенного использования капитальных объектов: порядок установления и изменения
Разрешенное использование земельного участка и объектов капитального строительства находятся в тесной взаимосвязи. Если применительно к незастроенному земельному участку его правообладатель выбрал один из основных видов разрешенного использования участка, то он вправе строить на участке только те объекты недвижимости, которые соответствуют набору основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства, соответствующих основному виду разрешенного использования земельного участка.
Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка
Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка является одним из многих, но очень важных параметров градостроительного регламента, так как именно ВРИ указывает, как может быть использован тот или иной земельный участок и что конкретно на нём можно строить, или что на этом участке вести строительство вообще невозможно.
Конференция ЮрКлуба
Есть склад, но что бы сделать там ресторан необходимо соблюдать нормы при строительстве, т.е. например обеспечение парковычными местами. Сам Склад занимает почти весь земельный участок, т.е. места для парковки минимум, на мой взгляд это может попасть под ст. 40 ГрК, могу ошибаться, направьте.
Изменение разрешенного использования земельного участка
Если говорить о дачном строительстве, то необходимо отметить ряд обстоятельств, которые могут воспрепятствовать изменению вида допустимого использования участка для этой цели. Если выделенная территория относится к продуктивным, особо ценным угодьям, внести желаемые корректировки весьма проблематично. Критерии, по которым земельный участок будет признан таковым, устанавливаются самостоятельно каждым субъектом страны. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, состоит в том, что территории с/х угодий могут передаваться только гражданам, а также их некоммерческим объединениям. Юридическое лицо не имеет права получить такой земельный участок.
Порядок изменения вида использования земельного участка
Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.
Изменение вида разрешенного использования
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования) направляет заявление о его предоставлении в Комиссию по землепользованию и застройке городского или сельского поселения .
Образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка
Знайте, что заявление и декларация отличаются друг от друга. В заявлении гражданин просит разрешить осуществить изменение ВРИ участка, а в декларации фиксируется разрешение по уже одобренному и подписанному заявлению. Фактически декларация вступает в силу после подписания заявления, далее, этот документ применяется для получения акта об изменении записи в кадастре.
Источник: firstjurist.ru
Лекция 2. Споры, возникающие вследствие изменения правового режима земельных участков
2.3. Споры, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка
Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст.
1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, «согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства».
Смысл данного принципа можно трактовать следующим образом: целевое назначение земель (и, соответственно, требования к целевому использованию земель) определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование — дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка[80].
Градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вкоторым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации[81] правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Посредством зонирования (градостроительного зонирования) устанавливается дифференцированный правовой режим для отдельных фрагментов территории муниципального образования. В рамках этой территории правообладатели земельных участков (и/или иной недвижимости) получают определенный и в какой-то мере уникальный набор прав и обязанностей по возможному (разрешенному) использованию своего земельного участка, находящегося внутри этой территории. Следовательно, разрешенное использование земельного участка — это совокупность прав и обязанностей его правообладателя, вытекающих из принадлежности земельного участка к территории (территориальной зоне), определяемой посредством осуществления зонирования[82].
Зонирование территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов, в которых согласно ст. 85 в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель не упоминаются.
Следовательно, правила землепользования и застройки являются основой градостроительного зонирования и определения правового режима земель населенных пунктов, что достигается путем установления в них видов разрешенного использования земельных участков, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и соответствующих ограничений их использования и т.д.[83]
Практика разработки и применения правил землепользования и застройки выявила некоторые проблемы, связанные с определением видов разрешенного использования земельных участков. Теоретически виды разрешенного использования можно устанавливать двумя способами: прямо поименовывать те виды деятельности, которые можно осуществлять на земельном участке соответствующей территориальной зоны («Все, что не разрешено, запрещено»), или указывать те виды деятельности, которые в данной территориальной зоне осуществлять нельзя («Все, что не запрещено, разрешено»)[84].
Состав территориальных зон определен в ст. 35 ГрК РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон
Определяя правовой режим земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости путем поименования разрешенных в той или иной территориальной зоне видов деятельности, градостроительные регламенты устанавливают ограничения возможности использования земельных участков, что дает основания считать их ограничением прав правообладателей земельных участков[85]. Данный подход соответствует правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, согласно которому право осуществлять строительство недвижимого имущества, его перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории[86].
Для каждой территориальной зоны, выделенной в составе территории населенного пункта, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент, которым определяются виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны.
Статья 37 ГрК РФ устанавливает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
– основные виды разрешенного использования;
– условно разрешенные виды использования;
– вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Реализация права самостоятельного, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбора любого вида разрешенного использования возможна исключительно при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, содержащие в себе виды разрешенного использования, и карту градостроительного зонирования с описанием границ территориальных зон. Если же зонирования территорий не произведено, то правообладатель земельного участка не может воспользоваться указанным правом самостоятельного выбора вида разрешенного использования земельного участка. Этот вывод подтверждается судебной практикой[87].
Комментируя норму об использовании земельных участков в соответствии с любым видом разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, С.А. Боголюбов отмечает: «. данное положение не следует расширительно толковать как безусловное право соответствующих лиц использовать принадлежащие им объекты недвижимости исключительно по своему усмотрению в любых целях, предусмотренных в градостроительном регламенте, в любое время изменяя его без каких-либо процедур и ограничений. Дело в том, что избранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка (включая вид, определенный государственными или муниципальными органами при подготовке и принятии решений о предоставлении соответствующих земель, в том числе по итогам торгов) получает закрепление в соответствующей документации — решениях о предоставлении земельных участков, договорах о предоставлении земли на том или ином праве, свидетельствах о государственной регистрации прав на земельные участки и др. И до изменения по установленной федеральными, региональными или местными нормативными актами процедуре вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы на участок его использование допустимо лишь в целях, согласующихся с определенным видом разрешенного использования»[88].
Подобный подход находит отражение и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 16 декабря 2009 года № Ф09-10231/09-С1 по делу № А50-13702/2009 указано, что «нахождение земельного участка в зоне общественно-жилого назначения само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом использования, может по своему усмотрению в дальнейшем выбрать другой вид разрешенного использования или изменить его и использовать земельный участок только по своему усмотрению»[89].
Согласно ст. 39ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования.
Таким образом, если после проведения публичных слушаний с положительным заключением глава местной администрации откажет в изменении вида разрешенного использования земельного участка по мотиву нецелесообразности, это будет противоречить действующему законодательству. Судебная практика подтверждает такую позицию[90].
Кроме того, если заинтересованное лицо будет оспаривать такой отказ в судебном порядке (ч. 12 ст. 39ГрК РФ), главе местной администрации придется в силу ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ представить суду доказательства нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Эта необходимость отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19 июня 2007 года[91].
При обжаловании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка суд, установив, что публичные слушания проведены с нарушением правил ст. 39 ГрК РФ, не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность издать ненормативный правовой акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Допущенное нарушение может быть устранено путем возложения на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть в порядке, установленном законом, заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка (с соблюдением необходимых процедур)[92].
Вид разрешенного использования земельного участка, при наличии спора, должен приводиться в соответствие с фактическим, что подтверждается судебной практикой. Так, судом определено, что согласно статье 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка в собственность.
В силу положений части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, департамент правомерно установил для спорного земельного участка вид разрешенного использования, соответствующий фактическому использованию. Распоряжение от 16 декабря 2011 года № 5536 не противоречит положениям приведенных нормативных актов, а вывод судов о том, что это распоряжение противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 191-ФЗ, Градостроительного кодекса города Москвы, Генеральному плану города Москвы, проекту Правил землепользования и застройки города Москвы, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на неправильном применении указанных актов.
Вывод судов о нарушении распоряжением от 16 декабря 2011 года № 5536 прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности, поскольку обжалуемое распоряжение влечет за собой невозможность для общества как правообладателя спорного земельного участка реализовать право на возведение на нем культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, также является необоснованным.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка приводится в соответствие с фактическим. При приобретении земельного участка в собственность общества одновременно прекращается действие договора аренды земельного участка, заключенного в целях строительства новых объектов недвижимости. Дальнейшее использование земельного участка, в том числе и для нового строительства на нем, может осуществляться обществом в соответствии с действующим законодательством[93].
Изменение вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости является незаконным, если фактическое использование участка осталось неизменным. Так Президиум ВАС РФ сформулировал следующие правовые позиции[94].
1. Ни один из вспомогательных видов разрешенного использования, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не может быть выбран организацией в качестве основного и единственного. При включении в кадастр недвижимости вспомогательного вида разрешенного использования в качестве второго или последующего кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей.
2. Установление вида разрешенного использования земельного участка исключительно для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства не допускается, поскольку при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных правоотношений.
3. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется только при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования. В случае когда фактическое использование участка осталось неизменным (отсутствуют доказательства использования участка по иному назначению), изменение разрешенного использования земельного участка не допускается.
Последней приведенной позицией Президиум ВАС РФ подтвердил и расширил применение правовой позиции, изложенной им ранее в Постановлении № 12651/11, согласно которой фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Также можно отметить, что помимо вышеуказанных правовых позиций Президиум ВАС РФ назвал ряд оснований, препятствующих изменению ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка.
Так, в соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 36 ГрК РФ вспомогательный вид разрешенного использования не может быть выбран обществом в качестве основного со ссылкой на градостроительные регламенты, если используемые обществом земельные участки предназначены для размещения линейных объектов и (или) заняты ими.
Ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен на такой вид, как «размещение линейных объектов и инженерной инфраструктуры», в случае, когда размещенное на земельном участке оборудование не отвечает признакам линейных объектов и не может быть признано объектами инженерной инфраструктуры.
Исходя из положений п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ основанием, препятствующим изменению ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка, является отсутствие у общества необходимых условий, предусмотренных земельным законодательством. В частности, ни образование самостоятельного земельного участка, ни регистрация оборудования, находящегося на таком участке (в качестве самостоятельного объекта недвижимости), ни его продажа иному лицу не могут обеспечить правовых оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Также необходимо отметить, что, несмотря на правовую позицию Президиума по делу № 12651/11[95] о рассмотрении таких дел в порядке искового производства, суды рассматривают в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела по требованиям о признании незаконными решений органа кадастрового учета, принятых по кадастровой процедуре изменения сведений об объекте недвижимости и об обязании кадастровой палаты исключить из ГКН недостоверные сведения о виде разрешенного использования, о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости и об обязании внести сведения о новых их значениях.
Такая позиция судов была подтверждена впоследствии в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 мая 2012 года по делам № 12919/11 и № 13016/11, размещенных на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 19 июля 2012 года, оставившим в силе судебные акты, которыми аналогичные требования были рассмотрены и удовлетворены не по правилам искового производства.
Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 июня 2011 года № 913/11 признал необоснованным рассмотрение требований о признании незаконными действий органов кадастрового учета по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка и его удельном показателе по правилам главы 24 АПК РФ, и сформулировал правовую позицию о том, что требования, имеющие своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства[96].
Указанная позиция подтверждена впоследствии Высшим Арбитражным Судом в Постановлении Президиума от 25 июня 2013 года по делу № 10761/11.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, должно определяться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В качестве основной законодательной лазейки при изменении вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на практике используется пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»[97], который допускает до принятия правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельных участков на основании решения органа местного самоуправления.
Для сельскохозяйственных угодий не устанавливаются градостроительные регламенты, и соответственно принятие правил землепользования и застройки не имеет для них юридического значения. Суды, как правило, придерживаются позиции и указывают на отсутствие оснований для применения п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» к сельскохозяйственным угодьям, поскольку для них не устанавливаются градостроительные регламенты[98].
Вместе с тем было бы неверным утверждать, что их мнение на этот счет является единым. В судебных актах[99] нередко встречается и противоположная точка зрения о том, что разрешенное использование земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе и к сельскохозяйственным угодьям, может быть изменено органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В указанных случаях суды, как правило, все-таки отказывали правообладателям земельных участков в удовлетворении их требований, но уже по другим основаниям (например, в связи с неодобрением изменения вида разрешенного использования на публичных слушаниях либо даже просто со ссылкой на то, что решение данного вопроса находится в компетенции органа местного самоуправления и потому полностью зависит от его усмотрения).
Несмотря на то, что градостроительное зонирование наиболее развито, в нем существует достаточное количество пробелов. Так, в научной литературе[100] неоднократно предлагалось включить в градостроительные регламенты положение об использовании подземного пространства, закрепить допустимые показатели глубины и плотности подземной застройки.
[80] Минина Е.Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 62 – 67.
[81] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ с изм.и доп. от 5 мая 2014 года // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16; 2014. № 19. Ст.
2336 (далее по тексту-ГрК РФ).
[82] Анисимов А.П., Землякова Г. Л., Мельников Н.Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. № 8. С. 87 – 93.
[83] Мельников Н.Н., Савельева Е.А. Значение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования в регулировании правового режима земель населенных пунктов // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 8 – 11.
[84] Андрианов Н.А. К вопросу об определении видов разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 5. С. 15 – 18.
[85] Нигматуллина Э.Ф. Градостроительный регламент как ограничение прав на землю // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 6.
[86] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года № 387-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. № 1.
[87] Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2008 года по делу № КА-А41/6086-08; от 15 июня 2005 года по делу № КА-А41/4959-05; от 18 октября 2004 года по делу № КА-А41/9286-04-П // СПС «КонсультантПлюс».
[88] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009. С. 487.
[89] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2009 года № Ф09-10231/09-С1 по делу № А50-13702/2009 // СПС «КонсультантПлюс».
[90] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 августа 2007 года по делу № А12-2352/07 // СПС «КонсультантПлюс».
[91] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2007 года по делу № А65-25637/06 // СПС «КонсультантПлюс».
[92] Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2012. № 3(9).
[93] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 8536/13 по делу № А40-45759/12-135-444 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 4.
[94] Изменение вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости является незаконным, если фактическое использование участка осталось неизменным: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 13016/11 по делу № А27-12216/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
[95] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года № 12651/11 по делу № А46-13112/2010 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 4.
[96] Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № ВАС-818/14 по делу № А46-1384/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
[97] О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 2005. №1 (часть 1). Ст. 17; 2014. № 26 (часть I). Ст.
3377.
[98] Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2009 года по делу № А13-1816/2009; от 12 февраля 2009 года по делу № А13-3769/2008 // СПС «КонсультантПлюс».
[99] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2011 года № Ф09-2482/11-С6; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2011 года № А68-6976/10; Определения Московского областного суда от 5 мая 2011 года по делу № 33-10077; от 19 апреля 2011 года по делу № 33-8998; от 3 августа 2010 года по делу № 33-14943; Определения Свердловского областного суда от 10 февраля 2011 года по делу № 33-1760/2011; от 21 декабря 2010 года по делу № 33-14922/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
[100] Шестакова О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7 – 8.
Источник: netprava.ru
Описание услуги
Запрос заявителя о предоставлении муниципальной услуги регистрируется в установленной системе документооборота «Lotus Notes» с присвоением запросу входящего номера и указанием даты его получения.
Категории получателей
Основания для оказания услуги, основания для отказа
Основание для оказания услуги:
Обращение заявителя с заявлением для предоставления муниципальной услуги
Основание для отказа:
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
отсутствие или неполное представление документов, предусмотренных пунктом 2.6 Административного регламента
отсутствие у лица полномочий на подачу заявления
обращение лица, не являющегося правообладателем земельного участка, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
при выявлении несоблюдения установленных условий признания подлинности (действительности) усиленной квалифицированной электронной подписи (при подаче заявления в форме электронного документа)
Основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства является:
поступления возражений, признанных Комиссией по проекту Правил землепользования и застройки города Пензы мотивированными, о нарушении (возможном нарушении) прав и законных интересов: — правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; — правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; — правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение; — граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение
предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства не допускается в соответствии с частью 11.1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации
отсутствие документов и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пунктах 2.6, 2.7 Административного регламента, в том числе их неполучение по межведомственным или внутриведомственным запросам
отсутствие заявленного условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства в перечне условно разрешенных видов использования, установленных для территориальной зоны, в пределах которой находится земельный участок или объект капитального строительства
Результат оказания услуги
Выдача заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения
Документы
Документы, необходимые для получения услуги
Исполнительная съемка земельного участка заявителя (заявителей) с изображением земельных участков, смежных к земельному участку заявителя (заявителей), выполненная в масштабе 1:500
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории земельного участка (при наличии объектов), применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, расположенных на территории земельных участков (при наличии объектов), являющихся смежными по отношению к нему
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Заявление, составленное по форме согласно приложению 1 к Административному регламенту условно
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Скачать
Копия кадастрового и (или) технического паспорта на на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке заявителя (заявителей) (при наличии объектов капитального строительства на земельном участке заявителя (заявителей))
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Копия кадастрового плана соответствующей территории с указанием земельных участков, смежных к земельному участку заявителя (заявителей).
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц)
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае, если заявителем является юридическое лицо) или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае, если заявителем является индивидуальный предприниматель)
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей)
Формат предоставления документа:
Нотариально заверенная копия
Тип входящего документа:
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Количество:
Описание:
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении: земельного участка или объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования, являющиеся смежными по отношению к нему
Формат предоставления документа:
Тип входящего документа:
Необязательный (может быть получен органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия)
Варианты предоставления:
Предоставляется без возврата
Способ получения документа:
Количество:
Описание:
Документы, предоставляемые по завершении оказания услуги
Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции
П остановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Получаемые документы:
Постановление администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Формат предоставления документа:
Количество:
Тип исходящего документа:
Варианты выдачи:
Выдается в конце оказания услуги
Срок выдачи:
Описание:
Отказ в предоставлении услуги/исполнении функции
П остановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Получаемые документы:
Постановление администрации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Формат предоставления документа:
Количество:
Тип исходящего документа:
Варианты выдачи:
Выдается в конце оказания услуги
Срок выдачи:
Описание:
Дополнительная информация
Сведения о государственной услуге
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Реестровый номер услуги
Идентификатор цели
Дата размещения сведений в Региональном реестре государственных услуг:
Дата последнего обновления сведений в Региональном реестре государственных услуг:
Порядок обжалования
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также их должностных лиц, муниципальных служащих
Заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие), принятые и осуществляемые в ходе предоставления муниципальной услуги.
Предметом жалобы могут являться нарушения прав и законных интересов заявителей, противоправные решения, действия (бездействие) Администрации, должностных лиц и муниципальных служащих Администрации, нарушения положений Административного регламента, некорректное поведение или нарушение служебной этики в ходе предоставления муниципальной услуги.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы обеспечивается посредством размещения информации на информационном стенде в здании Администрации, на официальном сайте Администрации, в Едином портале, в Региональном портале.
Указанная информация также может быть сообщена заявителю в устной и (или) в письменной форме.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих Администрации.
Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами;
7) отказ Администрации, должностного лица Администрации в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги;
9) приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами;
10) требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Жалоба подается в Администрацию в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
Рассмотрение жалоб осуществляется уполномоченными на это должностными лицами органа, предоставляющего муниципальную услугу, в отношении решений и действий (бездействия) данного органа, его должностных лиц, муниципальных служащих.
Жалоба на решения и действия (бездействие) муниципальных служащих, ответственных за предоставление муниципальной услуги, подается на имя главы администрации города Пензы.
Жалоба на решения, принятые Главой администрации города Пензы, подается в порядке, установленном действующим законодательством в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Пензенской области, к компетенции которого относится осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Жалоба на решения и действия (бездействия) Администрации, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих Администрации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, может быть подана такими лицами в порядке, установленном статьей 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с действующим законодательством.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя в соответствии с действующим законодательством.
В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а)официального сайта Администрации;
б)электронной почты Администрации;
д)федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Подача жалобы и документов, предусмотренных подпунктами 5.4.6 и 5.4.7 настоящего пункта, в электронном виде осуществляется заявителем (уполномоченным представителем заявителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При поступлении жалобы, принятие решения по которой не входит в компетенцию Администрации, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации жалоба направляется в уполномоченный орган, а заявитель информируется о ее перенаправлении.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ.
При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и органом, предоставляющим муниципальную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Жалоба должна содержать:
1) наименование Администрации, должностного лица Администрации, муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации, муниципального служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации, муниципального служащего.
Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба подлежит регистрации не позднее следующего за днем поступления ее рабочего дня. Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрены.
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
— жалоба удовлетворяется, в том числе, в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области, муниципальными правовыми актами;
— в удовлетворении жалобы отказывается.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.9. настоящего раздела, заявителю в письменной форме и, по желанию заявителя, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в пункте 5.10 Административного регламента, дается информация о действиях, осуществляемых Администрацией в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в пункте 5.10 Административного регламента, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Заявитель имеет право обжаловать решение по жалобе или действие (бездействие) в связи с рассмотрением жалобы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участвующие организации
Администрация города Пензы
Администрация города Пензы
Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям
Сведения о консультировании
Способы информирования заявителей:
Через сеть Интернет
На стендах в приемных
Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих контроль
Права и обязанности должностных лиц, в отношении которых осуществяется контроль
Сведения о межведомственном взаимодействии
Услуга предполагает межведомственное взаимодействие:
Тип межведомственного взаимодействия:
Взаимодействие с ФОИВ
Сведения об административной процедуре
Используется для межведомственного взаимодействия
Основания для начала
Обращение заявителя с заявлением для предоставления муниципальной услуги
Результат
Принятие заявления к рассмотрению либо направление заявителю (его представителю) отказа в предоставлении муниципальной услуги (приложение 3 к Административному регламенту)
Порядок передачи результата оказания
Зарегистрированное заявление и документы передаются на рассмотрение начальнику Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы, являющемуся также председателем комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Пензы, который определяет исполнителя (исполнителей), ответственного за работу с поступившим заявлением
Критерии принятия решения для административной процедуры
Название
прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
Описание
Заявление и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, представляется заявителем (представителем заявителя) в Администрацию или МФЦ.Заявление и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, направляются заявителем (представителем заявителя) в Администрацию на бумажном носителе посредством почтового отправления, представляются лично или в электронном виде. Заявление подписывается заявителем либо представителем заявителя.- В случае представления заявления при личном обращении заявителя или представителя заявителя предъявляется документ, удостоверяющий соответственно личность заявителя или представителя заявителя.Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица предъявляет также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени этого юридического лица, или копию этого документа, заверенную печатью (при наличии печати) и подписью руководителя этого юридического лица.При представлении заявителем документов устанавливается личность заявителя, проверяются полномочия заявителя, осуществляется проверка соответствия сведений, указанных в заявлении, представленным документам, полнота и правильность оформления заявления, проверка действительности основного документа, удостоверяющего личность заявителя, и (или) доверенности от представителя заявителя; сверка сведений, указанных заявителем в заявлении, со сведениями, содержащимися в представленных документах.- Поступившие заявление и документы, в том числе из МФЦ, регистрируются с присвоением входящего номера и указанием даты получения.Если заявление и документы представляются заявителем (представителем заявителя) в Администрацию или МФЦ лично, то заявителю (представителю заявителя) выдается копия заявления с отметкой о получении.- В случае, если заявление и документы представлены в Администрацию посредством почтового отправления, копия заявления с отметкой о получении направляется Администрацией заявителю указанным в заявлении способом.- Заявление и документы (при их наличии), представленные заявителем (представителем заявителя) через МФЦ передаются МФЦ в Администрацию на бумажном носителе в срок, установленный соглашением, заключенным Администрацией с МФЦ.- При поступлении заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 2.6 Административного регламента, ответственный исполнитель обязан провести:- проверку наличия (отсутствия) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 Административного регламента;- проверку правильности заполнения заявления.- Если в результате проверки будет выявлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2.8 Административного регламента, заявителю направляется отказ в предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению 3 к Административному регламенту с указанием таких оснований способом, указанным заявителем в его заявлении.
Максимальный срок выполнения
Ответственное должностное лицо
Используется для межведомственного взаимодействия
Основания для начала
Поступление заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 2.6 Административного регламента, ответственному исполнителю
Результат
Направление письма с предложением о назначении публичных слушаний Главе города Пенза за подписью председателя комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы
Порядок передачи результата оказания
Письмо с предложением о назначении публичных слушаний Главе города Пенза за подписью председателя комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы направляется в канцелярию Главы города Пензы
Критерии принятия решения для административной процедуры
Название
Рассмотрение (проверка) заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги
Описание
Максимальный срок выполнения
Ответственное должностное лицо
Используется для межведомственного взаимодействия
Основания для начала
Поступление письма с предложением о назначении публичных слушаний, предусмотренного 3.15 Административного регламента.
Результат
Поступление Главе администрации города Пензы подготовленных комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Порядок передачи результата оказания
Подготовленные комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения направляются в приемную главы администрации города Пензы
Критерии принятия решения для административной процедуры
Название
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний
Описание
Организация и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 30.09.2005 N 202-14/4 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Пензе».-На основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, с учетом предложений и замечаний участников публичных слушаний, признанных комиссией мотивированными, комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Максимальный срок выполнения
Ответственное должностное лицо
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Пензенской городской Думы, назначаются решением Пензенской городской Думы.Публичные слушания, проводимые по инициативе Главы города Пензы или главы администрации города Пензы, назначаются распоряжением Главы города Пензы.
Используется для межведомственного взаимодействия
Основания для начала
поступление главе администрации города Пензы подготовленных комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы рекомендаций:
— о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; — об отказе в предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства с указанием причин принятого решения
Результат
постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Порядок передачи результата оказания
Подготовленный проект документа вместе с документами, представленными заявителем (представителем заявителя) и с приложением рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения направляются ответственным исполнителем на подпись главе администрации города Пензы.
Глава администрации города Пензы рассматривает подготовленный проекты документа и подписывает его.
В случае несогласия с подготовленным проектом документа, обнаружения ошибок и недочетов в нем, замечания исправляются ответственным исполнителем незамедлительно в течение срока административной процедуры.
Критерии принятия решения для административной процедуры
Название
Подготовка постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения
Описание
Ответственный исполнитель с учетом рекомендаций, данных комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Пензы и оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предусмотренных пунктом 2.10 Административного регламента, подготавливает проект постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Максимальный срок выполнения
Ответственное должностное лицо
Используется для межведомственного взаимодействия
Основания для начала
подписанное постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения
Результат
выдача заявителю постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения
Порядок передачи результата оказания
Ответственный исполнитель в течение одного дня извещает заявителя (представителя заявителя) о необходимости получения результата предоставления муниципальной услуги с указанием времени и места получения.Заверенная копия постановления, указанного в пункте 3.27 Административного регламента, со дня его регистрации выдается непосредственно заявителю (его представителю) либо направляется им способом, указанным в заявлении, в течение 7 дней после подписания постановления, указанного в пункте 3.27 Административного регламента. При наличии в заявлении указания о выдаче результата предоставления муниципальной услуги через МФЦ по месту представления заявления Администрация обеспечивает передачу документа в МФЦ для выдачи заявителю (его представителю) не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения
Источник: gosuslugi.pnzreg.ru
Изменение разрешенного использования земельного участка — порядок действий
Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – процедура, с которой легко может справиться каждый землевладелец, однако и в ней есть свои особенности и нюансы.
Мы расскажем вам, как быстро и грамотно поменять назначение земли, куда обращаться с этим вопросом и с какими документами, а также, в каких случаях требуется согласовывать будущее назначение с уполномоченными органами власти.
Смена ВРИ – это возможно?
Каждый земельный участок должен использоваться строго по своему назначению, то есть в соответствии с целями, под которые этот участок формировался, выдавался, передавался из муниципальной собственности. Например, для строительства жилого дома, под офис, магазин, обслуживание автотранспорта, производство и т. п.
При невыполнении этого условия органы земельного надзора вправе не только выписать штраф, но и отобрать землю даже у частного собственника.
Чтобы использовать участок иным способом, отличающимся от того назначения, которое содержится в документах на землю, нужно:
- ознакомиться с градостроительной документацией;
- выбрать подходящее назначение;
- оформить под него документы.
Иными словами, существует список, из которого можно выбирать назначение для своего земельного надела.
Местные органы власти определили, какие виды разрешенного использования участков могут быть в той или иной территориальной зоне. Землевладельцам остается только подстраиваться под принятый документ или предлагать внести в него изменения.
Начнем по порядку. Чтобы изменить назначение участка, вам необходимо первым делом ознакомиться с правилами землепользования и застройки (ПЗиЗ).
Правила землепользования и застройки
ПЗиЗ разрабатываются в целях реализации Генерального плана развития города. Ими устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, в них содержатся данные о правилах применения этого документа и порядке внесения изменений в него же (ст. 30 ГрК РФ).
Ваш участок принадлежит к одной из территориальных зон, определенных зонированием территории, в отношении которой либо утвержден градостроительный регламент, либо не утвержден.
Перечень разрешенных назначений, допустимых для применения внутри одной зоны, делится на три вида, установленные ст. 37 ГрК РФ:
- основные; ;
- вспомогательные.
Ответ на вопрос, как изменить вид разрешенного использования, зависит от того, к какому типу относится выбранное вами назначение.
Скачать для просмотра и печати:
Как изменить назначение участка
Основной вид разрешенного использования
Если назначение, необходимое вам, относится к основному ВРИ, то вы можете выбрать его для своего участка просто по заявлению, не согласовывая свой выбор ни с какими инстанциями.
Порядок действий собственника участка при изменении вида разрешенного использования:
- подаете заявление в Росреестр о замене ВРИ;
- получаете уведомление о том, что назначение участка изменено.
Подавать заявку можно любым подходящим вам способом: через портал Росреестра в электронной форме, Госуслуги либо лично через любое отделение МФЦ. Госпошлина не оплачивается.
Насчет формы заявления также переживать не придется – его заполняет сотрудник МФЦ.
Если владельцев несколько, то все они одновременно должны явиться в МФЦ и подписать заявление о смене назначения.
Документы, необходимые для подачи заявления на смену ВРИ через МФЦ:
- паспорт собственника;
- нотариальная доверенность с полномочиями на смену ВРИ, если интересы собственника представляет доверенное лицо, паспорт представителя; на участок;
- выписка из ПЗиЗ (необязательно);
- если собственником участка является юридическое лицо, руководителю необходимо предоставить документ, на основании которого он вступил в должность.
Назначение, указанное в заявлении, должно точь-в-точь совпадать с формулировкой из ПЗиЗ.
Установка вспомогательного ВРИ
Отдельно вспомогательное назначение выбирать нельзя, а только как дополнение к основному или условно-разрешенному.
Выбор условно-разрешенного назначения
Все способы использования земли, относящиеся, согласно градостроительному регламенту, к условно-разрешенному списку, получится применить только с согласия с уполномоченными госструктурами.
Процесс начнется с вашего заявления в Комитет по градостроительству и архитектуре. Практически во всех городах РФ такие обращения принимает комиссия комитета, чаще всего они работают при городской администрации.
Уполномоченный орган организует публичные слушания, подготавливает заключение о результатах процедуры, затем оформляет рекомендации – в них указывает, допустимо или нет устанавливать участку испрашиваемое назначение.
Постановление главы города об утверждении условно-разрешенного ВРИ или об отказе в нем завершает процедуру перевода.
Отрицательное решение можно обжаловать в суде.
Подробнее о выборе условного назначения читайте в нашей статье.
Воспользуйтесь бесплатной консультацией, если у вас имеются вопросы по установлению условного ВРИ.
Где взять информацию о разрешенных назначениях для земельных участков
Есть несколько способов выяснить, в какой зоне находится интересующий вас участок.
- Через интернет, на сайте уполномоченной организации. Если вы уверенный пользователь интернета и хорошо ориентируетесь в карте города, вам не составит труда выяснить зону, допустимые назначения и предельные размеры интересующего вас участка. Это можно сделать в течение нескольких минут, не теряя время на получения официального документа.
- Заказать выписку из ПЗиЗ. Запросить такую выписку можно через личный кабинет Госуслуг или через любое отделение МФЦ. Для оформления заявки не требуются документы, но следует знать кадастровый номер интересующего вас участка. Этот способ не такой быстрый, но зато идеально подходит тем, кто хочет получить официальные сведения ИСОГД о зоне расположения участка или не может найти нужные данные самостоятельно.
- Обратиться за консультацией к юристу, который предоставит вам всю необходимую информацию.
Как пользоваться ПЗиЗ – разбираем на конкретном примере
Предположим, некий предприниматель захотел открыть собственный спортклуб. Помещение есть, однако, существующее назначение земли не соответствует будущему виду использования. Сначала необходимо выяснить, к какой территориальной зоне относится участок и какие назначения земли предусмотрены для этой зоны.
Ниже приводим фрагмент выписки из ПЗиЗ одного из городов РФ. Имеющийся в распоряжении предпринимателя участок попал в зону общегородского центра второго типа (Ц-2).
Спортивные объекты предусмотрены в качестве основных объектов, которые могут располагаться в данной зоне.
Это означает, что собственнику земельного надела необходимо обратиться в Росреестр (через МФЦ, портал Госуслуг – при наличии электронной подписи) для перевода ВРИ в соответствие с правилами.
Срок рассмотрения заявки займет около 5-7 дней.
По окончании этого времени в ЕГРН будут внесены изменения.
При желании открыть боулинг, а не спортклуб, предпринимателю понадобится разрешение от органов архитектуры и градостроительства, так как это назначение является условно-разрешенным. Сначала нужно провести публичные слушания в установленном законом порядке, а потом, при наличии положительного решения органов власти, вносить изменения в ЕГРН.
Если в данной территориальной зоне нет того ВРИ, которое вам требуется, придется либо подыскать участок в другой зоне, в которой допустимо устанавливать выбранное назначение, либо предложить внести изменения в градостроительный регламент.
Не всегда назначение участка должно содержать строгую конкретику, встречаются более обобщенные формулировки: «для размещения нестационарных объектов», или даже «для иных видов использования, характерных для земель населенных пунктов».
Помимо назначений, следует обратить внимание на предельные размеры земельного участка, параметры разрешенного строительства, реконструкции ОКС, также указанные в выписке из ПЗиЗ. Ниже показано, как выглядит полный фрагмент выписки из ПЗиЗ для одной из терзон.
Внесение изменений в градостроительный регламент
Если нужного вам назначения не предусмотрено правилами, вы вправе инициировать рассмотрение вопроса об их изменении.
У этого действия также существует определенный порядок.
Вы можете в уполномоченную структуру направить следующие предложения:
- об изменении границ территориальной зоны;
- об изменении основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов в пределах конкретной зоны;
- установлении или изменении предельных размеров.
Услуга бесплатная, но к заявлению необходимо приложить:
- пояснительную записку о планируемом использовании территории;
- лист карты градостроительного зонирования с обозначением изменений;
- ситуационный план, на котором отображаются границы территории, в которые надлежит внести новые сведения.
В итоге комиссия либо подготавливает проект на внесение изменений в ПЗиЗ, либо письмо об отклонении вашего предложения с причиной отказа. Срок рассмотрения не больше 2 месяцев. Отрицательное решение возможно обжаловать в суде.
В Москве подавать заявление на внесение изменений в ПЗиЗ можно через портал Госуслуг, подписывая его электронной подписью заявителя.
Подведем итоги
- ВРИ для своего участка собственник может выбирать самостоятельно, но с учетом ПЗиЗ.
- Чтобы изменить ВРИ, необходимо подать соответствующее заявление в Росреестр.
- Условно-разрешенное назначение требуется согласовать с органами архитектуры и градостроительства.
- Формулировки вспомогательного ВРИ применяются как дополнение к основному или условно-разрешенному ВРИ.
- Существует процедура внесения изменений в ПЗиЗ по заявлению правообладателя.
Источник: urpomosh03.ru