Разъяснение СИС РС175 О понятии изменение видов выполняемых работ
О понятии «изменение видов выполняемых работ» по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при применении нормы подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе
В целях учета специфики отношений, складывающихся в сфере строительства, при применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе, с учетом положений градостроительного законодательства, Союз инженеров-сметчиков
1. Под понятием «ВИД ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО КОНТРАКТУ» следует понимать совокупность технологически связанных между собой основных и вспомогательных операций, работ и затрат, необходимых для реализации в процессе исполнения контракта технических и иных решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства или его части (конструктивного решения (элемента, конструкции), и обособленных в отдельные затраты как минимум по одной позиции в сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или в сформированной на ее основе смете контракта.
Изменение формы общего журнала работ в 2023 году
Степень детализации (группировки) работ и затрат определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ.
2. В понятие «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО КОНТРАКТУ» может включаться:
— изменение предусмотренных контрактом видов работ и (или) замена одних видов работ на другие в случаях, когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата (предмета контракта), в том числе в результате уточнения проектных решений в процессе исполнения контракта и разработки рабочей документации, или внесения изменений в проектную документацию заказчиком;
— необходимость производства (выполнения) дополнительных видов работ, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации и смете, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (с учетом положений норм статьи 743 ГК РФ). При этом должна быть учтена возможность их производства (выполнения) за счет и в пределах лимита средств на непредвиденные расходы и затраты без изменения цены контракта и в соответствии с условиями контракта.
З. Изменение видов выполняемых работ по контракту, в том числе включение дополнительных видов работ не должны приводить к изменению предмета закупки (контракта) или выполнению работ, которые являются самостоятельными по отношению к видам работ, на которые стороны заключили контракт или являющиеся самостоятельным объектом строительства, в связи с чем для их выполнения требуется размещение заказа в установленном действующим законодательством порядке.
4. В части оснований согласно подпункта «в» пункта 1 части 1 ст. 95 (пп. «в» введен Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ) установленное ограничение «НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ЦЕНЫ КОНТРАКТА» с 1 июля 2019 года относится к общей цене контракта, а не к отдельным видам работ (позициям сметы). Соответственно отдельные объемы и виды работ могут изменяться (увеличиваться или уменьшаться) на величины более десяти процентов, но только при условии, что общая цена контракта не изменяется более чем на десять процентов.
Разъяснение выпущено в дополнении к письмам Союза инженеров-сметчиков
— от 06.05.2019 г. № РС-ПГ-140/19 «Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд));
— от 19.07.2019 г. № РС-ПГ-151/19 «О применении отдельных положений статьи 95 «Изменение, расторжение контракта Закона № 44-ФЗ о Контрактной системе в части изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству,;
— от 26.08.2019 г. № РС-ПГ-160/19 «О возможности изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 1 июля 2019 года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с пунктами 1, 8, 9 и 10 части 1. ст. 95 Закона о контрактной системе 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ.
Президент Союза П.В. Горячкин
Изменение объема продукции по 44-ФЗ
Изменение объема продукции по 44-ФЗ
Из данной статьи Вы узнаете:
- почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
- почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?
- как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
- в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
- как не “налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
- какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
- и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.
Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!
Немного теории
Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.
Основные из этих случаев следующие:
пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ
18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?
Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания.
Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения. В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом.
Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой
Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? | да | да | да | нет |
Что должно выступать предметом контракта? | любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) | только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) | любые товары, работы, услуги | только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!) |
Пределы изменения объема (количества) | 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) | ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен | без ограничений | без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки |
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? | да | да | да | да |
Направление изменения объема (количества) | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Только в сторону увеличения |
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? | конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) | конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) | только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) | конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации). |
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? | нет | нет | нет | нет |
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: | в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) | в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) | в контракте | в документации о закупке |
Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.
Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало.
Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции.
Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ. Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года.
Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ. Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора. А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.
По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года. Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме). Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ.
Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше). Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой.
При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором). Применяя положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности.
Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения. Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться. В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.
Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком
Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.
Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: да, можно
Вопрос: А в каком размере?
Ответ: в любом
Вопрос: И никаких ограничений?
Ответ: никаких.
Вопрос: А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?
Ответ: можно.
Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?
Ответ: все равно можно все поменять.
Вопрос: Как оформить?
Ответ: дополнительным соглашением
Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?
Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах
Вопрос: А что же делать в таком случае?
Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.
Надеемся, что настоящая статья оказалась для Вас полезной и Вы оставите свой комментарий о ней ниже. Также не забывайте вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы не пропустить самое интересное и полезное от сотрудников Консультационного центра “Закон.гуру”. Удачных Вам закупок!
Следующая статья »
Возможна ли замена товара из сметы на товар другой конструкции, согласно 44-ФЗ?
Можно если качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которые являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Вопрос: О поставке товара (выполнении работы, оказании услуги) с улучшенными характеристиками.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2016 г. N Д28и-2081
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.
Учитывая изложенное, заказчик по согласованию с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вправе указать критерии для определения улучшенных технических и функциональных характеристик товара, работы, услуги при исполнении контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
05.08.2016
Согласование замены оборудования, указанного в смете
Необходимо согласовать, т.к. предмет является существенным условием контракта. Оформить изменение необходимо в виде доп. соглашения
п. 1 ст. 95 ФЗ № 44
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
порядок действий на этапе заключения или исполнения, срок публикации в ЕИС
Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.
В каких случаях допускается
Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:
Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.
Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:
- Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
- Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
- Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.
Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.
Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП, изменение условий госконтракта, если такая возможность не была предусмотрена российским законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. р. и на юридических лиц – 200 тыс. р.
По правилам ч. 5 ст. 7.32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.
Можно ли изменить существенные условия контракта
В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2017 года №24-03-07/79960, от 2017 года №24-03-07/73936).
Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.
К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.
Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт подписывается на условиях, которые предусмотрены извещением или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке и заявкой. Из этого следует, что все условия, которые содержатся в этих документах, можно считать существенными.
В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению. Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.
При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:
- Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
- Объем поставки товаров, работ и услуг.
- Порядок и сроки оплаты.
- Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
- Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
- Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
- Цена контракта (на 10% и более).
- Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
- Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.
Хотя по общим правилам существенные условия должны оставаться неизменными, но в ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения. Для того чтобы изменить существенные условия, подобная возможность должна быть предусмотрена заказчиком в контракте.
Так, допускается изменять такие условия, как:
- Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
- Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
- Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
- Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
- Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
- Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
- Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.
Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2019 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2019 года, должны применять новую ставку. Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2018 года. Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.
Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2017 года.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок изменения условий на этапе заключения
Необходимость изменить условия по госконтракту может возникнуть как на этапе его заключения, так и исполнения. В зависимости от стадии, на которой вносятся коррективы, условия контракта изменяются по разному алгоритму.
До того как контракт еще не был подписан, он имеет статус проекта договора, и его положения еще не приобретают юридическую силу. Условия госконтракта подлежат изменению по следующему алгоритму:
- Заказчик направляет в адрес поставщика проект контракта, который тот должен подписать в установленные сроки. Если заказчик после этого обнаружил какие-то технические ошибки или иные недочеты, то законодательство позволяет ему отозвать проект договора на доработку и только потом направить правильную откорректированную версию поставщику.
- Поставщик направляет в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указывается на необходимость изменения условий в проекте контракта с указанием причины. Например, из-за того, что у поставщика поменялись реквизиты. При проведении закупки в электронном виде протокол также направляется через ЭТП в электронном формате.
- В случае согласия с предложенными коррективами по протоколу разногласий заказчик изменяет госконтракт и отправляет повторно доработанную версию договора на подписание победителю закупки.
Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.
Порядок изменения условий на этапе исполнения контракта
Изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ допускается и на этапе исполнения госконтракта. Для этого необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
- Сторона, которая выступает инициатором внесения изменений, направляет второй стороне соответствующее уведомление о необходимости корректировок. В нем содержится указание на основания для изменения договора с учетом норм гражданско-правового законодательства и ФЗ-44.
- Вторая сторона после анализа поступившего предложения выносит решение и передает его в письменной форме. Соблюдение письменной формы в данном случае обязательно. Если отказ будет необоснованным, то инициатор внесения изменений может обжаловать его в судебном порядке.
- Стороны подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в госконтракт, если это допустимо его условиями и законодательством. Дополнительное соглашение составляется в свободной форме и содержит указание на стороны договора (заказчика и поставщика), реквизиты изменяемого контракта, указание на пункты договора, которые подлежат изменениям и их интерпретация в новой редакции.
- Заказчик размещает акт о корректировке подписанного ранее договора в ЕИС в установленные сроки.
В какой срок нужно опубликовать изменения в контракте в открытом доступе
Изменения в госконтракте в обязательном порядке следует размещать в ЕИС.
Согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, сведения об изменении государственного контракта или о его расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня, который следует за датой его изменения. Информация не передается в ЕИС только в случае, если госконтракт содержит государственную тайну.
Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней после изменения контракта обязан передать сведения об этом в федеральное казначейство.
Таким образом, несущественные условия контракта, которые никак не повлияют на ход и результаты его исполнения, допускается изменять в упрощенном порядке. В случае если речь идет о существенных условиях, то по общим правилам они должны оставаться неизменными. Перечень исключений из указанного порядка, когда допускается внесение правок, содержится в ст. 95 44-ФЗ.
Внесенные изменения должны быть зафиксированы в письменной форме в виде дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Если заказчик внесет изменения в существенные условия госконтракта вопреки установленным правилам, то ему грозит административная ответственность.
Опыт в сфере госзакупок
Изменение суммы по видам работ в контракте
Порядок изменения существенных условий контракта регулируется ст. 95 закона 44-фз. К сожалению, однозначного ответа на ваш вопрос в указанной норме закона не содержится.
В то же время, в вашей ситуации можно попробовать договориться с заказчиком об изменении условий контракта на основании ч. 7 ст. 95 Закона 44-ФЗ.
Положениями ч. 7 ст. 95 закона 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается выполнение работы качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ).
При этом новые характеристики работ должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке.
Такую позицию высказывал Минфин (письмо от 7 ноября 2014 г. N 02-02-08/56115)
Возможность использования данный нормы именно таким образом подтверждает Минэкономразвития (Письмо от 15 декабря 2014 г. N Д28И-2828)
также есть косвенные подтверждения возможности применения ч. 7 ст. 95 в вашем случае: Минэкономразвития считает возможным заменять один лекарственный препарат на другой при поставке (Письмо от 15 декабря 2014 г. N Д28И-2828)
Источник: smetconsult.ru
Изменение видов работ в строительстве
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ «СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ»
от 6 мая 2019 года N РС-ПГ-140/19
Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении регулируются статьей 95 «Изменение, расторжение контракта» Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной статьей.
«в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта».
Одновременно строительные работы выведены из-под действия подпункта «б».
Принципиальным нововведением является появление понятия «изменение видов выполняемых работ по контракту». В действующей редакции 44-ФЗ речь шла только о возможности изменения цены при изменении объема работ.
1) Возможность изменения объема и (или) видов выполняемых работ должна быть предусмотрена в документации о закупке, условиями контракта и не должна приводить к изменению предмета закупки (контракта). Вопросы изменения объема и (или) видов выполняемых работ являются прерогативой заказчика.
2) Необходимость изменения объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту может быть вызвана внесением изменений в проектную документацию или уточнением проектных решений в рабочей документации, разрабатываемой в процессе исполнения контракта — если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата. При этом приоритетными являются потребности заказчика.
Данное положение применяется с учетом необходимости получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Так, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.
Решение о направлении документов для проведения повторной экспертизы в отношении объекта капитального строительства принимается застройщиком (техническим заказчиком) самостоятельно. В соответствии с пунктом 44 Положения N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы. Также по инициативе застройщика или технического заказчика повторно на государственную экспертизу может быть направлена проектная документация, в которой внесенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Также следует учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от обязательности государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Учитывая, что с 1 января 2019 г. изменился предмет экспертизы, включающий в себя проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, государственная экспертиза по объектам, указанным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, в том числе капитальный ремонт объектов капитального строительства, проводится исключительно в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
3) Повторная проверка достоверности определения сметной стоимости проводится только в случае, если после получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства увеличилась. Проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости, если изменения, внесенные в проектную документацию, не приводят к увеличению сметной стоимости, Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (ред. от 22.10.2018) «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. » не предусмотрено (Письмо Минстроя России от 21 апреля 2017 г. N 14094-СМ/09 и др.).
4) Измененные виды работ по контракту должны быть технологически связаны между собой и не могут являться самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили контракт. Иное нарушало бы принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
Под технологически связанными видами работ (в том числе по позициям сметного расчета) понимаются работы, выполнение которых обеспечивает создание (установку, монтаж или ремонт) или демонтаж конструктивного элемента или конструкции, оборудования, предусмотренного проектным решением (технической документацией).
5) Также допускается изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, в том числе за счет дополнительных работ, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации и смете, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата. С учетом положений норм статьи 743 ГК РФ.
Если дополнительные работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ — к предмету контракта, то правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение. Не могут быть признаны дополнительными работы, которые являются самостоятельным объектом строительства, в связи с чем для их выполнения требуется размещение заказа в установленном действующим законодательством порядке.
В силу пункта 5 статьи 709 ГК РФ и пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан сообщать заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, которые увеличивают сметную стоимость строительства объекта.
6) Изменение объема и (или) видов выполняемых работ возможно только в процессе исполнения контракта и осуществляется в форме Дополнительного соглашения.
По смыслу п.4 ст.743 ГК РФ подлежат оплате лишь те дополнительные работы, которые были согласованы с заказчиком, а формой такого согласования с учетом положения пункта 1 статьи 452 ГК РФ и договора может являться дополнительное соглашение к договору. Если подрядчик не сообщил заказчику об обнаружении дополнительных работ и не приостановил работы в случае неполучения от него ответа, то есть самовольно продолжил работы, он лишается права требовать оплаты дополнительных работ даже в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.
Фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ не может породить обязанность заказчика по их оплате при отсутствии дополнительные соглашения к государственному контракту, изменяющие установленную государственным контрактом стоимость и объем работ с соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Несогласованные дополнительные работы в силу п.4 ст.743 ГК РФ могут быть оплачены лишь при доказанности их выполнения в условиях предотвращения гибели или повреждения объекта строительства. При этом обязанность доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика возложена на подрядчика
7) При замене материалов предусмотренных проектной документацией следует руководствоваться положениями ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе.
В силу ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик выполнения работы 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с подрядчиком изменение предусмотренных контрактом соответствующих характеристик.
8) Изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (новый пп.»в» п 1. части 1. ст.95 44-ФЗ) не всегда означает их увеличение. При уменьшении предусмотренных контрактом объема и (или) видов выполняемых работ стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта, исходя из объема и цены указанных работ. В случае уменьшения предусмотренного контрактом объема работ отдельная позиция сметной документации может быть исключена с соответствующим изменением общей цены контракта по соглашению сторон.
9) Изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (новый пп.»в» п 1. части 1. ст.95 44-ФЗ) не всегда означает их увеличение или уменьшение. Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределения стоимости отдельных статей сметного расчета и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов при расчете за выполненные работы в пределах цены контракта.
«п.8. если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений».
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (ред. от 19.05.2015) «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:
10 млрд.рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд
1 млрд.рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
500 млн.рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, для изменения цены государственного (муниципального) контракта при его исполнении на основании данного пункта необходимо одновременное наличие трех условий:
1) цена государственного (муниципального) контракта должна составлять или превышать установленные размеры;
2) должно быть решение Правительства РФ (для федеральных нужд), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для нужд субъекта) или решение местной администрации (для муниципальных нужд) об изменении существенных условий государственного (муниципального) контракта;
3) государственный (муниципальный) должен быть заключен на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Источник: docs.cntd.ru
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Мы уже сталкивались с ситуацией, когда для позиций сметы необходимо задать какой-либо определённый вид работ. Вспомните расчёт оборудования в смете – позиции сметы со стоимостью оборудования всегда выделяются специальным видом работ Оборудование. Каждый раз нужный вид работ необходимо перетащить мышью из справочника видов работ прямо на позицию сметы.
Давайте и в данной части учебного курса рассмотрим пример, как можно задать или изменить вид работ у позиции сметы. Добавим для этого в раздел Монтаж оборудования расценку на монтаж камер видеонаблюдения.
Переходим в программе на вкладку База, слева в оглавлении нормативной базы выделяем курсором группу сборников на монтажные работы. Далее вводим в поле поиска текст видеонаблюд. В результате программа показывает на отдельной вкладке список найденных расценок с этим словом.
Выбираем здесь камеры видеонаблюдения на кронштейне. Если мы впервые имеем дело с данной расценкой, то не будем ограничиваться только списком найденных расценок на вкладке с результатами поиска. Двойным щелчком левой кнопки мыши по найденной расценке можно открыть сборник нормативной базы, где она содержится – это позволит нам узнать больше полезных сведений о конкретной расценке и о сборнике в целом.
Находясь в сборнике, можно для текущей расценки открыть окно с дополнительной информацией – это делается нажатием кнопки Доп. информация на панели инструментов на вкладке Документ, либо клавиши F3 на клавиатуре. Здесь можно просмотреть состав работ по расценке и другие полезные сведения (список поправочных коэффициентов, примечания).
Также желательно прочитать Техническую часть сборника, чтобы разобраться со всеми нюансами применения расценок данного сборника.
Добавляем выбранную расценку в смету: щёлкаем по ней правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем нужную команду. После чего мы видим, что добавленная позиция выделяется в смете красным цветом, а внизу в итогах по разделу указана причина – Не задан вид работ.
Действительно, некоторые расценки в сборниках на монтажные работы согласно действующим методикам не привязаны ни к какому виду работ. Тогда сам сметчик должен задать у такой позиции нужный вид работ, а значит и соответствующие нормативы накладных расходов и сметной прибыли.
В связи с этим следует отметить, что в сборниках на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы всё-таки крайне редко встречаются расценки с незаданным видом работ. Тогда как для входящего в состав нормативной базы сборника сметных цен на материалы (ФССЦ или ТССЦ) согласно действующим методикам в принципе не предусмотрено, чтобы в позициях этого сборника был задан какой-либо конкретный вид работ.
Но ведь в данном учебном курсе неоднократно рассматривались примеры, где в локальную смету добавляются материалы из сборника ФССЦ – при работе с неучтёнными материалами или при замене материалов – и при этом мы ни разу не видели, чтобы программа сообщала о незаданном виде работ у добавленной позиции сметы. Как это объяснить? Дело в том, что в программе «ГРАНД-Смета» по умолчанию установлено правило: при добавлении в локальную смету позиции с отсутствующим видом работ следует назначать его из предыдущей позиции.
Указанное правило не распространяется только на расценки из сборников нормативной базы, где вид работ всегда должен быть задан индивидуально. Зато при работе с материалами благодаря применению этого правила получается вполне логичный результат: у материалов, добавленных в локальную смету отдельными позициями, задан тот же самый вид работ, как и у расценок, к которым эти материалы относятся. Причём такой результат получается автоматически, без кропотливой ручной работы.
А если сметчик предпочитает какой-то другой вариант привязки материалов в смете к видам работ, тогда вышеуказанную установку программы можно отключить. Для этого необходимо открыть на панели инструментов вкладку Файл, нажать кнопку Установки и далее в появившемся окне с установками программы открыть раздел Документы – Смета, содержащий настройки работы с локальной сметой.
Если убрать здесь флажок в настройке для видов работ, то в дальнейшем при работе в программе с локальными сметами гораздо чаще будет возникать ситуация, когда добавленная в смету позиция выделяется красным цветом по причине незаданного вида работ. И тогда, как уже было сказано ранее, сам сметчик должен задать у такой позиции нужный вид работ.
Вернёмся к нашему примеру, где в смету только что была добавлена позиция на монтаж камер видеонаблюдения, и нам теперь необходимо задать вид работ в этой позиции.
На панели инструментов на вкладке Документ используем самую правую кнопку Справочники. Щёлкаем левой кнопкой мыши по слову Справочники и выбираем из выпадающего списка справочник Виды работ.
Поочередно сворачиваем в справочнике группы видов работ, чтобы быстрее перейти к нужной группе Монтажные работы, и выбираем там строку с наименованием, которое соответствует ситуации в смете – Монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования. Эту строку с нажатой левой кнопкой мыши перетаскиваем на позицию с незаданным видом работ.
Отпускаем левую кнопку мыши. В результате эта позиция больше не выделяется в смете красным цветом, вид работ в позиции теперь задан.
Прежде чем продолжить рассмотрение темы о расчёте в смете величины накладных расходов и сметной прибыли, давайте сейчас более подробно остановимся на различных дополнительных возможностях, которые доступны в программе «ГРАНД-Смета» при использовании справочника видов работ.
Во-первых, напомним о том, что при необходимости можно быстро найти в справочнике вид работ с нужным наименованием – для этого следует использовать операцию поиска в справочнике. Текстовое поле поиска всегда отображается в левом верхнем углу окна со справочником. В качестве текста для поиска обычно вводится целиком нужное слово, либо только его корневая часть.
Также можно по мере надобности включать или отключать опции С учетом регистра и Точное совпадение слов. После чего поиск и последующий просмотр найденных позиций осуществляется при помощи кнопок Поиск и Поиск назад. При этом для удобства можно отфильтровать справочник, чтобы оставить на экране только найденные позиции. Для включения или выключения фильтрации необходимо нажать кнопку Фильтр поиска.
В предыдущем пункте было показано, как в параметрах сметы можно подключить один из нескольких имеющихся в программе справочников с перечнем видов работ согласно той или иной нормативной базе. При работе в окне справочника видов работ аналогичный выбор осуществляется из выпадающего списка кнопки Эталонный.
В большинстве случаев используется справочник, предназначенный для государственных сметных нормативов Российской Федерации – что означает применение в смете базы ГЭСН, ФЕР или ТЕР. Это может быть либо справочник, сформированный по ранее действовавшим методикам МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001, либо справочник по новым методикам 2020 года согласно приказам № 812/пр и № 774/пр.
При этом можно выбрать для отображения в справочнике разные варианты нормативов накладных расходов по видам работ: для основных районов Российской Федерации, где имеют место обычные условия строительства, а также для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Этот выбор осуществляется из выпадающего списка кнопки Нормы НР и СП.
Далее, нажатие верхней части кнопки К-ты к НР и СП переключает справочник в режим отображения коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, которые применяются по отдельным видам работ в зависимости от способа расчёта сметы. А нижняя часть этой кнопки с выпадающим списком позволяет выбрать для отображения в справочнике тот или иной набор этих коэффициентов.
Здесь прежде всего представляют интерес ситуации капитального ремонта жилых и общественных зданий, а также капитального ремонта объектов производственного назначения. Кроме того, при работе со справочником по методикам 2020 года можно выбрать коэффициенты, которые следует применять при строительстве объектов АЭС, либо иных особо опасных и технически сложных объектов.
Нажатие верхней части кнопки Нормы НР и СП возвращает справочник к стандартному виду с нормативами накладных расходов и сметной прибыли по видам работ.
Как мы уже видели, операция поиска в справочнике позволяет быстро найти в справочнике нужный вид работ. Но если какой-то вид работ (например, для оборудования) приходится использовать регулярно, то гораздо удобнее не искать его каждый раз в общем справочнике, а добавить в группу Избранное – эта возможность также предусмотрена в программе «ГРАНД-Смета».
Для добавления вида работ в группу Избранное необходимо щёлкнуть по нему правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выполнить команду Добавить в избранное. Виды работ, добавленные в Избранное, обозначаются в справочнике «звёздочкой».
Тогда в следующий раз, когда мы откроем справочник видов работ с целью скопировать один из таких видов работ из справочника в смету, нам останется только перейти в группу Избранное – нажать нижнюю часть кнопки Пользов. и выбрать из выпадающего списка соответствующий пункт.
Виды работ из группы Избранное можно точно так же перетаскивать мышью на позиции сметы.
Наряду с вышеописанным стандартным вариантом, в программе «ГРАНД-Смета» также предусмотрен другой способ использования избранных видов работ – гораздо более удобный и эффективный.
На панели инструментов на вкладке Операции расположена кнопка Назначить вид работ – это кнопка с выпадающим списком, где перечислены все виды работ из группы Избранное. Соответственно, если при составлении локальной сметы потребуется назначить в текущей позиции сметы какой-то из избранных видов работ, то достаточно будет нажать кнопку Назначить вид работ и щелчком левой кнопки мыши выбрать в появившемся списке нужный вид работ. Точно так же можно назначить вид работ сразу на группу выделенных позиций сметы.
Для максимальной экономии времени имеет смысл добавить кнопку Назначить вид работ на панель быстрого доступа: щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши и выбрать соответствующую команду в контекстном меню (это можно сделать с любой кнопкой, которая расположена на панели инструментов).
Как вы могли заметить, в окне справочника видов работ выпадающий список кнопки Пользов. содержит ещё пункт Пользовательский справочник. Это связано с тем, что аналогично другим справочникам в программе «ГРАНД-Смета» при работе со справочником видов работ можно использовать либо эталонный справочник, либо пользовательский справочник. Эталонный справочник целиком сформирован на основании официальных документов, поэтому он не доступен для каких-либо изменений со стороны пользователя программы. Зато если при помощи кнопки Пользов. переключиться на пользовательский справочник, можно будет добавить туда произвольные виды работ – которые отсутствуют в эталонном справочнике, но сметчик хочет использовать такие виды работ в своих расчётах.
В связи с этим напомним, что произвольные виды работ также можно добавлять непосредственно в конкретную локальную смету – это делается в окне с параметрами сметы в разделе Таблица. Но обычно такие виды работ приходится использовать неоднократно, в разных сметных расчётах, поэтому гораздо удобнее добавить их один раз в пользовательский справочник видов работ.
После переключения на пользовательский справочник становятся активными кнопки в группе Вставка, позволяющие добавить в справочник заголовок группы видов работ и отдельные виды работ. В добавленной строке вида работ необходимо указать все данные: ввести наименование, нормативы накладных расходов и сметной прибыли, выбрать из выпадающего списка статьи для начисления, а также графу ОС.
Если для добавленного вида работ необходимо ввести коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, то соответствующие колонки выводятся в справочник нажатием кнопки К-ты к НР и СП (а кнопка Нормы НР и СП возвращает справочник к стандартному виду).
Имеющиеся в окне со справочником стандартные команды Копировать и Вставить позволяют скопировать в пользовательский справочник какие-либо виды работ из эталонного справочника. Также можно копировать в пользовательский справочник виды работ из раздела Таблица в окне с параметрами сметы. Виды работ копируются со всеми данными, включая графу ОС и коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли.
Пользовательские виды работ (то есть, виды работ из пользовательского справочника) можно точно так же добавлять в группу Избранное.
В ситуации, когда в отдельных позициях локальной сметы заданы виды работ не из эталонного справочника, это можно наглядно увидеть в окне с параметрами сметы в разделе Таблица – такие виды работ выделяются там синим цветом. Например, пусть в нашем примере для одной из позиций с оборудованием вместо стандартного вида работ Оборудование будет задан пользовательский вид работ Оборудование индивидуального изготовления.
В заключение данного пункта отметим, что в связи с появлением новой Методики определения сметной стоимости строительства, которая утверждена приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр, в программе «ГРАНД-Смета» были внесены существенные дополнения – в том числе в части, касающейся видов работ в смете.
С целью подведения итогов по смете в соответствии со структурой, которая указана в новой Методике в формах локальных сметных расчётов, для видов работ в смете добавлен новый признак – категория вида работ. При работе в окне справочника видов работ нажатие кнопки Категории переключает справочник в режим отображения назначенной категории для каждого вида работ в специальной отдельной колонке.
При этом для всех видов работ в эталонном справочнике категория изначально уже назначена и не может быть изменена.
Зато при переключении на пользовательский справочник, куда можно добавлять произвольные дополнительные виды работ для использования в локальных сметах, колонка Категория становится доступна для корректировки – нужную категорию для вида работ следует выбирать из выпадающего списка, где предлагается стандартный перечень вариантов: Строительные работы, Ремонтно-реставрационные работы, Транспортные расходы (перевозка), относимые на стоимость строительных работ, Отдельные виды работ и затрат, относимые на стоимость строительных работ, Монтажные работы, Транспортные расходы (перевозка), относимые на стоимость монтажных работ, Отдельные виды работ и затрат, относимые на стоимость монтажных работ, Оборудование и т. д.
Назначенная категория для всех видов работ в смете является обязательным условием получения локального сметного расчёта в соответствии с требованиями новой Методики.
В случае, если локальная смета была составлена ранее в той версии программы «ГРАНД-Смета», где для видов работ ещё не использовался признак категории, необходимо обновить таблицу видов работ в параметрах сметы. Для этого следует в окне с параметрами сметы в разделе Таблица нажать кнопку Обновить.
В результате все показатели у видов работ в смете будут обновлены данными из актуального справочника видов работ.
Нажатие специальной кнопки переключает таблицу видов работ в параметрах сметы в режим отображения назначенной категории для каждого вида работ.
Причём колонка Категория здесь доступна для корректировки – нужную категорию для вида работ следует выбирать из выпадающего списка, где предлагается стандартный перечень вариантов.
Источник: www.grandsmeta.ru