Кабельная линия относится ли к объектам капитального строительства

Полный текст Письмо Минэнерго России от 15.10.2018 N АТ-10652/08 Об определении видов объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования в действующей редакции

Сети наружного освещения движимое или недвижимое имущество

Для решения вопроса об отнесении газопровода и кабельной линии к объектам недвижимос­ти учитываются как их размер, так и проектная до­кумен­тация, полученная при строительстве. Такой вопрос может быть решен при проведении кадастровых работ.

К недвижимым вещам относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)).

Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после его завершения — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).

Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. Однако не каждый газопровод и кабель, иные сети являются линейными объектами, а следовательно, объектами недвижимости.

Признание газопровода объектом недвижимости

При признании газопровода отдельным объектом недвижимости необходимо выяснить, является он час­тью другого объекта недвижимости или нет.

Так, суды при рассмотрении вопроса об отнесении газопровода к объекту недвижимости ссылаются на письмо Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной до­кумен­тации отдельных объектов капитального строительства», которое разъясняет особенности заполнения проектной до­кумен­тации в зависимости от местоположения газопровода.

В частности, в данном письме отмечено, что в протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутридворовых и внутри­квартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).

Проектная до­кумен­тация газорас­пределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная до­кумен­тация линейных объектов.

Таким образом, сведения о газопроводе, если он является частью объекта капитального строительства, должны быть включены в проектную до­кумен­тацию этого объекта капитального строительства, прошедшую государственную экспертизу. В этом случае газопровод не является самостоятельным объектом недвижимости.

Например, если сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода, то такие сети не являются отдельным объектом недвижимости (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу № А68-10863/11, Северо-Кавказского округа от 06.06.2014 по делу № А53-23882/2013).

Кроме того, для признания газопровода объектом недвижимости имеет все его хозяйственное назначение.

Если газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем здании, у него отсутствуют качества самостоя­тельного объекта недвижимости. В связи с этим право собственнос­ти на него не подлежит регистрации независимо от его физичес­ких характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком (постановление АС Центрального округа от 22.09.2014 по делу № А08-6739/2013).

Как следует из практики ВАС РФ, объекты (водопровод, газопровод), являющиеся вспомогательными по отношению к основному объекту, не являются объектами недвижимости (Определение ВАС РФ от 03.10.2012 № ВАС-12467/12).

Исходя из вышесказанного, в случае если газопровод не является частью иного объекта, имеет самостоятельное хозяйственное назначение, то такой газопровод можно считать самостоятельным объектом недвижимости.

Объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету, а сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, поз­воляющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре)).

При отсутствии таких сведений в реестре газопровод следует поставить на кадастровый учет, при этом вопрос отнесения газопровода к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.

В силу положений ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.

Электрический кабель сам по себе не является объектом недвижимости

При отнесении кабельных сооружений к объектам недвижимости, суды в первую очередь рассматривают вопрос о том, соответствует ли проложенный кабель признаку, установленному ст. 130 ГК РФ, а именно — связан ли он неразрывно с землей.

Так, согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 03.07.2008 по делу № А57-20234/07 сам по себе факт проложения под землей волоконно-оптической линии связи в кабельной канализации по каналам, предоставленным ГТС, в асбестоцементных трубах диаметром 100 мм не свидетельствует о том, что перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению и эта линия отвечает требованиям п. 1 ст. 130 ГК РФ.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Таким образом, объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

Как указывают суды, электричес­кие кабели, проложенные в земле, сами по себе не могут считаться объектами недвижимости, что в свою очередь влияет на возможность государственной регистрации права собственности на них (постановления ФАС Поволжского округа от 12.02.2013 по делу № А49-9151/2011, Центрального округа от 24.01.2012 по делу № ­А48-759/2011).

Минэкономразвития России изложило свою позицию по критериям отнесения линейных объектов к объектам движимого и недвижимого имущества.

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Минфина России от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406 по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2016 г. N 03-05-04-01/62406

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации и направляет для использования в работе копию письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 по данному вопросу.

Заместитель директора Департамента

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847

ОБ ОТНЕСЕНИИ

ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ К ОБЪЕКТАМ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества в целях применения пункта 25 статьи 381Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу выразить свое мнение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, к объектам недвижимости относятся объекты, обладающие указанными признаками, в том числе прочной связью с землей.

Также Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса).

Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

По мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» относятся к недвижимому имуществу. Также некоторые линейные объекты могут входить в состав единого недвижимого комплекса, являющегося в соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект.

Читайте также:  Параметры объекта индивидуального жилищного строительства что это

Одновременно с этим обращаем внимание, что, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 24 сентября 2013 г. N 1160/13 по делу N А76-1598/2012), по смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Данная позиция поддерживается Верховным Судом Российской Федерации (определение от 23 января 2015 г. N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).

Вопрос: Являются ли сети электроснабжения (сооружение электроэнергетики) недвижимым имуществом, вещные права на которое подлежат государственной регистрации?
Ответ: В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.12.2007 N А06-1527/07 из анализа представленных суду документов пришел к выводу, что объект «Линия электропередачи 10 кВ» конструктивно прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно. При этом суд отметил, что данные выводы подтверждаются письмом регистрирующего органа по субъекту РФ, согласно которому в настоящее время на территории субъекта РФ проводится государственная регистрация прав на линии электропередач как на линейные объекты недвижимости.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 28.07.2008 N Ф04-3973/2008(7431-А45-15) указал, что сети электроснабжения КЛ-0,4 кВт — объект капитального строительства, признаваемый в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 и Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, сооружением электроэнергетики. Как отметил суд, данный объект прочно связан с землей, состоит на учете в органах по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, следовательно, данный объект является недвижимым имуществом.
Таким образом, учитывая судебную практику, приходим к выводу, что сети электроснабжения (сооружение электроэнергетики) являются недвижимым имуществом, вещные права на которое подлежат государственной регистрации, если данный объект прочно связан с землей.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
15.10.2009

Источник

Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты , строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства ), за исключением временных строек, киосков, навесов и других подобных построек – пункт 10 статьи 1 ГСК РФ. Виды объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. + Виды объектов капитального строительства приведены в Приложении о составе разделов проектной документации и требований по их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87.

Минэнерго России от 15.10.2018 N АТ-10652/08

Минэнерго России рассмотрело письмо о представлении предложений об определении видов объектов топливно-энергетического комплекса регионального и местного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования, и предлагает следующее.

Относительно газопроводов Минэнерго России сообщает.

Согласно Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.

Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Так, магистральные трубопроводы сетей газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа и сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа, которые являются объектами федерального значения, относятся к Единой системе газоснабжения.

В соответствии с Законом о газоснабжении региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительные газопроводы — газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций — потребителей газа.

Считаем целесообразным определить региональные системы газоснабжения как объекты регионального значения, подлежащие отображению в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации. А именно газопроводы высокого и среднего давления, за исключением объектов, реконструкция которых (строительство и (или) реконструкция их частей, включая являющиеся неотъемлемой технологической частью здания, строения и сооружения) не приводит к изменению их основных характеристик (рабочее давление) и (или) осуществляется в границах соответствующего муниципального образования, на территории которого расположены реконструируемые объекты, со следующими характеристиками:

Классификация газопроводов по давлению, категория

Вид транспортируемого газа

Рабочее давление в газопроводе, МПа

Свыше 0,6 до 1,2 включительно

Сжиженный углеводородный газ

Свыше 0,6 до 1,6 включительно

Природный и сжиженный углеводородный газ

Свыше 0,3 до 0,6 включительно

Природный и сжиженный углеводородный газ

Свыше 0,005 до 0,3 включительно

Законом о газоснабжении определено, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация — собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Считаем целесообразным определить газораспределительные системы как объекты местного значения, подлежащие отображению в документах территориального планирования муниципальных образований. А именно газопроводы низкого давления, за исключением объектов, реконструкция которых (строительство и (или) реконструкция их частей, включая являющиеся неотъемлемой технологической частью здания, строения и сооружения) не приводит к изменению их основных характеристик (рабочее давление) и (или) осуществляется в границах соответствующего муниципального образования, на территории которого расположены реконструируемые объекты, со следующими характеристиками:

Классификация газопроводов по давлению, категория

Вид транспортируемого газа

Рабочее давление в газопроводе, МПа

Природный и сжиженный углеводородный газ

До 0,005 включительно

Относительно транспортировки нефти и нефтепродуктов Минэнерго России сообщает следующее.

В соответствии с ГОСТ Р 57512-2017 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и определения» магистральный трубопровод представляет собой единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленной нефти и нефтепродуктов от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалки их на автомобильный, железнодорожный или водный виды транспорта, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.

Перечень объектов, входящих в состав магистральных трубопроводов, определен СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*».

Таким образом, объекты, входящие в указанный перечень, являются в силу действующего законодательства объектами федерального значения и не могут быть отнесены к объектам регионального или местного значения.

Относительно электросетевого комплекса Минэнерго России сообщает следующее.

Считаем целесообразным отнести к объектам регионального значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, следующие виды объектов:

— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ, кроме линии электропередачи, пересекающие границу Российской Федерации, обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации, и вывода из работы которых не приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.

Читайте также:  Жизненный цикл объекта строительства

— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 (150) кВ.

— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ.

— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ.

Считаем целесообразным отнести к объектам местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования муниципального образования, следующие виды объектов:

— Линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 — 6 (10) — 20 кВ.

— Подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 — 6 (10) — 20 кВ.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 19 и 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты регионального и местного значения, подлежащие отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, являются объектами капитального строительства, которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, муниципальных районов, поселений, городских округов, и определяются законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, предложения Минэнерго России по определению видов объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования, могут распространяться не на все субъекты Российской Федерации, конкретные виды объектов регионального и местного значения должны определяться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом обеспеченности энергоресурсами (газом, нефтью и нефтепродуктами), а также особенностей существующих региональных энергосистем в части максимального класса напряжения системообразующих линий электропередачи.

Источник

Объекты капитального строительства — это здания, строения, сооружения, объекты , строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и др. (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). При этом сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам , если их проектной документацией предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 м и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м (п. 3 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, подп. 14.1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи)).

Является опора линии связи объектом капитального строительства (основания)

В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:

1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);

2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;

3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Указанные сооружения связи являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Источник

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу. … Линейный объект является единым объектом вещных прав и неделимой вещью, составные части которой не являются объектами недвижимости. … С точки зрения Градостроительного кодекса РФ линейный объект — это подвид объекта капитального строительства . … … Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Является ли кабельная линия 0,4 кВ движимым или недвижимым имуществом?

Что касается опор ЛЭП — они подпадают под недвижимость, т.к. прочно связаны с землёй.

А вот ЛЭП в совокупности (провода, опоры, изоляторы и т.д.) по смыслу положений ст. 131.1 ГК РФ является единым недвижимым комплексом.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

п. 39. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Источник

Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью. Но не во всех случаях линейный объекты могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества. Так, например, к линиям связи относятся как движимое имущество — линии передачи, физические цепи, так и линейно- кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу (письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ «О линиях связи»).

Электросети – движимое или недвижимое имущество?

В материале описана проблема отнесения и обоснования (в процессе тарифообразования) электросетевого имущества к категории движимых и недвижимых вещей. Автор приводит анализ применимого законодательства, а также правоприменительной практики.

Суть проблемы

Если в дело об установлении тарифа не представлены доказательства государственной регистрации прав на электрические сети, то тарифные органы зачастую требуют от заявителя документально подтвердить отнесение электросетей к движимому имуществу.

Непредставление же документов, подтверждающих движимый характер электросетевого имущества, может послужить основанием для отказа заявителю в установлении соответствующего тарифа.

Причем, как правило, суды признают такой отказ правомерным.

Например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2018 № Ф07-2873/2018 по делу № А21-4267/2017 указано следующее:

«Вывод судов о необходимости государственной регистрации договоров купли-продажи, аренды линий электропередачи и (или) подстанций, используемых в целях осуществления регулируемой деятельности, основан на положениях пункта 1 статьи 131, статьи 133.1, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также на положениях пунктов 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 № 295, в соответствии с которыми трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества. Поскольку в силу пункта 1 статьи 131 и пункта 2 статьи 651 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, суды признали правомерным исключение Службой при рассмотрении тарифного дела договоров купли-продажи и договоров аренды, не прошедших государственную регистрацию».

Важно учитывать, что приказ Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» (далее – Перечень № 295) утратил силу с 25.01.2021 в связи с изданием Приказа Минэнерго России от 30.11.2020 № 1064. Поэтому Перечень № 295 в настоящий момент не может служить основанием для признания электросетей недвижимым имуществом.

Вместе с тем, учитывая отсутствие сформированной на сегодня правоприменительной практики, однозначно относящей электросети к категории движимых вещей, вышеуказанная проблема по-прежнему актуальна.

Чем подтверждается движимый характер электросетей

Законодательство не содержит перечня документов (и прочих доказательств), которым можно подтвердить движимый характер электросетей в целях установления тарифа.

Что касается регулирующих органов, то они в этом вопросе руководствуются разъяснениями ФАС России, содержащимися в письмах от 16.02.2016 № ИА/9217/16 и от 23.10.2017 № ВК/72746/17.

Согласно указанным письмам в составе документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, могут приниматься заключения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в государственной регистрации договоров аренды или купли-продажи объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что указанные объекты не относятся к объектам недвижимого имущества.

Разъяснениями ФАС России руководствуются также и суды (см, например, дело № А40-21825/21-72-142).

Такая ситуация приводит к тому, что в качестве подтверждающих документов регулирующие органы зачастую принимают только отказы Росреестра.

Между тем, из разъяснений ФАС России не следует, что заключение Росреестра является единственно возможным документом, подтверждающим отсутствие необходимости регистрации прав на электросети как на недвижимое имущество.

Положения, в силу которых отсутствие необходимости регистрации прав на электросети может подтверждаться только отказом Росреестра, отсутствуют и в законодательстве.

Соответственно, обоснование допустимо в силу и иных документов, подтверждением чему является эпизодическая судебная практика.

Судебная практика, свидетельствующая о возможности обоснования (посредством иных документов) отсутствия необходимости государственной регистрации электросетей

1. Практика свидетельствует о том, что в качестве доказательства отнесения электросетей к движимому имуществу могут приниматься заключения технической экспертизы

1) Решение Арбитражного суда Московской области от 19.03.2019 по делу № А41-10366/19:

«Как следует из представленного в дело Технического заключения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.01.2018 № 1086-тз, спорный объект — подстанция трансформаторная комплектная II габарита (КТП-7777 г. Домодедово тер. Ясенево-Уварово), инвент. номер 2070-4000005578, дата ввода в эксплуатацию 2013, представляет собой: металлический шкаф с встроенным в него электрооборудованием, закрепленный на металлической конструкции для обслуживания трансформаторов. Признаков капитальности в своем составе не имеет, прочная связь с землей отсутствует. Является оборудованием. Объект не является объектом капитального строительства.

В регистрационных делах отсутствуют документы, подтверждающие отнесение объекта к объекту недвижимого имущества. В материалы дела так же не представлены доказательства отнесения объекта к объекту капитального строительства.

Читайте также:  Реконструкции объекта капитального строительства по каждому такому объекту

Закон о кадастре не регулирует процедуру снятия с кадастрового учета объектов, не являющихся объектами капитального строительства, ошибочная постановка на учет таких объектов не отнесена законом к разряду технических или кадастровых ошибок (Определение Верховного суда Российской Федерации от 10.01.2017 № 308-КГ16-18411).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нахождение спорного объекта на кадастровом учете нарушает права и законные интересы ПАО «МОЭСК», и данные нарушения могут быть устранены путем вынесения судебного решения о признании спорного объекта движимым имуществом и возложения на росреестр обязанностей снять объект с кадастрового учета».

(2) Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 № 15АП-6167/2011:

«Как следует из материалов дела, а именно технического заключения, сертификата соответствия, фотоматериалов, Подстанция трансформаторная комплектная КТПП-400/10/0.4 киоскового типа не является объектом недвижимого имущества, поскольку является металлической сборной конструкцией, собираемой при помощи гаек на фундаменте из объемных блоков, не имеет прочной связи с грунтом и приспособлена для перемещения, без несоразмерного ущерба ее назначению.

Следовательно, КТПП-400/10/0.4 не является объектом капитального строительства и на ее возведение не требуется разрешение на строительство».

(3) Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 № 07АП-3563/2020 по делу № А03-15668/2019:

«В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Управлению обществом подтверждено законное владение как движимым имуществом, согласно заключениям строительно-технических экспертиз, воздушными линиями электропередачи, расположенными по адресам: проспект Ленина 195, г. Барнаул; проспект Космонавтов 61, г. Барнаул: улица 2 Восточная 3, с. Кулунда. Алтайский край».

2. Практика, из которой следует, что констатация движимого характера электросетей возможна исходя из характеристик, подтвержденных иными (отличными от экспертных заключений) доказательствами

(1) Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2005, 24.10.2005 № 09АП-12040/05-АК по делу № А40-41542/05-17-414:

«… безосновательными являются ссылки в апелляционной жалобе на нарушение норм Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона Московской области «Об организации государственного архитектурного надзора на территории Московской области» от 19.10.04 № 127/2004-ОЗ, поскольку данные нормы относятся к объектам недвижимости.

При этом в решении правомерно указано, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, поскольку п. 2 ст. 17 Градостроительного кодекса РФ не требует выдачи разрешения на строительство упомянутой трансформаторной комплектной подстанции, так как она является объектом киоскового типа, имеющим сборно-разборную конструкцию».

(2) Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 № 16АП-455/2015 по делу № А20-5717/2013:

«Суд установил, что КТП-250/10/0,4 представляет собой однотрансформаторную подстанцию киоскового типа наружной установки, имеет внешний вид контейнера состоящего из отдельных блоков.

Следовательно, данная КТП-250 не является недвижимым имуществом прочно связанным с землей, и ее перемещение возможно без ущерба его назначению, так как это контейнер, что не подпадает под пункт 1 статьи 130 ГК РФ, на которую ссылается ответчик в обосновании своих доводов. Тоже относится и к кабельной линии.

Правомерно отклонена и ссылка ответчика на Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, так как данное положение принято во исполнение статьи 8 Федерального закона «О связи», нормы которого не имеют отношения к электроэнергетике.

Приведенная ответчиком ссылка на ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, в частности на понятие сооружение, также правильно не принята судом, поскольку указанное понятие является более общим понятием для различных объектов в гражданском обороте и не определяет принадлежность перечисленных в данном документе объектов к недвижимым вещам. Такое определение содержится в статье 130 ГК РФ, которой судом дана оценка в привязке к КТП-250 и Ф-102».

(3) Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2021 по делу № А10-5320/2021:

«Согласно пункту 38 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Объект недвижимости должен отвечать критерию прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством.

Как следует из заключений общества с ограниченной ответственностью «Байкальское БТИ» от 25.01.2021 (л. Д. 28-29) указанное в акте от 11.09.2020 имущество (комплектная трансформаторная подстанция, 3 мусорных бака, ограждение) не являются недвижимым имуществом и не относятся к объектам капитального строительства.

Согласно данным паспорта трансформаторной подстанции по заказу предпринимателя Рыбака К.В. строительно-монтажной организацией ООО «ЭлектроСетьМонтаж» в 2016 году смонтирована трансформаторная подстанция тип СКТПн63/10/0,4 кВ.

Согласно общедоступным данным трансформаторная подстанция тип СКТПн63/10/0,4 кВ – это комплектная трансформаторная подстанция киоскового типа наружной установки для кабельных и воздушных сетей, предназначенная для приема, транзита, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока напряжением 6-10/0,4 кВ частотой 50 Гц. Подстанции киоскового типа не имеют коридоров обслуживания, обслуживание оборудования осуществляется снаружи (с улицы).

Поскольку указанная подстанция частью сложной вещи по правилам статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не является, предназначена для обслуживания объектов ответчика, согласно техническим характеристиками является оборудованием, подлежащим монтажу/демонтажу, следовательно, доводы предпринимателя о наличии у данного объекта характеристик недвижимости не состоятельны».

(4) Решение Арбитражного суда Томской области от 05.02.2020 по делу № А67-12578/2019 (оставлено без изменением судебными актами вышестоящих инстанций, в том числе определением Верховного Суда РФ от 28.12.2020 № 304-ЭС20-20179):

«Вместе с заявлением об установлении тарифов были направлены копии договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, акты приема-передачи имущества, инвентарные карточки учета основных средств (трансформаторных подстанций и линий электропередач) арендодателей, однолинейные электрические схемы.

Из материалов дела следует, что общество представило регулирующему органу необходимые документы в соответствии с требованиями Правил регулирования. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Как пояснили представители Заявителя, все договоры аренды заключены с садоводческими некоммерческими организациями на длительный срок. В аренду Обществу предоставлено движимое имущество — трансформаторные подстанции и линии электропередач напряжением 10 кВ и 0,4 кВ. Принадлежность указанного движимого имущества арендодателям подтверждается инвентарными карточками основных средств, договорами на строительство и монтаж, актами разграничения балансовой принадлежности между арендодателями и сетевыми организациями, договорами энергоснабжения, заключенными арендодателями с АО «Томскэнергосбыт» (том 1, л.д. 34-151, том 2, л.д. 1-152, том 3, л.д. 1-47, 51-72), представленные Департаменту однолинейные схемы подтверждают наличие непосредственного присоединения трансформаторных подстанции и линий электропередач. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Исходя из содержания Перечня и смысла пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, данные объекты носят вспомогательный характер; для их возведения и размещения не требуется разрешение на строительство.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13, строение вспомогательного использования не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. В силу отсутствия у такого объекта качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на них не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.

Аналогичный правовой подход приведен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 № 302-КГ17-14265.

Как видно из материалов дела, Заявителем заключены договоры аренды движимого имущества с некоммерческими юридическими лицами — садоводческими товариществами, в соответствии с условиями которых арендатору (Заявителю по делу) переданы в аренду во временное пользование трансформаторы с кабелями и проводами на опорах. Все договоры и переданное имущество идентичны — согласно п. 1.2 данных договоров, их целью является передача Основного средства (электрических сетей) специализированной организации — ООО «ТСК» для обеспечения надлежащего электроснабжения объектов садоводческих товариществ. Таким образом, по существу переданные электрические сети являются сооружениями вспомогательного использования для СНТ, в связи с чем не подлежат регистрации как объекты недвижимого имущества и, как следствие, не подлежат регистрации заключенные в отношении этих объектов договоры аренды.

Как следует из материалов дела, представленных договоров аренды, инвентарных карточек, приобщенных к материалам дела фотографий трансформаторных подстанций, Заявителю на праве аренды переданы трансформаторные подстанции двух типов — мачтового типа либо киоскового типа. ФГБУ ТЛСЭ Минюста России в отношении каждого типа трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередач проведено исследование (том 3, л.д. 97-103), согласно выводов исследования — объекты электроснабжения СНТ, переданные в аренду ООО «ТСК», не имеют прочной связи с землей, их перенос возможен и не приведет несоразмерному ущербу их назначению.

Таким образом, по мнению арбитражного суда, Заявитель в полной мере соответствует 1 и 2 пункта Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое уведомление от 31.10.2019 № 53-03-1523 не соответствует п. п. 8, 12, 19, 22, 24 Основ ценообразования № 1178, п. п. 1. 2 Критериев, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следствие, незаконными являются и действия Департамента по прекращению рассмотрения материалов дела № 6-255 от 08.05.2019 г.».

Выводы

При отсутствии государственной регистрации электросетей непредставление заявителем документов, подтверждающих движимый характер электросетевого имущества, может быть связано с отказом тарифного органа в установлении соответствующего тарифа.

Решение этой проблемы возможно путем предоставления в тарифный орган экспертного заключения, подтверждающего отнесение электросетевого имущества к категории движимых вещей.

Предоставление же прочих (отличных от экспертного заключения) доказательств также возможно, но в данном случае высока вероятность отказа тарифного органа в установлении тарифа.

Источник

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)). … Таким образом, сведения о газопроводе, если он является частью объекта капитального строительства , должны быть включены в проектную документацию этого объекта капитального строительства , прошедшую государственную экспертизу. В этом случае газопровод не является самостоятельным объектом недвижимости.

Рейтинг
Загрузка ...