Кадровые проблемы в строительстве

Казиева Алина Канатовна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
студентка кафедры организации и управления производственными комплексами

Аннотация
В статье анализируется влияние экономической ситуации в России на строительную отрасль и положение кадрового обеспечения строительной отрасли в современных условиях. Анализируются проблемы кадрового обеспечения строительной сферы. А также представлены пути решения проблем кадрового обеспечения внутри организации и отрасли в целом. Характеризуются возможные временные этапы разрешения проблемы обеспечения кадровыми силами предприятий.

Kazieva Alina Kanatovna
Saint-Petersburg state University of Economics
Student, Department of organization and management of industrial complexes

Abstract
The article analyzes the impact of the economic situation in Russia on the construction industry and the provision personnel provision in the building industry in modern conditions. Analyzed staffing problems of the construction sphere. As well as presents solutions to the staffing problems within the organization and the industry as a whole. Characterized possible time step resolving the issue of provision of personnel by the enterprises.

Семинар: «Кадровое делопроизводство для начинающих» Дмитрищук С.А.

Библиографическая ссылка на статью:
Казиева А.К. Проблемы кадрового обеспечения строительной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65392 (дата обращения: 13.09.2022).

Спад цен на энергоресурсы, а также санкции связанные с событиями в Крыму отразились на современном состоянии экономики России, а это в свою очередь сказалось на положении всех отраслей страны. Строительная отрасль характеризуется как нестабильная в силу сложившейся экономической ситуации.

Факторами, оказавшими непосредственное влияние являются: снижение ВВП (на 4,1% в IV квартале 2015г.), что говорит о низком уровне жизни населения, а девальвация рубля (падение курса на 30%) спровоцировала потребительскую активность в отношении приобретения недвижимости, и в конечном счете привела к снижению покупательской способности. Рост инфляции, который составил 15,0% по данным Росстата на декабрь 2015г., способствовал повышению себестоимости строительства. Также повышение ключевой ставки Центрального Банка до 11,0 % (с 03.08.2015) привело к увеличению ставки по ипотеке. Возник рост безработицы части граждан в результате сжатия спроса и снижения объемов строительства [1].

В условиях инновационной экономики России наиболее актуальны следующие проблемы кадрового обеспечения:

— отсутствие производственной практики у выпускников;

— расхождение требований работодателя с качеством квалификации рабочих;

— резкое сокращение подготовки профильных специалистов;

— отсутствие системы профессиональной подготовки рабочих;

— отсутствие современных знаний у преподавателей в области новых технологий и инновационных материалов;

Важные задачи кадровика в начале 2023 — Елена Пономарева

— неактуальность образовательных программ и их несоответствие современным технологиям.

Проблемы кадрового обеспечения строительной отрасли связаны с тем, что десять – пятнадцать лет назад экономические условия работы строительных организаций отличались от нынешних. Внедрение новых строительных материалов, оборудования, технологий производства строительно-монтажных работ должны были привести к переаттестации персонала, но на деле это привело к текучести кадров. На данный момент практически у каждой строительной компании возникают проблемы в нехватке, как рабочих, так и инженерно-технических специалистов [2].

Трудовые ресурсы, используемые сегодня в данной отрасли, характеризуются большой разнородностью по профессиональной подготовке, месту постоянного проживания, уровню социализации, национальности, законности нахождения на территории России. В условиях кризиса проблема отсутствия кадров в строительных организациях решается путём найма на работу рабочих мигрантов из бывших стран СССР, согласных на не высокий заработок и не требовательных в отношении условий труда.

Кадровый дефицит, низкий уровень профессиональной подготовки большей части занятых в строительной отрасли работников связаны, прежде всего, с отсутствием системы профессионального обучения и повышения квалификации [3, с. 128]. Существующие центры подготовки в основном ориентированы на выдачу удостоверений после прохождения ряда формальных процедур обучения и сдачи экзамена или зачета, а не на получение реальных профессиональных знаний и навыков.

При этом через процедуру такого обучения проходит лишь малая часть трудовых ресурсов, что необходимо для выполнения требований саморегулируемой организации по квалификационному составу работников предприятия [4, c. 166]. Большинство работников проходят обучение непосредственно на рабочем месте, в процессе выполнения работ.

Мастером производственного обучения выступает более опытный коллега. В связи с этим сложно говорить о внедрении в работу новых технологий, которые могли бы обеспечить рост производительности труда и снизить себестоимость работ. Подобная форма обучения используется не только для рабочих, но и для бригадиров, мастеров, прорабов и начальников участков. Очевидно, что данная система профессиональной подготовки не способна разрешить проблему дефицита кадров.

Также, усиливают положение дефицит работников, готовых трудиться на строительном производстве, и различия в уровне оплаты труда в разных регионах за одну и ту же работу [5, c. 31]. Отмечается склонность работников к переходу из одной строительной организации в другую, готовность к вахтовой работе в любом, даже самом удалённом, регионе, руководствуясь при этом единственным критерием – высокой и стабильной заработной платой. Высокая планка желаемой оплаты труда, не соответствующей имеющейся квалификации, приводит к смене мест работы.

Читайте также:  Заявление главе о выделении земельного участка под строительство

Важным является то, что мелкие и средние по численности строительные организации не имеют собственных ресурсов и возможностей разрешить проблему дефицита кадров. В их арсенале существует только один способ решения этой проблемы – переманить к себе рабочих из другой организации сегодня, и потерять их по тем же причинам завтра. Крупные строительные организации, как правило, не имеют своих работников, а используют на субподряде те же мелкие и средние организации [6, c. 267]. Получаемые крупными организациями проценты генподряда, разница цен договора с заказчиком и договора с субподрядчиками обеспечивает их более чем выгодное существование и без проблем самостоятельное выполнение работ.

На практике проблема дефицита квалифицированных кадров стихийно решается на уровне бригад рабочих как первичного организационного структурного элемента трудовых ресурсов строительной организации [7, c. 103]. Предприимчивый работник, обладающий, как правило, определённой квалификацией и опытом работы на стройке, формирует из знакомых, родственников бригаду, которая и будет выполнять работы, заключив договор с организацией субподрядчиком (мелкие или средние организации).

Бригада начинает свой путь по организациям и строительным площадкам в поисках высокой заработной платы, лучших условий, сталкиваясь с проблемами выплат, нарушениями условий договора. Проблема повышения квалификации рабочих, их аттестация не являются для бригады главным в условиях существующего дефицита трудовых ресурсов. Востребованными оказываются все бригады – и с высоким, и с низким уровнем квалификации. Обучение проходит на уровне наставничества, цель которого – получение первичных навыков непосредственно в ходе выполнения работ на строительном участке [8, c. 167]. Данный пример не решит кадрового вопроса и не позволит вывести производительность и качество выполнения строительно-монтажных работ в России на мировой уровень.

Выделим четыре этапа разрешения проблемы обеспечения кадровыми силами предприятий.

Первый этап – внедрение на предприятии инновационных кадровых технологий, использующих информационные системы для распространения информации о поиске работников, обеспечение интереса к предлагаемым вакансиям, причем поиск претендентов должен осуществляться постоянно [9, c. 72].

Второй этап – внедрение инновационных кадровых технологий в целях перспективности претендента для заключения с ним договора и последующего его обучения. Это самый важный этап, так как именно в это время неверная оценка перспектив претендента, возможностей его закрепления в организации приведет к потерям средств, затраченных на его подготовку и аттестацию [10, c. 79].

Третий этап – внедрение инновационных обучающих технологий, использующих новые информационные средства. На этапе обучения и повышения квалификации необходимо использовать методы и средства организационного поведения для закрепления работника на предприятии.

При этом обучение следует разбить на периоды, переходя к следующему только в случае отличного прохождения обучаемым теста [11, c. 136]. Теоретическая часть должна представлять собой краткий курс только с самыми необходимыми навыками для работы. При этом целесообразно воспользоваться компьютерными обучающими программами.

Для того чтобы закрепить полученные знания на практике следует воспользоваться методом наставничества. Наставником должен выступать специально подготовленный человек, заинтересованный материально и морально в результатах своей деятельности. Отбор обучаемых должен быть бескомпромиссным. В завершении обучения должна, состоятся финальная аттестация, определяющая достигнутый квалификационный уровень.

Четвёртый этап – формирование набора инструментов модификации управления поведением, которые обеспечили бы стимулирование работника к высокопроизводительному, качественному труду [12, c. 322].

Очевидно, данная технология не способна разрешить проблемы кадрового обеспечения без поддержки государства, которое при помощи новых программ и законодательных актов совместными силами улучшило бы положение на рынке труда.

  1. Топальян И. М. Анализ положения строительной отрасли в рамках кризиса 2015 года. Красноярск. 2015.
  2. Некоторые аспекты проблем кадрового обеспечения производственной отрасли. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 11.03.2016).
  3. Конарев А.Г. Современные аспекты развития строительной сферы в России // Символ науки. 2016. № 1-1 (13). С. 127-129.
  4. Кузнецов И.С. Особенности саморегулирования строительной деятельности в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 25. С. 165-169.
  5. Ткаченко А.А. Дефицит квалифицированных кадров в строительстве и способы его сокращения // Строительство и архитектура – 2015. Часть 1: Современные проблемы экономики и управления в строительстве: материалы Международной научно-практической конференции: тезисы докладов. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015. С 30- 32.
  6. Селютина Л.Г., Гарифуллина Р.И. Актуальность управления проектами на предприятиях строительного комплекса // Маркетинговое и проектное управление организациями. Сб. научных трудов. СПб. 2007. С. 260-268.
  7. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С.101-106.
  8. Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  9. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.
  10. Костецкий Д.А. Проблемы инновационного развития строительства // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-1 (44). С. 78-80.
  11. Селютина Л.Г. Особенности магистерской подготовки в системе многоуровневого высшего образования // Магистратура: состояние и перспективы. Материалы научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2008. С. 134-137.
  12. Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319-323.
Читайте также:  Садово парковое и ландшафтное строительство срок

Источник: web.snauka.ru

Строительная газета: Дефицит кадров в строительной отрасли: комплексное решение проблемы

Дефицит кадров на российских стройках в настоящий момент принял серьезный масштаб — пандемия выявила сильную зависимость отрасли от иностранной рабочей силы. Как еще решать проблему нехватки специалистов, кроме роста зарплат и усиленной подготовки новых кадров?

«Люди — главный ресурс в строительной отрасли, и решение проблемы дефицита кадров в настоящий момент является актуальной задачей не только бизнеса, но и государства, и образовательной системы. От подготовки кадров на уровне вузов и колледжей и дальнейшего взаимодействия молодых специалистов без опыта работы с компаниями напрямую зависит решение проблемы кадрового голода в отрасли в перспективе. В настоящий момент для более эффективного найма персонала и частичной компенсации дефицита кадров компании могут развивать свой бренд работодателя, а также планировать свои кадровые потребности, опираясь на современные технологии», — Владимир Османкин, руководитель группы консультантов по подбору персонала ANCOR Industry.

Нехватка квалифицированного персонала привела к росту зарплат в и сейчас вынуждает бизнес искать специалистов в других сферах или привозить из других регионов, а также планировать дополнительные расходы на создание трудовых условий, которые призваны устранить или снизить текучку кадров.

Источник: ancor.ru

Ценные кадры: как с помощью образования повысить качество строительства

Фото: Jat306/shutterstock

Современные технологии, новые материалы, цифровые решения — все это заставляет рынок труда стремительно меняться. Трансформируются программы обучения в вузах, появляются новые формы подготовки квалифицированных работников.

С началом пандемии кадровый дефицит стал острой проблемой в строительной отрасли: по разным данным, он достиг от 40% до 50%. Прежде всего это связано с закрытием границ. Нехватка рабочей силы только на столичных стройках, по оценкам департамента строительства Москвы, составляет 25 тыс. рабочих. Из-за дефицита рабочей силы возник рост цен на услуги строителей. И если до пандемии рабочие конкурировали между собой и снижали цены на услуги, чтобы получить работу, то сегодня застройщики вынуждены конкурировать друг с другом, чтобы сформировать штат строителей.

Кадровые проблемы обсуждались в «Технограде» ВДНХ, где в день открытия учебного центра «Технониколь» состоялась конференция «Кадры решают: рост качества строительства через образовательные программы», организованная РБК.

Тема конференции напрямую связана и с сегодняшним запросом отрасли во всей стране. «Перед застройщиками стоит амбициозная задача по выполнению целей нацпроекта «Жилье и городская среда»: он предусматривает ежегодный ввод 120 млн кв. м жилья. Объемы и темпы строительства быстро растут, важно, чтобы качество не снижалось. А для этого нужно обучать кадры», — отметил старший вице-президент и руководитель блока ConTech в ПИК Станислав Кондратьев. Кроме того, по словам эксперта, сегодня даже на московском рынке наблюдается нехватка квалифицированных кадров, связанная как с эпидемиологическими ограничениями, так и с тем, что стройки растут по всей стране и «оттягивают» кадры из Москвы.

Практически предвосхитив такое положение вещей, ПИК еще несколько лет назад задумался о переносе части операций на заводы и использовании роботизированных механизмов на стройплощадках, позволяющих сократить потребность в рабочей силе. «Мы бы хотели максимально роботизировать производство и уже делаем первые шаги в этом направлении. Роботизация на предприятиях даст большое развитие с точки зрения производительности и оптимизации. Внедрение роботов непосредственно на стройках — это более поздняя перспектива», — сказал Станислав Кондратьев. На стройках же в компании видят перспективу использования экзоскелетов, которые позволяют поднимать тяжелые предметы. «Пока массово не применяем, но такие эксперименты постоянно у нас идут», — рассказал представитель ПИК.

Подготовка кадров находится в приоритете деятельности компании «Технониколь», в ее планах — создание эффективной экосистемы для подготовки высококвалифицированных специалистов строительной отрасли, способных выполнять технически сложные проекты в сжатые сроки без потери качества.

«Сейчас отрасль испытывает острый дефицит рабочих специальностей. Этих специалистов невозможно подготовить в отрыве от практики и реального производства, — рассказал в ходе дискуссии управляющий партнер корпорации «Технониколь» Сергей Колесников. — Помимо этого, в строительном комплексе постоянно повышаются требования к эксплуатационным характеристикам зданий, растет сложность проектов. Столичный проект реновации жилья формирует новый запрос к комплексу навыков, умений и знаний специалистов отрасли. В связи с этим капитального обновления требуют образовательные стандарты, которые очевидно не успевают за технологическими изменениями в отрасли».

Читайте также:  Акт на подготовительные работы в строительстве

Отдельного внимания заслуживает обучение кадров, необходимых для цифровизации стройки, считает директор по цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак.

По его словам, при развитии цифровизации в строительстве подразумеваются две опции: оптимизация и трансформация. С точки зрения оптимизации «цифра» делает так, чтобы кирпичи клались правильно за меньшее количество времени и денег, были не контрафактными, а произведенными на российских заводах. С позиции трансформации разрабатываются новые модели, ведется переход на технологии информационного моделирования, применяются дроны для контроля строительства, используются машинный интеллект, большие данные, интернет вещей. Объединение этих и многих других технологий позволяет строить или управлять городским хозяйством быстрее, экономичнее и эффективнее, а их игнорирование может привести к непоправимым ошибкам.

Безусловно, такой цифровой инструментарий предполагает наличие большого кадрового фундамента, подготовки десятков тысяч профильных инженеров, проектировщиков, разработчиков, специалистов стройконтроля, надзора и экспертизы. «Огромный кадровый голод отрасль испытывает не только с рабочими руками, но и со специалистами в сфере «цифры». Наша задача — быстро учить этих людей», — сказал Николай Козак и напомнил, что потребность в специалистах, которые умеют работать на полном цикле, от проектирования до эксплуатации в ТИМ/BIM, около 50 тыс. Чтобы изменить ситуацию, «Дом.РФ» на базе стандартной образовательной платформы запускает «цифровую академию».

Качество специалистов улучшается, и те, кто много знают, стоят дорого, напомнили участники конференции, — зарплата специалистов выросла на 30–60%.

Кадровый дефицит заставляет менять свои учебные программы и различные учебные заведения. По мнению заместителя председателя комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП (р) Ивана Дьякова, ускоренная цифровизация совершила рывок в отрасли. «Многие учебные заведения совершают большую работу в подготовке таких специалистов, так что нет худа без добра, все равно осваивать эти темы надо», — считает эксперт.

Главный строительный вуз страны над этим успешно работает, рассказал ректор ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Павел Акимов. «Мы начали работать над актуализацией существующих образовательных программ, разработкой новых, ориентированных на нужды работодателей, и стараемся более гибко реагировать на потребности отрасли», — сказал руководитель МГСУ. Павел Акимов отметил, что основное, чем сейчас занимается вуз, — вопросы цифровизации. «С 1 января 2022 года становится обязательным применение технологии информационного моделирования, и в этом смысле мы ориентируемся на программу дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, потому что только так в столь краткие сроки можно достичь результата», — рассказал руководитель МГСУ. Также обновляются программы бакалавриата, магистратуры, чтобы наполнить цифрой традиционный образовательный процесс. В целом же, напомнил Павел Акимов, 85% наших выпускников работают по специальности — в стройкомплексах Москвы и России.

Дополнительное образование будет предоставлять и учебный центр компании «Технониколь». Развивая систему образования, «Технониколь» добивается сразу нескольких целей: специалисты повышают квалификацию и приобретают необходимые новые компетенции, дефицит специалистов строительной сфере сокращается, потребители получают качественные дома.

«На базе «Технограда» будут проводить обучение по 36 направлениям, в частности, в сфере современных технологий кровельных работ, установки водосточных систем, утепления и изоляции дома, применения монтажных пен, использования рулонных материалов для частного домостроения, утепления бань и саун и других областях. — рассказал директор Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. — В специально оборудованных классах можно повысить квалификацию, освоить новые направления в области строительства, изучить последние тренды стройиндустрии. Для представителей малого и среднего предпринимательства и самозанятых в центре разработаны комбинированные образовательные программы, а для слушателей без подготовки ― ознакомительные мастер-классы и расширенные курсы».

Ежегодно повышать квалификацию в центре смогут 2–3 тыс. человек в год.

В учебном центре будут обучать специалистов, работающих в области промышленного и гражданского, коттеджного и малоэтажного строительства, а также занятых в подрядных организациях, проектировщиков, сметчиков, работников дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, надзорных организаций. Обучение в центре будет проходить по 36 направлениям (скатные и плоские кровли, ремонт плоских кровель, фундаменты, полы, фасады, системы акустического комфорта, инверсионные и эксплуатируемые кровли, бани и т. д.). Учебный центр ставит перед собой несколько задач, одна из которых — обучить специалистов работать с современными материалами и технологиями. Если же посмотреть шире, то создание таких центров в перспективе может помочь хотя бы частично преодолеть кадровый голод и повысить качество строительных работ.

Источник: realty.rbc.ru

Рейтинг
Загрузка ...